Стимульный материал тест розенцвейга взрослый. Тест фрустрации розенцвейга

проективный конститутивный аддитивный фрустрационный

Текст экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга модифицирован в НИИ им. В. М. Бехтерева. Методика Розенцвейга, как и тест руки, является проективной, а потому весьма необходимой для качественного изучения личности испытуемых.

Теория фрустрации С. Розенцвейга, как и многие научные теории вообще, разумеется, не свободна от расширительного понимания ее значения в диагнозе и прогнозе личностного развития и роста. Но в целом опыт применения данной методики свидетельствует о ее ценности в дифференциальной диагностике акцентуаций характера, нарушений поведения (в том числе и социально опасных), невротических состояний, а также и в положительном плане установления оптимального состояния психического здоровья детей и взрослых.

Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций.

Настоящая методика впервые описана в 1944 г. С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации». Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не оконченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.

Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица находящиеся во фрустрационной ситуации.

Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает человека с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций - рисунки 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции.

Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.

1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение - подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу).

2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя: испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).

3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо или описывается как препятствие, не имеющее серьезного значения).

2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).

3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).

Р1з сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта. Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, М:

Е - экстрапунитивные реакции; I - интропунитивные; М -импунитивные.

Типы реакций обозначаются следующими символами: ОD - «с фиксацией на препятствии», ЕD - «с фиксацией на самозащите», и NP - «с фиксацией на удовлетворении потребности».

Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е", I", М"). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, m.

В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.

Описание смыслового содержания факторов

ОD «с фиксацией на препятствии»

ЕD «с фиксацией на самозащите»

NP «с фиксацией на удовлетворении потребностей

Е" - в ответе подчеркивается наличие препятствия. Пример: «Эта ситуация определенно фрустрирует меня (досаждает, беспокоит)».

Встречается главным образом в ситуациях с препятствием

Е - враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм. Пример: «Пошел к черту!», «Вы виноваты!»

Испытуемый актив но отрицает свою вину за совершенный проступок.

Пример: «Я не делал того, в чем вы меня обвиняете».

е - требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Пример: «Это вам надо решить этот вопрос».

I" - фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно-полезная, как приносящая удовлетворение (или заслуживающая наказания).

I - порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести.

i - субъект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность.

М" - трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию.

Пример: «Эта ситуация не имеет никакого значения».

М - ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена к минимуму, осуждение избегается.

Пример: «Ничего, на ошибках учимся».

m - выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать; или же что взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.

Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены на таблице (см. ниже). Слева на листке протокола испытуемого ставится знак «+», если ответ субъекта идентичен стандартному ответу. Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно хотя бы одного ответа, совпадающего по смыслу со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-». Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого. Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.

Профили. Частоты появления каждого из 9 счетных факторов заносятся в квадратики профилей. При этом каждый счетный фактор, которым был оценен ответ, принимается за один балл. Если же ответ оценен при помощи нескольких счетных факторов, то при этом исчислении любое разделение между счетными факторами вычисляется на пропорциональной основе, причем каждому из факторов придается равное значение.

Когда 9 квадратов профилей заполнены (см. лист ответов испытуемого), цифры суммируются в колонки и строчки. Так как число ситуаций равно 24, то возможный максимум для каждого случая - 24, и, исходя из этого, вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы. Вычисленное таким образом процентное отношение Е, I, М, ОD, ЕD, МР представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

Образцы. На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивиые, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е - 14, I - 6, М - 4 записываются: Е > I > М.

2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Знаковые символы записываются также, как и в предыдущем примере. Например, мы получили ОD-10, ЕD - 6, NP - 8. Записывается: ОD > NP > ЕD.

3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления ответа. Записывается, например: Е > Е" > М.

4. Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим числом.

Анализ тенденций. Во время опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя от одного типа или направления реакций к другому. Подобное изменение имеет большое значение для пониманий реакций фрустрации, так как показывает отношение испытуемого к своим собственным реакциям. Например, испытуемый может в начале опыта давать экстрапунитивные реакции, а затем, после девяти или десяти ситуаций, которые вызывают у него чувство вины, начинает давать ответы интропунитивного типа. Анализ предполагает выявление существования таких тенденций и выяснение их природы. Тенденции записываются в виде стрелы, выше древка которой указывают численную оценку тенденции, определяемую знаком «+» (положительная тенденция) или «-» (отрицательная тенденция).

Формула вычисления численной оценки тенденции: (а - b)/(а + b), где а - количественная оценка в первой половине протокола, b - количественная оценка во второй его половине. Для того чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показательная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку 0,33.

Анализируется пять типов тенденций.

Тип 1-й. Рассматривается направление реакции в графе ОD. Например, фактор Е" появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно +0,11. Фактор I" появляется в целом только один раз, фактор М" появляется три раза. Тенденция 1-го Типа отсутствует.

Тип 2-й. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, М.

Тип 3-й. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m.

Тип 4-й. Рассматриваются направления реакций без учета граф.

Тип 5-й. Поперечная тенденция рассматривает распределение факторов в трех графах, не учитывая направления; например, рассмотрение графы ОD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 - во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ЕD и NP.

Интерпретация

Испытуемый сознательно или подсознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.

Первый этап состоит в изучении GCR, который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружающими его лицами, что он недостаточно адаптирован к своему социальному окружению. Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I, М), имеют значения, вытекающие из теоретических представлений о фрустрации.

Так, например, если мы получаем у испытуемого оценку М - нормальную, Е - очень высокую, I - очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект во фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. Можно предполагать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.

Оценка ОD (тип реакции «с фиксацией на препятствие») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку ОD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает, более чем нормально, идея препятствия.

Оценка ЕD (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».

Оценка NP - признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешить фрустрациоиные ситуации.

Третий этап интерпретации - изучение тенденций. Оно может иметь большое значение для понимания отношения испытуемого к своим собственным реакциям. Длительность обследования 20-30 минут.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению.

Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению его потребностей, к достижению цели.

№ рисунка

БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка ответов испытуемого. Таблица профилей

Тенденции 1.

Общий образец поведения:

Таблица для пересчета в проценты

Классификация:

Разработан Розенцвейгом в 1944 году. Изначально только взрослый вариант, без определения четких возрастных границ. Первая адаптация для нашей страны была проведена Тарабиной Н.В. (1975). Детский вариант был предложен Розенцвейгом в 1948 году. Заявленные возрастные границы для детского варианта – 4-14 лет. Л.А. Ясюкова заявляет о более узком возрастном диапазоне – 6-12 лет. Если ребенок младше 12, но уже учится в 7 классе, то ему следует давать взрослый вариант [Ясюкова].

Предмет диагностики: вырабатывает специфические эмоциональные и поведенческие способы реагирования на фрустрирующие ситуации – в узком смысле. Индивидуальные особенности психических процессов и состояний, возникающих при фрустрации – в широком смысле.

Диагностические задачи:

1.Оценка выраженности различных видов эмоционального реагирования, на основе которой строится индивидуальный профиль реакций и делается вывод о наличии эмоционально-когнитивных стереотипов реагирования на фрустрацию.

2.Оценка степени социальной адаптированности личности.

3.Анализ отношений личности к себе и к социальному окружению.

4.Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конфликтов личности и анализ основных средств их разрешения и компенсации.

5.Оценка фрустрационной толерантности.

6.Прогностика поведения личности в экстремальных условиях социального взаимодействия.

Стимульный материал представляет собой 24 картинки, на которых изображены люди во взаимодействии друг с другом. В левом квадрате верхней части написана фраза, которая представляет ситуацию неприятной либо для всех участников, либо для того участника, над которым изображен пустой квадрат. Его ответ испытуемый и должен придумать. Особенность методики в том, что изображения выглядят неопределенно: контурные и схематичные, без нарисованных деталей, позы невыразительны. Это ведет к широте трактовки событий.

Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы. А. Ситуация препятствия «я» (эго-блокинговые). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуацийэтого типа. Например, ситуация 1. Б. Ситуация препятствия «сверхя» (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призываюткответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8. Например, ситуация 2.

Между этими двумя типами ситуаций имеется связь, т.к. ситуация «суперэгоблокинговая» предполагает, что ей предшествовала ситуация препятствия «я», где фрустратор былобъектом фрустрации. В исключительных случаях субъект можетинтерпретировать ситуацию препятствия «сверх я» и обратно.

Испытуемому вручается серия рисунков и даётся следующая инструкция: «Каждый из рисунков состоит из двух или более человек. Один человек всегда изображен говорящим определённые слова. Вам надо написать в пустом пространстве первый пришедший Вам на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее». Оговорка в инструкции относительно юмора возникла неслучайно. Комичные ответы, даваемые некоторыми респондентами, и, возможно, вызываемые карикатурным видом рисунка, трудно поддаются подсчету.

Методологическую основу методики составили теоретические взгляды С. Розенцвейга на природу фрустрации. Фрустрация обычно понимается, как психическое состояние, возникающее вследствие реальной или мнимой помехи, препятствующей достижению цели. Но Розенцвейг понимал этот термин гораздо шире: фрустрирующая ситуация – это любые вмешательства, ограничения, неожиданно происходящие события, нарушающие самоощущение и жизнедеятельность человека.

С. Розенцвейг выделяет три уровня индивидуальной защиты от фрустратора: 1) клеточный; 2) организменный; 3) кортикальный, или личностный. Методика предназначена для изучения реакций человека, формирующихся на третьем уровне защиты.

Розенцвейг предлагает эти реакции классифицировать по трем направлениям и трем типам. По направлению :

Экстрапунитивные (E) – Реакции, направленные вовне (Все кругом виноваты, они должны всё исправить.) Высказываются негативные эмоции, по поводу возникшей ситуации, происходящих событий и причин, их породивших. Окружающие люди критикуются, поучаются, высмеиваются.

Интропунитивные (I) – Реакции, направленные на себя (Я сам во всём виноват, сам исправлю ситуацию.) Человек считает себя источником неприятностей, признает свою вину, принимает на себя ответственность за исправление ситуации.

Импунитивные (M) – Реакции без направления, в «никуда» или отсутствие реакции вообще (Ничего не случилось, никто не виноват, ничего не надо делать.) Ситуация рассматривается, как незначительная, неприятности – как несущественные или неизбежные, в случившемся никто не обвиняется.

По типу :

Реакция с фиксацией на препятствии (O-D) – в реакции содержится эмоциональная оценка того, что произошло, выражается отношение именно к событию, а не к людям.

Реакция с фиксацией на самозащите (E-D) – обсуждаются люди, оказавшиеся в неприятной ситуации. Все высказывания имеют личную направленность: на окружающих или на самого себя.

Реакция с фиксацией на разрешении ситуации (N-P) – Ищется рациональный способ разрешения проблемы или конфликта. Человек может обращаться за советом, предлагает совместно обсудить ситуацию.

Оценка теста и обработка результатов исследования состоит из двух последовательных этапов:

1) Качественная обработка (Кодирование ответов) – перевод высказываний в систему символов, характеризующих тип и направленность фрустрационных реакций.

2) Количественная обработка (Подсчет процентного распределения реакций по каждому направлению и каждому типу)

Качественная обработка

Необходимо определять, к какому типу реакции относится высказывание испытуемых. Трем типам реакции соответствуют три столбца в бланке ответов. Первый столбец (O-D) Сюда попадают ответы, в которых дается эмоциональная оценка событиям. Второй столбец (E-D) Сюда попадают ответы, в которых оцениваются люди, попавшие в неприятную ситуацию. Третий столбец (N-P) Сюда попадают ответы, в которых предлагается рациональное решение проблемы или конфликта, предпринимается попытка преобразовать ситуацию.

Кодирование в столбце O-D : Е" – ответы, в которых всё происходящее оценивается как крайне неприятное. Отрицательное отношение к случившемуся, неприятные эмоциональные переживания могут выражаться как восклицаниями («Ужасно!»), так и акцентированием внимания на каком-либо фрустрирующем аспекте ситуации. («Но мне для работы нужны книги!»). I’– несмотря на имеющееся препятствие, фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятная, выгодная, полезная. Образец: «Эта ситуация, по существу, благо, из нее можно извлечь выгоду» («Зато теперь тебе купят новую куклу»). В ответе также может подчеркиваться причастность субъекта к фрустрации другого лица. Образец: «Мне очень жаль, что ты так расстроилась из-за этой куклы»). М" – фрустрирующее действие препятствия сводится к минимуму, вплоть до полного отрицания ее существования. Образец: «Эта ситуация не имеет никакого значения и меня практически не беспокоит» («Ничего страшного»).

Кодирование в столбце E-D : Е – обвинения, порицания, враждебность, угрозы и другие открытые проявления агрессии направлены против другого лица или предмета в окружении. Образец: «Это все надо порицать. Вы виноваты в том, что произошло», или «Больше не повторяйте ничего подобного» («Ты сама виновата», «А ты сломала мою куклу»). E_ (Подчеркнутая E) – субъект активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Этот фактор встречается, как правило, в ситуациях обвинения. Образец: «Я не делал того, в чем вы меня обвиняете» («Я не разбивала твоей куклы!»). I – агрессия в форме порицания, осуждения, обвинения обращается субъектом на самого себя. Доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Образец: «Это меня надо осуждать, винить за то, что произошло» («Извини, я больше так не буду»). _I_ (Подчеркнутая I) – субъект признает свою вину, но при этом отрицает свою ответственность, ссылаясь на объективные, смягчающие обстоятельства. Фактор встречается обычнов ситуациях обвинения. Образец: «Да, я виноват, но я сделал это не нарочно, я не желал зла» («Я нечаянно, я не хотела разбивать»). М – ответственность лиц, вовлеченных во фрустрирующую ситуацию, отвергается, какое-либо осуждение избегается. Образец: «Никого (ни вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло» («Ладно, такое с каждым может случиться»)

Кодирование ответов в столбце N-P: i – субъект пытается самостоятельно найти выход из фрустрирующей ситуации (по большей части из-за собственного чувства вины). Образец: «Я беру на себя ответственность за исправление этой ситуации» («Я ее сейчас починю»). е – разрешение фрустрирующей ситуации в подчеркнутой форме ожидается от другого лица. Образец: «Это вы должны решить эту проблему» («А ты ее почини»). m – выражается надежда, что время или нормальный ход событий сами собой приведут к решению проблемы, надо только подождать, или же взаимопонимание устранят фрустрирующую ситуацию. Образец: «Проблема решится сама собой» или «Давай спокойно поговорим, подумаем и положение будет исправлено» («Подожди, придет папа и починит тебе куклу»)

Количественная обработка. Необходимо подсчитать сколько раз каждый символ встречался в протоколе испытуемого. Если ответ обозначен одним символом, то этот символ оценивается в 1 балл, если двумя, то каждый из них оценивается в 0,5 баллов. Далее баллы суммируются и записывается в таблице профилей.

После подсчета баллов и перевода суммарных численных значений трех строк и столбцов в проценты происходит процедура интерпретации результатов, согласно стандартному образцу относительно нормативных значений. Особое внимание необходимо уделить показателю КГА – коэффициент групповой адаптации – который свидетельствует о степени совпадении реакций респондента с наиболее часто встречающимися в выборке стандартизации.

Сферы применения:

1. Изучение личности больного невроза или пациена, имеющего невротическую симптоматику. Применение методики позволяет выделить основные источники проблем и конфликтов личности и изучить способы их разрешения и компенсации.

2. Психотерапия. С помощью методики может быть определенно направление коррекционного воздействия. Некоторая информация о личностных особенностях, полученная с помощью методики, позволит прогнозировать контакт с пациентом и выбрать адекватные способы воздействия.

3. Социально-психологический эксперимент. Методика используется для определения индивидуальной и социальной адаптированности личности и анализа особенностей социальной перцепции.

4. Диагностика деловых и профессиональных качеств личности. Методика позволяет прогнозировать поведение личности во фрустрирующих ситуациях, связанных с изучаемой профессиональной деятельностью. По выраженности отдельных реакций в профиле может быть составлена и более детальная характеристика деловых качеств.

Достоинства:

1. В методике Розенцвейга наиболее удачно формализована и стандартизована процедура обработки и интепретации ответов испыьуемого по сравнению с другими проективными методиками.

2. Обработка результатов производится проще, легко разбивается на этапы.

3. Используются стандартные оценочные категории, рассогласований по применению которых практически не происходит.

4. Быстрота легкость выполнения, возможность группового обследования.

Недостатки:

1. Слабый контроль за процессом реакций. Стимульный материал располагает испытуемого к прямой идентификации с персонажем. В результате он может начать отвечать от себя, привлекая совсем ненужные здесь самооценочные механизмы и пропуская свои ответы через фильтр защитных механизмов. Корректируется за свет акцентирования внимания на этом в инструкции и нескольких напоминаний во время выполнения самого теста.

2. Стимульные карточки имеют свой (хоть и довольно широкий) диапазон пригодности. Ситуация на карточке не всегда воспринимается испытуемым как фрустрирующая. Это объясняется либо определенной стратегией реагирования, которая уменьшает эмоциональное воздействие ситуации через ее восприятие как незначительной, либо отсутствием в социальном опыте аналогичных ситуаций.

Примечание: в знаменателе - количество стандартных пунктов, в числителе - количество баллов совпадений.

Профили

Суммарные баллы каждого из девяти счётных факторов за­писываются в таблицу профилей на протокольном бланке. В этой же таблице указывают общий суммарный балл и процент (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).

Таблица профилей

Тип реакции

Сумма

Станд.

Сумма

Станд.

Средние статистические данные теста для групп здоровых лиц (в %)

Направление реакции

Тип реакции

С. Розенцвейг 75 (9/12)

Н.В. Тарабрина 62-64 (8/14)

Нормативные показатели для категорий (в %)

Возраст

Направление реакции

Тип реакции

6-7 лет

8-9 лет

10-11 лет

12-13 лет

Средние значения GCR для детей разного возраста

Образцы

На основании таблицы профилей определяются образцы.

Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный.

Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных направлений независимо от типа реакций.

Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.

Образец 3: отражает относительную частоту наиболее час­тых трех факторов независимо от типов и направлений.

Три основных образца позволяют легче отметить преобла­дающие способы ответов по направлению, типу и их комбинации.

Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокин-говых ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реак­циями.

Анализ тенденций

Во время опыта субъект может заметно изменить своё по­ведение, переходя от одного типа или направления реакции к другому. Всякое такое изменение имеет большое значение для понимания фрустрации, так как показывает отношение субъекта к своим собственным реакциям.

Например, испытуемый может начать опыт, давая экстра-пунитивные реакции, затем после 8 или 9 ситуаций, которые воз­буждают в нём чувство вины, начать давать ответы интрапуни-тивные.

Анализ предполагает выявить существование таких тенден­ций и выяснить их природу. Тенденции отмечаются (записывают­ся) в виде стрелы, выше древка стрелы указывают численную оценку тенденции, определённую знаком "+" или "-". "+" - поло­жительная тенденция, "-" - отрицательная тенденция.

Формула вычисления численной оценки тенденций:

где a - количественная оценка в первой половине протокола; b - количественная оценка во второй половине протокола. Для того чтобы быть рассмотренной как показательная, тенденция должна вмещаться по крайней мере в 4 ответа и иметь минимальную оценку ± 0,33.

Существует 5 типов тенденций:

    Тип 1 - рассматривают направление реакции в шкале О - D (факторы E", I", M"),

    Тип 2 - рассматривают направление реакции в шкале Е - D (факторы E, I, M),

    Тип 3 - рассматривают направление реакции в шкале N - Р (факторы e, i, m),

    Тип 4 - рассматривают направление реакции, не учитывая графы,

    Тип 5 - рассматривают распределение факторов в трех гра­фах, не учитывая направление.

Интерпретация результатов

Испытуемый более или менее сознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики. На основе этого положения полученный профиль ответов счита­ют характерным для самого субъекта. К достоинствам методики С. Розенцвейга относится высокая ретестовая надёжность, спо­собность поддаваться адаптации на различных этнических попу­ляциях.

Содержательные характеристики отдельных показателей методики, теоретически описанные автором, соответствуют в ос­новном своим непосредственным значениям, описанным в разде­ле подсчёта показателей. С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе отдельные реакции, регистрируемые в тесте, не являются призна­ком «нормы» или «патологии», они в этом случае - нейтральны. Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели, их общий профиль и соответствие стандартным нормативам группы. Последний из указанных критериев, по мнению автора, является признаком адаптивности поведения субъекта к социаль­ному окружению. Показатели теста отражают не структурные личностные образования, а индивидуальные динамические харак­теристики поведения, и поэтому данный инструмент не предпола­гал психопатологическую диагностику. Однако обнаружена удов­летворительная различительная способность теста по отношению к группам суицидидентов, раковых больных, сексуальных манья­ков, престарелых, слепых, заикающихся, что подтверждает целе­сообразность его применения в составе батареи инструментов в диагностических целях.

Отмечается, что высокая экстрапунитивность в тесте часто связана с неадекватной повышенной требовательностью к окру­жению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстра-пунитивности наблюдается у испытуемых после социального или физического стрессорного воздействия. Среди правонарушителей встречается, видимо, маскировочное занижение экстрапунитив-ности относительно норм.

Повышенный показатель интропунитивности обычно ука­зывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъ­екта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуваже­ния (Бороздина Л.В., Русаков С.В., 1983). У больных с астениче­ским синдромом этот показатель особенно завышен.

Доминирование реакций импунитивного направления озна­чает стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.

Типы реакций и показатель GCR, отличные от стандартных данных, бывают характерны для лиц с отклонениями в различных сферах социальной адаптации, в частности - при неврозах.

Регистрируемые в протоколе тенденции характеризуют ди­намику и эффективность рефлексивной регуляции субъектом сво­его поведения в ситуации фрустрации. По предположению неко­торых авторов, выраженность тенденций в тесте связана с неста­бильностью, внутренней конфликтностью демонстрируемого эта­лона поведения.

При интерпретации результатов применения теста в качест­ве единственного инструмента исследования следует придержи­ваться корректного описания динамических характеристик и воз­держиваться от выводов, претендующих на диагностическую цен­ность.

Принципы интерпретации тестовых данных одинаковы для детской и взрослой форм теста С. Розенцвейга. В основе лежит представление о том, что испытуемый сознательно или бессозна­тельно идентифицирует себя с изображенным на картинке персо­нажем и потому в своих ответах выражает особенности собствен­ного «вербального агрессивного поведения».

Как правило, в профиле большинства испытуемых в той или иной степени бывают представлены все факторы. «Полный» профиль фрустрационных реакций с относительно пропорцио­нальным распределением значений по факторам и категориям свидетельствует о способности человека к гибкому, адаптивному поведению, возможности использовать различные способы пре­одоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации. На­против, отсутствие в профиле каких-либо факторов указывает на то, что соответствующие способы поведения, даже если они по­тенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях фрустрации скорее всего не будут реализованы.

Профиль фрустрационных реакций каждого человека инди­видуален, однако можно выделить общие черты, свойственные поведению большинства людей во фрустрирующих ситуациях.

Анализ показателей, зафиксированных в профиле фрустрационных реакций, предполагает также сопоставление данных ин­дивидуального профиля с нормативными значениями. При этом устанавливается, насколько значение категорий и факторов инди­видуального профиля соответствуют средним групповым показа­телям, имеет ли место выход за пределы верхней и нижней гра­ницы допустимого интервала.

Так, например, если в индивидуальном протоколе отмеча­ется низкое значение категории Е, нормальное значение I и высо­кое М (все по сравнению с нормативными данными), то на осно­вании этого можно заключить, что данный испытуемый в ситуа­циях фрустрации склонен преуменьшать травмирующие, непри­ятные аспекты этих ситуаций и тормозить обращенные к окру­жающим агрессивные проявления там, где другие обычно выра­жают свои требования в экстрапунитивной манере.

Превышающее нормативы значение экстрапунитивной ка­тегории Е является показателем повышенных требований, предъ­являемых субъектом к окружающим, и может служить одним из косвенных признаков неадекватной самооценки.

Высокое же значение интропунитивной категории I, напро­тив, отражает склонность испытуемого предъявлять чрезмерно завышенные требования к самому себе в плане самообвинения или принятия на себя повышенной ответственности, что также рассматривается в качестве показателя неадекватной самооценки, прежде всего ее снижения.

Категории, характеризующие типы реакций, также анали­зируются с учетом их содержания и соответствия стандартным показателям. Категория 0-D (фиксация на препятствии) показыва­ет, в какой степени субъект склонен в ситуациях фрустрации со­средоточиваться на имеющемся препятствии. Если оценка 0-D превышает установленную нормативную границу, то следует по­лагать, что испытуемый склонен чрезмерно фиксироваться на препятствии. Очевидно, что повышение оценки 0-D происходит за счет снижения оценок E-D N-Р, т. е. более активных типов от­ношения к препятствию. Оценка E-D (фиксация на самозащите) в интерпретации С. Розенцвейга означает силу или слабость «Я». Соответственно, повышение показателя E-D характеризует сла­бую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях препятствия сосредоточиваться в первую очередь на защите соб­ственного «Я».

Оценка N-P (фиксация на удовлетворении потребности), со­гласно С. Розенцвейгу, является признаком адекватного реагиро­вания на фрустрацию и показывает, в какой степени субъект про­являет фрустрационную толерантность и способен решать воз­никшую проблему.

Общая оценка категорий дополняется характеристикой по отдельным факторам, что позволяет установить вклад каждого из них в суммарный показатель и более точно описать способы реа­гирования субъекта в ситуациях препятствия. Повышение (или, напротив, понижение) оценки по какой-либо категории может быть связано с завышенным (или, соответственно, заниженным) значением одного или нескольких составляющих ее факторов.

Вопросы изучения понятия и диагностики фрустрации являются актуальным проблемами психологии как в теоретическом, так и практическом плане. Предназначением метода С. Розенцвейга, в том числе детского варианта, является изучение эмоциональных реакций и стереотипов поведения личности при столкновении с преградами, блокирующими удовлетворение потребностей и ограничивающих активную деятельность. Этот тест поможет полнее осознать особенности поведения тестируемого и характерные тенденции эмоциональных реакций в травмирующей ситуации фрустрации.

Тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга: что представляет собой и для чего предназначен (вообще и для детей в частности)

Начало разработке теории фрустрации Сола Розенцвейга было положено в 1934 году, процедура технического совершенствования идеи заняла ещё четыре года и к 1938 году она получила окончательную формулировку. Отличительными чертами метода были научная аргументированность, методологическая системность и стройность. Цель метода - определение содержания понятия фрустрации и диагностика травмирующих психологических состояний личности, вызванных ситуаций потери и поражения. Понимание самого термина в научной литературе неоднозначно, буквальное значение слова «фрустрация» означает разочарование, разрушение надежд на достижение цели, т. е. подразумевает стрессовую ситуацию, при которой происходит нарушение ранее намеченных действий, крушение планов. Такая интерпретация термина в научном сообществе популярна, но не все психологи-теоретики её принимают. С точки зрения многих авторов, фрустрацию необходимо воспринимать как органическую часть более широкой проблемы, такой как степень психологической устойчивости личности к преодолению жизненных проблем, умение держать удар и реакция на травмирующий вызов.

Жизненные трудности относятся к двум качественным уровням:

  • Категория преодолимых проблем, даже если разрешение такой ситуации потребует от личности большой психологической мобилизации и напряжения сил.
  • Непреодолимые трудности, при столкновении с которыми личность расписывается в своей беспомощности и полном бессилии.

Внимание учёных, специализирующихся на изучении фрустрации, фокусируется именно на непреодолимых барьерах, препятствующих удовлетворению потребностей. Кроме того, следует различать понятия фрустратор, т. е. внешний возбудитель ситуации, и собственно фрустрация, которая означает внутреннюю реакцию личности. Итак, под термином фрустрация в дальнейшем мы будем понимать именно психологическое состояние личности, которое спровоцировано внешней преградой и воспринимается как непреодолимая трудность в реализации планов.

Учёные интерпретируют понятие фрустрации как ситуацию возникновения непреодолимых барьеров, препятствующих удовлетворению потребностей личности

Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Rosenzweig S.

The picture-association method and its application in a study of reaction to frustration // J. Pers. 1945. V.14.

Поведенческая модель при фрустрации может развернуться по двум наиболее вероятным сценариям:

  • Зрелое, рациональное, созидающее, аналитическое и взвешенное, предусматривающее гибкость и вариативность поведения.
  • Инфантильное, агрессивное, жёсткое и истеричное.

Розенцвейг предлагает свою типологию психологической защиты:

  • Элементарный клеточный уровень - организм автоматически включает физиологические механизмы защиты при инфицировании.
  • Общая защита в ситуации внешней физической враждебности - психологическая реакция характеризуется эмоциональным фоном страха, тревожности, гнева, а на физиологическом уровне реакцией типа «стресс».
  • Высший уровень активизируется при необходимости реагировать на психологические угрозы своему «я», собственно это и есть уровень теории фрустрации.

Розенцвейг отмечает два вида фрустрации:

  1. Утрата - человека лишили необходимых условий для удовлетворения своей потребности, например, жажда, вызванная отсутствием воды.
  2. Блокировка - существуют барьеры на пути осуществления желаемой цели.

Реакция личности в ситуации необходимой защиты «я» сложная, классификация этой реакции по направленности и легла в основу теста Розенцвейга:

  • Экстрапунитивная - внешненаправленное поведение жертвы, тестируемый эмоционально обвиняет в испытываемом им лишении внешние обстоятельства или окружение. Ответы сопровождаются состоянием аффекта и скрытой агрессии.
  • Интрапунитивная - внутренняя направленность обвинения, состояние вины, самобичевание, угрызения совести, повышенная самокритичность, переходящая в состояние уныния.
  • Импунитивная - попытка прийти к примиряющему компромиссу, избегая высказывания прямых обвинений как в сторону других, так и себя.

Экстрапунитивная реакция сопровождается обвинениями в адрес другого человека

Типология реакций также имеет свою классификационную шкалу:

  • Акцентирование фактора преграды - концентрация внимания на препятствии, его ярко выраженное доминирование вне зависимости от значимости или оценки (важное, неважное, благоприятное или нет).
  • Самозащита - стремление защитить своё «я», уход от обвинения и упрёков, снятие ответственности за ситуацию.
  • Настойчиво-инерционное - упорное сосредоточение на необходимости удовлетворения потребности, поиск продуктивного решения конфликтной ситуации, обращение за помощью или надежда на то, что время и обстоятельства станут решающими факторами в разрешении проблемы.

Довольно часто в ответах встретятся два полярных варианта реакции в стремлении добиться удовлетворения потребностей:

  1. Адаптивная инерционность. Действия испытуемого продлятся в поиске эффективного способа разрешения ситуации, невзирая на помехи и препятствия.
  2. Неадаптивная инерционность. Действия характеризуются настойчивым упрямством и психологической ригидностью. Упорное воспроизведение неэффективной и упрощённой модели поведения.

В установке личности на защиту своего «я» также два типа ответа:

  1. Адаптивный - оправдание существующего результата личными обстоятельствами, например, тем, что испытуемый не обладает необходимой ресурсной базой способностей для реализации своего предприятия. Ответ будет считаться адаптивным в случае обращения индивида к самому себе в поиске причин неуспеха и признании собственной ответственности.
  2. Неадаптивный - собственную несостоятельность личность будет оправдывать внешними обстоятельствами, например, ошибками, допущенными другими.

Стоит заметить, что одна и та же провокация может вызвать различную поведенческую реакцию в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

  • Активное поведение характеризуется поиском отдушины, уходом в деятельность, отвлекающую от болезненных переживаний и мыслей, замещающую собой чувство разочарования и неудовлетворённости.
  • Депрессивное состояние вызовет апатию, чувство собственного бессилия, печали, ощущения обесценивания и бессмысленности любых действий. Такое состояние часто переходит в отчаяние.
  • Регрессия приведёт к психологическому застыванию в инфантильном поведении, примитивном и бесполезном в своей беспомощности.

Интрапунитивная реакция характеризуется самообвинением, часто сопровождается унынием и депрессией

Эмоциональность и агрессивность также являются распространёнными формами фрустрации.

Важным критерием типологической классификации фрустрации является не только содержательный аспект или направленность, но и продолжительность психического состояния:

  • типичная для темперамента и характера личности;
  • нетипичная, но в перспективе велика вероятность её закрепления в качестве новой черты характера;
  • случайная, нестабильная (например, агрессия для человека более склонного к депрессивным реакциям или, наоборот, депрессия для несдержанного и грубого человека, часто проявляющего враждебность и склонность к насилию).

Розенцвейг ввёл показатель переносимости, устойчивости к фрустрации без утраты психической адекватности:

  • Наиболее благожелательное поведение отличается уравновешенностью, рассудительностью, готовностью рассматривать ситуацию как полезный жизненный опыт, без самоуничижения.
  • Самоконтроль, мобилизация усилий для сдерживания чрезмерно эмоциональной реакции, импульсивности. Такое поведение характеризуется состоянием чрезмерного напряжения сил.
  • Показная бравада, демонстрирующая безразличие, которое скрывает злость и разочарование.

Актуальным является вопрос о воспитании здоровой и конструктивной фрустрации, т. к. в научной литературе довольно популярна гипотеза о радикальном влиянии ранних детских реакций на стереотипное взрослое поведение. Частые травмирующие фрустрации раннего возраста в дальнейшем могут иметь негативное болезненное значение. Невозможно воспитать зрелую, самодостаточную личность, не сформировав у неё навыков продуктивного разрешения трудных ситуаций, препятствующих её полноценной жизни.

Порядок проведения детского варианта теста

Адаптированная для детей техника теста С. Розенцвейга стартовала в 1948 году. Методика базировалась на убеждении в том, что рисуночный вариант будет хорошо воспринят детьми в качестве игры в комиксы, поэтому рассчитывали получить более непосредственные и откровенные ответы, чем у взрослых испытуемых. Детский тест предусмотрен для работы с детьми четырёх - четырнадцати лет, с пятнадцати лет целесообразно применять взрослый вариант методики, с двенадцати лет допускается использование взрослого теста. При определении варианта тестирования необходимо учитывать степень интеллектуальной и психологической готовности ребёнка к тому или другому способу проведения исследования.

Тест использует в качестве стимульного материала серию из двадцати четырёх простых графических карточек с обыденными сюжетами из жизни, которые рассчитаны на прямые, однозначные ответы испытуемого. На каждом рисунке изображены два персонажа, как правило, это ребёнок и взрослый или ребёнок одного пола и ребёнок противоположного пола. Над левым героем расположено диалоговое окно с текстом, а над правым персонажем пустое поле, в которое необходимо вписать слова тестируемого. Мимическое выражение лица рисованных участников сцены отсутствует, для того, чтобы испытуемый проявил собственное отношение к ситуации.

Препятствие «сверх я» - ситуации, когда главный герой становится объектом критики и обвинения. Соответственно таких карточек девять: 3, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 19, 22.

Сцены иллюстраций под номерами 11 и 15 классифицируются как неопределённые, поэтому не включены в первую или вторую группы.

Стимульный материал к детскому тесту С. Розенцвейга

Рисунок из группы препятствие «я» № 1 Рисунок из группы препятствие «я» № 2 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 3 Рисунок из группы препятствие «я» № 5 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 8 Рисунок из группы препятствие «я» № 16 Рисунок из группы препятствие «я» № 17 Рисунок из группы препятствие «я» № 18 Рисунок из группы препятствие «я» № 20 Рисунок из группы препятствие «я» № 21 Рисунок из группы препятствие «я» № 23 Рисунок из группы препятствие «я» № 24 Рисунок из группы препятствие «я» № 10 Рисунок из группы препятствие «я» № 4 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 6 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 7 Рисунок из группы препятствие «я» № 9 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 12 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 13 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 14 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 19 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 22 Рисунок из группы неопределённые сюжеты № 11 Рисунок из группы неопределённые сюжеты №15

Между двумя этими группами существует логическая взаимосвязь, когда сцену типа «сверх я» предваряла сцена блокировки «я», где фрустратор выступал в роли источника преграды и лишения. Кроме того, разграничение на две группы не является строго однозначным, поскольку сцене обвинения предшествовала сцена лишения или препятствия, таким образом, тот, кто находится в позиции обвинителя, может оказаться в положении обвиняемого в зависимости от интерпретации тестируемого.

Психолог передаёт ребёнку карточки и говорит: «На рисунках изображено двое или несколько человек, которые что-то говорят друг другу или делают. Слова одного мы можем узнать, поскольку они написаны, а вот ответы второго нам неизвестны, как ты думаешь, что он сказал, постарайся отвечать быстро, не долго думая».

Целью эксперимента является желание снять стереотипную социальную установку, закреплённую в сознании ребёнка, и облегчить символическое перенесение «я» испытуемого на одного из героев сюжетной картинки. Необходимо объяснить тестируемому, что не может быть правильных и неправильных ответов «на оценку», все его ответы важны, принимаемы и ценны. Дополнительные комментарии исследователя в атмосфере дружественной беседы помогут ребёнку снять страх перед плохим или неправильным ответом, избежать психологического напряжения ситуации экзамена. Такие негативные опасения и зажимы тестируемого могут привести к его бессознательной неискренности, скрытности в действиях, следовательно, необъективности полученных результатов исследования.

Если уровень владения техникой чтения или письма ребёнка не позволяет ему самостоятельно заносить ответы на карточки, то психолог это делает за него, фиксируя затем итоги в протоколе. Авторские рекомендации к детскому варианту теста предлагают с детьми до восьми лет проводить устный опрос. В старшем возрасте тестируемый самостоятельно записывает ответы, даже в условиях индивидуального способа ведения исследования. После того как работа над тестом завершена, ребёнок зачитывает свои ответы вслух, а психолог делает необходимые записи и пометки в протоколе.

В целом тестирование проходит в течение пятнадцати - двадцати минут. Техника процедуры тестирования предусматривает как индивидуальные, так и групповые методы работы. Групповой способ организации исследования допускается с девятилетнего возраста и в количестве четырёх - шести детей. Довольно распространённой является ситуация, когда ребёнок при положительном восприятии исследования, затрудняется дать свои разъяснения по сюжетной картинке под первым номером. Это может быть связано как с недопониманием просьбы и инструкций психолога, так и с неоднозначностью интерпретации самой сцены. Для преодоления подобной проблемы стоит уделить внимание уточнению задания путём наводящих вопросов, если подобная стимуляция окажется нерезультативной, то перейти к карточке под вторым номером. К ответу по первому рисунку стоит вернуться в конце исследования. Отказ от ответа несёт полезную информацию об особенностях личности ребёнка или условий его жизни, поэтому также должен фиксироваться в протоколе.

Возможно и неправильное толкование сюжета карточки, например, когда ребёнок относит события карточки № 17 на утреннее время, а не вечернее, таким образом, искажается смысл самой ситуации, в итоге она утрачивает своё исследовательское значение. В протоколе записывается оригинальный ответ, в конце процедуры исследования путём наводящих вопросов уточняется правильное понимание испытуемым сюжета, затем фиксируется итоговый вариант. Важно заметить, что все корректирующие действия производятся только после получения и фиксирования первоначального варианта всех ответов по предложенным рисункам.

Обработка результатов фрустрационного теста С. Розенцвейга и их интерпретация

На символическом языке буквенного обозначения классификация направленности реакций будет выглядеть таким образом:

  • Е - экстрапунитивное поведение;
  • I - интрапунитивное поведение;
  • M - импунитивное поведение.

Типология реакций представлена такой буквенной комбинацией:

  • OD - акцентирование фактора преграды;
  • ED - самозащита;
  • NP - настойчиво-инерционное поведение.

Различные комбинации этих шести категорий дают девять основных и два дополнительных варианта.

Первый этап проведения исследования определяет направленность реакций (E, I, M), а второй уточняет типологию (OD, ED, NP).

Сочетание двух вариантов ответа получает отдельное буквенное обозначение:

  • Обозначение «прим» (E`, I`, M`) присоединяется при условии сочетания экстрапунитивного, интрапунитивного или импунитивного ответа с фиксацией на преграде;
  • Вариант реакции с доминированием самозащиты - E, I, M;
  • Реакция с настойчивым стремлением добиться реализации планов фиксируется строчными буквами - е, i, m;
  • Экстрапунитивное и интропунитивное поведение в сочетании с реакцией обвинения получили два дополнительных варианта обозначения - Е, I (с чёрточкой внизу). Ситуация характеризуется упорным самооправданием, отрицанием своей вины.

При интерпретации данных в детском тесте используется подход аналогичный взрослому.

Оценочную шкалу удобно проиллюстрировать на примере анализа ответов, относящихся к восьмому рисунку. Карточка графически изображает сцену диалога двух девочек, перед которыми лежит разбитая кукла. Располагающаяся левее героиня обращается к собеседнице с обвинениями в её адрес: «Это ты разбила мою лучшую куклу!».

Е` - ответ акцентирует препятствие, помеху, например: «Эта ситуация мне неприятна, я расстроена. Мне очень жаль, что такая замечательная кукла сломалась!».

Е - агрессивность, враждебное поведение, угрозы и обвинения по отношению к собеседнику: «Ты сама виновата в том, что произошло!». Ребёнок отрицает свою причастность к случившемуся.

Е (с чёрточкой внизу) – тестируемый отрицает свою вину, как правило, в сценах обвинения: «Я не совершал того, что мне приписывают».

е - решение проблемы делегируется другому персонажу: «Это твоя проблема, ты и думай, что делать».

I (прим.) - ситуация фрустрации, несмотря на негативизм, оценивается как полезная, например: «Теперь у тебя может появиться новая игрушка, ещё лучше!». В словах может прозвучать подчёркнутое участие и сопереживание: «Мне жаль, что ты так переживаешь!».

I - самообвинение, чувство собственной вины, угрызения совести: «Извини меня, пожалуйста, это я виноват, я так никогда больше не поступлю».

I (Вариант I с чёрточкой внизу) - тестируемый признаёт свою причастность, но отказывается принимать на себя ответственность за свой поступок: «Я случайно, я не хотела».

i - ребёнок предлагает свою активную помощь в разрешении ситуации: «Я сейчас всё исправлю, починю!».

М` - ситуация фрустрации намеренно обесценивается, подчёркивается небольшая значимость, преувеличенность проблемы, ребёнок самоустраняется: «Что собственно произошло? Я не имею к этому никакого отношения».

М - ответственность присутствующих отрицается, осуждение снимается: «Никто не виноват, так должно было случиться».

m - надежда на то, проблема сама собой разрешится со временем, или произойдут какие-то события: «Давай подождём, со временем ситуация изменится».

Результаты детского теста фиксируются по показателям, которые совпадают со взрослым тестом: профиль реакций, образцы, показатель GCR. Все показатели заносятся в оценочный бланк. Система подсчёта в детском и взрослом тестах совпадает.

Экспериментальные выводы Розенцвейга подчёркивают, что дети младшей возрастной категории (6–7 лет) более склонны к непосредственному и прямому проявлению несдержанных враждебных реакций.
Показатель GCR (Group Conformiti Raiting) - проясняет степень совпадения ответов ребёнка с наиболее стандартным, типичным вариантом, таким образом, выявляется коэффициент степени адаптации к социальной среде.

Общая таблица GCR для детей

Номер ситуации Возрастные группы
6–7 лет 8–9 лет 10–11 лет 12–13 лет
1
2 Е Е/m m M
3 Е Е; М
4
5
6
7 I I I I
8 I I/i I/i
9
10 М’/Е М
11 I/m
12 Е Е Е Е
13 Е Е I
14 М’ М’ М’ М’
15 I’ Е’; М’ М’
16 Е М’/Е М’
17 M m е; m
18
19 Е Е; I Е; I
20 i I
21
22 I I I I
23
24 m m m M
10 ситуаций 12 ситуаций 12 ситуаций 15 ситуаций
  • Если испытуемый даёт ответ, который идентичен общепринятому, то ставим «+» - 1 балл.
  • Если оценка имеет двойственный характер, то она получает 0,5 балла.
  • Если ответ противоречит стандартному, то обозначаем его знаком «-» - 0 баллов.

Общее количество рассмотренных ситуаций соответственно принимается за 100 %, таким образом, посчитав сумму баллов, которую набрали ответы ребёнка, можем посчитать процентный показатель величины GCR . Для детей 6–7 лет таких ситуаций оказалось 10, для детей 8–9 лет - 12, для детей 10–11 лет - 12, для детей 12–13 лет - 15 ситуаций. Например, если 7-летний испытуемый набрал 6 баллов, то процентное значение индивидуального показателя GCR будет равно 60.

GCR Процент GCR Процент 15 100 10 66,6 5 33,3 14,5 96,5 9,5 63,2 4,5 30 14 93,2 9 60 4 26,6 13,5 90 8,5 56,6 3,5 23,3 13 86,5 8 53,2 3 20 12,5 83,2 7,5 50 2,5 16,6 12 80 7 46,6 2 13,3 11,5 76,5 6,5 43,3 1,5 10 11 73,3 6 40 1 6,6 10,5 70 5,5 36

Второй этап процедуры исследования заключается в заполнении значений профилей. Для этого используется общий протокол ответов тестируемого. Каждому из шести типов реакций присваивается один балл, если ответ имеет двойственную позицию («Mm»), то каждому фактору отдаётся по 0,5 балла. Полученные показатели фиксируются в таблице протокола, цифры группируются в строчки и колонки, посчитывается общая сумма и её процентный показатель.

14,5 11,5 47,9 19,5 81,2 4,0 16,6 12,0 50,0 20,0 83,3 4,5 18,7 12,5 52,1 20,5 85,4 5,0 20,8 13,0 54,1 21,0 87,5 5,5 22,9 13,5 56,2 21,5 89,6 6,0 25,0 14,0 58,3 22,0 91,6 6,5 27,0 14,5 60,4 22.5 93,7 7,0 29,1 15,0 62,5 23,0 95,8 7,5 31,2 15,5 64,5 23,5 97,9 8,0 33,3 16,0 66,6 24,0 100,0

Интерпретация результатов исследования

1. Анализ показателей GCR.

Низкое цифровое значение указывает на конфликтность и враждебность тестируемого, слабую адаптацию к социальной среде.

2. Анализируют шесть аспектов таблицы профилей.

Повышенная экстрапунитивность является симптомом неадекватно завышенных ожиданий по отношению к внешней социальной среде и недостаточной самокритичности. Низкий процентный показатель Е означает склонность испытуемого преуменьшать негативные болезненные аспекты ситуаций, а превышающий норму показатель сигнализирует о наличии повышенной претенциозности по отношению к другим, косвенно указывает на проблемы с неадекватной самооценкой.

Высокие процентные показатели интропунитивности свидетельствуют о заниженной самооценке и чрезмерной требовательности к себе. Преобладание поведения интропунитивной направленности говорит о стремлении сгладить конфликтную остроту, замять неприятную ситуацию.

Показатели протокольных записей демонстрируют динамику и эффективность самоконтроля и степень осознанности тестируемым своих действий в ситуации фрустрации. Во время подведения итогов исследования сопоставляют индивидуальные значения и нормативные групповые показатели, обращают внимание на то, зафиксировано ли нарушение верхних и нижних границ допустимого интервала.

  • Высокие значения категории OD (акцент на препятствии) доказывает, что тестируемый чрезмерно концентрирует внимание на преграде, преувеличивая её значение, снимая с себя большую часть ответственности за разрешение проблемы. При этом, как правило, показатели более активного поведения E-D, N- Р будут занижены.
  • Оценка E-D (самозащита) имеет прямое отношение к характеристике силы личности, уверенности в себе. Соответственно, низкий процент расскажет о проблемах неуверенности, слабости, ранимости и уязвимости «я» ребёнка, который постоянно занимает позицию самообороны.
  • Оценка N-P (настойчивость в удовлетворении потребностей) показывает степень адекватности реакции на вызов травмирующей ситуации, определяет уровень личностной зрелости и готовности брать на себя ответственность за самостоятельное разрешение проблемы.

3. Исследование общих тенденций.

Этот этап важен для осознания испытуемым особенностей своего поведения и для самооценки.

Важно отметить, что метод не претендует на глобальные выводы о структурных характеристиках личности тестируемого. Тест позволяет сделать интересные выводы относительно отношений испытуемого с окружающими и с определённой долей вероятности предположить его эмоциональные реакции на возникшие препятствия, которые блокируют удовлетворение потребностей.

Тест С. Розенцвейга широко используется в психологической практике для решения различных задач и зарекомендовал себя как достаточно надёжный психологический инструментарий. Кроме того, этот тест с успехом применяется в исследовательской работе и позволяет выявить половые, личностные, этнические и другие факторы и особенности, определяющие поведение взрослых и детей в ситуациях фрустрации.

Поделитесь с друзьями!

Похожие записи.

Данная методика направлена на определение реакции на неудачу и изучение способов, выбранных тестируемым для разрешения возникших сложностей. Другими словами, объектом анализа выступает индивидуальная фрустрация – тип эмоционального состояния, выражающийся во внутреннем беспокойстве индивидуума как результате реакции на негативные события последних дней. Представленная методика, позволяющая сегодня пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, дает возможность изучить реакцию испытуемого на:
  • Агрессию
  • Апатию
  • Идентификацию
  • Компенсацию
  • Перемещение
  • Подавление
  • Проекцию
  • Рационализацию
  • Регрессию
  • Фантазию
  • Фиксацию
  • Относящаяся к классу проективных тестов, она предлагает тестируемому 24 жизненных ситуации. В 16 из них воспроизводится сцена какого-то момента жизни, где человек сталкивается с определенными препятствиями. В 8 тестируемый условно является объектом обвинения. При этом обе группы ситуаций имеют общий раздражитель – тот фактор, который активировал режим «столкновения с препятствием», а после вызвал ощущение фрустрации. При этом абсолютно не играет роли как человек, решивший пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, воспринимает происходящее – как «препятствие» или как «обвинение».

    Выявление скрытой агрессии и фрустрации – прикладной значение методики

    Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга ставит главной задачей – вывить скрытую враждебность испытуемого. При этом он предполагает дополнительно определение типа агрессии:
  • Внешняя (экстрапутивная) – направлена на все, что человека окружает
  • Внутренняя (интропутивная)– в роли объекта агрессии выступает сам испытуемый
  • В никуда (инпутивная)– являющаяся следствием отрицания фрустратора
  • При этом барьер (фрустратор) также мог быть неоднозначным:
  • Лишение – отсутствие возможности достичь поставленную цель
  • Потеря – лишение какой-то вещи, близкого человека, внутренней силы и т.д.
  • Конфликт – наличие ситуации, вызывающей внутреннее напряжение
  • Попутно выделялось такое понятие, как «фрустрационная толерантность» – устойчивость тестируемого к фрустрирующим ситуациям (отсутствие выраженной реакции на раздражитель).


    В конечном итоге лицам, решившимся пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, помогали не только определить адекватность реакций на происходящее, но и выявить наиболее часто используемые тестируемым способы его преодоления.

    Теоретические основы

    Каждый из полученных ответов, согласно теории Розенцвейга**, оценивается по 2-м критериям:
  • Направлению реакции
  • Типу реакции
  • В свою очередь, направление реакции может быть экстрапунитивным, интропунитивным и импунитивным. Первый тип направления реакции выражается в проявлении агрессии к внешней среде. Здесь акцент ставится на степени фрустрирующей ситуации. Индивидуум передает право разрешения проблемы кому-то на стороне. Второй тип характеризует человека с глубоким чувством самокритики. Источником проблем и лицом, способным их решить, он видит исключительно себя. Третий тип говорит о том, что человек видит происходящее следствием неизбежности. Решив пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, он в конечном итоге выясняет, что «его» решение проблем зависит только от времени и терпения.
    Тип реакции бывает препятственно-доминантным, самозащитным и необходимо-упорствующим. Первый акцентирует внимание на «препятствии» вне зависимости от того, какую оценку ему дает сам тестируемый – положительную, нейтральную или отрицательную. Второй берет за основу самозащиту. Испытуемый всеми силами пытается найти себе оправдание, ищет причины возникновения проблемы вовне. Третий тип предполагает взятие установки на удовлетворение собственных потребностей. Человек в зависимости от ряда сторонних факторов имеет разные взгляды на происходящее в то или иное время.

    Он либо ищет пути разрешения конфликта, либо перекладывает эту ответственность на другого, либо позволяет ситуации «плыть по течению», надеясь на ее разрешение спустя необходимое для этого время.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!