Сунь цзы искусство войны скачать fb2 полная.

ИСКУССТВО ВОЙНЫ

Предисловие переводчика

Из всех "Семи военных канонов" "Военная стратегия" Сунь-цзы, традиционно известная как "Искусство войны", получила наибольшее распространение на Западе. Впервые переведенная французским миссионером около двух столетий назад, она постоянно изучалась и использовалась Наполеоном, и, возможно, некоторыми представителями нацистского главнокомандования. В течении двух последних тысячелетий, она оставалась самым важным военным трактатом в Азии, где даже простые люди знали ее название. Китайские, японские, корейские военные теоретики и профессиональные солдаты обязательно изучали ее, и многие из стратегий сыграли немаловажную роль в легендарной военной истории Японии, начиная с VIII века. Больше тысячи лет концепции книги вызывали непрерывные дискуссии и страстные философские дебаты, приковывая внимание весьма влиятельных в различных областях фигур. Хотя книга много раз переводилась на английский, а переводы Л. Джайлса и С. Гриффита не утратили значения до сих пор, продолжают появляться новые.

Сунь-цзы и текст

Долго считалось, что "Искусство войны" является древнейшим и наиболее глубоким военным трактатом Китая, а все остальные книги в лучшем случае второразрядными. Традиционалисты приписывали книгу историческому персонажу Сунь У, активна деятельность которого в конце VI в. до н.э., начина с 512г. до н.э., зафиксирована в "Ши цзи" и в "Вёснах и Осенях У и Юэ". Согласно им, книга должна датироваться этим временем и содержать теории и военные концепции самого Сунь У. Однако, другие ученые, во-первых, определили многочисленные исторические анахронизмы в сохранившемся тексте, как-то: термины, события, технологии и философские понятия; во-вторых, подчеркивали отсутствие каких-либо свидетельств (которые должны были быть в "Цзо чжуань" – классической летописи политических событий того времени), подтверждающих стратегическую роль Сунь У в войнах между У и Юэ; и, в-третьих, обращали внимание на расхождение концепции крупномасштабной войны, обсуждаемой в "Искусстве войны", с одной стороны, и, с другой, запомнившимся лишь в виде атавизма сражения конца VI в. до н.э.

Традиционная интерпретация видит существенное доказательство своей правоты в том, что многочисленные пассажи из "Искусства войны" можно встретить во многих других военных трактатах, что, и это доказано, не могло бы иметь место, не будь текст более ранним. Считается даже, что такое повальное подражание означает, что "Искусство войны" – самый ранний военный трактат, ценившийся выше любой другой работы, устной или письменной. Появление некоторых аналитических концепций, таких, как классификация местностей, тоже связывается с Суньцзы; далее, их использование составителями "Сыма фа" считается бесспорным доказательством исторической первичности "Суньцзы", а возможность того, что сам Суньцзы исходил из других работ, не принимается во внимание.

Однако, даже если пренебрегать вероятностью более поздних наслоений и изменений, традиционная позиция по-прежнему игнорирует факт более чем двухтысячелетнего ведения боевых действий и существования тактики до 500 г. до н.э. и приписывает фактическое создание стратегии одному Суньцзы. Сжатый, часто абстрактный характер его пассажей приводится в свидетельство того, что книга была составлена на раннем этапе развития китайского письма, но можно выдвинуть в равной степени неотразимый аргумент, что столь философски изощренный стиль возможен лишь при наличии опыта боевых сражений и традиции серьезного изучения военной тематики. Базовые концепции и общие пассажи скорее всего говорят в пользу обширной военной традиции и прогрессирующих знаний и опыта, чем в пользу "творения из ничего".

За исключением изжившей себя позиции скептиков, считавших работу поздней подделкой, существует три точки зрения на время создания "Искусства войны". Первая приписывает книгу историческому деятелю Сунь У, полагая, что окончательная редакция была сделана вскоре после его смерти в начале V в. до н.э. Вторая, основывающаяся на самом тексте, приписывает его к середине – второй половине периода "Борющихся Царств"; то есть к IV или III вв. до н.э.. Третья, также базирующаяся на самом тексте, а также на ранее открытых источниках, помещает его где-то во второй половине V в. до н.э. Едва ли когда-нибудь будет установлена подлинная дата, ибо традиционалисты проявляют исключительную эмоциональность в защите аутентичности Суньцзы. Однако, вполне вероятно, что такая историческая личность существовала, и сам Сунь У не только служил стратегом и, возможно, командующим, но и составил канву книги, носящей его имя. Затем, самое существенное передавалось из поколения в поколение в семье или в школе ближайших учеников, с годами исправляясь и обретая все более широкое распространение. Самый ранний текст был, возможно, отредактирован знаменитым потомком Суньцзы Сунь Бинем, который также широко использовал его учение в своих "Военных методах".

В "Ши цзи" представлены биографии многих выдающихся стратегов и полководцев, включая Суньцзы. Однако "Вёсны и Осени У и Юэ" предлагают более интересный вариант:

"На третьем году правления Хэлюй-вана полководцы из У хотели напасть на Чу, но никаких действий не последовало. У Цзысюй и Бо Си говорили друг другу: "Мы готовим воинов и расчеты от имени правителя. Эти стратегии будут выгодны для государства, и поэтому правитель должен напасть на Чу. Но он не отдает приказов и не желает собирать армию. Что мы должны делать?"

Спустя какое-то время, правитель царства У спросил У Цзысю и Бо Си: "Я хочу послать армию. Что вы думаете об этом?" У Цзысюй и Бо Си ответили: "Мы хотели бы получить приказы". Правитель У втайне полагал, что эти двое затаили глубокую ненависть к Чу. Он очень боялся, что эти двое поведут армию только для того, чтобы быть уничтоженными. Он взошел на башню, повернулся лицом к южному ветру и тяжело вздохнул. Спустя какое-то время, он вздохнул снова. Никто из министров не понял мыслей правителя. У Цзысюй догадался, что правитель не примет решения, и тогда рекомендовал ему Суньцзы.

Суньцзы по имени У, был родом из царства У. Он преуспел в военной стратегии, но жил вдали от двора, поэтому простые люди не знали о его способностях. У Цзысюй, будучи сведущим, мудрым и проницательным, знал, что Суньцзы может проникнуть в ряды врага и уничтожить его. Однажды утром, когда он обсуждал военные дела, он рекомендовал Суньцзы семь раз. Правитель У сказал: "Раз вы нашли оправдание, чтобы выдвинуть этого мужа, я хочу видеть его." Он спрашивал Суньцзы о военной стратегии и каждый раз, когда тот выкладывал ту или иную часть своей книги, не мог найти достаточных для похвалы слов.

Очень довольный, правитель спросил: "Если возможно, я хотел бы подвергнуть вашу стратегию маленькой проверке." Суньцзы сказал: "Это возможно. Мы можем провести проверку с помощью женщин из внутреннего дворца." Правитель сказал: "Согласен." Суньцзы сказал: "Пусть две любимые наложницы вашего величества возглавят два подразделения, каждая поведет одно." Он приказал всем тремстам женщинам надеть шлемы и доспехи, нести мечи и щиты и выстроиться. Он обучил их военным правилам, то есть идти вперед, отходить, поворачиваться налево и направо и разворачиваться кругом в соответствии с боем барабана. Он сообщил о запретах и затем приказал: "С первым ударом барабана вы должны все собраться, со вторым ударом наступать с оружием в руках, с третьим построиться в боевой порядок." Тут женщины, прикрыв рот руками, рассмеялись.

Затем Суньцзы лично взял в руки палочки и ударил в барабан, отдавая приказания три раза и объясняя их пять раз. Они смеялись, как и прежде. Суньцзы понял, что женщины будут продолжать смеяться и не остановятся.

Суньцзы был в ярости. Глаза у него были широко открыты, голос подобен рыку тигра, волосы стали дыбом, а завязки шапочки порвались на шее. Он сказал Знатоку законов: "Принесите топоры палача."

[Затем] Суньцзы сказал: "Если инструкция не ясна, если разъяснениям и приказам не доверяют, то это вина полководца. Но когда эти инструкции повторены три раза, а приказы объяснены пять раз, а войска по-прежнему не выполняют их, то это вина командиров. Согласно предписаниям военной дисциплины, каково наказание?" Знаток законов сказал: "Обезглавливание!" Тогда Суньцзы приказал отрубить головы командирам двух подразделений, то есть двум любимым наложницам правителя.

Правитель У взошел на площадку, чтобы наблюдать, когда двух его любимых наложниц собирались обезглавливать. Он спешно отправил чиновника вниз с приказом: "Я понял, что полководец может управлять войсками. Без этих двух наложниц пища мне будет не в радость. Лучше не обезглавливать их".

Суньцзы сказал: "Я уже назначен полководцем. Согласно правилам для полководцев, когда я командую армией, даже если приказы отдаете вы, я могу выполнять." [И обезглавил их].

С унь-цзы - выдающийся китайский стратег и мыслитель, живший, предположительно, в VI - V вв. до н. э. Он был автором знаменитого трактата о военной стратегии . Биографические данные о нем записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Известно, что Сунь-цзы родился в царстве Ци и служил наемным полководцем у князя Хэлюю в царстве У.

«Искусство войны» - это самый известный древнекитайский трактат, посвященный военной стратегии и политике. Его изучают в военных академиях и бизнес-школах по всему миру, многие выдающиеся лидеры вдохновлялись этим трудом.

Мы отобрали из него 10 цитат:

Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не прийдет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него.

Беспорядок рождается из порядка, трусость рождается из храбрости, слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок – это число; храбрость и трусость – это мощь; сила и слабость – это форма.

Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте.

Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают; бывают крепости, из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются; бывают повеления государя, которых не выполняют.

Избегание столкновения с большими силами свидетельствует не о трусости, а о мудрости, ибо принесение себя в жертву никогда и нигде не является преимуществом.

Сунь-цзы В избранное В избранном

Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте. Гнев может опять превратиться в радость, злоба опять может превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут.

О мастерстве полководца судят по старательности его подчиненных.

Убивает противника ярость, захватывает его богатство жадность.

Одержать сто побед в ста битвах - это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения - вот вершина.

Война - это путь обмана.

Название: Искусство войны
Сунь-цзы
Год написания: 2012
Объем: 110 стр. 13 иллюстраций
Жанры: Древневосточная литература, Зарубежная старинная литература
Читать онлайн

Эта книга старше Библии и почти так же актуальна во все времена. «Искусство войны» — древнекитайский трактат, предположительно написанный в V веке до н.э. полководцем Сунь Цзы. Но не пугайтесь, читать трактат очень легко — Сунь Цзы писал как будто для современных пользователей Интернета. Книга довольно короткая – всего сорок страниц, весь материал разделен на разделы, все основные тезисы пронумерованы. А главные постулаты повторяются по нескольку раз, чтобы читающий их обязательно запомнил.

Когда начинаешь читать «Искусство войны», то в первую очередь поражает то, насколько бережно Сунь Цзы относился к человеческим и природным ресурсам. Лучшая война, по его мнению, неначатая. А наивысшее искусство в том, чтобы победить замыслы противника и лишить его поддержки еще до начала военных действий. Если же военные действия необходимы, то они должны быть максимально быстрыми – долгие осады невыгодны. Потому что главная цель войны – завоевать процветающие земли, а не выжженное поле, и найти поддержку у населения этих земель. К несчастью, в наше время этот трактат обязателен к изучению только в американской армии…

«Война – это путь обмана», — утверждает автор. Если ты силен, прикинься слабым, а если слаб – притворись сильным. Если ты близко, пусть противник думает, что ты далеко. А если ты далеко, пусть он думает, что ты рядом. Огромное значение уделяется шпионажу, поскольку Сунь Цзы утверждает, что главное — это знать себя и своего врага. Если ты не знаешь своего врага, то вряд ли сможешь победить. А если не знаешь своих сильных и слабых сторон, то не победишь никогда.

Сегодня книгу «Искусство войны» часто упоминают при разработке бизнес-стратегий. Многие бизнес-тренеры, такие, как Дэвид Чейз, Алексей Воеводин, пишут собственные книги, опираясь на этот трактат, созданный 2,5 тысячи лет назад! Стратегия Сунь Цзы годится не только для бизнеса, но и для личных отношений. Во втором сезоне сериала «Кухня» главный герой Макс Лавров читает «Искусство войны», чтобы победить соперника. Конечно, «Кухня» — это комедия, но в каждой шутке есть доля правды. И основные принципы древнекитайского трактата действительно применимы ко всем сферам жизни.

Поклонники книги утверждают, что ее можно читать и перечитывать бесконечное количество раз. В 1996 году вышел сериал «Искусство войны», а в 2010-м он был переведен в комиксы – для самых маленьких полководцев.

На нашем литературном сайте vsebooks.ru вы можете скачать бесплатно книгу Сунь-цзы «Искусство войны» в подходящем формате для разных устройств: epub, fb2, txt, rtf. Книга — самый лучший учитель, друг и компаньон. В ней хранятся тайны Вселенной, загадки человека и ответы на любые вопросы. У нас собраны лучшие представители как зарубежной, так и отечественной литературы, классические и современные книги, издания по психологии и саморазвитию, сказки для детей и работы исключительно для взрослых. Каждый найдет здесь именно то, что подарит массу приятных моментов.

Авг 13, 2015

Искусство войны Сунь-цзы

(Пока оценок нет)

Название: Искусство войны
Автор: Сунь-цзы
Год: 514-495, возможно, 510
Жанр: Древневосточная литература, Зарубежная старинная литература

Описание книги «Искусство войны» Сунь-цзы

В 1972 году в Китае при раскопках захоронений был обнаружен бамбуковый свиток. При детальном его изучении учеными и последующих многочисленных спорах, которые впрочем и сейчас не утихли, авторство текста этого свитка приписывают знаменитому полководцу и стратегу Сунь Цзы, который жил 6-5 веках до нашей эры в Китае. Труд его соответственно относится к этому периоду времени. Это трактат о войне и ему уже 2500 лет.

Книга «Искусство войны» Сунь Цзы является древнекитайскими знаниями о военной стратегии и политике, о военной философии. Это знания о том, как побеждать врага. Основываясь на них, можно достигнуть успеха во всех сражениях, то есть стать непобедимым.

В книге сама война относится как к крайнему методу, ведущему к победе. Если же все-таки надо вести военные действия, по замыслу Сунь Цзы, она должна быть скоротечной, не затяжной. В ином случае, война просто не имеет смысла. Она принесет крах и победителю, и побежденному. Поэтому Сунь Цзы считает, лучшая победа – это победа без крови, то есть дипломатическим путем. Китайский стратег напоминает, что воевать – это очень дорого, и лучше вести переговоры с врагом, рассорить его с его союзниками, узнать его замыслы, и опередить его в каком-либо действии. То есть заставить врага ошибаться и изменить свою стратегию. Тогда уже победить его можно и без ведения боевых действий.

Интересно, как в трактате говорится о населении побежденной страны. Армия-победительница должна относиться лояльно к жителям, не устраивать грабежи и убийства. И вообще, победитель должен улучшить уровень жизни побежденных. Тогда не будет ни подполья, ни партизан в своем тылу.

В книге Сунь Цзы выдвигаются такие главные положения для легкой и быстрой победы: это заманивание врага в ловушки и отказ от боевых действий с уже подготовленным врагом; это также создание численного превосходства над врагом, и выделение больших средств для шпионажа и подкупа. Важное значение в книге уделяется разведке и контрразведке. Ну и, конечно, армия должна быть хорошо обучена, и имела высокий моральный дух и железную дисциплину. Но все же, Сунь Цзы в своем труде считает войну злом. Ее всегда надо избегать. Дипломатия – вот путь к победе.

Трактат «Искусство войны» Сунь Цзы изучали и изучают по сей день. На практике его применяли в древние времена сами китайцы, корейцы и японцы. Говорят, что и Гитлер изучал эту книгу. А во время войны Вьетнама и США идеи Сунь Цзы применялись вьетнамскими офицерами. В наше время военные стратеги США используют данный труд для достижения своих целей.

Но книга применяется в наше время не только в армии. Ведь она учит как достичь успеха без потерь, например, в бизнесе. К ней обращаются за помощью юристы, по ней вырабатываются методы ведения переговоров в какой-либо сфере деятельности человека.

Книга Сунь Цзы все более завоевывает популярность среди людей разных профессий и становится их настольной книгой. Она учит побеждать без поражений. Книга очень поучительна и современна, хотя ей уже несколько тысяч лет. Она интересная и каждый читатель найдет в ней что-то полезное для себя.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Искусство войны» Сунь-цзы в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Искусство войны» Сунь-цзы

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!