Сущность языка и его основные функции. Функции языка


Язык – это естественно возникшая (на определенной стадии развития человеческого общества) и закономерно развивающаяся знаковая система. Языку присущи определенные функции. Функция языка – это роль, назначение языка в обществе. Лингвисты выделяют около 12 функций языка, из них две являются базовыми – коммуникативная и когнитивная. Коммуникативная – функция общения, когнитивная – это мыслеоформительная функция, ее еще называют экспрессивной, гносеологической, репрезентативной (по образному выражению, “язык – одежда мыслей”).
Коммуникативная функция. Язык – важнейшее средство общения, но не единственное. Есть и другие средства передачи информации: жесты, мимика, произведения искусство, научные формулы. Но все это вспомогательные средства, их возможности ограничены: музыка передает чувства, а не мысли, математические символы передают содержание только математических понятий и под. Язык же является универсальным средством общения. Коммуникативная функция проявляется в следующих сферах человеческой деятельности: 1) в установлении контакта, 2) в хранении и передаче традиций и культуры народа, т.е. язык осуществляет связь между поколениями.
Когнитивная функция обнаруживается в следующих сферах человеческой деятельности: 1) в назывании предметов и явлений окружающего мира; 2) в возможности оценки этих явлений.
К этим двум важнейшим добавляют эмоциональную функцию, которая проявляется в том, что язык является средством выражения чувств, и метаязыковую функцию (язык является средством научного описания самого себя).
Язык является также средством воздействия на душевные свойства и поведения отдельных людей и целых масс, т.е. язык обладает фатической (суггестивно-магической) функцией. По мнению Мурзина Л.Н., эту функцию следует поставить рядом с репрезентативной функцией по значимости в осмыслении явления, в познании его сущности. Суггестия в широком смысле слова есть речевое воздействие на психологические установки реципиента. Магия – это та же суггестия, но в предельно высокой степени, когда репрезентативная функция языка не просто отходит на второй план, но по существу исключается из коммуникативного процесса. Магия отличается “нагнетанием” языковых суггестивных средств, их излишеством в речевом произведении. Кроме того, магия требует синтеза разного рода воздействий, как вербальных (словесных), так и невербальных (жест, мимика, мелодика и пр.). Примеры магических текстов, издавна знакомые всем нам – это заговоры, ритуальные действия шамана, молитвы, колыбельная песня, стихи и проч.
Природа языкового знака такова, что она способна вызывать ощущение неясного, непонятного, таинственного, что и является одной из основ магического воздействия языковых средств.
Суггестор пользуется той группой языковых средств, которую можно назвать директивным языком: глаголы в форме повелительного наклонения, слова со значением “необходимо”, должен” и под., соответствующий тембр, что называется с “металлом в голосе”, интонационный контраст, когда басовый регистр сменяется вдруг рокочущим баритоном или фальцетом и пр. К таким средствам прибегают гипнотизеры и психотерапевты. В этом случае язык носит открыто директивный характер. Если директивы суггестора направлены на подсознание, тогда в нем преобладают косвенные высказывания, которые характеризуются противоречием между назначением и формой высказывания, например, просьба выражается формой вопроса, утверждение высказывается в форме предположения.
В структуре предложения может быть “упакован” ряд утверждений, причем лишь одно актуально в настоящий момент, остальные уходят в тень и поэтому не попадают в “светлое пятно сознания”, но зато воспринимаются подсознанием суггестанта (суггеренда). Этим широко пользуются политики, психотерапевты. Например, если нужно внушить какую-то мысль, то ее выражают не в главном, а в придаточном предложении, которое не может занимать конечную позицию: “В то время как вы находитесь в совершенном покое, вы думаете о своих близких – жене и детях”. Можно сказать, что в подсознание попадают результаты всех шагов создания предложения, кроме последнего. Поэтому психотерапевты, давно заметившие эту особенность нашего восприятия, не рекомендуют начинать фразы с частицы НЕ. Если сказать “Не беспокойтесь, потому что…”, пациент начинает нервничать. Отрицание должно находиться в конце высказывания, тогда позитивная мысль закрепится в подсознании.
Среди грамматических категорий особое место в скрыто директивном языке занимает будущее время, т.к. оно содержит некую возможность, связанную с желанием ее реализации. Таким образом, если говорят “Всё будет хорошо!”, это значит, что “Пусть все будет хорошо!”, т.е. “Я желаю, чтобы все было хорошо!”. Психотерапевты облекают директивы в описательную и повествовательную форму, при этом описывается то, что желательно иметь в данный момент. Поэтому широко используются формы настоящего времени: “Я спокоен, дыхание глубокое, сердце работает нормально…”. Общая лексическая тональность такого языка – неопределенность, неконкретность. Суггестор не заставляет, не обязывает, но предлагает сделать выбор, открывает возможность, но ту возможность, которую считает правильной и единственной. Поэтому используются глаголы принуждения (заставляет, требует, обязывает), но в сочетании с неодушевленным существительным или неличным местоимением (Каждый подчиняется внутреннему голосу, работа вашего сердца требует постоянного внимания…”). Достаточно высокой степенью суггестивного воздействия обладает звуковая сторона языка: само звучание, вызывающее определенные ассоциации, повторы (вызывающие “усыпляющий” эффект, что способствует проникновению информации в подсознание), ритмическая организация текста.
При суггестивном воздействии общение носит иррациональный характер, поэтому многословие и монотонность (в противоположность, например, деловому общению) как раз и обеспечивают эффект внушения.
Вербальные (словесные) средства суггестии обязательно сопровождаются невербальными. К ним относятся социо-психологические характеристики коммуникантов. Суггестор должен обладать авторитетом (имиджем) и чувствовать свое психологическое превосходство над суггерендом (таким авторитетом обладают жрецы, преподаватели, врачи и пр.). Имидж создает стимул воздействия – доверие к источнику информации. Этот фактор выполняет функцию “косвенной аргументации”, что компенсирует отсутствие в акте прямой аргументации. С другой стороны, суггестор обычно предполагает, что объект воздействия способен подвергаться внушению. Так, повышенная предрасположенность к внушению наблюдается 1) у детей; 2) у лиц в состоянии сна; 3) у лиц в наркотическом состоянии; 4) у лиц в состоянии гипноза; 5) у лиц в аффективном состоянии (например, при религиозной экзальтации); 6)у лиц с низким уровнем интеллекта; 7) у лиц, составляющих группу. Поясним последнее условие. В толпе исчезает осознанность и контролируемость поведения, чувство личной выгоды и безопасности. Массе свойственна радикальность и максимализм; безотлагательность в осуществлении внушаемых идей сопровождается устранением понятия невозможности. З. Фрейд считал состояние человека в толпе аффективным и даже гипнотическим. Для увлечения масс используются другие приемы, чем для воздействия на отдельного человека. Необходимо воздействовать на воображение толпы, а не на логику, поэтому нужно выбирать слова-символы, являющиеся устойчивыми образами, освященными веками, находящимися в глубине национального менталитета. При воздействии на массу людей нужно использовать утвердительные высказывания и использовать повторы.

Знаковая сущность языка. Знак – это материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета. Таковы знаки светофора, дорожные знаки. Каждый знак имеет две стороны: материальную оболочку (зрительный или слуховой образ) и внутреннюю (содержание, то, что он значит, то, с чем он соотносится в действительности). Эта двусторонность знака в языке получила название “дуализм языкового знака” (термин предложил Сергей Осипович Карцевский). Самый известный языковой знак – слово. У слова две стороны: внешняя (звуковой ряд или графический образ) и внутренняя (то, что слово обозначает). Без означающего, без содержания – это просто звукоряд. Так, мы можем набрать ряд букв на клавиатуре “прол”. Это не знак, это не слово, т.к. оно не соотнесено ни с каким предметом в окружающем нас мире. А без означающего знак тоже не существует, без означающего это смутная мысль.
Кроме слова, в языке существуют и другие знаки – единицы языка. Эти единицы характеризуются разными свойствами, между которыми часто трудно найти общее (например, морфема и текст), поэтому в языке выделяют несколько уровней: уровень звуков, уровень морфем, уровень слов, уровень предложений. Каждый уровень объединяет однотипные единицы – все звуки, все морфемы, все слова, все предложения. В языке действует закон сочетаемости – объединяются единицы одного уровня: звук со звуком, слово со словом и под. В результате возникает единица более высокого уровня (объединение фонем создает морфемы, морфемы объединяются в слова и т.д.). Считается, что между единицами разных уровней устанавливается иерархический (от гр. hieros священный + arche власть) вид связи, подразумевающий расположение элементов целого от высшего к низшему. Возможны два типа иерархии – подключение и подчинение. Иерархия подчинения заключается в том, что место в низших рядах определяет форма зависимости от верхнего (например, социальная иерархия). Возможна иерархия подключения: одна часть, подключаясь к другой, взаимодействует с ней и вместе образует целое. Язык – модель иерархии подключения: меньшее проявляет свои функции в большем.
Двусторонними являются не все единицы, а только единицы, начиная с морфемы. Звук (фонема) является единицей, которая не имеет содержания, она не соответствует никакой реалии в окружающем мире. Посмотрим, каково содержание других единиц. Морфемы: например, суффикс ТЕЛЬ – лицо по действию, “тот, кто …” – читатель (тот, кто читает), учитель (тот, кто учит), приставка С – движение сверху вниз: сбежать, съехать, слететь и т.д. Предложение отражает ситуацию, “сценку”: “Человек идет”, “Светает”.
Таким образом, сущность языка в том, что это знаковая система. Поскольку это “система систем”, сложная, грандиозная система, то изучать язык “вообще” невозможно. Для удобства исследования выделяют разделы языкознания: фонемы изучают в фонологии, морфемы в морфемике, предложения в синтаксисе. Слово как самая сложная языковая единица рассматривается на всех ярусах языка: с точки зрения значения (это одна из важнейших сторон слова) оно рассматривается в лексикологии, а как часть речи – в морфологии, с точки зрения функционирования как член предложения– в синтаксисе. Основными, главными разделами языка являются фонология, лексикология, морфология и синтаксис. Морфология и синтаксис объединяются в один общий раздел, называемый грамматикой.
Общественная природа языка. Язык – это общественное явление. Многочисленные определения языка подчеркивают его общественную функцию. Значит, по природе своей – язык явление общественное. Общественный характер языка проявляется в его функциях. Взаимодействие языка и общества обнаруживается в том, что язык возникает, функционирует и развивается только в обществе; кроме того, социальная дифференциация общества отражается в языке.
Общество неоднородно, оно делится на мужчин и женщин; молодых и старых; образованных и малообразованных; живущих в разных регионах России. Не все различия между людьми существенны для языка. Главные из них – территориальные различия. Территориальные разновидности языка называются диалектами. В разных регионах по-разному называются одни и те же явления: волк – бирюк, белка – векша, свекла – буряк. Социальные разновидности языка называются жаргонами. Два главных из них – молодежный и студенческий (стипешка, общага и пр.). Издавна существует воровское арго (медвежатник, щипач, семья и пр.). Для людей одной и той же профессии существуют профессиональные языки, большую роль в которых играют термины, профессиональные слова: баранка – “руль” и под. Различается также речь мужчин и женщин. Так, для мужчин характерна растяжка согласных (дур-р-рак), а для женщин растяжка гласных (Ну о-о-очень смешно). Для речи женщин характерна многословность, большая по сравнению с мужской речью эмоциональность, склонность к преувеличению, гиперболизации. Для мужской речи свойственно использование для выражения положительной оценки бранной лексики, что для женщин нехарактерно; женщины чаще прибегают к эвфемизмам, женской речи свойственна уклончивость и неопределенность, а также, по общему мнению, нелогичность. Для выражения многих значений женщины чаще используют интонацию, а мужчины – лексику.
Язык не единственное общественное явление. К общественным явлениям относят религию, политику, спорт, искусство и пр. Язык является самым демократичным из общественных явлений. Не все члены общества обязаны быть политиками, спортсменами, заниматься живописью и пр. Но незнание языка ставит человека вне общества, он становится “маугли”.
Таким образом, весь язык делится на общенародный, тот, который входит в языковой запас большинства носителей языка, и ограниченного употребления: те языковые средства (практически – слова), которые известны только людям, связанным неязыковой общностью (территорией, профессией, возрастом и под.).
Не следует думать, что все в языке обусловлено его общественной природой. Общественные факторы влияют на язык опосредованно. Активнее всего общество может влиять на словарный состав (так, язык постоянно пополняется новыми словами: степлер, бифилайф, хаккер, юзер и пр.). А вот количество фонем, типов склонения, структурных типов предложения и под. не зависит от общественных явлений.
Понятие “современный русский литературный язык”.
“Современный язык” – этот термин понимается по-разному. Широкое понимание включает в себя эпоху от Пушкина до наших дней. Действительно, за последние 200 лет язык не претерпел существенных изменений в фонетическом, морфологическом и синтаксическом строе, а лексические изменения были не настолько существенными, чтобы мы нуждались в переводе литературы пушкинской поры. Вместе с тем, язык живет и развивается, и живым языком наших современников является та форма, которая существует во второй половине ХХ века. Поэтому узкое понимание “современный язык” – с 50-х годов ХХ века до наших дней. Среднее понимание – от М. Горького до наших дней (весь ХХ век).
“Русский язык” – язык русской нации, но в силу исторических процессов русский язык является родным и для людей, не являющихся русскими по национальной принадлежности. В нашем государстве много билингвов, имеющих два родных языка, на которых они могут думать практически одинаково. Исторически сложилось так, что на территории бывшей царской России русский язык стал выполнять роль языка межнационального общения.
Русский язык входит в восточную группу славянских языков, общим предком которых был праславянский (общеславянский) язык. Ближайшие родственники русского языка – украинский и белорусский языки, которые также входят в восточную группу славянских языков.
“Литературный язык” – нормированный язык, высшая форма национального языка. Литературный язык отличается универсальностью, на его базе создаются научные сочинения, публицистические работы, он лежит в основе деловой речи и беллетристики. В основе литературного языка лежит понятие нормы. Языковая норма – это наиболее распространенные из числа существующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые варианты. Нормативными считаются языковые средства, для которых характерна 1) регулярная употребляемость; 2) соответствие этого способа выражения возможностям системы русского языка; 3) общественное одобрение, причем в роли судей выступают писатели, ученые, образованная часть общества. Нормы подвижны, исторически изменчивы (например, слово “кофе” в Х1Х в. употреблялось в среднем роде, а в ХХ – в мужском роде, допустимо употребление и в среднем роде).
Основное собрание норм – это словари, справочники и учебники. Нормы правописания (орфографические) отражены в орфографических словарях, нормы произношения – в орфоэпических. Существуют словари сочетаемости (“Учебный словарь сочетаемости русского языка” и др.). Стилистические нормы представлены в виде стилистических помет в толковых словарях (прост., книжн., разг. и под.). Раздел языкознания, предметом которого является теория и практика составления словарей, называется лексикография.
Литературный язык характеризуется рядом особенностей:
1. Это кодифицированная разновидность русского языка, обычно связанная с письменной формой общения; она ориентирована на фиксацию и как бы рассчитана на запись и воспроизведение записанного. Ведущая форма литературного языка – письменная, хотя она встречается и в устной форме. Становление устной формы литературной речи относится к началу Х1Х века и продолжалось на всем протяжении ХХ века.
2. Литературная речь служит средством реализации всего комплекса знаний, накопленных носителями русского языка в связи с прогрессом в области материальной и духовной культуры; именно поэтому литературная речь имеет все более расширяющуюся сферу своего применения: она используется во всех видах человеческой деятельности и тем самым служит средством общения на большей территории по сравнению с другими формами русского языка.
3. Литературная речь характеризуется такой системой норм, которые квалифицируются как образцовые; именно поэтому такие нормы выступают в сознании носителей языка как общеобязательные, а сама литературная речь воспринимается как противопоставленная диалектной и социально-ограниченной.
4. Литературная речь представляет такую разновидность русского языка, которая находит свое отражение в шлифовке и совершенствовании “сырого” материала в актах речевой деятельности.
5. Система норм русского языка подвергается кодификации; она прививается в процессе обучения, распространяется с помощью учебных пособий, словарей и под.
6. Литературная речи свойственна избирательность. Отбор языковых средств – едва ли не важнейшая из закономерностей развития.
Различают две ФОРМЫ языка – устную и письменную. Устная – исконная, это та форма, в которой первоначально существует любой язык. Письменная форма возникла из потребности общества передать информацию далеким собеседникам или другому поколению. Устная форма речи характеризуется спонтанностью, неподготовленностью. Эта речь воспринимается сразу, непосредственно органами слуха, она существует как “говорение” со свойственной ему мелодикой, ритмикой, интонацией. Устная речь ориентирована на сиюминутное восприятие, на собеседника и строится с учетом его реакций. Устная речь непосредственна, экспрессивна, в ней используются разные средства актуализации словесной формы: интонация, тембр и сила голоса, повторение, нарушение порядка слов, искажение звуковой стороны слова и под. Все это направлено на то, чтобы усилить воздействующий фактор высказывания и поднять эмоциональный тонус речевой деятельности.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому к этой речи можно не раз обращаться. Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности отражаются условия и цель общения. Отбор слов, выражений, синтаксических конструкций, расположение слов в структуре предложений – все это подчинено стилистическим ограничениям. Так, научные тексты выделяются тем, что им свойственно употребление терминов, развернутые структуры сложных предложений и под. В текстах официально-деловой переписки наблюдается стандартизация формы изложения, языковые формулы юридической практики и под.
Письменная и устная речь осуществляется в диалогичной и монологичной форме. Диалог предполагает спонтанность, непосредственную реакцию на слова собеседника, использование невербальных средств общения (жест, мимика, поза, выражение лица, глаз и пр.), смену темы, использование коротких по объему и неполных предложений, возможность переспроса, уточнения по ходу общения. Монолог предполагает подготовленность, структурную организованность (особенно важно продумать начало и конец речи), отсутствие ориентации на собеседника, т.е. невозможность смены или перестройки темы и пр.

Введение

Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.

Проблема возникновения и развития языка, а также его роли в процессе становления человечества волновала все поколения философов, а на современном этапе философии мы можем говорить об интереснейших теориях в философии языка (Л. Витгенштейн, Э. Кассирер, К. Айдукевич).

Роль языка в формировании цивилизации и значение его для познавательной и созидающей деятельности человека и обусловила актуальной данной работы.

Понятие и сущность языка

Понятие языка в различных философских системах.

Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуника-ции и познания. Системность языка выражается в наличии в каждом язы-ке помимо словаря также синтаксиса и семантики. Природа и значе-ние языкового знака не могут быть поняты вне языковой системы.

Все языки могут быть разделены на естественные, искус-ственные и частично искусственные. Первые возника-ют спонтанно в процессе общения членов некоторой социальной группы (напр., этнические языки); вторые создаются людьми для специальных целей (напр., языки математики, логики, шифры и т. п.). Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частич-но искусственным. Характерной особенностью искусственных язы-ков является однозначная определенность их словаря, правил обра-зования и значения. Эти языки генетически и функционально вто-ричны в отношении естественного языка; первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним.

По вопросу об отношении языка к действительности имеются две противоположные точки зрения. Согласно первой из них язык есть продукт произвольной конвенции; в выборе его правил, как и в выборе правил игры, человек ничем не ограничен, в силу чего все языки, имеющие ясно определенную структуру, равноправны («прин-цип терпимости» Р. Карнапа). В соответствии со второй точкой зре-ния язык связан с действительностью и его анализ позволяет вскрыть некоторые общие факты о мире.

Конвенционалистская концепция языка принималась многими представителями философии неопозитивизма. Она основана на пре-увеличении сходства естественных языков с искусственными и на ошибочном истолковании ряда фактов, касающихся этих языков.

Мышление есть одна из форм отражения действительности. Язык, являющийся инструментом мышления, также связан своей смысло-вой стороной с действительностью и своеобразно отражает ее. Это проявляется в обусловленности развития языка развитием челове-ческого познания, в общественно-историческом генезисе языковых форм, в успешности практики, опирающейся на информацию, по-лучаемую с помощью языка.

Весьма распространенным является тезис о зависимости наших знаний о мире от используемого в процессе познания языка. К раз-личным формам этого тезиса ведут представления о языке как об одной из форм проявления «духа народа» (В. Гумбольдт) или реали-зации свойственной человеку способности символизации (Э. Кассирер), утверждение об искажении результатов непосредственного по-знания в процессе их выражения (А. Бергсон, Э. Гуссерль). Принцип неизбежной зависимости картины мира от выбора понятийного ап-парата вместе с положением об отсутствии ограничений в этом выборе составляет существо «радикального конвенционализма», при-нимавшегося К. Айдукевичем.

Положения о связи языка с мышлением и действительностью позволяют найти правильное решение вопроса о роли языка в по-знании. Язык есть необходимый инструмент отображения челове-ком действительности, оказывающий влияние на способ ее воспри-ятия и познания и совершенствующийся в процессе этого познания. Активная роль языка в познании состоит в том, что он влияет на уровень абстрактного мышления, на возможность и способ поста-новки вопросов относительно действительности и получения отве-тов на эти вопросы. Утверждение, что язык является активным фак-тором формирования нашей картины мира, не означает, однако, ни того, что язык «творит» эту картину, ни того, что он определяет принципиальные границы возможностей познания. Язык не только влияет на познание, но и сам формируется в процессе познания действительности как средство адекватного ее отображения.

Философы и логики неоднократно обращали внимание на ошиб-ки, проистекающие из неправильного употребления и несовершен-ства естественного языка, и призывали к осторожности в пользова-нии им. Наиболее радикальные из них требовали создания некото-рого «совершенного» языка (Г. Лейбниц, Б. Рассел). Современная лингвистическая философия положению, что язык должен быть предметом философского исследования, придала форму утвержде-ния, что язык является единственным или во всяком случае наибо-лее важным предметом такого исследования. Философия оказалась при этом сведенной к «критике языка», задача которой состоит в том, чтобы туманные и запутанные мысли делать ясными и четко друг от друга отграниченными. В рамках лингвистической филосо-фии сложились два направления: одно из них ставит своей целью логическое усовершенствование естественного языка и замену от-дельных его фрагментов специально сконструированными языками (реконструкционизм); второе уделяет основное внимание исследо-ванию способов функционирования естественного языка, пытается дать наиболее полное описание его свойств и устранить тем самым затруднения, связанные с неправильным его употреблением (дескрипционизм).

Анализ языка не является, однако, единственной задачей фило-софии и не может быть сведен к прояснению его логической струк-туры. Язык связан с мышлением и действительностью и не может быть понят вне этой связи. Он должен рассматриваться в контексте целого ряда проблем, связанных с познанием и общением; важна не только логическая, но и гносеологическая и социальная проблема-тика языка.

1.1. Идеальное и материальное в языке

1.2. Социальное и биологическое в языке

1.3. Социальное и психическое в языке

1.4. Социальное и индивидуальное в языке

    Функции языка

Литература

___________________________________________________________

      Сущность языка

Считается, что понимание сущности языка связано с ответом, по крайней мере, на два вопроса:

    идеален язык или материален,

    является ли язык биологическим, психическим, социальным или индивидуальным явлением

В истории языкознания известны разные ответы на эти вопросы [Гируцкий, с. 29].

1. Язык – явлениебиологическое , природное, не зависящее от человека (Август Шлейхер (Schleicher, 1821–1868), «Немецкий язык»):

«Языки, эти организованные в звуковой материи природные организмы …, проявляют свои свойства природного организма не только в том, что их рост происходит по определенным законам. Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов – растений, животных. Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения» [Schleicher A . Die deutsche Sprache. Stuttgart, 1869. S. 3; цит. по: Вендина, с. 22].

2. Язык – явлениепсихическое , возникающее вследствие действия коллективного или индивидуального духа.

2.1. Сторонникисоциально-психологического направления пытались объяснить сущность языка исходя из социальной природы психики человека.

Основоположник этого подхода Вильгельм фон Гумбольдт (vonHumboldt, 1767–1835) полагал, что язык является выражениемнародного духа , под которым он понимал духовную и интеллектуальную деятельность народа, своеобразие «национального» сознания.

Идеи В. Гумбольдта о языке как выражении народного духа нашли оригинальное развитие в трудах выдающихся лингвистов второй половины XIX в. (Г. Штейнталь , А. А. Потебня , В. Вундт ). Сущность языка, по их мнению, скрывается в психологии народа. При этом язык – это такой продукт человеческого духа, который отличается и от логических, и от психологических категорий. Если категории логики по своей сути являются результатами мышления , а психологические категории – это отражение духовной жизни человека в целом, то язык – специфический продукт истории духовной жизни народа [Алефиренко, с. 22–23].

2.2. Теоретикииндивидуально-психологического направления (младограмма-тизма) К. Бругман , А. Лескин , Г. Остгоф , Г. Пауль и др. утверждали, что язык существует тольков сознании отдельных людей . По мнению Г. Пауля(1846–1921), «на свете столько же отдельных языков, сколько индивидов»(это представление нашло отражение в понятии «идиолект» – индивидуальная разновидность языка), а немецкий, латинский и др. языки – лишь абстракции лингвистической науки» [Цит. по: Алефиренко, с. 23]. Вместе с тем они не отрицали общего языка: это нечто среднее, суммарное от индивидуальных языков (узус) [Кругосвет].

Несмотря на известные недостатки и ошибочные представления о сущности языка, оба направления психологизма в лингвистике оказали плодотворное влияние на становление современной психолингвистики . Это стало возможным благодаря устойчивой ориентации отечественной науки о языке, прежде всего Ф. Ф. Фортунатова, И. А. Бодуэна де Куртенэ и Л. В. Щербы, на «фактор говорящего человека» [Алефиренко, с. 23–24].

3. Язык – явлениесоциальное , возникающее и развивающееся только в коллективе.Фердинанд де Соссюр (1857–1913): «Язык есть социальный элемент речевой деятельности, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять» [Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977, с. 110; цит. по: Вендина, с. 22].

В современном языкознании объяснение сущности языка с позиций отдельно взятого направления (биологического, психологического или социального) представляется явно неудовлетворительным. Природа языка так же сложна, как и сам человек, специфическим видом деятельности которого он является. А в человеке теснейшим образом переплетаются биологические ,психические исоциальные факторы [Алефиренко, с. 27, 32].

В настоящее время язык понимается как сложное сочетание

    идеального и материального,

    социального (общественного) и индивидуального,

    биологического и психического [Гируцкий, с. 29; Гречко, с. 270].

При обсуждении этой проблемы используют

    данные генетики, психофизиологии, нейропсихологии и т.п.,

    данные о речевом онтогенезе (индивидуальное развитие организма) человека (в частности, результаты изучения детской речи)

Такой подход к осмыслению сущности языка выглядит более убедительным, хотя он представлен не столько достоверными выводами, сколько предположениями и острыми дискуссиями [Алефиренко, с. 27].

История науки о языке свидетельствует о том, что вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не случайно он имеет несколько взаимоисключающих решений, ср.:

  • - язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека («Языки, эти образованные в звуковой материи природные организмы..., проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам, - писал А. Шлейхер в работе «Немецкий язык». - Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных. Как и эти последние он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения» )- А это значит, что так же, как животные и растения, языки ведут между собой «борьбу за существование» и подчиняются закону естественного отбора;
  • - язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа - человеческого или божественного («Язык, - писал В. Гумбольдт, - представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли» );
  • - язык есть явление психосоциальное, имеющее, по словам И. А. Бодуэна де Куртенэ, «коллективно-индивидуальное» или «собирательнопсихическое» существование, при котором индивидуальное является одновременно и общим, общечеловеческим;
  • - язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе («Язык есть социальный элемент речевой деятельности, - говорил Ф. де Соссюр, - внешний но отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять» . В более заостренной форме эту же мысль выразил американский лингвист У. Уитни, который так говорил о языке: «Если мы хотим дать языку имя, которое наиболее точно выявит его сущностный характер... мы назовем его учреждением, одним из учреждений, создающих человеческую культуру» ).

Нетрудно заметить, что в этих разных определениях язык понимается то как явление биологическое (или природное), то как явление психическос (индивидуальное), то как явление социальное (общественное). Между тем определение языка, его сущности «имеет важное значение для построения теории языка. В нем фиксируется то или иное онтологическое представление о языке, которое во многом определяет понимание объекта или предмета науки и методы изучения этого объекта» .

Если признать язык явлением биологическим, то его следует рассматривать тогда в одном ряду с такими способностями человека, как есть, пить, спать, ходить и т.д., и считать, что язык наследуется человеком, так как заложен в самой его природе. Однако это противоречит фактам, так как язык не передается по наследству. Он усваивается ребенком под влиянием говорящих (ср. ситуацию с детьми, находившимися в длительной изоляции и воспитывавшимися в среде животных: говорить они не умели ). Поэтому умение говорить не является врожденной биологической способностью человека, а во многом зависит от его социального опыта. Вместе с тем работы в области психолингвистики доказали, что человек обладает языковой способностью, позволяющей ему уже в первые годы усваивать систему знаков конкретного языка и правила комбинации этих знаков при построении текста, однако реализация этой языковой способности происходит в процессе общения человека с окружающими людьми - носителями данного языка.

Вряд ли правомерно считать язык и явлением психическим, возникающим в результате действия индивидуального духа - человеческого или божественного. В этом случае человечество имело бы огромное множество индивидуальных языков, что привело бы к ситуации вавилонского смешения языков, непониманию друг друга даже членами одного коллектива.

Несомненно, что язык - явление социальное: он возникает и развивается только в коллективе благодаря потребности людей общения друг с другом. И если бы не было общества, не было бы и языка. Поэтому язык - это продукт общественной деятельности, он «входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми» .

Разное понимание сущности языка рождало и разные подходы к его определению, ср.:

«Язык есть мышление, выраженное звуками» (А. Шлейхер);

«Язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа» (Ф. де Соссюр);

«Язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание» (К. Маркс, Ф. Энгельс);

«Язык есть важнейшее средство человеческого общения» (В. И. Ленин);

«Язык есть стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире» (Н. Д. Арутюнова).

Все эти определения раскрывают наиболее существенные свойства языка. В их основе лежат разные предпосылки. И уже этот факт говорит о том, что язык представляет собой сложное явление, поэтому найти однозначное адекватное определение чрезвычайно трудно. В каждом из этих определений (а число их можно увеличивать до бесконечности) акцентируются разные стороны языка: его отношение к мышлению, структурная организация языка, важнейшие функции и т.д., что еще раз свидетельствует о том, что язык - это сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека.

По мнению академика В. М. Солнцева, посвятившего целую монографию исследованию сущности языка, «язык как исключительно сложное образование может быть определен с разных точек зрения в зависимости от того, какая сторона или стороны языка выделяются. Определения возможны: а) с точки зрения функции языка (или функций языка): язык средство общения людей и как таковое есть средство формирования, выражения и сообщения мысли; б) с точки зрения устройства (механизма) языка: язык есть набор некоторых единиц и правил использования этих единиц, т.е. комбинирования единиц; в) с точки зрения существования языка: язык есть результат социального, коллективного навыка «делания» единиц из звуковой материи путем сопряжения некоторых звуков с некоторым смыслом... Поскольку в едином определении вряд ли возможно дать достаточно полную характеристику языка, - пишет В. М. Солнцев, - считаем целесообразным опираться на максимально общее определение, конкретизируя его по мере надобности теми или иными специальными характеристиками» .

Эти характеристики проходят через всю книгу В. М. Солнцева «Язык как системно-структурное образование». В них каждый раз актуализируется какая-либо одна из сторон языка, ср.: «Язык - это совокупность правил, по которым делаются предложения, и множество наделенных смыслом, или значением, единиц, которые используются в соответствии с правилами». «Язык есть система, но это система иного рода и иного порядка, чем те системы, которые в речи делаются из элементов языка. Система языка - это своего рода “кладовая”, где сложены (не в прямом смысле, конечно) правила и элементы (или единицы)» и т.д. Совокупность этих характеристик языка позволяет представить адекватную картину языкового феномена.

Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности, т.е. определенными функциями. Среди его функций важнейшими являются:

  • 1) коммуникативная (быть средством человеческого общения) с ее производными: контактоустанавливающая функция (ср. формулы приветствия или прощания, которые имеются во всех языках); апеллятивная функция (т.е. функция призыва, побуждения к действию); конативная функция (т.е. функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием, ср. магическую силу заклинаний или проклятий в архаическом обществе или тексты реклам - в современном); волюнтативная функция (т.е. функция воздействия, связанная с волеизъявлением говорящего); эпистемическая функция (т.е. функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций культуры, истории народа, национального самосознания); эта функция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепляются в единицах языка: так, например, в Центральной Австралии живет небольшое племя аборигенов, которое было вынуждено девять раз в течение пяти лет менять слово, обозначающее воду, потому что умирал человек, носящий имя «Вода» );
  • 2) когнитивная функция (т.е. гносеологическая, познавательная функция быть средством получения новых знаний о действительности), эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, так как «язык определенным образом организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании; в этом состоит функция отражения действительности, т.е. формирование категорий мысли и, шире, сознания» ; в единицах языка, таким образом, материализуется структура и динамика мысли (ср. определение языка академика Ю. С. Степанова: «Язык есть пространство мысли» ); производные этой функции: аксиологическая функция (т.е. функция оценки); номинативная функция (т.е. функция называния); с этой функцией тесно связана функция обобщения, которая позволяет нам с помощью языка выражать сложнейшие понятия. Обобщая и выделяя индивидуальное, неповторимое, слово обладает способностью «замещать» предметы и явления внешнего мира. Познавая действительность, человек по-разному ее конструирует, что находит свое выражение в языке (ср.: в языке эскимосов существует более 20 названий для льда, а в языке арабов - множество наименований для верблюдов, в которых актуализируются самые разные признаки); предикативная функция (т.е. функция соотнесения информации с действительностью) и др.

Кроме этих основных функций языка, иногда выделяют эмоциональную или экспрессивную функцию (быть средством выражения чувств и эмоций человека), эстетическую, поэтическую, метаязыковую (металингвистическую - быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка) и некоторые другие.

Нельзя переоценить важность понимания сущности и природы языка. В повседневной жизни язык воспринимается как нечто само собой разумеющееся, неотъемлемое. Но, несмотря на это, люди с давних времен пытались понять, что же представляет собой язык, пытались постигнуть тайны и загадки языка. Понимание сущности языка неразрывно связано с вопросом происхождения языка. Невозможно строить теории и гипотезы возникновения языка, не понимая его сущности. Именно поэтому первая глава данной работы посвящена определению сущности языка. Вопрос о сущности языка сложен, поэтому нет ничего удивительного в том, что существует несколько основных концепций сущности языка, которые могут даже противоречить друг другу.

Биологическая концепция

Биологическая (анатомо-физиологическая) концепция утверждает, что язык - это врожденное физиологическое свойство человека, обусловленное наличием специализированных нервных центров в коре головного мозга, а также органов речи и слуха.

Данная теория появилась в XVII-XVIII веках на основе философского натурализма. Многие лингвисты придерживались этой теории, однако, самым видным теоретиком данной концепции является Август Шлейхер (1821-1868), известный немецкий ученый.

Его взгляды на сущность языка сформировались, в основном, под влиянием открытий Ч. Дарвина и его увлечения естествознанием. Он написал огромное количество трудов, где изложил свои мысли, много работал над исследованием взаимосвязи языка и мышления.

А. Шлейхер называл язык естественным (природным) организмом. Он считал, что язык существует материально, в звуках. В своей работе «Немецкий язык» автор говорит: «Языки, эти образованные из звуковой материи природные организмы, притом самые высокие из всех…» (Шлейхер, 1869: 37). Также Шлейхер утверждал, что язык существует объективно, т. е., не зависит от воли отдельного носителя. Об этом он пишет в другой своей работе «Теория Дарвина и наука о языке», где говорится о том, что «законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих и к организмам языков» (Шлейхер, 1863). Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в том, что язык обладает способностью эволюционировать. В этой связи Шлейхер заявляет: "Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных" (Шлейхер, 1860: 37).

В XX веке получает распространение теория американского ученого Ноама Хомского - теория о биологической врожденности языка. Суть данной теории заключается в том, что существует «глубинные» и «поверхностные грамматические структуры», и каждый человек владеет именно глубинными грамматическими структурами, они есть врожденная языковая способность. Николай Федорович Алефиренко в своей книге «Теория языка» (Москва: 2004. С. 22) определяет глубинные грамматические структуры как некую «совокупность немногочисленных правил построения речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи (при речеобразовании) и наоборот, от речи к мысли (для процесса понимания высказанного)». Врожденное обладание глубинными грамматическими структурами объясняет тот удивительный факт, что дети от 1,5 до 2,5 лет овладевают практически «всем многообразием форм речевых высказываний» (Алефиренко, 2004: 21).

Биологическая концепция языка не является единственно верной при определении сущности языка. Ошибочным в концепции Шлейхера. и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!