Сюжет «поэзии на ходу» в цикле анны ахматовой «в царском селе. Вдруг запестрела тихая дорога

На фоне "Первого возвращения" название "В Царском Селе" можно осмыслить как обреченность продолжать "навсегда исчерпанную тему". В этой ситуации поэт очень четко осознает, что его личная установка на неповторимость с неизбежностью натолкнется на невозможность не повториться.

В этой диалектике пространственные реалии потому сохраняются в слове, что они уже были словом и много раз переходили из словесной реальности в жизненную. На этом фоне развертываются любовные переживания первого стихотворения. Суть переживания - несчастливая и мучительная любовь, наиболее универсальная ситуация в раннем и позднем ахматовском творчестве. Эта ситуация достаточно общая для поэзии рубежа веков, поэтому необходимо понять ее значение в данном поэтическом контексте. Особенность Ахматовой в том, что язык любви был наиболее адекватен для постижения времени (И. Бродский), ведь это не просто мука, но мука, переживаемая вновь и вновь. А. Ахматова, возвращая муку, переживает и освобождение от нее. Главное в переживании, которое здесь воссоздано, - отторжение лирической иронии героя (что и позволило В.В. Виноградову говорить о семантической двойственности произведения). Пожалуй, именно здесь это происходит впервые у Ахматовой, причем это не просто освобождение от любви, но и от притяжения вещей, связанных с чувством.

По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.

Странно вспомнить: душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду.
А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду.

Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь, в глаза погляди.
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово "уйди".

Вещность, "игрушечность" имеет еще один важный смысловой оттенок. Тема игрушечности тесно связана с уничтожением: на грани уничтожения оказывается лирическая героиня.

Итог этого стихотворения - рождение слова. И в буквальном смысле ("слово "уйди"), и в смысле поэтическом. Ведь последние две строки - четкая характеристика прошлого, отобранные внешние реалии. Освобождение от любовных переживаний в этом стихотворении происходит в слове и для слова, а также для обретения поэтической памяти, постижения течения времени.

Тема памяти порождает тему двойничества - во всем цикле. Герои всех трех стихотворений цикла могут быть рассмотрены как двойники.

Во втором стихотворении тема двойничества звучит уже явно. Здесь ее начало для всей ахматовской поэзии, и появление этой темы диктуется особым взглядом на время. По мере постижения бега времени все сильнее осознаются изменения, которые вносит он не только в окружающий мир, но и в личность самого поэта. Так возникает раздвоение: "я" в прошлом и "я" в настоящем связаны, как портрет и оригинал. По сути, тема портрета - это ипостась темы двойничества, и взаимоотношения портрета и оригинала у Ахматовой определяются бегом времени.

...А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану...
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.

Этот портрет - зеркало, в котором можно видеть грядущее, портрет-гадание, портрет-пророчество, которое сбывается так же неотвратимо, как неотвратим бег времени. Отсюда неизбежность того, о чем говорится в "Эпических мотивах":

Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.

Вообще у Ахматовой портрет продолжает жить и меняться уже без оригинала ("Как человек умирает, / Изменяются его портреты").

В цикле "В Царском Селе" двойник - мраморный, то есть статуя. В стихотворении - встречное движение героини и двойника: статуя "внимает шорохам зеленым", а человек может стать статуей. ("...Я тоже мраморною стану").

Интересно, что оживление статуи сопутствует ее умиранию и разрушению (статуя упала). О своей грядущей гибели говорит и лирическая героиня. Эти два процесса происходят не порознь, а одновременно, главный закон бега времени - единосущность гибели и возрождения.

Сближение лирической героини (она же - поэт) и статуи подготавливает в третьем стихотворении появление Пушкина - личности, чья гибель обернулась возрождением на все времена. Характерно, что слово поэта появляется в цикле раньше, чем сам поэт, ведь второе стихотворение явно аллюзивно по отношению к пушкинскому "Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила...". Дело не только в общности темы, важна ее трактовка: у обоих статуя одновременно и мертвая, и живая ("Дева, над вечной струей, вечно печально сидит").

"...Озерным водам отдал лик, / Внимает шорохам зеленым"). Но у Пушкина остановлено мгновение, речь идет о живой деве, и восклицание "чудо!" в следующей строке вызвано именно тем, что схвачен момент, когда живое стало неживым и погрузилось в вечность. У Ахматовой же этот переход - уже не чудо и миг, а способ существования ("...А там мой мраморный двойник..."). Кроме того, здесь разная временная ситуация. У Пушкина показан миг перехода живого в неживое, в вечность, и чудо этого перехода. У Ахматовой, наоборот, вечность существует изначально, двойник уже мраморный, и канувшее в вечность мгновение извлекается из нее и восстанавливается. По сути, это стихотворение - ответ на вопрос, что стало с пушкинской статуей в беге времени: статуя воскрешается в поэтическом слове.

Поэтому "мраморный двойник" - прежде всего воплощение памяти, то есть памятник. Памятники в ахматовском творчестве - довольно частое явление, и возникают они, как правило, на грани жизни и смерти, в единении судеб поэта и времени, на самых мучительных моментах временного разлома (ранний и поздний циклы "Три стихотворения", Пятая из "Северных элегий", "Реквием").

В контексте цикла значение стихотворения определяется его срединным положением, посреднической функцией между "я" поэта и Пушкиным. Так весь пространственный комплекс этого стихотворения повторяется в третьем ("...Озерным водам отдал лик" - "...У озерных грустил берегов..."; "Внимает шорохам зеленым"; "...Иглы сосен густо и колко...").

Живое прошлое и является героем третьего стихотворения. Пушкин здесь - вершинное олицетворение прошлого, он воплотил его в слове. Образ Пушкина в этом стихотворении двоится. С одной стороны, он удален во времени и в пространстве ("И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов"). А с другой - максимально приближен через вещные и обыденные детали ("Здесь лежала его треуголка..,"). То есть Пушкин для Ахматовой - действительно идеальная перспектива, нечто безусловно близкое и в то же время бесконечно удаленное, постоянно воплощающееся, но до конца невоплотимое. С появлением Пушкина время движется вспять, от будущего к прошлому. При этом о мертвом поэте говорится как о живом: "...Еле слышный шелест шагов" доносится через столетие.

Таким образом, пространство первого четверостишия - это пространство прошлого. Однако реалии пространства во втором четверостишии - не только приметы Царского Села. Все эти реалии пережили ряд культурных эпох, и потому они вне временны и универсальны. Так создается некий пространственный контекст, общий и Пушкину, и поэту, и статуе.

На этом фоне можно более полно осмыслить концовку цикла: "Здесь лежала его треуголка / И растрепанный том Парни". Слово "здесь" включает в себя очень многое: это место, где развертываются любовные переживания героини, где она пророчит о будущем и где живо глубокое прошлое - Пушкин. По тем аллеям, по которым сейчас "проводят лошадок", - "смуглый отрок бродил", и в тех местах, где "душа тосковала, / Задыхалась в предсмертном бреду", - "...лежала его треуголка / И растрепанный том Парни". Все существует одновременно здесь, в Царском Селе (оттого и такое название). Поэтому, встав на это место, можно почувствовать себя во всех трех временах.

Как уже было сказано, именно пушкинское слово, воссозданное во втором стихотворении, способствует появлению живого Пушкина в третьем. Поэт, появляющийся вслед за своим словом, - эта ситуация будет довольно часто повторяться у Ахматовой (блоковский цикл, "Поэма без героя" и др.), отражая первичность слова по отношению к реальности, его магическую власть над нею.

Но главное: воссоздание облика поэта и его живого слова переплетается с биографией другого поэта и с его словом. Процесс этот воплощен уже в первом слове третьего стихотворения - "смуглый". Эпитет ассоциируется и с портретом Пушкина, и с восточным происхождением самой Ахматовой, и одновременно с цветом кожи ее Музы. Последняя ассоциация вводит в мировой культурный контекст: "И щеки, опаленные пожаром, / Уже людей путают смуглотой", - скажет о себе Ахматова в позднем стихотворении. То же самое было с Данте, чью смуглость современники связывали с адским пламенем. В этой точке сходства (Данте - Пушкин - Ахматова) уже начало судьбы, приводящей к "Реквиему", местом действия которого становится Ад, и запрограммировавшей выход из этого Ада. В этой связи не случаен "растрепанный том Парни" в конце.

Подобно тому, как Пушкин и Данте были значимы для Ахматовой, так Пушкину были дороги Данте, Парни. И Ахматова выстраивает эту линию предопределения с самого начала, потому что ей "ведомы начала и концы".

«В Царском Селе» Анна Ахматова

По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.

Странно вспомнить: душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду.
А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду.

Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь, в глаза погляди.
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово «уйди».

…А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.

И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

Анализ стихотворения Ахматовой «В Царском Селе»

Три поэтических произведения составили небольшой цикл 1911 г. Его заглавие указывает на главную тему - память о любимом городе, в котором прошли годы детства и отрочества автора.
Далекие воспоминания об ипподроме и ухоженных лошадях, упомянутых Ахматовой и в прозе, определяют образную структура зачина «По аллее проводят лошадок…» В художественном тексте выстраивается ряд, образованный приметами детства: к аккуратно расчесанным «лошадкам» присоединяются «розовый друг» попугай и лексема «игрушечная», характеризующая субъекта речи.

Лирическая героиня признается в любви к «городу загадок», одновременно намекая на пережитую личную драму. Высокое чувство неразрывно с печалью. Тоскливые эмоции тоже двоятся: сначала они были невыносимо тяжелыми, как «предсмертный бред», а затем сменились спокойным, привычным ощущением душевного груза. Так зарождается тема двойничества, которая получает развитие в следующих стихотворениях триптиха.

Об образе Пушкина, сквозном для ахматовской поэтики, немало сказано исследователями. Начало обширной темы положено анализируемым циклом, где классик предстает и в роли великого поэта, и как человек, один из наших предков.

Принцип амбивалентности положен в основу знаменитого образа статуи-«мраморного двойника» героини из второго текста цикла. Упоминания о холодности белого изваяния обрамляют текст, встречаясь в зачине и концовке. В центральном эпизоде статуя олицетворена: она может чувствовать шелест листьев, вглядываться в озерную гладь, а на теле имеется «запекшаяся рана».

Отчаянное и на первый взгляд парадоксальное желание стать статуей, выраженное эмоциональным возгласом финала, возвращает читателя к теме любви - трагической, навсегда разделенной временем.

В третьем произведении образ классика воплощается в задумчивого смуглого юношу. Звеном, связующим почти легендарное прошлое и настоящее, становятся составляющие художественного пространства: аллеи, берег озера, низкие пеньки под соснами, густо покрытые хвоей. Суть лирической ситуации основывается на замечательной иллюзии: четко очерчивая столетний промежуток между двумя временными планами, автор подчеркивает неизменность природы, включенной в художественное пространство текста. Оригинальный прием создает ощущение, что лирическое «я» и читатель благоговейно следуют за гениальным отроком, неспешно прогуливающимся по парку. Яркие вещные детали, ставшие характерной чертой ахматовского мастерства, усиливают эффект присутствия.

Умеет ли ребенок работать с текстом? Нужно ли ему это? Как часто мы задаем эти вопросы на уроках литературы. И получаем ответ: “Да, нужно”. Как научиться работать так, чтобы было интересно и полезно всем и учителю, и ученику. Я предлагаю урок литературы по программе Т.А. Курдюмовой 5-й класс. Урок открытия новых знаний. Анализ стихотворения А.Ахматовой “В Царском Селе” построен с использованием технологии формирования правильного типа читательской деятельности. Цель анализа – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации, корректировка авторским смыслом, обучение выразительному чтению. Это один из приемов обучения работы с текстом. Умение работать с текстом помогает ребенку в овладении всеми учебными предметами; формирует положительное отношение к чтению, к познавательной деятельности; развивает устную речь; учит слышать других людей, внимательнее относиться к себе. Работа над пониманием текста увлекает не только ученика, но и педагога. Результат обучения зависит от систематичности и последовательности в работе.

Цели урока:

Обучающая:

  • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
  • выделение ключевых слов;
  • комментированное чтение;
  • диалог с автором через текст.

Развивающая:

  • формирование способности учащихся к новому способу действия;
  • формирование читательских умений (освоение литературного произведения;
  • создание читательской интерпретаций, корректировка авторским смыслом).

Оборудование:

  1. Цветные карточки.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Языковая разминка

Выберите цвет (карточку), который соответствует вашему настроению и прикрепите на доску.

– А вы любите свой поселок?

– У вас, наверное, есть свои любимые места?

Поэтому, я думаю, вам интересно будет познакомиться с этими стихами. И предлагаю вам небольшую разминку.

Листы контроля ”. Задание №1.

1. Отметьте в + или – строки, которые можно назвать стихотворными.

День пестрый, то ярко солнце светит, то снег летит. Ночь тихая, лунная, прихватит мороз. (М.Пришвин)

Чертовищи, Чертовищи, речка мелкая течет. Пена белая черемухи вдоль берега плывет.

(Н.Малкова)

Вечно тобою хочу любоваться, милая сердцу земля. Воздух такой, что нельзя надышаться – всюду леса и поля. (С.Белов)

-Сверьте с ключом на доске.

Если есть ошибки: как вы узнали стихи? (рифма, ритм.)

2 . Соберите из слов предложение – стихи. Узнайте автора .

День, мороз, чудесный, солнце

– Кто из вас сам сочинял стихи?

– Кого из известных русских поэтов вы знаете?

Сообщение учителя о А.С.Пушкине и Е.Бакуниной (краеведческий материал) (Слайд №1) (Слайд№2)

Переходя из класса в класс, каждый раз вы будете открывать для себя что-то новое в Пушкине. Ведь он открывается не сразу, не вдруг. У каждого к нему своя дорожка. Есть она и у меня. И вы, я думаю, уже протоптали свою тропинку к Пушкину. Хотелось бы знать, с чего она начиналась?

– Учитель приводит несколько строк сказок.

– А что еще встретилось вам на тропинке к Пушкину? (стихи)

– Можете вспомнить? (строки из стихов)

Своей дорогой к Пушкину шли поэты всех веков. “Солнцем русской поэзии” – называли они Пушкина. Нет такого поэта, который бы не написал хотя бы несколько строк о нем.

– Ребята, а в каком веке жил Пушкин?

– А какой сейчас век?

3. Работа с текстом до чтения

Больше всего строк о Пушкине осталось в 20 веке. О таком стихотворении, посвященном Пушкину – лицеисту, мы и будем сегодня говорить. А автор этого стихотворения

– Анна Андреевна Ахматова – поэтесса 20 века. (Слайд№3)

– Встречались ли вы с именем этого поэта раньше?

– Значит, именно она поможет вам сделать маленький шаг к открытию Пушкина.

4. Работа с текстом во время чтения:

Чтение стихотворения учителем.

А) Задача: Попытайтесь определить, какое оно по настроению и какой цвет соответствует этому настроению.

(Можно использовать для помощи задание № 3)

А теперь еще раз перечитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните слова, которые для вас кажутся непонятными.

Б) Словарная работа:

Задание: в “Листках контроля ” у вас есть задание под № 4 .Пользуясь данным словарем, отметьте те слова, которые вам были непонятны.

В) А как А.Ахматова назвала свое стихотворение?

В Царском Селе.

– почему оно написано с большой буквы? (географическое название, место)

– Из истории Царского Села: (Слайды №4,5)

Г) В “Листах контроля” помещены отрывки из биографии А.Ахматовой “Коротко о себе”.

Ваша задача: познакомиться с отрывками и подчеркнуть в стихотворении те слова , которые совпадают с фактами биографии .

Д) А теперь давайте еще раз перечитаем стихотворение, медленно построчно , и посмотрим, какие еще тайны скрыты по дороге к Пушкину . Ведь А. Ахматова была одной из самых внимательных читателей Пушкина.

– Чтение по цепочке.

1. Смуглый отрок бродил по аллеям (неторопливость, размеренность)

2.У озерных грустил берегов (инверсия, это лирический фрагмент стиха)

Бродил, грустил – глаг. Прош. Вр.

3.И столетие мы лелеем (разг. с нежностью храним; личная, нежная интонация, с нежностью берегут память о любимом человеке; е – зеленый,нежный; автора и ее героя разделяет время, но объединяет пространство – пейзаж)

– Почему столетие? (19в – 20в)

4.Еле слышный шелест шагов (– ш – память о нем.)

– Когда можно услышать?

5.Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни …(от общего плана – (аллеи, озерные берега) взгляд устремляется

(к иглам сосен, низким пням); пейзаж постоянный у Пушкина, Ахматовой)

– Почему …?

6.Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

(от реального – к воображаемому: треуголка (Пущин вспоминал: “Форма одежды в лицее сначала была стеснительной, по праздникам: мундир, белый жилет, белый галстук, ботфорты, треугольная шляпа”; том Парни; развертывание образа юного поэта;

– Почему растрепанный? (часто открываемый, зачитанный, любимый)

Рифмы: аллеям – лелеем

Пни – парни

– А о чем может сказать слово здесь?

(Здесь начинает предложение, которое является главным – т.е все, что есть вокруг, для автора наполнено смыслом, потому что все (шелест шагов, треуголка, том) хранит память

О присутствии великого поэта А.С.Пушкина.)

– Все слова, которые вы нашли, удивительно точно помогают передать настроение автора.

Я надеюсь, что все, чем мы говорили на этом уроке, поможет вам подготовиться к выразительному чтению. А также вам поможет памятка, которая лежит у вас на столах.

Е) Подготовить выразительное чтение стихотворения, используя памятку.

– Чтение вслух выразительно.

– А с каким настроением А.Ахматова могла бродить по аллеям Царского Села?

(Выбрать из задания №3)

4. Работа с текстом после чтения.

Настало время подвести итог нашей работы.

– С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

Кому посвящено стихотворение?

– В каком веке жил А.С.Пушкин ?

– В каком веке жила А.Ахматова ?

– В каком веке живем мы ?

– Какое маленькое открытие сегодня вы сделали, знакомясь со стихотворением?

– Давайте вместе попытаемся ответить на этот вопрос.

(Представили: аллеи Царского Села, озерные берега, сосны в парках Царского Села)

(Побывать в Царском Селе,

(Сочинить свое стихотворение о Пушкине

– А это значит, что вы сделали еще один шаг по дороге к Пушкину. И вам еще предстоит сделать много – много новых открытий. А вам я желаю, чтобы они были яркими и незабываемыми. Потому что это всегда интересно. И чтобы рядом с вами всегда находился “ растрепанный том” А.С.Пушкина. Поэтому и домашнее задание будет следующим.(Слайд №6)

5. Домашнее задание:

1.Дома нарисовать аллеи или парки Царского Села такими, какими вы их представили после чтения стихотворения А.Ахматовой.

2. Кому понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.

6. Итог урока:

Мы читали с вами элегию – грустное стихотворение. Каким его увидели вы, мы можем посмотреть на доску. (На доску прикрепляют цветные карточки)

Анна Андреевна Ахматова

I

По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.

Странно вспомнить: душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду.
А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду.

Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь, в глаза погляди.
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово «уйди».

II

…А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.

И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.

III

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

Анна Ахматова в Царском Селе

Три поэтических произведения составили небольшой цикл 1911 г. Его заглавие указывает на главную тему — память о любимом городе, в котором прошли годы детства и отрочества автора.

Далекие воспоминания об ипподроме и ухоженных лошадях, упомянутых Ахматовой и в прозе, определяют образную структура зачина «По аллее проводят лошадок…». В художественном тексте выстраивается ряд, образованный приметами детства: к аккуратно расчесанным «лошадкам» присоединяются «розовый друг» попугай и лексема «игрушечная», характеризующая субъекта речи.

Лирическая героиня признается в любви к «городу загадок», одновременно намекая на пережитую личную драму. Высокое чувство неразрывно с печалью. Тоскливые эмоции тоже двоятся: сначала они были невыносимо тяжелыми, как «предсмертный бред», а затем сменились спокойным, привычным ощущением душевного груза. Так зарождается тема двойничества, которая получает развитие в следующих стихотворениях триптиха.

Об образе Пушкина, сквозном для ахматовской поэтики, немало сказано исследователями. Начало обширной темы положено анализируемым циклом, где классик предстает и в роли великого поэта, и как человек, один из наших предков.

Принцип амбивалентности положен в основу знаменитого образа статуи-«мраморного двойника» героини из второго текста цикла. Упоминания о холодности белого изваяния обрамляют текст, встречаясь в зачине и концовке. В центральном эпизоде статуя олицетворена: она может чувствовать шелест листьев, вглядываться в озерную гладь, а на теле имеется «запекшаяся рана».

Отчаянное и на первый взгляд парадоксальное желание стать статуей, выраженное эмоциональным возгласом финала, возвращает читателя к теме любви — трагической, навсегда разделенной временем.

В третьем произведении образ классика воплощается в задумчивого смуглого юношу. Звеном, связующим почти легендарное прошлое и настоящее, становятся составляющие художественного пространства: аллеи, берег озера, низкие пеньки под соснами, густо покрытые хвоей. Суть лирической ситуации основывается на замечательной иллюзии: четко очерчивая столетний промежуток между двумя временными планами, автор подчеркивает неизменность природы, включенной в художественное пространство текста. Оригинальный прием создает ощущение, что лирическое «я» и читатель благоговейно следуют за гениальным отроком, неспешно прогуливающимся по парку. Яркие вещные детали, ставшие характерной чертой ахматовского мастерства, усиливают эффект присутствия.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!