Таджикистан отдал территорию китаю. Таджикистан отдает собственные территории китаю

Китай, нарастив свою военно-экономическую мощь, перешел, к уже многократно предсказанной открытой экспансии и аннексии территорий своих соседей. Неделю назад, 6 мая китайские войска оккупировали часть территории Таджикистана. Вот что сообщают СМИ - земельный вопрос в Таджикистане рискует перерасти в межнациональный конфликт. Свидетельство тому - ввод войск Китайской Народной Республики на территорию соседней страны. Оппозиция РТ сообщает, что в понедельник, 6 мая, официальный Пекин установил военный контроль над частью земель в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. Эти территории Душанбе передал Китаю в счет погашения внешнего долга. Известно, что таджикские власти отписали китайским партнерам десятки гектаров земель в Мургабском районе ГБАО, однако официальные власти отказываются подтверждать сей факт. Всего же за годы независимости РТ китайцам было отдано 1,5 тысячи квадратных километров земли, по сути, являющейся спорной территорией.

2

Кусок аннексированной Китаем Горно-Бадахшанской автономной области

Напомним, что Горно-Бадахшанская автономная область известна своей дистанцированной позицией относительно центральной власти. Жители ГБАО не всегда подчиняются решениям официального Душанбе, зачастую вызывая «огонь» республиканского руководства на себя. Стоит напомнить, что летом 2012 года в автономии разгорелся конфликт, спровоцированный центром, в котором погибли в том числе и мирные люди. Горный Бадахшан встал на защиту свои полевых командиров, преследуемых властями страны. Если экспансия с привлечением военных со стороны Китая будет продолжена, не исключено, что в регионе вспыхнет очередной конфликт, на этот раз с территориальным оттенком.
С начала 2013 года многие эксперты предупреждали, что властями страны готовится акт о передаче земель Китаю, однако информацию никто не воспринимал всерьез.

4

История "уточнения границ" со своими соседями

Территории будут отданы КНР в счет погашения внешнего долга. В перспективе - оформление за Китаем высокогорных земель, непригодных для жизни. Китайской стороне они нужны, поскольку богаты месторождениями драгоценных камней, урана и минералов. Известно, что в данное время китайцы уже приступили к геологоразведочным работам в самом Мургабе. Действия соседнего государства в Таджикистане, по сути, узаконили, приняв поправки к закону «О недрах». По сути, официальный Душанбе легализовал разработку месторождений юридическими лицами из-за рубежа.
Известно, что на территорию Таджикистана уже начали пребывать не только военные, но и гражданские лица. Последние будут осваивать земли, где в свое время проживали этнические таджики. Между сторонами сегодня идет негласная борьба за землю, которую таджики не хотят уступать китайским мигрантам. Однако им это, по-видимому, все же придется сделать, поскольку существует правительственная бумага, обязывающая местное население покинуть территорию.

Учения или рекогносцировка местности?

Тут показательно еще и то, что буквально год назад Китай уверял всех своих соседей в своем большом миролюбии. Как черная ирония смотрится тот факт, что еще год назад китайские части принимали участие на территории Таджикистана в т.н. "совместных военных учениях" (скорее всего в действительности китайские военные рекогносцировали местность, и проверяли боеспособность таджиков).

5

6

9


"Учения китайской армии" в Таджикистане в 2012 г.

В Таджикистане, в июне 2012 года на полигоне "Чорухдайрон" (в Согдийской области) прошли очередные учения Шанхайской Организации Сотрудничества "Мирная Миссия -2012", в которых участвуют более 2 тысяч военнослужащих из Россия, Китая, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.
"От России в учениях приняли участие свыше 350 солдат и офицеров, а также более 50 единиц военной техники 201-й российской военной базы, в том числе 15 бронетранспортеров БТР-80 и бронеавтомобиль "Тигр". Кроме того, Россию на "Мирной миссии" будет представлять штурмовая авиация - фронтовые бомбардировщики Су-24 с авиабазы Кант (Киргизия)."

КНР на учениях представляли части Ланьчжоуского военного округа, в т.ч. 10 бронемашин ZSL-92 и 6 штурмовых САУ PTL-02 из 6-й легкой механизированной дивизии, а также вертолеты Z9WA из 3-й вертолетной бригады.

Видимо, китайским военным там так понравилось, что они решили остаться в Таджикистане насовсем.

Претензии есть ко всем

Надо сказать, что т.н. "территориальные претензии" у Китая есть почти ко всем своим соседям. Индии, Монголии, Бирме, Непалу, Вьетнаму, Японии, Пакистану, Киргизии, Казахстану, Таджикистану. В том числе и к России. Что бы там кто не говорил об "окончательном урегулировании территориальных споров" после отдачи островов по Амуру. И в ближайшие годы Китай обязательно потребует себе что-то еще. Вопрос только в том - у кого именно. И не спрашивая ни у кого разрешения, скорее всего, получит то, что захочет.

7

В середине января парламент Таджикистана ратифицировал протокол о демаркации своей границы, согласно которому Китаю отходит 1,1 тысячи квадратных километров спорных территорий, что составляет 0,77 процента от общей территории Таджикистана. В церемонии по случаю передачи земли приняли участие военные чиновники двух стран, которые обменялись памятными подарками.

На переданной земле находится часть Памирской горной цепи, которая пересекает несколько центральноазиатских стран, пишет сайт ASIA-Plus.

Таджикистан – одно из нескольких центральноазиатских государств, имеющих границу с Китаем. Граничит с Китаем и Казахстан. В прошлом году Казахстан отклонил предложение Пекина об аренде миллиона гектаров казахской земли вдоль границы для выращивания сои.

82 ТЫСЯЧИ КИТАЙЦЕВ

В июне этого года сообщалось, что в Таджикистан приедут 1,5 тысячикитайских фермеров для освоения двух тысяч гектаров земель в южных, преимущественно горных районах - Кумсангирском и Бохтарском

Хатлонской области - для выращивания хлопка и риса.

В миграционной службе Таджикистана говорят, что еще в 2007 году 30 тысяч китайских рабочих-мигрантов были заняты на строительстве дорог, электроподстанций и на горных участках. Есть претензии, что некоторые китайские рабочие не возвращаются домой после завершения проектов.

По официальным данным, число граждан Китая в Таджикистане на начало 2010 года составляло около 82 тысяч человек.

ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК НЕТ

Рахим Масов, директор Института истории таджикской Академии наук, известный ученый, академик, с 2004 года является членом Таджикско-Китайской межправительственной комиссии. Масов заявил в интервью Би-би-си, что лично он не подписывал документ, согласно которому часть территории Таджикистана забирает Китай, пишет сайт Tajmicrant.com.

– Это было неправильное решение правительства Таджикистана. Территориальная целостность и неделимость нашего государства является для каждого таджика делом чести и достоинства, – говорит академик Рахим Масов.

Он сообщил, что в результате многолетней работы ученых еще в
советское время было выявлено, что именно на этой территории Таджикистана (Восточный Памир) имеются большие запасы 17 видов полезных ископаемых, пишет сайт Tajmicrant.com.

Ученый убежден, что нет и исторических предпосылок для передачи таджикских земель Китаю.

«Для решения этого вопроса правительством Таджикистана образована специальная комиссия. КНР тогда требовала передать ей земли таджикского Восточного Памира. Таджикистан, естественно, был не согласен с такой постановкой вопроса. В результате переговоров решили передать только более 3 процентов территории. Необходимо напомнить, что в прежние времена Бухарский эмират не имел общей границы с Китаем, так как Бадахшан временно присоединился к Бухаре лишь в 1895 году. Тогда на Памире стояли российские отряды. КНР не имела никаких дел в этом регионе. И Бухарский эмират, и Памир подчинялись РФ», – цитирует агентство «Регнум» историка.

Хамрохон Зарифи, глава министерства иностранных дел Таджикистана, выступая перед парламентариями, заявил, что Китай и Россия в 1884 году подписали соглашение под названием «Новый Маргелан», согласно которому власти нынешнего Китая претендовали на более чем 28 тысяч квадратных километров таджикской территории.

АКАЕВА НАКАЗАЛИ ЗА ПЕРЕДАЧУ ЗЕМЕЛЬ

Проблема разрешения территориальных споров с Китаем стояла не только перед Таджикистаном, но и перед Кыргызстаном и Казахстаном.

12 августа 2010 года Аскара Акаева, бывшего президента Кыргызстана, лишили статуса неприкосновенности за ряд преступлений, в том числе за «передачу Казахстану и Китаю части исконно кыргызских земель». Казахстан тоже делал уступки, но об этом в обществе не вспоминают.

Изменение линии государственной границы с Китаем и Казахстаном в пользу последних члены Временного правительства Кыргызстана назвали «тягчайшим преступлением», совершенным Аскаром Акаевым во время его президентства.

«Из-за его преступной соглашательской позиции по вопросам линии прохождения кыргызско-китайской и кыргызско-казахстанской границ исконно кыргызские земли, названия которых свидетельствуют об их неотъемлемой исторической принадлежности кыргызскому народу, отошли Китаю и Казахстану», - говорится в декрете.

Наше радио Азаттык писало, что в 2001 году в результате делимитации государственной границы с Кыргызстаном Казахстану отошло около 600 гектаров земель. Но до этого Казахстан сам лишился ряда приграничных территорий. Например, в апреле 1994 года в результате соглашения о казахстанско-китайской государственной границе Казахстан передал Китаю территорию площадью 946 квадратных километров.

В 1997 году была решена судьба двух спорных районов в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях. Тогда Китаю перешла территория площадью около 530 квадратных километров.

В сентябре 2002 года Казахстан уступил Узбекистану часть земель Сарыагашского района Южно-Казахстанской области, включая село Туркестанец. Часть территории Кызылординской области также отошла Узбекистану. В общей сложности узбекской стороне досталось около 1700 гектаров земель.

НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА В КАЗАХСТАНЕ

Наше радио Азаттык уже рассказывало, что два года назад, в 2009 году, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил визит в Китай. Тогда была достигнута договоренность о китайском кредите в 10 миллиардов долларов.

После того визита Нурсултан Назарбаев на заседании Совета иностранных инвесторов сообщил о возможном предоставлении Китаю в аренду 1 миллиона гектаров орошаемой земли. Однако позже в том же году, после бурного протеста казахстанской общественности, он не только отказался от претворения в жизнь этой идеи, но и пригрозил привлечь к ответственности тех, кто будет «распространять слухи на эту тему».

Своих оппонентов он отослал к 23-й статье Земельного кодекса. «Черным по белому написано, что земля не может быть продана иностранцам. Что еще можно добавить к этому?» – заявил президент Казахстана по этой резонансной теме в декабре 2009 года и больше к ней не возвращался.

ДУШАНБЕ, 7 июн — Sputnik, Вадим Попов. Таджикистан попал в число стран с нарастающей финансовой уязвимостью из-за обязательств перед Китаем.

Эксперты из Center for Global Development (США) изучили инвестиционную политику КНР и выяснили, что государства Азии, Африки и Европы задолжали китайцам 8 триллионов долларов.

Таджикистан оказался в группе риска вместе с Кыргызстаном, Джибути, Лаосом, Мальдивами, Монголией, Черногорией, Пакистаном.

Откуда у Таджикистана долг перед Китаем

Суммарная задолженность Таджикистана перед Китаем составляет 1,2 миллиарда долларов (больше 20% ВВП). Общая сумма внешнего долга на 1 апреля 2018-го составила 2,859 миллиарда долларов. Большая часть обязательств Таджикистана — это госдолг по "связанным" кредитам. Средства идут на инфраструктурные проекты, необходимые для развития экономики республики.

В обмен на финансовую помощь Таджикистан обязан импортировать товары, предоставлять контроль над месторождениями, выполнять другие, часто невыгодные, условия соглашений.

Так, в обмен на строительство ТЭЦ "Душанбе-2" правительство Таджикистана предоставило китайской компании TBEA право на добычу золота на месторождении "Верхний Кумарг". Китайцы будут владеть месторождением до тех пор, пока Таджикистан не вернет 331 миллион долларов.

Большинство кредитов КНР Таджикистану так или иначе связано с горнорудной промышленностью. Эксперты не исключают, что растущие объемы прямых инвестиций в стратегически важные отрасли могут привести к зависимости Таджикистана от мощного соседа.

Кыргызстан — собрат по долговому несчастью

В соседнем Кыргызстане складывается аналогичная ситуация. Государственный внешний долг Кыргызстана перед Китаем (Эксимбанк КНР) составляет 1 миллиард 709 миллионов долларов. Из них 386 миллионов долларов было взято на модернизацию столичной ТЭЦ.

За последние 10 лет долг перед Поднебесной увеличился почти в 200 раз. В марте посол Китая в Кыргызстане Сяо Цинхуа заявил, что долг будет выплачиваться согласно договоренностям, а вопрос списания китайская сторона не обсуждает.

Граждане республики всерьез обеспокоены сложившейся ситуацией. Неравнодушные переживают, что заемщик может забрать часть земель вместо долга. Чтобы экономически активное население — 2,5 миллиона кыргызстанцев — выплатило госдолг КНР, каждый человек должен выделить 680 долларов. Предложение активистов "скинуться" всколыхнуло общественность Кыргызстана. Между тем задолженность перед китайцами продолжает расти.

Для охраны торговых путей Китаю нужны военные базы, площадки для них также можно приобрести в счет неуплаченного долга.

Так, аналитики предполагают, что китайцы могут получить контроль над портом на острове Эспириту-Санто в государстве Вануату. Для строительства этого и других объектов КНР выделила Вануату кредит в размере 270 миллионов долларов, что составило около половины внешнего долга тихоокеанского государства, или около трети ВВП. На расстоянии 2 тысяч километров от Австралии может появится военно-морская база Китая.

Опасения аналитиков не лишены оснований. Китай уже имеет иностранную базу, полученную в счет долга от Джибути на Африканском Роге. Суммарные займы этого государства достигли половины ВВП. Как прогнозирует Center for Global Development, доля Китая в госдолге Джибути вырастет в ближайшие время с 82 до 91%. База расположена рядом с важной транспортной артерией на границе между Азией и Европой.

В 2015-м правительство Пакистана передало китайской государственной компании China Overseas Port Holding в аренду на 43 года порт Гвадар для создания "особой экономической зоны". Исламабад должен Пекину почти 16 миллиардов долларов. Сделка даст КНР 91% прибыли от доходов порта, плюс еще 85% своих доходов отдаст Китаю "свободная зона". Гвадар является важнейшим объектом в связях Китая с Ближним Востоком. Пакистанский коридор призван разгрузить Малаккский пролив, через который в настоящее время проходит более 80 процентов импортируемой КНР нефти.

В 2002-м правительство КНР списало долги правительству Хамида Карзая в Афганистане. Согласно официальному объяснению, КНР хочет помочь справиться с кризисом, вызванным последствиями правления режима "Талибан" и проведением американской антитеррористической кампании. Конкретная сумма списанных долгов не разглашается.

Китай с 2000-го по 2009-й списал долги 35 африканским государствам на общую сумму 2,85 миллиарда долларов. В 2007-м были списаны долги 49 самых неразвитых и бедных стран Азии, Карибского бассейна и Тихого океана. Списывались долги Монголии. Конкретные условия многих сделок остались неизвестными.

Надо ли Центральной Азии опасаться китайской экспансии

Возвращаясь к ситуации в Центральной Азии, стоит отметить, что правительства республик уверяют население в необходимости кредитов.

Так, первый замдиректора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сайфулло Сафаров считает, что никакой экспансии Китая в Таджикистан нет, а есть дружеские отношения и стратегическое партнерство.

В свою очередь, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает как повод для гордости, что иностранные инвестиции на одного жителя республики превышают средние показатели по миру и в два раза выше, чем в развивающихся странах. При этом доля инвестиций в горнодобывающую отрасль Казахстана составила 34% от всего объема плюс 23% на геологоразведку.

Руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян уверена, что китайцам не нужен политический контроль над Центральной Азией. Все, что они хотят, это получить конкурентное преимущество на рынке природных ресурсов. Эксперт объясняет действия руководства центральноазиатских государств необходимостью развиваться. Ведь экономике Центральной Азии действительно необходимы финансовые средства.

Но не все разделяют этот оптимизм.

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров считает, что у Китая есть далеко идущие планы в отношении Центральной Азии и ее ближайших соседей. Он уверен, что КНР следует опасаться не меньше, чем США.

"Китайцы перешли ко второму этапу — к военной экспансии. Они нам не союзники. Если возникнет ситуация, когда нас надо будет слить, они это сделают с неменьшим удовольствием, чем американцы", — сказал Семен Багдасаров Sputnik Таджикистан.

Международные финансовые организации также предостерегают Таджикистан и его соседей от долговой зависимости.

МВФ в ноябре 2017-го решил реклассифицировать уровень бедности в Таджикистане на более высокий. Такое решение было принято из-за нарушения индикативных лимитов государственной задолженности республики.

"Крайне важно, чтобы развивающиеся страны с низкими доходами повышали свой налоговый потенциал. Это позволит им обслуживать свой долг… И важно не создавать ненужные стимулы тогда, когда экономическая активность и без того ускоряется", — говорится в специальном докладе Фонда "Снижение высокого уровня долга".

Глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, выступая на Петербургском международном экономическом форуме отметила, что уровень и бремя задолженности суверенных государств и корпораций достигли небывалых размеров. Сейчас это примерно 162 триллиона долларов, примерно 220% мирового ВВП, что намного больше, чем после Второй мировой войны — и это не предел.

В МВФ отмечают, что, помимо долга, увеличивается стоимость его обслуживания, брать кредиты становится все труднее. В этих условиях предложения Китая воспринимаются как спасение. Остается лишь надеяться, что утопающие выплывут и не пойдут ко дну вместе со своими спасителями.

«Китай вторгся в Таджикистан», «Центральная Азия стала объектом китайской военной экспансии». Эти и другие, не менее сенсационные, заголовки появились в последние недели на лентах ряда информационных агентств и на страницах некоторых газет. В действительности громкая новость оказалась обыкновенной «уткой»: никакого вторжения не было и в ближайшее время не предвидится. Однако размах информационной кампании заставляет задуматься: кому это выгодно?

Живя уже больше двадцати лет в «демократическом» обществе, казалось бы, пора привыкнуть к тому, что сообщения СМИ далеко не всегда правдивы и объективны. Однако история с «китайским вторжением» показала: человеческая фантазия, равно как и человеческая доверчивость, безгранична. «Новости» поверили тысячи людей, причём не только далёкие от политики обыватели, но и серьёзные эксперты. Вкратце суть «утки» заключалась в следующем: власти Таджикистана втайне от народа якобы передали Китаю 1,5 тысячи квадратных километров территории, богатой залежами полезных ископаемых. Тем самым Душанбе вроде бы расплатился с большим внешним долгом Пекину. Более того, как указывали авторы сообщений, 6 мая Китай ввёл на перешедшие ему земли военные силы. А этот факт, предупреждали особенно щедрые на выдумку журналисты, может привести к восстанию жителей восточных районов Таджикистана и даже к полномасштабной войне.

Что же произошло? Передал ли Таджикистан кусок своей земли Китаю на самом деле? Да, передал. Только было это вовсе не «тайной сделкой» Пекина и Душанбе, а открытым и длительным процессом. Начался он сразу после развала СССР. Тогда КНР проявила стремление решить накопившиеся с давних времён погранично-территориальные споры. Позиция официального Пекина была вполне трезвой и прагматичной. Дело в том, что в XIX веке границы между Китаем и среднеазиатскими владениями России устанавливались достаточно произвольно. Зачастую вопросы разграничения земель решались не на высшем межгосударственном уровне, а путём переговоров с местными властителями (ослабевшая к этому времени империя Цин слабо контролировала свои владения в Восточном Туркестане).

После образования в 1991 году в регионе новых независимых государств, три из которых (Казахстан, Киргизия и Таджикистан) граничили с Китаем, Пекин поднял этот вопрос. В итоге к началу нового тысячелетия большинство спорных участков границ были делимитированы. Так, в ходе переговоров с Казахстаном, завершившихся в 1997 году, Китай получил 407 квадратных километров прежде спорной территории, а Казахстан — 537. Ещё более внушительная территория стала объектом переговоров между КНР и Киргизией. По соглашению «О киргизско-китайской государственной границе», заключённому в 1999 году, Китай получил более тысячи квадратных километров, в том числе пограничную заставу Узенгю-Кууш в Нарынской области.

Таким образом, Таджикистан вовсе не был «белой вороной» среди республик Центральной Азии. Правда, объём территориальных претензий Пекина к Душанбе был наибольшим: Китай претендовал на 28 тысяч квадратных километров территории страны. Процесс урегулирования пограничных споров затянулся до 2011 года, когда парламент Таджикистана проголосовал за передачу КНР тысячи с лишним квадратных километров на востоке страны — в Горно-Бадахшанской автономной области. Большая часть территории — это Сарыкольский хребет и его отроги, находящиеся на высоте 4000-5000 метров и практически непригодные для жизнедеятельности человека.

Казалось бы, инцидент исчерпан и дальнейшие споры не имеют смысла. Однако, судя по недавнему информационному вбросу, так думают не все. Найти источник шумихи вокруг «китайского вторжения» оказалось делом несложным. О том, что военнослужащие КНР пересекли новую линию границы, ещё в сентябре прошлого года в интервью иранскому радио заявил руководитель оппозиционной Объединённой социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров. При этом политик ссылался на разговоры с местными жителями, с которыми встречался ещё в 2011 году. Представители МИД Таджикистана тогда опровергли заявления оппозиционера. Однако спустя полгода «утку» подхватили теперь уже российские информагентства. Как предположил эксперт Аркадий Дубнов, информацию «слили» круги, близкие к таджикской оппозиции.

Но почему сомнительная новость, к тому же не первой свежести, наделала столько шума? Напомним, что в этом году в Таджикистане должны состояться президентские выборы. Нынешний глава государства Эмомали Рахмон неоднократно намекал, что не прочь сохранить за собой кресло. Возможно, что новостная «утка» является попыткой его противников разыграть «пограничную карту». Кстати, в соседней Киргизии аналогичный повод был использован для свержения власти: одним из лозунгов оппозиции перед «мартовской революцией» 2005 года был именно пересмотр соглашений с Китаем. И ещё один штрих: 18 мая начался официальный визит Эмомали Рахмона в Пекин. Не исключено, что реанимация вопросов, связанных с границей, направлена на то, чтобы испортить китайско-таджикские отношения. А в этом заинтересована не только и не столько оппозиция, сколько силы, имеющие на регион свои виды. В первую очередь Соединённые Штаты Америки, которые с большой ревностью следят за усилением влияния КНР.

Следите за нашими новостями на

ВСЕ ФОТО

Таджикистан утвердил передачу Китаю части территории страны. Парламент республики в среду ратифицировал протокол о демаркации своей границы с КНР, согласно которому Китаю отходит 1,1 тыс. кв. км спорных территорий, что составляет 0,77% от общей территории Таджикистана. Официальный Душанбе уверяет, что речь идет о "большой победе таджикской дипломатии", так как изначально КНР претендовала на гораздо большую территорию. В свою очередь оппозиция говорит о нарушении конституции, пишет "Коммерсант" .

Депутаты Маджлиси Намояндагон (нижней палаты) парламента Таджикистана почти единогласно приняли решение ратифицировать протокол о передаче Китаю части территории. Против проголосовали только два депутата - члены оппозиционной Партии исламского возрождения республики (ПИВТ).

Территория Таджикистана до недавнего времени составляла 143,1 тысячи квадратных километров. После подписания этого соглашения она будет составлять 142,0 тыс. квадратных километров, то есть республика фактически теряет 0,77% территории.

"После подписания протокола из этих спорных территорий Китаю отходит около 3%, или около тысячи квадратных километров, и я считаю, что подписание данного протокола является великой победой таджикской дипломатии", - заявил депутатам перед голосованием министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи.

Впрочем, сам он к этому документу отношения не имеет, так как речь идет о межправительственном таджикско-китайском протоколе, подписанном еще в мае 2002 года, отмечает издание. Тогда во время визита в Пекин президента Таджикистана Эмомали Рахмона Душанбе согласился передать Китаю 1,1 тыс. кв. км в районе Восточного Памира. Причем изначально КНР претендовала на 28,5 тыс. кв. км таджикской территории. "Это составляет почти 20% территории нашей страны, - напомнил депутатам глава таджикского МИДа. - После подписания протокола из этих спорных территорий Китаю отходит лишь около 3%".

Однако оппозиция считает ратификацию протокола поражением таджикской дипломатии. "Ратификация данного протокола противоречит Конституции, статья 7 которой гласит, что территория нашего государства является единой и неделимой", - заявил журналистам после голосования лидер ПИВТ Мухиддин Кабири.

"После ратификации же данного протокола 1,1 тыс. квадратных километров территории Таджикистана перейдет под юрисдикцию Китая, и это поражение таджикской дипломатии", - считает он.

Однако изменить что-либо он не смог. По словам лидера таджикских коммунистов Шоди Шабдолова, ратификация "положит конец почти 130-летнему территориальному спору с Китаем". "Мы не должны оставить этот спор нашим потомкам", - взывал он и был услышан: документ поддержали 99% депутатов.

Территориальный спор между Таджикистаном и Китаем ведет свою историю с 1880-х годов. Тогда на часть Восточного Памира стал претендовать Китай, однако царская Россия, под протекторатом которой находилось Бухарское ханство, частью которого был нынешний Таджикистан, отказалась удовлетворить эти претензии. Территориальный спор не был улажен и на всем протяжении существования СССР.

"Ратификация этого протокола положит конец почти 130-летнему территориальному спору с Китаем. Мы не должны оставить этот спор нашим потомкам, и я призываю депутатов ратифицировать этот протокол", - призвал депутатов перед голосованием Шоди Шабдолов, лидер таджикских коммунистов, которые обычно поддерживают линию правящей партии - Народно-демократической, возглавляемой президентом Эмомали Рахмоном.

Протяженность таджикско-китайской границы составляет 800 километров. Китай - второй после России торговый партнер и инвестор в экономику республики.

Российские эксперты также считают соглашение скорее плюсом для Таджикистана. "Приобретая" территории, Китай компенсирует территориальные потери Душанбе своими масштабными инвестициями, - заявил эксперт Фонда Карнеги Алексей Малашенко. - Так же было и с Киргизией". Кроме того, некоторые наблюдатели полагают, что неурегулированность вопроса границы с Китаем может быть чревата для его соседей серьезными неприятностями в будущем. Тем более таких небольших государств, как Таджикистан. В конце концов, Россия, урегулировавшая территориальный вопрос с Китаем в 2005 году, также поступилась частью своей земли ради добрососедских отношений с Пекином.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!