Таразский государственный университет имени М. Х

О жизни и деятельности Фазлаллаха б. Рузбихана, как и о подавляющем большинстве деятелей средневекового Востока, до нас дошло немного сведений. Его биография уже не раз являлась предметом внимания ряда ученых. Из советских ученых, писавших на эту тему, в первую очередь следует назвать А. А. Семенова и затем М. А. Салье, которые, основываясь на известных им источниках, попытались дать краткий свод биографических сведений об авторе "Записок бухарского гостя". Последнему посвятили свои статьи иранские филологи Мухаммад Казвинй, Са"ид Нафиси и Мухаммад Амин Хунджи 6.

Автор во всех своих произведениях называет себя Фазлаллах б. Рузбихан, по прозванию Хаджа Маулана Исфахани. Все историографы XVI и последующих веков называют Ибн Рузбихана этим же именем. Иранский филолог Мухаммад Казвини (1877--1949) именует его Фазлаллах б. Рузбихан б. Фазлаллах ал-Хунджи-йи Исфахани. Современный иранский ученый Саид Нафиси добавляет еще лакаб и кунью, называя полное имя: Аминаддин Абу-л - Хайр Фазлаллах б. Рузбихан б. Фазлаллах Хунджи - йи Исфахани-йи Ширази, а сокращенно -- Амин Хаджа Мулла или Хаджа Мавлана. В книге Ахмада Иктидарй даются и другие прозвища и нисбы Ибн Рузбихана, как-то: Паша, Амин, Кашани. Мухаммад Амин Хунджи указывает полное его имя в следующем виде: Афзаладдин Фазлаллах б. Джамаладдин Рузбихан Фазлаллах б. Мухаммад Хунджи.

Если принять во внимание все сведения, заключенные в названных источниках, то краткая биография Фазлаллаха ибн Рузбихана представляется в следующем виде. Автор "Записок бухарского гостя" родился в 862/1457 г. в городе Хундже, в Ларистане, в одном из районов области Фарс, в семье, принадлежавшей к исфаханской знати. Отец Ибн Рузбихана, Джамаладдин Рузбихан, считался в свое время известным улемом. В пору правления династии Ак-Коюнлу он входил в сословие садров и сардаров Исфахана. После прихода к власти султана Йа"куба (1487--1490) представители этого сословия, и среди них Джамаладд н Рузбихан, были вызваны в Тебриз. Там он добился высокого положения при дворе султана Йа"куба и написал книгу "Плоды древес" (Самарат ал-ашджар), которую поднес султану. Со стороны матери Ибн Рузбихан состоял в родстве с семейством Саиди Исфахани, везира Пир-Будака из династии Кара-Коюнлу, впоследствии ставртего дабиром Узун-Хасана из династии Ак-Коюнлу.

Детство и юность нашего автора протекли в Ширазе и Исфахане. Завершив учебу на родине, он в возрасте семнадцати лет предпринял свое первое путешествие в Хиджаз и в Мекке продолжил образование. Затем, вернувшись в Шираз, продолжил изучение разных наук. В возрасте двадцати пяти лет Ибн Рузбихан совершил второе путешествие в Мекку 20 и изучал там Коран и арабскую литературу.

Приехав из второго путешествия обратно в Шираз, Ибн Рузбихан занялся литературной деятельностью и по мере роста своей научной подготовленности написал свои первые произведения: "Разрешение вопросов абстракции" (Хилл-и таджарид); "Комментарий на невероятное" (Та"ликат бар мухалат) и комментарии на книги по шариату. Здесь же в Ширазе он написал книгу "Чудо времени а разъяснение повести о Хаййе, сыне Йакзана" (Бади" аз-заман фа кассат Хайй ибн Йакзан). Дж. Стори и Э. Блоше в своих каталогах указывают, что она была написана автором в 892/1487 г. Эта же дата указана и у Хаджи Халифы.

По мнению М. А. Салье, книга Ибн Рузбихана "Чудо времени" представляет собой подражание трактатам знаменитого Ибн Сины и арабо-испанского философа XII в. Ибн Туфайля.

Оба эти произведения, однако, являются не трактатами, а сказками или психологическими повестями, и И. Ю. Крачковский относительно Хайй ибн Йакзана Ибн Туфайля указывает, что по своему содержанию произведение последнего совершенно отлично от повести Ибн Сины. Произведение Ибн Рузбихана до нас не дошло, но в "Украшающей мир истории Амини" сохранились слова автора об утраченном произведении. Он пишет: "На досуге, после занятий и чтения, я некоторое время уделял составлению книги "Чудо времени". В ней повествуется о том, каким образом мыслительная способность человека совершает восхождение по ступеням силы умозрительной и деятельной согласно с установленными правилами и исследованиями современников. Написана она по-персидски, фразы и метафоры составлены так, что не затрудняют чтение. Таких исследований в истинных науках до сего времени очень мало". Из этих слов можно сделать вывод, что "Чудо времени" заключает в себе философские размышления нашего автора о повести Хайй ибн Йакзан. В 892/1487 г. Ибн Рузбихан принял решение в третий раз совершить путешествие в страны Ближнего Востока. Заехав по пути в Тебриз, он в месяце ша"бане этого же года поднес книгу "Чудо времени" султану Йа"кубу. По просьбе последнего он написал к ней предисловие, в котором изъявил свое желание написать историю правления этого султана. По - видимому, Ибн Рузбихану пришлось отказаться от своего намерения поехать в Хиджаз; он остался в Тебризе и стал исполнять должность секретаря в диване султана Йа"куба. Султан Йа"куб по ознакомлении с предисловием к книге "Чудо времени" выразил уверенность в том, что если Фазлаллах б. Рузбихан напишет историю его жизни, как обещал, то "затмит истории царей всего мира". Наш автор сопровождал Йа"куба в его поездках и путешествиях по стране, составлял отчеты, имел доступ к государственному архиву и ко двору. Поэтому у него была полная возможность с большой достоверностью отображать в своей книге происходившие события. Назвал он ее Ta"pux-u "аламара-йи Амини, т. е. "Украшающая мир история Амини". Как отметил В. Ф. Минорский, в одной из частей этой книги Ибн Рузбихан касается предков Сефевидов и событий, связанных с шейхами Джунайдом и Хайдаром, причем отзывается о них нелестно. Книга содержит обильный материал о событиях поры правления султана Йа"куба, состоянии различных областей, в том числе Грузии и Азербайджана, находившихся под властью династии Ак-Коюнлу, а также о военной организации государства. Начатый в 892/1487 г. первый том книги Ибн Рузбихан окончил в 897/1491 г., т. е. уже после смерти султана Йа"куба, и она была с новым посвящением поднесена султану Абу-л-Фатх - мирзе Байсункару, сыну и преемнику Йакуба.

У Ибн Рузбихана было намерение написать и второй том книги "Украшающая мир история Амини", где должна была быть изложена история правления молодого правителя. "Эти (события) будут рассказаны во второй части настоящей истории, если жизнь не оборвется (раньше)",-- писал он. Однако осуществить свое намерение автору, по-видимому, не удалось, так как до сих пор второй том этого сочинения нигде не обнаружен, и никто из восточных авторов ничего о нем не сообщает. Не следует упускать из виду и то обстоятельство, что в мае 1492 г. Байсункар был свергнут с престола и произошли события, которые повлияли на дальнейшую жизнь Ибн Рузбихана и, возможно, заставили его отказаться от осуществления задуманного.

Сейчас известны только два списка "Украшающей мир истории Амини". Один список находится в Стамбуле в библиотеке Фатих под номером 4431 36. В "Каталоге" рукописей стамбульских библиотек автором "Украшающей мир истории Амини" неправильно назван Рузбихан ал-Бакли 37, живший на три столетия раньше Ибн Рузбихана, причем указывается тот же шифр, что у Ф. Тауэра -- 4431. Второй экземпляр этого произведения находится в Париже в Национальной библиотеке под номером 473 38. В 1957 году в Лондоне вышел в свет уже упомянутый выше сокращенный английский перевод его, сделанный В. Ф. Минорским.

Мухаммад "Али Табризи называет Ибн Рузбихана казийи расмийи Макка ва Мадина, т. е. официальным судьей Мекки и Медины, но в какой степени это сообщение достоверно -- установить не удается, ибо другие авторы, упоминающие Ибн Рузбихана в своих работах, ничего не говорят об этой его должности. Если действительно Ибн Рузбихан был назначен казием этих городов, то это могло быть в бытность его на службе у султана Йакуба.

Книгу "Отказ от неверного пути" автор написал на арабском языке в течение двух месяцев и закончил ее 3 джумада II 909/23 ноября 1503 г., т. е. за два месяца до прихода в Кашан войск Исмаила I. Она направлена против сочинения шиитского теолога Хасана б. ал-Мухаййад б. Йусуф б. ал- Мутаххира ал-Хилли (1250--1325) "Дорога правды и открытие истины" (Нахдж ал-хак ва кашф ас - сидк) и носит полемический характер. В 1605 г. Нураллах Шуштари (ум. в 1610 г.) в ответ на книгу Ибн Рузбихана написал трактат "Установление истины", в котором защищал ал-Хилли от полемических нападок нашего автора. Трактат Ибн Рузбихана упоминается у Э. Блоше под номером 6723.

1504 г. был последним годом пребывания Ибн Рузбихана в Иране -- при вступлении в Кашан войска шаха Исмаила I наш автор был вынужден бежать в Хорасан 46 вследствие массового избиения суннитов, "независимо от того, являлись ли они султанами, эмирами, помещиками и учеными или дихканами и раийатами". Об этом сообщает и Махмуд б. Вали. Сам Ибн Рузбихан также говорит, что он "в 910/1504-05 г. в конце месяца раби I, будучи в Хорасане, посетил Мешхед и Тус". (Это тоже косвенно подтверждает, что книгу "Отказ от неверного пути" он написал в Кашане, а не в среднеазиатском Касане.) Свое пребывание в Хорасане наш автор отмечает в касыде, посвященной турецкому султану Салиму I. Из Мешхеда он направился в Герат, по крайней мере этот город называют некоторые восточные авторы, например Гийасаддин Хандамир и Хасан-бек Румлу.

Как известно, при Султане Хусайн-мирзе в Герате значительного расцвета достигли литературам искусство. Город при нем превратился в крупный культурный и литературный центр. Сюда собирались деятели науки, искусства и литературы со всех концов Маверан-нахра и Ирана. Мухаммад Хайдар среди людей придворного круга Султан - Хусайн-мирзы назвал и Ибн Рузбихана -- последний, без сомнения, вошел в круг ученых богословов при дворе этого султана. Однако Ибн Рузбихану не пришлось там остаться надолго. В первые годы XVI в. произошли события, вызвавшие перемены в жизни нашего автора. Мухаммад Шайбани-хан, завоевав северные области владений Тимуридов, готовился к захвату раздираемого внутренними неурядицами обширного государства Султан-Хусайн-мирзы. Многие поэты и ученые придворного круга Хусайн - мирзы, видя неминуемую гибель его государства, постепенно стали покидать Герат и переходить на сторону Шайбани-хана. Так, например, ушел из Герата поэт Камаладдин Бинаи, получивший у Шайбани-хана звание "царя поэтов". К Шайбани-хану без колебаний перешел и Ибн Рузбихан. К сожалению, мы не располагаем ни одним источником, который сообщил бы о деятельности нашего автора при дворе Султан-Хусайн-мирзы. Вероятно, в это время он никаких литературных произведений не создал. Это можно объяснить, видимо, тем, что писать ему мешало смутное, беспокойное время. Ни один источник не сообщает также и о том, когда именно он перешел к Шайбани-хану: до или. после захвата Герата узбекским ханом.

В Мавераннахре Ибн Рузбихан становится историографом этого хана. В годы пребывания при дворах узбекских ханов он написал несколько произведений исторического и юридического характера. В 1509 г. автор создал наиболее значительное и ценное для истории Узбекистана произведение -- "Записки бухарского гостя" {Михман-наме-йи Бухара). Как явствует из слов самого Ибн Рузбихана, в его "Записках бухарского гостя" он несколько ранее написал еще два не дошедших до нас сочинения: "Трактат о Землепашце" (Рисала-йи харисийа) и "Родословная его величества наместника всемилостивого" (Насаб-наме-йи xacpam-u халифат ар-рахман).

Ибн Рузбихан при дворе Шайбани-хана выполнял ту же функцию, что и при дворе султана Йакуба. Он сопровождал узбекского хана во всех его походах и поездках, подавал советы и выполнял поручения этого хана. В этом кругу, как явствует из "Записок бухарского гостя", он встретил со стороны хана и его приближенных хорошее отношение к себе. Ни одно собрание, которое устраивал Шайбани-хан, не проходило без его участия, его присутствие было постоянным. Хан часто давал ему всевозможные поручения. Даже когда Ибн Рузбихан однажды чувствовал себя нездоровым, Шайбани-хан поручил ему ревизию вакфов в Самаркандской области. Об этом известно со слов самого Ибн Рузбихана, который в "Записках бухарского гостя" пишет: "Было дано высочайшее указание, чтобы [я], бедняк, совместно с самаркандским казием проверил имущества, обращенные в вакф, и степени мударрисов и студентов этой области и истинное положение дела доложил августейшему собранию".

После смерти Мухаммад Шайбани-хана в 1510 г. Ибн Рузбихан оказался не у дел и жил в Самарканде. Вскоре его пригласил к себе племянник Шайбани-хана Убайдаллах-хан, советником которого нашему автору приходилось бывать и раньше. Между прочим, под руководством Ибн Рузбихана Убайдаллах в Бухаре прочел сборник преданий "Неприступная крепость" (Хисн-и хасин) и другие книги.

В 1512 г. недалеко от Кули Малика произошла битва между "Убайдаллах-ханом и Захираддин Мухаммад Бабуром, где Бабур потерпел окончательное поражение. Ибн Рузбихан в книге "Правила поведения государей" (Сулук ал- мулук) знакомит читателей со своей самаркандской жизнью до этого события, т. е. до вступления в Мавераннахр кочевых узбеков под предводительством "Убайдаллах-хана: "Одним из необычных происшествий является то, что я, ничтожный бедняк, в этом году (918 г. х.) в богохранимом Самарканде был собеседником скуки и тоски и пленником носителей еретических учений и заблудших. Ни пути ухода куда-либо, ни средства связаться с друзьями и товарищами не было. Все время, темными ночами, устремив взор ожидания на большую дорогу узбекских султанов, я зажигал факелы печали на всех путях ожидания. Каждый день птица Рух летала на небесном просторе желания, авось какой-нибудь голубь принесет с той стороны весть, или облако со стороны Туркестана обронит благодатную каплю на долину жаждущих". Узнав о победе Убайдаллах-хана над Бабуром, Ибн Рузбихан написал хронограмму на это событие и послал ее вместе с лирическими стихами к хану. Хан пригласил нашего автора к себе в Бухару. Ибн Рузбихан записал: "После того как [Убайдаллах - хан] утвердился в Бухаре, пришло августейшее повеление, чтобы [я], ничтожнейший бедняк, приехал из Самарканда в Бухару, и я вместе с семьей немедленно выехал в Бухару". С этого времени жизнь Ибн Рузбихана снова протекает при ханском дворе. Снова ему пришлось сопровождать хана в походах и подавать советы. Не имея возможности вернуться на родину и питая непримиримую ненависть к шаху Исмаилу, Ибн Рузбихан побуждает хана к войне с шахом. В честь победы турецкого султана Салима, одержанной под Чолдераном над Исмаилом I в 1514 г., он написал две касыды. Эти касыды включены Фаридун-бием вместе с разными оттоманскими государственными бумагами в "Собрание султанских документов". Одна из касыд сочинена на староузбекском языке.

Находясь на службе у Убайдаллах-хана, Ибн Рузбихан написал упомянутую нами выше книгу "Правила поведения государей" и "Комментарий к "Поэме о плаще" ал-Бусири". "Правила поведения государей" представляют собой этико - юридический трактат, написанный по предложению Убайдаллах-хана. Труд содержит правила управления государством на основе шариата. Сочинение разделяется на 15 глав, трактующих о назначении должностных лиц и об их обязанностях, о порядке паломничества, о раздаче милостыни, о введении и сборе налогов, о находках, о подавлении восстаний.. Мирза Салим-бий б. Мухаммад Рахим в своей книге "Сума нищего" (Кашкул) упоминает такую деталь: "Убайдаллах-хан, будучи недоволен положением своих дел в управлении [государством], попросил Маулана Фазлаллаха б. Рузбихана, одного из выдающихся улемов того времени, написать книгу-руководство на основе учений Абу Ханифы и Шафии, чтобы ею можно было пользоваться. Вышеназванный написал книгу, называемую "Сулук ал-мулук", и украсил ее именем хана. Ею руководствуются по сей день". Сам Ибн Рузбихан пишет об этой книге следующее: "Книга, называемся Сулук ал-мулук, представляет собой ответы на вопросы: из чего надо исходить в государственных делах, на чем должно основываться во взаимоотношениях с мусульманами, чем руководствоваться при назначении правителей и дару, при взимании хараджа, ушра, джизьи и как поступать с неверными. Эта книга Сулук ал-мулук написана как ответ в меру знания автором канонов двух учений, ханифитского и шафиитского".

В 921/1514-15 г. Ибн Рузбихан, как уже было упомянуто выше, сочинил в честь победы османского султана Салима I хвалебную касыду и отправил ее в Стамбул. В том же году он написал "Комментарий к "Поэме о плаще" ал-Бусири". М. А. Салье считает, что рукописи этого сочинения Ибн Рузбихана "крайне редки", что кроме экземпляра, хранящегося в ИВАН УзССР), в литературе упоминается лишь один его список, обнаруженный в Эдинбурге. На самом же деле списков этого сочинения гораздо больше: в Ленинграде имеются два экземпляра, а в ИВАН УзССР, кроме указанного М. А. Салье, еще два.

О дальнейшей жизни Ибн Рузбихана ничего не известно, ни он сам, ни другие восточные авторы не сообщают о ней позднее 1515 г. Мир Хамид в своей книге "Жизнеописание шейхов", касаясь Хазрат-и Хаджжи (шейха ордена Кубравийе) и его жизни в период с 1517 по 1529. г., упоминает, что Хазрат-и Хаджжи, побывав в Хорезме, Мангышлаке и Хорасане, из Бухары переехал в Самарканд и "на пути в Кермине имел приятную встречу с Ходжой Муллой Исфахани". Им мог быть только наш автор, так как все историографы XVI в. упоминают Ибн Рузбихана именно под этим именем, да и он сам во всех своих произведениях писал о себе "известный [по прозванию] Хаджа Мулла [Маулана] Исфахани".

Опираясь на сообщения Мир Хамида, можно полагать, что Ибн Рузбихан последние годы своей жизни тоже провел в Мавераннахре и жил в Бухаре или в Кермине. Хасан-бек Румлу, Хасан Нисари и Гийасаддин Хандамир единогласно утверждают, что Фазлаллах б. Рузбихан Исфаханй умер в Бухаре и похоронен в Хийабане 5 джумада I 13 апреля 1521 г.. Однако о дате смерти Ибн Рузбихана мнения расходятся. Мухаммад Казвини считает, что Ибн Рузбихан умер в пределах 1523 --1533 гг., а Мухаммад Амин Хунджи -- в 1530 г. в Самарканде. М. А. Хунджи считает, что Ибн Рузбихан кроме названных нами выше произведений написал еще комментарий к книгам Муваккаф и Кашшаф и что будто бы он намеревался после "Украшающей мир истории Амини" написать комментарий на Сахих Муслима. Хаджи Халифа, автор Кашф аз-зуннун, а за ним и М. А. Хунджи указывают еще следующие труды Ибн Рузбихана: ("Диар Бакриа") -- история династии Ак-Коюнлу; описание событий, происшедших при Узун-Хасане и его преемниках. Книга написана на персидском языке. Однако В. Ф. Минорский утверждает, что М. А. Хунджи неправильно приписывает авторство этой книги Ибн Рузбихану и что автором ее является Абу Бахрам Тихрани. По сведениям В. Ф. Минорского, эта книга готовилась к изданию в Анкаре Фарухом Сюмером.

О духовном облике Ибн Рузбихана, его убеждениях и взглядах дают довольно точное представление его собственные произведения. Пользуясь своим именем крупного ученого богослова, наш автор стремился создать себе прочное положение на службе лицам, стоявшим у кормила власти, которые по существовавшей традиции окружали себя известными учеными и литераторами, чтобы их трудами популяризировать свой авторитет. Такое стремление Ибн Рузбихана вначале привело его ко двору султана Йакуба (1487--1490) из династии Ак-Коюнлу, в диване которого наш автор занимал пост секретаря(катиб). Как сообщает Хасан Нисари, султан Йакуб был большим любителем поэзии и искусства, окружившим себя толпой ученых, историографов и поэтов, среди которых оказались Камаладдин Бинаи и Ибн Рузбихан. Сопровождая этого султана в его походах, наш автор как секретарь вел путевой журнал, составлял реляции и собирал материал, послуживший основой для составления упомянутой нами выше исторической книги "Украшающая мир история Амини". Затем мы видим его в придворном кругу Султан-Хусайна-мирзы, а в Мавераннахре Ибн Рузбихан исполнял роль советника и наставника узбекских правителей, Шайбани-хана и Убайдаллах-хана. Выполнение подобного рода обязанностей могло быть под силу только разносторонне подготовленному человеку, а Ибн Рузбихан, получив в свое время в разных культурных центрах Ближнего и Среднего Востока соответствующее той эпохе высшее духовное и светское образование и обладая к тому же немалым литераторским талантом, вполне подходил к избранной им деятельности. Достаточно ознакомиться с содержанием одних только "Записок бухарского гостя", чтобы убедиться, что он был отлично осведомлен в философии, цикле мусульманского права, истории, литературе, риторике и поэтике.Мухаммед Хайдар Дулати (1499 - 1551) - "Тарих - и-Рашиди" Написан на персидском языке в 1541-46гг, считается летописью истории казахских племен. Сведения из книги точны, понятны и высоконаучны. Считается летописью истории казахских племен и народов Могулистана.

К числу значительных исторических памятников, содержащих ценные сведения по истории народов Центральной Азии, относится "Та"рих-и Рашиди" ("Рашидова история") Мирзы Мухаммад Хайдара дуглата (род. в 905/1499 -- уб. в 958/1551 г.). Этот труд, составленный очевидцем и участником многих описанных им событий, содержит богатый материал для историков, этнографов, географов и других специалистов, изучающих общественный строй, быт и топонимику феодальных государств указанного региона в XV -- XVI вв. Это уникальный первоисточник при изучении прошлого народов Узбекистана, Казахстана, Восточного Туркестана (совр. Синьнзяна КНР) и частично Афганистана, Тибета, Индии; в нем содержится разнообразный и оригинальный материал по истории узбеков, казахов, киргизов, ойратов (калмаков) и уйгуров, проливающий свет на их взаимоотношения в эпоху средневековья.

Автор "Та"рих-и Рашиди", о жизни которого мы черпаем сведения в основном из его настоящего труда, -- Мирза Мухаммад Хайдар, чаще именуемый современниками Мирза Хайдар, принадлежал к высшим слоям могольского общества.

Мирза Хайдар получил прекрасное по тому времени образование -- сначала им занимался Бабур, затем Султан Са"ид хан, о чем Мирза Хайдар подробно сообщает в "Та"рих-и Рашиди" (л. 149б, 171б -- 173а). Кроме исторического сочинения, до нас дошел еще тюркский стихотворный трактат по географии "Джахан-наме", также принадлежащий перу Мирзы Хайдара.

Труд Мирзы Хайдара "Та"рих-и Рашиди" получил широкое распространение на Востоке. В настоящее время его списки есть во многих рукописехранилищах мира, и все последующие восточные авторы исторические и географические сведения по Центральной Азии, Восточному Туркестану, Индии и др. черпали у него. Так, Амин б. Ахмад Рази в "Хафт иклим" (напис. в 1002/1593 -- 1594 г.) почти полностью заимствовал у Мирзы Хайдара сведения о Восточном Туркестане; Хайдар б. Али Рази в "Тарих-и Хайдари" (напис. в 1028/1618 -- 1619г.) при освещении чагатайских правителей Иарканда (Яркенда) и Кашгара опирался на материалы "Та"рих-и Рашиди"; использовали сочинение Мирзы Хайдара Хайдар Малик в "Та"рих-и Кашмир", Махмуд б. Вали в "Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар" (напис. около 1050/1640 -- 1641г.) и Шах Махмуд Чурас (XVIII в.), который первую часть своей "Хроники" фактически построил на материалах "Тарих-и Рашиди".

Труд Мирзы Хайдара привлек к своему сочинению "Та"рих-и Аминийа" и Мулла Муса б. Мулла Иса Сайрами. Мухаммад Касим Фиришта в истории Индии описание Кашгара приводит по "Та"рих-и Рашиди". На этот труд опирались также Мухаммад А"зам в "Истории Кашмира" и Хафиз Таниш в "Абдаллах-наме".

В XVIII -- XIX вв. "Тарих-и Рашиди" Мирзы Хайдара был переведен на уйгурский язык Мухаммад Садиком Кашгари и Мухаммад Нийазом б. Абдалгафуром. Список перевода с продолжением истории до середины XIX в. хранится в Институте востоковедения АН РУз.

Из западноевропейских ученых впервые сочинение Мухаммад Хайдара привлек к своим исследованиям В. Эрскин. Он воспользовался его сведениями при освещении истории Центральной Азии и Восточного Туркестана XV -- XVI вв., привел выдержки из "Та"рих-и Рашиди" при изложении истории моголов и дал ссылки на эту книгу в своих комментариях. В дальнейшем материалы из "Та"рих-и Рашиди" по истории моголов, Центральной Азии и Восточного Туркестана были использованы в трудах Г. М. Эллиота и в книге Скрайна.

Широкую известность среди западноевропейских ориенталистов сочинение "Та"рих-и Рашиди" получило после выхода в свет в 1895 г. его английского перевода, осуществленного Е. Д. Россом.

В. В. Бартольд отозвался на данное издание рецензией, в которой приветствовал появление в свет труда Мухаммад Хайдара в английском переводе и одновременно указывал на некоторые неточности в нем и недостатки.

Русских востоковедов сочинение "Та"рих-и Рашиди" Мирзы Хайдара привлекло еще задолго до появления его английского издания. Впервые как основной и ценный источник его использовал в своем труде В. В. Вельяминов-Зернов. После него сведениями данного сочинения пользовались А. Н. Куропаткин в своем историко-географическом очерке о Кашгарии и В. И. Масальский при описании Туркестанского края.

В последующий период из "Та"рих-и Рашиди" были извлечены и изданы в двух сборниках материалы о казахах, а ряд таких исследователей истории казахов, как В. Л. Вяткин, Т. И. Султанов, К. А. Пищулина, привлекли данные Мухаммад Хайдара к своим трудам.

Сведения Мухаммад Хайдара о киргизах вошли в такой фундаментальный труд, как "История Киргизии", в котором глава "Феодальная раздробленность на Тянь-Шане во второй половине XIV -- начале XVI в." полностью основана на "Та"рих-и Рашиди", а также использованы в работах К. И. Петрова и С. М. Абрамзона.

Материалы Мухаммад Хайдара по истории Моголистана привлечены в работах Б. А. Ахмедова, О. Ф. Акимушкина и К. А. Пищулиной. Обращались к "Та"рих-и Рашиди" и составители "Истории народов Узбекистана" и последующих ее изданий при освещении вопросов о происхождении узбеков и событий, связанных с Шейбани ханом.

Не прошли мимо "Та"рих-и Рашиди" историки и при изучении кочевых племен Центральной Азии, их откочевок и военных дружин, а также в решении вопроса о происхождении термина "казах".

Свидетельства Мухаммад Хайдара об участии туркмен в битве при Кул-и Малике в 918/1512 г. приведены в "Материалах по истории туркмен и Туркмении"; его сведения об уйгурах использованы и в работе Д. И. Тихонова.

К труду Мухаммад Хайдара обращались историки и при освещении некоторых социально-политических вопросов той далекой эпохи. Так, исследователь эпохи правления Бабура С. А. Азимджанова при изложении вопроса о применении рабского труда во второй половине XV в. в феодальном обществе Тимуридов преимущественно опиралась на сведения, извлеченные ею из "Та"рих-и Рашиди".

Богатый материал, содержащийся в сочинении Мухаммад Хайдара, широко используют и археологи при изучении средневековых городов Центральной Азии. Обращаются к "Та"рих-и Рашиди" и уйгурские историки, ибо значительная часть данного труда посвящена вопросам истории Кашгара.

И, наконец, "Та"рих-и Рашиди" послужил основным источником для ряда исследовательских работ В. В. Бартольда, который привлек сведения Мухаммад Хайдара ко многим своим научным публикациям, посвященным политической истории, истории культуры, городов, этнических групп и народов Центральной Азии.

Исторический труд "Та"рих-и Рашиди" Мирза Хайдар писал в Кашмире на протяжении нескольких лет. Сочинение состоит из двух частей -- "дафтаров" (книг). Первый, в котором в систематическом порядке излагается история ханов-Чагатаидов Моголистана и Кашгарии со времени Туглук Тимура (год вступления на престол 748/1347 -- 1348 г.) до "Абдаррашид хана (940/1533 год - начало правления), был написан в 952/1546 г. (л. 85б), позже второго. Второй "дафтар", завершенный в 948/1541 -- 1542 гг. (л. 92а), по объему почти в четыре раза превышает первый и представляет собой мемуары автора, которые наряду с известным сочинением Захираддин Мухаммад Бабура (род. в 888/1483 -- ум. в 937/1530 г.) "Бабур-наме", написанном на узбекском языке, является образцом мемуарной литературы XVI в. на фарси.

Оба этих автора принадлежали к одному и тому же правящему кругу людей, даже были двоюродными братьями. Захираддин Мухаммад Бабур -- известный правитель ряда центральноазиатских областей, основатель государства Бабуридов в Индии, был образованным человеком, оставившим яркий след в истории культуры народов Центральной Азии. Мирза Хайдар, как и Бабур, был высокообразованным человеком своего времени, сочинял стихи, которыми изобилуют его мемуары. Оба труда -- и "Бабур-наме", и "Та"рих-и Рашиди", -- написанные на основе личных наблюдений; авторов, освещают один и тот же исторический период, часто касаются одних и тех же событий и лиц и существенно дополняют друг друга.

Выдающийся исследователь истории Центральной Азии В. В. Бартольд писал о том, что труд Мирзы Хайдара во многом напоминает записки его двоюродного брата Бабура, ибо историческое повествование Мирзы Хайдара отличается такой же правдивостью и беспристрастностью, а главы географического содержания -- такой же ясностью и наглядностью.

Сопоставляя оба сочинения, историки приходят к выводу о том, что, хотя по систематичности изложения, точности хронологии, описанию мелких деталей "Та"рих-и Рашиди" и уступает "Бабур-наме", в первом содержатся уникальные сведения по истории Моголистана и ни один источник их почти не дублирует, в то время как события, нашедшие отражение в "Бабур-наме", в значительной мере получили освещение в ряде других сочинений. Однако если "Бабур-наме" Захираддина Мухаммада Бабура неоднократно издавалось в тексте и в переводах на современные европейские языки, то "Та"рих-и Рашиди" Мирзы Хайдара, кроме ряда извлечений из него, полностью увидел свет только в английском переводе Росса в прошлом столетии (1895г.), переизданном без изменений в 1972г.

Мемуарная и историческая части "Та"рих-и Рашиди" представляют собой единое и неразрывное целое. Так, история современных автору могольских ханов, начиная с Йунус хана (866/1462 г. -- начало правления), во второй книге сочинения иногда описывается с большими подробностями, чем в первой, и Мирза Хайдар в таких случаях отмечает, что "эти события изложены во втором "дафтаре".

Во вступлении к первому "дафтару" Мирза Хайдар оговаривает три причины, по которым он дал сочинению название "Та"рих-и Рашиди": первая -- в честь шейха Аршададдина, обратившего в ислам Туглук Тимура; вторая -- в честь правильного пути (рушд), по которому вел свой народ Туглук Тимур, и третья -- в честь могольского хана "Абдаррашида.

Значимость сочинения "Та"рих-и Рашиди" Мирзы Хайдара для исторической науки весьма велика, о чем свидетельствует постоянное обращение к нему исследователей истории Центральной Азии и сопредельных стран XVI в. Так, известный историк Востока В. В. Бартольд назвал "Та"рих-и Рашиди" едва ли не самым любопытным памятником мусульманской исторической литературы XVI в. и одним из важнейших источников по истории Восточного Туркестана. Исследователь истории Центральной Азии П. П. Иванов писал, что "Та"рих-и Рашиди" -- единственный источник, на котором основываются наши сведения о жизни Моголистана XV -- XVI вв.

Русский востоковед В. В. Вельяминов-Зернов так отзывался о данном сочинении: "Та"рих-и Рашиди", в особенности вторая часть его, составляет труд весьма значительный. Это -- источник единственный в своем роде для позднейшей истории Джагатаидов... Рассказ его везде добросовестен и отчетлив. Впрочем, этих достоинств и следовало ожидать от автора "Та"рих-и Рашиди". Само общественное положение его давало ему возможность знать происшествия и изображать их а настоящем виде".

Следующим произведением Мирзы Хайдара был стихотворный трактат "Джахан-наме", написанный на тюркском языке во время пребывания в Бадахшане в 1529-1530 г. Ему не была чужда и поэзия: он одинаково свободно писал на тюркском и по-персидски, носил поэтический псевдоним "Айяз" . Поэма отличается глубоким гуманистическим содержанием. Это, вероятно, можно объяснить тем, что сам Мирза Хайдар в жизни испытывал много трудностей и горя, и очень часто ему на помощь приходили в основном добрые и простые люди, которым он сам был очень благодарен.

В поэме имеется неоднократное напоминание о том, что правители должны любить свой народ, творить благо для него. Не должно быть места среди людей злобе, алчности, грубости, жадности, воровству и многим другим человеческим порокам. Словом, стремление показать каким должно быть идеальное общество прослеживается на протяжении всей поэмы. Из источников известно, что и сам Мирза Хайдар был честным, справедливым правителем. Он был близок к народу, за это его все любили и уважали.

Исторические наследие ученого проникнуто размышлениями о добродетели, нравственности, о духовном совершенствовании человека. В книге "Казахи Исторические личности" имя Мирзы Мухаммед Хайдара Дулати названо и числе людей, составивших "золотой фонд" нации, тех, "кто оставил неизгладимый отпечаток и яркий след в истории и духовной культуре казахского народа". Мы уверены, что изучение педагогических идей великого мыслителя пополнит и обогатит сокровищницу национальной культуры Казахстана.

Из творчества Мухаммед Хайдара Дулати следует, если государство хочет быть независимым, а люди свободными, необходимо, чтобы народ обладал общенациональной идеей, стоящей выше других корыстных интересов и выгод. То есть, народ, глубоко осознающий общенациональные интересы целеустремленно преодолевает трудности и невзгоды. Эти мысли созвучны с требованиями сегодняшнего дня.

Поэтому изучение жизни и творчества Мухаммед Хайдара Дулати способствует формированию у подрастающего поколения чувства национальной гордости и национального достоинства.

Творческое наследие Мирзы Хайдара получило всемирное признание и высочайшую оценку. Трудно переоценить его вклад в развитие науки, культуры и литературы стран Центральной Азии. Ученые многих стран мира справедливо считают, что истоки казахской исторической науки невозможно представить без классического труда М.Х. Дулати "Тарих-и Рашиди".

"Джахан-наме", как и "Тарихи-и-Рашиди", является бесценным классическим наследием, отражающим историческую действительность народов Центральной Азии, и эти произведения должны, наконец, занять свое достойное место в истории литературы и культуры казахского народа.

Мухаммед Хайдар Дулати годы жизни 1499 - 1551

Мухаммед Хайдар Дулати, мырза Мухаммед Хайдар бен Мухаммед Хусайн Курекандуглат (родился в 1499 г. в Ташкенте, - умер в 1551 году в Кашмирском валаяте в Индустане) - известный историк, литератор. В литературе известен как Хайдар мырза, Мырза Хайдар. Мухаммед Хайдар-дулат является автором дастана «Джаханнама», вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей - «Тарихи Рашиди».

Предки Мухаммед Хайдара Дулати были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившей в государство Могулистан. Они занимали посты улусбеков, тарханов и управляли своим наследственным владением - Манглай-Субеном. Амир Полатшы (Пуладчи) дулат во времена развала Чагатайского государства в середине XIV века назначил Тогалык Тимура ханом восточной части этого государства. Еще один предок Мухаммед Хайдара Дулати - Амир Худайдат – в свою бытность улусбеком сменил шесть ханов на Могулистанском троне.

Детство Мухаммед Хайдара Дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Шейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. После смерти отца, во время войны между ханом Султан Махмудом и ханом Мухаммедом Шейбани родственники Мухаммед Хайдара Дулати отправили его в Кабул к Бабуру. Мухаммед Хайдар Дулати участвовал в устроенном Бабуром походе на Мавераннахр. С 1512 года Мухаммед Хайдар Дулати, находясь во дворце хана Султана Саида в Кашгарии, занимал видные военные и другие должности при дворе. Он принимал участие в войне с Абу Бакром за Кашгар и Жаркент в 1514 году, а также в военных походах на Кыргызстан, юго-восточный Казахстан и Тибет. Мухаммед Хайдар Дулати воспитывал наследника ханского ІІрестола - Абу ар-Рашид султана. По словам Бабура, Мухаммед Хайдар Дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар Дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной прослойки племени дулат. В 1541-1546 годы в Кашмире он написал «Тарихи Рашиди».

Данную работу Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Карши, Рашид ад-Дин Али Йазди, Абдуразак Самарканди. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. «Тарихи Рашиди » содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречъе и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI вв., городской и земледельческой культуре, исторической географии Семиречья, Средневековом Казахстане.

М. Х. Дулати

Запрос «ТарГУ» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Таразский Государственный Университет имени М.Х. Дулати
(ТарГУ )
Оригинальное название
Тип

университет

Студенты

около 15 тыс.

Бакалавриат
Магистратура
Докторантура
Профессора
Преподаватели
Расположение
Юридический адрес

010000, Республика Казахстан, Тараз, ул.Толе би, 60

Сайт

Таразский Государственный Университет имени М.Х. Дулати (каз. М.Х.Дулати атындағы Тараз Мемлекеттік Университеті , англ. Taraz State University named after M.Kh.Dulaty ) - университет расположенный в городе Таразе и основанный в марте 1998 года на базе трех крупных учебных заведении в городе: Жамбылского Университета (ЖУ), Жамбылского гидромелиоративно-строительного института (ЖГСИ) и Жамбылского технологического института легкой и пищевой промышленности (ЖТИЛиПП). Университет осуществляет многопрофильную подготовку по 57 специальностям бакалавриата, 31 специальности магистратуры и по 6 специальностям PhD-докторантуры. ТарГУ является обладателем образовательных грантов по всем направлениям подготовки. Кроме того, в университете функционирует военная кафедра , осуществляющая подготовку кадров по 8 военно-учетным специальностям. Общий контингент студентов составляет около 15 тыс. студентов из них свыше 1100 обучаются по государственному образовательному гранту. Главным отличием нашего университета является высокий научно-педагогический уровень профессорско-преподавательского состава: из 600 преподавателей 38 докторов наук, профессоров, 210 кандидатов наук, доцентов. С 2005 года ТарГУ им. М.Х. Дулати является вузом, который одним из первых получил сертификат на соответствие международным стандартам ИСО-9000-2001.

Бакалавриат

Список специальностей бакалавриата

  • 5В030100 Юриспруденция
  • 5В030200 Международное право
  • 5В030400 Таможенное дело
  • 5В090600 Культурно-досуговая работа
  • 5В010800 Физическая культура и спорт
  • 5В011700 Казахский язык и литература
  • 5В011900 Иностранный язык
  • 5В020300 История
  • 5В020500 Филология
  • 5В020700 Перевод
  • 5В021000 Иностранная филология
  • 5В050100 Социология
  • 5В050300 Психология
  • 5В050400 Журналистика
  • 5В050600 Экономика
  • 5В050700 Менеджмент
  • 5В050800 Учет и аудит
  • 5В050900 Финансы
  • 5В051000 Государственное и местное управление
  • 5В090200 Туризм
  • 5В090400 Социально-культурный сервис
  • 5В091200 Ресторанное дело и гостиничный бизнес
  • 5В090800 Оценка
  • 5В042100 Дизайн
  • 5В060100 Математика
  • 5В060200 Информатика
  • 5В060400 Физика
  • 5В060600 Химия
  • 5В070100 Биотехнология
  • 5В070200 Автоматизация и управление
  • 5В070300 Информационные системы
  • 5В070400 Вычислительная техника и программное обеспечение
  • 5В071000 Материаловедение и технология новых материалов
  • 5В072000 Химическая технология неорганических веществ
  • 5В072600 Технология и конструирование изделий легкой промышленности
  • 5В072700 Технология продовлльственных продуктов
  • 5В072800 Технология перерабатывающих производств
  • 5В073200 Стандартизация, сертификация и метрология
  • 5В073300 Технология и проектирования текстильных материлов
  • 5В042000 Архитектура
  • 5В060700 Биология
  • 5В060800 Экология
  • 5В060900 География
  • 5В072900 Строительство
  • 5В073000 Производство строительных материалов, изделий и конструкций
  • 5В073100 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
  • 5В080100 Агрономия
  • 5В080500 Водные ресурстары и водопользование
  • 5В081000 Мелиорация,рекультивация и охрана земель
  • 5В090300 Землеустройство
  • 5В090700 Кадастр
  • 5В074500 Транспортное строительство
  • 5В070800 Нефтегазовое дело
  • 5В071200 Машиностроение
  • 5В071300 Транспорт, транспортная техника и технологии
  • 5В071800 Электроэнергетика
  • 5В072400 Технологические машины и оборудование
  • 5В080600 Аграрная техника и технология
  • 5В081200 Энергоопеспечение сельского хозяйства
  • 5В090100 Организация перевозок, движения и эксплутация транспорта

Магистратура

Список специальностей магистратуры

  • 6М020300 – История
  • 6М020500 – Филология
  • 6М030100 – Юриспруденция
  • 6М042100 – Дизайн
  • 6М050300 – Психология
  • 6М050600 – Экономика
  • 6М050700 – Менеджмент
  • 6М050800 – Учет и аудит
  • 6М050900 – Финансы
  • 6М060100 – Математика
  • 6М060200 – Информатика
  • 6М060600 – Химия
  • 6М060700 – Биология
  • 6М060800 – Экологи
  • 6М070200 – Автоматизация и управление
  • 6М070300 – Информационные системы
  • 6М071000 – Материаловедение и технология новых материалов
  • 6М071200 – Машиностроение
  • 6М071800 – Электроэнергетика
  • 6М072000 – Химическая технология неорганических веществ
  • 6М072400 – Технологические машины и оборудование
  • 6М072600 – Технология и конструирование изделий легкой промышленности
  • 6М072700 – Технология продовольственных продуктов
  • 6М072900 – Строительство
  • 6М074500 – Транспортное строительство
  • 6М073000 – Производство строительных материалов, изделий и конструкций
  • 6М073100 – Безопасность жизнедеятельности и за-щита окружающей среды
  • 6М073200 – Стандартизация и сертификация
  • 6М073300 – Технология и проектирование текстильных материалов
  • 6М080500 – Водные ресурсы и водопользование
  • 6М081000 – Мелиорация, рекультивация и охрана земель
  • 6М081200 – Энергообеспечение сельского хозяйства
  • 6М090300 – Землеустройство
  • 6М 075000 – Метрология

Докторантура

Список специальностей докторантуры

  • 6D050600 - Экономика
  • 6D060600 - Химия
  • 6D072600 - Технология и конструирование изделий легкой промышленности (по областям применения)
  • 6D091100 - Геоэкология
  • 6D072700 - Технология продовольственных продуктов по отраслям
  • 6D072900 - Строительство
  • 6D080500 - Водные ресурсы и водопользование
  • 6D091100 - Геоэкология и управление природопользованием

Факультеты

  • Нефть, газ и механика
  • Водное хозяйство
  • Экология и строительство
  • Гуманитарно-социальная наука
  • Юридический
  • Экономика и бизнес
  • Заочное и дистанционное обучение и общеинженерный институт дистанционного обучения (г.Каратау)
  • Послевузовское образование и совершенствование образовательных программ
1

В работе сделан анализ идейных истоков педагогических воззрений ученого позднего средневековья М.Х. Дулати, обоснована необходимость изучения его наследия в педагогическом аспекте. Представлен анализ его воззрений на традиционные для восточной педагогической мысли проблемы: воспитание «совершенной личности», места человека в обществе, о смысле жизни, о счастье и т.д. Еще одним значительным фактором становления философских и педагогических взглядов Мирзы Хайдара Дулати, безусловно, является исламская культура, определявшая духовную атмосферу, быт, традиции воспитания и образования Востока. Педагогические воззрения Дулати, в частности, его взгляды на семейное, нравственное, физическое воспитание опираются на религиозные ценности. Нравственные идеалы и принципы мировоззрения мыслителя М.Х. Дулати, обусловленные вышеперечисленными факторами, легли в основу его государственной и научной деятельности, а также составляют зерно философских и педагогических взглядов ученого.

восточные средневековые мыслители.

философско-педагогические концепции

педагогическое наследие

1. Бабур З. Бабур – наме. Госиздат. УЗ ССР, 1948.

2. Бартольд В.В. Иран. Исторический обзор. Соч. Т.7. М., 1971. С. 309.

3. Дулати М.Х. Тарих-и Рашиди (Рашидова история): Перевод с персидского языка, 2-ое изд., доп. – Алматы: Санат, 1999.

4. Духовное наследие М.Х. Дулати и современность, сборник научных статей. – Тараз, 2003. – С. 62-66.

5. Канаев С., Удалкин А. Суфизм и Ясави // Мысль. – 1998. – № 10.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (с древнейших времен до конца 18 в.). – М.: Педагогика, 1989. – 479 с.

7. Суфизм в контексте мировой культуры. – М.: Наука, 1989. – 384 с.

Введение

Мухаммед Хайдар Дулати - выдающийся ученый, историк, мыслитель, государственный деятель, поэт первой половины 16-го века. Образованный, высокоэрудированный, владеющий несколькими языками, его творчество вобрало лучшие традиции культурного процесса эпохи и представляет пример высокого литературного стиля, многоязычия. Думается, что высокий уровень развития культуры, образования времен позднего средневековья обусловили стремление М.Х. Дулати к осмыслению важных педагогических категорий: необходимость обучения, стремление к наукам, осознание ведущей роли ученых людей, духовных наставников в обществе.

Цель работы: подвергнуть анализу общественно-политические, духовно-культурные условия жизни Средней Азии и Казахстана 15-16 вв., являющихся фактором формирования мировоззрения Дулати. Творчество М.Х. Дулати является отражением основных тенденций эпохи позднего средневековья, которые составляют основу его внимания к вопросам воспитания нравственных добродетелей, патриотических чувств, воинского мастерства, идеалов духовности и эстетического вкуса.

Методы исследования: анализ философской, историко-педагогической литературы, историко-сравнительный анализ творческого наследия М.Х. Дулати, отзывов на его деятельность авторов прошлого и современности; обработка полученных данных.

Рассматривая идейные истоки формирования философских и педагогических взглядов М.Х. Дулати, остановимся, прежде всего, на социальном факторе. Для средневековой культуры характерно всеобщее стремление к образованию. В среде знати особенно придавалось огромное значение всестороннему образованию детей. Во многом благодаря «высокому» происхождению, на наш взгляд, Мирза Мухаммед Хайдар получил блестящее образование, добился значительных успехов на государственном поприще. С другой стороны, большую роль в судьбе мыслителя сыграло близкое личное общение с образованными людьми своего времени и особая атмосфера философских поисков, характерная для эпохи позднего средневековья.

В становлении мировоззрения, формировании нравственных принципов Мирзы Хайдара Дулати большую роль сыграл духовный наставник, первый учитель, которого находит для него отец. Это был «человек умный и благочестивый, по имени Хафиз Мирим. Действительно, он был человеком благочестивым, чтецом Корана, скромным, обладающим разными достоинствами: читал Коран приятным напевом, умел писать почерком насталик и др... Мой отец ценил его... Меня он обучал чтению Корана и каллиграфии» . Перед смертью Мирза Мухаммад Хусайн Гураган поручает воспитание сына Маулана Дарвиш Мухаммаду. Его имя включено Мирзой Хайдаром Дулати в раздел о великих ученых людях того «благословенного времени». Мирза Хайдар в своем произведении рассказывает о деятельности своего учителя. Дулати сообщает, что им были написаны философские трактаты «о правилах поведения шейхов и условиях ученичества», о жизни и деятельности знаменитых суфиев.

После смерти отца, с 9 до 13 лет, Мирза Хайдар воспитывался у Бабура, который является одним из признанных основоположников восточной педагогической культуры. М.Х. Дулати пишет о Бабуре: «Он устроил меня лучшим образом в келье своего воспитания, оказывая мне разные царские милости. Внешне он причислял меня к братьям и племянникам, но в душе воспринимал меня как сына» . «Он постоянно добром и лаской, обещанием милости или строгим предупреждением побуждал меня приобретать знания» . Жизнь М.Х. Дулати была тесно связана с Бабуром и его потомками. После смерти Бабура Дулати нашел поддержку у его сыновей - Камрана и Хумаюна. Вместе с сыновьями Бабура Мирза Мухаммед Хайдар совершает многочисленные военные походы. М.Х. Дулати последние годы своей жизни правил Кашмиром от имени Бабуридов.

Для нашего исследования интерес представляют сведения из «Бабур-наме» относительно жизни и деятельности Мирзы Хайдара Дулати, в частности, рассказ о его детстве и юности. Бабур высоко оценивает природные таланты Дулати: «К писанию, к рисованию, к изготовлению стрел и колец для натягивания лука, - ко всему его руки были ловки. Дарование к стихам у него тоже есть. Ко мне пришло от него донесение, слог его недурен», - пишет Бабур .

Творчество Захириддина Бабура в истории педагогики занимает особое место. В книге «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР» Бабур назван в числе выдающихся мыслителей Востока, оставивших богатейшее педагогическое наследие . Его труды содержат рассуждения о важности воспитания и обучения, мысли о дружбе, честности, добре и зле, о необходимости почитания родителей, об отношении к женщине, к религии, к богатству.

Отчетливо прослеживаются параллели в творчестве Мирзы Хайдара и Захириддина Бабура. Их труды, «Тарих-и Рашиди» и «Бабур-наме», написаны на основе личных наблюдений, освещают один и тот же исторический период, часто касаются одних и тех же событий и лиц и существенно дополняют друг друга. Это характерная черта была подмечена исследователями. Еще Бартольд В.В. писал о том, что труд Мирзы Хайдара во многом напоминает записки его двоюродного брата Бабура, ибо историческое повествование Мирзы Хайдара отличается такой же правдивостью и беспристрастностью, а главы географического содержания - такой же ясностью и наглядностью . Лейтмотивом в обоих произведениях проходит идея о необходимости приобретения знаний, о соотношении веры и разума, о взаимоотношении учителя и ученика.

Большую роль в жизни и судьбе М.Х. Дулати сыграл его двоюродный брат правитель Моголистана Султан Саид хан, при дворе которого Мирза Мухаммад Хайдар находился с 1514 по 1533 г.г. В «Тарих-и Рашиди» Султан Саид хан представлен как всесторонне одаренный человек, щедрый и справедливый правитель. Время его правления Моголистаном отмечено значительным прогрессом в социальной, экономической сфере. Султан Саид хан старался улучшить жизнь своих подданных, восстанавливал разрушенные города и населенные пункты Моголистана, строил медресе и мечети, проявляя тем самым заботу о распространении религиозности, образованности, культуры среди жителей Моголистана. Мирза Хайдар объясняет значение имени Султан Саид: «Счастливый султан. И это для того, чтобы люди, принадлежащие к воинам государства, земледельцы и все подданные, в особенности люди знания и совершенства и разные слои дервишей и суфиев спокойно занимались молением за всемогущего Господа..., а благоденствия от этого хватило бы на долгие времена в мирских и религиозных делах». М.Х. Дулати повествует о благоволении хана к ученым людям: «Мое уважение к ним - это уважение к наукам, и за это я не заслуживаю порицания. Проявлять высокомерие к науке - это невежество» .

Еще одним значительным фактором становления философских и педагогических взглядов Мирзы Хайдара Дулати, безусловно, является, исламская культура, определявшая духовную атмосферу, быт, традиции воспитания и образования Востока. Педагогические воззрения Дулати, в частности, его взгляды на семейное, нравственное, физическое воспитание опираются на религиозные ценности.

Религиозно-философские традиции Центральной Азии всегда были достаточно сильны. Принятие монгольскими ханами ислама является одной из причин, побудившей Мухаммед Хайдара Дулати назвать свое сочинение «Тарих-и Рашиди», т.е. Рашидова история («Рашиди» - производное от «рошд», означает «следующий истинному вероучению»)\ примечания из «Тарих-и Рашиди».

Мировоззренческая концепция Дулати сложилась под влиянием традиций суфизма, одного из наиболее многоплановых и сложных явлений (или течений), возникших в рамках ислама. Исследователи едины во мнении о том, что «наиболее мощным, теоретически и практически разработанным течением ислама является суфизм как религиозно-философская концепция человека и мира».

Суфизм прочно проник в философию, культуру, искусство средних веков, существенно повлияв на творчество многих ученых, философов, поэтов раннего и позднего средневековья: Юсуфа Баласагунского, Махмуда Кашгари, Коркута, а также Джалал ад-дин Руми, Низами, А.Навои, Джами, М.Х. Дулати. Педагогические теории восточных и казахских мыслителей основываются на нравственных идеалах суфиев.

Мощное течение ислама принимали не только отдельные творцы человеческой цивилизации, но и целые народы. Кочевники Казахстана тоже со временем приняли ислам суфийского толка, который принес в степь великий суфий святой Ходжа Ахмед Яссави, названный казахами «вторым пророком». Отметим, что приверженность суфийским идеалам позволило современным исследователям рассматривать концепции Яссави и Дулати в сопоставительном анализе .

Влияние прогрессивных и смелых идей суфизма на педагогические воззрения Мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати обусловили гуманистическую направленность его устремлений, свободомыслие, демократичность мировоззрения. Автор «Тарих-и Рашиди» неоднократно упоминает о своей приверженности идеалам суфиев. Начиная раздел о великих и талантливых людях своего времени с описания деятельности суфиев, Мирза Хайдар пишет: «Итак, раз мы не смогли оказаться в числе тех людей, то войдем же в число восхваляющих и воспевающих их».

В монографии «Суфизм в контексте мировой культуры» это течение характеризуется как «религиозно-философское учение о правилах поведения и послушания путника, взыскующего истины и стремящегося к его постижению» . Суфизм или исламский мистицизм был продуктом элитарного сознания и в то же время «народной» религией; служил формой социального протеста против господствующей политической системы, но использовался также для умиротворения верующих.

Мухаммед Хайдар не поддерживает мистицизм суфиев, но, безусловно, приветствует присущее им религиозное свободомыслие, нередко смыкающееся с философствованием. Как и многие талантливые деятели средневековья, он отвергает аскетизм, отказ от земных страстей, но воспринимает нравственные идеалы суфиев, которые возвышали лучшие качества человека, сближая его с Богом. Суфии превозносили человека и его лучшие духовные качества, призывая людей к добру и справедливости, щедрости, мудрости, трудолюбию, верности, к воздержанию от чувственных наслаждений, к довольству малым. Эти прогрессивные тенденции и сделали идеи суфизма очень популярными. Ученые Канаев С. и Удалкин А., в частности, пишут: «Следует отметить определенную степень свободомыслия, присущего этой ветви ислама, и проявляющегося в таких формах, как безразличие к догматике и обрядности ортодоксального ислама, неукоснительное выполнение которых требовал шариат; осуждение фанатично настроенного духовенство и что, на наш взгляд, весьма существенно, отрицание мусульманской нетерпимости к иноверцам и, вопреки ей, утверждение равенства народов различных вероисповеданий» .

Мирза Хайдар большое внимание уделяет практической стороне суфизма, т.е. вопросам, как быть «благочестивым и непорочным» - честным, милосердным, терпеливым, щедрым, справедливым. Обращаясь к своим читателям, он неоднократно призывает их быть стойкими перед лицом жизненных трудностей и невзгод, считая это испытанием свыше: «Мудрость всеведущего Мудреца, который подвергает испытанию своих избранников несчастьями и бедствиями, состоит в том, что в интересах рода человеческого, в удовлетворении потребностей которого нет у человека никаких средств, происходят такие дела, которые возможно становятся как бы завесой перед достижением близости человека с Аллахом» .

Многие важные аспекты педагогических воззрений М.Х. Дулати основаны именно на теории суфизма. Действительно, в суфийских трактатах и поэтических произведениях получили широкое отражение вопросы воспитания. Основа воспитательных принципов суфизма заключена в идее о том, что «мир по своей природе отнюдь не отличен от Бога, а есть собственно сам Бог. Жизненная задача человека, согласно суфиям, заключается в том, чтобы направить свое существо к первопричине, стараясь насколько возможно стать подобным ей» .

Гуманистические идеалы суфизма, выразившиеся в возвышении лучших качеств человека, признании активной роли человека в собственной судьбе, космополитическая идея о равенстве всех людей - явственно прослеживаются в педагогических размышлениях Дулати. Вопрос о роли морального облика учителя Мухаммед Хайдар также решает с позиции суфийской теории, которой, как известно, принадлежит институт наставничества, духовных авторитетов и значительно отличает его от ортодоксального ислама.

В книге «Тарих-и Рашиди» отчетливо слышны суфийские мотивы - множество сложных аллегорий, символизм: например, «возлюбленная твоя - луна на небе, а ты - прах из-под ног», «одна звезда в апогее Луны, сияя счастьем, взошла на трон» и т.д. Само использование форм поэтического философствования уже является характерной чертой суфийской мысли. Интересно, что поэты-суфии часто использовали любовную лирику при описании посторонних предметов и явлений, так что непосвященному человеку сложно было уловить истинный смысл сказанного.

Мирза Хайдар Дулати в своей книге неоднократно обращается к вопросам религии, которая играла ведущую роль в воспитании человека в средние века. Как пример добродетельной, «праведной» жизни Мухаммед Хайдар описывает жизнь и деятельность великих суфиев, приводит записи Абдаррахмана Джами, суфийский трактат шейха Ходжа Нурана, останавливается подробно на нравственных заповедях суфиев. Он считает, что люди этого «великого сословия» призваны нести людям свет знания, воспитывая мудрость, нравственность, человеколюбие. Дулати обличает «нечистоплотных» «знатоков религиозных наук»: «...следует остерегаться общения с учеными, которые делают из наук средство для своей земной жизни и используют их для достижения высокого положения» .

Дулати в равной степени признает значение и веры, и разума в постижении истины. Он утверждает: «следует овладевать науками для появления лучей познания Истины, что неразрывно связано с приверженностью к Мухаммаду, посланнику Аллаха» . Реалистические убеждения ученого часто сменяются характерными для суфиев идеями о невозможности достижения полного счастья, о зависимости человека от Высшего разума: «То, что предопределено тебе судьбой, ты получишь полностью, Если ты откажешься брать, то тебе дадут насильно» . «Небо - дракон, обвившийся вокруг себя, Он - полон сил для наших мучений, Захвачены мы его кольцами, Как же мы избежим его пасти? Ты не увидишь человека, который бы не был им ранен, Из сотни ни над одним он не сжалился, От его гнева никто не ушел невредимым, Где та грудь, которая не ранена им?» .

Как и средневековые философы, Мирза Мухаммед Хайдар смысл человеческой жизни видит в общественном подвижничестве, служении интересам общества, на благо государству. Но тем не менее считает, что «царство - величайшее средство и ближайший путь (к богу), но цари превратили его в средство удовлетворения чувственных наслаждений и свершения дьявольских дел» . И, перечисляя условия управления царством, он политические аспекты тесно связывает с религиозными канонами: «И в основе всего того, что он (хан) делает в этом мире для обретения доброго имени, лежит укрепление религии и веры» .

Суфии и ученые трактуют по-разному традиционную для восточной философской и педагогической мысли концепцию о воспитании «совершенной» личности. Если у суфиев «главными ступенями Совершенствования были вера в Бога, познание его путем постижения глубин собственной души», то и «совершенный человек» для них был далек от добродетельного человека аль-Фараби и ибн Сины, совершенного мудрого правителя, исполненного светом науки и философии. В этом вопросе Дулати, конечно же, близок к восточным классикам.

Однако существуют и точки соприкосновения во взглядах философов и суфиев - это, в частности, идея о возможности воспитания в человеке добродетельных качеств, о необходимости самосовершенствования человека. И те, и другие считали, что человек должен быть энциклопедически образованным, обладать широким кругом знаний, при помощи которых он может постичь истину. И философам и суфиям был присущ некий дух космополитизма: те и другие доказывали идею единства людского рода. Именно проблема места человека в мире была одним из краеугольных камней для теологов и философов, и те и другие решали ее с позиций гуманизма и милосердия. Понятно, поэтому, что влияние философов и суфиев отнюдь не взаимоисключали друг друга, которые, несмотря на определенные расхождения, утверждали единые ценности. Как показал историко-педагогический анализ, мировоззренческая концепция М.Х. Дулати испытывала на себе воздействие и тех других, определив гуманистические, космополитические мотивы его философско-педагогических воззрений.

Мирза Хайдар, конечно же, не был суфием в полном смысле этого слова, однако, отрицать влияние суфизма на мировоззрение и творчество мыслителя нельзя. Дулати не отождествляет себя с суфиями, но поддерживает их нравственные принципы. «Итак, сей раб - только передатчик слов дервишей и не является ни дервишем, ни муллой. Для каждого, кто поступает согласно словам божьих людей, будут уготованы блага земной и будущей жизни. Ты слушай, что говорят, и не смотри на того, кто говорит» .

Мы считаем, что приверженность Мухаммед Хайдар Дулати к идеалам суфизма свидетельствует о демократичности и гуманности его мировоззрения, определившего философско-педагогическую концепцию ученого.

Нравственные идеалы и принципы мировоззрения мыслителя М.Х. Дулати, обусловленные вышеперечисленными факторами, легли в основу его государственной и научной деятельности, а также составляют зерно философских и педагогических взглядов ученого.

Рецензенты:

Оналбаева А.Т., д.п.н., профессор КазНПУ имени Абая, г. Алматы.

Жумагулова Б.С., д.п.н., доцент КазНПУ имени Абая, г. Алматы.

Библиографическая ссылка

Алиева Д.А. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ М.Х. ДУЛАТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12854 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 6689

Мы продолжаем цикл материалов о людях, в честь которых названы улицы в казахстанских городах. Наш очередной герой – Мухаммед Хайдар Дулати. Ученый, писатель, поэт, государственный деятель, военачальник. Он прошел свой жизненный путь в далеком XVI веке, но и сегодня такие его труды вызывают необычайный интерес. Вот обязательный минимум, который следует знать об этом человеке.

1. Полное имя ученого – Мырза Мухаммед Хайдар бон Мухаммед Хусаин Дуглат Кореген. Его дед правил Кашгарией, отец был приближенным Султана Махмуда и несколько лет правил Ташкентом, а мать была дочерью Жунис-хана.

2. В детстве Дулати питал особую страсть к рисованию. Но когда он признался родным в том, что мечтает стать художником, те объяснили ему, что рисование – не та стезя, в которой можно снискать почет и уважение. И вообще Коран запрещает изображение людей. Тем не менее отец не запретил Дулати любимое занятие и даже поставил в его комнате мольберт, а также постарался найти ему лучших учителей.

3. Помимо известных всем талантов типа писательства и управления военными делами, Мухаммед Хайдар Дулати за свою жизнь преуспел также в музыке, каллиграфии, эпистолярном жанре, рисовании, скульптуре, изготовлении оружия. Он был поистине уникальным, разносторонним и талантливым человеком.

4. Однажды, когда Дулати было без малого тринадцать лет и он обучался в военной школе, ему предложили обучать своих однокашников истории искусства боя. Этой чести будущий ученый был удостоен как самый способный и усердный ученик. Ему было ненамного больше лет, чем его слушателям, но справлялся он со своей ролью блестяще.

5. Спустя каких-то пару лет правитель государства Могулистан Султан Саид заметил у Дулати дар полководца и способности к государственному управлению. Так Мухаммед получил чиновничий сан и укрепил положение в обществе.

6. Дулати был предводителем многих военных походов: на Кыргызстан, юго-восточный Казахстан, Тибет, Кашмир. Он проявил себя как мастер военного дела и прекрасный руководитель.

7. Знаменитое произведение Дулати «Тарих-и-Рашиди» написано на персидском языке, которым ученый владел в совершенстве, и посвящено правителю Кашгара – султану Абдул Рашиду.

8. Главная ценность книги «Тарих-и-Рашиди» в том, что среди воспоминаний о царствовании Рашида, мемуаров и освещения исторических событий в ней описано становление Казахского ханства. Он рассказал о периоде, когда казахский народ отделился от Золотой орды и чагатайского улуса и объединился в самостоятельное ханство, о времени правления Касым-хана, о многих племенах и народах, а также географических объектах. По сути это произведение – один из главных письменных источников об истории казахов.

9. Последние годы своей жизни Мухаммед Хайдар Дулати провел в Индии. Он умер в 1551 году во время восстания местных жителей: был убит случайной стрелой своего воина.

10. Именем Дулати названы улицы в Алматы, Таразе, Шымкенте и Астане, а также университеты в Таразе и Костанае и школа-гимназия в Шымкенте.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!