Тавтология. Плеоназм и тавтология: примеры ошибок и уместного употребления близких по значению слов

Тавтология это стилистическая и риторическая фигура, которая представляет собой намеренное использование однокоренных или одних и тех же слов; излишний повтор одинаковых слов в речи, определяемый как лексический дефект. Тавтология является разновидностью плеоназма, который относится к фигурам прибавления в стилистике.

Примеры тавтологии

Крайняя крайность, закон есть закон, за далью – даль, гроза грозой.

Тавтология в народном творчестве

Тавтология широко распространена в народном творчестве. По принципу повтора слов, образованных от одного корня, построены многие пословицы, поговорки и речения: «Дружба дружбой, а служба службой», «От добра добра не ищут», «Вольному воля», «Без вины виноват», что обусловлено прежде всего устным происхождением выражений. Обилие тавтологий в фольклоре также связано с «певческим» характером произведений народной словесности. Кроме того, тавтология – частое явление в молитвах.

Стилистический приём тавтологии

В языке ораторов и литераторов тавтология является риторическим и стилистическим приёмом, который усиливает лексическую выразительность и экспрессивность речи. Тавтологию использовали великие русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, К. Д. Бальмонт и др.

Функции тавтологического приёма

Тавтология встречается в прозаических и поэтических текстах разных стилей. В контексте художественной речи тавтологический приём реализует смысловые и эмоциональные функции, среди которых значатся:

  • выделительная функция – тавтология усиливает убедительность высказывания, акцентирует внимание на деталях описания: «Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами» (Л. Н. Толстой);
  • временная функция – повтор слов обозначает длительность, продолжительность действия: «Марья-царевна дождалась ночи, развернула волшебную книгу, читала, читала, читала…» (русская народная сказка «Поди туда – не знаю куда»);
  • уточнительная функция – посредством тавтологии подчеркивается свойство предмета: «…на вершине лежала чёрная туча, такая чёрная, что на темном небе она казалась пятном» (М. Ю. Лермонтов);
  • множественная функция – повтор слов указывает на большое количество объектов: «… по улицам курьеры, курьеры, курьеры, курьеры… тридцать пять тысяч одних курьеров!» (Н. В. Гоголь);
  • экспрессивная функция – тавтология способствует усилению оживленности, торжественности художественной речи: «Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты…» (Н. В. Гоголь);
  • комическая функция – использование в одном контексте одинаковых слов или словосочетаний разных по значению формирует каламбуры: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» (А. П. Чехов);
  • рифмообразующая функция – тавтология в поэтической речи служит средством образования рифм, которые получили название тавтологических:
    Вот на берег вышли гости,
    Царь Салтан зовет их в гости.
    (А. С. Пушкин)
  • ритмическая функция – тавтология применяется в поэзии для создания ритма. Повторное применение слов придает ритм восхождения стихотворению К. Д. Бальмонта:
    Я узнал, как ловить уходящие тени,
    Уходящие тени потускневшего дня,
    И все выше я шел, и дрожали ступени,
    И дрожали ступени под ногой у меня.
    (К. Д. Бальмонт)

Связь с другими стилистическими фигурами

На тавтологии основан ряд близких по функциональному предназначению стилистических приёмов художественной речи – анафора, градация, эпифора, обрамление, удвоение и т. д.

Тавтология как лексическая ошибка

Неуместный повтор слов для определения одного понятия, например: изобразить образ, снится во сне, приблизиться ближе, – это лексическая ошибка, которая приводит к снижению грамотности и культуры речи, поэтому следует избегать этого недочета. Вместе с тем, повтор однокоренных слов не во всех случаях относится к ошибке, если в языке нет равнозначных слов, тавтология неминуема (напр. редактор редактирует, чёрные чернила).

Слово тавтология произошло от греческого tauto и logos, что в переводе означает – то же самое (tauto) слово (logos).

Тавтология

Тавтология

ТАВТОЛОГИЯ (греческое - tautologéō - «говорю то же самое») - термин античной стилистики, обозначающий повторение однозначных или тех же слов. Античная стилистика подводит многословие речи под три понятия: периссология - накопление одинаковых по значению слов, напр. синонимов; макрология - обременение речи излишними пояснениями, напр. придаточными предложениями; тавтология - буквальное повторение тех же слов. Новейшая стилистика применяет ко всем этим понятиям общее обозначение - тавтология. Пример тавтологии из кельтской поэзии, вообще широко пользующейся тавтологией как художественным приемом: «...Ибо в битве, в борьбе и в бою, казалось ему, они были равны...» «Легче пасть от копья силы, смелости и ловкости боевой, чем от копья позора, стыда и поношения» («Ирландские саги», пер. А. Смирнова).
Благодаря особенностям семантического развития языка (см. Семантика), в частности благодаря ослаблению первоначального значения, изменению социальной оценки и забвению этимологии слова, Т. возможна в языке в целом ряде случаев, не воспринимаясь как таковая: «черные чернила» (так как могут быть «цветные чернила») и т. п. Отсюда - возможность ряда риторических и стилистических фигур, построенных на Т. Особенно большое значение приобретает Т. в системах ритмической речи, построенных на параллелизме.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Тавтология

ТАВТОЛОГИЯ - повторение одних и тех же слов, выражений и т. п. как, например, в былине о Соловье-разбойнике:

Под Черниговым силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Тавтология - прием чрезвычайно употребительный в так наз. устном эпосе с его любовным выписыванием деталей и длительным задерживанием на последних внимания слушателей. Обилие тавтологии в произведениях народной словесности несомненно также связано с особым «певческим» характером их исполнения, при котором тавтологии служили для заполнения «музыкального» «времени». Такой ритмический характер носят порой тавтологии и в литературе. Это, напр., совершенно очевидно в известном стихотворении Бальмонта: «Я мечтою ловил уходящие тени», где соответственно расположенные тавтологии дают ритм восхождения. См., напр., строфу:

«Я мечтою ловил уходящие тени,

«Уходящие тени погасавшего дня.

«Я на башню всходил, и дрожали ступени,

«И дрожали ступени под ногой у меня».

Велико значение тавтологии для выявления и поддержания определенной эмоциональной настроенности. Так, тавтологиями пестрят молитвы, заклинания и т. п., где повторностью утверждается настойчивость моления, неизбежность ожидаемых результатов и т. д. В стих. Лермонтова «Благодарность» (1840), тавтологическое «за все, за все» первого стиха («За все, за все тебя благодарю я») сразу же определяет всю насыщенность этого стиха. Действительно, сам по себе этот первый стих является только первой ступенью градации (см. это слово), ибо после него, постепенно наростая, расположены отдельные моменты страшной Лермонтовской «благодарности» богу «за тайные мучения страстей...», «за горечь слез...», «за месть врагов и клевету друзей...», «за жар души, растраченный в пустыне..». Но, несмотря на то, что указанный первый стих, будучи первой ступенью градации , должен быть по своему положению самым слабым ее членом, именно он сгущает в себе все остальные моменты градации , и к нему возвращается в конце концов последняя в завершающем ее стихе, где поэт благодарит бога:

За все, чем я обманут в жизни был.

Вот это-то значение первого, слабого члена градации, как основного, и раскрыто сразу же тавтологией «за все, за все», начинающей первый стих...

Отмеченное выше значение тавтологии в народной словесности для закрепления внимания слушателя на некоторых частностях описания, повествования и т. п., можно также обнаружить и в литературе. Гоголь, например, часто пользуется тавтологиями для того, чтобы нарочитой остановкой на какой-нибудь незначительной детали по контрасту вызвать ощущение комического в отношении к живописуемому. Вспомним хотя бы описание бекеши Ив. Ив. в «Повести о том, как поссорился Ив. Ив. с Ив. Ник.». «Славная бекеша у Ив. Ив... А какие смушки! Фу, ты пропасть, какие смушки...» или же тавтологическое: «Прекрасный человек Ив. Ив.», которым начинаются отдельные моменты характеристики Ив. Ив., причем для усиления тавтологий в виде доказательства «прекрасности» Ив. Ив. следует то описание его дома, то любовь его к детям и т. п... Чисто звучальная сторона тавтологий дает основание пользоваться ими, как рифмами. В соответствии с указанием Валерия Брюсова (см. его «Опыты»), эти рифмы, в которых повторяется одно и то же слово , следует отличать от рифм омонимических (см. «Омоним». Примеры тавтологических рифм у Пушкина (приведены Брюсовым):

1) Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовет их в гости.

2) Женка, что за сапоги...

Где ты видишь сапоги?

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Тавтология" в других словарях:

    Тавтология … Орфографический словарь-справочник

    - (греч., от tauto то же, и logos слово). Выражение одной и той же идеи различными однозначащими словами; ненужное повторение в других выражения сказанного уже раньше. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    В обычном языке: повторение того, что уже было сказано. Напр.: «Стол есть стол». Т. бессодержательна и пуста, она не несет никакой информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного балласта, загромождающего речь и затрудняющего общение.… … Философская энциклопедия

    Тавтология: Тавтология (риторика) (от др. греч. ταυτολογία) риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Тавтология (логика) тождественно истинное высказывание, инвариантное… … Википедия

    Повторение, ошибка, масло масляное, высказывание, круг, суждение Словарь русских синонимов. тавтология масло масляное (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Тавтология - Тавтология ♦ Tautologie Суждение, которое всегда истинно – либо потому, что предикат лишь повторяет субъект («Бог есть Бог»), либо потому, что оно остается справедливым независимо от своего содержания и даже независимо от истинного значения… … Философский словарь Спонвиля

    Тавтология - ТАВТОЛОГИЯ повторение одних и тех же слов, выражений и т. п. как, например, в былине о Соловье разбойнике: Под Черниговым силушки черным черно, Черным черно, как черна ворона. Тавтология прием чрезвычайно употребительный в так наз … Словарь литературных терминов

    тавтология - и, ж. tautologie f. 1. Повторное обозначение уже названного понятия словом или выражением, не уточняющим смысла выраженного понятия (используется как стилистический прием). БАС 1. Если одного общего места мало, то примемся за тавтологию этого… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого tauto то же самое и logos слово), содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в сочетании или повторении одних и тех же или близких по смыслу слов (истинная правда, целиком и полностью); может усиливать эмоциональное … Современная энциклопедия

    - (от греч. tauto то же самое и logos слово) ..1) сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов (истинная правда, целиком и полностью, яснее ясного)2)] Явный круг в определении, доказательстве и пр. (лат. idem per idem то… … Большой Энциклопедический словарь

Значение слова ТАВТОЛОГИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка

ТАВТОЛОГИЯ

И, ж. , книжн.

1) Повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла и обычно являющееся речевой небрежностью, напр. : солнечная энергия - это энергия солнца; мертвый труп; самый наилучший; всеобщая любовь всех людей; сатирическая карикатура (карикатура - ‘сатирический рисунок’); памятный сувенир (сувенир и есть ‘подарок на память’); в июне месяце (июнь ‘первый летний месяц’) .

Мы заставим здесь природу поклониться нам поклоном до земли. "Поклониться поклоном" - явная тавтология (Исаковский) .

2) лит. Повторение тождественных по смыслу слов как литературный прием, усиливающий эмоциональное воздействие речи. Примеры такой тавтологии: А и холост я хожу, не женат гуляю.

Не отстать тебе. Я - острожник, ты - конвойный. Судьба одна. И одна в пустоте порожней подорожная нам дана (Цветаева) .

Синонимы:

плеон"азм (лит.) , тождесл"овие (спец.)

3) В логике: логическая ошибка в определении понятия, состоящая в том, что определение подменяется изменением словесной формы определяемого понятия, напр. : круг - это геометрическая фигура круглой формы.

Родственные слова:

тавтолог"ический

Этимология:

Из западноевропейских языков (фр. tautologie ‘тавтология’, нем. Tautologie ‘тавтология’ < лат. tautologia ‘тавтология’ < греч. tautologia < tauto ‘то же самое’ и logos ‘слово’). В русском языке - с середины XIX в.

Энциклопедический комментарий:

Тавтология способствует повышению выразительности текста или высказывания; распространена в художественной литературе, публицистике, ораторском искусстве, фольклоре, иногда в разговорной речи и просторечии. В качестве стилистического приема она позволяет дать речевую характеристику литературному персонажу. [Боркин:] Как дань своего восторга, осмеливаюсь преподнести... фейерверки и бенгальские огни собственного изделия. Да прояснят они ночь так же, как вы просветляете потемки темного царства (Чехов). Тавтология нередко используется в народном поэтическом творчестве: плачет, слезами заливается; пути-дороги; жили-были. Может быть представлена в устойчивых сочетаниях в виде повторения разных грамматических форм одного слова: яснее ясного; дружба дружбой, а служба службой (погов.) или с использованием синонимии: истинная правда, целиком и полностью. По принципу тавтологии построены составные лексические образования типа волей-неволей, день-деньской, крест-накрест, способы выражения высокой степени качества: старый-престарый, добрый-предобрый, хороший-прехороший. Существуют словосочетания, тавтологичность которых "снята" в результате забвения первоначального смысла слова: белое белье, черные чернила, низкий бас, монументальный памятник.

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТАВТОЛОГИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТАВТОЛОГИЯ в Новейшем философском словаре:
    (греч. tauto -то же самое; logos -слово) - 1) выражение, повторяющее ранее сказанное в иной языковой форме; 2) Т. в …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. tauto - то же самое и logos - слово) - разновидность речевой избыточности, вид плеоназм а: повтор …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Литературной энциклопедии:
    [греческое — tautolog?? — «говорю то же самое»] — термин античной стилистики, обозначающий повторение однозначных или тех же слов. Античная …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. tauto - то же самое и logos - слово) ..1) сочетание или повторение одних и тех же или …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. tautologia, от tauto - то же самое и logos - слово), 1) повторение одних и тех же или близких …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч. ?????????? от????? или?????? — говорить то же самое) — термин стилистики, означающей ненужное повторение. Особенно часто название …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ТАВТОЛОГИЯ
    (от греческого tauto - то же самое и logos - слово), содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в сочетании или повторении одних …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. лингв. Повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла и обычно являющееся речевой ошибкой. | Пример …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. (книжн.). Повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла, п прил. тавтологический, -ая, …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТАВТОЛ́ОГИЯ (от греч. tаuto - то же самое и logos - слово), содержат. избыточность высказывания, проявляющаяся в сочетании или повторении …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч. ?????????? от????? или?????? ? говорить то же самое) ? термин стилистики, означающей ненужное повторение. Особенно часто название …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    тавтоло"гия, тавтоло"гии, тавтоло"гии, тавтоло"гий, тавтоло"гии, тавтоло"гиям, тавтоло"гию, тавтоло"гии, тавтоло"гией, тавтоло"гиею, тавтоло"гиями, тавтоло"гии, …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (греч. tautologia, от tauto — то же самое и logos — слово) — содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в смысловом дублировании …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. tautologia из tauto — то же самое + + logos — слово). 1) Тождесловие, повторение сказанного другими словами, …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. tauto то же самое + logos слово) 1) повторение того же самого другими словами; 2) в логике - …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. tauto то же самое + logos слово] 1. повторение того же самого другими словами; 2. в логике - логическая …
  • ТАВТОЛОГИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    высказывание, круг, ошибка, повторение, …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Повторение одних и тех же или близких по значению слов без уточнения или изменения смысла. 2) Логическая ошибка …
  • ТАВТОЛОГИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    тавтология, …

Речь - один из главных инструментов в жизни людей. С его помощью они общаются, передают друг другу информацию. Политики и общественные деятели посредством общения доносят до общественных масс важную информацию. Однако существует немало феноменов, которые портят нашу речь, делают её некрасивой и менее информативной. Одним из таких явлений является повтор слов с одинаковым корнем или тавтология. О том, что значит это понятие, мы расскажем в данной статье.

Тавтология - это что такое?

Термин «тавтология» был заимствован нами из греческого языка, в котором слово «ταὐτολόγος” переводится как «повторять одно и то же». Это понятие широко употребляется в двух науках: риторике и логике. Соответственно, оно имеет два определения.

В риторике под тавтологией понимают риторическую фигуру, состоящую из однокоренных слов. Другим вариантом повтора является использование слов, пришедших из разных языков, но имеющих одинаковое значение. Употреблять подобные конструкции в речи крайне нежелательно, так как никакой новой информации такие высказывания не предоставляют. Исключение составляют лишь случаи, когда тавтология выступает в качестве стилистического приёма. Тогда эти конструкции употребляются для того, чтобы придать речи поэтическую выразительность.

Неоправданной тавтологией являются следующие выражения:

В логике существует другое определение этого понятия. Здесь тавтологией считается выражение, которое всегда остаётся истинным. Конечно, в зависимости от раздела логики, этот термин будет трактоваться несколько иначе. Чаще всего это явление встречается в том случае, когда одно понятие пытаются объяснить через то же самое понятие.

Например: «Проблемное обучение - это обучение , при котором преподаватель создаёт проблемную ситуацию, а учащиеся пытаются самостоятельно её решить».

В приведённом выше высказывании мы обнаруживаем две ошибки тавтологии:

  • в первом случае мы видим, что термин «проблемное обучение» пытаются объяснить, используя тот же термин;
  • во втором случае повторяется прилагательное «проблемный».

Согласитесь, приведённая дефиниция понятия «проблемное обучение» совсем не помогает читателю лучше понять его сущность. Именно поэтому в речи и нужно избегать подобных ошибок.

Тавтология и плеоназм

Тавтологию нужно отличать от другого похожего на неё феномена - плеоназма. Оба этих понятия указывают на наличие избыточности в речи . Однако ошибочно утверждать, что они являются тождественными.

Плеоназмом называют речевое явление, характеризующееся употреблением слов с похожим лексическим значением в рамках одного высказывания.

Пример: «Катерина родила дочь в феврале месяце».

Чаще всего плеоназмы встречаются в фольклорных произведениях. Важно запомнить, что в данном случае слова не имеют общего корня.

Тавтологией же считается непреднамеренное использование однокоренных слов или же лексических единиц, взятых из разных языков, но имеющих одинаковое значение . Примеры:

  • дебютировать впервые;
  • внутренний интерьер и др.

Тавтология - достаточно распространённая ошибка. Однако далеко не всегда авторам текстов удаётся избежать лексических повторов. Некоторые слова в языке не имеют синонимов, поэтому не остаётся другого выбора, кроме как использовать одно и то же слово.

Как избежать тавтологии в устной и письменной речи?

Как мы уже говорили, в большинстве случаев тавтология не несёт в себе никакой смысловой нагрузки . Иначе говоря, это просто словесный мусор. Кроме того, постоянное повторение однокоренных слов попросту засоряет вашу устную и письменную речь. Читать тексты, которые состоят из большого количества повторов, очень сложно и неинтересно.

Наличие неоправданных повторов в речи человека нередко указывает на низкий уровень его словарного запаса. Кроме того, это говорит о том, что он не умеет использовать в своей речи синонимы. Конечно, некоторые выражения настолько глубоко вошли в нашу речь, что мы даже не задумываемся о том, что в них повторяются слова с одинаковым значением.

Например:

  • варить варенье;
  • сидеть сиднем;
  • делать дело;
  • горячий кипяток и др.

Чтобы избавиться от бессмысленных высказываний в своей речи, рекомендуется чаще читать произведения художественной литературы. Они позволят вам пополнить свой словарный запас . Кроме того, учитесь перифразировать предложения. Старайтесь чаще использовать синонимичные слова и выражения. Если вы затрудняетесь подобрать синоним к той или иной языковой единице, обратитесь к словарю.

Примеры тавтологии в литературе

Тавтология в русском языке - явление нередкое. Как уже говорилось выше, в литературных произведениях она может выступать в качестве средства выразительности . Ниже мы приведём несколько примеров повторений, взятых из русской литературы и расскажем об их роли в данных отрывках.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня.

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Подобное сочетание повторяющихся элементов стихотворения позволяют автору создать эффект подъёма. Кроме того, они создают неповторимую мелодию стихотворения, которая моментально увлекает читателя.

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости.

Тавтология применяется не только в стихах, но и в прозаических произведениях. Часто этот приём используют в молитвах или заговорах. В таком случае повторение одних и тех же слов является гарантией результата.

Таким образом, тавтологией называют речевое явление, характеризующееся повтором однокоренных слов . Как правило, использование одинаковых слов делает высказывание бессмысленным. Однако в некоторых случаях употребление этого приема бывает оправданным. Например, этот приём широко используют авторы художественных произведений для создания нужного им образа.

Что общего между новостными роликами, из которых смонтировано видео ниже? Правильно! В каждом из них употребляется одно и то же словосочетание «неприятный инцидент». И в каждом из них редакторский состав пропустил в эфир новостной текст с лексической ошибкой. Разберёмся, в чем же тут дело.

Смотрим в толковом словаре лексическое значение слова «инцидент».

ИНЦИДЕ́НТ -а; м. [от лат. incidens (incidentis) - случающийся] Случай, происшествие неприятного характера; недоразумение. Пограничные инциденты. Возможность инцидентов между кем-л. И. исчерпан (не имеет дурных последствий). Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998.

Как мы видим, слово заимствованное. В его значении в русском языке закодирована не только информация о событии, но и его конкретная оценка. В данном случае это какое-то недоразумение, случившееся с кем-либо. Добавляя к слову инцидент прилагательное «неприятный», мы дублируем информацию и, конечно, совершаем лексическую ошибку. Называется такое явление плеоназм.

Дискуссия о тотальных речевых ошибках в наше время становится всё более актуальной. Даже речь работников СМИ, которая должна быть эталонной, пестрит подобными недоразумениями, что уж говорить о простых обывателях. Именно поэтому, видимо, возникают идеи ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку, чтобы разговор о речевых ошибках вёлся на уроках предметно и постоянно. Но никогда не поздно опять стать на время школьником.

Плеоназм, ляпалиссиады, периссология, изосемия, тавтология… Не бойтесь, они не заразны.

Хотя тщательно следить за ними нужно не только работникам средств массовой информации и писателям. Подобные ошибки не украшают никого. Они, как сорняки, способны уродовать нашу речь. Чтобы по возможности навсегда «удалить их с корнем», необходимо «врага знать в лицо».

С плеоназмом мы уже познакомились. Это довольно распространенное языковое явление, хотя его название многие могут прочитать впервые. Главная его отличительная черта - избыточность, излишество. По-русски в таких случаях обычно говорят «масло масляное». Кстати, такое повторение однокоренных слов называется тавтологией . Многие лингвисты считают, что тавтология - это разновидность плеоназма.

Семантические плеоназмы связаны с семантикой, лексическим значением слова. В состав таких плеоназмов часто входят заимствованные слова. Нетрудно догадаться, в чём причина. Человек не совсем правильно понимает, что это слово обозначает, и добавляет еще одно слово, уже русское, которое дублирует значение первого. Такое явление называется периссология . Вот самые распространенные примеры:

  • Прейскурант цен. Прейскурант (нем. Preiskurant, от Preis - цена и фр. courant - текущий) - справочник цен на товары.
  • Хронометраж времени. Хронометраж (греч. chronos - время и metreo - измеряю) - метод изучения затрат времени на выполнение циклически повторяющихся ручных и машинно-ручных операций.
  • Внутренний интерьер. Интерьер (фр. intérieur
  • Впервые дебютировал. Дебют от фр. début - начало, появление). Дебют - первое появление деятеля искусства на публике. Дебют (шахматы) - начало шахматной партии.
  • Атмосферный воздух. Атмосфера (от. др.-греч. ἀτμός - «пар» и σφαῖρα - «сфера») - воздушная оболочка Земли.
  • Первая премьера. Премьера (фр. première - «первая») - первый показ, первое представление.
  • Таких примеров можно привести много: другая альтернатива, свободная вакансия, наиболее оптимальный, ностальгия по родине, главный приоритет, инкриминировать вину, депиляция волос, мемориальный памятник, памятный сувенир, народный фольклор, биография жизни, моя автобиография, патриот родины, коллега по работе, всенародный референдум, демобилизоваться из армии, дополнительный бонус, захватывающий триллер, интерактивное взаимодействие, информационное сообщение, крайне экстремистский, круглосуточный нонстоп, местный абориген, народная демократия, необычный феномен, необязательный факультатив, неожиданный сюрприз, основной лейтмотив, ответная контратака, перспективы на будущее, полное фиаско, полный аншлаг, популярный шлягер, предварительный анонс, саммит на высшем уровне, устойчивая стабилизация, строгое табу, скриншот с экрана монитора.
  • Иногда носители языка неправильно понимают лексическое значение родных слов. Есть и наши, отечественные, семантические плеоназмы, выходящие за пределы языковой нормы: проливной ливень, пять рублей денег, тридцать человек строителей, март месяц, в конечном итоге, вернуться назад, впервые познакомился, жестикулировал руками, кивнул головой, моргнул глазами, временная отсрочка, незаконные бандформирования, главная суть, имеет место быть, истинная правда, короткое мгновение, лично я, на удивление странно, начальные азы, неподтверждённые слухи, отара овец, отступать назад, пернатые птицы, повтори снова, полностью уничтожен, предварительное планирование, предупредить заранее, равная половина, смешивать вместе, совместная встреча, увидеть своими глазами, услышать своими ушами, трудоустройство на работу, подняться вверх/спуститься вниз по лестнице.

Запомните эти выражения и больше не впускайте их в свою речь. Это как раз тот случай, когда налицо явная избыточность, дублирование информации.

С другой стороны, язык - это очень сложный живой организм, и, конечно, бывают случаи, когда всё не так однозначно.

Виды плеоназмов

В последнее время всё чаще стали появляться плеоназмы, в состав которых входят аббревиатура: CD-диск, ERD-диаграмма, IT-технологии, RAID-массив, VIP-персона, система GPS, SMS-сообщение . Избавиться от дублирования в этом случае сложнее, поскольку основное лексическое значение закодировано всего лишь в одной букве. Причем буква эта - латиница, и слово, которое в нем зашифровано, тоже иностранное, чаще всего английское. Русский эквивалент в составе выражения выполняет роль пояснения. Есть и отечественные плеоназмы-аббревиатуры. Например, «линии ЛЭП» или «автоваз».

Некоторые плеонастические сочетания уже закрепились в языке и стали нормой. Яркий пример - «бутерброд с маслом».

Первоначальное значение заимствованного из немецкого языка слова постепенно стёрлось в памяти носителей языка. Бутерброд в нашем понимании может быть не только с маслом, но и с колбасой, икрой, сыром и так далее.

Ещё одной разновидностью семантического плеоназма считают многословие. Пример: он шёл по направлению к дому . Эта фраза содержит слова, которые ничего не добавляют к её смыслу - «по направлению».

Не всегда плеоназмы являются ошибками. Стилистический плеоназм свойствен разговорной, публицистической и художественной речи, особенно фольклору, где плеонастические эпитеты и сравнения могут кристаллизоваться в устойчивые поэтические формулы: путь-дороженька, полюшко-поле, грусть-тоска, горе-кручинушка, судьба-судьбинушка, молодо-зелено, море-окиян.

Стилистические плеоназмы (их еще называют экспрессивными) часто употребляются сознательно в художественной литературе. Это уже авторский приём, а не ошибка.

О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями ?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?

Согласитесь, что плеоназм Пушкина из «Руслана и Людмилы» добавляет образности.

А вот яркая речевая характеристика одного из персонажей Чехова. «Взять хоть это дело к примеру... Разгоняю я народ, а на берегу на песочке утоплый труп мёртвого человека . По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок? Что урядник глядит? Отчего ты, говорю, урядник, начальству знать не даешь? Может, этот утоплый покойник сам утоп, а может, тут дело Сибирью пахнет. Может, тут уголовное смертоубийство...» (А.П. Чехов, «Унтер Пришибеев»)

Справедливости ради надо сказать, что плеоназм в лингвистике не считается исключительно речевой ошибкой. Ученые определяют его более широко. Это именно речевой оборот, который при тех или иных обстоятельствах либо выходит за границы нормы, либо считается вполне допустимым. В разговорной речи он может использоваться для усиления эмоциональности или комичности.

Ляпалиссиада: что это за зверь?

Вот интересный пример - английское стихотворение «Морская свинка» (перевод С.Я. Маршака):

Свинка морская
Была
Мала
И, значит, большою свиньей не была.
Работали ножки
У маленькой свинки,
Когда убегала
Она по тропинке.
Но не стояла,
Когда бежала,
И не молчала,
Когда визжала.
Но вдруг почему-то
Она умерла,
И с этой минуты
Живой не была.

Поэт использовал в этом тексте ляпалиссиаду . Это ещё один вид речевой избыточности - утверждение заведомо очевидных фактов, граничащее с абсурдностью. Они обычно создают комический эффект в неуместных, порой даже трагических ситуациях: «он был мёртв и не скрывал этого».

Своё экзотическое название ляпалиссиады получили при очень интересных обстоятельствах. Термин образован от имени французского маршала маркиза Жака де Ля Палиса. По легенде, солдаты сочинили о нём песню, в которой была игра слов: «S’il n’était pas mort, Il ferait encore envie» (если бы он не был мёртв, ему бы завидовали). Фразу можно прочитать иначе: «S’il n’était pas mort, Il serait encore en vie» (если бы он не был мёртв, он был бы жив).

Тавтологичные тавтологии

Одной из разновидностей семантических плеоназмов многие учёные признают тавтологию . Этот термин более известен и обычно стойко ассоциируется со словосочетанием «масло масляное», которое мы уже упоминали выше. Это выражения, в состав которых входит повторение одних и тех же (однокоренных) или близких по смыслу слов. Чаще всего этот повтор необоснованный: улыбнулся улыбкой, молодая девушка, вновь возобновить, спросить вопрос.

Если плеоназм - это необоснованное излишество, многословие, как говорится, «горе от ума», то тавтология считается более грубой речевой ошибкой, поскольку обычно свидетельствует о бедности словарного запаса и безграмотности.

Но и здесь бывают исключения. Иногда тавтология является вариантом нормы. Например, в разговорной и поэтической речи используются следующие сочетания: горе горькое, чудо чудное, диво дивное, черная ночь, белый день, студёная вода, смертная тоска . Подобные эпитеты считаются вполне характерным признаком поэтической речи.

В интернете я нашла чудесный пример пародии, отлично объясняющий суть тавтологии. Молдавский комический дуэт «Остап и Бендер» придумали миниатюру под названием «Необычный урок» , где почти во все диалоги намеренно включены тавтологические выражения. В конце сценки звучит такое стихотворение:

У Лукоморья лук лукавый,
Цепная цепь на цепи той.
Полдня к полудню,
Где-то в полдень,
Ходун ходульный ходуном.
Пойдет направо, справа – право,
Пойдет налево – лево там.
Там чудеса чудес чудесней,
Чудесней не было чудес.
Там на неведомых дорожках
Следы преследуют, следят.
Там курица на курьих ножках
Курей курирует, куря.
И я там был, бывал, бывало,
Мед с медом пил…

Кроме семантических плеоназмов, существуют ещё и синтаксические. В них избыточность, дублирование информации распространяется не на одно выражение, а на целые синтаксические конструкции. Сравните два предложения: «Она сказала мне о том, что приедет завтра» и «Она сказала мне, что приедет завтра».

Грамматически оба предложения корректны, но слова «о том» рассматриваются в данном случае как плеонастические, то есть избыточные.

Время проверить себя

Давайте теперь закрепим результат и попробуем себя в роли строгого и беспристрастного редактора телевидения. Найдите в предложенных роликах семантические плеоназмы. Кстати, все они уже встречались ранее в данной статье. Заодно проверим и внимание.

Если лично вы нашли все 15 ошибок, то можете считать, что зачёт по теме «Лексические ошибки. Плеоназм» у вас в кармане. Видимо, в конечном итоге вы хорошо усвоили урок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!