Температура в учебных кабинетах. Температурный режим для школьников

Эти и многие другие тонкости регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, утвержденными Главным государственным санитарным врачом России Геннадием Онищенко. И все школы страны обязаны им соответствовать.

Гигантомания сегодня не в почете. По соображениям безопасности разрешено строительство лишь невысоких школ - максимум в три этажа. Лишь в мегаполисах, где свободного места катастрофически не хватает, допускается четвертый этаж. Новые здания проектируются с расчетом, что грызть гранит науки в них будут не больше тысячи ребят. А в классе могут учиться до 25 человек. Причем на одного школяра положено минимум 2,5 квадратных метра учебной площади.

Красиво смотрятся расставленные аккуратными рядами одинаковые парты. Только от этого единообразия страдают дети. Ведь в классе учатся ребята разного роста, и каждый должен быть обеспечен подходящей ему мебелью. Парты для "коротышек" ставят ближе к доске. И еще один очень важный момент. Плохо видящих и слышащих детей обязаны усаживать в первом ряду, а часто болеющих - подальше от наружной стены.

Важнейшим показателем для оценки санитарного состояния школы является чистота в туалетах. Но не менее важно и другое - число "посадочных мест" должно соответствовать количеству учащихся. Врачи предписывают иметь 1 унитаз на 20 девочек, 1 унитаз на 30 мальчиков и 1 писсуар на 60 мальчиков. Кроме того, для школьниц, начиная с 5-го класса, оборудуются помещения личной гигиены из расчета 1 комната - на 70 учениц.

В хорошей школе не бывает ни жарко, ни холодно. Температура воздуха в классе поддерживается в пределах 18-20 градусов, в коридорах - 16-18, в учебных мастерских - 15-17 градусов. Даже когда нет занятий, температура не опускается ниже 15 градусов. А относительная влажность может колебаться в интервале 40-60 процентов.

Во всех классах должно быть естественное освещение. Окна должны выходить на юг или восток. Лишь кабинеты черчения, рисования и информатики могут быть ориентированы на север. Строго регламентирована и окраска стен. Разрешены светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого цветов. Они не раздражают зрение и не привлекают к себе лишнего внимания учеников.

Администрация школы обязана обеспечить горячие завтраки для всех детей и двухразовое питание для групп продленного дня. Особое внимание к меню: в нем не должно быть продуктов и блюд, которые могут вызвать массовые отравления. Под запретом в школах макароны по-флотски, блинчики с мясом, студень, окрошка, паштеты, квас, грибы, яичница-глазунья, пирожные, кремовые торты, пончики и многое другое.

Большинство из вышеперечисленных правил в школах стараются соблюдать. Но одно требование нарушается повсеместно. В редком классе подоконники не заставлены цветочными горшками. Учителей, разводящих на окнах настоящие ботанические сады, обычно ставят в пример. Но цветы загораживают солнце, и место для них - кашпо в простенках окон.

Почти 14 процентов школ мы относим к третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия, - рассказывает заведующая отделом гигиены детей и подростков Федерального центра госсанэпиднадзора Ольга Милушкина. - Чтобы дети могли в них нормально учиться, необходимы кардинальные изменения. Во Владимирской и Кемеровской областях, Дагестане, Чечне, Якутии, Карачаево-Черкесии и Хабаровском крае таких школ больше 25 процентов. В некоторых из них выявлены нарушения вопиющие. До 1 сентября они должны быть устранены. Если нет - школа может быть временно закрыта. Такое, кстати, случается каждый год. Скажем, прошлой осенью 15 российских школ открыли свои двери с опозданием.

Своя ноша тянет

Наверное, все видели малышей, бредущих в школу с согнутой под тяжестью ранца спиной. Чтобы немножко передохнуть, они прислоняются к стенам. Так что не надо удивляться, что сейчас почти нет детей с идеальной осанкой.

Сам ранец первоклассника весит не больше 500 граммов, - говорит Ольга Милушкина. - Но дети в него часто запихивают множество нужных и ненужных вещей. Научить малыша брать с собой только действительно необходимое должны родители и учителя. Тому же первокласснику не следует носить за плечами больше двух килограммов.

Очень важен цвет ранца. Ведь в некоторых наших регионах дети полгода ходят в школу в сумерках. Яркий ранец хорошо заметен водителям машин, а рефлектирующее покрытие обеспечит отражение света фар, и школяр на дороге будет заметен издалека.

Учащиеся начальных классов, чей позвоночник еще очень гибок, должны носить только ранцы, а дети постарше - могут и портфель, не забывая менять руки. По мнению специалистов, максимальный вес ранца или портфеля учеников средней и старшей школы - 8-10 процентов от веса хозяина.

Если вес собранного портфеля в первую очередь определяет сам ребенок, то вес учебников строго регламентирован, - продолжает Ольга Милушкина. - Учебники для 1-4-х классов должны весить не больше 300 г, для 5-6-х классов - 400 , для 7-9-х классов - 500 , для 10-11-х классов - 600 г. Есть и другие ограничения. Например, в учебных пособиях для 1-6-х классов не допускается набор текста в две колонки. Также запрещена печать на цветном или сером фоне. Санитарные нормативы запрещают использование учебников с полиграфическим браком: смазанными красками, склеенными страницами, поврежденным переплетом.

Понедельник - легкий день

Какой ребенок не жалуется на нелепое расписание уроков? Оказывается, составлять его надо по науке. Пик умственной активности школьника приходится на 10-12 часов утра. Поэтому самые трудные предметы должны идти вторым, третьим и четвертым уроками. А вот сдвоенная математика в конце учебного дня - это форменное безобразие и законный повод для жалобы директору.

Ученые доказали, что в понедельник и пятницу материал воспринимается хуже, чем в середине недели. Поэтому пик учебной нагрузки должен приходиться на вторник и среду. Это может быть максимальное количество уроков либо самые тяжелые предметы. Самой-самой признана математика - 11 условных баллов. Для сравнения: иностранный язык - 10 баллов, физика и химия - по 9, русский язык и литература - по 7. Легкими считаются черчение - 3 балла, рисование - 2, пение - 1 балл. А вот физкультура, вопреки расхожему мнению, совсем не легка - ей присвоено целых 5 баллов.

Правильным считается расписание, когда максимальная нагрузка по сумме баллов приходится на середину недели. Напротив, если она распределена равномерно или максимум приходится на понедельник и пятницу, расписание необходимо срочно менять!

В гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением отдельных предметов не допускается занятий в две смены. А первые, пятые и выпускные классы в любом случае учатся только с утра. Уроки не должны начинаться раньше 8 часов, и никаких "нулевых" уроков, в том числе факультативов! Максимальная нагрузка зависит от возраста. Например, для учащихся 2-4-х классов это 22 часа при пятидневной учебной неделе и 25 часов - при шестидневке. 6-й класс - 29 и 32 часа, соответственно, 8-9-е - 32 и 35, 10-11-е - 33 и 36 часов.

Есть санитарные нормы даже для домашних заданий. Так, первоклассники не должны их делать дольше 1 часа, второклассники - 1,5 часа, учащиеся 3-4-х классов - 2 часов. В 5-6-х классах дети могут готовить уроки до 2,5 часа, в 7-8-х классах - до 3 часов, а в 10-11-х - до 4 часов. Лучшим временем для начала самоподготовки считается 4 часа дня.

Кстати

Специалисты Госсанэпиднадзора напоминают: соблюдение санитарных нормативов - обязанность школьной администрации. Если же она сидит сложа руки, родителям следует обратиться к местным санитарным врачам. Тревожные сигналы из школ проверяются в обязательном порядке.

Многие специалисты считают: ранец будущего - это миниатюрный компьютер. В Тайване уже продаются электронные школьные ранцы, которые весят чуть больше килограмма. В их память легко умещаются тексты и иллюстрации из всех учебников, что избавляет ученика от необходимости таскать книги в школу. Учитель же может посылать сразу всем учащимся учебные материалы и домашние задания, а потом автоматически проверять их.

Говорить только об уровне температуры в школьных помещениях не совсем верно, потому как при разработке нормативов к воздушно-тепловому режиму образовательных учреждений учитываются несколько факторов:
- наличие воздухообмена и его интенсивность;
- относительная влажность;
- температура воздуха.

Из чего складывается оптимальный температурно-влажностный режим

Учитывая вышеперечисленные параметры и изучив их воздействие на здоровье школьников, ученые разработали оптимальные критерии для различных школьных помещений, которые изложены в «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН 2.4.2.2821 – 10).

Во внимание принимается площадь, максимальный поток учащихся, проходящий за день через тот или иной кабинет, возможность проветривания. Совершенно недопустимы наглухо закупоренные на зиму окна, сделанная раз в день влажная уборка, так как даже при соблюдении оптимальной температуры, но при нарушении уровня влажности, создается не комфортная для детского организма среда.

Не допустимо, чтобы температура в школе определялась настроением администрации, работниками теплосети, обслуживающими котельную школы, или родителями, которые приучили ребенка к более высокой температуре воздуха в помещении. Тем более что температурный режим каждого человека индивидуален. Законом для образовательного учреждения является СанПиН, и иначе быть не может.

Требования к кабинетам

В кабинетах небольшой площади, где проводят индивидуальную работу психолог или логопед, оптимальной считается температура воздуха от 18 до 24 градусов. Такая же приемлема для актового зала, фойе, библиотеки и столовой, где большое количество детей и преподавателей бывает, но не на протяжении всего дня.

В мастерских, где дети заняты зачастую физическим трудом, температура немного ниже (17-20). Эта же относится к спортивному залу, где даже рекомендуется держать открытыми фрамуги во время занятий, не допуская сквозняка. Это правило действует, если температура воздуха на улице выше + 5. При низких температурах сквозное проветривание необходимо проводить между уроками.

Если в школе оборудованы при спортивном зале душевые, то там температура должна достигать 22-25 градусов. В спортивных раздевалках и медицинском кабинете 20-22.

Во время каникул допустимо снизить температуру воздуха в школе до 15 градусов. Чтобы осуществлять постоянный контроль соблюдения температурного режима, необходимо все помещения школы снабдить термометрами.

Влажность воздуха не должна выходить за допустимые пределы 40-60 %. Соблюсти эти нормы поможет регулярное проветривание, которое следует проводить в любое время года. Если температура окружающего воздуха ниже –10, то достаточно сквозного 5-минутного проветривания на большой перемене и минутного на маленькой. По мере повышения температуры на улице увеличивается и время проветривания.

Соблюдение этих правил требует регулярного выполнения со стороны учителя, которому, возможно, не всегда хочется выводить весь на маленькой перемене из кабинета. А администрации школы следует во время летнего ремонта позаботиться о том, чтобы окна или фрамуги были в рабочем состоянии.

Дети проводят в школах практически половину светового дня, поэтому для родителей условия, в которых учится ребенок, имеют большое значение. Санитарно-гигиенические показатели и освещение для детского здоровья и иммунитета играют большую роль. Особенности детского организма таковы, что даже малейшее изменение микроклимата отражается на терморегуляции. Именно поэтому школьники нуждаются в обеспечении соответствующего температурного режима и комфорта. Если температурный режим в школе не соблюден, то отдача тепла растущим организмом увеличивается, что приводит к охлаждению, а в такой ситуации и до рукой подать.

Санитарные нормы

Микроклимат в любом помещении зависит от температуры воздуха, его влажности (относительной), а также скорости перемещения. Если два последних показателя регулировать легко, то температура внутреннего воздуха в школах зависит от ряда факторов. Наиболее значимый фактор – теплоотдача системы отопления. Если школа подключена к центральной отопительной системе, то все, что может сделать руководство учебного заведения – это установить радиаторы с высоким КПД. Поддерживать температуру воздуха в школе в норме помогают и качественные , и плотно прилегающие к раме двери. Если эти меры не помогают, рекомендуется вести в школе журнал температурного режима. Результаты ежедневных измерений можно предъявить теплоснабжающей организации.

Согласно существующим ныне нормативам, посещение школы возможно при следующем температурном режиме:

  • от 17 градусов в учебных кабинетах;
  • от 15 градусов в школьных цехах, мастерских;
  • от 15 градусов в спортивном зале;
  • от 19 градусов в раздевалках и гардеробных;
  • от 16 градусов в библиотеке;
  • от 17 градусов в актовых залах;
  • от 17 градусов в туалетах;
  • от 21 градуса в медкабинете.

Если минимальная температура в помещениях школы ниже нормы, отмена занятий – единственное возможное решение.

Превратности погоды

Температура внутри школьных помещений не может не зависеть от температуры за окном. Даже самые качественные окна и двери не спасут от холода, если на улице лютует зима. Сильные морозы зачастую являются поводом для официальной отмены занятий. В странах СНГ разработаны соответствующие нормативы. Так, температура, при которой в школах отменяют занятия, варьируется от -25 до -40 градусов. Кроме того, значение имеет и скорость ветра. Если она меньше двух метров в секунду, то отменяются учебные занятия при следующем температурном режиме:

  • -30 градусов для учащихся 1-4 классов;
  • -35 градусов для учащихся 1-9 классов;
  • -40 градусов для учащихся 1-11 классов.

При более высокой скорости ветра условия для отмены занятий следующие:

При экстремальных температурах воздуха, несвойственных для конкретных регионов, местные телеканалы, радио и печатные издания информируют население о закрытии школ. Но лучший способ узнать о том, отменены ли в школе занятия, это телефонный звонок классному руководителю.

В конце концов, родителям следует руководствоваться здравым смыслом. Если на улице лютый мороз, а поход в школу превращается в экстремальное испытание, то стоит пропустить занятия даже в том случае, если официально они не отменены. Подучить с ребенком пройденный в его отсутствие учебный материал проще, чем лечить его от переохлаждения и оформлять больничный лист в поликлинике, чтобы не получить выговор на работе от руководства.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 29-12-2010 189 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2-4-2-2821-10... Актуально в 2018 году

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется.

При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 25 °C.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных учреждений топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений печное отопление не допускается.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Наружная температура, °C Длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4 - 10 25 - 35
От +5 до 0 3 - 7 20 - 30
От 0 до -5 2 - 5 15 - 25
От -5 до -10 1 - 3 10 - 15
Ниже -10 1 - 1,5 5 - 10
От 10.11.2015 №___ p 632 _______

Об организации образовательного процесса
в образовательных учреждениях в зимний период

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений г. Томска в предстоящий зимний период и обеспечения выполнения программ общего образования, во исполнение распоряжения Департамента общего образования Томской области от 13.10.2015 г. № 733-р «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях Томской области в зимний период»

      1. Руководителям образовательных учреждений
1.1 Использовать в работе «Рекомендации о мерах по организации образовательного процесса в образовательных организациях в зимний период при значительных понижениях температуры и других неблагоприятных метеоусловиях», утвержденные распоряжением Департамента общего образования Томской области от 13.10.2015 г. № 733-р «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях Томской области в зимний период».
1.2 Организовать работу по обеспечению выполнения программ общего образования, в том числе, путем максимального использования возможностей системы дистанционного образования.
1.3 Отработать и реализовать механизмы дистанционного обучения школьников с выставлением на школьных сайтах заданий для самостоятельного изучения отдельных тем и выполнение практических заданий по предметам федерального компонента базисного учебного плана.
1.4 Обеспечить надлежащее исполнение «Правил организованной перевозки детей автобусами», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 №1177, усилить контроль за техническим состоянием школьных автобусов и выпуском их на линию.
1.5 Исключить факты осуществления организованных перевозок групп детей на автобусах в ночное время, в гололед и в условиях ограниченной видимости.
1.6 Усилить контроль за порядком использования бытовых электронагревательных приборов для обогрева помещений и выполнением правил пожарной безопасности при их эксплуатации.
1.7 Исключить факты проведения занятий с обучающимися (воспитанниками) на замерзающей поверхности водоемов, крутых склонах и других опасных поверхностях.
1.8 Исключить факты неконтролируемого схода снега и наледи с крыш и выступающих частей зданий учреждений.
1.9 Организовать и провести на родительских собраниях разъяснительную работу с родителями (законными представителями) о недопустимости самостоятельного пешего передвижения детей на длинные расстояния, обязательного использования световозвращающих элементов одежды при движении в темное время суток, а также необходимости использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12 лет.
1.10 Организовать проведение бесед и инструктажей с обучающимися
(воспитанниками) по профилактике простудных заболеваний, правилам дорожного
движения и правилам безопасного поведения в условиях зимнего периода.
      2. Комитету по общему образованию (С.П. Епанешников)
2.1. Вести работу с учреждениями, находящимися на карантине или имеющими значительное количество заболевших детей, по размещению на сайтах учреждений заданий для самостоятельного изучения отдельных тем и выполнения практических заданий.
2.2. Исключить факты открытия маршрутов для перевозки обучающихся (воспитанников) через нерегулируемые железнодорожные переезды и ледовые переправы.
2.3. Усилить контроль за решением вопросов сохранения жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) и выполнением в полном объеме программ общего образования в условиях зимнего периода.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на К.В. Беляева, заместителя
начальника по безопасности образовательных учреждений департамента образования.

Начальник департамента О.В. Васильева

                                            Приложение №1

Рекомендации
о мерах организации образовательного процесса в образовательной
организации в зимний период при значительных понижениях температуры и
других неблагоприятных метеоусловиях


I. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации разработаны в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и оптимальной организации образовательного процесса в зимний период.
1.2. Настоящие рекомендации определяют порядок и особенности организации образовательного процесса при значительных понижениях температуры и других неблагоприятных метеоусловиях.

1.3. Руководитель образовательной организации организует комплекс превентивных (предупредительных) мер по снижению риска возникновения чрезвычайных и внештатных ситуаций, уменьшению их последствий для обучающихся и педагогического персонала (инструктажи, беседы с учащимися и родителями, классные часы и родительские собрания).

II. Температурный режим для ограничения посещения обучающимися общеобразовательных организаций в зимний период.

2.1 Установить ограничения посещения обучающимися общеобразовательной организации в зимний период:
1-4 классы - 26°С с умеренным ветром (7-8 м/сек.)
- 30°С без ветра
5-8 классы - 30°С с умеренным ветром (7-8 м/сек.)
- 34°С без ветра
9-11 классы - 34°С с умеренным ветром (7-8 м/сек.)
- 38°С без ветра

2.2.Решение об отмене учебных занятий в образовательной организации оформляется приказом образовательной организации и доводится до сведения обучающихся и родителей.

2.3.Родители вправе самостоятельно принимать решение о посещении ребенком образовательной организации в морозные дни.

III. Система оповещения родителей и обучающихся.

3.1. Информация о температурном режиме, при котором отменяются занятия, должна размещаться на школьном сайте образовательной организации.
3.2. В образовательной организации должна быть разработана система оповещения родителей и обучающихся.
3.3. Информация о работе школы в морозные дни доводится до сведения обучающихся и родителей:
- на общешкольных и классных родительских собраниях;
- размещается на стендах, вывешенных в доступном для родителей месте, где указан телефон образовательной организации и адрес сайта, по которым можно получить необходимую информацию;
- через записи в дневниках обучающихся;
- через систему электронного журнала;
- через СМС оповещение,

3.4. Должны быть разработаны и выданы памятки обучающимся с указанием, при какой температуре занятия могут отменяться, телефона школы, классного руководителя по которым можно узнать о режиме обучения.

IV. Организация образовательного процесса для обучающихся, пришедших в школу.

4.1. Образовательная организация организует и проводит занятия с обучающимися. пришедшими в школу. По окончании занятий, классный руководитель организует безопасную доставку детей к месту проживания или передает детей родителям.

V. Ответственность руководящих и педагогических работников за организацию
образовательного процесса и соблюдения прав обучающихся в зимний период
при значительных понижениях температуры и других неблагоприятных

метеоусловиях.

5.1. Руководящие и педагогические работники образовательной организации несут персональную ответственность за организацию учебного процесса и соблюдение прав обучающихся в зимний период при значительных понижениях температуры и других неблагоприятных метеоусловиях.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!