Темы классных часов в 4 кл. Ситуации для обсуждения

Классный час «Все мы разные»

Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи: - познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

Воспитывать у детей уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.

Развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Оборудование:

    карточки с ведущими понятиями урока

    сюжетные картинки для сценки «Перед вами 2 дороги. Выбирайте…»

    конверты с карточками (4 шт.)

    фломастеры для каждой группы

    бумажные листья

    ватман с изображением дерева без листьев

    плакат «Правила толерантного поведения»

    магнитола

    фотовыставка

План:

1. Организационный момент.

2. Введение в занятие. Игра «Я люблю себя за …»

4. Беседа. Мозговой штурм.

5. Сообщения детей.

6. Беседа.

7. Рассказ учителя по сюжетным картинкам «Перед вами 2 дороги. Выбирайте…»

8. Групповая работа.

9. Упражнение «Конфликты».

10. Творческая работа «Дерево толерантности».

11. Подведение итогов.

12. «Техасские объятия».

Эпиграф: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Ход мероприятия:

1.Организационный момент. Дети рассажены по группам. В группе 5-6 человек.

(«Радость», «Удача», «Доброта», «Красота».)

2. Введение в занятие. Игра «Я люблю себя за …» Каждый из участников классного часа поднимается с места и говорит, за что он себя любит.

Учитель: Скажите, дети, это плохо, когда человек любит себя за что-то?

3. Определение цели мероприятия.

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на сегодняшнем классном часе?

Поговорим мы о любви.

Послушайте сказку. (Звучит спокойная мелодия, читается сказка)

Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё е просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого выбрать…

- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, будешь дружить, но выбери 1 из них. Она будет подружкой тебе на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…

? А кого бы выбрали вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки).

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

? Почему Любовь выбрала доброту? (Ответы детей).

4.Беседа. Мозговой штурм.

Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности. 16 ноября ежегодно отмечается Международный день толерантности. Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и тот, кто обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.

Что такое толерантность, по-вашему? (Ответы детей помещаются на доску)

Давайте обобщим всё сказанное вами. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Толерантность

    Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

    Прощение

    Сострадание

    Принятие другого таким, какой он есть

    Уважение прав других

    Сотрудничество, дух партнёрства

    Милосердие

    Уважение человеческого достоинства

Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давай те послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках мира.

5. Сообщения детей.

    В испанском языке он обозначает способность признавать отличные о своих собственных идеи или мнения.

    Во французском – отношение. При котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

    В английском – готовность быть терпимым, снисходительным

    В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

    В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

    В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

- Какое из определений вам больше всех понравилось?

- Почему в разных странах различные определения?

- Что объединяет эти определения?

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

6. Беседа.

Мы живём с вами в 3 тысячелетии. Набирает обороты прогресс, техника пришла на службу человеку. По идее, жизнь должна стать спокойнее, размереннее. Но всё чаще мы слышим «жертва насилия», «беженец»…В настоящем мире происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно быстрое решение сложных социальных проблем. В последние годы увеличивается рост подростковой преступности, наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, растёт количество антиобщественных организаций, которые вовлекают нашу молодёжь в экстремистские группировки.

Каждый из нас совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

7. Рассказ по сюжетным картинкам «Перед вами 2 дороги. Выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. У него кровь на штанине.

- А нам-то что. Сам виноват.

- Отпусти меня, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам виноват. Работать надо, а не попрошайничать, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты ничего не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она старика. – Что с вашей ногой?

- Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, леди, спасибо…

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет мобильника?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше мне не звони и не приходи. Я больше знать тебя не хочу!

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом. Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефону-автомату.

- Девушка! – окликнул её мужчина. – Спасибо вам! – девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдёте своё счастье.

? Почему молодой человек отказался помочь?

? Как бы вы поступили в этом случае?

? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку плохо?

? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод: Сделав добро, человек становится чище, лучше, светлее. Если каждый из нас будет внимательней к любому человеку, с которым вступает в взаимодействие, будь то бродяга, бомж, случайный попутчик или друг – это и будет проявление доброты.

8. Групповая работа.

Каждой группе раздаются конверты с заданием. Разделить предложенные сочетания слов на 2 группы.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо сделать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость

Выражение пренебрежения

Любознательность

Раздражительность

Снисходительность

Равнодушие

Доверие

Цинизм

Гуманизм

Агрессивность

?Кто считает, что это про него?

9. Упражнение «Конфликты».

Каждая из групп вытягивает себе карточку с заданием.

(Разыгрывается конфликт в семье, школе, среди сверстников, на улице.)

Врем a на подготовку – 7-10 минут. Затем команды по очереди выступают. (После выступления каждой команды ей задаются вопросы о чувствах участников конфликта. Подгруппы дают рекомендации насчет поведения в таких ситуациях как сделать его более толерантным.)

Вывод: Чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, но главное – это стремление сделать его таковым. Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените, отношения с людьми, с которыми встречаетесь.

10.Творческая работа «Дерево толерантности».

Каждой группе выдаются по 4-5 «листочка». Даётся задание написать, что надо сделать, чтоб наша школа стала пространством толерантности, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

11. Подведение итогов мероприятия.

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Кто считает, что сегодня мы не провели время даром и говорили о серьёзных вещах?

Разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой проблеме. Кроме того, мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось, чтоб в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, ругани. А радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.

С вашей помощью я составила правила толерантного поведения. Кто со мной согласен – хлопните в ладоши.

    Уважай собеседника.

    Старайся понять то, о чем говорят другие.

    Отстаивай свое мнение тактично.

    Ищи лучшие аргументы.

    Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

    Стремись учитывать интересы других.

12. «Техасские объятия».

Дети становятся в круг лицом, держатся за плечи, вытягивают правую ногу вперёд и по команде учителя делают шаг вперёд. «Навстречу толерантности!».

Закончить наш классный час я хотела бы «Молитвой о встрече»:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь!

До новых встреч!!!

Литература.

1.Бочаров И. Права человека. Методика преподавания в школе. Пермь, 2004.

2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: учеб.-метод.пособие для педагогов и студентов /Под.ред. Н.М.Борытько. – Волгоград: Изд-во ВГИППК РО, 2002.

3. Безлюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум, 2003.

4. Гревцева И.В. Что такое толерантность?// Классный руководитель, 2006, №4.

5. Декларация принципов толерантности // Учительская газета. – 2003., 13 сентября.

6. Самоделова Т., Буторина С. Формирование толерантного отношения в семье. // Воспитание школьников, 2007, №4.

7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.

В школе - воспитательное мероприятие, направленное на формирование гармоничной личности учащихся, расширение их знаний о человеке, обществе, окружающем мире, многообразии взаимоотношений.

Взаимодействие учителей и родителей

Ведущая роль при проведении классного часа отводится педагогу, однако выбор тематики проведения таких мероприятий и процесс подготовки должны происходить в тесном взаимодействии с детьми, что способствует их заинтересованности, реализации творческого потенциала, объединению школьного коллектива.

Говоря о значении классного руководителя в воспитании младших школьников, не следует приуменьшать значение семьи, в которой они воспитываются. Результативность воспитательного процесса во многом зависит от "почвы", которую обрабатывают педагоги. Только при условии приложения необходимых усилий родителями и учителями возможно достижение цели по формированию нравственной личности.

Классные часы (3, 4 классы) должны учитывать школьной аудитории.

Возрастные особенности психики учащихся младшей школы

Наиболее легко поддающейся влиянию аудиторией являются учащиеся младшей школы, что объясняется возрастными особенностями их психического развития. В этот период у детей формируется произвольное поведение (планирование - выполнение программ - самоконтроль), что в дальнейшем приведет к формированию теоретического мышления и сознания. Именно в этот период ребенок начинает осознавать свое местоположение в общественной системе координат: формируются моральные ценности, которые в дальнейшем станут основой мировоззрения.

Данный период становления личности очень значим для педагогов, и своевременность в корректировке личности здесь играет ключевую роль.

Исходя из сказанного, нужно понимать, что планирование классных часов в младшей школе в обязательном порядке должно предусматривать рассмотрение нравственных тем, которые окажут неоценимый вклад в развитие социально ориентированной личности.

Классные часы (4 класс), разработки которых предлагаются в методической литературе, в первую очередь учитывают особенности физиологии и психического развития школьников, предопределяющие познавательные возможности учащихся. Цель проведения мероприятия должна определяться в соответствии с возрастом ребят.

Предлагаемая нами тематика классных часов 4 класса позволяет осуществлять нравственное воспитание учеников, привитие им навыков здоровой и безопасной жизнедеятельности.

Какую тему выбрать?

Формирование нравственных ценностей учащихся - важнейший элемент в их воспитании, поэтому основные темы классных часов 4 класса, рекомендуемые для обсуждения: «Толерантность», «Дружба», «Семья».

Кроме того, с учетом незначительного количества урочного времени, отводимого на изучение тем по основам безопасной жизнедеятельности, нелишними будут темы: «Здоровье», «Правила дорожного движения».

Могут быть разнообразными: викторина, театрализованная постановка, дискуссия, встреча с интересными людьми, поход в кинотеатр, театр.

Подробнее остановимся на рассмотрении вышеуказанных тем.

Классный час "Толерантность"

4 класс - это время, когда происходит формирование нравственных ценностей младших школьников. Одним из базовых морально-нравственных понятий является толерантность, что переводится с латинского языка буквально - "терпение".

Значение этого понятия сегодня как никогда велико, что обусловлено ростом таких явлений в обществе, как нетерпимость, агрессия, дискриминация.

Основываясь на том положении, что наиболее органично личность проявляется в гражданском обществе, к построению которого мы стремимся, принятие отличий других людей - залог комфортного сосуществования.

Толерантность как принцип взаимодействия в детских коллективах способствует воспитанию толерантного общества в дальнейшем.

У детей уже сформированы общие понятия моральности и аморальности. Однако поведенческие модели этой возрастной категории еще окончательно не оформлены.

Основные акценты при рассмотрении понятия толерантности должны быть расставлены на признании не только прав детей, но и на их обязанностях по отношению к другим людям, уважении личности других, принятии их мировоззрения. В этом смысле важным постулатом для закрепления является непререкаемая истина: "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой".

Классный час в 4 классе на тему толерантности позволит снизить уровень агрессивного поведения учащихся, порог конфликтности, что позитивно отразится на общем психологическом климате в коллективе.

Формы проведения классного часа на тему "Толерантность"

В связи с этим важно своевременно провести классный час "Толерантность". 4 класс идеально для этого подойдет. Мероприятие стоит провести в дискуссионной форме, когда каждый из участников будет свободно высказывать свое мнение, а педагог сможет дифференцировать значимые сходства и отличия в восприятии детьми окружающего мира, выявить объединяющие всех понятия, что в дальнейшем будет способствовать построению сплоченного коллектива, члены которого конструктивно взаимодействуют.

Формой проведения воспитательного мероприятия, которая позволит смоделировать общественно приемлемые варианты поведения детей в ситуациях агрессии, нетерпимости, также будут сюжетно-ролевые игры.

Дружба

Продолжением темы толерантности может стать пограничная с ней тема дружбы. Классный час в 4 классе на указанную тему должен проводиться, исходя из понимания значимости для младших школьников построения дружеских отношений.

К сожалению, с учетом реалий сегодняшней жизни: тотальной занятости взрослых, глобальной урбанизации, развития IT-технологий - коммуникации детей практически ограничены школьной средой, что повышает уровень ответственности педагогов за формирование у школьников представлений о настоящей дружбе.

Базовой установкой для детей при рассмотрении вопроса о дружбе должно стать понимание уникальности каждой личности, принятия ее достоинств и недостатков, то есть построения равноправных отношений. Кроме того, необходимо акцентировать внимание детей на искренности, бескорыстности, доверительности, преданности в дружеских отношениях.

Такой подход должен натолкнуть учащихся на размышления о собственной способности построить отношения в соответствии с вышеуказанными критериями и необходимости изменить в первую очередь себя. Классный час в 4 классе должен пройти продуктивно для ребят.

Формы проведения классного часа на тему "Дружба"

Как провести классный час "Дружба"? 4 класс отлично подходит для ролевых игр. Таким образом можно продемонстрировать наглядные жизненные ситуации, сопряженные с проявлением истинной и лжедружбы. Не последняя роль при рассмотрении указанной темы отводится межпредметным связям с литературой, что можно реализовать посредством предварительного прочтения художественной литературы и последующего анализа произведений.

Семья

Рассмотрение темы семьи - итоговый этап проведения классных часов на нравственную тематику, что обусловлено всеобъемлющим характером понятия "семья". Ведь без толерантности и дружбы ее построение невозможно. Классный час в 4 классе на тему семьи должен обобщать и анализировать полученные школьниками знания и прожитый собственный опыт.

Для детей младшего школьного возраста семья - функциональное понятие. Каждый из членов ее выполняет определенные функции: мама - шьет, готовит, убирает, папа - ремонтирует, строит и т. п.

На основании сказанного для школьников этого возраста важным представляется формирование понятий о любви, уважении, взаимопомощи. Акцент должен делаться на комплексном взаимодействии этих понятий, который обусловит формирование благополучной семьи. Важнейшим ее показателем являются гармоничные взаимоотношения старшего и младшего поколений, что, в свою очередь, опирается на необходимость формирования авторитета взрослых, а не безоговорочной любви к детям. Кроме того, важным аспектом при рассмотрении необходимости формирования авторитета взрослых в семье является появление критичности мышления у младших школьников, которое зачастую выражается в отрицании авторитетов вообще.

Как правильно провести классный час (4 класс)? Семья - важнейшая ценность для каждого. Провести мероприятие на эту тему можно в форме конкурса, викторины, игры.

Здоровье

Важнейшим вопросом для рассмотрения во время проведения классных часов в 4 классе является тема здоровья. Классный час "Здоровье" (4 класс) должен обобщать полученные ранее знания и формировать привычки, направленные на поддержание правильного образа жизни.

Учитывая, что в этом возрасте только формируются привычки, которые в последующем определят образ жизни, основное внимание педагогом должно быть уделено содержанию правильного образа жизни.

Первично это подразумевает акцентирование внимания на значимости физической активности, гигиенических процедур, правильного питания, снижения уровня влияния на здоровье человека окружающей среды, социальной сферы.

Кроме того, с учетом возрастных особенностей учащихся младшей школы важным вопросом, которому следует уделить серьезное внимание, является планирование режима дня.

Одним из базовых моментов при рассмотрении тем о здоровье в 4 классе является информировании о вредных привычках и воспитание стойкого их неприятия.

Правила дорожного движения

В контексте рассмотрения вопросов общего здоровья при планировании внеклассной работы следует уделить внимание такой теме, как правила дорожного движения. Как правильно провести на эту тему классный час (4 класс)? ПДД - это то, что должны знать даже младшие школьники. Стоит рассматривать вопросы наглядно, креативно, затрагивать аспекты, ранее не изученные.

С учетом роста детского травматизма и смертности во время дорожно-транспортных происшествий эта тематика более чем востребована.

Учитывая, что правила дорожного движения изучались учащимися 4 класса и в предыдущие годы, массив накопившихся знаний очень значителен. В этом смысле важной является установка таких мероприятий на формирование понимания у детей, что безусловное выполнение правил дорожного движения - это в первую очередь проявление уважения ко всем участникам дорожного процесса, а кроме того, гарантия сохранения их жизни и жизни окружающих.

Формы проведения классного часа на тему "Правила дорожного движения"

В форме сюжетно-ролевых игр можно провести классный час (4 класс). ПДД ребята смогут запомнить быстрее, если мероприятие будет интересным и веселым.

Также рекомендованными к использованию на классных часах являются встречи с правоохранительными работниками, регулирующими безопасность на дороге, которые позволят из первых уст узнать правила и осознать все риски и ответственность за необдуманные действия на дороге.

Таким образом, темы классных часов 4 класса предполагают формирование базовых нравственных понятий, которые должны закрепиться в их сознании и со временем претвориться в устоявшиеся поведенческие модели. Успешная реализация воспитательных задач возможна при тесном взаимодействии школы и семьи. Классные часы (4 класс), разработки которых широко представлены в литературе, на практике требуют что позволит сформировать моральную личность учащихся.

Цели: развивать творческие способности детей; способствовать формированию благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в коллективе; воспитывать толерантность по отношению к окружающим людям; развивать память, внимание; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: жетоны-пенсне; очки из картона; фотографии или рисунки с изображением знаменитых очкариков - людей и литературных персонажей; карточки с надписями «охотник», «домохозяйка», «спортсмен»; орнамент для конкурса «Снайперы»; магнитофон; бинокли (3 шт.); цветной картон; ножницы; клей; обручи (2 шт.).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Беседа «Очки - самый полезный аксессуар».

III. Игра «Волшебные стекла».

IV. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Отгадайте загадки и узнаете, о чем пойдет речь.

Носят их все на носу,

Дома, в городе, в лесу,

Молодежь и старички.

Эти два кружка... (очки).

Надеваю на глаза

Два стеклянных колеса.

Для чего нужны колеса?

II. Беседа «Очки - самый полезный аксессуар»

Классный руководитель. Ребята, скажите, для чего люди носят очки? (Ответы детей.)

Правильно, чтобы лучше видеть. Мы так привыкли видеть людей в очках, что трудно представить то время, когда их не было. Людям с плохим зрением приходилось справляться с этим кто как мог.

Чтобы понять, как очки помогают человеку лучше видеть, нужно знать, что представляет собой глаз. Глаз имеет форму шара с небольшой выпуклостью впереди. В центре этой выпуклости находится зрачок, через отверстие которого луч света проникает в темную внутренность глаза. Луч света проходит через отверстие в зрачке к хрусталику. Хрусталик фокусирует свет, давая изображение видимого предмета на задней стороне глазного яблока. Здесь есть перегородка из светочувствительных клеток, которая называется сетчаткой.

У некоторых людей глазное яблоко немного вытянуто спереди назад, у других глазное яблоко слишком короткое, и хрусталик не может фокусировать четкое изображение на сетчатке. Очки как бы дают глазу дополнительный хрусталик, корректирующий работу хрусталика глаза так, что на сетчатке фокусируется четкое изображение.

А еще для чего люди носят очки? (Ответы детей.)

Да, многие люди считают это красивым, некоторые хотят быть похожими на известных людей. Кроме того, сейчас очки делают легкими, красивыми, они могут стать элементом стиля, модным аксессуаром.

Что такое аксессуары? (Ответы детей.)

Аксессуар - это мелкий предмет, деталь, сопутствующая чему - нибудь. Например, аксессуары одежды - это предметы, дополняющие костюм: брошь, ремень, запонки, очки.

III. Игра «Волшебные стекла»

Классный руководитель. Сегодня вы все побываете в роли людей, носящих очки, и поучаствуете в интересной игре под названием «Волшебные стекла». За победу в каждом конкурсе вы будете получать жетоны-пенсне. (Показывает.)

Что такое пенсне? (Ответы детей.)

Пенсне - это очки без заушных дужек. Слово «пенсне» заимствовано из французского языка и означает «зажим для носа». Пенсне держится на носу за счет пружинки, защемляющей переносицу.

Итак, прежде чем вы начнете побеждать в конкурсах и зарабатывать жентоны-пенсне, разделимся на две команды.

(Учитель делит класс на две команды, вместе с детьми придумывает названия команд.)

Конкурс 1. «Снайперы»

К доске прикреплен лист бумаги с мелким орнаментом. От каждой команды выходит по одному человеку. Глядя в бинокль, участники начинают рисовать такой же орнамент на чистом листе. (Посмотрел - нарисовал деталь - передал эстафету следующему. Побеждает команда, которая выполнит задание первой и «снайперски» нарисует орнамент.)

Конкурс 2. «Стилист»

Командам предлагается разработать универсальную модель очков, например, для спортсмена, охотника, домохозяйки. Также надо продемонстрировать получившуюся модель и рассказать о ее возможностях.

Побеждает команда, у которой наиболее оригинальные очки. Если команда-соперница угадывает, для кого предназначены очки, то также получает жетон-пенсне.

Для конкурса учитель выдает детям проволоку, картон, цветную бумагу, ножницы и т. д.

На голову одного из своих игроков каждая команда надевает как можно больше картонных очков. Победа присуждается тому участнику, на котором останется наибольшее количество очков после того, как он подпрыгнет вверх.

Конкурс 4. «Знаменитые очкарики»

На доске изображения известных людей и литературных героев в очках. Нужно назвать имя человека и род его деятельности, а если это литературный герой, то назвать, из какого он произведения, например доктор Айболит, Слоненок («38 попугаев»), волшебник Гудвин, Знайка, бабушка Красной Шапочки, Гарри Поттер, Черепаха

(«Львенок и Черепаха»), Кролик («Винни-Пух и все, все, все»), Джонни Депп, Ричард Гир, Джон Леннон и т. п.

Конкурс 5. «Очки гиппопотама»

Каждой команде выдают «очки гиппопотама» (связанные между собой 2 обруча). В обручах должно оказаться как можно большее число членов команды. Побеждает команда, у которой через «очки гиппопотама» «видит мир» большее число людей.

IV. Подведение итогов

Классный руководитель. Сегодня вы поучаствовали в веселой и увлекательной игре «Волшебные стекла». Посмотрим, какой команде удалось набрать больше очков. (Подсчитывает жетоны-пенсне.)

Итак, сегодня победила команда (название). Приветствуем победителей и дарим им громкие продолжительные аплодисменты!

Понравилось ли вам участвовать в игре?

Какой конкурс запомнился?

Есть ли у вас любимый герой, который носит очки?

Что нового вы узнали на классном часе?

Дополнительный материал

О самых обыкновенных очках

«Куда же девались мои очки?» - это восклицание приходилось слышать каждому из нас. Потерявший очки растерянно обшаривает свои карманы, ищет их на столе и под столом и наконец со смущенным видом обращается к окружающим:

Не видали ли вы моих очков?

Окружающие редко выражают сочувствие пострадавшему. С человеком, можно сказать, произошла катастрофа: он потерял свои глаза. А ему читают нравоучение:

Надо было класть на место. Сам виноват. Вот и ищи теперь.

Нет таких насмешек, которые не приходилось бы терпеливо сносить потерявшему очки. Но делать нечего. Пусть уж смеются, пусть ворчат, только бы помогли разыскать эти бесследно исчезнувшие и такие необходимые стекла. Ведь без них и книгу не прочтешь, и письмо не напишешь, и на улице номер троллейбуса не увидишь. Вся семья участвует в поисках. Одни отодвигают диваны, другие ползают под кроватями. Младшие члены семейства, взобравшись на стулья, заглядывают на самые верхние полки, куда очки могли бы залететь только в том случае, если бы у них вместо дужек были крылья.

И вот наконец из другой комнаты раздается торжествующий возглас:

Вот они! Ну кто же это кладет очки под подушку? Ты их, должно быть, положил туда, чтобы лучше видеть сны.

Все смеются. Смеется и сам владелец очков. Наконец-то они нашлись! Как трудно было без них! Очки водружены туда, куда и полагается, - на нос. И все сразу успокаиваются.

Простая вещь - очки, а какая чудесная! Всего только два стеклышка, а как они нужны глазам, которые плохо видят!

Вот, должно быть, обрадовались люди, когда были изобретены очки. Впрочем, ни одна вещь на свете не появляется сразу в готовом виде. И очки тоже не всегда были такими, как теперь. Сейчас у них два стекла и оправа с дужками. А в старину не было никакой оправы, не было дужек, а вместо двух стекол было только одно. И делали его не из стекла, а из прозрачного горного хрусталя.

Когда люди читали, они не подносили лупу из горного хрусталя к глазу, а клали на страницу. Лупа делала свое дело - увеличивала буквы. Но она не могла увеличить сразу много букв. И ее приходилось во время чтения передвигать по строчке.

Такой лупой пользовались еще тысячу лет назад ученые в Средней Азии.

А лет семьсот назад один немецкий поэт даже воспел «волшебное стекло» в стихах:

Когда под старость нам темно

Становится вокруг

И начинает изменять

Нам книга - старый друг, -

Тут сказано «стекло», а не стекла, потому что до двух стекол еще не додумались. Лупу, которую в эти времена уже делали из стекла, а не из горного хрусталя, вставляли в оправу с ручкой.

Стекло брали за ручку и подносили к глазу.

Потом сообразили, что раз у человека два глаза, то и стекол должно быть два. Но держать два стекла перед глазами было очень неудобно. Как же перелистывать страницы, если обе руки заняты? Как писать? Как снимать нагар со свечи?

Решили: пусть нос помогает глазам смотреть. Стекла вставили в железную оправу, соединили железным хомутиком и посадили на нос.

Такие очки были уже гораздо удобнее.

Недаром так радовались люди новому изобретению.

Сохранилась рукопись, написанная в 1299 г. одним монахом.

Он пишет: «Я чувствовал себя столь отягченным годами, что не мог ни писать, ни читать без тех стекол, которые называются очками и которые недавно изобретены к великой пользе старых людей с ослабевшим зрением».

И все-таки этим старинным очкам было еще далеко до современных.

Очки частенько слетали с носа на стол и на пол. Приходилось их поднимать или ловить на лету и снова сажать на нос. Хорошо еще, если они не разбивались при этом опасном полете.

Но даже когда очки не падали, они кривились то направо, то налево, словно ездок, не умеющий сидеть на лошади.

Чтобы очки хорошо сидели на носу и не досаждали хозяину, их стали привязывать ремешком к голове. Но ремешок нередко сползал вниз с затылка и предоставлял очкам больше свободы, чем требовалось. Тут-то вспомнили, что у человека, кроме глаз и носа, есть еще уши, которые тоже можно заставить работать. К оправе приделали «оглобли».

Так нос и уши помогли глазам видеть. С виду очки стали наконец такими, какие мы носим и сейчас.

Конечно, наши теперешние очки гораздо лучше, чем те, которые были в старину. Оправу делают не из тяжелого металла, а из легкой пластмассы. Но дело не только в оправе. В очках главное - стекла.

И вот стекла научились изготавливать так, чтобы каждый человек-даже с самым плохим зрением - мог выбрать подходящие очки для своих глаз.

Придумав очки, человек исправил самого себя: к своим настоящим глазам пристроил стеклышки и от этого начал лучше видеть.

Кроме того, благодаря очкам люди заметили, что даже с самым хорошим зрением не увидишь простым глазом того, что можно увидеть, глядя сквозь увеличительное стекло.

Еще в XIII в. один ученый писал о том, что с помощью вогнутого или выпуклого стеклышка можно сделать так, чтобы большое казалось маленьким, маленькое - большим, далекое - близким, скрытое - видимым. «Мы можем даже сделать, - писал он, - чтобы Солнце, Луна и звезды как бы спустились ниже».

За такие наблюдения и еще за многое другое старого ученого объявили колдуном и посадили в тюрьму. «Шутка ли, ведь он Солнце хочет свести с неба!» - говорили темные, невежественные люди.

Но науку нельзя держать за тюремной решеткой. В разных странах люди продолжали делать опыты и наблюдения со стеклами.

Когда два стекла держали одно перед другим, они увеличивали во много раз сильнее, чем одно. Но держать стекла в руках было так же неудобно, как держать перед глазами очки. Посадить два стекла на нос - одно перед другим - тоже было немыслимо. Какой длинный нужен был бы для этого нос! Гораздо проще было вставить стекла в трубу, а трубу укрепить в стоящей на столе подставке.

Один путешественник рассказывает в своих записках, как он однажды в гостях у ученого, «осведомленного во многих тайнах природы», видел, что на столе среди всевозможных приборов стояла труба из позолоченной латуни. Трубу поддерживали три медных дельфина. А основание было в виде круга из черного дерева. «На этот круг, - пишет путешественник, - помещали маленькие вещи, и мы видели их чудесным образом увеличенными».

Так лет триста пятьдесят назад появились первые микроскопы.

Они увеличивали гораздо меньше, чем современные. И все-таки когда люди смотрели в трубу микроскопа, перед их глазами возникал новый мир, о котором они раньше и не подозревали.

Чтобы увидеть еще никем не виданных животных и диковинные деревья, мореплаватели пересекали океаны, подвергаясь по пути всяким опасностям и борясь с бурями. А здесь достаточно было взять каплю воды из ближайшей лужи и поместить ее под микроскоп, чтобы обнаружить множество самых странных существ. Эти существа, покрытые ресничками, сновали с места на место в поисках пищи.

В книге «Тайны природы, открытые при помощи микроскопов» ученый XVII в. Антони Левенгук писал, как он удивился, когда увидел в микроскоп, увеличивавший в 160 раз, крошечные существа, двигавшиеся «самым потешным образом».

Ученые стали рассматривать все, что попадалось под руку. Разглядывая хвост головастика, они увидели, как движется кровь по тоненьким трубочкам - сосудам. Вскрыв пчелу, они узнали, что она устроена совсем не так просто, как думали раньше. Ученые с удивлением говорили, что у нее есть и сердце, и кишечник, и желудок.

Как-то к знаменитому ученому Галилею зашел его друг. Он застал Галилея в постели. Рядом на столе стояли и лежали какие-то трубы. Галилей показал своему другу трубу для наблюдения самых маленьких вещей.

С помощью этой трубы, - сказал Галилей, - я видел блох, которые казались большими, как ягнята, и убедился в том, что они покрыты волосами и что у них очень острые когти, благодаря которым они могут ходить, не падая, даже по стеклу.

Но у Галилея была и другая труба, с помощью которой можно было, не сходя с места, путешествовать по Вселенной. Об этом путешествии он написал книгу, которую назвал «Вестник звезд». Наведя трубу телескопа на небо, Галилей увидел, что на Луне есть высокие горы. Посмотрев на планету Юпитер, он обнаружил целых четыре луны, которые словно гонялись одна за другой. Он взглянул на Млечный Путь, и его туманные струи рассыпались на множество звезд.

С каждым десятилетием, с каждым веком все лучше делались микроскопы и телескопы. Много потрудились над этим и русские изобретатели.

В XVIII в. замечательные микроскопы и телескопы делал в мастерской Академии наук ученый и инженер Иван Петрович Кулибин. Для одного микроскопа ему нужно было выточить крошечные стеклышки толщиной меньше миллиметра. И сделать это надо было очень точно. Кулибин и его помощники отлично справились с этой работой. Их микроскоп был лучше всех, которые до того делали не только в России, но и в других странах. А ведь русским изобретателям приходилось все открывать заново: чужеземные мастера хранили в тайне и состав стекла, и способ шлифовки.

С тех пор прошло много лет. Современные микроскопы увеличивают не в сто и не в двести раз, как когда-то, а в две и в три тысячи раз. С помощью микроскопов открыт целый мир мельчайших невидимых существ - микробов. Это помогает людям побеждать болезни, вызываемые микробами.

Теперь есть и электронные микроскопы, которые увеличивают в десятки тысяч раз. Если в такой микроскоп посмотреть на лезвие безопасной бритвы, оно покажется пилой с большими неровными зубьями.

В электронный микроскоп удалось разглядеть самых мелких микробов, которые в обычный микроскоп были не видны.

А телескоп?! С его помощью астрономы увидели далекие миры, свет от которых до нас идет сотни миллионов лет.

А все началось с самых обыкновенных очков или, вернее, с маленького прозрачного камешка, который клали на страницу книги.

Игры, развивающие глазомер

Михаилу Васильевичу Ломоносову принадлежит такая мысль: «Глаза человека - это измерительный прибор». Хороший глазомер нужен людям всех профессий, но особенно топографу, геологу, агроному, лесоводу, токарю, ткачу, водителю, летчику, спортсмену. Глазомер - это способность определять размеры предметов и расстояний на глаз, без каких-либо измерительных приборов. Токарь определяет диаметр обтачиваемого изделия, когда станок находится еще в движении, и только затем проверяет точным измерительным инструментом. Ткач следит за правильностью движения челнока на ткацком станке, когда станок работает и никакой инструмент, кроме глаза, здесь нельзя использовать. Точно так же и водитель определяет расстояние от своей машины до той, что находится перед ней.

Игра «Проверь, потом отмерь»

Разрезать лист на полосы шириной 10-15 см и раздать их играющим.

Игрок смотрит на какой-либо предмет под разным углом: в вертикальном, горизонтальном, наклонном положении. Затем отрывает полосу, равную длине этого предмета, и прикладывают ее к нему, чтобы проверить свой глазомер. Побеждает тот, у кого самое точное совпадение.

Игра «Крышка для банки»

На столе несколько банок различной величины и формы. Брать их в руки нельзя.

У каждого игрока кусок картона, на котором необходимо сначала нарисовать крышки, затем вырезать их так, чтобы они точно совпали с отверстиями банок. Банки можно выбирать любые, какие кто захочет.

Вырезанной крышкой нужно накрыть банку. Побеждает тот, у кого крышки точно совпали с отверстиями банок.

Игра «Определи на глаз количество»

Сколько спичек укладывается в один ряд на дне обычной спичечной коробки?

Сколько спичек в целой коробке?

Сколько орехов в банке?

На какой странице закладка в закрытой книге?

Сколько книг на полке?

Сколько букв в одном газетном листе?

Пощупав лист, определите, сколько страниц в данной книге.

Игра «Каков объем?»

Играющие проверяют на глаз вместимость сосудов различной формы. Это полезно для различных жизненных ситуаций, например при покупке жидких и сыпучих продуктов в магазине, при подготовке к походам и поездкам и т. п.

Поставить перед игроками различные сосуды: банки, флаконы, графины, бутылки и даже кастрюли. Играющие должны на глаз определять их вместимость. Затем с помощью литровой банки, мензурки, стакана, который вмещает 200 мл воды, в присутствии игроков проверить данные. Награда победителям - стакан сока.

Игра «Сколько места занимает предмет?»

Ведущий быстро показывает игрокам какой-либо предмет (блюдце, тетрадь, ручка и т. д.).

Участники, приготовив для себя четыре соломинки или тонкие палочки, узкие полоски бумаги или четыре спички без головок, ограничивают на глаз с четырех сторон место, в котором должен поместиться предмет.

Игра «Сантиметр всегда с собой»

Предложить ребятам максимально раздвинуть большой и указательный пальцы и определить на глаз, сколько сантиметров между кончиками пальцев. Затем игроки измеряют сантиметром расстояние, проверяя свои предположения.

Определить на глаз, сколько сантиметров между указательным и средним пальцами, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем.

Определить свой рост и шаг в сантиметрах.

Игра «Нарисуй, вырежи, проверь»

Распределиться по парам. Друг для друга игроки рисуют на нелинованной бумаге небольшой квадрат, треугольник, круг и фигуру с несложным извилистым контуром.

Нарисовав эти фигуры, игроки показывают рисунки друг другу. Брать их в руки не разрешается. Необходимо посмотреть на фигуры и запомнить их размеры. Затем на такой же нелинованной бумаге игроки рисуют фигуры по памяти, стараясь сохранить такие же размеры и повторяя неточности чертежей.

После этого вырезают фигуры по контуру, накладывают на те фигуры, которые были нарисованы вначале, и смотрят, у кого получилось точнее.

Игра «Взвесь на руке»

На несколько предметов разной величины наклеивают номера, затем эти предметы взвешивают, а их массу записывают на бумажках.

Игрокам предлагается прикинуть массу предметов, далее расставить их по массе от самого легкого до самого тяжелого и наоборот. Можно записать массу по номерам.

Классный час «Семья и семейные ценности»

Цель:

Воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.

Задачи:

Формировать у учащихся уважительное отношение к своему дому, семье;

Обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

Способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций;

Содействовать сплочению классного коллектива.

    Организационный момент.

Добрый день ученики, дорогие гости!!!

Давайте повернемся и поздороваемся с гостями!!!

    Постановка проблемной ситуации.

- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

3. Постановка цели и задач классного часа.

О чем мы будем говорить сегодня на классном часе? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) СЛАЙД

Да, сегодня мы поговорим и семье, о наших семьях, о традициях нашей семьи, о ценностях семьи.

- Что такое семья? ("семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители, семья – это родные друг другу люди, живущие вместе).

Семейные ценности - это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.

- Традиции - это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.

УЧИТЕЛЬ. СЕМЬЯ - это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.

- А как вы считаете, для чего человеку семья? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

(В семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

Учитель. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки– наша семья, самые близкие и дорогие нам люди.

5. Стихотворения (в руках надписи с выделенными словами)

Наши дети приготовили стихотворения. Давайте, их послушаем.

1. Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных

2. Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по -разному.

3. Второе - дети . Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

4. Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то

5. Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

6. А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень

7. Шестое - уважение. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным

8. И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Давайте еще раз, обратим внимание на слова, которые важны и нужны в семье.

6. Посмотрите пож на эти слова. БЕСЕДА

«В сердце для каждого нашли уголок». СЛАЙД

- Как вы понимаете эти слова? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

- Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

-УЧИТЕЛЬ. Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

- Вспомните: когда вы больны, как мама заботится о вас, говорит вам такие добрые – ласковые слова.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день!

Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

- А папы какие у нас? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

- А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).

Молодцы! Замечательные помощники!

- А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

Учитель -Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

7. Практическая часть 1 (индивидуально) СЛАЙД

А теперь давайте чуть поиграем. Перед вами лежат сердечки. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.

Дети читают список тех людей, кого они впустили в свое сердце.

8. Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции, праздники.

Дома вы должны были в карточке, которую я вам дала заранее написать ценности вашей семьи, написать традиции праздники которые существуют в вашей семье. СЛАЙД

Мне хотелось бы, чтобы вы рассказали ценности вашей семьи, какие традиции, праздники есть в вашей семье? (ОТВЕТЫ детей)

С кем ты проживаешь? _________

Ценности вашей семьи__________

Традиции вашей семьи _________

Праздники вашей семьи_________

Отношение между членами вашей семьи________

Девиз и пословицы вашей семьи________________

(Можно принести фотографию своей семьи)

9. Чтение легенды.

« Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал их и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Ребята, а как вы думаете, какие слова делают каждую семью крепкой и счастливой? У нас в классе есть подсказка.

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

10. Практическая часть 2 по группам(3 гр.) «Незаконченное предложение» СЛАЙД

Вам сейчас каждой группе дам задание с незаконченными предложениями. Задача вашей группы внимательно прочитать начало предложений и допишите так, как вы понимание, как вы чувствуете, представляете.

1. Радость в моей семье – это…………….

2. Прекрасно, если человек живет в семье, в которой ………….(царят мир и согласие).

3.Счастливы дети, если родители …………………..(заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни)

4.Счастливы родители, если …………………………………………(чувствуют взаимную любовь стороны детей, их внимание и душевную теплоту).

5. Вдали от родного дома я буду вспоминать …

Читаем ответы.

    А сейчас ребята, мы чуть- чуть поиграем и побудем в роли ваших родителей. «Родители глазами детей».

У меня в руках 4 конверта, в которых по 1 ситуации.

Каждая команда будет представлять себя на месте своих родителей.

Вы коллективно прочитаете ситуацию, обсудите её и постараетесь обыграть свою ситуацию. От команды может выступать один или два участника, можете представить два ответа на вопрос.

Задания для детей:

    Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.

    Ребёнок пришёл из школы без сменной обуви, потерял её в школе. Ваша реакция.

    Вы поручили ребёнку прибрать и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?

    Ваш ребёнок опоздал в школу, и вам об этом рассказали одноклассники. Ваша реакция.

Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть и свое поведение.

Я думаю, что каждый теперь может лучше понять поведение своих родителей. Постарайтесь никогда не огорчать своих родителей, а чаще их радовать, проявлять заботу и уважение к старшим, помогать им.

12. «Школьная семья».

- БЕСЕДА. Учитель. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?

Учитель : Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

У нас с вами тоже школьная семья. И впереди годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.

Каковы ваши обязанности в семье? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.

Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно.

Задание 1.

А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это наш 4 класс», но в последнем четверостишие будьте внимательны!

Класс наш в школе самый умный,

Есть отличники всегда!

Мы вам скажем без стесненья:

Это наш 4 класс

Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда!

Мы всем скажем без сомнений:

Это наш 4 класс

А какой веселый самый?

Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

Это наш 4 класс

СЛАЙД

Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Всем секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

Задание 2 . Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые на экране и будем по ним жить.

СЛАЙД Мы будем

Называть друг друга по именам.

Защищать наших друзей, если их обижают.

Помогать им в беде.

Помогать им в учебе.

Мы не будем

Грубить друг другу.

Пускать в ход кулаки.

Говорить друзьям обидные слова.

Учитель. Вот такая наша дружная школьная семья. Ей уже четвёртый год. И год от года она будет все дружней, все крепче

- А к классу можно применить слова с доски?

13. Беседа. На слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро». СЛАЙД

Учитель: Прочитайте слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (мнения детей)

Учитель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.

- Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, бабушка и ребенок, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

14. ВИКТОРИНА. Много серьёзных слов было сказано о семье. Теперь я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и всерьёз». СЛАЙД

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (о матрёшке)

6. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)

7. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

15. Выставка детских работ

Выставка рисунков . Вы дома должны были нарисовать рисунок на тему «Моя семья» . Посмотрим на эти рисунки и расскажите про свой рисунок

16.Практическая работа 3 СЛАЙД

Закончить пословицу о семье

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

17.Практическая работа по группам

"Составь слово" по группам. ( На листочках написаны «странные» слова. В них надо переставить буквы таким образом, чтобы слово перестало быть «странным»).

Ямьсе - (семья)

Редоилит --(родители)

Лауци- (улица)

Бадусь - (судьба)

Беёркно –(ребёнок)

Ответы на СЛАЙДЕ

18. РЕФЛЕКСИЯ

На доске записаны незаконченные предложения. СЛАЙД

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

17. В завершении нашего классного часа Арина расскажет стихотворение про семью: СЛАЙД

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

19. Звучит песня в исполнении учеников «Мама» СЛАЙД

Песня"Моя семья" / 1 куплет- поют девочки/

1.Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным-давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно,

И совсем, совсем не интересно.

А вот когда со мной мои родные,

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье,

И всегда так было, есть и будет.

Припев: Будет день счастливый и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама.

Буду я веселой, буду очень рада,

Если будут рядом сестренка с братом.

А еще я буду бесконечно рада

Если рядом дедушка, и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья.

Вся моя семья.

И все сейчас вы пойдете или даже побежите домой, обнимите свой близких людей, которые о вас заботятся и любят вас и еще раз скажите? как вы их сильно любите и цените и то, что вы им благодарны за все, что они вам делают!!!

И в завершение классного часа хочу вам раздать вот такие красивые памятки, не теряйте их, повесьте у себя их дома.

20. ПАМЯТКИ ДЕТЯМ СЛАЙД

- Свято храни честь своей семьи.

- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

- Подари родителям радость.

- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

-Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №39»

города Саранска Республики Мордовия

Классный час в 4 классе

«КОЛЕСО ЖИЗНИ»

Подготовила

учитель начальных классов

Осина Ирина Васильевна

Саранск 2014

Классный час в 4 классе

КОЛЕСО ЖИЗНИ

(круглый стол)

Цель: способствовать становлению нравственных позиций детей: формированию понятий об основных принципах нравственности и морали.

Оборудование : плакаты с высказываниями, содержание которых поможет раскрытию темы разговора.

Жан Поль ).

Б. Франклин ).

Э. Юнг ).

4) Жизнь долга, если она полна…Будем измерять ее поступками, а не временем (Сенека ).

Н.М. Карамзин ).

Пословица ).

Ход классного часа

I . Вступление.

Классный руководитель. Сегодня мы поговорим с вами о жизни, о том, как она многообразна и трудна, прекрасна и сложна. Есть такое выражение, в котором говорят о людях: «Крутится как белка в колесе». Как вы его понимаете? Это значит, что человек что-то делает постоянно, движется, работает, думает, то есть живет полноценной жизнью, ему постоянно не хватает времени. И колесо жизни неустанно вращается. И как только это жизненное движение прекращается, то и жизнь заканчивается. Колесо прекращает крутиться, замирает. У каждого человека свое жизненное колесо.

Жизнь человека имеет две стороны: темную и светлую. Эти стороны жизни в колесе являются спицами, которые крепятся на оси.

II . Основная часть.

    Работа со словами-антонимами.

Предлагаю поработать в паре.

Подберите к словам левого столбика слова-антонимы из правого столбца.

Друг – враг

Бедность – богатство

Жизнь – смерть

Смелость – трусость

Правда – ложь

Здоровье – болезнь

Радость – печаль

Добро – зло

Встреча – разлука

Мудрость – глупость

Счастье – несчастье

Проверим по цепочке. Каждая пара называет пару слов.

2.– Послушайте, как о колесе жизни сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов. (Читают дети ).

Миллионы рук его творили,

Округляли, к скорости стремясь,

Тщательно приращивали крылья,

С будущим налаживали связь.

Миллионы рук творили, силясь

К совершенству полному прийти,

Чтобы миллионы лет крутилось

Колесо, привычное к пути.

Мастера во все века старались,

Чтоб ничто в дороге не стряслось,

Все же втулки иногда ломались,

То и дело барахлила ось.

Нет уж тех умельцев и в помине,

Оборот свершился, век прошел,

А хлопот немало и поныне;

Ось цела, случается прокол.

Новые поднаторели руки,

Новые рождаются умы,

И, однако, новые прорухи

Тоже появляются, увы.

Колесо работает, изведав

Гладкий грунт, ухабы, гололед,

В жизни есть и радости, и беды,

Горький спад и горделивый взлет.

Те, кто вместе с колесом несется,

Испытали и добро и зло,

Их лучами обласкало солнце,

Их морозным ветром обожгло.

Вперемежку этой круговерти –

Топкие болота, склоны гор,

Жалкое бесславье, свет бессмертья,

Громкий подвиг и глухой позор.

Вперемежку тишина и взрывы,

Век застоя, возрожденья век,

Вирусы захвата и наживы

Замедляют колеса разбег.

Это значит – бедности с богатством,

Правде с кривдой враждовать и впредь.

Полосы бесчисленных препятствий

Ходкий круг спешит преодолеть.

Он, упрямец, все-таки вращаясь,

На своем пути встречает вновь

Радость и печаль, восторг и зависть,

Страх и смелость, ярость и любовь…

3 . Размышления о жизни.

Классный руководитель. Давайте поговорим о том, как можно длиннее и полезнее для самого человека и для окружающих прожить жизнь. Нужно ли думать над тем, как прожить свою жизнь? Ваши бабушки, дедушки рассказывают вам о прожитой ими жизни? О чем думают многие пожилые люди, подводя итоги жизненного пути? Есть прекрасные слова замечательного человека: «Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», - эти слова принадлежат писателю, патриоту, любящему свою страну Николаю Островскому.

Как вы понимаете эти слова?

Одни люди на старости лет считают, что жизнь прожили не зря, а другие не знают, зачем жили, зачем небо коптили.

Какой смысл стоит за этими словами? (Жизнь измеряется не только прожитыми годами, но и делами, свершениями, поступками ).

    Приводятся примеры из жизни некоторых выдающихся деятелей науки и искусства, военачальников – по выбору и усмотрению учителя.

О ком мы говорили?

Чем они прославили Отчизну ? (Ив. Федоров, Суворов, Циолковский, Минин, Пушкин, Гагарин, Алехин ).

4. Рассуждения о здоровом образе жизни.

Чтобы человек мог прожить на земле как можно дольше, о чем он должен заботиться? (О своем здоровье ).

Бывают ли люди, которые никогда не болеют? (Нет, к сожалению ).

Здоровье – одна из величайших ценностей. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сберечь свое здоровье?

Здоровье человека – в его собственных руках. Заботе о своем здоровье человеку нужно обучаться с самого раннего детства. Для сохранения и укрепления здоровья огромную роль играют воля и характер человека. Необходимо понять, что движение – это основа жизни. Больше двигаться, заниматься физической зарядкой, спортом, физическим трудом – вот то, без чего сегодня просто не обойтись.

Как воздействия явлений и условий внешней среды – солнца, воздуха и воды - необходимо применять для укрепления здоровья?

( Нужно заниматься закаливанием. Когда организм постепенно приспосабливается к влиянию внешней среды, он легче переносит жару, холод, ветер, дождь, слякоть, сырость и т.д. Закаливание предохраняет человека от простуды и инфекций. Улучшается сон, настроение, аппетит).

Что в большей степени по собственной воле человека наносит вред состоянию его здоровья? (Вредные привычки человека: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания ).

Какой вред здоровью наносят вредные привычки?

Классный руководитель. Иногда, ребята, в жизни случается так, что несчастье, беда обрушиваются на человека – нежданная болезнь, травма, физический недуг, которые постигли кого-либо от не зависящих обстоятельств.

Слышали вы об Алексее Маресьеве?

Писатель Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» поведал о самоотверженном летчике Алексее Маресьеве. Во время Великой Отечественной войны при совершении очередного болевого полета, он был сбит немцами. Случилось несчастье – летчик повредил ноги, к тому же долго в зимнем лесу добирался до населенного пункта. После, в госпитале, ему ампутировали обе ноги. Эта беда, трагедия, разлука с небом вывели его из душевного равновесия. Но помощь и поддержка друзей, упорство, сила воли, неудержимое стремление Маресьева опять встретиться с небом сделали, казалось бы, невозможное. Ему поставили протезы. На них он научился ходить, танцевать, летать. Алексей Маресьев – Герой Советского Союза.

Итак, необходимо стремиться жить в гармонии прежде всего с самим собой и с окружающим миром, стараться преодолеть все жизненные трудности, тем самым накапливая бесценный опыт человеческого общения и бытия. А в этом вам всегда помогут близкие, друзья.

5. Продолжение разговора «Друг и враг, недруг».

Классный руководитель.

Есть ли у вас друзья?

Что значит слово «друг»?

Кто может быть другом?

А книга, природа, игрушка могут быть друзьями?

Поговорим о человеческой дружбе.

Вопросы для беседы:

За что люди ценят дружбу?

Что значит дружить?

Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

Что значит выручать товарища?

Как быть, если твой товарищ не хочет «делить» тебя с кем-нибудь еще?

Может ли ябеда быть настоящим другом?

На самом деле друзей может быть немного. Настоящую дружбу надо беречь. И стараться пронести ее на долгие годы.

6. Работа над содержанием и смысловым значением высказываний.

1) Ничего не откладывай на после, ибо после тебе легче не будет (Жан Поль ).

2) Одно сегодня стоит двух завтра (Б. Франклин ).

3) Отсрочка – это воровка времени (Э. Юнг ).

4) Жизнь долга, если она полна… Будем измерять ее поступками, а не временем (Сенека ).

5) Всего несноснее – жить на свете бесполезно (Н.М. Карамзин ).

6) Убивать время – укорачивать жизнь (Пословица ).

III . Итог занятия.

1. Анкетирование.

А сейчас я попрошу ответить на вопросы анкеты. Постарайтесь честно ответить на вопросы и поставить баллы за ответы:

1) Стараетесь ли вы откладывать свои дела на завтра?

2) Если можно ничего не делать, стремитесь ли вы к этому?

(Никогда – 1, иногда – 2, часто – 5, всегда – 7)

3) Стараетесь ли вы придумать второстепенное дело, лишь бы не делать основного?

(Никогда – 1, иногда – 3, часто – 5, всегда – 7)

4) Сколько времени в среднем вы проводите около телевизора?

(До 1 часа – 1, от 1 до 2,5 часа – 3, от 2,5 до 4 часов – 5, свыше 4 часов – 7)

5) Является ли ваш лучший друг человеком, ворующим чужое время?

(Нет – 1, в определенной мере – 3, скорее «да» - 5, да – 7)

Посчитайте баллы? Найдите сумму.

Если вы набрали до 15 баллов , вам есть, чем гордиться. Вы целеустремленный деятельный человек, вас ждет интересная жизнь.

Если сумма составила от 16 до 25 баллов , вам есть над чем работать. Нужны срочные меры для приведения вашего образа жизни в порядок. Постарайтесь тратить ваше время на дело, иначе в будущем у вас могут быть проблемы с учебой, а затем с профессией, работой, зарплатой.

Если сумма превысила 25 баллов , рекомендуем серьезно задуматься над своим будущим. У вас, скорее всего, уже сейчас большие сложности с учебой, непростые отношения со взрослыми. И если вы не измените своего отношения к времени, к делу, то главные сложности у вас впереди.

Я думаю, что есть над чем задуматься.

Учитель. Жизнь течет бесконечно, она связывает нам с прошлым и будущим, колесо жизни продолжает свой путь.

2. Исполнение песни.

Дети исполняют песню «Дорогою добра» (или прослушивается в аудиозаписи). Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

1. Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлеты.

Не хнычь, когда судьба себя ведет

Ни как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо.

Спеши к нему, всегда

Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов.

Не забывай, что это жизнь –

Не детская игра.

И прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

3. Классный руководитель. Закончить сегодняшний наш с вами откровенный разговор хочется словами поэта Расула Гамзатова.

Бессмертно колесо летящее,

Три времени ему верны:

Минувшее и настоящее

В грядущее устремлены.

И дома и под небом Азии

Нам день сегодняшний открыт.

Но мы и со вчерашним связаны,

И с тем, что завтра предстоит.

Пускай над высями

Не омрачатся небеса.

От нашей общности зависимы

Все обороты колеса.

Я думаю, что сегодня у нас состоялся не только интересный разговор, но и важный, значимый для каждого из вас. Я получила большое удовольствие от общения с вами. Большое спасибо.

Используемая литература

1.Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями /авт.-сост. О. А. Ещеркина. – Волгоград: Учитель, 2007.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!