Затор: По ГОСТ Р 22.0.03; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
См … Словарь синонимов
Толковый словарь Ушакова
1. ЗАТОР1, затора, муж. 1. Остановка, задержка в движении от скопления в одном месте движущихся в одном направлении предметов, людей (разг.). К кассе толпа шла без очереди, и получился затор. Проходите, не устраивайте затора. Затор в трамвайном… … Толковый словарь Ушакова
- (от глагола затирать). Термин, известный в России с XVI в. и означающий совокупность хлебных (мучных) продуктов, разведенных водой и оставленных для брожения при квасоварении, пивоварении и винокурении. В затор к муке (зерну, отрубям)… … Кулинарный словарь
затор - ЗАТОР, залом, пробка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЗАТОР, а, муж. Задержка в движении от скопления движущихся людей, предметов, пробка (в 3 знач.). На перекрёстке образовался з. З. льда. | прил. заторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
- (Blocking) застревание отдельных льдин между устоями мостов, мелями, островками и т. п., преграждающее путь ледоходу и забивающее русло реки. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
В пром. микробиол. среды, приготовленные для сбраживания путем осахаривания крахмального сырья. Осахаривание проводится амилазами солода или плесневых грибов. Напр., картофельный З. в спиртовом производстве. (Источник: «Микробиология: словарь… … Словарь микробиологии
- – пробка на дороге. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
1. ЗАТОР, а; м. 1. Задержка или остановка в движении из за скопления движущихся в одном направлении людей, предметов и т. п.; скопление людей, предметов и т. п., препятствующее движению. З. на дороге. З. машин в переулке. Образовать з. в движении … Энциклопедический словарь
Книги
- Колонізатор , Сергій Залевський. Розгорнувши верф, корпорація «М. Ш. Тех» починає своє зростання і розвиток – створення носіїв «ШІ Колонія» справа складна і дорога. Але окрім кредитів, потрібні зародки Колоній, і Макс… электронная книга
В каких науках и сферах человеческой деятельности применяется это слово? Каковы причины возникновения дорожных заторов и как с ними борются в прогрессивных странах и городах мира? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Затор - это… Определение и использование термина
Данный термин используется в нескольких научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности. Хотя значение слова «затор» примерно одинаковое. Синонимами к нему являются: пробка, задержка, заминка и другие.
Что такое затор? В самом широком смысле это замедление или временная задержка в движении каких-либо предметов (людей, частиц, автомашин и так далее). Причем все эти предметы или тела должны двигаться в одном и том же направлении.
Чаще всего термин «затор» применимо тогда, когда речь идет об автомобильном движении. В этом случае его нередко заменяют словом «пробка». Термин также широко используется в гидрологии. В этой науке под ним подразумеваются скопление льдин различного размера в руслах рек и водотоков. Заторы на реках случаются, как правило, ранней весной, провоцируя подъем уровня воды и паводки.
Что такое затор на дорогах?
Жители крупных мегаполисов уже привыкли простаивать в автомобильных пробках по пути на роботу или же возвращаясь с нее домой. Что такое затор на дороге? Что он собой представляет?
Когда количество двигающихся по дороге автомашин превышает ее пропускную способность, возникает автомобильная пробка, или затор. Его развитие происходит стремительно и лавинообразно: всего за несколько минут целая улица города может оказаться парализованной. Автомобильные заторы не следует путать с так называемыми дородными «тягучками» или временными очередями из транспортных средств перед светофорами.
Любопытно, что проблема уличных пробок возникла еще в XVII веке! Автомашин в те времена, разумеется, еще не было. Но были кареты, число которых зашкаливало.
В 2006 году в России был учрежден новый дорожный знак, который так и называется: «Затор». Знак является временным. Увидев его перед развилкой, водитель может выбрать альтернативный путь своего следования, дабы объехать проблемное место.
Причины дорожных пробок и способы их решения
Причин возникновения заторов на городских дорогах достаточно много. Попробуем выделить самые распространенные из них:
- суточные и недельные перемещения населения;
- серьезные аварийные ситуации;
- ремонтные работы на важных автомобильных трассах;
- наличие нерегулируемых пересечений дорог или проблемных перекрестков;
- наличие сужений на проезжей части;
- перекрытия движения на дорогах для проезда важных персон, чиновников, и пр.;
- сложные погодные условия (туман, снегопад, гололед и др.).
С дорожными заторами в разных странах и городах пытаются бороться по-разному. Строительство дополнительных развязок, усовершенствование перекрестков, правильная регулировка светофоров и расширение проезжей части - это классические способы. В самых развитых государствах планеты к решению этой проблемы активно подключаются ученые, которые используют новейшие компьютерные технологии и разработки.
Эталонным примером в борьбе с дорожными пробками можно назвать бразильский город Куритибу. Местные власти довели работу общественного транспорта здесь практически до идеала. Во многих мегаполисах Восточной Азии эту с помощью квот (как, например, в Сингапуре). Здесь человеку нужно не просто купить автомобиль, но еще и приобрести квоту (разрешение) на его использование в пределах города.
А вот в Афинах к решению вопроса подошли нестандартно. В греческой столице по четным дням на улицы города разрешено выезжать лишь тем автомобилям, номера которых заканчиваются на четную цифру. В нечетные дни - все наоборот.
В заключение…
Прочитав нашу статью, вы узнали, что такое затор. Это задержка в движении людей, автомобилей или каких-либо других объектов, направленных в одну сторону. Заторы бывают не только на улицах, шоссе или автотрассах. Скопление льдин на реках во время их вскрытия в весенние периоды также называют заторами.
Затор – это скопление льда в русле, ограничивающее течение реки. В результате происходит подъем воды и ее разлив.
Затор образуется обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек во время разрушения ледяного покрова. Состоит он из крупных и мелких льдин.
Зажор – явление, сходное с затором льда. Однако, во-первых, зажор состоит из скопления рыхлого льда (шуга, небольшие льдинки), тогда как затор есть скопление крупных и в меньшей степени небольших льдин. Во-вторых, зажор льда наблюдается в начале зимы, в то время как затор – в конце зимы и весной.
Главной причиной является задержка процесса вскрытия льда на тех реках, где кромка ледяного покрова весной смещается сверху вниз по течению. При этом движущийся сверху раздробленный лед встречает на своем пути еще не нарушенный ледяной покров. Последовательность вскрытия реки сверху вниз по течению является необходимым, но недостаточным условием возникновения затора льда. Основное условие создается только тогда, когда поверхностная скорость течения воды при вскрытии довольно значительна (0,6-0,8 м/с и более). Различные русловые препятствия, как, например, крутые повороты, сужения, острова, изменение уклона поверхности от большего к меньшему, лишь усиливают процесс.
Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Необходимым условием образования является возникновение в русле внутриводного льда и его вовлечение под кромку ледяного покрова. Решающее значение при этом имеет поверхностная скорость течения (более 0,4 м/с), а также температура воздуха в период замерзания. Образованию зажоров способствуют острова, отмели, валуны, крутые повороты, сужение русла. Скопление шуги и другого рыхлого ледяного материала, образующегося на этих участках в результате непрерывного процесса образования внутриводяного льда и разрушения ледяного покрова, вызывает стеснение водного сечения, вследствие чего происходит подъем воды выше по течению. Ниже – уровни понижаются. Образование сплошного покрова в месте образования зажора задерживается.
Краткая характеристика заторов и зажоров.
Их главными определяющими являются: строение, размеры, максимальный уровень и максимальный подъем воды.
В строении затора выделяются три характерных участка: замок – покрытый трещинами ледяной покров или перемычка из льда, заклинивших русло; собственно затор (голова затора) – многослойное скопление хаотически расположенных льдин, подвергшихся интенсивному торошению; хвост – примыкающее к затору однослойное скопление льда в зоне подпора.
Длина головной части затора обычно превышает ширину реки в 3-5 раз. На этом участке скопление льда имеет максимальную толщину. Длина хвоста затора на крупных реках может достигать нескольких десятков километров. На средних реках общая длина затора может быть от одного до нескольких километров.
Зажорные массы льда однородны по своему строению и располагаются непосредственно у кромки ледяного покрова и под ним. Здесь они имеют небольшую толщину. Длина зажорного участка может составлять от 3 до 5 величин ширины реки. Это примерно 3-5 км на средних и до 15 км на больших.
Основными характеристиками являются максимальные подъемы уровней воды. Максимальный заторный уровень, как правило, превышает уровень весеннего половодья. Максимальный зажорный уровень превышает уровень воды при ледоставе.
Наибольшие заторные и зажорные подъемы воды в реках России приведены в таблице.
Таблица 7.
Заторные подъемы |
Зажорные подъемы |
||
Сясь, Великая |
Нева, Свирь, Нарва | ||
Томь, Иртыш, Енисей |
Томь, Енисей, Ангара, Катунь | ||
Нижняя Тунгуска | |||
Оленек, Лена, Алдан, Витим | |||
Колыма, Мамакан | |||
Амур, Бурея |
Амур, Бурея, Зея | ||
Онон, Анадырь, Уда, Зея, Шилка, Аргунь | |||
Тым, Поронай |
Тым, Тумнин |
Применяется также такая характеристика, как продолжительность затора или зажора. Затор льда – явление кратковременное. Высокий уровень держится обычно от 0,5 до 1,5 суток. Бывали случаи и более длительного стояния, но они всегда связаны с похолоданием и сокращением стока воды. Период подъема зажорного уровня несколько более длительный, до 3 суток. Спад уровня обычно происходит за 10-15 суток.
Другой часто применяемой характеристикой заторов и зажоров служит повторяемость этих явлений. Здесь колебания весьма велики. В одних местах они повторяются через 2-5 лет, в других – значительно реже.
Непосредственная опасность этих явлений заключается в том, что происходит резкий подъем воды, и в значительных пределах. Вода выходит из берегов и затопляет прилегающую местность. Кроме того, опасность представляют и навалы льда на берегах высотой до 15 м, которые часто разрушают прибрежные сооружения.
Зажорные явления приводят к более тяжелым последствиям, так как они случаются в начале, а иногда и в середине зимы и могут длиться до 1,5 месяцев. Разлившаяся вода замерзает на полях и в других местах, создавая сложности для ликвидации последствий такого стихийного бедствия.
Мощные и частые заторы льда присущи тем рекам, у которых вскрытие происходит сверху вниз по течению. Такая последовательность характерна для Северной Двины, Печоры, Лены, Енисея, Иртыша – рек, текущих с юга на север.
Места образования заторов льда можно разделить на постоянные и непостоянные. Постоянные места известны. Непостоянные – известны меньше. Большей частью это крутые повороты в сочетании с сужением русла.
Заторы на реках – широко распространенное явление и свойственны в основном крупным рекам, например: Северной Двине, Сухоне, Печоре, Енисею и многим другим.
По частоте зажорных наводнений и величине подъема воды первенство принадлежит двум самым крупным озерным рекам – Ангаре и Неве.