Территориальные претензии Японии к России: истоки, пути решения. Территориальные претензии: кто сколько хочет от России

24-11-2016, 13:19

Территориальный спор - это международный спор между государствами по поводу юридической принадлежности определенной территории. Расскажем о некоторых неразрешенных спорах мира, непризнанных странах и республиках и претензиях разных стран на территории, как на Земле, так и в космосе.

Территориальные претензии к России

Территориальные претензии к России, как к самой большой стране на планете, явление не новое и реакция России в этом вопросе - настоящий повод для гордости. По каждой «спорной» территории спокойно и вежливо, с сочувствием и с пониманием пытается объяснить, что все земли, принадлежащие России и русскому народу навсегда останутся за Россией. Но с этой очевидной позицией лидеры ряда стран не хотят считаться, то и дело поднимая шум вокруг так называемых «спорных» российских территорий. На ниже приведённой карте схематично представлена "геополитическая мечта" русофобов.

Вопль российских "друзей"

Но самое интересное в другом - Россия территориальных претензий не предъявляет ни к одной стране в мире, и как уж сложилось исторически - так и сложилось. Ведь, если начнем предъявлять, то придётся вспомнить о могущественной Российской империи, территория которой еще в 19 веке составляла 21,8 млн км² (то есть 1/6 часть суши) - она занимала второе место в мире, после Британской империи. И это без учета территории Аляски, которая входила в её состав с 1744 по 1867 годы и занимала площадь 1 717 854 км², без учета Алеутских островов, а также части Тихоокеанского побережья США и Канады… Обо всем об этом Россия не напоминает, а могла бы…

Итак, у каких стран есть территориальные претензии к России?

Ноктундо принадлежал корейской династии Чосон с XV века. В 1587 году на его территории произошла битва между отрядами чжурчжэньских кочевников и местным гарнизоном под командованием Ли Сунсина, национального героя Кореи.
Во время обмеления северного рукава Туманной, русло реки время от времени менялось, в результате чего иногда Ноктундо соединялся с сушей Приморья. Несмотря на это территория острова продолжала находиться под корейской юрисдикцией.

В 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.

Япония: Курильские острова

Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартын Петрович Шпанберг нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их «землями, Российскими мореплавателями приобретенные».

Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе русско-японской войны.

Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии, при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением, генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным Меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, «Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась.

Территориальный спор лишь усугубился в условиях «Холодной войны». В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса, США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки.

Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.

На сегодняшний день, четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина, остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны.

Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом. С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.

Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление, в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым, острова Кунашир, назвав это «серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях».

Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. На сегодняшний день, японские СМИ придерживаются позиции, что территориальный вопрос, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки, в связи с заявлением Владимира Путина, что отсутствие мирного договора с Японией является ненормальным.

Латвия: претензии на Пыталово

Наследием революции и последующего раздела Российской империи, стал длительный территориальный спор России и Латвии за Пыталовский район Псковской области. Эта территория была передана последней по условиям Рижского мирного договора между Советской Россией и Латвией от 1920 года. Согласно официальной латышской версии, при определении границы в 1920 году был применен этнографический принцип. По другим источникам, Латвия настояла на передачи ей этой области, поскольку на ней находился важный железнодорожный узел. В любом случае, Пыталово стало частью отделившейся Латвии, и вскоре было переименовано в Яунлатгале.

Но утраченные территории были возвращены спустя двадцать лет, в 1940 году, после включения Латвии в состав СССР в качестве Латвийской ССР. А в 1944 году, Пыталово и окрестности стали частью РСФСР, после освобождения от нацисткой оккупации. После распада СССР, Латвия отказалась признать эти территориальные изменения, назвав свое включение в Союз Социалистических республик, оккупацией, а Пыталово – незаконно аннексированной территорией, настаивая на возвращении границ 1920 года. Район с говорящим названием «Пыталово» надолго стал источником раздражения в отношениях Москвы и Риги.

Он сорвал подписание российско-латвийского пограничного договора, когда Латвия неожиданно включила в проект одностороннюю, «разъяснительную» декларацию с претензиями на эти территории. По мнению латвийских политиков, нахождение Пыталово в собственности России нарушало латвийскую конституцию, согласно которой, границу (естественно, соответствующую границе 1920 года) нельзя менять без согласия граждан на референдуме. В ответ на это Владимир Путин произнес свою знаменитую фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

Латвия могла бы еще долго настаивать на своей несомненной собственности на «пять километров» Псковской области, если бы не ее желание вступить в Евросоюз, одним из основных требований которого являются четко определенные границы. В 2007 году президент Вике-Фрейберга отказалась от своих территориальных притязаний, высказав надежду, что это: «поможет разморозить реально замороженные отношения с восточным соседом».

Финляндия: карельский вопрос

В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии все растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. О предстоящей публичной дискуссии, посвященной гипотетическим путям возврата Карелии, которая может состояться в самое ближайшее время, сообщили «Вести Карелии». По их словам, среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti.

За свою историю Карелия была и шведским герцогством, и Корельским уездом, и Олонецким наместничеством. Эта земля не раз становилась спорной.

Карельский вопрос возник в результате условий Тартуского мирного договора 1920 года, по окончанию гражданской войны в Финляндии и советско-финской войны. По его условиям, Западная Карелия переходила в собственность Финляндии. Территории были возвращены в ходе Второй мировой войны, а карело-финское население эвакуировано в Финляндию. В 1956 году Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР.

Несмотря на то, что Финляндия официально не поднимает вопроса о пересмотре границ, в стране, по данным последних опросов, 38% респондентов выступают за возвращение Западной Карелии. В 2011 году лидер уже известного нам движения ProKarelia, Вейкко Сакси выступал с подобной инициативой, сообщая, что возвращение Карелии Финляндии соответствует всем нормам Евросоюза. Однако президент Финляндии, Саули Ниинисте, во время своего рабочего визита в Москву в 2013 году, опроверг эту информацию, заявив, что ни разу не услышал подобного предложения среди финских законодателей.

Китай: спор о 17 гектарах

На сегодняшний день, Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Россия не исключение. Совсем недавно, в 2005 году российско-китайская граница претерпела изменения в виде 340 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, в месте слияния рек Амур и Уссури, перешли под юрисдикцию КНР. Однако на этом, в территориальных претензиях Китая к России, не была поставлена точка.

Карта территориальных претензий Китая.

В 2012 году, при проверке государственной границы между странами, Китай заявил о необходимости сместить ее вглубь России, выдвинув претензию на «исконно китайские» 17 гектаров алтайской горной местности. Стоит отметить, что спор возник из-за небольшого участка труднодоступной территории, расположенной на высоте 2500-3000 метров, и не оборудованной, на данный момент, пропускными пунктами. В итоге, китайская сторона не смогла предоставить никаких документов в поддержку своих притязаний на алтайские 17 гектаров, превратившихся, в одночасье, в спорные территории.

Украина: Крым

Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, на котором подавляющее большинство крымчан проголосовали за воссоединение с Россией.

При выходе из состава Украины Крым использовал те же основания, что и она в 1991 году при выходе из состава СССР, а именно:
Право народов на самоопределение
Угроза безопасности из-за государственного переворота

Продолжение многовековых исторических традиций

Украина, в состав которой Крым входил до этого, в момент проведения референдума уже утратила ранее существовавшую государственность, поскольку переворот, в ходе которого действующий президент был низложен парламентом с явными нарушениями конституционных процедур, автоматически поставил вне конституции всю власть в стране и юридически уничтожил государство как таковое.

Результаты референдума открыто не признаются Украиной и Западом, остальной мир в массе своей просто обходит вопрос стороной. Тема в любом случае ещё на какое-то время останется открытой, помимо прочего и потому, что в 1954 году Крым был передан Украине с другими границами - с тех пор северная часть Арабатской косы с селом Стрелковое остаются до сих пор в Херсонской области. В целом же вопрос тесно связан с дальнейшей судьбой Новороссии.

Территориальные претензии по всему миру

Сегодня мир насчитывает около 50-ти оспариваемых территорий в мире. С развитием науки и техники, некоторые споры перешли даже в космическое пространство, а также завязаны на территориях, в целом непригодных для проживанию, но имеющих серьезные запасы природных ресурсов.

1. Нагорный Карабах

Одним из самых серьезных конфликтов, относительно территории, следует выделить спор между Арменией и Азербайджаном за территорию Нагорного Карабаха. Сегодня Нагорный Карабах де-факто независимое государств, именующее себя Нагорно-Карабахской Республикой. Азербайджан и международное сообщество считают Нагорный Карабах частью Азербайджана.

2. Кашмир

На севере Индийского субконтинента имеется спорная территория Кашмир, права на которую оспаривает Китай, Пакистан и сама Индия. Страны на сегодня "поделили" Кашмир следующим образом - Пакистан фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира, Китай северо-восточную часть территории Кашмира. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир.

3. Тибет

Один из самых заметных споров - претензии между Китаем и Индией на Тибет. Эта ситуация остается неразрешенной в течении 50-ти лет, начиная с 1959 года, когда широкую огласку получил первый вооруженный конфликт, касательно территории.

4. Голанские высоты

Спор между Сирией и Израилем, относительно Голанских высот не урегулирован до сих пор. В 1967 году территория была аннексирована Израилем, в 1973 году ООН установила буферную зону, но статус территорий не признан до сих пор.

5. Нью-Мур

Поразительно за что только не бьются люди. Яркий пример островок, точнее коса, в 10 квадратных метров, который как появился в 1970 году, так и исчез в 2010, но на протяжении 40 лет за него боролись Бангладеш и Индия.

6. Бир-Тавиль

Еще один удивительный спор между Египтом и Суданом, относительно территории Бир-Тавиль. Удивительно то, что обе страны пытаются не забрать, а избавиться от этого куска земли.

7. Сомалиленд

В 1991 году на территории Сомали образовалось новое самопровозглашенное государство Сомалиленд, с населением около 3 миллионов человек. Является непризнанным государством по сей день.

8. Косово

Десятилетия вооруженного конфликта, привели к тому, что в 2008 году Косово провозгласило независимость от Сербии. В течении последующих лет оно было признано многими странами, включая Британию, США и др. Однако Россия и Китай вступили категорически против.

9. Приднестровье

Узкая полоса - Приднестровская республика, расположенная между Украиной и Молдовой стала спорной территорией на долгие годы и по сей день эта автономная единица практически во всем мире считается принадлежностью Молдовы.

10. Острова Спратли

Один остров, 750 человек на нем и семь государств, которые бьются друг с другом за обладание этим клочком земли. А все потому, что там есть газ, нефть и много-много рыбы.

11. Абхазия и Южная-Осетия

Обе республики добивались своей независимости от Грузии около столетия, жесткие конфликты, в которых принимала участие и Россия привели к тому, что сегодня их независимость признали лишь несколько стран - Россия, Венесуэла, Никарагуа и несколько Тихоокеанских островов.

12. Антарктида

Самой активной страной, пытавшейся застолбить за собой претензии на ледовый континент, была Великобритания. Её намерения оспаривали Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили. Намерения сторон грозили перерасти в Антарктическую войну.

Попытки прекратить раздел Антарктиды еще в конце 1940-х годов предпринимали США и Индия. Однако встречи и конференции, которые они проводили, никаких результатов не дали. Прогресса удалось достичь лишь в 1959 году, когда 12 государств подписали Антарктический договор - своего рода международный свод правил поведения на континенте. Помимо семерки стран - претендентов на территории в Антарктиде, подписи под документом поставили представители Бельгии, СССР, США, ЮАР и Японии. Все они на момент создания договора вели на континенте активные исследования. Сейчас число подписантов договора увеличилось до 50 стран, причем право голоса имеют только 22 из них - те, чьи исследователи наиболее активно участвуют в изучении Антарктиды.

Стержнем соглашения стал постулат о том, что Антарктика объявляется мирной зоной, где запрещено размещать любые военные базы, проводить маневры и испытывать оружие, в том числе атомное. Вместо этого регион должен был стать площадкой для масштабных научных исследований, результатами которых стороны могли бы свободно обмениваться.

13. Луна

Развитие науки и техники, привело к тому, что споры возникают даже за пределами Земли. Несмотря на то, что Договор о Луне провозглашает оную свободной от претензий на собственность, имеются многочисленные лазейки, которыми спешат воспользоваться некоторые страны. Так например США предлагал придать статус памятника следам астронавтов, побывавших на Луне, а некоторые предприимчивые товарищи продают участки на Луне в личное пользование. К сожалению законодательство, относительно небесных тел таково, что любое государство, установившее свое оборудование на астероиде или спутнике становится единоличным хозяином. Отметим, что споры из-за Луны идут не просто так, например в регионах Моря Спокойствия и Океана Бурь, например, находятся огромные месторождения ильменита - минерала из которого относительно дёшево могут быть получены кислород, железо, оксид титана и сам титан.

В целом же, судя по тенденции, в скором времени следует ожидать разделов Луны и иных небесных тел, по образу Антарктиды.

14. Кипр

В декабре 1963 г. обострившиеся отношения между кипрскими греками и турками, вызванным вмешательством во внутренние дела Кипра, совместная деятельность греческих и турецких членов Палаты представителей прекратилась. С 1975 г. руководство турецкой общины провозгласило в одностороннем порядке в северной части острова кипрское государство "Турецкая республика Северного Кипра”, где была одобрена конституция и законодательная ассамблея. Сегодня это государство признано только Турцией.

Территориальные претензии к России

Весь послевоенный период российско-японские отношения осложняет проблема, получившая название проблема северных территорий. Рассматривать эту проблему важно в контексте всего процесса размежевания России и Японии. Его начало уходит в первую половину $XIX$ века. В это время в районе Курильских островов произошла встреча русских и японцев. Русские промышленники интересовались здесь промыслом морских животных, а японцев острова Хоккайдо интересовало рыболовство. Открыты были Курильские острова русскими в $XVII$ веке, они же начали их осваивать. Острова населяли коренные жители – айны, которых привели в подданство русского царя.

Первый договор о границах был заключен в $1855$ г. По договору за Россией закреплялась северная часть Курил, а их южная часть закрепилась за Японией. Точкой размежевания стал остров Итуруп. Территория Сахалина объявлялась неразделенной.

Новый пограничный договор между Россией и Японией был заключен в $1875$ г. В договоре прописывалось, что северная часть Курил отходит Японии, а весь Сахалин принадлежит России. Оккупация всего Сахалина произошла в ходе русско-японской войны $1904$-$1905$ гг. Позже по Портсмутскому мирному договору Япония получила его южную часть. В разгар Великой Отечественной войны СССР сумел избежать втягивания в военные действия на Дальнем Востоке благодаря Пакту о нейтралитете, подписанном в $1941$ г.

Вступление СССР в войну с Японией Сталин, в ходе переговоров со странами антигитлеровской коалиции, обусловил целым рядом требований.

Они заключались в следующем:

  1. Возвращения южной части Сахалина Советскому Союзу;
  2. Восстановление права аренды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним, утраченные в период русско-японской войны;
  3. Возвращение Курил в качестве компенсации;
  4. Возвращение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проданной Японии в 1935 г.

В апреле $1945$ г. Пакт о нейтралитете с Японией СССР расторг. В ходе военных действий Южный Сахалин и Курильские острова были освобождены. В следующем году освобожденные территории вошли в состав Сахалинской области РСФСР. По договору с Китаем СССР получил Порт-Артур, Дальний и КВЖД, а в результате победы китайских коммунистов в гражданской войне возвратил их. В $1951$ г. Япония отказалась от Южного Сахалина и Курил.

В $1956$ г. между СССР и Японией произошло восстановление дипломатических и консульских отношений и СССР, остров Шикотан и островную гряду Хабомаи, готов был передать Японии.

Ситуация вокруг мирного договора с Японией с $1960$ по $1990$ гг. была заморожена . Одна сторона отрицала существование территориальных проблем, а другая выступала за возвращение северных территорий.

С распадом СССР руководство России пыталось активизировать диалог с Японией, но, безрезультатно.

С приходом В.В. Путина в отношениях с Японией начался новый этап – подписание российско-японского плана действий, чтобы придать новое качество двусторонним отношениям.

В рамках принятого плана стороны определили для себя задачи:

  1. Для решения имеющихся проблем активизировать переговоры;
  2. Важность заключения мирного договора должна разъясняться общественности обеих стран;
  3. Безвизовый обмен между островитянами и японскими гражданами;
  4. Сотрудничество в области морских биоресурсов;
  5. Совместная хозяйственная деятельность в районе островов.

По мнению К. Сивкова, первого вице-президента Академии геополитических проблем, японцы уверены в том, что Россия слабеет и воздействовать на неё можно по следующим направлениям:

  1. Экономическое давление через «большую семерку»;
  2. Информационное давление – Россия является агрессором;
  3. Прямое силовое одностороннее давление.

С целью решения территориального вопроса Япония использует дополнительные санкции на ряд российских организаций и частных лиц, якобы напрямую вовлеченных в конфликт на востоке Украины.

Территориальные претензии к Китаю

Камнем преткновения японско-китайских отношений является самый южный и стратегически важный остров Окинотори . С помощью искусственных коралловых рифов японцы увеличивают его территорию, о чем официально сообщают представители японского Управления рыболовства. В дальнейшем число коралловых колоний увеличится в $2$ раза, и появятся «десятки тысяч» таких насаждений, а это поможет разрешить спор с КНР.

Китай считает Окинотори «скалами », а не «островом» и не признает международного права Токио, чтобы учредить вокруг этого клочка суши $200$-мильную исключительную экономическую зону.

Ещё один территориальный спор между странами касается архипелага в Восточно-Китайском море. Суть спора заключается в том, что с $1885$ г. японское правительство утверждало, что острова необитаемы и следы китайского контроля над ними отсутствуют. На этом основании в $1895$ г. Япония официально включила острова Сенкаку в свой состав. После Второй мировой войны она потеряла все свои территории, приобретенные в $XIX$ веке, включая Сенкаку, которые оказались под юрисдикцией США. В $1970$ г. американцы вернули острова Японии. Китай в $1992$ г. спустя $20$ лет, заявил о своём несогласии и объявил территорию «исконно китайской». Территориальный спор между странами продолжается.

Территориальные претензии в Антарктике

В первой половине $XX$ века Япония заявила свои претензии на территориальный суверенитет над частью Антарктики. Подобные претензии связаны с тем, что ещё в $1910$-$1912$ гг. японцы совершили первую экспедицию в Антарктику. Экспедицией руководил лейтенант Сирасэ Нобу. В январе $1912$ г. он достиг $80$ параллели в точке пересечения её со $156$ меридианом. Дальнейшее продвижение к Южному полюсу экспедиция не смогла, и Нобу сделал вывод о том, что команда не готова. Место, где они остановились получило название Снежная долина Ямато и открытые земли объявили владениями Японии. О своих правах на открытые земли в Антарктике Япония официально заявила в $1939$ г. Территориальные претензии касались пространства, находящегося между сектором Росса и Фолклендским сектором.

По Сан-Францисскому мирному договору, заключенному в $1951$ г. Япония отказывается от всех территориальных претензий на права или интересы любой части Антарктического района. Ни одно государство мира сегодня официально не претендует на сектор Земля Мэри Бэрд и Земля Элсуорта, которые выдвигались до вступления в силу Договора об Антарктике. Только Норвегия выдвигает претензии на остров Петра Первого и Чили претендует на восточную часть до $90$ меридиана на западе. Согласно Договору об Антарктике Япония не может выдвигать территориальные претензии в этой зоне – это официально, а неофициально такие претензии выдвигаются. Более того, они имеют своеобразное обоснование, связанное с тем, что разведанные здесь месторождения углеводородов находятся на такой большой глубине, что никто кроме Японии не сможет заняться их добычей, потому что только Япония имеет необходимые технологии.

Замечание 2

Палатой представителей японского парламента в июле $2015$ г. был принят закон о расширении полномочий Сил самообороны. Аналитики считают, что данный закон даст возможность стране в вопросах территориальных претензий применять Силы самообороны.

@ Анатолий Кошкин
Среди комментариев на одну из моих статей прочитал мнение девушки-студентки: «Конечно, Курилы отдавать не надо. Думаю, они и нам пригодятся. Но, раз японцы так упорно требуют острова, у них, наверное, есть для этого какие-то основания. Они, говорят, ссылаются на то, что у Москвы, дескать, нет юридических прав для владения островами». Полагаю, разъяснение этого вопроса теперь, когда японская сторона вновь муссирует так называемый «территориальный вопрос», особенно кстати.

О том, как принадлежавшие с 1786 года Российской Империи Курильские острова переходили из рук в руки, читатель может узнать из соответствующей исторической литературы. Поэтому начнем с 1945 года.

В 8-ом пункте Потсдамской декларации союзных держав об условиях безоговорочной капитуляции милитаристской Японии записано: «Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем».

В период острой дискуссии внутри высшего руководства милитаристской Японии о выработке отношения к Потсдамской декларации, а именно, споров, капитулировать на ее основании или нет, этот пункт практически не обсуждался. Не желавшую сложить оружие японскую «партию войны» беспокоила не территория побежденной страны, а собственная судьба. Генералитет соглашался капитулировать лишь при условии сохранения существующего государственного строя, наказания военных преступников самими японцами, самостоятельном разоружении и недопущения оккупации Японии союзниками.

Что касается территориальных владений, то они рассматривались как предмет торга при попытках выйти из войны, избежав капитуляции. Чем-то пожертвовать, что-то выторговать. При этом особую роль в дипломатических маневрах принадлежала отторгнутым Японией от России Южному Сахалину и Курильским островам. Эти земли предполагалось уступить СССР в обмен на его отказ вступить в войну против Японии на стороне США и Великобритании. Более того, летом 1945 года до советского руководства доводилась информация о возможности «добровольной» передачи Советскому Союзу одного из основных островов Японского архипелага - Хоккайдо, на который в отличие от Южного Сахалина и Курил Москва никогда не претендовала. Это допускалось в расчете на то, что советский руководитель Иосиф Сталин вместо объявления войны выступит посредником между воюющими сторонами на переговорах о перемирии на выгодных Японии условиях.

Однако история распорядилась по-иному. В результате вступления СССР в войну и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки для японской верхушки не осталось иного выхода, кроме безоговорочной капитуляции с принятием всех пунктов Потсдамской декларации, которые японское правительство обязалось неукоснительно соблюдать.

В 6-м пункте Акта о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года записано: «Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его приемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель». Приняв условия Потсдамской декларации, японское правительство согласилось и с указанным в ней пунктом о будущих границах своей страны.

В утвержденном президентом США Гарри Трумэном «Общем приказе №1» командования союзных войск о капитуляции японских вооруженных сил определялось: «Включить все (подчеркнуто автором) Курильские острова в район, который должен капитулировать перед Главнокомандующим советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке». Выполняя это положение приказа, советские войска заняли острова Курильской гряды вплоть до Хоккайдо. В связи с этим трудно согласиться с утверждением японского правительства о том, что советское командование якобы намеревалось занять Курильские острова только до острова Уруп, а острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи оккупировали лишь, «узнав об отсутствии (на них) американских войск». Изобретенная же после войны географическая новация о «не вхождении» указанных четырех островов в состав Курильской гряды (японское название - Тисима рэтто) опровергается японскими документами и картами довоенного и военного периодов.

Принципиальное значение имеет директива командующего оккупационными войсками в Японии генерала Дугласа Макартура № 677/1 от 29 января 1946 года, в которой во исполнение 8-го пункта Потсдамской декларации союзным командованием определялись острова, изымавшиеся из-под японского суверенитета. Наряду с другими территориями Япония лишалась всех островов к северу от Хоккайдо. В директиве четко указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются острова Тисима (Курильские), а также группа островов Хабомаи (Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу, Тараку) и остров Шикотан. Японское правительство не возражало, ибо это соответствовало условиям капитуляции.

Вслед за изданием директивы во исполнение Ялтинского соглашения о возвращении Южного Сахалина и передаче СССР Курильских островов 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область с включением её в состав Хабаровского края РСФСР.

Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года. Пункт с) статьи 2-й договора гласит: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Тогда японское правительство исходило из того, что Курилы (острова Тисима) перестали быть японской территорией. Это со всей определенностью проявилось при ратификации Сан-Францисского мирного договора в парламенте Японии. Заведующий договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимура 6 октября 1951 года сделал в палате представителей следующее заявление: «Поскольку Японии пришлось отказаться от суверенитета на острова Тисима, она утратила право голоса на окончательное решение вопроса об их принадлежности. Так как Япония по мирному договору согласилась отказаться от суверенитета над этими территориями, данный вопрос, в той мере, в какой он имеет к ней отношение, является разрешенным». Известно и заявление Нисимура в парламенте от 19 октября 1951 года о том, что «территориальные пределы архипелага Тисима, о котором говорится в договоре, включают в себя как Северные Тисима, так и Южные Тисима». Таким образом, при ратификации Сан-Францисского мирного договора высший законодательный орган японского государства констатировал факт отказа Японии от всех островов Курильской гряды.

После ратификации Сан-Францисского договора в политическом мире Японии существовал консенсус по поводу того, что в ходе мирного урегулирования с СССР территориальные претензии следует ограничить лишь близкими к Хоккайдо островами, а именно добиваться возвращения только Малой Курильской гряды Хабомаи и острова Шикотан. Это было зафиксировано в принятой единогласно парламентской резолюции всех политических партий Японии от 31 июля 1952 года. Тем самым фактически признавалась принадлежность СССР остальных Курильских островов, включая Кунашир и Итуруп.

Хотя на японо-советских переговорах об окончании состояния войны и заключении мирного договора японская делегация первоначально выдвинула претензии на все Курильские острова и южную половину Сахалина, в действительности ставилась задача вернуть в состав Японии только острова Хабомаи и Шикотан. Полномочный представитель правительства Японии на советско-японских переговорах 1955−1956 гг. Сюнъити Мацумото признал, что, когда он впервые услышал предложение советской стороны о готовности передать Японии после заключения мирного договора острова Хабомаи и Шикотан, то «сначала не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался». После такой серьезной уступки сам Мацумото был уверен в окончании переговоров и скорейшем подписании мирного договора. Однако американцы грубо заблокировали такую возможность.

В последнее время в японских СМИ и научных исследованиях стал признаваться факт произвольного требования «возвращения северных территорий» - островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи под давлением незаинтересованных в советско-японской нормализации США и антисоветски настроенной части японского истеблишмента. Они-то и придумали в марте 1956 года ранее не существовавший пропагандистский лозунг «борьбы за северные территории». Сделано это для того, чтобы избежать в лозунгах название Тисима (Курильские острова), от которых, как указано выше, Япония официально отказалась. Кстати, важно сознавать, что кроме требования четырех южных островов Курильской гряды, в Японии существует и расширительное толкование придуманного понятия «северные территории», а именно включение в него всей Курильской гряды, вплоть до Камчатки, а также Карафуто, то есть Сахалин.

Юридическая база двусторонних отношений была создана подписанием 19 октября 1956 года, а затем ратификацией Совместной декларация СССР и Японии, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В качестве жеста доброй воли тогдашнее советское правительство согласилось внести в текст декларации следующее положение: «…Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Подписав и ратифицировав этот документ, японское правительство юридически признало принадлежность Южного Сахалина и всех Курильских островов Советскому Союзу, ибо последний мог «передать» другому государству лишь свою территорию.

Как неоднократно указывали представители МИД РФ, занятая японским правительством позиция свидетельствует о его открытом непризнании итогов Второй мировой войны и требовании их пересмотра.

Отметим, что притязания японского правительства на территории, владение которыми закреплено в Конституции Российской Федерации, подпадают под понятие «реваншизм». Как известно, в политическом лексиконе реваншизм (фр. revanchisme, от revanche - «отмщение») означает «стремление к пересмотру результатов поражений в прошлом, к возвращению потерянных в войне территорий». Попытки обвинения Российской Федерации в якобы «незаконной оккупации и удержании Курильских островов», на наш взгляд, создают ситуацию, когда российское правительство в случае продолжения подобных утверждений на официальном уровне вправе поставить данный вопрос перед международной общественностью в ООН, а также обратиться с иском в Международный суд в Гааге.

Напомним, что Япония имеет «территориальные проблемы» со всеми соседними государствами. Так, правительство Республики Корея выступает с решительными протестами против включения японских притязаний на находящиеся под управлением Сеула островов Токто в правительственные «Белые книги» по вопросам внешней политике и обороны, а также в школьные учебники. Напряженная обстановка сохраняется и в районе удерживаемых Японией островов Дяоюйдао (Сэнкаку), на которые, ссылаясь на исторические документы и факты, претендует КНР. Не приходится говорить, что нагнетание ажиотажа вокруг территориальных претензий к соседним государствам отнюдь не объединяет, а разделяет народы, сеет между ними рознь, да и чревато конфронтацией, в том числе военной.

Территориальные претензии испокон веков оказывали существенное влияние на государственную политику, хотя чем дальше мы уходим от времен Средневековья, тем менее разумными кажутся споры о мелких островах, заливах и клочках земли.

Однако время от времени вопрос территориальных претензий привлекает к себе внимание.


В современном мире значение территориальных споров все-таки падает: все больше государств сегодня понимают, что большая территория v вовсе не повод для гордости, но если говорить о прошлом (иногда совсем близком), то -

Из глубин

Ученые-историки обычно делят территориальные споры на несколько категорий. Это споры из-за районов, имеющих военно-стратегическое значение, экономическое значение и политическое значение.

Деление это достаточно условное, поскольку в каждом спорном случае есть свои особенности и нюансы.

Военное значение имеют территории, которые могут стать "перевалочными пунктами" для нападения в случае войны. Особенно дороги государствам районы, которые могут быть использованы для разведывательной деятельности, сегодня например, для размещения радиолокационных станций.

К экономически важным регионам относятся проливы, каналы, а также территории, богатые природными ресурсами или имеющие большой потенциал для развития туристического бизнеса. Чаще всего споры между государствами возникают при разделе водных территорий, богатых рыбой, а также при определении границ нефтяных шельфов.

Политическое значение имеют территории, являющиеся спорными исторически, причем обычно они не играют важной роли в географическом или в экономическом плане. Зато территориальные претензии могут стать способом набирания политических очков в предвыборной борьбе.

Кто и на что претендует

Сегодня практически все знают о том, что некоторые острова Курильской гряды являются предметом территориальных претензий Японии. Но не только Япония предъявляет территориальные претензии к России.

Вопрос о нынешних границах периодически поднимали или поднимают и другие соседи, не говоря уже о бывших республиках СССР. Корни этих проблем уходят глубоко в века, когда к Российской империи было присоединено очень много различных земель. В состав Российской империи входили и нынешняя Финляндия, и значительная часть Польши, Кавказа, и знаменитая Аляска.

После передела карты мира в результате войн в XX веке многие спорные вопросы если и не остались нерешенными, то оставили значительный след в "коллективном бессознательном" наций-соседей. После распада СССР проблем еще несколько прибавилось. По протяженности границ Россия и занимает первое место в мире v 60 тысяч километров.

Двигаясь вдоль границы, прокомментируем проблемы в отношениях с соседними государствами, связанные с территориальным вопросом.

Россия v США

У России и США самая длинная морская граница в мире. Единственной проблемой долгое время был вопрос о разграничении вод Берингова пролива. В 1990 г. между двумя СССР и США был подписан договор о разграничении морских пространств (разграничены территориальные воды, экономическая зона и шельф). Это около пяти тысяч километров.

Россия v Япония

Договора о границе у России и Японии нет. Нет и мирного договора. Японцы увязывают его заключение с решением проблемы Южных Курил.

Россия v Северная Корея

Действует соглашение о демаркации (обозначении на местности) границ и разграничении морского пространства, границы четко обозначены не только на карте, но и на местности. И надежно охраняются. В Китай, Японию и Южную Корею северные корейцы нелегальным образом проникают гораздо чаще, а большая часть северокорейских нелегалов, о которых писали СМИ в 1990-х годах, - рабочие, бежавшие с принадлежащих КНДР леспромхозов в России.

Россия v Китай

Пограничные споры омрачали отношения СССР и КНР, начиная с 1960-х годов. Кульминацией пограничных споров считаются события 1969 года, когда Китай положил году не одну тысячу своих солдат в битве за остров Даманский (в те времена этот клочок земли размером полтора на полкилометра, покрытый илом и поросший камышом, еще не был полуостровом).

В 1991 г. подписано соглашение о демаркации восточной части границы ротяженностью около 4200 км. Демаркация завершена. Однако стороны так и не сумели договориться относительно двух ее участков: на реке Аргунь (остров Большой) и на Амуре (острова Большой Уссурийский и Тарабаров). Здесь не удалось даже делимитировать границы (обозначить их на карте), не говоря уже о демаркации.

На западной границе Китая с Россией протяженностью около 50 км действует соглашение по делимитации. Начата демаркация.

Россия v Монголия

Действуют договор о границе и соглашения по демаркации.

Россия v Казахстан

Вопрос о границе пока не поднимается ни одной из сторон. Сейчас существует весьма условная "межреспубликанская граница".

Каспийское море

Пока действуют российско-иранские соглашения о разделе Каспийского моря. Однако новые независимые прикаспийские государства v Азербайджан, Туркмения и Казахстан v требуют раздела Каспия (прежде всего его дна). Азербайджан, не дожидаясь определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке его недр.

Россия v Азербайджан

Создана двусторонняя комиссия по делимитации границы. Ее деятельность осложняется тем, что на некоторых участках по обе стороны границы проживают лезгины v народ оказывается разделенным.

Россия v Грузия

С 1993 г. работает комиссия по делимитации границы. Ее деятельность затрудняется наличием непризнанных образований v Абхазии, Южной Осетии (Грузия) и Чечни (Россия). Не решены проблемы черноморской границы: предстоит разграничить территориальные воды, экономическую зону и шельф.

Россия v Турция

Все пограничные проблемы были решены еще в советский период.

Россия v Украина

Россия считает, что Азовское море с Керченским проливом должно считаться внутренним морем России и Украины. Киев же настаивает на его разделе. Проблемы сухопутной границы обсуждаются вместе со всем комплексом двусторонних российско-украинских проблем и решаются так же трудно, как и все остальные.

Россия v Белоруссия

Вопрос о границе между двумя государствами пока не ставится.

Россия v Латвия

Латвия после обретения независимости в 1991 году ставила вопрос о признании договора с РСФСР 1920 года и о незаконности передачи в состав России Абренского (Пыталовского) района Латвии в конце 1940-х годов. Собственно возвращения территорий Латвия не требовала, а в середине 1990-х годов вообще сняла все претензии к России, выполняя условия, необходимые для вступления в ЕС.

Россия v Эстония

Несмотря на распространяемые рядом СМИ утверждения, Эстония официально не предъявляет претензий к России.

Калининградская область

Этот российский полу-анклав имеет общие границы с Польшей и Литвой. Пограничных проблем здесь нет, хотя, по утверждению ряда российских СМИ, в ФРГ и в Литве растет популярность идеи аннексии области.

Россия v Литва

Подписан договор о демаркации границы. Однако Россией этот договор пока не ратифицирован.

Россия v Финляндия

Действует договор о госгранице, подписаны документы о ее демаркации.

Россия v Норвегия

Сухопутная граница и территориальные воды оформлены соответствующими документами и демаркированы. Главная проблема двусторонних отношений v разграничение морской экономической зоны и шельфа. Переговоры об этом безуспешно идут с 1970 г. Норвежцы считают, что российская Lграница полярных владений¦ должна быть пересмотрена, и настаивают на принципе равного отстояния границы от островных владений обеих стран.

Граница полярных владений России была установлена постановлением ВЦИК в 1926 г. В этот сектор, вершиной упирающийся в Северный полюс, вошли все острова восточной части Северного Ледовитого океана. Многие страны все чаще делают заявления о его неправомерности.

Насколько реальны претензии

Маловероятно, что кто-либо из нынешних соседей России способен ввязаться в войну, чтобы реализовать свои территориальные притязания. Однако в современном мире существует много других способов добиваться своих целей. Российские эксперты очень любят заниматься построением сценариев типа:

"Возможны пограничные конфликты, возня из-за демаркации границы, как это было в ситуации с пограничным пунктом Верхний Ларс на границе с Грузией"
"Нельзя не брать в расчет возможное провоцирование этнических и межэтнических конфликтов на территории России извне. Как это происходит сейчас на Кавказе в связи с Чечней, на границе с Дагестаном, с Абхазией и Грузией."
"Возможно постепенное изменение не в пользу российских граждан этнического баланса на прилегающих дальневосточных территориях в связи с проникновением и расселением там граждан Китая".
"Своего рода "экономический шантаж" как реакция на внутренний катаклизм в России. Если у нас что-нибудь случится, некоторые из наших соседей могут предъявить России, как векселя к оплате, свои отложенные территориальные претензии".

Это интересно

Кроме того, по подсчетам журналистов, в самой России в последние 10 лет проявилось порядка 30 территориальных претензий субъектов Федерации друг к другу.

Москва спорит с Московской областью о принадлежности аэропортов Шереметьево и Внуково, Тверская область спорит с Ярославской об островах на реке Молога. Шадринский и Долматовский районы Курганской области тяготеют к Свердловской области. Из-за спорных территорий враждуют Калмыкия и Астраханская область. И это далеко не полный список.

Особую опасность представляют такие регионы, как Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, в которых уже давно звучат призывы к разделению.

Всем известно, что Япония хочет получить от России часть территорий, которые считаются отобранными у страны незаконно. Территориальные претензии Японии высказываются с завидной периодичностью. Каждое новое правление России получает новые реверансы от японского правительства. Они убеждают высших представителей государства российского в том, что уж они наверняка примут верное решение и разрешат вопрос в пользу японцев, понимая, что то, что происходило ранее - не более чем недопонимание.

Но с каждым разом эти претензии отличаются и совершенно непонятно, чего на самом деле добиваются японские чиновники. Иногда территориальные претензии Японии распространяются на все Курилы и часть Сахалина, а иногда японцев устраивают всего четыре острова Курильской гряды. Бывает, что японцам оказывается достаточно двух островов - Шикотана и Хабомая. Возможно, эта тактика была разработана специально и Японцы очень надеются на то, что в свое время, она принесет определенные плоды. Но в этом году у Японцев появилась проблема в виде нового старого президента Владимира Путина, который до тонкостей знает все возможные варианты взаимоотношений с восточными соседями и не стремиться к удовлетворению их требований. Вся «восточная кухня» настолько приелась, что Японии не приходится рассчитывать на то, что уверения в том, что уж этот то президент поступит правильно и отдаст Курилы в пользу Японии, будут услышаны и претензии будут удовлетворены. Но и объективно, не понятно, почему Россия должна возвращать свои территории другой стране. Ведь история спорной территории настолько запутана, что разобраться в ней очень сложно и подготовленному человеку.

И исконно «японской» территорией они не были никогда. В первой половине 17 века эту местность населяли племена айнов. Японцы сами принимают тот факт, что айны никаким образом к их нации не относятся. Интересно, что история Японии, выпущенная в 18 веке, рассказывает и о Курилах и о самом острове Хоккайдо, как об иностранной территории, никакого отношения к Японии не имеющей. Если же опираться на картографические данные, которые пополнялись в эпоху великих открытий, то здесь тоже не может быть определенного ответа в пользу Японии. В эти времена любое государство могло считать своими те территории., которые первыми были занесены на подобную карту. Действительно,карта Курил у Японии появилась намного раньше,чем это сделали картографы России. Это произошло еще в тридцатые годы семнадцатого века.

Но рассмотрение образцов этой карты, заставляет придти к выводу, что данная карта никак не может считаться точной. На ней показано, что севернее Хоккайдо есть несколько небольших островов, но не их точных размеров, ни особенностей береговой линии не указано. Но в 1643 году этот пробел был закрыт голландскими мореплавателями, которые первыми нанесли точные данные об островах на мировую карту. Главным в этой экспедиции стал Мартин Фриз. А в начале следующего века уже ученые Российской Империи уточнили данные и нанесли архипелаг на карты. Они же провели переговоры с племенами, населявшими острова. Спустя несколько десятилетий они перешли под власть империи. Таким образом, если рассматривать территориальные претензии Японии, можно утверждать, что те слова о том, что Курилы изначально были японскими землями, мягко говоря - подмена фактов, имевших место быть в истории. Руководясь историей, можно утверждать, что гораздо больше возможностей для того, чтобы предъявлять свои права на эти территории, имеют те самые голландцы, которые первыми дали точное описание Курилам и нанесли их на карты.

Однако Голландцам эти острова не нужны, тогда как японцам внезапно захотелось взять их в свои руки. Японские власти проводят системную подготовку по возвращению территорий, постоянно затрагивая эту тему при общении с Российской стороной. Хотя после того, как Япония проиграла в войне 45 года, она могла и вовсе перестать быть суверенным государством. Те же территории, которые отошли союзу после войны, можно считать малой платой за этот проигрыш. Сама Япония, после того, как Российская Империя потерпела поражение в войне 1905 года, имела значительно большие аппетиты относительно территорий России. Тогда никто ничего не говорил о том, что Японцы забрали себе Сахалин. Интересные у них получаются стандарты. В случае выигрыша, требовать всё, что понравится в свою пользу сразу и без апелляций. А когда сама страна проиграла войне, тогда тоже нужно требовать возвращения территорий. Но в реальности такая политика не имеет права на существование. Есть и еще один исторический документ - Симодский контракт. По этому трактату, подписанному в 1855 году, России отходили Курильские острова, которые расположены на севере от Итурупа, а Сахалин должен был осваиваться совместно. Через двадцать лет условия контракта изменились, и Японцы получили в ведение Курилы, а Россия весь Сахалин.

Но после победы Японии в 1905 году, она сама разорвала договор. В результате Пртмундский договор сделал подвластной японцам южный Сахалин, полуостров Ляодунский. А рыбаки смогли ловить рыбу в Охотском, Японском и Беринговом морях у территорий России. Позже Япония еще и заставила Империю выплачивать огромные контрибуции и разоружить весь Дальний Восток. Победа СССР в 1945 году позволила Сталину вернуть всё на свои места, Сахалин, Ляодунский полуостров и Курилы опять вернулись к советской власти. Кроме того, союзники отговорили Сталина от того, чтобы предъявлять претензии на северную часть Хоккайдо, но победителей судить нельзя.

Так почему же соседи с востока хотят вернут ь себе южные Курилы, ведь проигрыш в войне все расставил на места. Японцы могли бы попробовать вернуть свои территории из Китая - Порт-Артур, да и Марианские острова можно отобрать у США, вот южные территории, которых так не хватает японцам А уже после того, как им с радостью вернут все эти территории, можно обратиться и к северным соседям. Лучше сейчас обратить внимание на сейсмическую активность и последствия цунами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!