Территориальные приказы 17 века. Приказы в XVII веке в России

Порядок несения, например, воинской службы всеми землевладельцами (как боярами, так и дворянам) определялся «Уложением о службе», принятым в 1555-1556 гг. На протяжении XVI-XVII вв. существовало около 100 таких приказов. Однако все они действовали разновременно. Постоянно функционировали обычно лишь 40-50 прика
зов, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем 200 лет были три важнейших приказа: Посольский, Разрядный и Поместный1.
Главной задачей Посольского приказа было осуществление решений верховной власти (царя и Боярской думы) но вопросам внешней политики. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом, а потому не имела и у себя соответствующих миссий других государств. В связи с этим основным содержанием работы Посольского приказа была отправка за границу русских посольств, а также прием и размещение иноземных посольств. Кроме того, в ведении Посольского приказа находились дела, связанные с проживанием в России иностранных купцов и ремесленников, выкупом пленных и др.
Разрядный приказ имел военное назначение. «Разрядами» назывались воинские соединения ратных людей с обозначением занимаемых ими должностей. Разрядные книги велись дьяками, составлялись в связи с каждым заметным событием в жизни государства или царского двора. Каждый раз они охватывали несколько лет или десятилетий. Разрядный приказ учитывал распределение служилых людей по полкам, назначение воевод в качестве руководителей администраций городов России. Он обеспечивал росписи поручений для многочисленных придворных церемоний, наделял служилых людей землями и денежным жалованьем. За личные качества приказ мог повысить или понизить служащего в чине, увеличить или уменьшить оклад, полностью лишить полученной земли. Кроме того, приказ выполняли многие функции но обороне, безопасности и внутренним делам. На него ложились организация строительства крепостей, пограничной службы, назначение наместников и других должностных лиц, а также контроль за их деятельностью.
Поместный приказ был тесно связан с Разрядным приказом. Он наделял служилое дворянство и приказных служащих тем количеством земли, которое определял каждому конкретному лицу Разрядный приказ. В его распоряжении находился весь государственный земельный фонд страны. В приказе работали специалисты межевого дела, учетчики и другие служащие, которые составляли межевые, окладные и прочие книги. Приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, что создавало ему соответствующий престиж. Попасть на службу в Поместный приказ считалось большой удачей.
Для управления другими группами служилых людей были созданы специальные приказы: для стрельцов - Стрелецкий, для пушкарей - Пушкарский. Под началом Оружейного приказа находился арсенал русского государства, в том числе и Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением оружия. Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства.
Вся работа в приказах велась силами приказной бюрократии. Она принадлежала к правящим слоям общества и признавалась неподатным сословием. Внутри приказной бюрократии существовала своя иерархия, определявшая социальный статус и материальное обеспечение каждого из служащих. Деление управленческого персонала на политических руководителей и приказных (государственных) служащих в это время еще не существовало. Многие приказные служащие занимали должности и политических руководителей.
Какова иерархия чиновных должностей на приказной (государственной) службе в XVI-XVII вв.?
Высшим звеном приказной бюрократии были «думные дьяки». Они являлись членами Боярской думы, присутствовали при «сидении» государя с боярами, делали доклады по работе соответствующего ведомства, имели право высказывать свое мнение. В XVI в. думные дьяки, как правило, стояли во главе приказов. Заместителями думных дьяков были их «товарищи» (вторые дьяки, т.е. помощники). Существовали также «избные» (или «палатные») дьяки, число которых зависело от значения приказа и масштабов его делопроизводства. Дьяки были и в местных учреждениях крупных городов - центров областей («земель»).
Руководство приказов было коллегиальным. Лиц, стоявших во главе приказа, называли «судьями», т.е. лицами, кто имел право принимать решения. В состав судейских советов (соборов) входили дьяки данного приказа. Большинство приказов имело и собственно судебные функций.
Под началом дьяков находились подьячие. Они делились на три группы: «старые», «средние» и «молодые». Старые подьячие вместе с дьяком руководили составлением документов, средние - непосредственно составляли текст документов, наводили справки в архивах своего и других приказов, а младшие - осуществляли техническую работу, т.е. переписку документов с учетом того, что исправлял дьяк или старший подьячий.

Подобный порядок существовал не только в центральных приказах, но и в местных правительственны учреждениях, ведавших управлением городов и уездов - в «приказных» и «судных» избах, а также в «губных» и «земских» избах. Вообще значение дьяков и подьячих в областном управлении и небольших городах было необычайно велико. Наместники (а позднее воеводы), присылавшиеся из Москвы, менялись в городах через один - три года. Приказные служащие достаточно прочно занимали свои должности, и потому работали достаточно долго, иногда всю свою жизнь. Поэтому они были в курсе всех административных дел и фактически являлись основными исполнителями правительственных распоряжений.
Помимо дьяков и подьячих, в приказах имелись также приставы и сторожа. Так, в Посольском приказе сторожа сопровождали иностранных дипломатов, а приставы разбирали и судебные дела. В этом же приказе служили еще толмачи (переводчики) и золотописцы, расписывавшие золотом и краской грамоты.
В 1693 г. в 36 приказах было 2739 приказных служащих. В конце XVII в. в городах («местах») российского государства действовало 302 приказных избы, в которых служило 1918 человек. В общей сложности численность «служилых людей» центрального и местного государственного аппарата составляла около 5-7 тыс. человек. Неукоснительным правилом работы в приказах было соблюдение трудовой дисциплины и безупречная исполнительность, что стимулировалось системой морального и материального поощрения и продвижением по служебной лестнице.
Работа и поведение приказных служащих должны были соответствовать требованиям присяги, приносимой ими при вступлении в должность. В первой ее части принимаемый давал обещание на верность царствующему дому, во второй - обязывался не нарушать конкретных требований, предъявляемых к данной должности: сохранять секреты, беречь имущество и казну, не подделывать документов, не брать взяток («посулов и поминков ни у кого ни от чего не иметь»), быть справедливым («по дружбе никому не норовить, и по не дружбе никому не мстить»), внимательным к людям («челобитчиков не волочить») и т.д.
В период комплектования и особенно регулирования состава приказов проводились своеобразные аттестации - «разборы» с частыми отставками. При этом тщательно выяснялась профессиональная пригодность служащего, и именно по этому признаку, а не по возрасту или родовитости решалась судьба каждого. Разборы проводились наиболее компетентными дьяками и были действенным способом улучшения состава приказов1.
Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные служащие легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел. В неопределенности числа приказов состояла суть приказного строя - текучего, изменяющегося, приспосабливающегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного.
Все приказы делились на три большие группы: приказы общегосударственной компетенции, дворцовые и патриаршие. Первая группа приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные приказы. В XVI- XVII вв. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между приказами, которым традиционно следовали приказные служащие.
Централизация и систематизация приказного управления оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления. Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу. Например, Посольский приказ занимался не только внешней политикой, но и массой других дел: заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением приказных людей и т.д.
Все приказные люди, вне зависимости от их происхождения, были включены в структуру служилого сословия российского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Вместе с тем для них сохранялось двойственное понимание их службы. С одной стороны, по общей присяге они были обязаны нести службу царю, в основном военную. С другой стороны, специальными приписями их служба определялась как работа в государственных органах и учреждениях.
Таким образом, обязанности приказных служащих разделились к середине XVIIв. на «государеву службу», которая виделась как почетная и проходила в полках и посольствах, и «приказную работу», т.е. текущую деятельность в приказах и приказных избах. Она рассматривалась как непочетная, с оттенком подневольности. Именно вокруг приказной работы и складывается гражданская служба как отрасль государственной службы. И в целом приказной строй был уникальным, самобытным явлением в истории российской государственности и культуры.
§ 2.2. Государственная (статская) служба первой половины XVIII в.
Следующим этапом в развитии российской государственной (гражданской) службы было время царствования Петра I. Застав в молодости приказную систему, он попытался обновить ее. По его указанию было создано еще три приказа: Военно-морской, Адмиралтейский и Артиллерийский. Во главе этих и некоторых других приказов встали новые люди.

Но эти нововведения не спасли устаревшую систему.
Реформирование государственного управления было неизбежным. Для начала было избрано местное управление. 18 декабря 1708 г. появился царский указ об образовании губерний, который много раз корректировался и принял законченный вид только к 1719 г. Территория страны в административном отношении была разделена на 10 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую, Рижскую, Нижегородскую и Астраханскую. Это были обширнейшие земли подданных русского царя, не равные по территории и населению. Они возглавлялись губернаторами, назначавшимися царскими указами. Все губернаторы были наделены очень обширными, подчас колоссальными полномочиями.
В 1717-1721 гг. приказы были заменены 12 коллегиями: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер- и Штатс-конторы, Ревизион-коллегия, Берг-, Манифактур-, Коммерц-, Юстиц-коллегии, Вотчинная и Духовная. Подчинялись они царю и Сенату, их функции и полномочия были четко определены, организационное устройство и делопроизводство унифицировано. Основной формой деятельности коллегий было общее собрание («заседание общего присутствия»), в которых принимали участие президент коллегии, вице-президент, четыре-пять советников, четыре асессора (помощника) и секретарь (рис. 1).

На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан. Эта их деятельность рассматривалась как пожизненная, а за «тщательное радение» они могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности. Синод, по образцу светских коллегий, состоял из назначенных царем представителей духовенства, контроль за которыми осуществлял обер-прокурор Синода. Принятый «Духовный регламент» закреплял полное подчинение духовной власти светской1.
Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ - карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII в. Он ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т.д.
Порядок рассмотрения дел в коллегиях определялся Генеральным регламентом, принятым в 1720 г. и на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Кроме того, каждая из
коллегий имела свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.
Организационно коллегии имели приоритет над приказами, который сводился к коллегиальному рассмотрению и решению вопросов. В составе коллегии обязательно присутствовали прокурор и фискал. В отличие от фискалов, не вмешивающихся в ход решения того или иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената, заметив нарушение законности, тут же должны были его устранить. Петр I назвал обер-прокурора «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных».
Петр I в процессе реформирования государственного управления предпринял попытку монополизировать источники существования чиновников с целью поставить их в большую зависимость от государства и царя. Для этого был установлен фиксированный размер оклада в соответствии с занимаемой должностью. Кормление от дел вне системы государственного обеспечения и контроля было объявлено преступлением, взимание с населения поборов приравнено к взятке, что сурово каралось по закону. Однако с петровского времени коррупция стала той смазкой, без которой не могли прийти в движение колеса государственной машины.
Практика показала, что совершенствование государственного управления напрямую связано с созданием новой системы государственной службы. В связи с притоком в органы государственного и местного управления, в армию и флот основной массы дворян, которые претендовали на различные должности, возникла острая необходимость установления иерархии служилых чинов. Это обстоятельство потребовало разработки и принятия 24 января 1722 г. определенного порядка прохождения службы, имевшего силу законодательного акта, - «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придвор- ных». Этот документ располагал всех работников управления по 14 классам и соответствующим чинам, которые составляли их ранг (табл. 1). Слово «статский» немецкого происхождения и означало «гражданский».
Таблица 1
Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных (с изменениями конца XVIII - начала XX вв.)

Энциклопедический словарь. 2009 .

Смотреть что такое «приказы» в других словарях:

ПРИКАЗЫ - ПРИКАЗЫ, 1) органы центрального управления в России в 16 начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казённый П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского… … Русская история

ПРИКАЗЫ

Приказы

ПРИКАЗЫ

ПРИКАЗЫ

Приказы

ПРИКАЗЫ

Приказы

Приказы

ПРИКАЗЫ

В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к работе в государственных учреждениях России приступает особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей.

Приказные люди – специальная, в XVII в. сформировавшаяся в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которых была работа в государственных учреждениях в центре и на местах.

Особенностью первой половины XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформлялись законодательным актом об их создании, определении функций, штата, бюджета и назначении главы. Отличались они от постоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, оперативностью работы.

Когда в 10–20-е гг. XVII в. восстанавливалась система государственного управления, разрушенная в Смутное время, начали функционировать примерно 20 центральных учреждений. Необходимость больших финансовых расходов на хозяйственные нужды привела к усилению фискальной деятельности приказов. Поэтому были воссозданы также и четвертные приказы, создан ряд новых постоянных и временных центральных учреждений по сбору налогов (приказ Большой казны).

Усиление значимости в Смутное время таких социальных групп, как дворянство и казачество, предопределил возрождение Поместного приказа, ведавшего массовой раздачей земель, и Казачьего приказа.

Новым для приказной системы было формирование Патриаршего упрощения в связи с возрастанием роли в управлении государством патриарха Филарета. С этого времени в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (государственные, дворцовые, патриаршие приказы).

Ведомство каждого приказа создавалось вследствие исторической потребности в новом органе. Одни приказы ведали во всех отношениях какой-то территорией государства (Сибирский приказ, Костромская четь и т. д.), другие – управляли определенной категорией населения (Приказ холопий – холопами, Стрелецкий – стрелецким войском и т. д.); третьи заведовали определенным родом дел (Разбойный – уголовной юстицией, приказ Большой казны – финансами, Разрядный – военными делами, Посольский – дипломатическими сношениями и т. д.).

Наряду с крупными приказами существовали мелкие, вроде Аптекарского, ведавшего придворно-медицинской частью, Каменного, наблюдавшего за каменными постройками. Так же, как приказы, были устроены дворцовые учреждения, которые носили характер домашних хозяйственных контор царской семьи (мастерские палаты и др.).

Организация всех приказов была приблизительно одинакова. Они состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из начальника приказа (часто члена Думы) и «товарищей». Они назывались судьями и были подчиненными по отношению к начальнику, поэтому, будучи по форме коллегиальным, приказное присутствие на деле таковым не являлось: дела решались не большинством присутствующих, а по усмотрению старшего. В мелких приказах также не было коллегиальности: делами ведал один начальник, без товарища. Канцелярия состояла из подьячих под начальством дьяков; численность и тех и других зависела от размеров приказной деятельности.

В XVII в. число приказов увеличилось с 44 в 1626 г. до 55 в 1698 г. Важнейшие приказы (Посольский, Разрядный) возглавляли думные дьяки. Допускалось совместительство, т. е. служба дьяков одновременно в двух приказах. Боярин Б. И. Морозов, например, был одновременно судьей в пяти приказах.

Во многих приказах штат не превышал 10 человек. В таких приказах, как приказ Большого прихода, Новгородской четверти, Разбойный, штат состоял из 22–27 человек. Особую группу представляли четыре крупнейших приказа: Поместный (73 человека), Большого дворца (73). Казанского дворца (46), Разрядный (45).

В 1637 г. в системе приказов появился новый территориальный приказ – Сибирский, выделившийся из Казанского для управления вновь присоединенными землями Сибири.

Приказы издавали разнообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Систематизировались грамоты путем издания сводных документов – уставных грамот.

Во второй половине XVII в. в жизни России происходят существенные изменения: окончательно оформляется крепостное право, в то же время формируется всероссийский рынок, углубляется социальное расслоение деревни, происходят городские восстания, вспышки национального движения в Поволжье, мощная крестьянская война под предводительством Степана Разина. Одновременно удается вернуть основную часть утраченных в начале века земель. Продолжает осваиваться Сибирь, оборонительная линия продвигается на юг, юго-восток, юго-запад, осваиваются новые плодородные земли, создаются новые города.

Все эти процессы не могли не сказаться на государственных органах.

После принятия Соборного уложения 1649 г., удовлетворившего основные требования дворянства и верхушки посада, их политическая активность ослабела. Дворянство было больше всего заинтересовано в подавлении сопротивления закрепощенных крестьян. Поскольку старый государственный аппарат плохо справлялся с этими задачами, потребовалось изменить формы правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки армии.

Особенностью абсолютизма в XVII в. являлось отсутствие постоянной армии и регулярной финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, собиравшегося для каждой военной кампании, и стрелецких полков, в мирное время занимавшихся промыслами и торговлей. Финансовая система не была единой, сбор налогов находился в ведении разных приказов, так же как и их распределение. Не было единой налоговой системы. Налоги и повинности были как постоянными, так и временными, вводимыми правительством в связи с конкретными событиями, например с войнами.

Смутное время начала XVII в. сильно отразилось на армии. Общая численность ратников резко уменьшилась, и ее удалось восстановить только к началу 30-х гг. С 1630 г. в России началось создание полков нового строя – солдатских, рейтарских, драгунских. Через 20 лет в эти полки стали проводить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно росла численность солдат и стрельцов, в то время как роль поместной конницы снижалась. Если в 1651 г. дворян и детей боярских было 37,5 тыс. человек, то в 1680 г. – 15,8 тыс. На службу в русскую армию начали поступать иностранцы. Стало единообразным вооружение полков: мушкеты и карабины вместо тяжелых пищалей, ручные гранаты, полковая артиллерия, нарезное многоствольное оружие, пушечные гранаты.

Изменения в XVII в. коснулись всех государственных учреждений. Наблюдается бюрократизация верховного управления. Уменьшается значение Боярской думы: в конце века она превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Об изменении характера Думы говорит увеличение ее неродовитой части – думных дьяков (от 2–3 до 11–12 человек).

Происходят существенные изменения в приказах как центральных учреждениях. Возникли новые территориальные приказы для управления освобожденными новыми землями (Литовский и Малороссийский), а также два приказа, связанных с новыми явлениями в управлении: Монастырский и Рейтарский, созданный для организации управления войсками нового строя, постепенно сменявшими дворянское ополчение.

Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем. Он был создан в 1654 г. и просуществовал до 1675 г. Приказ являлся учреждением нового типа, он осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего был личной канцелярией царя.

Для этого времени характерно развитие дворцовых учреждений, их количество возросло с 14 до 19, а в 1664 г. выделился специальный Судный дворцовый приказ. В конце 50-х гг. создан Счетный приказ, контролировавший финансовую деятельность приказов. В 80-е гг. провели реформу по укрупнению приказов, что обусловило сокращение их числа до 37–38.

В 1682 г. отменено местничество, т. е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксировались родословные и назначение на должности, сожгли. С этого времени утвердился принцип служебного соответствия.

Так как местные учреждения не справлялись с поиском беглых крестьян, организовывались комиссии или приказы сыскных дел. Только за 1658–1663 гг. из Поместного приказа было отправлено на места 25 комиссий. С 60-х гг. XVII в. создание комиссий приняло массовый характер.

Вторая характерная черта развития приказов этого периода – резкое возрастание количества занятых в них людей. Если число приказных людей в России составляло в 40-е гг. XVII в. 1611 человек, то в 90-е гг. оно увеличилось почти в три раза и достигло 4567 человек. Из них большая часть была занята в московских приказах, а 1918 человек – в местных государственных учреждениях.

В связи с ростом численности бюрократического аппарата оплата труда чиновников становилась существенной статьей государственных расходов. Правительство предпринимало попытки уменьшить их оклады и приостановить рост их численности. Тенденция к увеличению штатов обусловила потребность в подготовке кадров, годных для приказных работ. Такая подготовка была организована при Поместном приказе.

history.wikireading.ru

Смотреть что такое «ПРИКАЗЫ» в других словарях:

ПРИКАЗЫ - в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… … Современная энциклопедия

Приказы - в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПРИКАЗЫ - органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. Находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали… … Юридический словарь

ПРИКАЗЫ - 1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.2) Местные органы дворцового управления в 16 17 вв.3) Название стрелецких полков в 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь

Приказы - 1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.; 2) местные органы дворцового управления в 16 17 вв.; 3) название стрелецких полков в 16 17 вв. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

приказы - 1) органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. В основе имели судебную функцию (Земский приказ, Поместный приказ, Казённый приказ, Посольский приказ и др.). Наряду с общегосударственными были приказы с областной компетенцией… … Энциклопедический словарь

ПРИКАЗЫ - ORDERSТермин имеет следующие значения1. Письменные П. произвести ден. платеж, такие, как чеки, переводные векселя, платежные поручения и т. п.2. Указание брокеру на покупку или продажу ценных бумаг или товаров.На фондовом рынке П. клиентов… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Приказы - органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Приказы - органы центрального управления в России 16 начала 18 вв. Термин произошёл от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с середины 16 в. Зарождение… … Большая советская энциклопедия

ПРИКАЗЫ - органы центр. управления в России 16 нач. 18 вв. Их наименование произошло от термина приказ, употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60 х гг. 16 в. Складывание приказной системы… … Советская историческая энциклопедия

Приказы 16 17 веков были заменены. Приказы

Первые цари из династии Романовых — Михаил Федорович (1613 — 1645 гг.), Алексей Михайлович (1645 — 1676 гг.) и Федор Алексеевич (1676 — 1682 гг.) предпринимали активнейшие меры к укреплению государственной системы. В XVII в. в России окончательно установилась самодержавная монархия. Параллельно с ростом власти государя усиливался и бюрократический аппарат. Органы центральной власти Московского государства сложились во времена Ивана Грозного и в XVII в. не претерпели принципиальных изменений. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежала царю, что подтвердило и Соборное уложение 1649 г. Воля самодержца не ограничивалась ни законом, ни каким-либо государственным органом. Государь являлся помазанником Божиим, связующим звеном между народом и Всевышним. В соответствии с возродившейся после Смуты доктриной «Москва — третий Рим», он воспринимался обществом как защитник православной веры.Постоянным совещательным органом и непосредственной опорой царской власти оставалась Боярская дума. Лица, входившие в ее состав, носили общее звание думных чинов.Высшим думным чином считался боярин. Бояре периода Киевской Руси принципиально отличались от бояр Московского государства. Если первые были дружинниками и соратниками князя, то вторых нужно признать царскими слугами и чиновниками. Бояре играли определяющую роль в государственном управлении. Они занимали высшие гражданские посты, руководили армией, служили воеводами в крупнейших городах.Боярство жаловал государь. Представители самых знатных родов входили в Думу в боярском чине, а менее знатные получали второй по важности чин — окольничих. При этом, царь руководствовался правилами местничества, оформившимися в XV в. Местничество — это такой порядок назначения на военные и административные должности, при котором учитываются происхождение кандидата и заслуги его рода перед государем. С одной стороны, эта традиция создавала определенную иерархию при дворе и систематизировала карьерный рост служилых людей высокого ранга. С другой стороны, царь не был свободен в подборе кандидатов на важные должности. Кроме того, постоянные местнические споры шли во вред службе. В 1556 г. Иван Грозный своим указом ограничил местничество, а в 1682 г. решением Земского собора оно было окончательно отменено.Как было упомянуто выше, вторым по важности думным чином являлось окольничество. Этот чин был учрежден в XVI в., а в XVII столетии его получали в основном потомки московских боярских родов, служивших еще Ивану Калите и его наследникам. Окольничие могли занимать все те же посты, что и бояре, однако самые высшие должности были для них недосягаемы.Существовали также думные дворяне и думные дьяки. Эти должности, учрежденные Иваном Грозным, были доступны выходцам из неродовитого дворянства и приказной бюрократии. Их получали не по знатности рода, а за военные и административные заслуги. Именно на плечи думных дворян и думных дьяков ложилась основная тяжесть деятельности Боярской думы. Будучи самыми грамотными, они составляли доклады, формулировали решения и протоколировали заседания. Эти люди также могли получать важные должности. Например, судьей Посольского приказа по традиции назначался думный дьяк.Несмотря на самодержавный характер власти царя, управление государством подразумевало некоторую коллегиальность, что нашло отражение в известной формуле «царь указал и бояре приговорили».Во второй половине XVII в. количество членов Боярской думы сильно возросло. Управлять ею становилось все сложнее. Поэтому царь Алексей Михайлович часто совещался с Ближней думой, в состав которой входили избранные бояре, думные дворяне и думные дьяки.Ядром административного аппарата в Московском государстве являлась приказная система. В конце XV — начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, — поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI — XVII вв. — это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод — Разрядный, поимкой преступников — Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: например, Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.В период правления Алексея Михайловича Тишайшего количество приказов резко увеличилось. Были созданы, в частности, Монастырский, Малороссийский, Смоленский приказы, приказ Купецких дел. В середине XVII в. насчитывалось 53 приказа, а к концу столетия — более 90. Характерными недостатками приказной системы можно назвать отсутствие четкого разделения сфер деятельности, волокиту и взяточничество. Чтобы искоренить их, царь учредил два специальных ведомства — приказ Тайных дел и Счетный приказ. Они подчинялись непосредственно государю и должны были контролировать работу остальных приказов.Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих. Приказной судья — это окольничий или боярин, поставленный царем во главе ведомства. Название этой должности указывает на то, что ее обладатель имел не только административные, но и судебные функции. Приказной дьяк — чиновник, получавший денежное, а иногда и поместное жалование, на котором лежала ответственность за организацию всей деятельности ведомства (в каждом приказе было несколько дьяков). Подьячие — это низший приказной чин, обыкновенные делопроизводители.Особое место в системе управления Московским государством XVI — XVII вв. занимают Земские соборы. Земский собор — это сословно-представительный законосовещательный орган. Земские соборы созывались нерегулярно, исключительно по воле государя, они не имели законодательной инициативы и, следовательно, никак не ограничивали самодержавную власть царя. Обычно в них принимали участие Боярская дума, представители высшего духовенства и депутаты от служилых людей. Иногда к участию в заседаниях допускались выборные от горожан, в единичных случаях — от черносошных крестьян. Земские соборы играли важную роль в государственной жизни тогда, когда по каким-либо причинам ослабевала царская власть. Они поддерживали ее своим авторитетом. После окончания Смуты самодержавие неуклонно укрепляется, и в созыве Земских соборов постепенно пропадает необходимость. Некоторые исследователи считают, что последний Собор состоялся в 1653 г. по вопросу о присоединении Украины. Другие ученые называют последним Собор 1682 г., на котором было принято решение об отмене местничества.

входит в обращение с середины 16 в.

Зарождение приказной системы происходило в конце 15 — начале 16 вв. В её формировании важную роль сыграли преобразования середины 16 в. В это время сложилась основная сеть постоянных Приказы : Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (60-е гг. 16 в.), Казённый (1512), Костромской четверти (60-е гг. 16 в.), Ловчий (1509), Новгородской четверти (60-е гг. 16 в.), Оружейной палаты (1-я половина 16 в.), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 в.), Посольский (1549), Разрядный (1-я половина 16 в.), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (60-е гг. 16 в.), Холопий (середина 16 в.), Челобитный (середина 16 в.), Ямской (1550). Военные реформы привели к созданию Разрядного Приказы , ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного Приказы , которому было поручено обеспечение служивших в этом войске дворян землёй. К этому же времени относится появление Стрелецкого Приказы , ведавшего др. частью русской армии — стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского Приказы Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного Приказы Расширение международных связей способствовало обособлению Посольского Приказы от других Приказы Следствием сохранявшихся остатков разобщённости отдельных земель, вошедших в состав государства, явилось создание наряду с общегосударственными финансовыми Приказы Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (см. Чети ), а также специальных судебных Приказы с областной компетенцией. Расширение границ на Ю.-В. положило начало существованию Приказы Казанского дворца.

Термин «Приказы » применялся не только к центральным учреждениям. Приказы называются также некоторые местные дворцовые учреждения, как, например, возникшие в 20-х гг. 17 в. Новгородский и Псковский дворцовые Приказы , находившиеся в ведении Приказы Большой казны. Название Приказы употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями. В основу деятельности Приказы был положен функциональный принцип. Каждый Приказы ведал определённым кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и чёткого разграничения функций между отдельными учреждениями; для многих Приказы было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным. Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Стоявшие во главе Приказы лица получили в 17 в. название судей (от судебных функций большинства Приказы ). В 16 в. среди них преобладали дьяки , в 17 в. некоторые крупные Приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне (см. Думные чины ). Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших Приказы (Разрядного, Посольского, Поместного). Непосредственное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность личного состава Приказы («приказных людей») колебалась от 3 до 400 чел. Первоначально Приказы не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с начала 17 в. К 17 в. относится новый этап в истории приказной системы. Только в 1613-19 было организовано 11 Приказы В области военного управления были созданы Приказы : Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с Приказы Большого прихода начали действовать Приказы Новой четверти и Большой казны, а полномочия территориальных четвертей были значительно расширены. В 1-й половине 17 в. создавались также временные Приказы , которые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали существование. В военное время возникали Приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Временный характер носили также многочисленные сыскные Приказы В результате к середине 17 в. насчитывалось около 80 Приказы В эти годы имели место и попытки централизации управления путём объединения руководства нескольких Приказы в одних руках.

В 50-60-х гг. правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были созданы Приказы Тайных дел и Счётный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных Приказы и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 80-х гг. правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Оно объединило большинство четвертей с Посольским Приказы , создало на базе Приказы Большой казны крупное финансовое учреждение, в котором слились Приказы Большого прихода и Новой четверти, передав ему значительную часть финансовых функций четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 в. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 сохранился, например, Сибирский Приказы ).

Лит.: Вернер И. И., О времени и причинах образования Московских приказов, М., 1907; Веселовский С. Б., Приказный строй управления Московского государства, К., 1912; Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М. — Л., 1946; Зимин А. А., О сложении приказной системы на Руси, «Доклады и сообщения института истории АН СССР», М., 1954, в. 3; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, [М.], 1961; Устюгов Н. В., Эволюция приказного строя Русского государства в XVII в., в сборнике: Абсолютизм в России. Сб. ст., М., 1964; Чернов А, В., О зарождении приказного управления в процессе образования Русского централизованного государства, «Тр. Московского гос. историко-архивного института», т. 19, М., 1965. Список Приказы в кн.: Советская Историческая Энциклопедия, т. 11, М., 1968, ст. Приказы.

Статья про слово «Приказы » в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3955 раз

В 16-17-м вв. привычных сегодня нам министерств и ведомств не существовало. Аналогами служили приказы. Их особенностью было то, что они дублировали друг друга, были до конца не понятны функции конкретного приказа. Проблему порой решить было невозможно. Однако среди них выделялся Поместный приказ.

Именно о его функциях и особенностях пойдет речь в данной статье.

Поместный приказ: функции

Итак, что это было за ведомство? Поместный приказ в 16-17 вв., или поместная изба в более позднее время, занимал центральное место в управлении Московского государства. Это было второе по значимости после Разрядного ведомство. Если последний распределял ключевые должности и посты, то Поместный приказ управлял поместным и вотчинным землевладением.Чтобы понять по-настоящему его значимость, перейдем к ключевым понятиям видов землепользования.

Что такое вотчина

В 16-17-м вв. Московия было единым Однако этот процесс был очень долгим. До этого на Руси существовал только один вид землепользования — вотчина. Дословно «от отца». Сравним современное «отчим» — слова имеют общий корень.

Вотчина — это владение, которое передавалось от отца к сыну. Традиция была настолько сильна, что это право считалось священным. Даже при захвате вражеских земель никто не мог подумать о том, чтобы забрать землю у владельца. Государство, в нашем понимании этого слова, не претендовало на это. Владельцем такой земли назывался боярин. Это был высший титул в нашей стране от образования государства до реформ Петра Великого, т. е. тысячелетняя традиция. Особенностью такого держания было то, что боярин мог примкнуть со своей землей к любому государству, создавая некий анклав. Представим ситуацию, когда, скажем, владелец земельного участка в Новосибирской области решил примкнуть к США или Франции. По законам 15-16-го вв. это было вполне возможно. Так, Москва перетянула на свою сторону почти всех бояр Рязани, сделав из этой земли подобие бублика. Рязанским князьям ничего не оставалось делать, как влиться в Московское княжество.

Что такое поместье

Поместье — это принципиально другое владение. Помещик — это не боярин, а дворянин.

Он выполняет функции государственной военной службы. За это и получает землю. Если князю не нравился тот или иной помещик, он спокойно мог забрать у него землю. В этом принципиальное отличие от вотчины.

Роль Поместного приказа

Исходя из понятий землепользования, можно сделать вывод, какую роль играл Поместный приказ:

  • Распределение поместий.
  • Подтверждение прав собственности.

Распределение поместий

Даже непосвященному в нашей стране можно понять, какой властью пользовался чиновник, который назначал землю. Московский князь, а с началом правления Ивана Грозного царь, как правило, не занимался распределением кусков земли своим будущим воинам.

Право на владения выдавал Разрядный, однако Поместный приказ — это приказ, который мог определить как лучшие земли, так и болотистые. От этого ведомства зависело очень много для будущей судьбы человека. Как ни странно, но взятки и подкупы играли малую роль в распределении. Лишние деньги просто не нужны в феодальном обществе, которое кормится от продуктов сельского хозяйства. Принципиальное значение имело происхождение, род. Если дворянин был выходцем из знатных боярских фамилий, то ему доставались лучшие поместья. Для «холопов», т. е. выходцев из крестьян, предназначались самые «худые» наделы.

Подтверждение прав собственности

До 16-17-го вв. проделало сложный путь централизации. Раздробленность, постоянные войны, переход одного княжества в другое породили массу проблем среди бояр. Их вотчины порой невозможно было подтвердить документально. Поместный приказ имел в распоряжении книги, в которых хранились династии с землепользованием. Однако переход в единое управление порождал проблемы бюрократического характера. Не все данные со всех земель дошли до единой канцелярии. Таким боярам приходилось долго оббивать пороги Поместного приказа. Некоторые переходили в статус «детей боярских», т. е. обезземеливших бояр, чьи предки когда-то владели огромными землями. Многие из них и пополняли ряды дворян.

Землю, конечно, они получали, но это уже была не собственность, а оплата за службу.

Конечно, главнее был Разрядный приказ. Именно он назначал поместья и вотчины, однако межеванием занимался именно Поместный.

Впоследствии роль ведомства возрастала. Помимо традиционных функций архива и канцелярии при Разрядном приказе, в его задачу стал входить сбор всех налогов и податей с земель, перепись и межевание, а также набор рекрутов в армию.

Численность

Поместный приказ — это второе по значимости ведомство, как было сказано выше. Людей «с улицы» в него не брали. Во главе приказа был боярин, который, как правило, входил в думу. Иногда его заменял думный дьяк, что, в принципе, было равнозначно. У него было в помощниках два дьяка и около 200 сотрудников — подьячих. С ростом функций штат доходил до 500 человек.

Первая землемерная школа

Поместный приказ считается первым ведомством в России, где начали готовить землемеров. Учащиеся были разделены между отделами (столами). Их численность доходила до 100 человек. Обучение продолжалось около 2-3 лет. Школяры изучали математику, грамматику, землемерное дело, черчение, технику оценки качества земли.

Порядок работы

Если кто-либо пожалуется на современную бюрократию, расскажите ему о порядке рассмотрения запроса в Поместном приказе в 16-17-м вв.:

  1. На прошениях дьяки делали запись, какие подготовительные этапы необходимо провести подьячим.
  2. Подьячие находили книги, выписывали из них нужные выдержки, прикрепляли к прошению все справки.
  3. На Коллегии приказа слушалось прошение, принималось решение.
  4. Местные воеводы на местах исполняли решение.

Порядок похож на современный судебный процесс. Кто имел опыт, знает, сколько месяцев, а иногда и лет это может тянуться.

Введение
1. Приказы главные или государевы
1.1. Приказ Тайных дел
1.2. Посольский приказ
1.3. Разрядный приказ
1.4. Приказ Большого дворца
1.5. Стрелецкий приказ
1.6. Приказ Казанского дворца
1.7. Сибирский приказ
1.8. Поместный приказ
1.9. Приказ Большой казны
1.10. Большой приход
1.11. Разбойный приказ
2. Другие приказы и ведомства
3. Роль приказов в Московском централизованном государстве
Заключение
Список использованной литературы

Введение

В середине XVII века Россией правил, по отзывам современников, необычайный государь, который отличался от прежних русских правителей, вспыльчивостью и в тоже время быстрой отходчивостью, будучи одновременно и «мягким» и «твердым», когда это было необходимо, видимо за это и был прозван «Тишайшим».
Прежде всего, эти качества Алексея Михайловича проявились в законотворческой деятельности и укреплении самодержавной власти.
Усиление законов открывало большие возможности для усложнения аппарата управления в России, в том числе и для роста бюрократии.
При Алексее Михайловиче завершилось формирование структуры царского правительства. XVII столетие оказалось эпохой расцвета приказной системы. Приказы фактически выполняли функции министерств. К концу правления Алексея Михайловича число приказов достигло 40. Периодическое появление и роспуск новых приказов (на протяжении века их было около 80) объясняется спецификой возлагавшихся на них обязанностей. В зависимости от функций приказы подразделялись на постоянные и временные.
Приказы делились также на территориальные и общегосударственные. С помощью первых осуществлялось управление отдельными землями, прежде всего недавно присоединенными и (или) отдаленными территориями.
Большинство исторических исследований о России в XVII в. содержат ссылки на сочинение подьячего Посольского приказа Григория Карповича Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича».
Столь высокая популярность объясняется тем, что сочинение, написанное по заказу шведского правительства, энциклопедично по содержанию. В нем содержатся сведения о самых разнообразных сторонах жизни русского общества XVII в. — от придворного быта до сословной структуры, политического устройства и состояния экономики страны.
Нас же для целей настоящей работы будут интересовать сведения о московских приказах, сосредоточенные в главе 7 упомянутого сочинения, озаглавленной Григорием Карповичем «О Приказех».
Сам же Катошихин в конце 1650-х был писцом, а потом подьячим в посольском приказе.
По мнению историка А.И. Маркевича, автора труда «Григорий Карпович Котошихин и его сочинение о московском государстве XVII века», Котошихин родился приблизительно в 1630 г. Он был сыном казначея одного из московских монастырей и с молодых лет связал свою жизнь с приказной службой. Григорий Котошихин вступил в приказную среду, начав, как и полагалось, с низшей ступени. В своей автобиографической записке он сообщал, что «с самых юных лет служил верно и усердно его царскому величеству в Посольском приказе, сперва писцом, а потом подьячим» . По какой-то причине он умолчал о том, что начал службу в другом ведомстве. Между тем сохранились документы, в которых его имя значилось среди подьячих приказа Большого Дворца.
Прикомандированный к посольству кн. Прозоровского и Ордина-Нащокина для заключения мира (Кардисского, 1661) со Швецией, Котошихин играл при переговорах видную роль. Он вступил в сношения со шведским комиссаром Эберсом, которому, за денежное вознаграждение, сообщал копии с секретных инструкций, данных русским уполномоченным.
В конце 1663 или начале 1664 г. Г.К.Котошихин был послан к стоявшей на Днепре армии кн. Черкасского кн. Прозоровского, для переговоров с поляками. Сменивший Черкасского и Прозоровского воевода князь Юрий Алексеевич Долгоруков потребовал от Котошихина, чтобы он написал донос на его предшественников. Не желая исполнить этого требования и опасаясь мести Долгорукого, Котошихин бежал сначала в Польшу, потом в Пруссию и Любек и, наконец, в Нарву, откуда был отослан в Стокгольм.
За границей он принял имя Ивана-Александра Селицкого, кроме того, отказался от православия и перешёл в протестантизм. В Стокгольме он был принят на шведскую службу и причислен к государственному архиву. Здесь он написал сочинение о России в царствование Алексея Михайловича.
За убийство в нетрезвом виде хозяина дома, в котором жил, Котошихин-Селицкий, по приговору суда, был обезглавлен в Стокгольме, в 1667 г.
Рукопись сочинения Котошихина находилась в шведском переводе в нескольких библиотеках в Швеции. В 30-х годах XIX века о её существовании узнал А. И. Тургенев. В 1837 году профессор Гельсингфорского университета С. В. Соловьев нашёл этот перевод в стокгольмском государственном архиве, а в 1838 году им был открыт и русский оригинал, в библиотеке Упсальского университета.
Сочинение Котошихина разделяется на 13 глав, в которых он трактует о царях и царской семье, их образе жизни, придворных церемониях, о царских чиновных и служилых людях, о сношениях московских царей с иноземными государями, о царских дворах, приказах, городах, их управлении, об организации войска, о торговых людях и торговле, о крестьянах, о боярах и их быте. Хорошо знакомый со всеми сторонами жизни московского государства, Котошихин сообщает драгоценные данные для изучения государственной и общественной жизни допетровской Руси. Фактические неточности немногочисленны и неважны.
Усвоив многие западные воззрения, Котошихин отрицательно относится к устаревшей организации московского государства и к исполненным предрассудков, невежества и безнравственности формам жизни московского общества. По своим взглядам Котошихин нередко считается одним из предвестников реформ Петра Великого. С другой стороны, необходимо учитывать то, что Котошихин писал текст по заказу шведского правительства и был крайне критически настроен к российскому правительству, поэтому не все его оценки вполне объективны.

Список использованных источников

  1. Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, — 800 с.
  2. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича/Репринт.изд. – СПб.: Кристалл, 1996, — 386 с.
  3. Маркевич А.И. Григорий Карпович Котошихин и его сочинение о московском государстве XVII века// «Вопросы истории», 4, 1968, сс.52-68.

Общий объем: 30 стр.

Год: 2011

Наибольшего развития приказная система управления достигла в XVII в. Первая половина века была заключительным этапом ее сложения. Приказы являлись центральными исполнительными и судебными органами государственного аппарата со- словно-представительной монархии.

Несмотря на громоздкость, параллелизм и нечеткость разграничения функций, приказы к середине XVII в. сложились уже в единую систему централизованного управления, имея определенную структуру, стабильность штатов и довольно высокий уровень централизации деятельности. Вместе с кратковременно действовавшими приказами их общее число в XVII в. достигало 80, а длительно действовавших приказов насчитывалось до 40.

В Уложении 1649 г. упомянуто 16 приказов, два из них имеют собирательный характер - Судный приказ и Четверти. И тех и других было несколько. Тот факт, что Уложение коснулось приказного строя лишь в относительно малой степени, объясняется, на наш взгляд, следующими тремя обстоятельствами. Во-первых, в Уложении нет конституционных норм, содержащих правовые основы структуры и компетенции органов государственной власти.

Те из них, которые возникли до Уложения, подразумевались само собою действующими на основе сложившейся системы компетенции. И лишь в тех случаях, когда вводились новые органы управления или компетенция ранее возникших обретала особо важное для государства зпачепие, Уложение уделяло им специальное внимание. Так, основанному по Уложению 1649 г. Монастырскому приказу отведена отдельная, XIII глава. Выделены в отдельные главы вопросы деятельности Печатного (гл. XVIII), Стрелецкого (гл. XXIII) приказов и Новой четверти, занимавшейся борьбой с корчемством (гл. XXV). Во-вторых, многие приказы были одновременно административными и судебными органами.

Детальное освещение в Уложении судопроизводства и процессуальных вопросов не могло не привести к упоминанию деятельности прежде всего тех приказов, в обязанность которых входил разбор дел в соответствии с их отраслевым или территориальным назначением.

В-третьих, крупнейшие из приказов - такие как Поместный, Холопий и Разбойный - не могли быть не указаны по своему прямому назначению в силу того, что в Уложении уделено большое внимание поместно-вотчинному землевладению, правам феодалов на крестьян и холопов ж борьбе с татьбой и разбоями. Этими указаниями составители ограничились.

Вопрос о классификации приказов является спорным. Мы не будем входить в рассмотрение этого спора и придерживаться той или иной классификации, поскольку речь идет о весьма ограниченном числе приказов. Примем лишь деление на приказы с внешнеполитической и внутриполитической ориентацией. Из первых в Уложении указаны Посольский приказ и Разряд, но оба упомянуты лишь в связи с подчиненными для них внутриполитическими функциями.

На Посольский приказ возлагался сбор полоняпичных денег, предназначенных для выкупа пленных. Раньше этим занимался Полоняничный приказ. Меняло Уложение и систему сбора - не по сошному письму, как ранее, а по новым переписным книгам 1646-1648 гг., т. е. подворно (VIII, 1).

В другом случае в связи с выдачей из Посольского приказа иностранным гостям и торговым людям проездных грамот оговорено: с английских и голландских гостей, которым дана государева жалованная грамота, не брать печатных пошлин с их челобитных на русских торговых людей «в торговле о управе» (XVIII, 55).

Только в этой же главе о печатных пошлипах упомянут дважды крупнейший военный и тем самым внешнеполитический по своей определяющей функции Разрядный приказ . Из записей следует, что Разряд ведал производством по службе дворян и детей боярских: из городовых производил в дворовые, а из дворовых в разряд по выбору.

В более широком плане Разряд верстал дворян и детей боярских в службу, назначал жалованье и определял, «по которому городу велено службу служить». Разряд рассылал грамоты, которые поступали в Печатный приказ для приложения печатей и взыскания пошлин (XVIII, 65, 69) . И, безусловно обязанностью Разрядного приказа было оповещение через городовых воевод ратных людей о сборе в назначенных пупктах в случае предстоящпх военных действий (VII, 2). В решении внешнополптическпх задач определенную роль, которая со временем возрастала, играл Стрелецкий приказ . В еще большей мере стрельцы как военная сила использовались внутри страны и в качестве повседневной полицейской силы, и для подавления народных движений.

Уложение 1649 г. впервые в законодательстве определяло объем и характер компетенции Стрелецкого приказа, хотя на практике дело таким же образом обстояло и рапее. Стрелецкий приказ рассматривал все дела о стрельцах, кроме разбоя и татьбы с поличным (XXIII, 1).

Иски стрельцов к сторонним людям и встречные иски к стрельцам рассматривались в тех приказах, где ведомы ответчики и истцы, но при наличии «подписных челобитных из Стрелецкого приказа» (XXIII, 2). Таким образом, небольшая, всего из трех статей, отдельная глава Уложения касается лишь подсудности стрельцов.

Значительно больше внимания Уложение уделяло приказам, ведущей функцией которых были вопросы внутренней политики, касавшиеся экономической и социальной основы существующего строя - феодального землевладения, положения феодально зависимых слоев населения и обеспечения правопорядка, связанного прежде всего с охраной жизни и имущества господствующих и имущих кругов.

I Коротко о главном

В этот период окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы.

1. Приказы, ведавшие специальными отраслями управления:

Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа.

2. К военным приказам следует отнести: Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный.

3. Судебно-административные функции осуществляли приказы: Поместный, Земский, Холопьего суда.

4. Приказы, ведавшие определенными территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др.

5. Дворцовыми делами и финансами ведали приказы: Новая четверть, Большого дворца, Большой казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Большого прихода.

Приказы в своих руках сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как и раньше приказы дублировали друг друга как в работе по своим отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую путаницу в системе управления и суде.

II Подробно

Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия). Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились "служилые люди по отечеству" (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и "служилые люди по прибору" (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ , который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности).

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ , который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы . В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины).

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ , который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию - взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ .

Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ .

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ , который ведал внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ , который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанностьХолопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались - по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа , а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданиемМалороссийского приказа , возвращение смоленских земель -Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние "беспородных людей". Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше-2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и "сидеть негде, стоя пишут". Рост числа приказных служителей - свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни число центральных ведомств быстро росло. В XVII в. существовало до 80—90 приказов, но постоянных — вдвое меньше; остальные возникали по мере надобности и, просуществовав год — другой, исчезали.
Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Чересполосица, запутанность в приказном управлении сильно мешали делу. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой — давили, как пресс, на органы местного, в том числе и особенно выборного управления.
Ряд приказов имел общегосударственную компетенцию. Это в первую очередь группа административных учреждений. Первое место среди них принадлежало Разрядному приказу, или Разряду. Он разряжал, или наряжал, т.е. распределял, назначал служилых людей по отечеству — дворян и детей боярских — на службу по
военному, гражданскому и придворному ведомствам. Поместный приказ ведал поместными и вотчинными землями центра Европейской России, где располагались земельные владения феодалов. Он наделял дворян землей, в соответствии с «окладом», назначенным Разрядом. Ямской приказ обеспечивал организацию ямской гоньбы — почтовой связи для нужд государства. Казенным каменным строительством, заготовкой для него материалов занимался Приказ Каменных дел. Три приказа ведали финансами. Приказ Большого прихода собирал через своих представителей на местах таможенные доходы, наблюдал за мерами длины и веса. Приказ Новой четверти, или Новая четь, ведал кабацкими соборами в Москве и южных городах, вел борьбу с незаконной продажей вина и табака. Приказ Большой казны имел широкие полномочия: в его подчинении были казенная промышленность и торговля, чеканка монеты, а с 1680 г. таможенные и кабацкие сборы.
Некоторые приказы занимались судебными делами. Разбойный разбирал дела об убийствах, разбоях, кражах по всей стране, кроме Москвы; Земский ведал уголовными делами, а также осуществлял полицейские функции в столице. Суд над отдельными группами населения или на определенной территории вершили другие приказы. Политические, должностные преступления тоже разбирались в разных учреждениях.
Компетенция нескольких приказов носила областной характер. Пять из них, так называемые четверти — Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская (Нижегородская) и Устюжская — собирали налоги, осуществляли управление и суд на определенной территории. Всем Поволжьем, землями бывшего Казанского и Астраханского ханств управлял Приказ Казанского дворца. Он же ведал землями Сибири, присоединение которой началось с конца XVI в. и продолжалось в следующем столетии. В 1637 г. для управления Сибирью учредили специальный Сибирский приказ. В него поступал ясак — налог мехами или деньгами.
В Челобитенном приказе судились начальники, дьяки, подьячие, сторожа самих приказов. Он же выступал в роли высшей апелляционной инстанции по судебным делам всех остальных приказов. Приказ как бы стоял над другими учреждениями. Сходные, но более широкие функции имел Приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений, послов, воевод; ему же подчинялось все хозяйство царской фамилии. Существовал он, правда, недолго: с 1654 до смерти Алексея Михайловича (1676).
В 1621 г. возник Приказ счетных дел, который проверял доходы и расходы всех приказов. Это учреждение, как и приказы Тайный, Челобитенный, осуществляло надзор, контроль за другими приказами.
Особое место занимала группа дворцовых приказов, ведавших обслуживанием царского семейства и двора. Приказ Большого дворца управлял дворцовым хозяйством в столице, дворцовыми волостями и селами по всему государству. В Казенном приказе (дворе) хранилась вещевая казна монарха. В Конюшенном приказе наблюдали за царскими конюшнями и мастерскими, изготовлявшими кареты, сани, упряжь для царских выездов.
Внешнеполитические функции были прерогативой Посольского приказа. Он же собирал со всей страны налоги на выкуп пленных: полоняничные деньги. Ему подчинялись донские казаки, служилые татары, перешедшие на русскую службу после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири, а также учреждения, которые власти создавали для управления присоединенными к России землями: приказы Малороссийский, Велики я России, княжества Смоленского и др.
Обороной государства, а это тоже функция внешнеполитического характера, занималась группа военных приказов, одновременно имевших и некоторые внутриполитические функции. Разрядный приказ, главный из них, руководил
военными операциями. Другие приказы — Стрелецкий, Пушкарский, Иноэемский, Рейтарский и Казачий — ведали специальными родами войск.
Единства в распределении дел между приказами не существовало. Вся эта громоздкая махина с трудом поддавалась контролю верховной власти. В последней четверти столетия стало почти обычаем объединять приказы в группы. Одну из них составляли Посольский, Новгородский, Владимирский, Галицкий, Устюжский, Малороссийский, Великия России и Смоленский. В другую входили Большой приход, Большая казна и Новая четь. В третью — Костромская четь и Стрелецкий. В четвертую — Пушкарский и Рейтарский. Это были опыты, попытки не очень удачного упрощения громоздкой приказной машины. Они подготовили реформу центрального управления, проведенную при Петре.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!