Героическая симфония шостаковича. Седьмая симфония Шостаковича. Ленинградская

25-го сентября 1906-го года родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович, которому судилось стать одним из самых исполняемых в мире композиторов. Позже он скажет: «Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Однако президентство Шостаковича спасло ее. Поздравления пришли не только от советской аудитории, которая подготовила работу в течение сорока минут, но и от зарубежных композиторов. Форма и музыкальный язык Симфонии № 5 более доступны, чем предыдущие произведения композитора. При входе в первую часть виолончели и скрипки есть длинные монументальные мелодии, которые строят среднюю часть этого отрывка. Виолончель также играет важную роль в движущемся Скерцо, ведущем к задумчивости Ларго. Заключительная часть - триумфальный марш - ведет к победе.

В день рождения великого композитора ХХ-го века предлагаем вам открыть мир страстей через искусство его музыки. Одно из важнейших произведений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - «Седьмая симфония ор. 60 «Ленинградская» до мажор».

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Дальнейшее чтение этой работы может предполагать здесь интерпретацию повторения мотивов как пустоты и всеохватывающей бессмыслицы угловых петель. Победа, которую некоторые видят, может восприниматься другими как катастрофа. Это похоже на стук на металлический брусок, повторяющийся, и вы начинаете повторять через некоторое время. Напротив, вторая сюита для джазового оркестра была написана в течение нескольких месяцев после пятой симфонии, хотя эскизы этого сочинения относятся к студенческим годам Шостаковича.

Тем не менее, используемое в настоящее время название находится в счете. Вся композиция существует сегодня только в фортепианной части. Остальное было потеряно во время Второй мировой войны. В последние годы эта 20-минутная работа получила много гласности, а также занимает высокие отметки на радиостанциях с серьезной музыкой. Шостакович был известен как в Советском Союзе, так и за рубежом. Его слава как величайшего советского композитора распространилась за годы композиции, а также оставила много других композиций: серию струнных квартетов, сонаты, оперы, легкую музыку, кинематографическую музыку и современный цикл прелюдий и суставов для фортепиано.

Какая музыка во всем,

Всем и для всех - не по ранжиру.

Осилим... Выстоим... Спасем...

Ах, не до жиру - быть бы живу...

Ее всегда трактовали как произведение, рисующее ужасы войны, фашизма и стойкость советского народа. Однако, симфонию Шостакович начал писать задолго до начала Великой Отечественной. Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Кто-то считает, что это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Есть предположение, что «тема нашествия» построена на одной из любимых мелодий Сталина - лезгинке, согласно другому - Седьмая симфония первоначально задумывалась композитором как симфония о Ленине, и только война помешала её написанию.

Тем не менее, суть его работы - пятнадцать симфоний, которые в некотором смысле отражают трагическую историю Советского Союза. В течение многих лет Симфония была работой молодого государственного призера, основанного на классической форме с классическим актерским составом, а в отношении музыкальных идей - из музыки Чайковского, а затем и русских композиторов Игоря Стравинского и Сергия Прокофьева. В этих композициях мы слышим отголоски произведений Стравинского, Бартока и Хиндемита. Посвятил ее позже в осажденный город.

Это уникальный запрос для миллионов жертв. В нем затрагиваются вопросы советского антисемитизма и вопрос о беспощадной государственной цензуре. Темы и послания симфонических произведений делают Шостаковича одним из величайших композиторов классической музыки в разных смыслах слова. Он также был пианистом и учителем музыки. У него было польское происхождение.

Сам композитор писал: «Сочиняя тему нашествия, я думал о совсем другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий - ненавидел всякий фашизм».

В сентябре 1941-го года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. 1-го октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941-го года и была закончена симфония.

Через год он принял участие в 1-м Международном конкурсе пианистов для них. Шопена в Варшаве, получив почетный диплом. Мейерхольдом и составил свою первую оперу, №. Ленинграде, который он завершил после эвакуации в Куйбышев. От 1-й Симфонии до Оратория Песен о лесах.

Его работа, первоначально экспериментальная и инновационная, ссылаясь на стилистику экспрессионизма, временно препиралась советскими идеологами, которые навязывали создателям нормативную эстетику. Волковым. В большинстве своих композиций Шостакович использовал смелые гармонические решения, богатый, но, как правило, мотористский ритм, блестящую оригинальную аппаратуру.

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда .

Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 19 июля 1942-го года в Нью-Йорке — её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини.

Он разработал свой, легко узнаваемый стиль. Малер, развитый независимо от авангардистских тенденций в европейской музыке; Произведения поздних произведений Шостаковича характеризуются сверхъестественной трагедией музыкального выражения. Затем концерт был проведен под управлением дирижера Карла Элиасберга.

Вы также можете выбрать транспортные средства, которые находятся поблизости - ул. Сегодня вечером с солнцем Тибериу, которым обладает гений Шостаковича, он полностью преуспел. Быстро, с которой начинается первая часть симфонии, начинает говорить с первого момента, что это будет бескомпромиссная, краткая и полная интерпретация. В Румынии широко распространено мнение о том, что Шостакович был пролеткулистским композитором, коммунистом, какой-то музыкальной ценности, но грязный с компромиссом. На Западе монета ударила после его смерти, что он был бы антикоммунистом в первую очередь.

9 августа 1942-го года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг .

На протяжении 900 дней и ночей город выдерживал осаду фашистских войск. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей. Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:

Тот, кто надеется закончить, несмотря на все неустанное доказательство того, что у него нет оснований надеяться, что по крайней мере бесконечная боль, если она записана в художественном выражении, тогда мир еще не закончился. Знаменитый момент, известный как «тема вторжения», был совершенным драматическим прогрессированием этим вечером. Этот остинато, который является просто глупой мелодией, представляет собой две темы: двойственность нацистского и коммунистического тоталитаризма в одном месте, в абсурдном развитии болеро, который становится все более гротескным с каждым повторением.

«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть»…

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

И сегодня, глядя на то, что происходит недалеко от нас в Украине, смысл этого болеро внезапно становится тревожным. Сегодня эта симфония посвящена Ленинграду, Санкт-Петербургу и связана с блокадой бывшей имперской столицы немецкой и финской армиями. Шостаковича составил эту часть в Ленинграде за несколько недель до того, как город был полностью окружен почти 900 дней. Только человек, который глубоко понимал ужасы, которые производились в Советском Союзе под маской «лучшего мира», мог иметь такую ​​дальновидную силу.

Чудовище этого болеро, которое может только напугать, материализуется в реальной жизни и истории из-за потери более миллиона жизней среди гражданского населения осажденного города и смерти еще одного миллиона солдат Красной Армии, не говоря уже о двух миллионах раненых, только со стороны россиян. Следующий раздел этой первой части, Аллегретто, музыка спокойного громадного до катастрофы, возглавлял Солнце, конечно, избегая легкого пути сентиментальности.

Солдатам голову кружа,

Трехрядка под накатом бревен

Была нужней для блиндажа,

Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души и тела топтала.

Вся эта человеческая трагедия существует в симфонии Шостаковича в описательной форме, но трудно вывести конкретную картину, которая может быть связана с историческим эпизодом, как в случае программной работы. Это описание беспорядков композитора, немых, отягощенных бременем надеть ноты «Реквием» для миллионов мертвых. В Восточной Европе так много стран с общей судьбой во время войны, но особенно в течение полувека коммунизма. Все эти страны насчитывают в общей сложности сотни миллионов людей, как один человек предполагает выразить боль каждого?

Стенали яростно, навзрыд,

Одной-единой страсти ради

На полустанке - инвалид,

И Шостакович - в Ленинграде.

Александр Межиров

Д.Д. Шостакович «Ленинградская симфония»

Это был не Энеску, а Шенберг, обеспокоенный своей собственной современностью, интровертированный или нет, ни Гершвин, ни Корнгольд, увлеченный звуками американского приключения, и другие, потому что никто не верил, что симфонический жанр все еще может достичь высот Бетховена или Малера, Только этот Шостаковичи, ампутированная душа, художественная уродство, наивно наивно сражаясь со всеми армиями демонов, которые каждый день пытались и преуспевали, чтобы вырвать часть веры, которая осталась ему.

Тибериу Соаре - Вергилий Оприна. Здесь также было искусство Солнца: измерив этот океан страдания, так что храмы и динамика всей симфонии были согласованными от начала до конца, позволяя меланхолии Адажио третьей части затопить радио-зал, немного осознавая его музыку Шостакович. Крайние страдания осажденного города не начинались сами по себе, когда композитор закончил писать эту часть. Только в то время, когда немецкие стратеги подсчитали, что голод будет замешать население через несколько недель, а отсюда до почти трех лет сопротивления это расстояние, которое никто не ожидал.

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. Узнать, как сочинялось произведение, и при каких обстоятельствах было впервые исполнено, а также содержание и множество интересных фактов можно, на нашей странице.

В этом мюзикле могла быть только запустение. Последняя часть симфонии - это музыка победы. Это так? В этом триумфе нет радости, нет света. Только непримиримое возвращение в чистилище тоталитаризма, независимо от того, какой цвет он имел. Где апофеоз в конце-перкуссионных порывах, которые, кажется, поражают зрителя слепой яростью? Существует только огромный страх перед лиманом, который заменяет мучения смерти постепенной дистрофией с пытками расследований и депортаций в ГУЛАГе.

Симфония Шостаковича не предназначена для совершенства. Какое музыкальное совершенство вы могли бы ожидать от них? Очевидно, ни один из них не спас их благодаря уникальным прекрасным воспоминаниям о осаде, которую они будут носить в своей спасенной жизни всю свою жизнь.

История создания

Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Эта музыка - это терапия. Нужно было вылечить коллективную травму. Вот почему это стоит слушать, пока мы не исцелились после такого большого коммунизма. Это не любопытство реализма-социализма, это опыт, который должен вызвать катарсис. Оглушительно. Шостакович считается «первым музыкальным ребенком революции», почти каждый состав которого связан с недавними историческими событиями «Октябрь» или «1 мая». Композитор симфоний, произведений, балетов и камерной музыки Шостакович начал свою карьеру в тени своих соотечественников, Прокофьева, Рахманинова и Стравинского, затем развил при политической защите Леона Троцкого гибридный стиль, сочетающий гения трех ранее упоминалось.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать в симфонии ранее начатую пассакалью, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Он жил в последние дни своей жизни в Соединенных Штатах, где он безоговорочно влюбился в джаз-музыку, предпочитая направлять свои энергии в этом направлении и отказываться от почти всего классического стиля, который он освятил. Самую упрощенную музыку «маленького» русского большого можно охарактеризовать сильными музыкальными контрастами и элементами гротеска, но Шостакович имел в виду гораздо больше для музыки мирового свидетельского свидетельства, стоящего миллионы поклонников со всего мира.

Многие говорят, что смерть была принесена ему его навязчивой и перфекционистской манерой, которая заставила его работать неделями без перерыва, потребляя много сигарет и водки в этом процессе. Его одержимость совершенством осталась легендарной в мире музыки, многие композиторы назвали это истощение «синдромом Шостаковича». Вот маленький гений на репетициях его «Носа», который состоялся в том, что было бы его последним годом жизни.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: « Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Хотя русский композитор никогда не был забыт, даже самый последний выпуск Фестиваля Энеску был открыт для его Симфонии № 10, большой вклад в повышение его популярности дал голландский дирижер Андре Рие. Потому что действительно Шостакович - довольно веселый композитор, которого вы должны слушать в молчании, чтобы понять. К концу месяца все диски с музыкой Шостаковича получат 10% скидку в кампании «Музыкальные юбилеи».

В возрасте девяти лет он начал изучать музыку, сначала с матерью, затем с профессором Гласевым, под руководством которого ему удалось нарисовать свои первые композиции. После окончания школы Шостакович полон решимости жить только в музыке, поэтому он начинает двойную карьеру в качестве пианиста и композитора, но его очень прагматичный и сдержанный стиль фортепиано оказался безуспешным для публики, поэтому он больше сосредоточился на второй карьере, Его первая композиция появится под названием «Симфония № 1 в Малом Фа», когда русскому исполнилось 20 лет.

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.


Интересные факты:



Использование музыки в кинофильмах

На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века:

  • «1871» (1990);
  • «Военно-полевой роман» (1983);
  • «Ленинградская симфония» (1958).

Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочиненте, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.

Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

  • I часть написана в сонатной форме без разработки. Роль части – экспозиция двух полярных миров, а именно главная партия представляет собой мир спокойствия, величия, строящийся на русских интонациях, побочная партия дополняет главную партию, но в то же время меняет характер, и напоминает колыбельную. Новый музыкальный материал, носящий название «эпизод нашествия» - это мир войны, гнева и смерти. Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз. Кульминация отражает борьбу главной партии и «эпизода нашествия». Из коды становится понятно, что главная партия одержала победу.
  • II часть представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии.
  • III часть является адажио, написанное в жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна.
  • Финал продолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Тема сарабанды воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

«Ленинградская» симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.

Видео: слушать «Ленинградскую симфонию»:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!