Самые известные музыкальные произведения классики. Самые известные классические музыкальные произведения

Итак, в центре нашего внимания сегодня – самые известные классические музыкальные произведения. Классическая музыка вот уже несколько веков будоражит своих слушателей, вызывая у них бури чувств и эмоций. Она уже давно стала частью истории и тонкими нитями переплетается с настоящим.

Бесспорно, в далёком будущем классическая музыка будет не менее востребована, так как подобное явление в музыкальном мире не может потерять своей актуальности и значимости.

Определенно отличающийся от описанных выше работ, волшебная флейта имеет бесспорный шарм, несмотря на декларации, которые для тех, кто не знаком с жанром, могут быть немного тяжелыми. Популярная музыка сегодня разнообразна в десятках, если не в сотнях жанров. Уже ограниченные скалой, они встречают мириады, некоторые целеберры и многое следуют как хард-рок или хардкор, другое наследие в основном в прошлом, такое как бит или глэм, другие дети определенных сред или определенных широт. Подобные речи могут быть сделаны для страны, народа, джаза.

Поколения, которые часто смешиваются друг с другом, вызывая интересные загрязнения. Однако, если есть звук, который разветвил свои семена практически на всей современной английской музыке, это, вероятно, блюз. Блюз, как говорится, имеет свои корни в африканской музыке и фольклоре рабов девятнадцатого века. Только после Второй мировой войны стали выходить из афро-американских общин и стать, в известном смысле, общественным господством, набравшим край американской музыкальной сцены.

Назовите любое классическое произведение – оно будет достойно первого места в любом музыкальном хит-параде. Но так как самые известные классические музыкальные произведения сравнивать между собой не представляется возможным, в силу их художественной уникальности, то названные здесь опусы представлены только как произведения для ознакомления.

Кинг, будущий король жанра, который влюбился в эту песню, поразив ее несколькими годами позже. Бурный понедельник на самом деле является одним из самых известных блюзовых стандартов, и его исполняют сотни художников. Песня теперь включена в Зал славы разных жанров, именно потому, что она была перегруппирована и перегруппирована разными музыкантами.

Рифф, который вдохновил многие рок-гитары

Название, похоже, относится к стилю буги, который был наложен в 1930-х и 1940-х годах, главным образом благодаря фортепьяно, но здесь влияний много. Вся традиция блюза в лирических - часто откровенно цитируемых классиках жанра - как в музыке, так и в блюзе страны Миссисипи, при попытке предложить новый стиль, который затем будет переименован городской электрический блюз.

«Лунная Соната»

Людвиг Ван Бетховен

Летом 1801 года увидело свет гениальное произведение Л.Б. Бетховена, которому суждено было стать знаменитым по всему миру. Название этого произведения, «Лунная Соната», известно абсолютно всем, от стара до млада.

Название страдает от определенной автобиографии, которая появляется здесь и там в песне. Известный, во всяком случае, гитарный рифф, который многие критики считают основой, из которой начнутся десятки рок-гитар. Не случайно, что нет нескольких последовательных групп, которые хотели сыграть эту блюзовую песню, даже чтобы сообщить об этом в качестве своего влияния.

Кинг, возможно, к лучшему, известному среди неспециалистов. Король отправил в отставку, изменив настройку и тон. Добавлены луки, темп замедлился, а тень переместилась на Малый. Особенно важно слышать его живьем, потому что король всегда может дать карат карате. И его концерты позволили заметить эмоциональную транспортировку гитариста Миссисипи.

Но изначально, произведение имело название «Почти фантазия», которое автор посвятил своей юной ученице, возлюбленной Джульетте Гвиччарди. А название, под которым оно известно и по сей день, придумал музыкальный критик и поэт Людвиг Рельштаб уже после смерти Л.В. Бетховена. Данное произведение относится к одним из самых известных музыкальных произведений композитора.

Бой и ответ, который оставляет знак

Мы закрываем наш список двумя песнями, которые вышли очень далеко друг от друга, и оба подписываются одним и тем же автором. С этими двумя песнями Уотерс создал так называемый блюз Чикаго, который будет доминировать на сцене в течение нескольких лет и вдохновит десятки новых энтузиастов. Адаптеры, однако, особенно в Великобритании, перешли бы от блюза к року, взяв за собой риффы, звуки и стиль Уотерса.

С одной стороны, был текст, в котором широко освещались вуду и популярные магические ритуалы, которые, возможно, имели бы в рок-эпопее. С другой стороны, была очень особенная договоренность, сделанная из неожиданных пауз, в которой инструменты и голос Уотерса, казалось, разговаривали друг с другом, в ритме и реакции. Эта структура сразу стала стандартом не только блюза, но и всей популярной музыки, а затем импортировалась в десятки других песен.

«Турецкий Марш»

Вольфганг Амадей Моцарт

Данное произведение это третья часть Сонаты №11, появилось оно на свет в 1783 году. Изначально оно носило название «Турецкое Рондо» и было очень популярным среди австрийских музыкантов, которые впоследствии и переименовали её.

Песня, любимая Мартином Скорсезе

Это праздник Антонио Карлоса Жобима в виде плейлистов. Плейлист, рожденный от совпадения и непонимания. Совпадение происходит между двумя событиями: первое - это повторение двадцать лет смерти Джобима, и это не удивительно, скажем, что это было около двадцати лет, чего можно было ожидать. Появился новый босс, самба с синкопией и гармоничный странный джаз. Новичок на самом деле не ребенок: он на самом деле уже шестьдесят лет, а его виолончель и аранжировки хорошо известны фанатам.

Он также мультфильм, в течение четырех десятилетий отстает от самых интересных вещей, которые происходят в бразильской музыке и за ее пределами. Один такой невероятный, сольный диск никогда не делал этого. Если Виниций, Жобим и Жоао Жильберто - самая святая троица бразильской музыки, Мореленбаум представляет собой своеобразное серое возвышение. Диск, который является только шедевром, ожидаемым, и, возможно, чем-то большим: оригинальная и стандартная музыка, классика и авангард, саудад и будущее. Затем мы воспользовались недавним прохождением мастера в Италии - вот двусмысленная засада - дать ему интервью с одним вопросом.

Название «Турецкий марш» закрепилось за произведением ещё и потому что оно созвучно с турецкими янычарскими оркестрами, для которых очень характерно звучание ударных, что можно проследить и в «Турецком Марше» В.А. Моцарта.

«Аве Мария»

Франц Шуберт

Сам композитор написал это произведение к поэме «Дева Озера» В. Скотта, а точнее к её отрывку и не собирался писать такую глубоко религиозную композицию для Церкви.

Кто может быть наследниками Иобима, какие исполнители и композиторы - сегодняшняя Жобим? Идея заключалась в том, чтобы начать с его предложений по созданию обзора современной бразильской музыки. Мы пытались настаивать, но мастер на тот момент отказался, объяснив, что наследников Ирима так много и по всему миру; и затем заставил нас понять, что он не хотел делать избранный список, оставляя всех остальных. Но в целом, это лучше.

Дети Жобиму не только в Бразилии, но они разбросаны по всему миру, не вызывает сомнений. Жобим в другом месте, Жобим повсюду. Как следствие, это следующая любопытная компиляция: если они убежали, как поп-оркестровая меланхолия, в которой босс часто падал, с другой стороны, нужно обратить внимание, чтобы избежать «странного незнакомца», не строить галерею абсурдных и непочтительных интерпретаций, плейлист монстров. Бразильская певица и гитарист Ана Каролина, на ее дебютном альбоме. Это был большой успех, но не было ничего, что могло бы вызвать полемику среди пуристов.

Спустя некоторое время после появления произведения, никому не известный музыкант, вдохновленный молитвой «Аве Мария», положил её текст на музыку гениального Ф. Шуберта.

«Фантазия-экспромт»

Фредерик Шопен

Это произведение Ф. Шопен, гений периода романтизма, посвятил своему другу. И именно он, Джулиан Фонтана, ослушавшись указаний автора, опубликовал её в 1855 году, спустя шесть лет со смерти композитора.

Потому что в своей простоте эта сладкая песня обладает чудесным, чисто скалистым ощущением. Кусок не классический, больше. Вот удивительное сольное устройство, четырехструнный венесуэльский гитарист, обычно посвященный не более чем ритмическому сопровождению.

Но посмотрите, что может сделать мастер Роберто Бетанкур. Немного известная штука, и не совсем неправильно. С афро-американским саксофонистом Джо Хендерсоном мы находимся в бесконечной вселенной джазовых боссов или американских джазовых игроках, которые в какой-то момент влюбились в южноамериканские ритмы. Производя часто смущающую чесотку или даже улучшая паз полностью. Хендерсон, с альбомом, посвященным Жобиму, показывает большую чувствительность и прикосновение.

Ф. Шопен считал, что его произведение схоже с экспромтом И. Мошелеса –ученика Бетховена, известного композитора и пианиста, что и послужило причиной отказа от выпуска в свет «Фантазии-Экспромта». Однако это гениальное произведение никто и никогда не считал плагиатом, кроме самого автора.

Перемещение драгоценностей, среди прочего, является одной из немногих песен, где подлинная интерпретация Ирима остается непревзойденной. Но здесь наша флейта Никола Стило, в дуэте с пианистом Маттаном Кляйном, совершает чудо. Мы все еще официально на территории джаза, но только для удобства. Жаль, что видео отрезано частью импровизации, которая с гением снимала двух опрокинутых, ставя их в начале, а не после темы, так что оригинальная мелодия медленно опускалась, а затем появлялась в конце всего его красотой.

Это могут сделать только два бразильца. Однако для этого удара мы выбрали интерпретацию виолончелиста. Но это Мореленбаум, вместе с Сакамото, и его жена Паула в ее голосе. Еще один классик, и проблема ориентирования в самых разных версиях. Странные открытия сделаны, например, испанская версия Педро Аснара, которая ничего вам не скажет, но, похоже, у нее есть общественность, мах. А в Латинской Америке Инсенсатез также спел свой Мерседес Соса перед отъездом, но на португальском и без так много спреев.

«Полёт Шмеля»

Николай Римский-Корсаков

Композитор данного произведения являлся поклонником русского фольклора – ему были интересны сказки. Это привело к созданию оперы «Сказка о царе Салтане» на сюжет А.С. Пушкина. Частью этой оперы и является интермедия «Полёт Шмеля».

Это предпочтительнее тогда, даже по сравнению с грандиозным Пат Матени, обложкой французских свингерских певцов, одной из первых современных групп капелл. То, что они говорят, было то, что они чувствовали себя обязанными делать все это, даже если это было действительно не нужно. И последние версии, по-видимому, более высушивающие, - это те, которые в конечном счете разочаруют больше. Все время Арчи Шепп, свободный чемпион джаза, со своей абсурдной, невероятной, убедительной Гаротой. Интимный, нежный, теневой хвостовик.

Точно так же, как повторное чтение Паоло Фресу, как может быть только сардинский трубач. У Ванессы Да Мата было время международной славы несколько лет назад, после дуэта с Беном Харпером, а затем, похоже, сменили в плейлистах пляж самой молодой Марией Гаду. Эта интерпретация необоснованной неопубликованной части столь же уважительна, как и личная.

Виртуозно, невероятно живо и гениально сымитировал в произведении звуки полёта этого насекомого Н.А. Римский-Корсаков.

«Каприс №24»

Никколо Паганини

А 24-й каприс - последний из сочиненных каприсов Н. Паганини, несёт в себе стремительную тарантеллу с народными интонациями, а также признан одним из произведений, когда-либо созданных для скрипки, равных по сложности которому нет.

Три дня, чтобы загрузить двенадцать треков, которые сделали историю

И все же он говорит, как и он, вопрос неверен, как можно отделить от группы лучших из них. Выбор музыки замечателен. Не пропустите Шопена: Прелюдия № 15 в исполнении Марты Аргерих. С Вагнером он проходит чрезвычайно популярной «Полет валькирий» из «Валькирии» в исполнении Венской филармонии, дирижер Георг Шолти. Завершают две выдержки из опер: дуэт из «Кармен» Бизе в главной роли Пласидо Доминго и Татьяна Тройанос с Лондонским филармоническим оркестром под Солти, и Лучано Паваротти поет знаменитую «Че Гелида Манина» из «Богемы» Пуччини под Руководство Герберта фон Караяна для берлинцев.

«Вокализ, опус 34, №14»

Сергей Васильевич Рахманинов

Данным произведением завершается 34-й опус композитора, в котором объединены четырнадцать песен, написанных для голоса с фортепианным сопровождением. Вокализ, как и положено, не содержит слов, а исполняется на одном гласном звуке. С.В. Рахманинов посвятил её Антонине Неждановой – оперной певице.

Найдите значок «Республика», щелкните и откройте список доступных дорожек. Частное воспроизведение. КРУПНЕЙШИЕ КОНЦЕРТЫ СИГАРЕТЫ. Они три, и они всегда переоценены. Концерты Брамса и Бетховена в значительной степени совпадают, один из них отличается оригинальностью и покоряет слушателей. Он является самым популярным концертом для скрипки среди слушателей, похожим на его первый фортепианный концерт.

Бетховен не решает написать концерт на скрипке на ранней стадии своей жизни. Более того, он пишет две работы скрипки с оркестровым романом в главном мастере и главном соло в качестве упражнения перед составлением своего концерта Цигуля. Вступая в очень сильный творческий период, когда ему около 35 лет, он уже приступает к созданию своего концерта Цигулькова. В этот период он создал сонаты «Вальдштейн» и «Апассиона», третья соната для виолончели, его лучший фортепианный концерт - четвертый, симфонический оркестр Эроики, квартеты Разумовских и другие великие произведения.

Очень часто это произведение исполняется на скрипке или виолончели в сопровождении фортепианного аккомпанемента.

«Лунный Свет»

Клод Дебюсси

Это произведение было написано композитором под впечатлением строк стихотворения французского поэта Поля Верлена. Название очень четко передаёт мягкость и трогательность мелодии, которая влияет именно на душу слушателя.

В 120-ти фильмах разных поколений звучит это популярное произведение гениального композитора К. Дебюсси.

Летом 1801 года увидело свет гениальное произведение Л.Б. Бетховена, которому суждено было стать знаменитым по всему миру. Название этого произведения, «Лунная Соната», известно абсолютно всем, от стара до млада. Но изначально, произведение имело название «Почти фантазия», которое автор посвятил своей юной ученице, возлюбленной Джульетте Гвиччарди. А название, под которым оно известно и по сей день, придумал музыкальный критик и поэт Людвиг Рельштаб уже после смерти Л.В. Бетховена. Данное произведение относится к одним из самых известных музыкальных произведений композитора.

«Турецкое Рондо»

Вольфганг Амадей Моцарт

Данное произведение это третья часть Сонаты №11, появилось оно на свет в 1783 году. Изначально оно носило название «Турецкое Рондо» и было очень популярным среди австрийских музыкантов, которые впоследствии и переименовали её. Название «Турецкий марш» закрепилось за произведением ещё и потому что оно созвучно с турецкими янычарскими оркестрами, для которых очень характерно звучание ударных, что можно проследить и в «Турецком Марше» В.А. Моцарта.

«Аве Мария»

Франц Шуберт

Сам композитор написал это произведение к поэме «Дева Озера» В. Скотта, а точнее к её отрывку и не собирался писать такую глубоко религиозную композицию для Церкви. Спустя некоторое время после появления произведения, никому не известный музыкант, вдохновленный молитвой «Аве Мария», положил её текст на музыку гениального Ф. Шуберта.

«Фантазии-Экспромта».

Фредерик Шопен

Это произведение Ф. Шопен, гений периода романтизма, посвятил своему другу. И именно он, Джулиан Фонтана, ослушавшись указаний автора, опубликовал её в 1855 году, спустя шесть лет со смерти композитора. Ф. Шопен считал, что его произведение схоже с экспромтом И. Мошелеса -ученика Бетховена, известного композитора и пианиста, что и послужило причиной отказа от выпуска в свет «Фантазии-Экспромта». Однако это гениальное произведение никто и никогда не считал плагиатом, кроме самого автора.


«Полёт Шмеля»

Николай Римский-Корсаков

Композитор данного произведения являлся поклонником русского фольклора - ему были интересны сказки. Это привело к созданию оперы «Сказка о царе Салтане» на сюжет А.С. Пушкина. Частью этой оперы и является интермедия «Полёт Шмеля». Виртуозно, невероятно живо и гениально сымитировал в произведении звуки полёта этого насекомого Н.А. Римский-Корсаков.


«Каприс №24»

Никколо Паганини

Все свои каприсы автор сочинял исключительно для усовершенствования и оттачивания мастерства игры на скрипке. В конечном счёте, они принесли в скрипичную музыку много нового и неведомого до этого. А 24-й каприс — последний из сочиненных каприсов Н. Паганини, несёт в себе стремительную тарантеллу с народными интонациями, и признан одним лучших произведений, когда-либо созданных для скрипки, равных по сложности которому нет.


«Вокализ, опус 34, №14»

Сергей Васильевич Рахманинов

Данным произведением завершается 34-й опус композитора, в котором объединены четырнадцать песен, написанных для голоса с фортепианным сопровождением. Вокализ, как и положено, не содержит слов, а исполняется на одном гласном звуке. С.В. Рахманинов посвятил её Антонине Неждановой - оперной певице. Очень часто это произведение исполняется на скрипке или виолончели в сопровождении фортепианного аккомпанемента.


«Лунный Свет»

Клод Дебюсси

Это произведение было написано композитором под впечатлением строк стихотворения французского поэта Поля Верлена. Название очень четко передаёт мягкость и трогательность мелодии, которая влияет именно на душу слушателя. В 120-ти фильмах разных поколений звучит это популярное произведение гениального композитора К. Дебюсси.

Черкасский камерный оркестр. Солистка Елена Гринцова - вибрафон.

Самые известные классические музыкальные произведения, приведённые выше, это конечно не все достойные творения величайших композиторов разных времён. Вы, наверное, и сами понимаете, что список просто не остановить.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!