Самые выдающиеся композиторы. Германия

В старой лейпцигской школе при церкви Св.Николая, в начале XIX столетия, было много усердных, но также и менее усердных учеников, таких как Вагнер. В 1826 году Шуман стал студентом в Лейпциге . На уроке игры на фортепьяно у Фридриха Вика, он познакомился с его дочерью Кларой и полюбил ее. Но из-за повреждения пальца, Шуман вынужден был заниматься сочинительством. Он часто посещал "Кофейное дерево" (Coffebaum), одно из старейших кафе Европы, о чем напоминает памятная медаль.

Он часто раздувает рекапитуляцию терминального развития, расстраивает порядок движений, а в своих последних работах прибегает к фуге или большим вариациям. Подобно сонате, симфония сохранит внимание великих классиков, и она будет эволюционировать параллельно с развитием сонаты, насколько это касается формы, поскольку она принимает план. Несколько школ будут способствовать формированию классической симфонии: французских симфонистов с многочисленными представителями, из которых Госсек обобщает эволюцию, итальянских симфонистов в Венеции, Милане, Лукке, Неаполе, австрийских симфонистов, к которым присоединяются симфонисты Германский, с одной стороны, сыновья Баха, а с другой - представители Мангеймской школы.

Шуман родился в 1810 году в Цвикау . Дом, в котором он родился, на центральном рынке, в 1955 году из-за ветхости был снесен. Новое здание, с соответствующим оригиналу фасадом, построенное на том же самом месте — это музей, архив и место проведения концертов. Там же стоит рояль, на котором девятилетняя Клара играла в здании лейпцигского Гевандхауза (Gewandhaus). Поблизости находится памятник Роберту Шуману, созданный в 1901 году.

Три великие классики Гайдн, Моцарт и Бетховен имеют честь завершить работу этих прекурсоров. Часто было сказано, что Гайдн был отцом симфонии, на самом деле он организует и знает, как извлечь выгоду из исследований Парижа, Милана, Вены и Мангейма, чтобы написать важную работу, которую мы знаем, из которых двенадцать симфоний Лондона остаются самым красивым выражением, как в области формы, так и в форме инструментария.

Бетховен остается классическим в своей постоянной заботе об архитектуре, ясности его языка, который, несмотря на смелость гармонии, остается прозрачным и тональным, простота его тем, чаще всего построенная на диапазоне или соглашении Однако уже в третьей симфонии он значительно расширяет развитие событий, привнося в ту же форму, что и сонаты или квартет, превращая симфонию в носитель своих идей, противопоставляя объективизм. от Гайдна или Моцарта - субъективизм, очень близкий к романтизму.

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер родился в 1813 году. Свое более позднее детство он провел в Дрездене , сюда же он возвратился в 1842 году на успешную премьеру своей оперы "Риенци" (" Rienzi "). В 1843 году он был назначен придворным капельмейстером и остался им до конца своей жизни. В течение последующих лет состоялись премьеры "Летучий голландец" (" Der Fliegende Hollender ") и "Тангейзер" (" Tannhauser ").

Однако, в кулуарах этого исторического периода, не будет ли классицизм представлять собой определяемое состояние во все периоды музыкальной истории? Термин классицизм вызывает другое понятие, эстетическое, что одно и значение которого следует качества, присущие любой музыке, написанной классикой. Разве не кажется более справедливым, как пишет историк, классифицировать классицизм как «искусство даже в своем состоянии совершенства»?

Действительно, орган Перотина доминирует по своей красоте во всех предыдущих композициях одного и того же вида, Хоскин снова берет элементы массы Гийома де Махаута и Гийома Дюфая, чтобы создать сбалансированную и законченную работу, которую каждый знает. Преодоление классического периода, классицизм оказывается необходимостью для многих музыкантов, но это не мешает использовать самые разные способы выражения. Примеры изобилуют теми, кто, романтичный или современный, занимаются формами классицизма. или обозначить определенной логикой, определенной строгой конструкцией, ясностью речи - влиянием, которое они получили.

С 1847 по 1849 гг. Вагнер жил во дворце Марколини (Marcolinipalais). Дворец построен в стиле барокко и его достопримечательностью является фонтан в виде Нептуна, сегодня это больница Фридрихштадт (Friedrichstadt). Напротив дворца находится старое Католическое кладбище, где на могиле его музыкального кумира Карла Марии фон Вебера выбит некролог Вагнера.

Шопен, брамс, святой Санс, Форе, Равель, Руссель, Прокофьев, воссоединяются со своими старейшинами, находят константы мышления и выражают себя. В этой категории мы сгруппировали несколько итальянских композиторов с начала двадцатого века, которые сочиняли для гитары без каких-либо претензий на полноту; некоторые из них также посвящают конкретные информационные страницы.

Их имена перечислены ниже в хронологическом порядке в зависимости от даты их рождения. Отец Кассио из Валлетри, композитор музыки в основном для гитары и мандолины. Под этим псевдонимом был представитель семьи язычников, музыканты Поджио Миртето. Его гитарная музыка 20-х и 30-х годов находится в повторном повествовании.

В сегоднешням музее Рихарда Вагнер в Граупа (Graupa), около Пирны , Вагнер работал летом 1846 года над "Лоэнгрин" ("Lohengrin").

Так что ландшафт Саксонии неразрывно связан с музыкой.

Великолепные оперы, известные симфонии, произведения для хора и фортепиано, написанные немецкими композиторами, исполняются в концертных залах всего мира, а органные произведения наполняют величественными звуками церкви и соборы. В Германии в течение всего года проходит большое количество музыкальных мероприятий самого высокого уровня.

Федерико Буфалетти, неаполитанский пианист и композитор, учился у Паламбо в Консерватории Неаполя, а затем начал свою концертную карьеру, выступая в Италии и за рубежом. Отторино Ресиги, величайший итальянский композитор двадцатого века, счастливый историк, автор трех римских симфонических стихотворений, автор знаменитых вариаций гитары, недавно выявленных.

Франческо Балилла Прателла, музыкант Луго, авторитетный представитель итальянского музыкального футуризма. Джан Франческо Малипиеро, многогранный и плодовитый венецианский композитор. Луиджи Феррари Торе, органист и композитор Александрии. Марио Барбьери, гитарист, композитор и дирижер неаполитанского оркестра.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Музыкальная карьера Иоганна С. Баха началась довольно рано. Он родился в Айзенахе, в семье музыкантов. В возрасте 18 лет он начал работать органистом в Арнштадте, через 5 лет стал придворным органистом в Веймаре. Очень быстро росла его слава как композитора, в особенности автора кантат. Чтобы получить место придворного капельмейстера Бах переехал в Кётен. Здесь он написал шесть «Бранденбургских концертов». В 1723 году Бах стал кантором церкви Св. Томаса в Лейпциге. Для каждой воскресной службы в церкви он пишет новую кантату. Сохранились почти 200 кантат, написанных Бахом в этот период. Там, где ранее находился его дом, сейчас музей и архив И. С. Баха. Каждый год в Лейпциге и Кётене проходят Международные музыкальные фестивали И.С. Баха.

Вито Фрацци, композитор, исследователь и активный учитель во Флоренции. Джорджио Федерико Гедини, плодовитый композитор Кунео, древний музыкант. Энцо Масетти, болонский композитор музыки для фильма. Он опубликовал чардас для скрипки. и скоро. Марио Кастельнуово-Тедеско, великий флорентийский композитор двадцатого века, сильно посвященный гитаре.

Композитор Карло Каммарота, родившийся в Минтурно, умер в Риме. Он изучал фортепиано и композицию в Консерватории Неаполя, он был автором неоклассической музыки и мгновенной лирики. Нино Рота, миланский композитор, активный в Риме, автор музыки к фильмам.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

За всю свою жизнь он написал только одну оперу — «Фиделио», но зато девять великих симфоний. Самые известные из них « Eroica » и, конечно, «Ода к радости» - последнее завершенное произведение Бетховена. Великий Бетховен начал свою музыкальную карьеру как пианист в 1778 году в возрасте 8 лет. Первый концерт состоялся в его родном городе Бонне. В студенческие годы Бетховен играл перед Йозефом Гайдном. До наших дней в Бонне все напоминает о жизни и творчестве композитора.

Бруно Беттинелли - пианист, композитор и преподаватель Милана. Валентино Бучи, композитор, музыкальный критик и итальянский учитель, родившийся во Флоренции, умер в Риме. Он поехал в Флорентийскую консерваторию. Арриго Бенвенути, композитор, родился в Буджано, ученик Даллапиккола во Флоренции, под влиянием додекафонического языка, с интересом к электронной музыке. На гитаре он написал «Два человека» и «Трио Фроборсала».

Мауро Бортолотти, композитор Нарни, основатель Новой ассоциации согласия, один из главных экспонентов римского художественного авангарда. Квартет в Консерватории его города, посетил курсы Дармштадта. Другие имена композиторов будут добавлены, как только на них будет доступно больше данных. С этой целью вы можете связаться с нами с домашней страницы сайта.

РОБЕРТ ШУМАН, КЛАРА ШУМАН

Роберт Шуман начал заниматься музыкой в раннем детстве в родном городе Цвиккау, а в 30 лет он женился на дочери своего учителя музыки Кларе Вик. Травма пальца прервала его карьеру пианиста-виртуоза, но он оставил человечеству многочисленные фортепьянные произведения, среди них знаменитую «Весеннюю симфонию». В 1843 году он преподавал в Лейпцигекской консерватории, а позднее работал руководителем хора в Дрездене. В 1850 году он стал городским музыкальным директором в Дюссельдорфе. Клара Шуман, одаренная пианистка и композитор, выступала с концертами и писала музыку все это время, несмотря на то, что у нее с Робертом Шуманом родились 8 детей. Многие музыкальные произведения Роберта стали известными и популярными именно в интерпретации Клары Шуман. Клара Шуман пережила своего мужа почти на 40 лет, оба похоронены на Старом кладбище в Бонне. Как в Бонне, так и в Дюссельдорфе ежегодно проводятся музыкальные фестивали, посвященные памяти Роберта и Клары Шуман.

Композитор: опера, хор, оркестр, концерты, фортепиано, камерная музыка. Георг Фридрих Гендель - английский композитор, родившийся в Германии. Хотя он последовательно считается одним из величайших композиторов своего времени, его репутация от его смерти до начала 20-го века в значительной степени зависит от знания небольшого количества оркестровых произведений и ораторий, в частности Мессии.

Фактически, он вносит свой вклад в каждый жанр в свое время, как вокал, так и в инструментальном. Состав опер, в основном с итальянскими либреттами, доминирует в начале его карьеры и является самым сложным. В его более поздние годы его преданность крупным вокальным произведениям, как правило, с драматическим эффектом, находит более индивидуальное выражение в английской оратории - жанре, который он создает и устанавливает.

ГАНС ЦИММЕР

Музыкальное творчество композитора из Франкфурта-на-Майне , работающего в Голливуде, отмечено многими наградами. Среди его произведений музыка к фильмам «Человек дождя», «Гладиатор», «Последний самурай», «Код Да Винчи». Часто его музыкальные произведения основываются на использовании этнических музыкальных инструментов.

Большинство любителей музыки падают для Георгия Фридриха Генделя через праздничные выступления хора Алия с Мессией. И многие из них знают и любят эту ораторию о жизни и смерти Христа, а также некоторые другие великие и успешные работы, такие как «Водная музыка» оркестра и «Королевская музыка фейерверков», и, возможно, Иуда Маккавеус или один из других английских оратории.

До сих пор его оперы, благодаря которым он был широко известен в свое время, представляют собой область, известную в основном барочными музыкантами и событиями в его жизни, хотя они затрагивают некоторые из самых важных музыкальных вопросов дня, никогда стали такими же известными, как карьеры Бах или Моцарт. Возможно, единственное слово, которое лучше всего описывает его жизнь и музыку, «космополитично»: он немецкий композитор, который учился в Италии и большую часть своей жизни провел в Англии.

КАРЛ ОРФФ

Композитор из Мюнхена прославился своим музыкальным шедевром « Carmina Ьигапа». Орфф много занимался музыкальным преподаванием. Его могила находится в Андексе, где каждое лето проходит музыкальный фестиваль и исполняются его произведения. Музей Орффа находится в Диссене.

Ганс Лео Хасслер (Hans Leo Hassler) (крещен 26.10.1564 - 08.06.1612) - немецкий композитор и органист эпохи позднего Ренессанса и раннего Барокко. Один из самых значительных композиторов, который развивал итальянский стиль в Германии в начале семнадцатого века.

Его отец замечает, но не питает свой музыкальный талант, и ему приходится пробираться в его потолок маленьким маятником, чтобы он мог практиковать. В детстве он изучал музыку у Фридриха Вильгельма Заххова, органиста в Либфрауенкирхе, и какое-то время казалось, что его судьба поставила его в качестве церковного органиста.

Хендель отправляется в Италию, затем является источником нововведений и усовершенствует современные тенденции в итальянской серьезной опере. Его популярность была пронзительной, хотя это было благодаря новым англоязычным произведениям менее формального характера, а в 1930-х и 1940-х годах Гендель вернулся в ораторию, впечатляющую форму, которая привлекла аудиторию нового английского среднего класса. Не только Мессия, но и Израиль в Египте, Самсон, Саул и многие другие произведения утверждают его как уважаемого старейшина английской музыки.

Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из лидеров северогерманской органной школы. Важный предшественник Дитриха Букстехуде и И.С.Баха.

Генрих Шютц (Heinrich Schutz) (08.10.1585 - 06.11.1672) - великий немецкий композитор и органист эпохи Барокко. Рассматривается в одном ряду с Клаудио Монтеверди и Иоганном Себастьяном Бахом. Объединил венецианскую антифонную и монодийную технику с протестантской музыкой, а также создал первую немецкую оперу.

Ораторы демонстрируют мелодичные таланты Хенделя как можно больше и ощущают темп, который он налагает на большие числа хоров. Среди самых популярных ораторий - Иуда Макабус, составленный в течение 32 дней во время Хенделя, представляющий ораторию шесть раз в первом сезоне и около 40 раз до его смерти 12 лет спустя, проводя 30 раз сам.

Гендель получает удар, который вызывает паралич в правой руке и некоторую потерю его умственных способностей, но он восстанавливает достаточно, чтобы продолжить как можно более нормальное. Ему нравилось писать биографические данные, но он этого никогда не делал. Несмотря на то, что он слепой в старости, он продолжает сочинять.

Иероним Преториус (Hieronymus Praetorius) (10.08.1560 - 27.01.1629) - северогерманский композитор и органист позднего Возрождения и раннего Барокко. Однофамилец более известного композитора Михаэля Преториуса, хотя в семье Иеронима Преториуса было много выдающихся музыкантов 16-17 вв.

Иоганн Адам Рейнкен (Johann Adam Reincken) (крещен 10 декабря 1643 — 24 ноября 1722) - голландско-немецкий композитор и органист периода Барокко. Один из видных представителей северо-германской школы, друг Дитриха Букстехуде, оказал большое влияние на молодого Иоганна Себастьяна Баха.

Не только история, но и музыка музыки вызывают у вас чувство эмоций, спокойного смущения или страха. Почему музыкальная часть каждого фильма в фильме? Просто чтобы помочь эмоциям аудитории. Качественная музыка - это та, которая может сделать отличный фильм даже из интимного фильма. Музыка Джона Дебни, которая сняла фильм, по крайней мере наполовину похожа на весь фильм.

Он просто получил фильм для него, без сомнения, более позитивную оценку. Когда вы наполняете довольно юмористическую историю довольно тяжелой музыкой с драматическими насмешками, юмористическая драма может стать сердечной драмой в течение некоторого времени. И это действительно немного таких музыкальных композиторов, которые могут сделать что-то подобное. Давайте посмотрим вместе и послушаем лучшее.

Иоганн Герман Шейн (Шайн) (Johann Hermann Schein) (20.01.1586 - 19.11.1630) - немецкий композитор и поэт эпохи раннего Барокко. В числе первых развивал инновационный итальянский стиль в немецкой музыке. Считался изысканным и элегантным композитором своего времени.

Иоганн Нуций (Johannes Nucius (Nux, Nucis)) (ок. 1556 - 25.03.1620) - немецкий композитор и музыкальный теоретик позднего Возрождения и раннего Барокко. Находясь в далеке от крупных центров музыкальной деятельности, он был изысканным композитором в стиле франко-фламандского композитора Орландо ди Лассо. Составил очень влиятельный научный труд о риторическом применении композиционных приемов.

Вопрос оценивается по моей популярности, поэтому ваше мнение с этим может несколько измениться. Имена чешских композиторов также исключены, вероятно, в следующий раз. Его работа музыкального композитора была поглощена ужасом, и эти фильмы часто упоминаются как классическая музыка ужасов, более известная как таковая классика.

У специалиста темного фильма была работа, чтобы выпустить фанатов. Он дебютировал с великолепной трилогией «Властелин Колец», где он подтвердил свои качества и показал, что может сделать даже веселые туннели. Он также сотрудничал с фильмами режиссера Дэвида Кроненберга, а фильм «Муста» можно считать самым совместным. Кинорежиссер, как и композитор, был особенно известен благодаря сотрудничеству с фильмами режиссера Тима Бертона. У него также есть музыкальные темы для супер героических фильмов - Бэтмен, Человек-паук или Хеллбой.

Иоганн Ульрих Штайгледер (Johann Ulrich Steigleder) (22 марта 1593 - 10 октября 1635) - южногерманский композитор и органист эпохи Барокко. Наиболее известный член музыкальной семьи Штайгледер из Штутгарда, которая включает его отца Адама (1561-1633) и деда Утца (ум. 1581), бывшего придворным музыкантом и дипломатом.

Иоганн Якоб Фробергер (Johann Jakob Froberger) (крещен 19 мая 1616 - 7 мая 1667.) - немецкий композитор эпохи Барокко, виртуозный клавесинист и органист. Один из самых известных композиторов эпохи, внес большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. Благодаря многочисленным путешествиям внес большой вклад в обмен музыкальными традициями Германии, Италии и Франции. Его работы изучали музыканты в 18 веке, в том числе такие композиторы, как Гендель и Бах, и даже Моцарт и Бетховен.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!