Отношение человека к природе в литературе. Сочинение на тему: "Взаимосвязь человека и природы"

С давних времён человек и природа тесно взаимосвязаны. Мы не знаем, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем её представить по тем картинам, которые нам дали в своих произведениях И. Тургенев, Л. Толстой, И. Бунин...

Люди научились добывать огонь, строить жилища и создавать орудия труда. Человек подчинил себе саму природу. Провозгласив себя царём природы, он часто забывает, что сам является её частью. Вместо благодарности продолжает вести себя агрессивно. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса - это лёгкие планеты.

Об этом писал великий русский учёный Д.

И. Менделеев. Он доходчиво рассуждал о том, сколько человеку нужно пищи, воды, сколько он может прожить без них. И тут же утверждал, что без кислорода воздуха он не может прожить и трехсот шестидесяти секунд. Он призывал беречь лес, воду, воздух. Только с их присутствием возможна жизнь. Он сравнивал лесничих с пограничниками. Давайте вспомним всем с детства известный пример, как плакала Саша, когда лес вырубили, из поэмы Н. А. Некрасова. Он тоже говорит о варварском, потребительском отношении человека к природе, об экологической катастрофе.

Охранять природу - наша главная обязанность. Давайте помнить слова Маленького принца из сказки «Сент - Экзюпери»: «Встал по утру, умылся, привет себя в порядок и сразу же привел i порядок свою планету!»

Человек не может существовать вне природы.

Он должен заботиться о сохранении среды своего обитания, относиться к природе не потребительски, а помнить, что человек и природа одна большая семья. И они должны жить дружно.

Родина, природа, человек - всё это составляет единое целое. В природе всё живет по единым законам. В произведениях А. Чехова, М. Шолохова видно, что человек и природа едины. По мнению Шолохова « степь, цветущая и омытая дождями, была теперь, как молодая мать, - необычайно красивая, притихшая, немного усталая...» Человек растворяется в природе, сливается с ней. А. М. Пришвин мог с полным правом сказать земле: «ты - моя» В повести «Кладовая солнца» сельские ребята Митраша и Настя открывают для себя мир Блудова болота, о котором другие только и знают, что там «будто бы черти живут». Отправились ребята просто за клюквой, а вернулись переполненные новыми впечатлениями и новыми знаниями. Преодолевая болота испытали они свой характер, лучше поняли друг друга. Всего один день пробыли они с глазу на глаз с природой, а повзрослели и поумнели. Иначе и быть не могло: общение с природой всегда благотворно. Вся природа - кладовая солнца, из которой все мы, от мала до велика, черпаем мудрость и силу жизни. И чем глубже и шире мы понимаем природу, тем глубже и шире начинаем понимать себя, своё место в жизни. (Толстой - Болконский и дуб)

Человек - часть природы, и когда это чувство в нем живет, его жизнь гармонична и естественна. Тогда человек готов относиться к окружающим с пониманием, чувствуя в них родственность происхождения, принадлежность к одному сообществу. В литературе мы видим подтверждение этому.

Все жители заброшенной деревни в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» относятся друг к другу с бережностью и сочувствием. Это происходит потому, что они понимаю, как тяжело их соседям прощаться с родными местами - деревня должна быть затоплена и стать дном будущего водохранилища, им же всем придется покинуть родные места. К природе вокруг они относятся, как к родному человеку, которому суждено умереть - с болью и любовью. То есть, отношение к людям полностью соответствует отношению к ее части - человеку. Все люди в этой деревне кажутся родными. Это чувство возникает благодаря таланту писателя Валентина Распутина, уоторый сумел донести до читателя мысль: только в единстве с природой может быть единство между людьми.

Принадлежность людей природе особенно хорошо описана в повести «Слово о полку Игореве». В древности это чувство единения с родными степями, рекой, небом над головой было особенно прочным. Природа в древнерусской повести всегда разговаривает с людьми, а человек слышит ее речь. Автор рассказывает, что река - помощница князю в его бегстве, а небо болеет за своих неразумных детей, предупреждая их грозой и всем своим грозным и мрачным видом о грядущей трагедии. Ярославна хочет стать кукушкой, чтобы улететь к своему любимому, согреть его своей любовью. Природа, как отдельное явление, в этом произведении не описывается вовсе - она часть мира людей и воспринимается именно в таком контексте.

Природа активно участвует в жизни людей и в рассказе современного автора В. Шукшина «Заревой дождь». Здесь она выступает, как очищающее от всех обид и неприязни, которые накопились в душе человека, начало. Она является в виде заревого дождя в конце произведения и этим символизирует прощение людям за все, совершенное ими, зло. Два главных героя всю жизнь боролись друг с другом, один - агрессивно, другой был обиженной стороной. Но со смертью обидчика ушло и зло. Как зарастает место бывших боев молодой порослью деревьев, как разрушаются под открытым небом бомбы и снаряды прошедшей войны.

Природа все плохое, что делает по своей глупости человек, исправляет, приводит в гармонию. Она становиться мудрым учителем для того, кто понимает ее язык, видит ее красоту и признает ее власть в мире.

Сегодня такая тесная связь с природой у людей утеряна. Но уметь видеть прелесть родной земли, соответствовать тезису «человек - часть природы», чувствовать себя естественной ее частью продолжают учить лучшие образцы литературы.

2)Все, что окружает нас, это природа. Воздух, земля, вода, горы, лес, море, лужайка, птицы, звери в лесу - все это природа. Мы часто говорим: "Природа - наш дом". По другому - среда нашего обитания. А чтобы мы могли обитать, то есть жить, и жить хорошо, счастливо, наша среда обитания должна быть в порядке: вода и воздух должны быть чистыми, деревья, звери, и птицы - здоровыми, камни - безопасными. Если мы не сможем наслаждаться природой, то никогда не сможем полноценно жить. А чтобы природой можно было наслаждаться, нужно обязательно заботиться о ней. И это должен делать каждый человек.
Что такое забота о природе? Сохранение чистой воды в реке - это забота о природе. Ведь если вода будет загрязненной, то начнут погибать рыбы, водяные животные и насекомые, нарушится баланс в природе. Сохранение этого баланса - обязательное условие, ведь все в природе взаимосвязано. Аккуратное выбрасывание различных отходов - это забота о природе. Да, если человек пришел в лес и просто бросил там полиэтиленовый пакет, он уже нанес ущерб природе. А если забрал с собой и выбросил в мусор, то позаботился о природе. Поставить зимой кормушку для птиц - это тоже забота о природе. Если каждый человек хотя бы что-то будет делать для того, чтобы оберегать природу, то наша окружающая среда будет благоприятной, красивой.
Вроде бы так!

Взаимоотношения человека и природы всегда были объектом внимания русских писателей. Важно, что природа рассматривалась ими не как фон, не как что-то мертвое и лишенное души. Традиция русской литературы заключается в том, что природа считалась частью Вселенной, живой субстанцией, существующей по одним и тем же законам с человеком. Следовательно, она признавалась равной ему, а, может быть, и превосходящей его по разуму, чувствам, мудрости.
Одним из ярких примеров в этом смысле является стихотворение А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира.
В стихотворении Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени. Пушкин чувствует мудрость «общего закона» - вечного обновления и торжества жизни: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…». Этот закон воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения для лирического героя. Он с радостью приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
В романтической поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» природа выступает символом долгожданной свободы для главного героя, олицетворением его Родины и счастья.
Вырвавшись, наконец, на свободу, Мцыри поистине слился с природой. Величественные картины Кавказа произвели на юношу неизгладимое впечатление: «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, груды темных скал, горные хребты, в снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ…» Цветущий сад, который Мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. Буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями Мцыри.
Лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Только на воле Мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.
Писатели 20 века переняли традицию русской классической литературы в восприятии и описании природы. М.А. Шолохов показывает, что его герои-казаки неразрывно связаны со своей землей. Любовь к родине прочно вошла в жизнь этих людей, в их систему ценностей, культуру, мировосприятие. А природа является непосредственным проявлением родной земли.
Чтобы подчеркнуть эту нерасторжимую связь, Шолохов прибегает к параллелизму – приему, заимствованному им из фольклора. Различные состояние природы писатель мастерски соотносит с психологическим состоянием своих героев, что позволяет более точно и глубоко проникнуть во внутренний мир человека.
Так, в главе 50 третьей книги «Тихого Дона» пейзаж обрамляет и сопровождает вспыхнувшие чувства и возрождающиеся отношения между Григорием и Аксиньей. Описание природы комментирует чувства героев (главным образом, Аксиньи), помогает проникнуть в их внутренний мир, понять их чувства и их сущность.
В произведениях М. Пришвина – классика русской литературы 20 века – также огромную роль играет родная природа. Героями творений Пришвина становятся не только люди, но и птицы, животные. Читая рассказы этого писателя, удивляешься его наблюдательности, доброте, силе сердечного участия в мире всего живого.
Книга рассказов Пришвина «Лесная капель», например, также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т.д.
Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека.
Таким образом, в русской литературе природа и человек тесно взаимосвязаны. Писатели показывают, что они являются частью одного целого, живут по одним законам, взаимно влияют друг на друга. Самовлюбленные заблуждения человека, мнящего себя господином природы, приводят к настоящей трагедии – гибели всего живого и людей, в первую очередь. И лишь внимание, забота и уважение в законам природы, Вселенной могут привести к гармоничному существованию человека на этой Земле.

Человек — неотъемлемая часть природы. Но за короткий (в масштабах истории) период эта аксиома подверглась значительной инфляции — настолько, что в конце ее можно смело ставить знак вопроса. Так что же есть человек? Часть природы? Её враг? Или человек стоит над природой?

За короткий период в жизни Земли, в котором существует человечество, мы изменили облик природы сильнее, чем все природные катаклизмы, вместе взятые. Мы стали могущественны, мы укротили силу атома и вышли в космос, и кажется порой, что вот-вот постигнем все тайны мироздания. Но на что мы употребляем данную нам власть? С исступлением фанатика человек переделывает природу, не особенно задумываясь о последствиях и о том, не копает ли он яму самому себе. «Второй природой» иногда называют цивилизацию публицисты. Но иногда кажется, что прав песонаж Стругацких Клоп-говорун, утверждавший, что мы — просто калеки, хвастающие своими костылями...

И трагично, а отчасти даже смешно выглядят потом попытки человечества спасти виды, которые само же и поставило на грань гибели — какие-то из чисто практических побуждений (это хотя бы можно понять), какие-то — вытесняя из их природного ареала обитания. Но как понять, к примеру, истребление странствующего голубя, численность которого насчитывала миллиарды экземпляров и которого из чистой забавы уничтожили полностью?

Мой приятель, доктор биологии и друг знаменитого Джеральда Даррелла, как-то сказал мне: «Человечество и Земля взаимодействуют примерно так же, как вирус и человеческий организм. Мы ведем себя как болезнь, и, как у любой болезни, исхода тут может быть два. Либо Земля избавится от нас и выздоровеет...либо мы победим. Так же, как СПИД побеждает наркомана.»

Эта фраза надолго повергла меня в раздумья и через какое-то время я с неприятным удивлением понял, что мой собеседник прав. Землетрясения — не лихорадка ли природы? И глобальное потепление — не жар ли гриппующей Земли?

И все же, как бы мы не отдалялись от природы — мы ее часть. Не один год занимаясь верховой ездой, я могу утверждать это абсолютно уверенно. Именно приезжая в конюшню, проводя в седле по нескольку часов, исследуя окрестные леса и поля, я чувствую себя по-настоящему живым. Природа будто сдувает с меня весь стресс долгой рабочей недели, пыль, смог и грязь мегаполиса. И очень не хочется потом ехать обратно, в свой бетонный мешок. И это ли не доказательство того, чем на самом деле является человек? А если вспомнить, сколько болезней лечат дельфины? Причем именно те болезни, перед которыми пасуют медикаменты и традиционная медицина. Да и любой кошатник скажет, что его питомец — лучший «антистресс» на свете.

Да, мы стали сильнее и опаснее любого хищника. Природа дала нам самое страшное оружие — наш разум. Да только пользуемся мы им пока что не разумнее, чем шимпанзе — пулеметом. И пора, наверное, сильным мира и нам, простым смертным, что-то серьезно менять в себе, пока природа не отвергла нас, как инородное тело, которое она, по недомыслию, сама же и породила...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!