То там то здесь в листве сквозной. Стихотворение листопад

Иван Алексеевич Бунин за время своей деятельности создал большое количество произведений, которые связаны именно с лирическим описанием природных ландшафтов. Он представляет натуральную природу в виде простой и одновременно необъятной стихии, проводит параллели и делает сравнения природы с человеческой жизнью, разбирает людскую сущность, пытаясь понять необходимость существования людей.

Автор постоянно наблюдал за течением времени, его скоротечностью, за различными временами года и всем великолепием жизни натуральной природы. В стихотворениях человеческие неурядицы, связанные с той или иной личностью, уходили на второй план. Бунин чувствовал, что через особенности природы, через свои стихии он сможет передать особенные мысли, переживания, стремления.

Строки: "Сегодня так светло вокруг" принадлежат стихотворению "Листопад", полный текст которого можно прочитать -

Перед тем как приступить к анализу произведения Ивана Алексеевича «Листопад» требуется тщательно изучить особенности времени, в которое и было написано стихотворение. Данное произведение относится именно к раннему творчеству, именно к тому этапу жизни автора, когда он был еще совсем молод и только начинал реализовывать свои планы в жизни.

Стихотворение «Листопад» увидело мир в далеком 1900 году, когда писателю только исполнилось тридцать лет. В октябре данное произведение было напечатано в средствах массовой информации. Взялся за печать стихотворения журнал «Жизнь», с подзаголовком к статье «Осенняя поэма».

Произведение Бунина «Листопад» дало начало появлению первого сборника стихов, который он назвал точно так же. Появился данный сборник спустя год, и сразу же понравился многим критикам того времени. Спустя еще два года – в 1903 – сборник получил престижную на то время премию, именуемую Пушкинской. Именно данным творением Иван Алексеевич дорожил больше всего и хвастался при первой же возможности до самых последних лет своей жизни.


Чтобы понять внутреннюю суть произведения и особенные скрытые подробности, потребуется проанализировать стихотворение «Листопад».

Особенности тематики и рифм в стихотворении «Листопад»

Анализирование произведения требуется начинать с определения настоящей тематики. Нужно правильно понять, о чем на самом деле идет речь в произведение, и ощутить настоящий истинный смысл. Изначально необходимо отметить, что стихотворение относится к лирике пейзажного типа. Главная тематика данного стихотворения – это описание особенностей природы во время осеннего периода года. В стихотворении «Листопад» приведены наблюдения за стихией, а также размышления о сущности и жизни человека, в частности лирического героя. Это позволяет внести различные философские нотки в творение.

Бунин не зря признан мастером композиции и слова. Творение «Листопад» отличается своеобразным и весьма необычным построением рифм. Здесь имеется семь четверостиший и два двустишия. Написано произведение с помощью четырехстопного ямба.

Следует отметить, что в первой, третьей и пятой строфе присутствует перекрестная рифмовка, чередующая в себе как женского, так и мужского рода строки. Шестая, восьмая и девятая строфы построены совершенно в ином стиле. В них используется специфическая кольцевая рифмовка. Если посмотреть на вторую, четвертую и седьмую строфу – здесь также существенное отличие. В этот раз присутствуют смежные рифмы.

Согласно мнению многих критиков того времени и современности, данное произведение можно смело отнести к фольклорному типу. Это связано с тем, что в нем присутствует своеобразная напевность.

Особенности пространства и времени в стихотворении «Листопад»

При проведении анализа произведения необходимо в обязательном порядке уделить внимание пространственному и временному значению. Данные особенности играют наиболее сильную роль.

Бунин на протяжении всего сюжета старается максимально расширить пространственную значимость, а также временную границу. Время, используемое в поэме, начинается с краткости – сегодня – и представляет собой один день.

Действие сюжета указывает на ограниченность местности. Стихотворение описывает поляну. Эта особенность позволяет максимально точно уловить границы и понять последние моменты счастья природы, которая готовится к временному сну.

Автор особое внимание уделяет мелочам на поляне. Он старается передать движения природы максимально точно, чтобы читатель смог ощутить себя как в реальности – это и летающий последний мотылек, и теплые солнечные лучи, и квохчущий дрозд.

По мере развития сюжета время расширяется. Теперь действие идет не сегодня, а затрагивает практически весь месяц – сентябрь. Пространство также расширяется и привлекает другие объекты: небо, и практически весь лес. К окончанию произведения «Листопад» сюжет поэмы имеет вселенские масштабы.

Особенности образа осени

В представленном произведении Бунина «Листопад» образ осени является читателю в качестве собирательного понятия. С одной стороны, автор показывает время года в качестве обычной поры, а с другой – обычным существом, которое может жить самостоятельной жизнью. Осень – это полноценная хозяйка леса, которая представлена в образе тихой вдовы. Использование в произведение очеловечености позволяет максимально точно преподнести читателю природу и внутреннюю ее жизнь. Автор отмечает, что у нее есть и радость, и боль и периодические страдания.

В произведение происходит периодическая смена состояния природы. Здесь автор применяет всяческие приемы художественного плана и разнообразные средства, олицетворяющие натуральность.

Одновременно с этим поэт уделяет особенное внимание естественной среде со стороны человека. Автор тонко преподносит настроение, которое свойственно описываемому лирическому герою.

Буниным в стихотворении «Листопад» затрагиваются различные идеи по поводу цикличности процессов в мироздании, и отмечается возможность существования вечной жизни. Именно для этого и используется кольцо рифм, которое присутствует в поэме. Здесь можно увидеть как красоту осени, покрытой золотом, так и особенное страдание, и увядание природного ландшафта, приводящего к созданию новой красоты, не менее интересной – зимней и холодной.


Осеннему лесу в стихотворении уделяется максимальное внимание. В первой части сюжетной линии лес предстает перед читателем в виде живописного образа, просто пылающего своей красотой. Для этого Бунин использует всяческие контрасты и красящие мотивы, к примеру: серебро паутины, терем лилового цвета, светла поляна, янтарная листва и многое другое. Поэт старается преподнести осень в виде сказки. Лесной массив сравнивается со своеобразным теремом, а поляна – с большим двором.

Делая анализ произведения «Листопад», несложно заметить, что светлый и бурный внутренний мир осеннего убранства (леса, поляны) постепенно меняется и в итоге переполнен особенным минорным настроением. Это связано с тем, что автор использует образ осени в качестве тихой вдовы, напоминающей о мотивах смерти. Далее, картина предстает перед читателем в виде безмолвного леса, готовящегося к скорому увяданию.

Третья часть стихотворения представляет собой описание постепенного умирания природы. Это подтверждается присутствием в рифмах всяческих звуков. Автор постепенно переводит читателя от ярких красок к полутонам, от разноголосия к тишине, а вся прекрасная красота природы уходит все дальше – на юг.

Следует отметить, что в конце произведения «Листопад» автор радует читателя хорошим событием. Он напоминает, что зимний ветер рано или поздно принесет на земли новую жизнь, которая в полной мере сменит нынешнюю смерть. Именно это и наполняет произведение особенным смыслом, который хотел передать Иван Алексеевич Бунин.


Многие критики того времени и современности считают данного автора настоящим мастером слова. Бунин смог передать максимально простым языком все многообразие красот окружающего мира, происходящих в нем процессов, которые взаимосвязаны с жизнью человека и его внутренним миром.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

>> Литература: И. Бунин. «Сегодня так светло кругом...», М. Пришвин. «Осеннее утро»

Урок 15


М. ПРИШВИН «ОСЕННЕЕ УТРО»,

И. БУНИН «СЕГОДНЯ ТАК СВЕТЛО КРУГОМ…»

Цели : работать над выразительностью речи учащихся; развивать воображение.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка


III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро».

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – прозаика М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

Прочитайте, с каким трепетом и любовью, писатель описывает природу:

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!

1) Предварительная беседа.

– Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажите. (Ответы детей.)
– А теперь сравните свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

2) Чтение рассказа по цепочке.

3) Словарная работа.

– Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.
– Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся пробуждается
Па-ра-шю-тик парашютик
Раз-ле-те-лись разлетелись
Пе-ре-лёт-ные перелётные

Бабье лето – период ранней осени.

4) Ответы на вопросы по содержанию.

– Какое настроение у вас вызвало это произведение?
– Прочитайте, как автор описывает падение листьев.
– Нравится ли вам наблюдать, как падают листья? Попробуйте описать свои впечатления.

2. Работа над стихотворением И. Бунина «Сегодня так светло кругом…» строится аналогично предыдущим урокам.

Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льёт;
Играя, в небе промелькнёт
Скворцов рассыпанная стая -
И снова всё кругом замрёт.

– какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

Словарная работа.

Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам?
(Выясняется значения слов: лиловый, багряный, лазурь и др.)

А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

«лиловый»;
«золотой;
«багряный»;
желтый – «желтою резьбой»;
голубой – «в лазури голубой»;
синий – «в синей вышине»;
серебристый – «как есть из серебра»;
белый – «белый лепесток».

IV. Итог урока.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа, выполнить рисунок.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Иван БунинЛИСТОПАДЛес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой...Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, -
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив...Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листиков шуршанье.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льёт;
Играя, в небе промелькнёт
Скворцов рассыпанная стая -
И снова всё кругом замрёт.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нём стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растёт,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встаёт.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навёл на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О мёртвый сон осенней ночи!
О жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова, и та молчит: сидит,
Да тупо из ветвей глядит,

Порою дико захохочет,
Сорвётся с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленьи;
А лес стоит в оцепененьи,
Наполнен бледной, лёгкой мглой
И листьев сыростью гнилой...

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце.
Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,-
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Всё, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрётся в тереме своём:
Пусть бор бушует под дождём,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зелёным светятся огнём!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, всё умертвив...

Трубят рога в полях далёких;
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льёт дождь, холодный, точно лёд,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт.
Но дни идут.
И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден.
В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далёкий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай!
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мёртвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь, и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем,
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят иней сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталём, и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Войдут огни небесных сводов,
Заблещет звёздный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет Полярного Сиянья!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!