Только победа и результат психология людей. Психология победителя – слагаемые успеха

Владимир Сафонов в блоге «Записки психолога» рассказывает, что такое психология победителя.

Первым делом интереса ради вбиваю в поисковике «психология победителя в спорте». Среди двух миллионов сайтов натыкаюсь на статью с таким же названием в блоге «Север не для слабых». Этот блог детской спортивной школы номер 6 в Норильске. Дело в том, что несколько месяцев назад, я побывал в этом северном городе, где проводил семинар «Практическая психология спорта высших достижений».

Тогда я был удивлен количеством собравшихся, интересом тренеров и преподавателей физвоспитания к теме семинара. Меня много спрашивали как раз о том, как выигрывать соревнования, когда ты лидер, как побеждать самого себя. Оказывается в Норильске так поставлено дело, что 100 процентов (!) учащихся занимаются спортом, в том числе и те, кто не очень здоров. Так мне стало понятно, что для норильчан словосочетание психология победителя - не пустой звук.

В предыдущем материале я о психологических составляющих победы, главная из которых адекватность/неадекватность «планки» успешного выступления на соревнованиях. В приведённых примерах я хотел показать жесткость установок. «В каждой гонке будем бороться за победу». «В двух программах делаю ПЯТЬ четверных прыжков». И так далее. Когда на протяжении сезона это не реализуется, психика спортсмена ломается. Речь уже не идёт о завоевании первого места. Психология победы, прежде всего, победа над собой - преодоление своих сомнений к достижению поставленной цели.

Количество удачных стартов порождает уверенность в своих силах. Похвала, поддержка прибавляют сил и желания продолжать многотрудный процесс спортивного совершенствования. Но в тоже время надо понимать, что в спорте есть неписанный закон: после победы рано или поздно наступает поражение.

В спорте есть неписанный закон: после победы рано или поздно наступает поражение.

Психология победы и психология победителя это как принцип детерминизма в психологии - с одной стороны внешнее преломляется через внутреннее, с другой внутреннее предопределяет внешнее. Иными словами, наше внутреннее состояние регулируется внешней ситуацией. Но при этом, какая это будет ситуация зависит от того, что у нас внутри.

Суть психики заключается в организации приспособительного взаимодействия нас с внешним окружением. В основе этого приспособления лежит принцип единства сознания и деятельности, а обратная его сторона единство бессознательного и поведения.

Рассматриваю со спортсменом конкретную ситуацию, когда он терял способность сознательно контролировать свои действия на соревнованиях. В тот момент у него включались автоматизмы поведения, которые уже не раз происходили в критические моменты соревновательной борьбы. Чаще всего он не понимал, что происходит и терпел поражение. Объяснял это так: «Не знаю, почему я так делал». Отсюда делаем вывод: главная задача в соревновательной деятельности - способность сознательного контроля того, что происходит и то, как надо действовать.

Главная задача в соревновательной деятельности - способность сознательного контроля того, что происходит и то, как надо действовать.

А теперь вопрос: что надо контролировать, если возможности внимания, как направленности сознания, весьма ограничены - всего ОДИН элемент. На самом деле, с каждым спортсменом это очень индивидуально. Тем более, что у него уже накопился богатый негативный опыт: «Хотел как лучше, а получилось как всегда». В общем, концентрироваться на конечном результате - самое последнее дело.

По ходу соревнования у спортсмена, идет постоянное сопоставление положения дел - как надо и как получается. Или идёт сравнение, - какие результаты у соперников и какие у него самого. И при этом всегда дается установка тренера или самоприказ - собраться, сконцентрироваться на себе. Но как тогда быть, ведь нужен определенный результат?

Концентрироваться на конечном результате - самое последнее дело.

Да, концентрироваться надо. В процессе выполнения спортивного упражнения концентрация внимания-сознания должна быть направлена на конкретный элемент - элемент техники или на конкретное чувство, сопутствующее успеху. Так, чувство успеха у Игоря Тер-Ованесяна, участника пяти Олимпиад и рекордсмена мира по прыжкам в длину было «чувство полета». А Владимир Сальников, который первый в мире проплыл 1500 метров быстрее пятнадцати минут, называл это состояние «чувство кипятка», оно появлялось у него на 13-й сотне метров.

Непосредственно слагаемые психологии победителя назвать несложно. Это умение выйти на пик спортивной формы к главному соревнованию. Это способность сохранить, «не расплескать» эмоциональный потенциал до момента старта. Это контроль своих действий и своего состояния, несмотря на противостояние соперников. Это умение принимать решения адекватно ситуации. Наконец, это способность в соревновательных паузах «отключаться» от происходящего (Сергею Бубке и Елене Исинбаевой приходилось до двух часов ждать своей очереди, находясь в секторе для прыжков). Но как это всё реализовать, тем более, что с каждой победой вероятность поражения возрастает?

Спортивная наука этим вопросом занимается давно. Это так называемая проблема идеального спортсмена. В 70-е годы прошлого столетия Международным Олимпийским Комитетом перед наукой была поставлена задача найти критерии (модельные характеристики) идеального чемпиона в каждом виде спорта. Для этого на протяжении 10 лет (6 Олимпиад, большое количество чемпионатов мира и континентов) призеры соревнований обследовались по единой программе. Четкие критерии идеального спортсмена найти не удалось. Но оказалось, что независимо от вида спорта, спортсмены с успешной карьерой на протяжении многих лет характеризуются определенными личностными качествами. Самостоятельность, ответственность, решительность, самоконтроль и эмоциональная устойчивость.

О каждом качестве многое можно сказать, но главное то, что они формируются естественным образом. Сам факт занятия спортом, минуя сознание, вынуждает их развиваться. А если, понимая это, целенаправленно акцентировать сознание соревнующегося именно на них? Собственно, в своей работе я так и делаю. Обсуждаем со спортсменом значение каждого качества, намечаем программы их развития.

Самостоятельность, ответственность, решительность, самоконтроль и эмоциональная устойчивость.

Помню, работал я с 15-летним перспективным спортсменом престижного вида спорта. Родители состоятельные. На встречу приезжает на машине. На сессии присутствует телохранитель. С его слов «все всё делают не так». При этом он не знает где стиральная машина, в которой прислуга стирает его спортивную одежду. Как-то предложил узнать, где же эта машина находится, так даже его телохранитель привстал. Прошли годы, продолжаем контактировать, когда вспоминаем эту историю, оба улыбаемся.

Кстати, модная сегодня психология менеджмента установила качества успешного менеджера. Оказалось всё тоже же самое, что и в спорте. Особенность деятельности спортсмена и руководителя одна - и тот и другой сам должен принимать решение в быстро изменяющихся ситуациях.

Сегодня я остановился на двух аспектах психологии победителя. Что происходит со спортсменом в ситуациях соревновательной борьбы - это надо понимать. И какие личностные качества есть у спортивного характера. Они предопределяют сознательное стремление спортсмена к максимальным нагрузкам и нацеленность на новые спортивные достижения.

Правда этого не достаточно для того, чтобы побеждать. Реализация спортивной подготовленности зависит ещё от того в каком психическом состоянии находится спортсмен перед и во время старта. Особенности психического состояния заключаются в том, что в одном случае оно может вести к успеху, а в другом к неудаче. Об этом в следующий раз.

…На прошедших выходных два спортсмена, с которыми работаю уже не один год выступали на соревнованиях. У одного подходил к концу очень успешный сезон, все старты шли с плюсом. Другой, сезон только начинал - принципиально важный для себя. Первый не смог справиться со своими эмоциями, второй доволен результатом - ему удалось не потерять контроль своих действий.

О зоне уверенности и о прирождённых победителях

В процессе выступления спортсмен подвергается воздействию двух состояний, имеющих противоположную направленность. Это, во-первых, желание выиграть, а, во-вторых, боязнь проиграть. И, если вторая сила оказывается сильнее первой, то, по законам физики, мы получаем соответствующий результат. Поэтому, в подготовке к соревновательной деятельности еще на начальных этапах должен учитываться фактор, который мы условно назовем «фактор принятия возможного проигрыша в данном соревновании, как показателя необходимости внесения изменений в тренировочный процесс».

Психологи говорят о существовании так называемой «зоны уверенности», ограниченной нижним и верхним порогами.

Верхний порог
ЗОНА УВЕРЕННОСТИ
Нижний порог


Верхний порог определяет максимальное количество выигрышей, следующих один за другим, после которого наступает страх проиграть. Ведь, в случае, если один выигрыш следует за другим достаточно длительное время, возникает мысль о том, что теперь уж проигрыш неизбежен. Другими словами, спортсмен как бы мысленно говорит себе: «Что-то я уже пять раз выиграл. Видимо, теперь уже точно проиграю».

Нижний порог определяет минимальное количество проигрышей, следующих один за другим, после которого спортсмен чувствует неуверенность при выступлении. « Проиграли два раза подряд! Мы в психологической яме! Выиграть будет сложно!» У одного подобный страх может наступить через два проигрыша подряд, а другому и пять нипочем.

Чем меньшими числами определяются два эти порога, тем уже зона уверенности. Задача тренера и спортсмена постоянно работать над расширением зоны уверенности. Закономерность функционирования нашей психики такова, что страх перед выигрышем уменьшается пропорционально уменьшению страха перед проигрышем, поэтому работу по расширению зоны уверенности необходимо начинать с изменения нижнего порога.

Необходимо воспитать у спортсмена смелость проигрывать, т.е., человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни и заключается в обучении, т.е. в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Негативная информация, т.е. информация об ошибке, должна использоваться для поиска правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.

Пример: в серии из пяти выстрелов в экспериментальных соревнованиях по стрельбе участвовали стрелки суперкласса. В ходе соревнования три первые выстрела попадали в десятку, а затем происходил сбой и стрелок попадал в девятку или восьмерку. Когда серию увеличили до восьми выстрелов, то пять первых выстрелов были в десятку, а затем опять следовал сбой. Когда стрелки выступали в серии «три выстрела – перерыв – три выстрела – перерыв – три выстрела» практически все выстрелы были в десятку. Как будто после серии успешных попаданий мозг начинает сомневаться в своем праве быть безошибочным.

Уже давно известно, что все человечество можно условно разделить на четыре группы по такому критерию как соотношение стремления к победе и страха проиграть. То же самое соотношение сохраняется и в спорте.

Это четыре следующие типа:

тип А – большие амбиции и высокий уровень страха неудачи;
тип Б – большие амбиции и невысокий уровень страха неудачи;
тип В – скромные амбиции и высокий уровень страха неудачи;
тип Г – скромные амбиции и невысокий уровень страха попыток, людей, выступлений), как правило, 20 % имеют «попадание в десятку», а остальные 80% – это общий фон. Только 20 % выступающих спортсменов относятся к типу Б. Основная часть спортсменов – это люди типа А. Соответственно только один из пяти спортсменов обладает от рождения психологией победителя.

Особенности этих типов со всей очевидностью проявляются в поведении людей. Психологом Эриком Берном разработана типология, согласно которой людей типа А можно отнести к так называемым « лягушкам», а типа Б – к «принцам». Давайте рассмотрим их специфические признаки.

Принцы понимают, что они уникальны и принимают себя такими как есть, т.е. они аутентичны. Таким людям не нужно доказывать свою неповторимость, лезть из кожи вон, чтобы доказать, что они лучше других. Они просто живут своей собственной жизнью и не мешают другим жить своей. Принцы не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, они самостоятельны и самодостаточны. Думая о себе, они обращают внимание не на свои недостатки, а на свои достоинства и думают, как их можно эффективно использовать. Принцы вполне реалистично оценивают границы своих возможностей и знаний. Как и все люди, принцы могут время от времени проигрывать. Но проигрыш никоим образом не влияет на их чувство самодостаточности и самоуважения. Они продолжают верить в свои способности достичь нужного результата. Принцы хорошо знают себя и свои психологические особенности, они не делят свои особенности на плохие и хорошие. Все, что они имеют, это их достояние, и они думают только о том, как использовать это достояние наиболее эффективным образом. Принцы абсолютно спокойно признают за собой определенные права, но они признают права и за другими людьми. Они наслаждаются своими достижениями, но не чувствуют вины за ошибку, а рассматривают ее как обратную связь.

Лягушки живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих. Их любимые фразы звучат следующим образом: «Никогда мне не везет!», «Только у меня может такое случиться»; они очень часто используют «но» в предложениях: «Я бы выступил хорошо, НО что-то мне помешало». Часто причину своих неудач они ищут в поведении других людей. Часто вы слышите от них фразу, начинающуюся со слов «Если бы только…». «Если бы только судейство было справедливым…», «Если бы только я так не волновался перед выступлением». Другие их любимые варианты – это « когда…» и «а что, если». « Мы будем отлично выступать, когда уйдет этот тренер и придет другой!», «Я знал, что в этой ситуации надо было бить по воротам самому, но, а, что, если бы я ударил и помахнулся…» Таким людям все происходящее с ними представляется темным и пугающим, поэтому они находятся в вечном напряжении и страхе. Их силы расходуются на переживание собственной неудачливости и невезучести, поэтому у них остается мало сил на непосредственное участие в событии. Лягушки не умеют анализировать происходящее с ними, а потому они никогда не знают, почему они проиграли. Следовательно, они не имеют ресурса для кардинального изменения ситуации. Поскольку лягушка боится реального мира, она выстраивает себе мир иллюзорный, в котором все происходит по правилам, установленным лягушкой. Лягушки находятся в постоянном сомнении. А что может быть губительнее для хорошего результата, чем сомнение? Люди этого типа постоянно озабочены тем, что о них подумают другие. Поэтому каждое выступление спортсмена-лягушки становится доказательством себе и другим своего права выступать, жить, быть лучше других и т.п., а каждый проигрыш становится действительной личностной катастрофой. В этом случае уровень мотивации зашкаливает, что отрицательно сказывается на результатах выступления. Игрок типа А опасен, особенно в командных видах спорта, где он не только паникует сам, но и заражает своим состоянием других членов команды. Вот уже и работа спортивному психологу появилась.

Что же такое психология победителя? Что говорят психологи по этому поводу?

Что же такое психология победителя? Что говорят психологи по этому поводу?

Это - способ мышления и реагирования на возникающую ситуацию. Но сначала давайте определимся, кого мы с вами будем считать победителем. Ведь можно вложить совершенно разный смысл в это понятие, что, собственно, и происходит. Для одних победитель - это тот, кто занял первое место, или получает большую зарплату, или тот, кого любят самые красивые девушки, ну и так далее. В нашем контексте победитель - это человек, который ставит перед собой цели и добивается их реализации. Как писал известный психолог Эрик Берн, "победитель определяется как человек, который выполняет свой контракт с миром и самим собой. То есть, он принимается за что-то, говорит, что он собирается сделать, и, в конце концов, делает это. Его цель по контракту может состоять в том, чтобы обзавестись четырьмя детьми, стать президентом корпорации, прыгнуть на шесть метров... Если он достигает своей цели, он - победитель. Если он не имеет детей, остается кладовщиком... ...ясно, что это неудачник. Если он имеет троих детей, становится вице президентом корпорации..., то этот человек, по крайней мере, не неудачник, но и не победитель. ВАЖНО, ЧТО ЦЕЛЬ УСТАНАВЛИВАЕТ ОН САМ. Если принять такое понимание ПОБЕДИТЕЛЯ, тогда вопрос заключается в том, как стать человеком, не просто время от времени занимающим первые места, но человеком, который умеет ставить цель и добиваться ее достижения. И, если ЕГО ЦЕЛЬЮ является СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ в любой области человеческой деятельности, он им становиться. Для практиков, наверное, не так важно, как называется то или иное качество или свойство. Вопрос в другом: КАК его получить? Статистика говорит о том, что среди людей, занимающихся бизнесом так же, как и среди спортсменов, можно, условно говоря, выделить четыре основные группы:

Группа А - высокие амбиции и высокий уровень страха неудачи; группа Б - высокие амбиции и умеренный уровень страха неудачи; группа С - низкие амбиции и высокий уровень страха неудачи и группа Д - низкий уровень и того, и другого.
В большом бизнесе и в спорте высших достижений остаются только первые две группы, причем в соотношении 80:20. Другими словами, 80% людей, обладающих высокими амбициями, страдают от столь же высокого уровня страха потерпеть поражение. И только 20% - готовы рисковать, чтобы реализовать свои высокие амбиции. Эти 20% - прирожденные победители, т.е. люди, рожденные (или воспитанные) с мышлением победителя.

У представителей же групп С и Д отсутствует мотивация для постановки масштабных целей. Их контракты с самими собой и миром не столь глобальны, и, хотя и среди них есть побежденные и победители, нам представляется более интересным поговорить о первых двух группах.

Как становится понятно из контекста, люди относящиеся к группам А и Б, отличаются тем, что ставят перед собой глобальные цели и делают все необходимое для их достижения.

Известна история о том, что Билл Гейтс, будучи учеником младших классов, однажды написал в своем сочинении, что, когда он вырастет, то станет очень богатым человеком. Он во всех подробностях описал, каким домом он будет владеть, как будут обставлены комнаты… Сказка, описанная в сочинении Биллом, была настолько далека о реальности, в которой пребывала его семья в то время, что учительница поставила мальчику двойку и велела переписать сочинение. Но Билл опять написал то же самое…

Четко поставленная цель, видение конечного результата задолго до его реализации, вера в реалистичность поставленной цели и способность неуклонно следовать по пути к ее достижению, - вот что отличает мышление победителя от мышления простого обывателя.

Еще одно очень важное свойство мышления, которым обладает победитель – это его способность быстро обучаться. В эру информационных технологий без этого свойства практически невозможно сделать карьеру, какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово. Но способность к обучению всегда высоко ценилась среди выдающихся личностей потому, что именно с этой способностью мозга связано такое важное для успешного построения бизнеса и карьеры свойство психологии победителя как гибкость. Гибкость в данном контексте – это способность быстро, грамотно и эффективно реагировать на обстоятельства, возникающие на пути достижения цели.

Мы говорим: «ключ к себе», «ключ к здоровью», «ключ к успеху», а в чем, собственно говоря, суть КЛЮЧА?

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАУЗА

Здесь, в этой книге, философия, психология и технология ключа.

Это принципы, правила и уникальные приемы, обеспечивающие человеку его внутреннюю целостность.

И описана эта «высшая математика» работы мозга простым и понятным языком.

Потому что психологическая культура – это, в первую очередь, культура мышления и речи.

«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает».

А тот, кто изъясняется сложно, сам пока до конца не понимает, о чем говорит.

И еще, мы привыкли оценивать методы по их сложности, но при этом мы оцениваем, оказывается, не сами методы, не их эффективность, а свои труды и затраты на их освоение. Сложные методы потому и сложны, что есть еще в них пока недоработки и ошибки – несоответствия с природой, тогда как истинная ценность методов заключается в эффективности при легкости освоения и простоте использования.

За этим – их проработанность. Это и есть мастерство.

Все гениальное просто! Такова природа!

Вот молитва, например, многим помогает, а ничего не стоит.

За нею стоят тысячи лет.

И другие методы показывают, как добиваться результатов, но здесь новый качественный уровень– принцип КЛЮЧА– принцип позитивного мышления, направленный на оптимум: как добиваться результатов с меньшими усилиями

Это чисто российское достижение, рожденное в нашей российской ментальности, направленное на оптимум, на то, чтобы «сразу и без усилий!».

Этот путь к развитию творческих качеств.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАУЗА

Формула счастья до изумления проста: хорошо, когда ты занимаешься любимым делом, а тебе за это еще и деньги платят.

Потому что здесь полный баланс между потребностями души и тела, гармония между духовными и физическими реальностями, а стало быть, человеческая целостность, превращающая человека в личность.

Стремление быть целостным, иметь свое лицо и быть самим собой вопреки обстоятельствам отличает тех, кто обладает так называемой психологией победителя.

Что это – психология победителя, и как достичь в жизни счастья?

Нам снилась в детстве свобода – в полетах во сне.

Мы учимся этой свободе всю жизнь.

Здесь КЛЮЧ к себе – к состоянию внутренней свободы.

И наше лучшее будущее – приблизится.

Потому что все ответы в тебе.

Наше будущее – внутри нас, и наша задача – открывать себя.

И тогда ты сможешь улыбнуться известной поговорке, что судьба играет человеком, а человек играет на трубе.

Как перепрыгнуть высокий забор без злой собаки?

Между тобой и целью не должно быть сомнений.

Иначе споткнешься.

Тренировка с КЛЮЧОМ помогает находить в себе то состояние, которое вам нужно, и, освободившись от внутренних препятствий, настроиться на цель.

Говоришь себе, например: «Начну новую жизнь с понедельника!» – а в памяти всплывают прежние неудачи или тебе препятствуют какие-либо другие подсознательные комплексы и психологические барьеры.

А вот побежит, например, за тобой злая собака, и ты перемахиваешь высоченный забор!

Потому что в этот момент в тебе нет сомнений. Иначе она тебе штаны оборвет или еще что...

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – это способ достижения в сознании «свободного» состояния, в котором нет комплексов и стереотипов, мешающих настроиться на цель.

Это способ включить организм на достижение цели.

Это способ, в конце концов, просто отдохнуть, сумев отбросить мешающее напряжение.

Это способ, с помощью которого происходит раскрытие творческого потенциала и самоорганизация целостности личности.

А ты что делаешь?

Решая любую проблему, ты сталкиваешься с самим собой, со своими внутренними проблемами.

Стресс, страх, подсознательные комплексы, стереотипы мышления – психологические барьеры, которые блокируют сознание и внутренние резервы.

А ты можешь не заметить этого и принять неверное решение.

И ПОЭТОМУ, чтобы получать результаты, надо знать закономерности работы мозга. Это природа. Природу не обманешь! С природой надо быть в союзе!

И ПОЭТОМУ надо знать основные истины, которые помогут разобраться в жизни, среди моря бесполезной информации, которая обрушивается на нас бесконечными потоками.

Итак, психология победителя

Оказывается, успеха добивается тот, кто пользуется следующими принципами.

1 . Искать себе дело по душе или находить в себе мудрость делать дело с душой.

Потому что наивысший результат получается там, где дело делается с душой, с любовью, так как здесь работает максимальное сосредоточение внимания на деле.

Принцип целостности – это принцип «единства мысли и действия», открывающий внутренние резервы. Внимание здесь максимально сосредоточено.

Критерием своего дела (своего упражнения, своего приема) является комфорт. Свое дело – это тот труд, который делается не только с усилием, но и с удовольствием.

Внутренние резервы раскрываются по этому же принципу и в экстремальных ситуациях, когда включается тот же механизм «единства мысли и действия».

Вот пример. Почему у бегуна в самый критический момент нагрузки открывается «второе дыхание»?

Потому что в момент наивысшей нагрузки происходит максимальное сосредоточение внимания на преодолении нагрузки – явление «единства мысли и действия», и оно обеспечивает состояние психического раскрепощения (релаксацию), через которое происходит раскрытие внутренних резервов.

2. Применять оптимистическое (позитивное) мышление.

Вот и формула оптимизма: искать результат, а не зацикливаться на неудаче.

Это классический фундаментальный принцип, который всегда выполняется деятельными людьми.

Чем ты талантливее, тем, оказывается, более способен перебирать варианты и тем результативнее поиск. Потому что ищешь вариант, чтобы получить результат сразу.

Реализуется формула оптимизма на основе принципа КЛЮЧА – технологии прорыва.

Принцип подбора путем перебора вместо принципа достижения путем повторения.

По этому принципу вы пользуетесь правилом: ищете то, что получается, и отбрасываете на время то, что не получается.

И когда вы делаете то, что получается, то начинает получаться и то, что раньше не получалось.

Потому что когда вы нашли и делаете то, что получается, у вас снимается зажатость, растет уверенность в себе, начинает получаться и то, что раньше не получалось.

Это чисто российское достижение – искать как легче, как комфортнее, соединяя старания с удовольствием.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет!

На самом деле этот подход – большое российское достижение!

Только надо им правильно пользоваться!

Это то, что Пушкин любил, – ленивая праздность.

А создал при этом целую эпоху в поэзии!

Это то, что мы все в России любим,– чувство раскованности, чувство полета!

Мы активизируемся в деле, где у нас получается, где у нас «крылья растут».

Стало быть, критерием соответствия является деятельность, где старания сопряжены с удовольствием, где высокий результат достигается без излишних усилий.

Поэтому при оптимистическом подходе закономерно повышается уверенность в себе и улучшается здоровье.

А настроение при этом чаще бывает хорошим!

Потому что в кровь выбрасываются эндорфины.

Потому что мозг при таком мышлении получает только положительные импульсы!

Вопрос: А почему мозг при оптимистическом мышлении получает только положительные импульсы?

Ответ: Потому что при оптимистическом мышлении отрицательные результаты просто игнорируются!

3. Успеха добивается тот, кто наряду с основным делом занимается параллельными делами.

Потому что параллельные дела – это дополнительные источники сил и уверенности в себе.

Не получается в одном, получается в другом!

Люди, которые занимаются только одним делом, если там, «внутри этого коридора», что-то не получается, воспринимают это как тотальную трагедию!

А получая результат в параллельном деле, мы черпаем энергию и уверенность в себе.

Параллельные дела – это точки стабильности в жизни, так как если не получается в одном, получается в другом.

С чувством уверенности, которое мы получаем в параллельном деле, лучше делается и основное дело.

А разносторонность – условие развития целостной личности.

4. Успеха добивается тот, кто для того, чтобы лучше решить задачу, повышает планку цели.

Повышая планку цели, мы выходим из-под стресса конкретной задачи, «отцикливаемся», освобождаемся от зажатости, приобретаем широту обзора и новое качество мышления. Чем выше планка цели, тем проще решаются конкретные актуальные задачи.

Так работает мозг и в экстремальных ситуациях: чем выше планка цели, тем легче включаются ресурсы.

Вспомните: убегая от злой собаки, мы можем перемахнуть высоченный забор, а побежала за вами маленькая собака – и может ничего не получиться.

Потому что для преодоления высокого психологического барьера требуется большая энергия. А для решения маленьких задач большая энергия не нужна.

Но как повысить планку цели, чтобы лучше решить задачу?

Надо повысить требования к качеству решения задачи или сократить для себя время ее исполнения.

Вы готовите, например, доклад к четвергу, и у вас стресс. А повысьте планку цели – поставьте себе задачу сделать не просто доклад, а доклад с изюминкой!

Или поставьте себе задачу подготовить доклад не к четвергу, а раньше, например, к понедельнику!

И стресс снижается!

Потому что в сравнении с новой, более высокой задачей, старая задача становится менее стрессовой.

Вот интересный пример про принцип КЛЮЧА и повышение планки цели.

Специалистов-логопедов в центрах речи учат ставить у детей артикуляцию, и дети при этом выполняют различные упражнения, помогающие им овладеть нормальной речью.

Эти упражнения не всегда доставляют удовольствие.

А в Центре защиты от стресса Игорь Чижиков по разработанной им программе «Приобщение людей к языковым культурам» делает это по системе КЛЮЧА с помощью компьютера.

На экране демонстрируются строчки из песен, которые поют известные певцы на испанском, итальянском и других языках (пяти или шести). Подросток, подпевая, находит для себя по принципу подбора путем перебора тот язык, который с ним «резонирует», то есть тот, который ему больше подходит по характеру его личности.

Затем учитель иностранного языка занимается с ним этим языком. В результате обучение языку происходит в комфортных для ученика эмоциональных условиях, а тот, кто освоил один иностранный язык, легче осваивает и другие.

Когда Игорь Чижиков поет вместе с обучаемым эти песни на разных языках, приобщая этим самым людей к языковым культурам, у людей происходит психоэмоциональная релаксация, они раскрепощаются, начинают петь, а потом и говорить свободнее на своем родном языке.

При этом если среди этих людей оказываются пациенты-логоневротики или, например, люди, перенесшие травмы головы, инсульты, у которых нарушилась речь, то они, релаксируясь, тоже начинают потом лучше говорить, у них происходит оживление правильной артикуляции. И как они говорят, это увлекательнее, проще и эффективнее, чем в центрах речи, где их тренируют с помощью других упражнений для улучшения речи.

Почему в центрах речи пока не додумались до того, чтобы использовать караоке и подобные упражнения, которые применяет Игорь Чижиков? Ведь в этих упражнениях старания соединяются с чувством удовольствия.

Потому что в этих центрах для улучшения речи специалисты решают конкретную задачу: пациент должен лучше говорить.

А Игорь Чижиков ставил себе более трудную задачу – научить человека хорошо говорить на разных языках.

Повышая планку цели, мы обретаем новое качество мышления и новое качество жизни.

5. Успеха добивается тот, кто лучше управляет своим состоянием.

Понятно, что без творческого вдохновения не написать стихотворения, а без полной мобилизации сил не совершить рекордного прыжка.

Саморегуляция нужна для контроля над нервным волнением, страхом, для эмоционального настроя в работе, создания психологической атмосферы при общении, быстрого восстановления сил, настройки на будущее, в целом – для улучшения здоровья, освобождения от стереотипов мышления и преодоления психологических барьеров.

Если вам нужно делать дело, а вам не хочется, то помечтайте на фоне приемов КЛЮЧА о том, что это дело доставляет вам радость.

КЛЮЧ создает гармонизирующие связи между сознанием и организмом, и вы получите новое, желаемое отношение к работе.

Так вы соедините работу с удовольствием.

И если хотите – не только работу.

По образу Божьему создан человек (подытожим, повторим урок)

Приближение к шедевру. Это в каждом из нас. И если вам плохо, если мир кажется серым, а люди – сплошь с недостатками, то, значит, в этот момент вы не творите.

Говорят, что по образу Божьему создан человек.

Что это значит?

Бог – Творец. Стало быть, Бог в человеке – это творчество! А не только молитва.

Вы – творец, и если по каким-то причинам не нашли себя, не страдайте, а ищите свой талант – вот путь! Интенсивнее перебирайте варианты и найдете то, что вам соответствует.

Это то, что вам нравится, это там, где вы трудитесь с удовольствием.

Это один из принципов КЛЮЧА.

А скоро мы испытаем принципы КЛЮЧА и метод КЛЮЧ на практике.

Для внутренней саморегуляции и для внешней деятельности.

И будем изумляться результатам.

Итак, главный секрет успеха человека в жизни заключается в том, чтобы он, несмотря на моду, авторитеты и прочие обстоятельства жизни, не изменял себе, а занимался именно своим любимым делом, в котором талантливее всего.

А чтобы быть цельным, нужно быть многоплановым.

Потому что талант по природе многолик.

Иначе ты или штангист, или шахматист. А это скучно.

А раньше нас не так учили, нам говорили, что человек должен быть сосредоточенным. Нам говорили: не разбрасывайся! Нам говорили: занимайся одним делом! И если не получалось, нам говорили, что без труда не вынешь рыбку из пруда.

Теперь добавим новое – сохраняя себя, свое здоровье, воспитываем в себе культуру работать с удовольствием, обучаемся уверенности в себе.

А как воспитывается уверенность в себе?

Первый секрет превращения человека в личность: стресс преодолевается творчеством, путем созидания.

Потому что стресс – это перенапряжение регуляторных систем, энергия дисгармонии, а творчество – фактор упорядочивания. Это принцип развития. Иные, особенно лекарственные, способы снятия стресса должны применяться только в запущенных случаях. Транквилизаторы, алкоголь, наркотики тормозят развитие.

Итак, стресс снимается творчеством. Это правильный здоровый путь развития. Но если случай уже так запущен, что творчества для снятия стресса и выздоровления недостаточно, тогда подключаются и психологические методы.

А если и этого недостаточно – тогда и медицинские.

Творчество – не только психологический, но важнейший биосоциальный фактор человеческого развития.

Именно в творческом состоянии происходит в нашем мозгу соединение опыта наших дедушек и бабушек с нашим личностным опытом, и через этот контакт прошлого и настоящего происходит прорыв в будущее. Наша целостность – основа интуиции.

Секрет успеха второй: чтобы в основном деле иметь надежный результат, надо, оказывается, иметь, помимо основного дела, даже если оно любимое, и параллельные дела.

Помните? Если вы заняты только одним делом, то если там что-то не получается, то это воспринимается как тоталъная трагедия. А в параллельном деле черпаешь вдохновение и уверенность в себе: не получается в одном, получается в другом.

Секрет успеха третий: видов деятельности должно быть много.

Это источники вдохновения и точки стабильности в жизни: действительно, не получается в одном, получается в другом. Именно в этом мы черпаем силы и вдохновение и переносим свою уверенность во все свои дела. Творчески можно заниматься любым делом.

Великие потому и великие, что наряду с главным делом имели десятки увлечений. Леонардо да Винчи и рисовал, и писал, и подводную лодку строил. Авиценна лечил, писал стихи и музыку...

На воспитание психологической культуры надо ориентироваться при обучении детей. Это их психологическая защита и гарантия развития в обществе.

И эти дела для души должны быть не только пассивными, созерцательными, как, например, слушать музыку или гулять по парку, но главным образом – созидательными.

Вот вы, предположим, готовитесь завтра выступить с докладом или собираетесь к начальнику и робеете, а посмотрели на картину, которую написали вчера на досуге, и опять вдохновились: вот ведь что я могу!

Как здорово это выразил Пушкин: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» С этим чувством уверенности в себе уже ничего не страшно. Творчество не только спасает – это опора в жизни, ступень в завтрашний день.

Еще один секрет успешной работы. О культуре рабочего места

Есть такая интересная организация, в которой привлекаются к работе бывшие алкоголики, люди без особых профессиональных навыков, уже потерявшие веру в себя и перспективы на жизнь.

Им предлагают, к их удивлению, тут же попробовать отлить собственными руками из бронзы заготовку, обработать ее, раскрасить красками. И это, к их удивлению, получается!

Потому что это на самом деле доступно каждому.

Просто мы этого раньше никогда в жизни не делали.

И думали, что не можем этого делать. А тут – готовые условия, поощрительные взгляды. И прямо на глазах появляется художественное произведение. От этого никуда не деться. Хочется продолжить занятие. Так вместе с произведением возникает художник. Человек, способный и желающий работать.

Талант многолик. Но важно и умение создать свое рабочее место.

Есть такой феномен труда.

Это замечательная закономерность. Как только облегчаются, оптимизируются условия труда, повышается производительность, работа начинает принимать творческий характер.

Поэтому обычно говорят о том, как важно создать хорошие условия труда. Иногда бывает, трудится человек, трудится, а успехов никаких, но стоило поставить стол у окна – и дело пошло.

Если заглянуть глубже – то, например, когда мы жестикулируем, говорить легче, потому что движения производятся синхронно мышлению, и этим расковывают мысль, думается легче. Или нам думается легче, когда мы не мешаем своим мыслям, сидя неподвижно, как бы оцепенев, или ритмично покачиваемся телом. Все это зависит от того, в каком мы находимся состоянии и о чем думаем. Попробуйте говорить что-то энергичное, не позволяя себе двигаться. Это очень сковывает.

Точно так же расковывают мысль и компьютеры.

Как только появились компьютеры, творческая производительность человеческой мысли резко возросла. И не только потому, что компьютеры взяли на себя громоздкие расчеты, а главным образом потому, что компьютеры облегчили процесс мыслепроизводства, сократив связь между мыслью и ее выражением, и этим самым обеспечили большую свободу мысли.

Мы вместе с вами создадим способ, с помощью которого вы облегчите свою мысль и поэтому будете мыслить свободнее и результативнее.

Это – метод прорыва, который в современном мире дает нам с вами мощное преимущество и позволяет получать самые неожиданные и удивительные результаты.

Это технология целостной психофизиологической самоорганизации личности – способ гармонизации духовного и физического – метод управляемой психофизиологической саморегуляции КЛЮЧ.

Приемы КЛЮЧА, основанные на механизме единства мысли и действия (включаемого при занятиях любимым делом или в экстремальной ситуации), называются «Управляемые идеорефлекторные приемы».

Они снимают нервные зажимы и позволяют достичь гармонизирующего состояния управляемой активации внутренних резервов доступным коротким путем, без всякой экстремальной нагрузки.

Через творческую и параллельную деятельность развивается универсальный опыт жизни, самодостаточность и расширяется круг общения.

Самое главное – обретаешь свое лицо.

КЛЮЧ помогает обрести уверенность в себе и, преодолевая психологические барьеры, расширять круг досуга и получать в делах стабильные высокие результаты наиболее коротким и доступным для себя путем.

Эта книга – практический пример разностороннего творчества. Автор применяет свой метод КЛЮЧ для решения жизненных проблем и достижения творческих целей.

Разговор с футбольным тренером

Эта футбольная команда сделала необыкновенный прорыв!

Но тренер перестал смеяться, изменился, сильно сосредоточился.

И вся команда в напряжении.

Вот он закончил тренировку, уже вечер, ужинает в зале спортбазы с командой, следит, чтобы у ребят все было.

– Пусть икры ребятам на завтра купят! – дает он указание.

После ужина заходит в свой номер, уже почти ночь.

Кажется, он теперь расслабится, почитает что-нибудь или каким-либо другим любимым делом займется.

Вставляет в магнитофон кассету. Боже мой, опять смотрит футбол. Анализирует.

Сколько можно! Футбол и футбол!

Он пригласил пять основных игроков команды и попросил меня научить их саморегуляции. Я предложил им несколько уникальных приемов, которые быстро вызывают расслабление, они сразу расслабились, стоя на ногах.

– А теперь,– сказал я им,– вспомните себя в наивысшей энергичной форме, энергия кипит! Запомните эту мощь! Настройтесь на то, что, когда в игре это понадобится, вы сразу сможете вызвать эту мощь в себе!

– Это нам подходит, – сказал тренер, – мы проповедуем эту философию мобилизации, а ты дал технологию.

Затем мы опять вошли с тренером в его комнату. И он снова включил видеокассету с футболом.

– Ты так долго не выдержишь! – говорю я тренеру как врач. – Тебе надо иметь отдушину, какую-нибудь еще параллельную деятельность, параллельное дело для души. Что ты в детстве любил?

А он убеждал меня, что главное – сосредоточиться на главном.

Главное, говорит, не разбрасываться!

И через полгода попал в клинику с нервными нарушениями.

Талант многолик, потому что в каждом из нас – гармония.

Почему с помощью КЛЮЧА можно снимать психологические барьеры и успешно осваивать различные виды деятельности?

Потому что в основе всех видов деятельности лежат одни и те же закономерности, та же гармония, различия заключаются только в специфике.

Гармония и в каждом из нас.

Не будь в нас этого чувства гармонии, как бы мы могли различить в песне фальшивую ноту, даже не умея петь сами?

В каждом из нас гармония, и поэтому каждый из нас может при желании не только научиться петь, но стать и художником, и математиком, и физиком, и строителем, и врачом, и предпринимателем.

В том, что в каждом из нас – гармония, я убедился неожиданно для себя однажды в самолете.

До этого момента я думал, как, наверное, и многие думают, что человек растет и достигает гармонии путем совершенствования. Это не совсем так.

Глубинная гармония изначально в нас от природы.

Поэтому мы и можем развиваться и достигать высот, опираясь на эти глубинные внутренние критерии.

Это открытие внутренней гармонии у меня произошло так.

Когда шум моторов самолета изменился, я услышал музыку.

Поначалу я удивился только тому, что это была необыкновенно прекрасная, божественная музыка!

Но радио оказалось выключенным.

Божественная музыка звучала, оказывается, у меня в голове.

Играл оркестр, соло вела скрипка.

Я опешил, когда понял – иллюзия возникла на звуке моторов.

Так бывает иногда от утомления, когда в шуме воды, например, вам может послышаться чей-то разговор, это явление известное. Но музыка!.. Что это была за музыка!

Божественный оркестр стал плавно менять тему, как только я задумался: он зависел от хода моих мыслей, настроения! Я мог управлять этим чудесным оркестром одним желанием, без всяких усилий, как Бог!

Что это за чувство! Если бы меня не исключили в свое время из музыкальной школы за отсутствие музыкального слуха, я знал бы ноты и записал бы эту божественную музыку!

Я создал бы великое произведение!

Шум моторов опять изменился, и оркестр так же внезапно исчез.

Стало быть, слух у меня был, но внутренний.

Не было внешнего, того, что обычно называют музыкальным слухом, точнее, не было связи между внутренним и внешним.

Поэтому когда я пою, то делаю это как Ярослав Гашек, который говорил, что он знает четыреста песен, но только одну мелодию.

С помощью КЛЮЧА я немного потренировался петь и смог улучшить эту связь. Она и у вас обычно улучшается, когда нет зажатости, перенапряжения, которое сковывает любую деятельность...

Когда говорят, что некто – «художник от Бога», предполагая, что бывает особый талант художника, или писателя, или композитора, или бизнесмена, или руководителя, то это может вызывать у некоторых комплекс неуверенности в себе.

Все великие художники, если они этого хотели или заставляли обстоятельства, могли быть и прекрасными врачами, и музыкантами. Конечно, это при том условии, если они посвящали себя этой работе настолько глубоко, насколько нужно посвятить себя любой деятельности, чтобы обрести опыт и мастерство. Многие великие писатели и рисовали, и сочиняли музыку, и писали стихи, и, если очень надо, могли построить собственными руками дом.

Бывает от природы и талант писателя, и талант руководителя. Но по своей природе, по существу талант многолик.

Это та самая гармония внутри нас.

Все зависит от того, в каком направлении мы свою природу развиваем. Но в основе любой профессии, в глубине любого вида деятельности – та же самая структура: структура гармонии.

Если вы в чем-то добиваетесь успеха, трудитесь, достигаете основ мудрости своей профессии, то можете понять и художника, и руководителя предприятия, можете найти общий язык и с математиком, и с физиком, и с менеджером, можете оценить их труд, чувствуя основы гармонии в их деятельности.

Конечно, чем более исходно развиты те или иные способности, тем более они вызывают и соответствующие желания, и интерес, и внимание к чему-то. Потому что в области своих способностей легче ориентироваться, помогает интуиция, доступнее результаты. Дети с удовольствием занимаются делом, к которому имеют дарование, их не оторвать от этого дела. Но пробуждение способностей зависит от культуры среды, от способов обучения.

Как только школьник увидит, например, примеры рисования, которые созвучны его внутреннему миру, может открыться интерес к рисованию, или к математике, юриспруденции.

Откуда неуверенность в себе? Мы живем уже в XXI веке, но уровень современного общества еще во многом содержит в себе, к сожалению, отголоски «жреческо-кастовой» культуры, принципа «разделяй и властвуй», психологию удержания рабов.

Недостаточное знание людей о собственном устройстве и друг о друге, отсутствие организованного института культуры самопознания порождает безответственный «шаманизм» и любительское целительство, служит корпоративной «защите чести мундира», «клановости» среди представителей различных профессий.

Этот общественный механизм работает даже подсознательно.

Почему, например, врачи пишут так, что трудно разобрать их почерк?

Почему специалисты, даже психологи, преподающие «общение», или экономисты, юристы часто излагают свои программы и суть своей работы в широкой аудитории настолько специальным наукообразным языком, что трудно разобраться в сути дела?

Это может быть и от недостатка общей культуры, и для защиты своего престижа, а может быть, просто потому, что данный специалист сам ясно не понимает пока сути вопроса.

Но этот непонятный язык окружает человека ореолом специалиста, хотя и сводится, в сущности, к частоколу терминов и сложноподчиненных предложений, за которыми скрываются, быть может, и совсем простые очевидные истины.

Но, как говорят, мастер это тот, кто выразит сложное чувство доступным образом, и не ученый тот, кто в двух словах не может объяснить ребенку, чем он занимается.

КЛЮЧ – это мостик связи, ступенька между людьми, между вами и любой деятельностью.

Потому что при использовании ключевых приемов появляется то состояние гармонии, ясного ума, в котором понимаешь основу мира, понимаешь, что все мы едины, все мы «одной крови», а это открывает чувство уверенности в себе. Значит, если постараться, мы поймем друг друга. В этом наша надежда.

Система КЛЮЧ служит этому, потому что если говорить технически, то в системе КЛЮЧ ты ищешь тот прием, который сразу получается.

Поэтому ты снимаешь у себя напряжение, у тебя растет уверенность в себе.

Это способ моделирования чувства успешности.

А с чувством успешности – успешнее и любые другие дела.

Итак, суть!

Человек – творец! Поэтому хорошо себя чувствуешь, когда в тебе состояние творца, внутренней свободы! Это получается чаще спонтанно, но закономерно тогда, когда дело, которое ты делаешь, тебе по душе.

Душа безгранична, а тело – конечно. Дело по душе – это состояние внутренней целостности, перекрестье безграничной души и конечного тела.

При этом энергия души раскрывается: душа поет, а тело оздоравливается. И дело спорится! Научившись находить в себе целостность, ты становишься хозяином своей судьбы.

Тренировка с КЛЮЧОМ помогает получить и запомнить на будущее прекрасное состояние, когда ты в хорошей форме, чтобы воспроизводить его в нужный для тебя момент в трудной ситуации.

Настроившись на состояние внутренней свободы при тренировке с КЛЮЧОМ, ты можешь испытать на пути к этому желанному чувству «полета» несколько стадий восстановления – сонливость (если недоспал), катарсис (если на душе накопилось) и, именно выполняя эти требования организма, открываешь «чистое небо».

С каждым повторением время тренировки сокращается и превращается в способность управлять своим состоянием, так вырабатываются навыки саморегуляции: захотел – и получил!

Результат: обучаясь управлять своим состоянием, оздоравливаешься и начинаешь полнее раскрывать свои способности.

А это означает, что качественно расширяются твои перспективы, улучшаются отношения с людьми, ты начинаешь лучше понимать свои цели и добиваться успехов в жизни наиболее доступным и наименее затратным для себя путем.

Известный миллионер Бодо Шефер утверждает, что каждый способен изменить свою жизнь. Победители — это люди, живущие насыщенно и ярко. Они руководствуются своими собственными законами, которые указывают путь к счастью. Поэтому он собрал 30 принципов, которые помогли ему и тысячам других людей стать лучше и научиться воплощать свои мечты.

Для всех, кто хочет стать лучшей версией себя, публикуем эти 30 законов.

1. Примите решение.

Рост и любое изменение всегда начинаются с принятия решения. Человек боится покинуть безопасную территорию и столкнуться с чем-то неизведанным. Но только этот шаг дает нам возможность для роста. Ведь невозможно стремиться к своей мечте, продолжая держаться за прошлое.

2. Постоянно учитесь и развивайтесь.

Чем больше мы узнаем, чем выше растем — тем свободнее становимся. Если мы перестаем расти и учиться, жизнь становится пустой и бессмысленной. Мы должны постоянно читать книги, вести дневник, посещать семинары и общаться с людьми, у которых можем чему-то научиться.

3. Осознанно подходите к каждому прожитому дню.

Мы должны чаще задумываться над тем, что каждое мгновение нашей жизни — это бесценный подарок. Большинство из этих подарков мы оставляем без внимания, потому что заняты «более важными» делами. Не обязательно все время что-то делать. Иногда надо просто жить.

4. Сосредоточьтесь на деятельности, приносящей доход.

В любой работе существует несколько главных задач, от которых в конечном итоге и зависит величина дохода. Именно на них вы и должны сконцентрироваться. Победители отличаются не тем, что они хорошо решают исключительно сложные задачи, а тем, что они исключительно хорошо делают простые вещи.

5. Станьте личностью.

Для того, чтобы наши обстоятельства изменились к лучшему, мы должны сначала измениться сами. Не стоит также заранее задавать себе вопрос, годимся ли мы для той или иной деятельности. Только начав выполнять ее, мы можем стать мастером. Главное — не опускать рук.

6. Действуйте!

В мире немало людей, которые живут и работают ниже уровня своих возможностей, потому что не научились действовать. Знание — всего лишь потенциальная сила. Многие проблемы и трудности исчезнут сами собой, как только вы возьметесь за работу. Существует единственный критерий серьезности наших намерений. Это наши действия.

7. Правильно используйте стрессовые ситуации.

Все сходятся во мнении, что стресс вреден для здоровья. Но это не совсем так. Все зависит от силы стресса и от нашей способности контролировать его. Самое важное правило — мы должны полностью сосредоточиться на том, чем занимаемся в данный момент.

8. Учитесь преодолевать трудности.

Жизнь похожа на лестницу. Каждая из ступеней связана со своими трудностями. Не одолев их, мы не сможем подняться выше. Мы можем воспринимать их как препятствия, но можем и как упражнения перед подъемом на очередную ступень. Либо мы сдаемся, либо становимся сильнее.

9. Не изобретайте колесо заново.

Лучшая учеба — это подражание. Использовать чужой опыт вместо того, чтобы доходить до всего самому, может быть полезно во многих областях жизни. Композиторы существовали и до Моцарта, и он многому у них научился. Это отнюдь не помешало ему впоследствии писать собственную гениальную музыку.

10. Набирайте разгон.

Стоящий поезд не сможет сдвинуться с места и из-за маленького препятствия, а мчащийся на полном ходу не остановит даже стена. В начале любой деятельности нужно сразу же «давить на газ» до упора. Тогда никакие проблемы уже не смогут вас остановить. Ведь успех приходит автоматически во время движения.

11. Мечтайте и осуществляйте свои мечты.

Наши мечты и цели представляют собой своего рода магнит, который притягивает всех и все, что приближает нас к их исполнению. Правда, для этого недостаточно чуть-чуть помечтать время от времени. Надо сконцентрировать все свои мысли на этой цели и не допускать ни тени сомнения в том, что она будет достигнута.

12. Следите за своим здоровьем.

Здоровье — это не только отсутствие болезней. Это также высокий тонус, энергия, качество жизни и жизнерадостность. Необходимо обращать внимание на то, что мы едим, пьем и как часто находимся в движении. Любые крайности вредны. Нам нужен уравновешенный и разумный образ жизни.

13. Не бойтесь критики.

Невозможно угодить всем. Ошибки будут встречаться всегда, поэтому критика неизбежна. Мы должны воспринимать ее как средство для собственного роста и обучения. Единственный способ избежать ее — ничего не делать.

14. Выполняйте работу на 110%.

Возможность самого эффективного роста таится в «дополнительной» попытке, когда сил уже совершенно не осталось. В десяти процентах дополнительных усилий заключается вся разница между успехом и посредственностью. Постоянная готовность делать больше, чем от нас ожидают, должна стать нашей привычкой.

15. Используйте проблемы в качестве стимула для роста.

Жизнь не наказывает нас, а воспитывает. Благодаря проблемам в нас рождаются самые лучшие качества. Они не дают нам попусту растрачивать свой потенциал, а заставляют проявлять активность и творчество.

16. Будьте сами себе начальником и подчиненным.

Не важно, работаем ли мы на себя или на кого-то. Даже если вы предприниматель, то должны выполнять любую работу так, словно вас контролирует начальник. Тот, кто не может подчиняться сам себе, будет вынужден подчиняться другим.

17. Ставьте перед собой большие цели.

Истинное значение высокой цели заключается в нашем развитии в процессе ее достижения. Чем она выше, тем выше нам придется вырасти, чтобы ее достичь, тем интереснее будет наш путь. Лишь требуя от жизни самого лучшего, можно самому стать лучшей личностью.

18. Давайте людям то, в чем они нуждаются.

Если задать себе вопрос, в чем больше всего нуждаются люди, то самым точным ответом будет, пожалуй, любовь. Она упрощает все взаимоотношения с окружающими, как ничто другое. Это мощная сила. Искренний интерес, симпатия, одобрение и поддержка способны творить чудеса.

19. Не позволяйте себе отвлекаться от работы.

Чтобы добиться успеха, необходимо сконцентрировать всю энергию и силы на одном деле. Многим это дается с трудом, потому что их постоянно что-то отвлекает. Мы ищем отговорки для своего безделья. Мы не должны забывать, что хотим получить уважение и признание, а не сострадание.

20. Будьте примером.

Вес нашим словам придают только наши действия, а не должность. Чтобы зажечь других, мы должны гореть сами. Если мы хотим, чтобы к нашим словам прислушивались, мы должны не только говорить, но и что-то делать.

21. Начинайте все важные дела как можно скорее.

Важное правило: в течение 72 часов с момента принятия решения мы должны предпринять какое-то конкретное действие. Иначе остается лишь один шанс из ста, что мы когда-нибудь вообще сможем реализовать свой план.

22. Берите на себя ответственность.

Мы склонны перекладывать всю вину и ответственность на других. Тем самым мы передаем им власть над нашей жизнью. Но только от нас зависит, воплотятся ли наши мечты. Если мы слишком долго не проявляем свою волю и решимость, они становятся слабее и исчезают.

23. Учитесь справляться со своими страхами.

Для этого есть два способа. Первый — благодарность. Когда мы вспоминаем то, за что благодарны жизни, страх отступает. И второй — устремленность к цели. Ведь чем мы неподвижнее, тем сильнее нас сковывают цепи страха.

24. Сконцентрируйтесь на своих сильных сторонах.

У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Многие обращают внимание только на свои слабости и полагают, что именно в них кроется причина всех неудач. Хорошая новость: слабые стороны личности не имеют для успеха абсолютно никакого значения. Самый лучший розовый куст не тот, у которого меньше шипов, а тот, на котором растут самые красивые цветы. Успешными нас делают не недостатки, с которыми мы научились справляться, а имеющиеся у нас достоинства.

25. Умейте давать и прощать.

Если вы хотите, чтобы жизнь относилась к вам по-доброму, научитесь желать добра всем окружающим и благословлять их. Прощение — это высшая форма умения отдавать и делиться. Это ключ к самой высшей степени духовного развития человека. Также мы должны прощать себе все ошибки и глупости.

26. Разумно используйте свои деньги.

Основа благосостояния — мы должны тратить меньше, чем зарабатываем. Нам нужно далеко не все из того, что мы хотим. Если мы научимся обращаться с финансами, то наша жизнь поднимется на качественно новый уровень.

27. Терпеливо возводите основание.

Длительный успех не возникнет за пару дней. Ничто действительно ценное нельзя создать за пару дней, недель или месяцев. Чем большего успеха мы ожидаем, тем прочнее должен быть фундамент. Поэтому надо запастись терпением и строить свое будущее кирпичик за кирпичиком.

28. Окружите себя положительными примерами.

Ничто так сильно не влияет на нашу жизнь, как люди, которые нас окружают. Мы заимствуем у них намного больше, чем можно предположить. Наш мозг накапливает все, что мы воспринимаем, в основном, подсознательно. И если мы окружим себя победителями, то и сами будем постоянно расти и развиваться.

29. Превратите недовольство собой в стимул для роста.

Удовлетворенность — очень опасная вещь, она порождает лень и безразличие. Человек, полностью довольный собой, перестает развиваться. У него пропадает желание работать, а прогресс останавливается. Мы должны быть благодарны за то, что имеем, но при этом всегда хотеть большего. Тогда мы сможем меняться и расти.

30. Будьте орлом, а не уткой.

Как отличить орла от утки? Утки крякают, а орлы действуют. Утки — пессимисты, орлы — оптимисты. Утки ищут отговорки, орлы ищут решения. Утки ждут, что их будут кормить, орлы берут ответственность на себя и добывают то, что им нужно. Жизненная установка — «крякать», а не действовать — ни к чему хорошему не приводит.

А какое животное на вашем гербе?

Победа на соревнованиях - это публично объективированный, зарегистрированный спортивными судьями успешный результат, показанный спортсменами в непосредственной состязательной борьбе с соперником по правилам соревнований. Победа и спорт - два неразрывно слитых в единое целое понятия, отражающих смысл и целевую направленность спортивной деятельности. Каждый человек генетически запрограммирован на конкурентную борьбу за свое выживание.

Достижение жизненно важного успеха в любом виде социальной деятельности, успешная профессиональная карьера, а тем более победа в спортивном соревновании невозможны без активного преодоления объективных и субъективных трудностей и в том числе противодействия со стороны других людей и организаций, преследующих те же цели. Поэтому воспитание «победителей» является исключительно важной социально-педагогической функцией спорта.

Однако следует учесть, что в любом спортивном соревновании есть не только победители, но проигравшие борьбу. Казалось бы, проигравшие и аутсайдеры должны покинуть спорт, но они не уходят, они вновь и вновь готовятся к соревнованиям и стартуют. Следовательно, в спорте есть победители, призеры, участники спортивных соревнованиях и есть проигравшие, но нет побежденных. Проигрыш или поражение мотивируют настоящих спортсменов на будущую победу.

Сердцевину психологии спорта составляет мотивация достижения успеха, стремление быть первым в состязании с равным. Здесь важно учитывать, что каждый спортсмен соревнуется еще и с самим собой, и с природной стихией, с временем и с пространством, тяжестью или невесомостью и пр., т. е. с внешними препятствиями и внутренними трудностями, которые должен преодолеть. В этом проявляется одухотворяющая и воспитывающая сила спорта. Каждый спортсмен, даже не занявший призового места в соревнованиях, всегда ориентирован не только на победу над соперниками, но и на свой личный результат. Если улучшение личного или командного результата в соревнованиях удовлетворяет спортсменов и тренеров, то это расценивается как успех, пусть не победа, но все же успех, - очередной шаг к победе.

Психология победителя в спорте

Достижение победы требует от спортсмена максимальной мобилизации его физических и психических резервных возможностей как в процессе подготовки, так и непосредственно в соревновании. Победитель испытывает высочайшее внутреннее удовлетворение от достигнутого успеха, нередко он благодарит за успех не только тренера, себя, морально помогавших ему спортивных болельщиков, но и высшие силы Земли и Неба («катарсис»). Это состояние возвышенных чувств характеризуют самоутверждение индивидуального «Я» спортсмена, которое эквивалентно коллективному «Мы», когда одержана и командная победа. Чувство «Мы» переживается спортсменом-победителем как ощущение единения с коллективом, командой, своим спортивным клубом, т. е. с социумом, к которому спортсмен принадлежит и членство в котором противопоставляет в своем сознании соперникам - «Они».

Патриотические чувства как высшая духовная ценность для победителя соревнований международного или планетного масштаба венчают это чувство «Мы» эмоциональным переживанием удовлетворения достигнутым успехом перед лицом своего Отечества. Не менее остро переживается такое единение с высшими духовными ценностями спорта, древний источник которых в олимпийских идеалах спорта, наблюдающими за ходом спортивных состязаний спортивными болельщиками, для которых теперь в эпоху спутникового телевещания вся планета - стадион. Наблюдая за перипетиями спортивного состязания, спортивный болельщик ассоциирует себя с участниками состязаний, с героем-победителем, что придает спортивному зрелищу и результату выступлений спортсменов не только личностный, но и общественно-значимый, гражданский и политический смысл.

Эмоции и чувства победителя могут быть охарактеризованы испытываемой спортсменом гордости за себя, за свою команду, за свою страну. В момент публичного награждения спортсмен-победитель смотрит на себя как бы со стороны и восхищается самим собой. При этом он испытывает глубокое духовное удовлетворение, дающее ему моральную компенсацию за испытанные лишения и трудности, которые ему пришлось преодолеть на пути к заветной победе. Учеными это было понято уже на заре возникновения современного спорта высших достижений. Так, например, в1911 г. один из первых русских спортсменов-любителей вольной борьбы, гиревого спорта и конных скачек, петербургский врач-психиатр В. Ф. Чиж в своей статье «Психология спорта», опубликованной во «Врачебных ведомостях», писал: «Нетрудно, однако, доказать большое значение спорта для нашей психики, доказать, что спорт может доставлять чисто психическое наслаждение, что в спорте психическая деятельность преобладает над физиологической».

Однако всему есть мера. При чрезмерном самовосхищении победителя подстерегает опасность проявления пренебрежительности к своим соперникам и даже к своим товарищам, возникает «звездная болезнь». Самокритичность, трезвая оценка своих возможностей позволяет победителю избежать ловушек славы и мобилизовать себя на участие в последующих состязаниях. Зазнавшийся спортсмен очень скоро теряет свою прежнюю способность к соревновательной борьбе, что является обратной стороной победы в спорте.

В современных условиях коммерциализации спорта и превращения спорта высших достижений в профессиональную деятельность спортивный результат превратился в товар, а цена спортивной победы на международных или коммерческих соревнованиях резко возросла. Особенно важно это учитывать тренерам, работающим в детских спортивных школах. В воспитании, как говорил выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, нет мелочей. Психика юного спортсмена находится под мощным влияем негативных и развращающих его сознание эффектов средств массовой информации, что нужно также учитывать тренеру, ибо если он воспитывает своих учеников лишь для коммерческого спорта, то победа в спорте для большинства из них обернется моральным крахом в жизни после спорта. Олимпийская медаль отнюдь не гарантия счастливой семейной жизни или защиты ушедшего из спорта чемпиона от алкоголизма, несложившейся деловой карьеры или попадания в сети криминальных структур.

Профессионально-коммерческий спорт нередко толкает спортсменов и их тренеров к нарушениям правил соревнований и моральных принципов чистоты спорта, к тайному приему допингов, попыткам подкупа соперника или спортивного судьи и пр. Нередко вместо лозунга «Победа - это все!» на вооружение берется призыв «Все - это победа!». Но победа любой ценой означает приоритет агрессии (внешней и внутренней), отказ от моральных принципов «фейр плей» (честной игры), прямым следствием чего для недальновидного спортсмена может быть не только потеря здоровья и личного престижа, но иногда и утрата самой жизни в результате применения допинга, травмы или криминальной «разборки». В этом кроется антигуманная и антидуховная сущность современного коммерческого спорта высших достижений, которая ведет к принижению и забвению олимпийских ценностей и потере спортом своей нравственно-педагогической, морально-воспитывающей ценности. В современных условиях коммерциализации спорта особенно велика роль квалифицированного педагога-тренера и особенно тех, кто пропагандирует спорт, организует соревнования, руководит детско-юношеским спортом. Их долг учить добиваться победы только в честной борьбе, а итоги выступлений за денежные призы и гонорары победителям и призерам рассматривать только как уроки жизни, дающие новый опыт и знания для развития и самосовершенствования, облегчающие путь к будущим честным победам в спорте.

Достижение победы в спорте происходит наравне с достигнутым спортсменом уровнем физической, технической и психологической подготовленности к соревнованиям и непосредственно зависит от его способности преодолевать негативные последствия соревновательного стресса, возникающего задолго до начала соревнования, но особенно обостряющегося в ходе него. Под влиянием обстановки публичных соревнований, реакций зрителей, неудачно складывающегося поединка глубина стресса может существенно возрастать. Спортсмен может утратить уверенность в возможность победить, становится пассивным, заторможенным и сам без борьбы может уступить победу сопернику. Поэтому тренеры должны учить каждого спортсмена уметь преодолевать стресс и неуверенность в себе. Высшее искусство тренерской деятельности в том и состоит, чтобы вместе со спортсменами решать эту задачу, заблаговременно морально-психологически готовиться к предстоящему соревнованию, настраиваться на победу и создавать в душе каждого спортсмена страстное желание победить, но победить честно, с личным достоинством.

Страстное желание победы всегда подкрепляется уверенностью в своих силах, сильной волей и развитой способностью к самоорганизации и самоуправлению, которые особенно необходимы участникам соревнований в сложных ситуациях борьбы с равным или превосходящим соперником. Победа никогда не приходит к слабым, она сама по себе не бывает случайной, но непредвиденная случайность может помешать достигнуть победы или, наоборот, даровать ее более слабому сопернику.

Победа в спорте всегда лишь следствие превосходства одного спортсмена над другим в каком-то хотя бы одном компоненте подготовленности. При этом психологическая, морально-волевая подготовленность спортсмена к соревнованиям ныне вышла на первое место, это - решающий фактор при относительном равенстве уровней физической и тактико-технической подготовленности спортсменов экстра-класса.

В современном спорте побеждает тот, кто раньше увидит, раньше соперников услышит, прочувствует и хорошо умственно проработает, представит и поймет свои преимущества и возможные слабости соперника, а затем тактически грамотно воспользуется этим знанием в ходе спортивной борьбы. Это характерно не только для футболистов, гимнастов или гонщиков в авторалли, но и для шахматного спорта. Главное условие достижения победы в спорте - это всесторонняя общефизическая и специальная технико-тактическая подготовка спортсмена, в которой основное внимание уделяется воспитанию личностных качеств, характеризующих морально-волевую и психическую готовность к хорошо осмысленному, активно-творческому ведению спортивной борьбы. Гениальностью в спортивной деятельности является способность отдельных спортсменов побеждать своих соперников еще до начала соревнования, т. е. до старта (например, А. Карелин и др.).

Психология проигравшего в соревнованиях

В каждом спортивном состязании выявляется только один сильнейший - это победитель. Многие другие участники вынуждены испытывать горечь поражения. Особенно остро переживаются неудачи на последнем решающем этапе соревнований. Они, как правило, вызывают деструктивное стрессовое состояние (дистресс ), преодолеть которое спортсмену без помощи тренера, психолога, врача и товарищей по команде достаточно трудно.

В зависимости от внутренней установки участников переживания и мысли о проигрыше могут иметь резкую эмоциональную окраску и степень выраженности. Одни могут удовлетвориться тем, что среди множества сильнейших они не стали последними; другие участники сочтут достижением то, что они смогли войти в первую десятку или пятерку сильнейших. Наконец, есть и такие, которые удовлетворяются улучшением личного результата вне зависимости от занятого места в числе других участников состязаний.

Переживание поражения , таким образом, может иметь разные оттенки и интенсивность, может по-разному драматизироваться в сознании и осознаваться спортсменом либо как поражение и крушение надежд, проигрыш или неудача, либо как ошибка, случайная неудача, либо как факт участия и приобретения нового спортивного опыта и пр. От того, как спортсмен относится к возможному неблагоприятному для себя исходу соревнований, зависит характер его мотивации на старте, что и выражается в двух ее типа - мотивации достижения успеха или противостоящей ей мотивации избегания неудачи. Какой тип мотивации доминирует в сознании спортсмена? Это зависит от уровня притязаний спортсмена и его состязательного опыта, о чем тренер должен быть хорошо осведомлен.

Бесспорным является то, что проигравший испытывает гамму отрицательных эмоций, выражающих недовольство собой, а в отдельных случаях и своим тренером, коллективом. Это состояние внутреннего конфликта, суть которого заключена в недостижении реально планируемых целей, называется фрустрацией. Степень выраженности фрустрационного состояния усиливается боязнью общественной оценки и особенно если поражение стало следствием допущенной нелепой ошибки, несвойственной спортсменам такого класса. Вот почему слезы проигравших можно видеть гораздо чаще, чем слезы победителей. Постоянные или слишком частые неудачи таят в себе серьезную угрозу потери уверенности в своих возможностях, снижают уровень притязаний, ослабляют мотивацию в борьбе за победу, понижают самооценку и интерес спортсмена к самим занятиям спортом, что, в конечном счете, формируют психологию неудачника, которого будто бы всегда преследует «злой рок». Про таких спортсменов говорят - «он сломался». Поэтому воспитание фрустрационной толерантности - необходимая и важная задача психологической подготовки спортсменов.

Положительное воспитывающее влияние проигрыша в соревнованиях - это реалистическая оценка спортсменом своих «Возможностей. Анализу должно подвергаться все - прежде всего собственная воля, уровень достигнутого мастерства и вся система подготовки. Тренер обязан побуждать своих спортсменов к такому анализу, обсуждать со спортсменами причины неудач - в этом суть воспитательной функции тренера.

Нередко проигравшие ищут причины проигрыша не в себе, а во внешних неблагоприятных обстоятельствах, приписывая неудачу тренеру, погоде, инвентарю, случайным обстоятельствам, а в командных видах таким «козлом отпущения» чаще всего становятся партнеры по игре. Отсюда появляется возможность возникновения конфликта - внутриличностного (спортсмена и его внутреннего «Я») или межличностного (спортсмена с командой или тренером). Следовательно, сознание спортсмена нуждается в постоянном контроле и педагогической коррекции стороны тренера, что помогает добиться более высокой соревновательной эмоциональной устойчивости спортсменов. Помочь этому может анализ и объективная оценка того, что спортсмен обязан делать сам, что оно может сделать с помощью тренера, психолога или товарищей по команде. Анализ результатов соревнований должен показать спортсмену его ошибки проявленные слабости, позитивно настроить на самосовершенствование. Это позволит внести коррективы в тренировку, нацелить на ликвидацию слабых мест в подготовке к соревнованиям.

Ясное понимание ошибок и причин проигрыша всегда способствует мобилизации спортсмена на достижение успеха в предстоящих соревнованиях. Негативное психо-эмоциональное состояние после поражения необходимо возможно быстрее устранить. Иначе оно будет влиять отрицательно на весь ход подготовки. Помочь этому могут всевозможные переключения, релаксация и внушения, компенсаторная деятельность и отдых, развлечения, лекции и наглядная демонстрация роста уровня подготовленности, а также деятельная групповая эмоциональная идентификация, заключающаяся в организации совместного культурного досуга. Непосредственной целью использования этих методов является блокирование фрустрации, восстановление психической энергии и прежнего уровня самоуважения личности. Таким образом, постсоревновательная психическая регуляция и управление психическим состоянием важны и не менее значимы, чем все мероприятия в предсоревновательный и соревновательный период.

Портных Ю. И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте // Вестник БПА. Вып. 42. - 2001. - С. 37-44.

Обновлено: 23 января 2013 Просмотров: 23255

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!