Толстый и тонкий анализ. "Чехов умеет писать так

Анализ рассказа А. П. Чехова

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 14»

г. Кимры Тверской области.


"Чехов умеет писать так,

чтобы словам

было тесно,

а мыслям просторно".

М. Горький




Запишите в тетрадь:

это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также (чаще всего) имеющее одну сюжетную линию.

Рассказ -

Художественная деталь -

это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.


Запишите в тетрадь:

Юмор -

(от англ. - комизм, причуда, нрав) - комическое и вместе с тем добродушное отношение к серьёзному; дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.

Сатира -

особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных её явлений.


Смысл заглавия

Что отражает заглавие:

тему или основную мысль?

По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

Название данного рассказа уникально, соответствует содержанию.


Тема. Проблема.

Определите тему и проблему рассказа.

Встреча двух бывших одноклассников на вокзале.

Проблема

чиновничества


Композиция

В чем особенность композиции рассказа «Толстый и тонкий»?

В нём отсутствует развитие действия.


Экспозиция

Какой литературоведческий приём

используется в экспозиции?

Николаевская железная дорога


Экспозиция

Экспозиция сильная, потому что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один - толстый, другой - тонкий, один - доволен, другой - измучен, один - налегке, без спутников, второй - обременён и скарбом, и семейством. Это не просто контраст, это - антитеза . Мы угадываем антагонистов.

" На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий".


Завязка

Найдите завязку рассказа.

- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого.- Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!


Кульминация

Найдите кульминацию рассказа.

- Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.


Развязка

Найдите развязку рассказа.

"На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного стошнило".


Портрет

Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета автор обращает внимание читателя?


Портреты даны через перечисление ярких внешних признаков - не только зримых. Здесь указывается даже на то, какие запахи сопровождают каждого героя: от толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur d"orange - фр. "цветок апельсина") и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе. То есть апелляция к разным органам чувств читателя: зрению, слуху, обонянию.

Многочисленные картонки и коробки, которыми увешан тонкий, - свидетельство того, что носильщика взять ему не по карману. И дальнейшие слова диалога подтверждают, что Порфирий стеснён в средствах.


Кто из героев первым бросается к другу?

Толстый первым бросается к другу,

испытывая при этом искреннюю радость.


Как тонкий называет толстого?

- Батюшки! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?


Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.


Кто первым начинает разговор после приветствия? С чего он начинает рассказ о себе?

Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса.


О чём вспоминает тонкий? Почему толстый по воле автора не произносит

ни одной фразы во время монолога тонкого?

- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.

- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были!


Толстый, Герострат, в детстве был честолюбивым человеком, не думающим о последствиях своих поступков.

Тонкий,Эфиальт, в детстве был ябедой, доносчиком, то есть угодничество было чертой его характера с детства .


Какой фразой толстый подталкивает тонкого к разговору о службе?

- Ну, как живёшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга.

- Служишь где? Дослужился?


Что рассказывает о своей службе тонкий?

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить.


Как меняются тонкий и его близкие, когда узнают о служебном положении толстого.

Почему они вдруг изменились?

Толстый – тайный советник, 2 ордена имеет, высший чин.

Тонкий – 8 класс, близок к нижнему чину. То есть тонкий ничего почти не добился . Тонкий стал себя вести как чиновник, а не как друг детства .



Как теперь меняется смысл заглавия?

Толстый и тонкий – это уже не только внешние признаки. Толстый - человек, добившийся высокого положения. А поведение тонкого говорит о ничтожности, незначительности героя.


Как отнёсся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему?

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило.


Как простились друзья детства?

Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.


Итак, толстый – и человек, и чиновник. Автор смеётся над тонким и в целом над чинопочитанием. Он как бы указывает, что проблема мелкого чиновника связана с чинопочитанием, угодничеством, что это характерно для общества 19 века. Поэтому на вокзале встретились друзья детства, а расстались два чина . Между ними пролегла невидимая пропасть.


«Все трое были приятно ошеломлены»?

С иронией


Для чего введены образы жены и сына тонкого, ведь толстый показан один?

Сын не почитает отца. Сначала подумал, только потом снял шапку, спрятался за спину отца. Жена во всём угождает мужу. Жена и сын даны для того, чтоб расширить характеристику тонкого.


Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя читатель узнаёт их имена ещё во втором абзаце?

Намёк на социальное положение в обществе

(почтение к чину, а не к человеку) .


Что смешно, а что грустно в этом рассказе?

Рассказ «Толстый и тонкий» у всех читателей вызывает и улыбку, и грусть, потому что всегда и везде неприятно и грустно видеть, когда от человека остаётся один чиновник, будь он тонкий или толстый.

Сцена на вокзале оставляет неприятное чувство не только у друга детства, но и у читателя. Жаль, что так глупо и непоправимо испорчена радость встречи.


Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?

Тонкий больше всего ценит в человеке его общественное положение, гнётся перед высшим чиновником. Он готов на любые унижения, чтобы показать свою способность угодить знатному человеку. Эту психологию раба, которая властвовала в царской России, и описывает

А. П.Чехов в своём рассказе «Толстый и тонкий».


Основная идея

Какова основная идея рассказа

В каждом в первую очередь нужно видеть человека, а не его чин; высмеивание угодничества перед сильными мира сего, мысль о том, что проблема мелкого чиновника связана с чинопочитанием, характерным для общества 19 века .

То есть, показав встречу двух одноклассников, Чехов показал всю систему российской жизни.


Диалог

Какова роль диалога в рассказе?

Диалог представляет собою главное событие рассказа. По структуре он делится на две основные части:

в первой тонкий, захлёбываясь от самодовольства, перечисляет свои, прямо скажем, не слишком большие достижения;

во второй - эти же достижения он представляет как что-то совершенно ничтожное. Если проводить аналогию с военными действиями, в первой фазе тонкий наступает, во второй - позорно отступает и признаёт своё поражение.


своё отношение к героям?

1. Речь. Реплики толстого коротки, что говорит о его уверенности. Реплики тонкого длинные, что указывает на угодничество, ведь он привык доказывать, оправдываться.

2. Градация «съежился, сгорбился, сузился».

3. Оценочные слова « побледнел», «окаменел ».


Лексика.

Какие ещё особенности худ. своеобразия рассказа

Чехова, кроме антитезы, речевой характеристики

героев, оценочных слов, градации, можно определить?

Олицетворение

Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились»)

как китаец», «как спелые вишни »)

Сравнения

(больше использовано глаголов,

т. к. они передают смену действий)

Части речи

Устаревшие слова

(«лобызания», «приватно», «вельможи»)

Разговорно-оценочные слова

(«голубчик мой», «батюшки», «облобызались »)


Синтаксис.

(2 раза употребляется «были приятно ошеломлены», «Это вот… сын мой… жена Луиза…»)

Инверсия

встретились два приятеля», «выглядывала женщина», «воскликнул толстый» - указывает на важность действий героев )

Тип предложений

( восклицательные и вопросительные, т. к. много

впечатлений при встрече)


Стилистические особенности

рассказов А. П. Чехова:

1. Простое, предельно краткое заглавие.

2. Диалоговое построение рассказов.

3. Традиционная композиция (завязка, кульминация, развязка).

4. Краткая завязка: указаны действующие лица, время и место действия. .

5. Индивидуальность речи героев как основа их неповторимости.

6. Портрет как средство характеристики героя.

7. Краткость и лаконизм: простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, обилие глаголов, т. к. главное – описание действий, метафоры, доведённые до гротеска.

8. “ Говорящая деталь ” , заменяющая подробное описание.

9. Отказ от лирических отступлений и описаний.


Самостоятельная работа

Напишите характеристику героя по плану.

1 вариант –

характеристику

2 вариант –

характеристику

толстого

1. Место, занимаемое героем в произведении. 2. Положение героя в обществе. 3. Портретная характеристика. 4. Речевая характеристика. 5. Черты характера.


А. П.Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Его короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, чётким композиционным построением, присутствием ярких художественных деталей, говорящих имён и фамилий, динамичностью действия, сценичных диалогов. Они наполнены юмором и бодростью.


« Чехов - несравненный художник. И достоинство его творчества в том, что оно понятно не только всякому русскому, но и человеку вообще».

Л. Н. Толстой



- 54.50 Кб

Анализ рассказа Чехова «Толстый и тонкий».

Свой творческий путь Антон Павлович Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился сильнейший сатирический заряд. В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе. Художественный талант писателя формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом, именно в эти года казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, "маленький человек" превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. Чехов великолепно проиллюстрировал эти изменения в своем рассказе "Толстый и тонкий".

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» написан в жанре сценки. Произведение очень мало по объему, написано очень емко и концентрированно. В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей - бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, - об этом автор не сообщает. Но все же с помощью нескольких штрихов Чехову удается создать полнокровный образ. Мелкие, на первый взгляд ничего не значащие детали, чудесным образом создают облик персонажей.

Какие же функции возлагаются Чеховым на эту художественную деталь? Во-первых, с ее помощью Чехову удается достигнуть максимальной сжатости своих произведений, к которой он стремился ил протяжении всего своего творчества, справедливо полагая, что "краткость - сестра таланта". В рассказе и повести, по словам самого писателя, "не должно быть ничего лишнего, вот как на военном корабле на палубе". И Чехов опускает все длинные описания, вменяя их одним коротким, но многозначительным штрихом.

Так, например, тонкого автор рисует человеком, пахнущим «ветчиной и кофейной гущей», толстого же – человеком, пахнущим «хересом и флёр-д"оранжем». Уже эти штрихи показывают, что второй герой более благополучен и состоятелен, чем первый. Такие мелкие детали прослеживается на протяжении всего рассказ, именно с помощью них Чехов «лепит», компонует, выстраивает образы персонажей, показывает нам место каждого героя в жизни.

Во-вторых, художественная деталь сообщает повествованию писателя выпуклость, яркость и реалистическую достоверность. Дело в том, что зрелый Чехов никогда не изображал необыкновенных характеров и ситуаций, как, к примеру, Достоевский. Для Чехова это казалось слишком простым, примитивным и далеким от реальной жизни, где исключительные типы и происшествия крайне редки. Верный принципам критического реализма, писатель изображал обычных людей и события обыденной жизни, причем старался выбирать короткие, но самые характерные эпизоды из повседневного существования героев, такие, через которые высвечивалась бы картина их жизни в целом.

Чехов изображал своих персонажей сквозь призму частностей, деталей. Большое проглядывает через малое, "через ерунду". Обобщая, можно сказать, что поздний Чехов изображал не "трагедию в жизни", но "трагедию жизни".

В-третьих, художественная деталь необходима писателю для передачи своей авторской позиции, которая обязательно присутствует в каждом художественном произведении в качестве личной оценки автором своих героев и их поступков. Только такая оценка может быть выражена явно или скрыто, если автор желает, чтобы читатели сами пришли к определенным выводам на основании прочитанного.

Авторская позиция в этом рассказе Чехова не акцентирована. Создается иллюзия «объективности», видимого «нейтралитета» автора-повествователя. Чехов не допускает прямых оценочных характеристик персонажей, но это не значит, что он полностью уклоняется от выражения своей точки зрения. Писатель понял неэффективность старого, «оценочного» метода, грешившего прямолинейностью, навязыванием читателю авторских мнений об изображаемом. Он пришел к парадоксальным, на первый взгляд, выводам: «чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление», «надо быть равнодушным, когда пишешь жалостные рассказы». Завуалированность авторской точки зрения создает особый художественный эффект: многовариантное толкование рассказа кажется не только допустимым, но и совершенно правильным для верного понимания смысла произведения. Текст чеховского рассказа порождает у читателя собственный ассоциационный ряд.

Теперь перейдем к анализу структуры произведения. Название рассказа Чехова уникально, так как полностью отражает содержание рассказа. Оно построено на противопоставлении, это слова-антонимы. Уже по названию рассказа понятно, что в тексте будут сравниваться два героя, и не просто сравниваться, а противопоставляться. Такой прием в художественном произведении называется антитезой. Сущность персонажей, подчеркнутая в заголовке, юмористически сводится к черте их внешнего облика, мотивированной социальными условиями жизни, а еще более – штампами «низкого» комического жанра: «толстый» для читателей XIX и первой половины XX в., как правило, благополучен и богат, «тонкий» же если не беден, то испытывает несомненные материальные затруднения.

В произведении отсутствует предисловие, что вполне естественно для жанра художественного рассказа, где рассказчик чаще всего скрыт и как бы отчуждён от описываемых событий.

В произведении есть экспозиция 1 . Она играет здесь очень важную роль, потому что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один - толстый, другой - тонкий, один доволен, другой - измучен, один - налегке, без спутников, второй обременён и скарбом и семейством. Причем то, что жена и сын тонкого упомянуты после «чемоданов, узлов и картонок», усиливает печально-комический эффект. Это не просто контраст, это - антитеза. Антитеза строится на сопоставлении контрастных или противоположных образов, понятий, ситуаций и других элементов в художественном произведении. Здесь мы легко угадываем антагонистов (противостоящих друг другу героев).

Хотелось бы также отметить, что Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург, и большинство ее пассажиров относилось к служащему, «казенному» люду. Так уже первой крохотной деталью, конкретным наименованием железнодорожного пути, автор настраивает ожидание читателя, окрашивает предстоящий конфликт в «служебные тона».

Завязкой произведения (началом конфликта) является встреча двух приятелей. Этот блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад. Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана - Порфирий и Миша. Дальше завязка, завершающаяся знаменательной фразой «Оба были приятно ошеломлены», развивается в основное действие рассказа.

Развитие действия (нарастание конфликта, интенсивности применяемых средств противостояния.) начинаетсяпосле первой искренней радости узнавания друга. Тонкий убеждается, что толстый как был, так и остался прежним "душонком" и "щёголем". Несомненно, Тонкий всегда завидовал своему другу. И в этот первый момент встречи Порфирий догадывается, что и теперь, спустя много лет, перед ним человек, более преуспевший в жизни, чем он сам. Первое инстинктивное намерение - узнать, так это или нет ("Ну, что же ты? Богат? Женат?"), он сам же подавляет (а вдруг это именно так?!!) и, не давая открыть рта собеседнику, идёт в атаку, хвастаясь своими приобретениями (жена-лютеранка, сын-гимназист). Скрытая и, скорее всего, самим тонким неосознаваемая до конца, агрессия есть и в дальнейших воспоминаниях - о том, что толстого дразнили Геростратом. Почему он тут же вспоминает и свою кличку - Эфиальт ("за то, что ябедничать любил")? - Может, по инерции, но, скорее, потому что перед нами действительно два старых друга, которым скрывать друг от друга нечего - ("детьми были!"). А что соперничество было и есть - ничего страшного, между друзьями бывает. Поэтому в искренность радости героев читатель верит.

Далее напор Тонкого нарастает. В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство - вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден (Станислава третьей степени, то есть низшая награда за выслугу лет), жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями - ("перебиваемся кое-как").Если присмотреться, то тут идёт обратная градация (деградация) - от предметов высоких к предметам низким (от асессора - к портсигарам). Но, судя по всему, интонация, с которой это всё говорится, пышная (что особенно комично) идёт, по нарастающей, стремится к кульминации.

И, наконец, кульминация (наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход) – Тонкий (имеющий после многих лет службы чин коллежского асессора) узнает, что друг детства не просто превзошел его ("небось, уже статский?"), а превзошел очень и очень сильно и оказался в чине тайного советника. Поэтому реакция тонкого, воспитанного в традициях русского чинопочитания, совершенно естественная. Как говорится, на его месте так поступил бы каждый нормальный человек в нормальном иерархическом обществе.

Развязка ( новое состояние среды и героев после разрешения конфликта), наступающая после «переломной точки» резко меняет ход разговора. Сразу перечеркнута умилительная картина встречи двух приятелей, друзей детства. Не два человека перед нами - толстый и тонкий, а два чина - большой и маленький, тайный советник и коллежский асессор. Один стоит на верхней ступени служебной лестницы, другой - где-то там внизу. Это люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник - другом. Отсюда прямой путь к важнейшей авторской идее об уродующей, калечащей силе социальной иерархии, искажающей человеческую сущность, о необходимости внутреннего сопротивления этой силе, о постоянном воспитании и поддержании в себе чувства собственного достоинства. Последняя фраза «Все трое были приятно ошеломлены» перекликается с аналогичной фразы завязки, что заставляет читателя переосмыслить выражение «приятного ошеломления» и почувствовать его второй, иронический, смысл.

Так разговор о композиции, начавшись, казалось бы, с формальных вещей, выводит нас на более глубокий содержательный уровень произведения.

Это произведение Чехова, повествует о встречу двух давних друзей детства, которые от неожиданного счастья не только "облобызались и устремили друг на друга глаза", но и "были приятно ошеломлены". Недолго длится искренняя радость старых приятелей, с восторгом вспоминающих шалости и проказы своего детства. Приятная беседа двух бывших соучеников прервана в момент, когда они узнают друг в друге чиновников несовместимого статуса. Поразительна перемена, произошедшая в тонком, когда он слышит, что его друг "уже до тайного дослужился" и имеет "две звезды". Мощь впечатления, произведенного этой информацией на тонкого передается рядом динамических глаголов («побледнел, окаменел», лицо искривилось улыбкой, от глаз «посыпались искры»; при этом три глагола имеют одинаковую приставку «с»: «съежился, сгорбился, сузился,») Потрясен не только герой, но и съежился его багаж («чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились..."), который опять же предшествует семейству, стал еще длиннее подбородок жены, «вытянулся во фунт» сын-гимназист.

Но самое смешное и грустное, как трансформируется речь тонкого: «ты» меняется на «вы», «мой милый» – «на ваше превосходительство», появляются элементы «высокого штиля» - «милостивое внимание», «живительная влага». Не менее разительна перемена синтаксиса: практически ни одно предложение не заканчивается – так и слышно, как прерывается от почтительности дыхание. Эта прерывистость и спонтанность речи играет очень важную роль, так как она говорит об искренности и самозабвении героя. В чеховском рассказе смешное (и страшное) впечатление производит имена эта «натуральность» поведения тонкого.

Напрасно толстый хочет остановить это жалкое заискивание бывшего приятеля: "Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!" Но как переубедить человека, у которого на лице "было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты", что тайного советника "стошнило".
Они имеют имена, автор даже называет их, но имена здесь совсем не важны. Характеристики «толстый» и «тонкий» гораздо полнее раскрывают внутреннюю сущность этих героев: довольный жизнью, преуспевающий тайный советник и суетливый, едва сводящий концы с концами, коллежский асессор. Радостная встреча бывших друзей не может повториться.

Описание работы

свой творческий путь Антон Павлович Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился сильнейший сатирический заряд. В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе. Художественный талант писателя формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом, именно в эти года казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, "маленький человек" превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. Чехов великолепно проиллюстрировал эти изменения в своем рассказе "Толстый и тонкий".

В произведении Чехова “Толстый и тонкий” анализ невозможен без определённых знаний об эпохи, в которую жил и творил писатель. В 6 классе учащиеся ещё недостаточно знакомы с творчеством А. П. Чехова, и на уроках литературы могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

Краткий анализ

Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Направление – критический реализм.

История создания

В 1883 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Толстый и тонкий”. Само название произведения даёт намёк на безликость, а значит, обобщённость образов главных персонажей. Что послужило основой сюжета доподлинно неизвестно, возможно, случай из жизни писателя или рассказанная в литературных кругах анекдотическая ситуация. Важно, что реалистичность сюжета вполне обоснована. Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.

Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.

Тема

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепствованию и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

Композиция

Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.

Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.

Всё произведение построено на противопоставлении , причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

Главные герои

Жанр

Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр легендарным. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.

Смысл произведения А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

Рассказ "Толстый и тонкий" написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г.

Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что "толстый" - человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их самому, так как на носильщика не оставалось денег.

У "толстого" и "тонкого" завязывается разговор. Из него мы узнаем имена: Михаил и Порфирий. Тонкий Порфирий, не скромничая, хвастается собой, своей женой и сыном. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы. Сын Порфирия, которого представили Михаилу, не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).

Михаил был действительно заинтересован жизнью Порфирия, расспрашивал его, радовался встрече. Сам Порфирий ведет себя раскованно и непринужденно. Но когда тонкий узнает, что Михаил - тайный советник и имеет две звезды, то эта непринужденность улетучивается. Он съеживается и начинает вести себя подобострастно, называет старого друга "ваше превосходительство". Михаилу такое поведение противно и непонятно. Он ведь разговаривал с Порфирием как со старым другом, а стоило сказать свой чин, так он сразу унижается перед ним. Толстый пытается возразить тонкому: "К чему тут это чинопочитание?". Но тонкий лишь противно хихикал. Тогда Михаил отвернулся от Порфирия и подал на прощание руку.

Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Дидактический материал по литературе для 6 класса Анализ рассказа А.П.Чехова Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна «Толстый и тонкий»

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: помочь учащимся проанализировать рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», понять его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств

3 слайд

Описание слайда:

История создания рассказа В 1883 году в октябрьском номере журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А.П.Чехова. Короткий и ёмкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нём к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» в его первоначальной редакции основывался на анекдотическом казусе, а конфликт между персонажами возникал случайно, из-за невольной оплошности «тонкого». В 1886 году редакция внесла изменения, существенно переменившие смысл рассказа. Был устранён мотив служебной подчинённости: «тонкий» теперь пресмыкается перед «толстым» без всякой практической надобности - «по рефлексу». Рассказ получил гораздо большую сатирическую заострённость и обобщённость.

4 слайд

Описание слайда:

Сюжет рассказа На вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних друга. Один из них был «толстый», а другой - «тонкий». Тонкий (Порфирий) только что сошёл с поезда, выйдя со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом. Толстый (Миша) узнал тонкого и тут же его поприветствовал. Друзья заговорили. Тонкий, узнав, что его бывший одноклассник дослужился до тайного советника, сменил тон на угодливо-подобострастный. Толстый не вынес этой перемены в поведении и распрощался другом детства. Какова сюжетная линия рассказа А.П.Чехова?

5 слайд

Описание слайда:

Композиция рассказа вокзал Николаевской железной дороги (тем самым автор показывает, что герои рассказа – чиновники) Назовите композиционные элементы рассказа ЭКСПОЗИЦИЯ - искренняя радость узнавания, общие воспоминания о детстве и расспросы о жизни Развитие действия - «тонкий» узнаёт, что «толстый» имеет чин тайного советника КУЛЬМИНАЦИЯ - «тонкий» начинает вести себя подобострастно, обращение на «ты» сменяется «вашим Превосходительством», «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого» РАЗВЯЗКА - случайно встретились два приятеля ЗАВЯЗКА -

6 слайд

Описание слайда:

Художественные детали «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д"оранжем». «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Что мы узнаём о героях в самом начале рассказа? При помощи этой художественной детали автор показывает признак состоятельности героя Эта художественная деталь помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами: вероятно, он не имел лишних средств или жалел денег на носильщика

7 слайд

Описание слайда:

Художественные детали Характеры героев представлены в воспоминаниях Порфирия (тонкого)о гимназическом детстве «- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... ». Каким образом мы узнаём о характерах героев? Какую художественную деталь использует Чехов? Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого. Почему?

8 слайд

Описание слайда:

Художественные детали Уже в гимназические годы было очевидно превосходство Миши (толстого), прозванного Геростратом. В древности грек с таким именем уничтожил огнём одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку – явно хотел завоевать авторитет у одноклассников. Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. Это имя сохранилось в истории как имя предателя спартанцев в битве при Фермопилах. Кляузничество и угодливость помогли Порфирию дослужиться до невысокого чина, дававшего дворянское звание.

9 слайд

Описание слайда:

Прошли годы, и один остался красавцем, душкой и щёголем, жил степенно, в высоком чине и в достатке. Другой, благодаря умению услужить, угодить, лебезить и доносить (а также благодаря усердной работе), сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась ещё больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто ещё несколько минут назад был только «другом детства». Художественные детали

10 слайд

Описание слайда:

Главный приём, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, - антитеза. Роль художественной детали Какой главный приём использует Чехов? В чём обнаруживается противопоставление героев? Противопоставление героев обнаруживается во всём, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

11 слайд

Описание слайда:

«казалось… от лица и глаз его посыпались искры» «милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги» Средства выразительности Какие средства выразительности использует Чехов? метафора Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора, олицетворение, сравнение олицетворение сравнение «тонкий окаменел» «лицо искривилось» коробки, узлы «съежились, поморщились»

12 слайд

Описание слайда:

Проблематика рассказа зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления; отречение от собственного достоинства

13 слайд



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!