Триз. противоречие

Одним из этапов в написании дипломной работы будет выявить актуальность темы и противоречия. Вы уже определились с названием своей и вопрос уже не стоит для вас. Если тема утверждена научным руководителем, значит пора переходить к непосредственному написанию всей работы. Однако перед этим необходимо проделать небольшое предварительное исследование. В частности, нужно описать актуальность темы диплома.

При определении актуальности проведите небольшой поиск самой необходимой информации. Изучите свой вопрос досконально. Это этап накопления и поиска книг, статей в научных журналах и интернете. Наверняка вы и сами понимаете, что изучаемая проблема актуальна, так опишите свои измышления простыми словами — для себя и руководителя, как рабочий вариант.

Далее пройдитесь по основным документам, принятым на уровне государства. Какие законы, указы, новые поправки говорят о необходимости проводить исследования, подобные вашим? Это будет прямым указанием на то, что тема исследования своевременна. Вообще актуальность темы означает, что поставленные в работе задачи необходимо решать немедленно, уже сейчас. Не исключено, что тема вашей ВКР будет решать проблемы, потенциально возможные в будущем.

Приведем несколько примеров для различных областей науки.

  • Науки о человеке (педагогика и психология). Здесь нужно указать на архиважные на сегодняшний день потребности человека и общества (сегодня нам нужны люди толерантные, патриоты, коммуникабельные и т.п.)
  • Технические науки. Обоснуйте, что данная техническая задача или технологическая проблема должна решаться именно сейчас. Свяжите это с энергозатратами, экономикой, наличием сырья, ресурсов, экологией и т.п.
  • Экономика. Свяжите актуальность с законами и проектами законов, политической и экономической обстановкой в стране и мире.
  • Гуманитарные науки. Ваша разработка актуальна, потому что направлена на изучение явлений, несущих вклад в развитие культурной сферы человека и общества в целом.

К примеру, закон гласит о том, чтобы снижалось количество вредных выбросов при производстве чугуна. Однако существующая технология не позволяет добиваться таких результатов без экономических и ресурсных затрат. Поэтому мы и собираемся разрабатывать новый технологический процесс.

Как правило противоречие описывается словами:

«В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между потребностью/требованием/необходимостью чего-то там в чем-то и недостаточным уровнем/отсутствием готовности того-то удовлетворять эти потребности/требования»

«… между одним процессом и другим процессом».

Усвоили? Противоречие всегда должно иметь сравнение, сопоставление, даже противопоставление первого и второго.

В завершении предлагаю взять на заметку план описания актуальности темы и противоречия:

1. Начните немного из далека. Опишите актуальность объекта исследования, т.е. в широком плане. Ссылайтесь на фамилии известных ученых и исследователей (одного абзаца достаточно).

2. Перейдите к уточнению, конкретизируйте объект (к примеру, от навыков в декоративном творчестве к навыкам в лепке).

3. Приведите доводы в пользу своей точки зрения, сославшись на ученых.

4. Перейдите к обширному описанию противоречия («Однако сегодня мы наблюдаем, что данная проблема сложна в решении…»)

5. Напишите, каким образом этот вопрос может быть разрешен и почему он предпочтителен. Тоже со ссылкой на авторитетные мнения.

6. Сформулируйте противоречие, как в примере («Таким образом, противоречие исследования состоит между… и…»)

Конечно, не стоит принимать все описанное, как жесткую схему описания актуальности, вы можете что-то менять, переставлять местами, но общий принцип написания является таковым. Старайтесь привязать в описании важности исследования все стороны своей темы, то есть если в названии присутствуют школьники 6-х классов, значит и здесь о них пойдет речь (ответьте на вопрос: почему именно они?).

Всегда советуйтесь со своим руководителем. От правильной актуализации темы во многом зависит успешность всей работы!

Появились вопросы? Задавайте их в комментариях, « » будут рады помочь! Ждите продолжения!!

Вы когда-нибудь вступали в спор с человеком, который придерживается диаметрально противоположной точки зрения? Значит, прочувствовали частный случай противоречия. Трудно было доказать свою правоту? Наверняка невозможно. А что такое противоречие в общем смысле? Зачем оно нужно и как с ним справляться? Давайте попытаемся разобраться.

Что такое противоречие

Это понятие используется в логике, судебной практике, отношениях, науках и еще много где. О том, что такое противоречие, пишут в учебниках, смысл данного слова пытаются растолковать клиентам практикующие специалисты. На самом деле все легче всего понять на примере. Возьмем его из обычной школьной программы. Вы же изучали физику, помните механику? Эта дисциплина описывает взаимодействие неподвижных и движущихся объектов. Так вот, во время изучения мы сталкиваемся с противоречиями. Есть статика и движение. Это взаимоисключающие понятия в рамках указанной дисциплины. Если объект стоит, значит, он не движется, и наоборот. Повторим: указанное верно только в рамках обычной механики. Другие науки рассматривают тела с иной точки зрения, в расширенной системе координат, где данное противоречие несущественно или вовсе отсутствует. Другой пример: два друга собрались поиграть. Первый предложил послушать музыку, второй - тишину. Одновременно делать и то, и другое невозможно. Теперь понятно, что такое противоречие? Это взаимоисключающие понятия, мнения или явления.

Философский смысл

Давайте посмотрим немного глубже. Противоречия существуют не только в науках, но и в обществе. Здесь они проявляют себя немного иначе, вернее, обретают иной смысл. Все дело в восхитительном и удивительном многообразии мира. Человечество рождает различные идеи. Иногда они сталкиваются, вернее люди, исповедующие эти взгляды, вступают в борьбу. Например, пролетариат и буржуазия не могли примириться, весь прошлый век доказывали друг другу свою правоту. Рабочие не желали отдавать силы владельцам производств, но и отказаться от труда не имели возможности. Развитие противоречий между двумя классами привело к революционным событиям, кровопролитию. Но возникли они не по воле людей, а естественным образом.

Развитие технологий привело к тому, что одни люди стали владельцами Их было немного. А большинство нуждалось в работе, чтобы получать деньги на содержание семей. Изначально такое положение вещей казалось перспективным, так как позволяло обществу развиваться. Но неравенство людей привело к возникновению противоречия между большими группами. Если посмотреть на проблему шире, мы имеем дело с двумя противоположностями, которые обуславливают и отрицают друг друга одновременно.

Противоречие в логике

Наука всегда стремится отыскать истину. Одни пытаются доказать свою правоту экспериментально, другие пользуются Они высказывают какую-либо идею, принимая ее за постулат. Затем формируется мысль, противоположная первой, антагонистичная ей. Чтобы прийти к истине, вокруг данной пары идей строятся логические конструкции, целью которых является доказательство того или иного положения. То есть ученые, используя свои и чужие достижения, ведут дискуссию, пытаясь сравнить логические базы, обосновывающие взаимоисключающие утверждения. В идеале, если не натворят ошибок, то в итоге приходят к истине. Кстати, противоречия в обществе имеют сакральный смысл. Если бы они отсутствовали, то мы до сих пор, вероятно, охотились бы на мамонтов и собирали плоды. Наличие противоречий приводит к эволюционному или революционному развитию человечества. То же самое можно сказать и о науке. Зачастую важнейшие открытия происходят тогда, когда в теориях выявляют противоречия.

В отношениях

Каждый человек имеет собственный взгляд на жизнь, свои приоритеты, привычки и тому подобное. Двое только поначалу стараются угодить друг другу. Этот период называется конфетно-букетным. Со временем возникают спорные вопросы. Один дома мерзнет, другому жарко. А живут они в одной квартире. Но это, конечно, мелочь. Намного важнее в отношениях понять, нет ли противоречия между двумя людьми принципиального толка. Они возникают, когда у людей различные мировоззренческие основы. К примеру, один воспитан в семье верующих и считает естественными такие вещи, как сострадание, необходимость делиться и помогать ближнему. Человек даже представить не в состоянии, что можно относиться к окружающим как-то иначе. Партнер же его исповедует циничные взгляды. Он исходит из того, что каждый сам за себя. Следовательно, желание помочь ближнему им воспринимается как глупость или странность. Причем, повторимся, каждый не анализирует мировоззренческие основы, так как иных не знает. Естественно, они будут часто спорить о том, как поступать. Зачастую люди не могут понять один другого и расстаются, хотя любить не перестают.

Нужно ли бороться?

Конечно, крайне неприятно сталкиваться с противоречиями. Но следует помнить, что они демонстрируют многообразие мира. Как правило, противоречия являются противоположными сторонами одного явления или процесса. Они дополняют и подчеркивают друг друга, подталкивая тех, кто с ними сталкивается, к развитию, совершенствованию. А не для этого ли мы приходим в наш прекрасный мир?

1. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? (Аллегория )

2. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? ИЛИ: В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания? ИЛИ: Многие реплики героев пьесы стали общеупотребительными (например: "Не всегда правдой душу вылечишь"). Укажите термин, которым обозначаются меткие образные выражения, содержащие законченную философскую мысль. (Афоризм )

3. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? ИЛИ: В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене? (Внесценические )

4. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? (Внутренний монолог )

5. Желая показать свою значимость, Хлестаков использует явное преувеличение: «тридцать пять тысяч одних курьеров». Как называется художественный приём, основанный на преувеличении? (Гипербола )

6. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? ИЛИ: В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определённая образная характеристика. Как называются такие фамилии? (Говорящие )

7. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. (Гротеск )

8. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? ИЛИ: Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова. ИЛИ: Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)? (Деталь )

9. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? ИЛИ: Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения? (Диалог )

10. Укажите жанр , которому относится произведение. (Эпические жанры: Роман, рассказ, повесть, сказка, басня, былина, новелла, очерк... Драматические жанры: драма, комедия, трагедия...

11. Определите жанр произведения . Фонвизин «Недоросль» – комедия. Грибоедов «Горе от ума» – комедия. Гоголь «Ревизор» – комедия. Островский «Гроза» – драма.Чехов «Вишневый сад» – комедия. Горький «На дне» – драма.

12. К какой жанровой разновидности относится роман? (Социально-философский, психологический, социально-бытовой… )

13. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? (Завязка, кульминация, развязка ). ИЛИ: Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета. (Кульминация ).

14. Свободный, непринужденной характер речи персонажей подчеркнут в данном фрагменте при помощи нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Назовите этот прием. (Инверсия )

15. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? ИЛИ: Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («… в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»). (Интерьер )

16. Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»). (Ирония )

17. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении. ИЛИ: Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? (Композиция )

18. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? ИЛИ: Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия? (Конфликт )

19. Тип конфликта ? (Общественный, любовный, социальный ). ИЛИ: Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта. (Любовный )

20. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? (Сентиментализм, классицизм, реализм, символизм... ). ИЛИ: Укажите название литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками. (Классицизм ) ИЛИ: Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)? (Реализм )

21. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). ИЛИ: Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»? (Метафора )

22. Как называется развернутое высказывание одного героя? (Монолог )

23. В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание? ИЛИ: Каким термином принято обозначать описание природы? (Пейзаж )

24. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. (Перифраз )

25. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? ИЛИ: «Да постыл он мне, постыл..», «Уж так тяжело, так тяжело». Как называется этот приём? (Повтор )

26. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»). ИЛИ: В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? (Портрет )

27. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи. (Просторечие )

28. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? ИЛИ: Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)? (Психологизм )

29. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? (Рассказчик )

30. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? (Резонёр )

31. Первый акт пьесы М. Горького «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой…». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? ИЛИ: Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания («Дразнит его», «Со вздохом» и др.). (Ремарка )

32. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. ИЛИ: Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? (Реплика )

33. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит произведение? (Эпос, драма )

34. Как в литературоведении называется особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом карикатурном виде (например, изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?) (Сатира )

35. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием? ИЛИ: Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими». (Сравнение )

36. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? (Сцена )

37. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? (Сюжет )

39. Художественное время и пространство важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? (Дом )

41. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки. ИЛИ: Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? (Экспозиция )

42. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? (Эпилог )

43. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? ИЛИ: Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? (

(продолжение 1)

Какие бывают противоречия

Чтобы найти противоречие, надо знать, какие бывают противоречия.

Г.Альтшуллер предлагает три вида противоречий в ТЕХНИКЕ, но они могут быть распространены и на другие области знаний.

- АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - когда указаны только недостатки. Например, такого типа: "Не нравится ситуация, не знаю, как ее исправить". "Снизилась успеваемость". "Класс не управляем". "Не успеваю дать весь положенный программой материал".

При такой "аморфной" постановке задачу решить трудно.

- ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - это первое уточнение объекта, к которому предъявляются противоречивые требования. Лежит в глубине административного противоречия и его уточняет.

- ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - лежит в глубине технического противоречия и предъявляет требования к СВОЙСТВАМ объекта.

К нетехническим противоречиям относятся СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это конфликтные взаимодействия между людьми во всех сферах их деятельности, когда не совпадают желания и возможности. Например, личные противоречия. Это противоречия между желаниями одного человека:

  • Хочу, но нельзя.
  • Хочу, но не могу (не хватает ресурса). Хочу купить горные лыжи и хочу купить пальто, а денег на обе покупки не хватает.
  • Не хочу, но надо.
  • Не хочу, но заставляют...

Частным случаем социальных противоречий являются ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это конфликтные взаимодействия между желаниями людей в сфере образования. Например: противоречие между интересами взрослых и детей:

1. ЕСЛИ учить детей в строгом соответствии с требованиями школьных программ,
ТО будет выполнен приказ об образовании,
НО интересы детей и требования реальной жизни к составу знаний и умений могут быть не выполнены.

В школах имеются механизмы для разрешения этого противоречия, которые мы здесь рассматривать не будем.

2. Дети ДОЛЖНЫ много времени двигаться,
ЧТОБЫ развиваться физически,
НО при этом не хватит времени на интеллектуальные занятия.

3. Дети должны много времени сидеть,
ЧТОБЫ учиться,
НО при этом не хватит времени на физическое развитие и так далее...

Как формулировать противоречия - типовые образцы

Противоречия можно записать "в строчку", в виде таблицы или изобразить графически ("глазки"). Ниже будут приведены четыре варианта формулировок противоречий: по Альтшуллеру, для детей, по Злотину и система противоречий. Зачем так много? Формулирование противоречий - один из творческих этапов решения задач. Задачи разные и решатели разные, поэтому попробуйте разные варианты формулировок, со временем Вы выберете свой излюбленный вариант.

1. Г.С. Альтшуллер предлагает формулировать пару взаимосвязанных противоречий по форме:

ЕСЛИ...,
ТО...,
НО...

I. ЕСЛИ... (дается описание первого состояния элемента системы),
ТО... (объясняется, что при этом хорошо и для кого),
НО... (объясняется, что при этом плохо и для кого).

II. ЕСЛИ... (дается описание противоположной ситуации или противоположного состояния этого же элемента системы),
ТО... (объясняется, что при этом хорошо),
НО... (объясняется, что при этом плохо).

Например. В аквариум к мирным рыбкам надо подсадить очень хищных, прожорливых рыбок, которых принесли в маленькой баночке. Другого аквариума нет. В систему входят следующие основные элементы: хищные рыбки (А), мирные рыбки (В), аквариум, баночка, вода.

I. ЕСЛИ подсадить хищных рыбок,
ТО им будет просторно плавать и будет за кем охотиться,
НО мирным рыбкам будет плохо, т.к. их съедят хищные рыбки.

II. ЕСЛИ не подсаживать хищных рыбок,
ТО мирным рыбкам никто не угрожает,
НО хищные рыбки погибнут от удушья в тесной баночке.

Для детей это можно представить в виде схемы "Глазки". Первая ситуация: делаю хорошо элементу А, но становится плохо элементу В. Вторая ситуация: делаю хорошо элементу В, но становится плохо элементу А.

Отсюда легко сформулировать ИДЕАЛЬНОЕ решение: (и элементу А, и элементу В хорошо) и хищные, и мирные рыбки живут в одном аквариуме дружно, всем хорошо.

Или другая формулировка идеального решения: хищные рыбки сами не хотят есть мирных рыбок. (Противоречия нет).

2. Приведем упрощенную формулировку противоречий для детей:

ЕСЛИ..., ТО...

I. ЕСЛИ... (дается описание состояния системы),
ТО...

II. ЕСЛИ... (описывается обратное состояние),
ТО... (объясняется, что при этом произойдет).

Например:

ЕСЛИ пустить хищных рыбок в аквариум, ТО они съедят мирных рыбок.
ЕСЛИ не пускать хищных рыбок, ТО они погибнут в маленькой баночке.

Строго говоря, это просто условное предложение.

3. Третья схема формулировки противоречий:

ОБЪЕКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ..., ЧТОБЫ..., НО ПРИ ЭТОМ...

I. ОБЪЕКТ... (то, что мы улучшаем) ДОЛЖЕН БЫТЬ... (перечисляются требования к нему),
ЧТОБЫ... (перечисляются хорошие следствия),
НО ПРИ ЭТОМ или НО ТОГДА... (перечисляются плохие следствия).

II. ОБЪЕКТ (то, что мы улучшаем) НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ...,
ЧТОБЫ... ,
НО ПРИ ЭТОМ...

Например:

I. Гоночный автомобиль ДОЛЖЕН БЫТЬ тяжелым, ЧТОБЫ было хорошее сцепление с дорогой, НО ПРИ ЭТОМ он становится не маневренным.

II. Гоночный автомобиль НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ тяжелым, ЧТОБЫ быть маневренным, НО ПРИ ЭТОМ у автомобиля очень плохое сцепление с дорогой и возможны аварии.

Или: Карандаш ДОЛЖЕН быть длинным, ЧТОБЫ он долго писал, НО тогда он становится очень неудобным для письма.

В.Л. Уральская предлагает очень наглядное начало формулировки противоречия словами: Я хочу, чтобы это было таким для того, чтобы…

Удобно формулировку начинать словами: Надо, чтобы…

4. Система противоречий.

Приведем четвертый способ составления уже системы противоречий, который пригоден для многозначных задач, распадающихся на много отдельных, но взаимосвязанных задач.

Вообще то, все задачи многозначны, любая задача может быть разложена на несколько частных подзадач и для каждой подзадачи может быть составлено своё частное противоречие. Совокупность этих частных противоречий будем называть СИСТЕМОЙ ПРОТИВОРЕЧИЙ .

Рассмотрим конкретный пример.

Наша, пока ещё репрессивная педагогика, исходит из того, что ученик не хочет учиться и его надо заставлять учиться (для его же пользы, конечно), забывая о том, что познавать мир и учиться – это врожденная потребность человека, тем более ребенка. Это неисчерпаемый ресурс. Если ребенок не хочет учиться, то это вина не ребенка, а родителей, школы и учителей, которые, кстати, всё это видят, всё понимают и продолжают делать.

Почему? Система образования настроена на такую работу. На "заливание" знаниями, что и хорошо и плохо.

Одним из инструментов принуждения является система школьных оценок. Мы не ставим задачу решить проблему оценок по существу, но предложим табличный, развернутый способ формулирования системы противоречий для указанной ситуации:

НАДО выставлять оценки, ЧТОБЫ... (перечисляются все цели), НО ПРИ ЭТОМ... (перечисляются все отрицательные стороны).

Один из возможных табличных способов анализа ситуации:

ДЕЙСТВИЕ: ставить оценки ученикам в школе.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ (ФУНКЦИЯ): оценить знания ученика.
УЧАСТНИКИ: ученики, учитель.

Что в этом хорошего ДЛЯ УЧЕНИКА

Что в этом плохого ДЛЯ УЧЕНИКА

Знает свой уровень успеваемости.

Вечный стресс - опасение получить двойку - портит жизнь и школьнику, и родителям.

Хорошая оценка - стимул хорошо учиться, кроме того, приятно, что похвалят дома.

Получение хорошей оценки, а не знаний, становится целью учения.

Часто ставят двойки за дисциплину, а не за знания.

Что в этом хорошего ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Что в этом плохого ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Можно контролировать ученика.

Трудно быть добрым и справедливым оценщиком знаний ученика.

Кроме знаний, надо оценивать:
Прилежание, дисциплину, нравственность, умение общаться, внимание, трудолюбие и другие качества личности, для оценки которых нет специальных инструментов и учитель вынужден использовать те же 2, 3, 4 и 5, к тому не предназначенные.

Проще управлять классом.

Можно завоевать огромный авторитет у класса, если ставить оценки предельно справедливо, не оставлять ни одной двойки не исправленной, не "выводить" оценки за четверть как среднее арифметическое и т.п. Каждая оценка должна быть "пропитана" любовью к ребенку, ребенку всегда надо оставлять шанс стать лучше.

Мы видим, что формулировка противоречий вылилась в сложный многофакторный, многокритериальный анализ функций объекта исследования и их сложных взаимодействий. Это нормально, даже хорошо. В этом случае и решение ожидается многокомпонентным, то есть состоящим из многих взаимозависимых частей.

Схема формулировки системы противоречий может быть и такой:

  • НАДО УЛУЧШИТЬ и это, и это, и это...,
  • ЧТОБЫ было хорошо и этому, и этому, и этому...,
  • НО при этом ухудшается и то, и то, и то...,
  • ДЛЯ того, для того, для того...

Требуется найти такое решение или цепочку решений, чтобы ВСЕМ было хорошо.

Удовлетворить всем требованиям одновременно на 100% практически невозможно. Решение или система решений чаще может быть только оптимальной, то есть наилучшей по некоторым заданным критериям (часто противоречивым) и для определенных условий.

Проводя оптимизацию, надо пытаться выделить ключевое противоречие - разрешение которого даст наибольший эффект, снимет самые зловредные противоречия. Стремление к оптимизации - естественное стремление умного человека. Человек - прирожденный оптимизатор.

Чтобы научиться дробить противоречие на составляющие, выявлять многочисленные требования многочисленных участников конфликта, а также определять положительные и отрицательные следствия возможных решений, надо:

  • самостоятельно решить много задач и приобрести опыт,
  • сначала решать главные (надсистемные) задачи,
  • попробовать локализовать задачи - решать одни задачи, считая, что другие решены, а потом посмотреть, что из этого вышло.

Что такое противоречие. Почему возникает противоречие. Какие виды противоречий можно выделить. Зачем нужно формулировать противоречия. Как разрешают противоречия. Могут ли противоречия разрешаться «сами», без участия человека. Пример противоречия и его решения.

Понимание противоречия как проблемы.

Противоречие – есть сочетание противоположных последствий при выборе определенного решения.

Именно сочетание позитивных и негативных последствий от каждого варианта решения (альтернативы), затрудняет принятие решения.

Пример.

Если автобус сделать длинным (решение 1), чтобы он перевозил больше пассажиров (позитивное последствие решения 1), то он будет неповоротливым (негативное последствие решения 1).

Если же автобус сделать коротким (решение 2), то он будет более поворотливым (позитивное последствие решения 2), но перевезет меньше пассажиров (негативное последствие решения 2).

Налицо проблема- противоречие: автобус должен быть длинным, чтобы перевозить больше пассажиров, и должен быть коротким, чтобы вписываться в городские улицы.

Решение 3: автобус длинный, но его части соединены гибкой связью.

4.1. Административное противоречие

Что такое АП. Для чего нужно формулировать АП. Как нужно формулировать АП. Что делать после формулирования АП. Примеры АП.

Понимание Административного Противоречия.

Административное противоречие – это формула, где указано требование на преобразование чего-либо, и на отсутствие возможностей для этого. На самом деле «административное противоречие» можно лишь условно назвать «противоречием». Это как бы противоречие, где указано, что нужно делать, и отмечено, что способ преобразования неизвестен.

Как нужно формулировать АП.

Административное противоречие формулируют в виде: НАДО <……….>, НО НЕПОНЯТНО КАК.

В угловые скобки вставляют описание необходимого преобразования.

Пример . Надо найти работу , но непонятно как?

Здесь «найти работу» - указание на необходимое преобразование.

Для чего нужно формулировать АП.

Административное противоречие формулируют при анализе ситуации для того, чтобы определиться: какую задачу надо решить и в чем затруднение?

Исходная ситуация может быть весьма сложной, с большим количеством участвующих субъектов. И надо с чего-то начать, определиться: какую задачу будем решать?

Практика работы с разными группами показала: если сформулировать ситуацию и попросить участников определиться с задачей – результат получаем ошеломляющий: сколько участников – столько формулировок задач. Это говорит о том, что мышление обычного человека не готово к такого рода задачам, не имеет средств определенного выбора задачи в проблемной ситуации.

Что делать после формулирования АП

Вслед за формулированием АП идет определение способа (метода) решения задачи «найти работу». Например, один способ – опросить знакомых и родственников. Другой способ – обратиться в кадровое агентство. И так далее.

Очень важно то, что АП формулируется через «надо», а не через «чего ты хочешь». Человек хочет, как правило, очень многого. И «надо» позволяет выделить самое актуальное хотение человека.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!