Троянский Конь: был ли он на самом деле.

Битва за Трою - самый знаменитый, пожалуй, вооруженный конфликт мировой истории, и это заслуга Гомера, первого классика мировой литературы, описавшего в стихах мельчайшие перипетии войны. Однако ученые доказывают: версия поэта не выдерживает критики.
Жаль, но мы, наверное, так никогда и не узнаем, знал ли сам Гомер, где в «Илиаде» и «Одиссее» правда, а где вымысел. Да и приставал ли кто-нибудь с этим к нему, странствовавшему в VIII веке до н.э. от двора одного греческого правителя к другому, пленяя внимание слушателей мощным гекзаметром?

Сегодня вопрос стоит несколько по-иному: а была ли вообще Троянская война? Жили ли на свете ее герои? Существовали ли царь Приам, его сыновья Парис и Гектор, ахейские цари-базилевсы Агамемнон и Менелай, прекрасная Елена и Ахилл? И главное: что там на самом деле приключилось с этой деревянной лошадью, с помощью которой ахейцы якобы смогли захватить и уничтожить крепость на северо-западе Анатолии?

Сначала об истории, какой она отображена в «Илиаде». Разворачивается она, кстати, на двух уровнях: в мире богов и мире героев-людей. Но, оставим пока в стороне богов, и попробуем проследить ход Троянской войны, каким его реконструировали ученые.

Итак, в одной из бухт пролива Дарданеллы, в нескольких километрах восточнее Эгейского моря стоит могущественный и богатый торговый город Троя, где правит царь Приам. Весной 1300 года до н.э. он отправляет своего сына Париса с подарками в Спарту. Цель миссии - установить торговые отношения с ахейским царем Менелаем. Сам Менелай в отъезде, но торговую делегацию принимают со всеми почестями. Однако, затем происходит дипломатический скандал. Папа Приам проявил недальновидность в кадровом вопросе, поставив во главе делегации своего сынка (чего только не сделаешь для родной кровинки!). Снедаемый вполне конкретными потребностями, молодой человек проявляет интерес не к какой-нибудь там пухленькой практикантке при дворе базилевса, а (вы только представьте!) к самой Первой Леди, хозяйке дома, жене Менелая Елене (прекрасной, само собой). Дальше - больше. Он умыкает ее на своем корабле, а заодно прихватывает и государственную казну - а, и правда, зачем она царю без жены? В то время, как троянская эскадра движется к Сидону (ныне порт в Ливане), где Парис намеревается узаконить свою выходку священными узами брака (это не получив-то развода у Менелая!), ахейцы объявляют мобилизацию. Верховным главнокомандующим они выбирают Агамемнона, владыку Микен. Прибыв с ахейским флотом к стенам Трои, Менелай требует вернуть жену (ну, и казну, разумеется). Но папаша не в курсе, понятия не имеет о случившемся - сынок-то все еще в Сидоне - и, само собой, выполнить требование не в состоянии.

Ахейцы истолковывают поведение Приама как наглое нежелание сотрудничать с ними в этом вопросе и начинают боевые действия. В течение десяти месяцев (Гомер говорит о десяти годах, но с ним мы разберемся особо) они снова и снова пытаются штурмовать городские стены. Но Троя неприступна. В конце концов, ахейцы «ходят лошадью» - прибегают к хитрости, придуманной Одиссеем (хитроумным, само собой). Осаждающие для вида отступают, а на пляже оставляют здоровенного деревянного коня. Диверсия хорошо организована: в тылу у троянцев объявляется и «перебежчик», убеждающий их (как для нас, то не очень убедительно) затащить сооружение в город. Опьяненные кажущейся победой, те сдуру так и делают. Ночью из деревянного туловища выбираются прятавшиеся там спецназовцы, открывающие ворота вернувшимся под покровом темноты ахейцам. Троя ими захватывается и основательно разрушается. Тем временем корабли Париса по пути домой относятся ветрами и течениями в Египет. Консервативный египетский фараон не одобряет своеобразного толкования Парисом законов гостеприимства и объявляет лихого царевича персоной нон грата. Елена же остается в Египте, откуда ее вскорости забирает супруг. Парис еще несколько лет блуждает по чужбине - родины-то больше нет - пока не находит политубежище у хеттов во внутренних районах Малой Азии.

Таковым мог быть ход событий, если брать за основу повествование Гомера. Чтобы его реконструировать, ученым понадобилось больше столетия исследований по десяти различным направлениям. Раскопки холма Хиссарлик, под которым, по их предположениям, находились развалины Трои, начались в середине прошлого века. Больше всех здесь отличился археолог-любитель Хайнрих Шлиманн. Он не только обнаружил городские стены, но и нашел ценные украшения микенского периода.
Позднее в поисках упоминаний о Троянской войне и ее героях ученые проштудировали письмена XIV и XIII веков до н.э. По большей части, безрезультатно. И все-таки кое-что выяснено. Что ахейцы тогда уже существовали, что был у них царь Агамемнон, что построили в Египте дворец для чужеземной Афродиты (Елены?) и что иностранный принц (Парис?) получил убежище в стране хеттов. Исследователям Трои этого, конечно же, было недостаточно. С целью подтвердить или опровергнуть тезис о том, что Троя могла стать жертвой землетрясения, они изучили еще и сейсмическую ситуацию в северо-западной Анатолии. Чтобы проверить данные Гомера о судьбе его героев, Париса и Одиссея, обследовали ветры и течения в Средиземном море.

Драматурги проанализировали стиль произведений, психологи проследили развитие характеров главных действующих лиц, а стратеги изучили тактику героев и полководцев. Все это, чтобы выяснить, написан ли эпос одним или несколькими авторами, включены ли в него более старые и более новые мифы и можно ли, так сказать, выкристаллизовать «пра-версию», которая ближе к истине. Но окончательных выводов так и не было сделано. Причем, неясность остается по сей день, что дает некоторым ученым основания утверждать: никакой Троянской войны вообще никогда не было, а город, который раскопали на холме Хиссарлик, совсем и не обязательно Троя. Потому что, как выяснили археологи, существовал он тут уже с конца четвертого(!) тысячелетия до н.э., да еще и вплоть до времен владычества Рима в тех местах. А разрушался он в общей сложности девять(!) раз, снова и снова отстраиваясь.

Однако, если все же предположить, что это таки Троя, то мы теперь знаем о ней довольно много. Так, около 1300 года до н.э., т.е. в интересующее нас время, городская стена была длиною 540 метров и окружала пространство площадью около 20.000 м2, что примерно равно площади среднего стадиона. Не много, но крупнее городов тогда не было, за исключением разве что таких столиц, как Вавилон. Снова и снова анализировали легенду о Троянском коне. Ныне господствует мнение, что версия событий в изложении Гомера просто несостоятельна. Чтобы внутри коня смогли спрятаться 8-10 воинов (меньшее их количество имело бы мало шансов справиться со стражей у ворот), его высота должна составлять, по меньшей мере, 5 метров. Однако в этом случав, он не вписался бы в габариты тогдашних городских ворот Трои: высота 3 при ширине 3,25 метра. В «Илиаде», правда, указывается, что троянцы вынуждены были пробивать стену, чтобы затащить «подарочек» ахейцев в город. Но само упоминание подобной процедуры делает весь рассказ еще менее правдоподобным. Трудно предположить, чтобы ахейцы, планируя свою диверсию, построили агрегат, заведомо не проходящий в городские ворота.

Кстати, с цифрами Гомер вообще обращается более чем вольно. Для него они, по-видимому, имели чисто символическое значение. Бросается в глаза частое употребление цифр 10 и 50 (впрочем, «приписки» характерны для древних авторов всех времен и народов). Если уж Троянская война и в самом деле приключилась, то у царя Приама было, скорее всего, не 50, а пять сыновей. Хотя кто его знает, как там обстояло с наложницами… Но уж во всяком случае, у ахейцев никак не могло быть флота в 1146 кораблей с экипажами по 100 человек каждый! Потому что тогда пришлось бы допустить, что в армии осаждающих числилось 115 000 человек, которым со стороны троянцев противостояло примерно столько же. Разместить их на 20000 м2 весьма затруднительно. Да и не забывайте, что война - это, прежде всего, серьезное экономическое предприятие. Представляете, какие трудности могли возникнуть со снабжением ста тысяч человек при тогдашних транспортных средствах? Тут уж ни о каких десяти годах противостояния, в чем уверяет Гомер, и речи быть не могло. Десять месяцев же представляются вполне реальными, о чем свидетельствуют и имеющиеся данные о военном искусстве в микенские времена. Да и не оставили бы правители свои родные селения на такой долгий срок без присмотра.

Ну, а как же с этим деревянным произведением прикладного искусства? Наиболее правдоподобным представляется, что речь шла об осадной машине, с помощью которой удалось пробить брешь в стене. А сюжеты о засылке диверсантов в осажденные крепости были весьма распространены еще задолго до Троянской войны, в Египте.

Постепенно, как мозаика, камешек за камешком складывалась более правдоподобная картина событий. Теперь она выглядела примерно так: ахейцы высадились в дараданелльской бухте, вытащили на пляж корабли, как было принято, и построили укрепленный лагерь. Троянцы защищали внешнюю линию обороны за пределами крепостных стен, на правом берегу реки Скамандер, у единственного моста, ведущего к плацдарму. Там есть открытый участок, где и происходили стычки. Здесь же состоялся и смертный бой между Ахиллом и Гектором. Археологи сумели даже установить, что троянцы временно замуровали западные ворота, ведущие к порту. Вероятно, чтобы укрепить наиболее опасный участок обороны. Впечатляет. К сожалению, есть в этой версии неувязка. С помощью пробных бурений американские геологи установили, что как раз на месте поля сражений и как раз во время Троянской войны была… морская бухта. Лишь позднее она исчезла под речными наносами, и береговая линия отодвинулась.

Сегодня руины Трои находятся в пяти километрах от побережья. А тогда город располагался прямо над прибрежными скалами. В бухте под ними ахейцы никак не могли десантироваться: их корабли застряли бы в зыбучих песках. Да и пришлось бы им прямо с палубы лезть на отвесные скалы. Чистейшее самоубийство. Высадиться ахейцы могли только с другой стороны полуострова - в бухте Безика в Эгейском море. Там достаточно глубокий подход к берегу, и есть обширный пляж - корабли ведь надо было вытаскивать на сушу. Оттуда воины пешим порядком продвинулись вглубь территории и атаковали город, скорее всего, с юго-восточного направления. Короче, историческое поле боя следует искать в другом месте. Однако возвратимся еще раз к исходному пункту и спросим себя снова: а не ищем ли мы смысл там, где его нет и быть не могло? Может быть, 2700 лет назад для Гомера и его слушателей «историческая правда» о Троянской войне вообще не была важна? Может быть, значение эпосов в совсем иной плоскости? Многие результаты исследований заставляют именно так и думать.

И ключевым для таких выводов стал все тот же пресловутый Троянский конь. В седьмом слое холма Хиссарлик, датируемом периодом 1230 - 1225 гг. до н.э. и относящемся, как считают, именно к описанному Гомером периоду, найдены совершенно четкие следы случившегося именно тогда землетрясения. Так возникла новая гипотеза. Троя, утверждает она, оказалась ахейцам не по зубам. И взять город они смогли лишь после того, как его мощные стены были разрушены землетрясением. А причем здесь Троянский конь? А вот при чем:
дело в том, что «болевший» за ахейцев Посейдон (основная специальность - бог морей) по совместительству выполнял также обязанности «лошадиного бога» и как заведующий загробным миром отвечал за землетрясения. Может показаться, что такое толкование «притянуто за уши». Но не надо торопиться с выводами - именно подобная логика была тогда весьма типична, существовала обширная и весьма сложная система аллегорий. Что касается землетрясения, то в XIII веке до н.э. трясло не только Малую Азию. У многих народов имеются сообщения о мощных извержениях вулканов, грандиозных пожарах и сильнейших наводнениях. Кстати, именно тогда Египет пережил свои «десять казней». В северной Европе обширные участки суши оказались затоплены морем. И вообще: «огонь пал с неба и опустошил поля».

А затем так называемые народы моря из района Эгейского моря и Фракии двинулись на юг. Согласно теории Л.Гумилева, «этносами» время от времени овладевает некий массовый психоз, выражающийся в страсти к перемене мест. Но если поля затоплены или сожжены, то тут уж и безо всякой «пассионарности» подашься искать пропитания в чужих краях… Как бы то ни было, «морская братва» разнесла Микены и смела государство хеттов.
И прошли столетия, прежде чем из этих очень разных племен выкристаллизовалось некое государственное и культурное единство. Интересно, что сначала «объединились» боги - эти перемешивались почти играючи, обменивались функциями и значением, попросту спаривались в конце концов сформировали довольно четкую иерархическую структуру. Вот этот-то процесс и завершился как раз к моменту создания Гомером «Илиады» и «Одиссеи». Тот наверняка использовал древние мифы, передававшиеся из уст в уста сказителями, приукрашиваясь и «корректируясь» в зависимости от «потребностей текущего момента». Но в основе, как и в библейских историях, лежали реальные факты. Похоже, что судьба Трои самого Гомера не очень-то занимала. А вот нам она интересна. И, возможно, будут еще находки, которые прольют новый свет на тайны истории.

О великой и кровопролитной войне и о том, как тридцать бойцов решили исход битвы, приключившийся 1193 году до н.э. мы узнали благодаря поэме Гомера «Илиада». Это история о наивности защитников и коварстве нападающих.

Миф о Трое

Троянский царевич Парис влюбился в прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Ему удалось уговорить красавицу на побег и воспользовавшись отсутствием Менелая, влюбленная пара отплыла в Трою. Оскорбленный Менелай вместе со своим братом Агамемноном, собрав огромное войско, поспешил за беглецами.

Десять лет длилась кровопролитная война между спартанцами и троянцами. Великие воины сошлись в битве, их имена навсегда вошли в историю - Аххилес, Гектор, Патрокл и др.

Крепкие стены города были неприступны для греков. Тогда Одиссей, царь Итаки, придумал одну хитрость - соорудить огромную статую коня, полую внутри, в которую заберутся воины. Но как заставить троянцев протащить статую через неприступные стены города? И это предусмотрел хитрый грек.

Падение Трои

Утром, троянцы обнаружили у стен города огромную статую коня с надписью, гласившую, что сей конь построен в честь богини Афины и пока он будет стоять, греки на троянцев не нападут. Сами же греки сняли свой лагерь и отправили корабли домой. В этом троянцев смог убедить двоюродный брат Одиссея Синон, якобы перешедший на их сторону. Тем не менее, вокруг коня споры не утихали, Кассандра заявила, что в статуе коня воины, но ей не поверили. Жрец Лаоокон бросил в статую копье, воскликнув «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Однако позже, по легенде, он и его два сына оказались задушенными морскими змеями, что стало знаком троянцев втащить таки статую в город.

Жители города закатили пир в честь окончания войны, многочисленная охрана также поддалась празднику. Поэтому выбравшиеся из статуи греки беспрепятственно смогли открыть ворота города и впустить армию соотечественников. Елену вернули мужу, а город был сожжен дотла.

А был ли конь?

О существовании Троянского коня и месте нахождении Трои историки спорят по сей день.

В своей книге «Описание Греции» римский ученый и путешественник Павсаний, живший примерно во II веке н.э., пишет, что Конь существовал, однако это была не статуя, а таран, отбитый троянцами у греков. Троянцы увезли его в город, дабы греки не рушили стены города, однако горожане в суматохе не заметили спрятавшихся воинов.

Существует также иная версия. В то далекое время о гребцах, находящихся в трюме корабля говорилось, что им тяжело, как в брюхе у лошади. Не исключено, что «конем» Гомер назвал корабль, в котором затаились воины Одиссея.

Если верить описаниям Гомера, Троянский Конь был шириной около 3-х метров и высотой 7,6 метров. Построенная по описанию в наши дни модель весила примерно две тонны, вместить она могла не больше двадцати мужчин среднего телосложения.

Для того чтобы затащить эту конструкцию понадобилось бы сорок человек и на подготовительные работы ушло бы несколько дней, так что воинам, спрятавшимся в коне пришлось бы совсем не сладко.

О догадках ученых, новых исследованиях в области изучения Троянской войны телеканал National Geographic в 2011 году снял фильм, в котором историки и археологи попробуют разобраться где находилась Троя? Существовал ли Троянский Конь? И, наконец, существовала ли Прекрасная Елена?

Фильм о Трое канала National Geographic

Троя в кино

Существует много постановок о Троянской войне. Самой последней экранизацией является фильм «Троя», снятый в 2004 году американским режиссером Вольфангом Петерсеном. Герои «Илиады» вновь сойдутся в смертельной схватке, а древние события заиграют новыми красками. Но то, что эта экранизация последняя, вовсе не значит, что остальные значительно хуже. Например, в фильме “Элен Троянская” сцена с конём тоже очень впечатляющая.

Сцена фильма “Элен Троянская” (видео)

Не глядя на то, правда или вымысел в «Илиаде» Гомера, поэма прекрасна и поучительна. Она дала пищу режиссерам всего мира и пищу для размышлений многим военным стратегам. Так, во времена Второй Мировой войны советские солдаты неоднократно использовали похожую тактику.


Троянский конь - в древнегреческой мифологии огромный деревянный конь, с постройкой которого связан один из финальных эпизодов Троянской войны.

Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая. Её муж, царь Спарты, со своим братом собрал войско Ахеи и пошел на Париса. Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (ибо конь был сделан из клёна).

Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!) и метнул копьё в коня. Однако в этот момент из моря выползли 2 огромных змея, убили Лаокоонта и двух его сыновей, поскольку сам бог Посейдон хотел гибели Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По Стесихору, 100 воинов, по другим - 20, по Цецу - 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский. Афина дала героям амброзию.

Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).

Интерпретации

По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем».

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город. По предположениям некоторых историков (встречающимся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной, служил для разрушения стен. По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня.

Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона», трагедия неизвестного автора «Отплытие», трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои».

Датировки

Троя пала за 17 дней до летнего солнцеворота, в восьмой день до конца фаргелиона. По Дионисию аргивянину, это было 12 фаргелиона, в 18 год царствования Агамемнона и 1 год царствования Демофонта в Афинах. По автору «Малой Илиады», в полнолуние. По Эгию и Деркиолу, 28 день панэма, по Гелланику - 12 фаргелиона, по другим историографам Афин - 28 фаргелиона, в полнолуние, последний год царствования Менесфея, по другим - 28 скирофориона. Либо зимой. По Паросской хронике, Троя пала в 1209 г. до н. э.

С помощью живого коня Трою взял еще раз Харидем ок. 359 г. до н. э..

Конечно, в наш век информационных технологий при слове "троянский" автоматически тянет куда-то в сферу компьютерных технологий и страшных вирусов. Однако троянским может быть не только вирус. Выражение "троянский конь" сейчас пусть и не так распространено, но все еще знакомо многим людям, и даже получило вторую жизнь в названии компьютерного вируса. Что же значит выражение "троянский конь"?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к мифологии Древней Греции. Греки были мастерами придумывать захватывающие мифы, повествующие о жизни богов и людей, об эпичных битвах и прекрасных царевнах. Как ни странно, троянский конь - фразеологизм довольно известный - связан и с боями, и с царевной, и с великими героями. Итак, для тех, кто незнаком с данным мифом, немного истории. Это поможет понять, что подразумевается, когда говорят в двух словах - подарок с подвохом, что-то, что хоть и кажется безобидным, может погубить всех и вся.

Как и всегда в истории, причиной Троянской войны была женщина, и причем не простая женщина, а прекрасная Елена, жена царя Спарты Менелая. Но обо всем по порядку.

На одном из пиров богов вечно обиженная богиня раздора подкинула яблоко с надписью "Прекраснейшей из богинь" Афродите, Гере и Афине. Решить, кто из богинь достоин плода, было велено Парису, сыну царя Трои. Каждая хотела получить яблоко и утереть нос соперницам, и богини как могли склоняли Париса на свою сторону.

Гера обещала сделать его великим царем, Афина - полководцем, а Афродита пообещала ему в жены прекраснейшую женщину. Нетрудно догадаться, что яблоко отошло Афродите. Именно с ее помощью Парис похитил Елену. Но ничего просто так не бывает, и разгневанный Менелай отправился спасать жену, естественно, кинув клич великим героям. Те согласились помочь. Как со всем этим связан троянский конь? Связан он с событиями очень даже сильно, и сейчас вы поймете, почему. Немецкий археолог Шлиман обнаружил остатки Трои, и анализ фундамента города показал, что он был окружен огромной неприступной стеной. Впрочем, это полностью соответствует тому, что описывал Гомер в Иллиаде.

Переговоры о том, чтобы вернуть Елену мирным путем, потерпели крах. С этого и начинается всем известная В этой войне, если верить Гомеру, участвовали и боги. Разозленные Гера с Афиной были на стороне ахейцев, а Афродита, Апполон, Артемида и Арес (чтобы хоть как-то уровнять силы) помогали троянцам.

Помогали хорошо, так как осада затянулась на долгих 10 лет. Даже несмотря на то, что из Трои было похищено копье Афины, взять город приступом было невозможно. Тогда хитроумному Одиссею пришла в голову одна из гениальнейших идей. Если силой проникнуть в город нельзя, надо сделать так, чтобы троянцы сами открыли ворота. Одиссей начал много времени проводить в обществе лучшего плотника, и в конце концов у них родился план. Разобрав часть лодок, ахейцы соорудили огромного полого внутри коня. Было решено, что в чреве коня будут помещаться лучшие воины, а сам конь с "сюрпризом" будет преподнесен как дар троянцам. Остальная часть войска сделает вид, что возвращается на родину. Сказано - сделано. Троянцы поверили и ввезли коня в крепость. А ночью Одиссей и остальные герои вышли из него и сожгли город.

Поэтому именно с легкой руки Гомера выражение "троянский конь" приобрело значение "подарок с подвохом, что-то, что хоть и кажется безобидным, может погубить всех и вся."

Даже после долгих боев никак не могли греки овладеть городом. Тогда Одиссей решил действовать хитростью. Он посоветовал грекам соорудить такого громадного деревянного коня, чтобы в нем могли укрыться самые могучие воины. А когда троянцы ввезут коня в город, ночью выйдут герои и откроют ворота города. Одиссей уверял, что только таким способом можно взять Трою. Вещий Калхант, которому Зевс послал знамение, тоже убеждал греков прибегнуть к хитрости.

Знаменитый художник Эпей с учеником, с помощью богини Афины, соорудил громадного деревянного коня. В него вошли вооруженные воины. Эней так плотно закрыл отверстие, через которое вошли герои, что нельзя было даже подумать, что в коне кто-то есть. Затем греки сожгли все постройки в своем лагере, сели на корабль и отплыли в открытое море.

С высоких стен Трои осажденные видели необычайное движение в лагере греков. Вдруг заметили они, что из стана греков поднимаются густые клубы дыма. Ликуя, вышли троянцы из города и пошли к стану, который действительно был покинут, кое-где догорали еще постройки. Они были уверены, что кончилась, наконец, осада, миновали все беды, можно предаться теперь мирному труду.

Вдруг в изумлении остановились троянцы, увидев деревянного коня. Смотрели они на него и терялись в догадках, что это за изумительное сооружение. Одни из них советовали бросить коня в море, другие - везти в город и поставить на акрополе. Начался спор. Тут перед спорящими появился жрец бога Аполлона, Лаокоон. Он горячо стал убеждать своих сограждан уничтожить коня.

Уверен был Лаокоон, что конь - это какая-то военная хитрость, придуманная Одиссеем. Не верил Лаокоон, что навсегда покинули греки Трою. Умолял троянцев остерегаться коня. Лаокоон схватил громадное копье и метнул в коня. Содрогнулась статуя от удара, и глухо забряцало внутри нее оружие. Но помрачили боги разум троянцев, - они все-таки решили везти коня в город.

Вдруг послышался громкий крик. Это пастухи вели связанного пленника, который сдался добровольно. Этим пленником был грек Синон. Окружили его троянцы и стали издеваться над ним. Молча стоял Синон, боязливо глядя на окружавших его врагов. Наконец, заговорил он. Горько сетовал, проливая слезы, на злую судьбу свою. Тронули слезы Синона Приама и всех троянцев. Стали они расспрашивать задержанного, кто он и почему остался. Тогда Синон рассказал вымышленную историю, которую придумал для него Одиссей, чтобы обмануть троянцев.

Поверили троянцы хитрому греку. Приам велел освободить его и спросил, что значит этот деревянный конь, оставленный греками в лагере. Только этого вопроса и ждал Синон. Призвав богов в свидетели того, что говорит правду, Синон сказал, что конь оставлен, чтобы умилостивить грозную Афину. Поверили троянцы Синону. Ловко сыграл он ту роль, которую поручил ему Одиссей.

Еще больше убедили троянцев, что Синон говорил правду, ужасные змеи, посланные Афиной. Быстро плыли они к берегу, извиваясь в волнах. Выползли твари на берег и в ужасе разбежались все троянцы. Змеи же бросились на двух сыновей Лаокоона и обвились вокруг них. Поспешил на помощь сыновьям Лаокоон, но и его обвили змеи. Своими острыми зубами терзали они тела жреца и его двух сыновей. Старался сорвать с себя змей несчастный и освободить детей своих, но напрасно. Яд проникал все глубже в тело.

Страдания Лаокоона и сыновей его были ужасны. Лаокоон погиб, видя ужасную смерть своих ни в чем не повинных детей, погиб, потому что хотел, вопреки воле бога, спасти родину. Змеи же, совершив свое подлое дело, уползли и скрылись под щитом статуи Афины.

Гибель Лаокоона окончательно убедила троянцев, что они должны ввезти деревянного коня в Трою. Разобрали они часть городской стены, так как громадную статую нельзя было провезти через ворота. Четыре раза останавливался конь, ударяясь о стену, когда тащили его через пролом, и грозно гремело в нем от толчков оружие греков, но не слыхали этого горожане. Наконец, притащили они коня в акрополь.

Вещая Кассандра пришла в ужас, увидав коня. Она предвещала гибель Трои, но смехом ответили троянцы - ее предсказаниям никогда не верили.

В глубоком молчании сидели в коне воины, чутко прислушиваясь к каждому звуку, доносившемуся извне. Слыхали они, как звала их, называя по именам, прекраснокудрая Елена, подражая голосу их жен. Насилу удержал одного из героев Одиссей, зажав ему рот, чтобы тот не ответил.

Наступила ночь. Троя погрузилась в глубокий сон. У деревянной статуи послышался голос Синона - он дал знать героям, что теперь они могут выйти. Синон успел разложить и большой костер у ворот Трои. Это был знак укрывшимся за Тенедосом грекам, чтобы спешили они к городу. Осторожно, стараясь не производить шума оружием, вышли из коня герои; первыми были Одиссей с Энеем. Рассыпались герои по погруженным в сон улицам Трои. Запылали дома, кровавым заревом освещая гибнущий город. На помощь героям явились и остальные греки. Началась ужасная битва. Троянцы защищались, кто чем мог.

В гневе убил бы Менелай и прекрасную Елену, но удержал его Агамемнон. Богиня Афродита вновь пробудила в груди Менелая любовь к Елене, и он торжественно повел ее к своему кораблю.

Из всех героев Трои спасся лишь Эней, вынесший на руках из города своего старого отца Анхиза и маленького сына Аскания. Пощадили греки и троянского героя Антенора. Он неоднократно советовал троянцам выдать прекраснокудрую Елену и похищенные Парисом сокровища Менелая.

Долго пылала еще Троя. Клубы дыма поднимались высоко к небу. Оплакивали боги гибель великого города. Далеко был виден этот громадный погребальный костер. Пала Троя - самый могущественный город в Азии. Ахейцы победили, но какой дорогой ценой!

Грозных полчищ воевода, Агамемнон, царь царей

Обозрел толпы народа уцелевшего от прей -

И поник он головою,

Грустной думой одержим -

Много их пришло под Трою,

Мало их вернется с ним…

Гомер, «Илиада».

Троянская война не принесла успеха ни одной из сторон. Она обернулась трагедией, но порожденной не случайностями, а неисповедимыми путями судьбы. Судьба Трои, троянцев, ахейских героев была предсказана и неумолима. Большинству своих участников Троянская война принесла гибель или позор, изгнание.


| |

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!