Труды в п глушко академика. Академик Глушко Валентин Петрович - главный конструктор ракетных систем: биография, семья, награды, память

Родился 2 сентября 1908 г. в г.Одессе, украинец.
Умер 10 января 1989 г. в возрасте 80-ти лет от атеросклероза мозговых артерий.
В 1919 г. зачислен в Реальное училище имени св.Павла (переименованное в IV Профтехшколу "Металл" им.Троцкого), которое закончил в 1924 г. Одновременно с учебой в училище руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведоведения (РОЛМ). В эти же годы (с 1920-1922 гг) занимался в консерватории по классу скрипки у проф.Столярова, а затем был переведен в Одесскую музыкальную академию. С 1923 по 1930 гг. состоял в переписке с К.Э.Циолковским. Кроме того, он занимается сбором материалов для написания книги о межпланетных сообщениях, цель которой доказать необходимость завоевания мирового пространства.
По окончании IV Профтехшколы в 1924 г. он проходит практику на Арматурном заводе "Электрометалл" им.В.И.Ленина (сначала в качестве слесаря, а затем токаря), после чего получает диплом об окончании школы. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги "Проблема эксплуатации планет", в газетах и журналах публикуются его научно-популярные статьи о космических полетах "Завоевание Землей Луны" в 1924 г., "Станция вне Земли" в 1926 г. и др.
По путевке Наркомпроса УССР направляется на учебу в Ленинградский государственный университет, куда прибывает в августе 1925 г., но, из-за позднего приезда, не успевает сдать экзамены. В результате 1 курс Университета им прослушан вольнослушателем. В 1926 г. зачисляется на II курс физического отделения физико-математического факультета. Параллельно с учебой он работает в качестве рабочего (сначала оптика, а затем механика) в мастерских Научного института им. П.Ф.Лесгафта, а в 1927 г. геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.
В качестве дипломной работы, состоящей из трех частей, Глушко предложил проект межпланетного корабля "Гелиоракетоплана" с электрическими ракетными двигателями. 18 апреля 1929 г. третья часть, посвященная электрическому ракетному двигателю под названием "Металл как взрывчатое вещество", была сдана в отдел при Комитете по делам изобретений. Этой работой заинтересовались военные. В начале мая 1929 г. Глушко был вызван к уполномоченному комитета в Ленинграде Н.Я.Ильину и ему было предложено немедленно начать экспериментальные работы по реализации этого предложения.
15 мая 1929 г. Глушко зачислен в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей. В 1930 г. разработана конструкция и начато изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1. В 1930 г. Глушко в качестве компонентов ракетных топлив были предложены азотная кислота, растворы в ней азотного тетроксида, перекись водорода и др. Разработано и испытано профилированное сопло, разработана теплоизоляция камеры ракетного двигателя двуокисью циркония и другими составами (патент получен в 1931 г.). В 1932 г. одновременно с работой в ГДЛ работал консультантом в Отделе лабораторий Путиловского завода. За время работы в ГДЛ были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ: ОРМ-1 ... ОРМ-52 на азотнокислотном-керосиновом топливе. Кроме того, разработаны конструкции ракет серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100. В январе 1934 г. Глушко был переведен в Москву и назначен начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны. В 1933-1934 гг. им прочитаны два курса лекций:"Жидкое топливо для реактивных двигателей" и "Конструкция ЖРД" в Военно-воздушной инженерной академии им.Н.Е.Жуковского, а в 1935 г. параллельно с работой в РНИИ он заведующий и преподаватель Реактивных курсов по переквалификации инженеров при ЦС Осоавиахима. В декабре 1935 г. вышла в свет книга "Ракеты их устройство и применение" под редакцией
Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко. В марте 1936 г. опубликована работа В.П.Глушко "Жидкое ракетное топливо для реактивных двигателей" (курс лекций). В 1936 г. Глушко получил звание главного конструктора ЖРД. 5 ноября 1936 г. проведены официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 тягой до 175 кг на азотнокислотно-керосиновом топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П.Королева, а 16 декабря 1936 г. проведено первое огневое наземное испытание ЖРД ОРМ-65 на ракетоплане РП-318 конструкции С.П.Королева. 27 августа 1937 г. проведены официальные стендовые испытания первого отечественного газогенератора ГГ-1, работавшего на азотной кислоте и керосине со вспрыском воды. В 1937 г. опубликовано 7 статей в сборниках научных работ РНИИ "Ракетная техника". Член научно-технического совета.
В марте 1938 г. Глушко был необоснованно репрессирован и по август 1939 г. находился под следствием внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 15 августа осужден Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет, впоследствии оставлен для работы в техбюро. До 1940 г. он работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе № 82. За это время были разработаны проект вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7. В 1940 г. Глушко был переведен в Казань на завод No 27, где он продолжает работы в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе No 16 по разработке вспомогательных самолетных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3.
27 августа 1944 г. по решению Президиума Верховного Совета он был досрочно освобожден со снятием судимости, а в декабре 1944г. назначен главным конструктором ОКБ-СД. С 1944 по 1945 гг. проведены наземные и летные испытания ЖРД РД-1 на самолетах Пе-2Р, Ла-7, Як-3 и Су-6. Разрабатывается трехкамерный азотнокислотно-керосиновый ЖРД РД-3 тягой 900 кг., проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием. В 1945 г. Глушко назначен заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института.
С июля по декабрь 1945 г. и с мая по декабрь 1946 г. служебная командировка в Германию для изучения трофейной немецкой
ракетной техники.
3 июля 1946 г. приказом МАП был перепрофилирован авиазавод № 456 в Химках под производство жидкостных ракетных двигателей с перебазировкой коллектива ОКБ-СД из Казани. Этим же приказом В.П.Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456.
29 сентября 1946 г. распоряжением Правительства СССР ОКБ-СД во главе с В.П.Глушко было переведено из Казани в Химки.
Под руководством В.П.Глушко в 1947 г. проведены государственные стендовые испытания двигателя РД-2 для самолетов.
На этом работы над ЖРД малой тяги были завершены. ОКБ переключается на воспроизведение ЖРД РД-100. Первый пуск ракеты Р-1 произведен 17 сентября 1948 г., а 10 октября 1948 г. произведен успешный пуск ракеты Р-1 с ЖРД-100. Продолжаются работы над модификацией двигателя РД-100: РД-101, РД-103, в результате чего 19 апреля 1953 г. осуществлен успешный пуск ракеты Р-5 с ЖРД-103.
Наряду с основной работой с 1947 по 1954 гг. В.П.Глушко читал курс лекций на Высших Инженерных курсах при МВТУ им.Н.Э.Баумана, которые были изданы в 1948 г. под названием "Основы устройство реактивных двигателей на жидком топливе".
23 октября 1953 г. В.П.Глушко был избран член-корреспондентом АН СССР, а 26 октября 1957 г. решением Высшей Аттестационной Комиссии ему присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР. С 1965 по 1989 гг. председатель Научного Совета по проблеме "Жидкое топливо" при Президиуме АН СССР, главный редактор энциклопедии "Космонавтика" 1968, 1971 и 1985 гг., с 1969 г. председатель научно-методического совета по астрономии и космонавтике Всесоюзного общества "Знание". Научный руководитель и ответственный редактор справочника "Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания".
Под руководством В.П.Глушко до 1988 г. были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко и низкокипящих
окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах.
22 мая 1974 г. В.П.Глушко назначен директором и генеральным конструктором НПО "Энергия", в состав которого входило и КБ энергетического машиностроения. В этой должности он работал до июня 1977 г. В результате изменения в схеме управления НПО "Энергия" за В.П.Глушко была сохранена должность генерального конструктора.
По его проекту и под его непосредственным руководством была создана многоразовая космическая система "Энергия-Буран" и постоянно действующая многомодульная станция "Мир". Кроме того, он возглавляет работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей "Союз" и разработке их модификаций "Союз Т" и "Союз ТМ", а также грузового корабля "Прогресс", совершенствованию орбитальных станций "Салют", реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных.
За свою многолетнюю деятельность В.П.Глушко был удостоен звания дважды Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской и Государственных премий. Избирался депутатом Верховного Совета 7-11 созывов. Был членом КПСС с 1956 г., избирался делегатом XXI-XXVII cъездов КПСС и членом ЦК КПСС с 1976 г. В 1994 г. решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза имя В.П.Глушко присвоено кратеру на видимой заповедной стороне Луны.
Имеет четверых детей: дочь Евгения (1938 г.р.), дочь Елена (1948 г.р.), сына Юрия (1952 г.р.) и сына Александра (1972 г.р.).

Академик
Валентин Петрович Глушко

Академик В.П.Глушко (1908-1989гг.) - основоположник отечественного ракетного двигателестроения, один из пионеров и творцов ракетно-космической техники.

Валентин Петрович Глушко - выдающийся ученый в области ракетно-космической техники, один из пионеров космонавтики, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.

В.П.Глушко родился в г. Одесса 2 сентября 1908 г. В школьные годы увлекался астрономией и организовал кружок юных любителей при Одесской астрономической обсерватории. Первая публикация В.П.Глушко называлась "Завоевание Землей Луны". Результаты его наблюдений метеорного потока в январе 1924 г., зарисовки Венеры, Марса и Юпитера, сделанные по собственным наблюдениям, были опубликованы в 1924 и 1925 гг. в изданиях Российского общества любителей мироведения (РОМЛ).

В это же время В.П.Глушко увлекся идеей космических полетов и с 1923 г. переписывался с К.Э.Циолковским.

В.П.Глушко в годы работы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Москва. 1934 год.

В 1925 г. поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. Темой дипломной работы был проект электрического ракетного двигателя (ЭРД). С 1929 г. по 1933 г. работал в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Военно-научно-исследовательского комитета при Реввоенсовете СССР, где сформировал подразделение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком топливе. В 1931 - 1933 гг. под руководством В.П.Глушко были разработаны первые отечественные жидкостные ракетные двигатели - ОРМ (опытный реактивный мотор). В 1933 г. был организован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Подразделение, руководимое В.П.Глушко, продолжило работу в составе РНИИ, где наиболее значимым результатом было создание ЖРД ОРМ-65, предназначавшегося для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П.Королева.

ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель, созданный В.П.Глушко в 30-х годах для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева.

В период сталинских репрессий В.П.Глушко был арестован 23 марта 1938 г. и на основании сфабрикованного НКВД дела осужден на 8 лет лагерей (в 1939 г.). В заключении В.П.Глушко работал над созданием самолетных реактивных ускорителей. За успешное выполнение этих работ в 1944 г. В.П.Глушко и его сотрудники были освобождены со снятием судимости. Реабилитирован В.П.Глушко только в 1955 г.

В 1945 г. В.П.Глушко с группой специалистов был направлен в Германию для ознакомления с трофейной ракетной техникой. Начиная с 1947 г. в ОКБ-456 (в подмосковном городе Химки), руководимым В.П.Глушко была создана серия ракетных двигателей оригинальной конструкции.

Двигатели РД-107 и РД-108, созданные в КБ В.П.Глушко, были установлены на первой межконтинентальной ракете Р-7 (1957 г.), на ракетах-носителях, осуществивших выведение на орбиты искусственных спутников Земли и Луны, запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, запуск пилотируемых кораблей "Восток", "Восход" и "Союз".

ЖРД РД-108 - двигатель второй ступени ракеты Р-7 и ракет-носителей "Восток", "Восход", "Молния", "Союз". Двигатели РД-107 и РД-108, созданные в КБ В.П.Глушко, устанавливались на первой и второй ступенях этих ракет-носителей. Они обеспечили прорыв человечества в космос и сегодня продолжают способствовать выполнению российской космической программы.

Двигатели нового типа РД-253 конструкции В.П.Глушко были установлены на первой ступени ракеты-носителя "Протон", которая обладает втрое большей грузоподъемностью, чем ракета "Союз".

В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год.

В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год.

Созданный в КБ В.П.Глушко ЖРД РД-253 - двигатель первой ступени ракеты-носителя "Протон".

Ракета-носитель "Протон" на стартовой позиции космодрома.

С помощью ракеты "Протон" во второй половине 60-х годов и в 70-х годах осуществлялись запуски тяжелых исследовательских спутников Земли и автоматических станций для исследования Луны, Венеры и Марса, в том числе облет Луны с возвращением космического аппарата на Землю, доставка с Луны образцов лунного грунта и доставка на Луну первых луноходов.

В.П.Глушко в рабочем кабинете. На книжной полке - рисованный оригинал фрагмента "Полной карты Луны" (район кратера Коперник), который был подарен Валентину Петровичу Отделом физики Луны и планет ГАИШ в день 60-летия (1968 г.).

В.П.Глушко уделял огромное внимание научному содержанию исследований, проводимых с помощью создаваемой под его руководством космической техники. Большое значение он придавал исследованиям Солнечной системы. При его активной поддержке в ГАИШ МГУ совместно со специализированными картографическими организациями удалось подготовить несколько изданий лунных карт и глобусов Луны.

В.П.Глушко и Председатель Государственной комиссии К.А.Керимов с женщинами-космонавтами В.Л.Пономаревой, В.В.Терешковой и Т.Д.Кузнецовой в демонстрационном зале (1968 г.). В центре стола стоит глобус Луны, подготовленный в ГАИШ (издание 1967г.). Левее и ниже виден самый первый глобус Луны (издание 1961 года), на котором около трети поверхности занимает белый, пустой сектор, соответствующий той части лунного шара, что не была сфотографирована во время первой космической съемки Луны в 1959 г.

Деловая записка В.П.Глушко, приложенная к материалам, направленным заведующему Отделом физики Луны Ю.Н.Липскому. Взаимодействие В.П.Глушко с Отделом физики Луны и планет ГАИШ происходило постоянно. 1970 год.

В.П.Глушко вручает медаль 40-летия ГДЛ-ОКБ начальнику отдела предприятия М.Р.Гнесину (1969 г.). На заднем плане рядом с макетами реактивных двигателей стоит глобус Луны, подготовленный в ГАИШ (1967г.), из личной коллекции В.П.Глушко.

В 1974 г. В.П.Глушко был назначен генеральным конструктором Научно-производственного объединения "Энергия", соединившем ОКБ, основанное В.П.Глушко, и КБ, руководимое ранее С.П.Королевым. Наряду с проводимыми под руководством В.П.Глушко текущими запусками орбитальных станций и космических кораблей, в НПО "Энергия" по его инициативе началась разработка новой ракетно-космической системы "Энергия" с грузоподъемностью более 100 т.

Среди других задач, сверхтяжелый носитель "Энергия" по замыслу В.П.Глушко предназначался для обеспечения пилотируемых полетов на Луну и создания долговременной обитаемой базы на лунной поверхности. Отдел исследований Луны и планет ГАИШ был привлечен В.П.Глушко для научного обеспечения проекта обитаемой лунной базы. В рамках договора НПО "Энергия" с ГАИШ в течении ряда лет велись работы по научному обоснованию выбора места базирования на лунной поверхности. Это сотрудничество продолжалось почти 15 лет.

Надпись, сделанная В.П.Глушко на своей книге

Надпись, сделанная В.П.Глушко на своей книге, подаренной им заведующему Отделом исследований Луны и планет ГАИШ В.В.Шевченко (1978 г.). Сотрудничество коллектива Отдела с НПО "Энергия", руководимым В.П.Глушко, вступило в это время в новую активную фазу.

В процессе совместных работ у руководства Отдела часто возникали просьбы к В.П.Глушко о содействии в том или ином вопросе. Валентин Петрович был неизменно внимательным и доброжелательным. Ни одно из обращений к нему не оставалось безответным. В этом случае его телефонный разговор, как правило, начинался шутливой фразой: "Владислав Владимирович, я вам докладываю..."

Знаком внимания были регулярные праздничные подравления.

Для новой ракеты-носителя был создан самый мощный в мире ЖРД РД-170. Первый запуск ракеты "Энергия" состоялся 15 мая 1987 г. В ноябре 1988 г. состоялся запуск ракетно-космической системы "Энергия-Буран" с возвращением и посадкой орбитального корабля "Буран" в автоматическом режиме.

Инженер, крупный советский учёный в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия - Буран», академик Академии наук СССР (1958; член-корреспондент с 1953), действительный член Международной академии аэронавтики, депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).


Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА. Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя, первых отечественных ЖРД, жидкостных ракет РЛА. Конструктор ЖРД: ОРМ, ОРМ-1 - ОРМ-70, −101, −102, РД-1 - РД-3, РД-100 - РД-103, РД-107 и РД-108 для РН «Восток», РД-119 и РД-253 для РН «Протон», РД-301,РД-170 для «Энергии»(самый мощный ЖРД в мире) и мн. др. Под его руководством разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и в большинстве вторых ступеней всех советских ракет-носителей и многих дальних боевых ракет. В 1930 году предложил в качестве компонентов топлива ЖРД азотную кислоту, растворы четырёхокиси азота в азотной кислоте, тетранитрометан, перекись водорода, хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием, разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгорания двуокисью циркония. В 1931 году предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления полётом ракеты. В 1931-1933 гг. разработал агрегаты для подачи топлива в ЖРД - поршневой, турбонасосный с центробежными насосами и мн. др.

Репрессии

В марте 1938 года Глушко был арестован и по август 1939 года находился под следствием внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 15 августа осуждён Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет, впоследствии оставлен для работы в техбюро. До 1940 года он работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе. За это время были разработаны проект вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7. В 1940 году Глушко был переведён в Казань на завод № 27, где он продолжает работы в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе No 16 по разработке вспомогательных самолетных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3.

27 августа 1944 года по решению Президиума Верховного Совета он был досрочно освобождён со снятием судимости, а в декабре 1944 года назначен главным конструктором ОКБ-СД. В 1946-1947 гг. работал в институте Нордхаузен над ракетой Р-1. В 1956 году был реабилитирован.

Член КПСС с 1956 года.

Критика

Глушко так и не сумел преодолеть проблемы с нестабильностью процесса горения в больших ракетных двигателях, что вплоть до середины 1980-х годов не позволяло создавать сверхтяжёлые ракеты-носители класса Сатурн-5.

Чувствуя себя всегда в тени Королёва, на его похоронах в 1966 году Глушко заявил: «Если бы мне устроили такие похороны, я бы мог умереть хоть завтра».

Награды

Герой Социалистического Труда (1956, 1961)

Орден Ленина (1956, 1958, 1961, 1968, 1978)

Орден Октябрьской Революции (1971)

Орден Трудового Красного Знамени (1945)

Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975)

Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Медаль «Ветеран труда» (1984)

Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)

Ленинская премия СССР (1957)

Государственная премия СССР (1967, 1984)

Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1958)


Для космического корабля многоразового использования «Буран» Валентин Глушко создал самый мощный в истории жидкостный реактивный двигатель


Валентин Петрович Глушко - одессит: он родился в «жемчужине у моря» в 1908 году. Подростком зачитывался романами Жюля Верна, хотя идея путешествия на Луну в начале 1920-х даже его увлеченным сверстникам казалась бредом: к чему грезить о космосе, когда и на земле хватает белых пятен! Сверстники вдохновлялись подвигами отважных летчиков и суровых моряков, а мальчик вслед за Верном открыл для себя работы Константина Циолковского: сидя в холодном здании одесской публичной библиотеки, он делал выписки в тетрадку. В библиотеке имелась только одна работа «калужского мечтателя»; чтобы прочесть другие, Валентин отправил кумиру письмо с просьбой прислать другие его книги. Циолковский ответил, и завязалась переписка, длившаяся семь лет. В 16 лет Глушко написал собственную «научную» работу - труд под серьезным названием «Проблема эксплуатации планет», которую тем не менее издательства не взяли: уж слишком наивными казались фантазии автора об освоении Марса и Венеры. Любопытно, что в книге в качестве главного обоснования необходимости развивать космонавтику фигурировало истощение ресурсов Земли - идея, на которой впоследствии будут построены сюжеты десятков научно-фантастических произведений (например, голливудского фильма «Интерстеллар»): «Следствием прогресса человеческой культуры является истощение жизненных соков Земли, чем человечество в конечном итоге ставит себя под угрозу краха как своей цивилизации, так и своего существования. Выход из назревающего кризиса - пополнение иссякающих запасов энергии и материи извне, из глубин мирового пространства, с иных тел. Вполне естественным является теперь поставить соседние нам планеты в такое же положение, в каком находились ранее неведомые нам континенты. Колонизировать новые планеты, организовать на них эксплуатационные части для снабжения скудеющей Земли является вполне естественным и понятным шагом все расширяющейся промышленности и мощи человеческого интеллекта».

И все-таки публиковаться, причем регулярно, Глушко начал: в газетах и журналах появлялись его научно-популярные статьи о создании станций на Луне и на околоземной орбите. Потом удалось сделать свою мечту чуть ближе - поступить в Ленинградский государственный университет на физико-математический факультет. Глушко оставался верен мечте в течение всей учебы: его дипломной работой стал проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями.

Пока он учился, в стране многое поменялось: разгромленные вузы вновь получили финансирование, правительство перестало воспринимать ракетостроение как маргинальную и интересную лишь энтузиастам область. По окончании университета Глушко приняли в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ) - первой советской научно-исследовательской и опытно-конструкторской лаборатории. Здесь он стал трудиться над созданием первого отечественного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) ОРМ-1. За время работы в лаборатории Глушко сконструировал несколько ракет различных серий, а также испытал двигатели серии ОРМ на азотнокислотном керосиновом топливе.

Талантливого инженера заметили в Наркомате обороны и в 1934 году перевели в Москву, назначив начальником сектора Ракетного НИИ. Здесь он закончил работу над своей второй книгой «Ракеты: их устройство и применение», которая в отличие от первого его детища увидела свет и получила высокую оценку коллег. Однако работа, которой Глушко занимался в Ракетном НИИ, была в первую очередь именно практической: так, в 1936 году под его руководством были проведены официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 тягой до 175 кг на жидком топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции Сергея Королева.

Ученый-заключенный


Как и большинству видных ученых его эпохи, Глушко довелось поработать в «шарашке»: в марте 1938 года его арестовали. Следователям Лубянки понадобилось всего два дня, чтобы выбить признание: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии». Правда, попав в Бутырскую тюрьму, Глушко сразу же выразил несогласие с необоснованными обвинениями и начал писать письма гособвинителю Вышинскому, а затем Ежову и самому Сталину, прося пересмотреть его дело.

Отвечать никто и не собирался: Глушко стал винтиком в системе рабского научного труда. Особым совещанием при НКВД его осудили на восемь лет, и до 1940 года он трудился в составе конструкторской группы 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторостроительном заводе. Здесь ученый руководил группой, разрабатывавшей проект вспомогательной установки с жидкостным реактивным двигателем для двухмоторного истребителя С-100. Использование ракетных двигателей в конструкции самолета позволяло значительно увеличить скорость его подъема. Той же ракетной установкой планировалось оснастить и бомбардировщик дальнего действия «Сталь-7», что позволило бы увеличить его скорость при подъеме на треть.

Работа группы Глушко, выполненная в условиях, сопоставимых с условиями труда крепостных на петровских заводах, была удостоена высокой оценки Технического комитета ВВС, и ученому даже предложили выбор: для дальнейшего ведения разработок остаться в Москве, переехать в Ленинград или в Казань на строящийся авиационный моторостроительный завод. «Заключенный Глушко» выбрал Казань, поскольку здесь было больше свободы для исследований. Ему даже предоставили право выбирать себе сотрудников. Разумеется, из числа таких же «сидельцев»: составив список из бывших коллег, которым он собирался дать работу, Глушко с ужасом обнаружил, что большинство из них уже расстреляны. Однако даже с коллективом, набранным из тех, кто уцелел, Глушко в годы войны удалось выполнить разработку вспомогательных ракетных двигателей для боевых самолетов. Кстати говоря, именно по ходатайству Глушко в Казань в 1942 году перевели Королева .

Тюремная одиссея Глушко стала временем, когда в советском ракетостроении занял заслуженное место жидкостный реактивный двигатель. В годы войны ракетной установкой с ЖРД оснастили самолеты Пе-2, Як-3, Су-7 и Ла-7, получив тем самым прирост их скорости до 200 км/ч. За вклад в развитие военной промышленности СССР Глушко был «награжден»: 27 августа 1944 года его досрочно освободили по решению Президиума Верховного совета. Правда, реабилитировали ученого лишь в 1956 году, после смерти Сталина и ХХ съезда. Глушко не оставил товарищей по несчастью: вскоре после того, как его выпустили на свободу, он передал Сталину список с фамилиями 30 специалистов, на досрочном освобождении которых настаивал. Когда в 1945 году Глушко возглавил кафедру реактивных двигателей Казанского авиационного института, большинство из освобожденных по его ходатайству инженеров осталось работать с ним.

В составе «великолепной шестерки»


После войны Глушко в числе специальной комиссии отправился в Германию для изучения немецких ракет «Фау-2». Успехи немцев в области ракетной техники, как известно, подстегнули развитие космических программ в СССР и США. По возвращении конструкторов из Германии Глушко вошел в состав «великолепной шестерки» отцов-основателей советской ракетно-космической программы. Его перевели на авиазавод № 456 в Химках (позже, в 1970-е на базе этого предприятия было создано знаменитое НПО «Энергия»), переоборудованный для производства жидкостных ракетных двигателей. И уже в сентябре 1948 года состоялся запуск первой ракеты Р-1, оснащенной ЖРД. В 1953 году Валентин Петрович был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1957 году ВАК присудила ему степень доктора технических наук без защиты диссертации.

Как член неформального совета главных конструкторов Глушко принимал участие в подготовке всех крупных советских запусков: его команда разрабатывала и совершенствовала двигатели для пилотируемых космических кораблей «Восток» и «Союз», грузовых кораблей «Прогресс». В 1960–1970 годы он был инициатором самых смелых проектов по изучению и освоению других планет. Многие из них он вынашивал со студенческих времен. Так, еще в статьях, опубликованных в 1920-е годы, Валентин Петрович рассуждал об обсерватории, размещенной на естественном спутнике нашей планеты: «Обсерватория, построенная на Луне, при 354-часовой ночи, сменяющей столько же длящийся день, дала бы массу неоценимых наблюдений... Какие огромные открытия могли бы дать продолжительные наблюдения и исследования, спектральный анализ, фотометрия, фотография и прочие орудия исследования тайн мироздания современного астронома при ведении последовательных изучений нашей спутницы». В 1960-е Глушко выступил (вместе с Королевым) одним из инициаторов строительства станции на Луне: в КБ академика Бармина даже начали проектировать макеты лунного поселения. Увы, большинство из предложенных Валентином Петровичем смелых задумок (среди них пилотируемые полеты к Марсу, Венере и поясу астероидов) не было осуществлено. И все же в советской космонавтике нашли применение некоторые из идей, изложенных в его раннем опусе «Проблемы эксплуатации планет»: например, в нем говорилось о «наблюдательных станциях», постоянно находящихся на орбите, - именно эту роль сыграли орбитальные комплексы «Салют» и «Мир», в разработке которых принимал участие Глушко. Всего под руководством выдающегося конструктора было создано более полусотни ЖРД, применявшихся в 17 моделях боевых и космических ракет.

Челночная космонавтика


В 1972 году в США была развернута программа по разработке космических «челноков», которые могли бы совершать многократные полеты в космос. Авторы программы руководствовались возможностями осуществлять запуски с невиданной до этого частотой. В СССР проблема отечественной многоразовой космической системы обсуждалась в том же году: на совещании конструкторов во главе с Глушко были обозначены основные вопросы строительства такой системы. Главная проблема, как ни парадоксально, заключалась в том, что наша космонавтика могла превосходно обойтись без «челноков» - запуски одноразовых ракет были более эффективны и менее затратны. Однако аналитические исследования, проведенные Институтом прикладной математики АН СССР и НПО «Энергия», показали, что после ввода в действие программы Space Shuttle США получат преимущество в плане нанесения упреждающего ядерного удара по территории нашей страны. Это решило дело: в 1976 году была утверждена строго засекреченная программа «Энергия-Буран». Подсчитано, что в ее разработке - прямо и косвенно - принимали участие около миллиона человек. Отметим, что стоимость создания системы многоразового запуска оказалась намного ниже, чем американская разработка: 16 млрд рублей против $160 млрд. Для новой ракеты-носителя команда Глушко построила самый мощный из когда-либо созданных ЖРД (это почетное «звание» двигатель удерживает и в наши дни) - РД-170. Его мощность составляла около 20 млн лошадиных сил: этого достаточно, чтобы обеспечить энергией город с населением до миллиона жителей. Как следствие, «Буран» не только не уступал «шаттлам», но по ряду технических параметров превосходил их.

15 ноября 1988 года при штормовой погоде состоялся первый запуск: отделившись от ракеты-носителя, корабль «Буран» вышел на круговую орбиту и, совершив два полных витка вокруг планеты, приземлился в автоматическом режиме на взлетно-посадочной полосе Байконура. Несмотря на полный успех проекта, первый запуск «Бурана», увы, стал и последним: программа пала жертвой разрушения СССР, в 1992 году ее заморозили из-за недостатка финансирования. Легендарный разработчик до бесславного краха выдающейся программы не дожил: он скончался в 1989 году в возрасте 80 лет. Пять лет спустя Международный астрономический союз решил увековечить память Валентина Глушко, назвав его именем кратер на Луне - там, где должна была быть советская база.

Комментарии: 0

    Поклонники советской власти гордятся достижениями СССР, но их сделала интеллигенция, большую часть которой составляли классовые "враги народа": Вавилов, Королев, Туполев, Глушко, Ландау, Сахаров и тысячи других менее известных. Можно сказать, ну не так уж все плохо, ведь некоторые талантливые остались живы, а унижения и сломанные челюсти - не беда. Да, некоторые (в основном физики и инженеры, с другими не церемонились) из них остались живы, но лишь потому, что были нужны советской власти как научные рабы.

    Вина Королева была «доказана», ему дали 10 лет лагерей. Вместо запуска ракет он вынужден был заняться добычей золота на Колыме. Ближе к войне руководство озаботилось разработкой бомбардировщиков и «выписало» Королева в столицу - в 1940 году его судили вторично и определили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. По иронии судьбы, его руководителем здесь стал тот же Туполев - учитель и ученик встретились уже не на свободе, а в стенах «шарашки». В команде Туполева Королев принимал участие в разработке бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, проектах управляемой аэроторпеды и нового ракетного перехватчика. Во время войны Королева перевели в другую «шарашку» - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями, которые можно было бы применять для нужд авиации.

    В приводимых кратких жизнеописаниях выдающихся советских инженеров с неизбежностью встречается слово «арестован», «арестован», «арестован»… Как будто слово «арестован» было вечным и неизменным атрибутом любой биографии, таким же естественным, как «родился» или «умер»… Многие из перечисленных здесь людей и сегодня пользуются всемирной славой и уважением. К их именам уже никогда не прилипнет грязь и всевозможные обвинения, потому что они всей своей жизнью доказали преданность своему отечеству. И когда какой-нибудь очередной бессовестный «историк» станет утверждать, что арестовывали правильно, что жертвы репрессий были и в самом деле предателями и негодяями, вспомните, что речь идёт в том числе и об этих людях, чьи биографии приведены здесь.

    Роберт Бартини – малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие. Основные труды по аэродинамике, в литературе встречается термин «эффект Бартини».

    Первый пилотируемый полёт в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Ещё до того как лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин вышел на орбиту, все осознавали, что это событие навсегда будет вписано в историю человечества, а причастные к нему обретут символическое «бессмертие» в глазах потомков. А поскольку на тот момент пилотируемый полёт стал ещё и главным прорывным достижением Советского Союза, то казалось, ничто не должно помешать изучению всех его подробностей и нюансов. Однако, вопреки ожиданиям, почти сразу началось сокрытие информации, в котором вынужденно принял участие и сам Гагарин. Ситуация такова, что даже теперь, через пятьдесят лет после исторического полёта, нет уверенности, что нам известны все его детали.

    В марте 2002 г. Международное общество "Мемориал" и Архив Президента РФ выпустили электронный диск "Сталинские расстрельные списки" (Сталинские расстрельные списки. М.: Звенья, 2002. ISBN 5-7870-0057-9). Это списки лиц, судьбу которых предрешали члены Политбюро ЦК ВКП(б) – И.В.Сталин, В.М.Молотов, Л.М.Каганович, К.Е.Ворошилов, А.Микоян, С.Косиор и кандидаты в члены Политбюро А.А.Жданов и Н.И.Ежов. Списки охватывают период с 27 февраля 1937 г. до 29 сентября 1938 г., также имеются два фрагмента списка октября 1936 г. и несколько списков 1940, 1942 и 1950 гг. До декабря 1998 г. эти списки носили гриф "секретно". Ныне, благодаря усилиям "Мемориала" и сотрудников Архива Президента РФ, к этим спискам, наконец, получили доступ историки.

    Валерий Сойфер

    Биофизик, генетик, историк науки и правозащитник Валерий Сойфер, автор переизданной в 2016 году книги «Сталин и мошенники в науке», прочитал в лондонском клубе «Открытая Россия» лекцию о том, как в Советском Союзе уничтожали науку и ученых и какую роль сыграл в этом Сталин.

    Нателла Болтянская

    В основу этой лекции Нателлы Болтянской положены уникальные исторические документы – доклад ЦРУ о потенциале сопротивления внутри коммунистического блока, расследования Конгресса о репрессированных народах, известных и неизвестных попытках увязать международные экономические отношения и права человека. Лектор расскажет подробности о реальных и мнимых американских шпионах, о конгрессменах, посещавших пермские лагеря, и сенаторах, высланных из СССР, а также об участии совершенно неожиданных людей в поддержке советских граждан.

Валентин Петрович Глушко родился 21 августа (по новому стилю — 2 сентября) 1908 года в Одессе. По национальности украинец.

Был четыре раза женат. Жены: Сусанна Михайловна Георгиевская (в браке с 1927 по 1930 годы), детская писательница; Тамара Саркисова (в браке с 1937 по 1944 годы, отреклась от мужа после его ареста), Магда Максовна Глушко, преподаватель иностранного языка Московского государственного университета; Лидия Пёрышкова (с 1961 года). Четверо детей: дочери Евгения и Елена, сыновья Юрий и Александр.

Ещё во время учёбы в школе Глушко активно переписывался с К. Э. Циолковским и публиковал статьи космической тематики. В 1924 году он окончил профессионально-техническую школу, а в 1925 году поступил на физическое отделение физико-математического факультета Ленинградского государственного университета. В феврале 1929 года Глушко был отчислен за неоплату обучения, но уже весной сумел сдать третью часть дипломного проекта «Металл как взрывчатое вещество» в Комитет по делам изобретений. Ему было предложено заняться реализацией этой разработки.

С мая 1929 года Глушко работал начальником 2-го сектора (впоследствии отдела) ракет на жидком топливе Газодинамической лаборатории. Он стал одним из основоположников советского жидкостного двигателестроения, разработав и испытав двигатели ОРМ-52, работавшие на азотно-кислотно-керосиновом топливе. Кроме того, за время своей работы в лаборатории он создал электрический ракетный двигатель и ракеты моделей «ЛА-1, РЛА-3 и РЛА-100. В 1933-1934 годах Глушко читал курс лекций «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция жидкостных ракетных двигателей» в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.

В сентябре 1933 года Глушко возглавил 1-й отдел, а в январе 1934 года — азотно-кислотный сектор Ленинградского отделения Ракетного НИИ (с 1937 года — НИИ-3). В 1936-1938 годах был главным конструктором жидкостных ракетных двигателей. В те годы он создал целую линейку двигателей ОРМ, включая и первый в мире двигатель для полёта человека ОРМ-65.

23 марта 1938 года Глушко был арестован органами НКВД СССР по обвинению во вредительстве. Поводом для этого послужил донос начальника отдела реактивных двигателей НИИ-3 А. Г. Костикова. Помимо Глушко, были арестованы и впоследствии осуждены начальник НИИ И. Т. Клеймёнов, его заместитель Г. Э. Лангемак и начальник отдела ракетных летательных аппаратов . 15 августа 1939 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Глушко к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание он в «шарашке», возглавлял конструкторскую группу 4-го специального отдела НКВД СССР при Тушинском авиазавода № 82, затем в течение четырёх лет был главным конструктором Конструкторского бюро 4-го Спецотдела НКВД СССР при Казанском авиамоторном заводе № 16. В эти годы им были разработаны проекты вспомогательной установки жидкостных ракетных двигателей на самолётах, самолётные ускорители двигателей. 2 августа 1944 года Глушко был освобождён из заключения со снятием судимости. Полностью он был реабилитирован только 29 сентября 1956 года.

С декабря 1944 года Глушко работал главным конструктором ОКБ-СД. Занимался проведением испытаний двигателей РД-1 на различных моделях советских самолётов, разработал трёхкамерный двигатель РД-3 с тягой 900 кг. Впоследствии стал заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. После окончания войны дважды командировался на несколько месяцев в Германию для изучения трофейной продукции немецкого ракетостроения.

В июле 1946 года Глушко вновь был назначен главным конструктором ОКБ-СД, занимал эту должность до мая 1974 года. За эти годы он руководил разработкой более 50 жидкосных ракетных двигателей и их модификаций, которые применялись на 17 космических и боевых ракетах. Двигатели Глушко стояли на всех советских ракетах-носителях, запускавшихся в период с 1949 по 1976 годы. Двигатели РД-107 и РД-108 стояли на межконтинентальной баллистической ракете «Р-7», впоследствии ставшей ракетой-носителем для космических кораблей «Восток» и «Союз», РД-216 и РД-251 — на ракетах-носителях «Космос» и «Протон», РД-170 — на ракете-носителе «Энергия».

В мае 1974 года Глушко был назначен директором и генеральным конструктором Научно-производственного объединения «Энергия», располагавшегося в городе Калининграде (ныне — Королёв Московской области). Руководил созданием орбитальных космических станций «Салют-6», «Салют-7», «Мир», проектировал многоразовую транспортно-космическую систему «Энергия-Буран», разрабатывал модификации пилотируемых космических кораблей «Союз».

Валентин Петрович Глушко является автором 250 научных работ и изобретений. В 1958 году он был избран академиком Академии наук СССР. За свои научные достижения он дважды закрытыми Указами Президиума Верховного Совета СССР удостаивался звания Героя Социалистического Труда. Кроме того, он избирался членом ЦК КПСС (с 1976 года) и депутатом Верховного Совета СССР пяти созывов (1966-1989 годы).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!