Тверь. Двор Пролетарки


«Морозовский городок» строился для рабочих «Бумагопрядильной, ткацкой, красильно-отбельной и ситценабивной фабрик Товарищества Тверской мануфактуры» (полное официальное название), фактически принадлежавшей семье купцов Морозовых – знаменитых промышленников, меценатов и спонсоров русских революционеров. Видимо, из-за обилия кирпичных строений этот фабричный поселок стали уважительно называть городком. И в принципе есть за что. Не во всех русских городах наверное в те времена было столько каменных домов – тем более четырех- пятиэтажных. Вместе с общественными зданиями и хозяйственными постройками комплекс городка включает более пятидесяти сооружений. Это без преувеличения архитектурный заповедник «кирпичного стиля» середины 19 – начала 20 веков. Есть здесь и оригинальные образцы модерна. В общем, сейчас вы сами все увидите.

Фабрика, вокруг которой и вырос городок. В советское время она стала называться «Пролетаркой».

Казармы 1870 -1900-х годов

странная круглая пристройка во дворе. Ныне – «гараж №1», судя по надписи на воротах

Казарма «для семейных».
Наиболее сложное в плане жилое сооружение городка. «Два обращенных друг к другу «П-образных четырехэтажных объема соединены средним поперечным корпусом» . (т.е. в плане напоминает букву «Н» с загнутыми внутрь концами боковых планок). В некотором роде прообраз домов-коммун: «Кроме жилых включает ряд культурно-бытовых общественных помещений» . В поперечном корпусе размещаются общие кухни – видимо, они имеются в виду.

Загадочные башни, на стыке боковых и поперечного корпусов казармы названы в своде памятников астрономическими.

Казарма «Париж» - самое большое и оригинальное здание Городка. Возведена в 1910-е годы по проекту архитектора В.К. Терского.

«Имеет пять значительно выступающих объемов с северной стороны, и пять плоских ризалитов – с южной. Многие элементы фасадного декора близки или практически точно повторяют те или иные мотивы, использованные в других казармах городка». Таким образом, «Париж» является своеобразным «собранием» того художественного языка, который складывался в предыдущих постройках»

Но это здание имеет и свое уникальное украшение – «готические» аркбутаны, венчающие торцы поперечных объемов и южные ризалиты.

Во дворе за казармой сохранилась парковая скульптура, изображающая читающих школьниц

и остатки еще нескольких скульптур.

Рядом с «Парижем» сохранились железнодорожные ворота.

На входе в городок со стороны Тьмаки по левой стороне улицы в один корпус объединены три здания:
Мануфактурная лавка

Главная фабричная контора

Магазины

Про это здание ничего не знаю, н тоже колоритное

Еще одним украшением городка является Народный театр , расположенный на главной площади городка, редкий пример специального театрального здания рубежа 19-20 веков, возведенного в рабочем городке

В сквере напротив театра сохранился постамент от памятника Ленину 1925 года.


Вместо цветов пролетарии возлагают к нему теперь только мусор.

В городке сохранилось несколько деревянных лечебных сооружений


В них ярче проявляются элементы модерна, но и горят они конечно лучше

несмотря на расположенную рядом пожарную часть

Еще одна сгоревшая хозяйственная постройка

За Тьмакой стоят три четырехэтажных дома для служащих . Архитектор – все тот же В.К. Терский. Их фасады более изысканны и близки к модерну. Два дома вытянулись параллельно Калининскому проспекту по оси восток-запад.

Сохранившиеся первоначальные навесы подъездов – весьма модерновые

Между домами сохранились хозяйственные постройки. Судя по всему, конюшни – гаражи для жильцов, по-нашему.

монументальная подстанция – не ровесница ли она домам?

Третий дом расположен перпендикулярно двум первым, фасадом развернут в сторону железной дороги.

Загадочный декоративный элемент в виде трех колец во фронтоне заставил нас строить самые смелые предположения насчет личной жизни архитектора и жильцов дома

Через улицу стоит деревянный двухэтажный особнячок с замечательным модерновым эркером, «рифмующимся» с ризалитами над подъездами каменных домов.

У моста, ведущего к фабричной проходной, ютится совсем скромный деревянный домик. Сейчас в нем какое-то учреждение.

Ну и завершают нашу фотопрогулку две замечательных жилых четырехэтажки рядом с домами для служащих. Внешне они изо всех сил пытающиеся быть похожими на своих стильных соседей. Вроде основные элементы отделки присутствуют. Даже углы скруглены. Грубоватость и аляповатость декора можно списать на современный капитальный ремонт дореволюционным домам. Но низкие потолки похоже выдают в них современные постройки а-ля модерн. Да и в своде памятников архитектуры Твери они не значатся в отличие от прочих построек Морозовского городка. Интересно, что скажут про эти дома специалисты?

Ну и напоследок расскажу, как я узнал о Морозовском Городке и как впервые туда попал. Получилось так, что попал раньше чем узнал.
В общем, во время нашего прошлогоднего осеннего путешествия по Тверской губернии оказались мы с Женькой темным ноябрьским вечером на окраине Твери, на Ржевском шоссе. Там по дороге с Селигера высадили нас наши друзья. Сами они поехали в Москву, а у нас было еще почти пять часов до поезда на Великий Новгород. И мы неспешно побрели к центру по вечерней Твери. Рядом с дорогой в сумерках заметили по виду модерновые дома, свернули их посмотреть, потом перешли по мостику Тьмаку и… оказались в какой-то сказке. В темноте казармы напоминали то ли загадочные крепостные сооружения, то ли средневековые дома (которым их строители, в общем-то, и подражали). Дойдя же до «Парижа» (тогда мы еще не знали, что эта казарма имеет собственное имя), испытали какие-то просто мистические ощущения, стоя перед ним с задранной головой и глядя сквозь аркбутаны на ночное небо. Не особо пугали даже мелькавшие под редкими фонарями нетрезвыми серыми тенями подозрительные аборигены-пролетарии. Наоборот, казалось, что это какие-то современники например Павла Заломова или Максима из одноименной трилогии. А заглянув сквозь окно в коридор одной из казарм, мы поняли, что точно перенеслись на сто лет назад. Покидая это чудесное, но темное место, я почти рыдал, оттого что ничего из красот этого кирпичного райского уголка невозможно было сфотографировать.
Долгое время я ничего не знал об этом месте, пока перед новым годом не приобрел в «Академкниге» первый том Свода памятников архитектуры Тверской области, посвященный Твери. Не утерпев, я начал рыться в нем еще в вагоне метро, и довольно быстро не нашел очень подробную статью про историю Морозовского городка (теперь я знал, как называлась наша тверская вечерняя сказка!) и архитектуру его зданий. Из этой статьи и взяты выделенные курсивом цитаты в подписях к фотографиям.
С тех пор мне вдвойне захотелось побывать в вожделенном Городке еще раз. Чуть ли не каждые выходные собирался я в Тверь. Но мешали то дикие зимние морозы, то весенняя распутица, то просто апрельский дождь, из-за которого вместо Твери решено было поехать в Тулу. В общем, после того первого ночного знакомства с Морозовским городком я побывал в пяти областных городах России, двух бывших советских республиках, был даже в Бобруйске. Но где бы я ни был, нет-нет, да и вздыхал о Морозовском городке.
И вот в минувшую субботу мечта моя сбылась. Я наконец-то добрался до «городка своей мечты». Надеюсь, после этой виртуальной прогулки вы хоть отчасти испытали такие же чувства, какие я неделю назад.

На прощанье бросим еще раз взгляд на улицы Морозовского городка

Ну вот и все. Спасибо всем, сопровождавшим нас в этой прогулке

Эпиграф - «Какие вам корпуса понастроили!» (с)

1. Тверь - очень любопытный город. Возможно, кому-то он показался ясным и понятным с первого посещения и никаких вопросов впоследствии не вызвал. О себе я такого не могу сказать. Каждый раз Тверь удивляет.

Один из самых близких облцентров к Москве с традиционно хорошей транспортной связью по железной дороге (сейчас хоть до Солнечногорска платная автомобильная трасса есть, а раньше проезд Химок/поворот на Шереметьево/Зеленоград/Солнечногорск через центр, мог «на колесах» занимать полдня).

2. Ныне в Твери не только останавливаются некоторые «Сапсаны» (в пути от Москвы всего лишь час, летят как пули со скоростью за 200 км/ч, стоят примерно тысячу рублей), но и традиционные электрички все больше заменяются «Ласточками» (в пути два часа, 130 км/ч, с пятью остановками, стоят около 500 рублей).

В общем, этот город посетить легко, и многие бывали в нем не единожды. Я тоже. А до самого интересного архитектурного места в городе я, так получается, добрался только в нынешний визит. Я говорю о квартале зданий между проспектом Калинина и железной дорогой, который имеет много названий - «Морозовский городок» или «Морозовский казармы» , «двор Пролетарки» или даже просто «Пролетарка» .

3. Официальные вывески несколько невнятны. Бывает такой вариант...

4. А бывает и такой.

Что это за место и почему оно так поразительно? Ответ сокрыт в истории (как впрочем и всегда).

В 1856 году юный российский частный капитал дозрел до мануфактур. То есть грамотно организованных крупных предприятий, массово выпускающих товар одного профиля. Для Твери правильным (как показала история) выбором оказалась мануфактура ткацкая - поскольку одежда очень ходовой и всем нужный товар. Кроме того, в это же время правительством (и лично Императором) был великолепно решен вопрос логистики - через город прошла железная дорога.

Вот возле нее и начали строить сначала фабрику, а потом и все необходимое для ее функционирования. Владельцы - купцы Морозовы - среди прочих «кровопийц» выделились постройкой для своих рабочих специальных «казарм» . Слова «общежитие» тогда еще не знали, но, в общем, это именно они и были. Жилье - соцпакет работающих на «Товарищество Тверской мануфактуры бумажных изделий» (таково было официальное название предприятия).

Для конца XIX века такая забота о своих рабочих была в большую диковину. С другой стороны, если на предприятии в 1898 г. 7,5 тысяч рабочих, в 1904 - 9 тысяч, а в 1915 - 14 тысяч, надо было же их где-то селить?

Современные историки пишут вот что: «Конечно, не надо идеализировать условия работы на текстильном предприятии в конце XIX- начале XX века. Иван Абрамович Морозов разработал детальную систему штрафов за неповиновение, опоздания, плохое качество продукции и т.д. Широко применялся тяжёлый детский труд, на производстве работали даже восьмилетние девочки. Иезуитски выглядел разорванный распорядок рабочего дня: женщины трудились утром и вечером, а мужчины - днём и ночью. Муж и жена, таким образом, почти не виделись, что отрицательно влияло на климат в семье, а дети редко видели родителей вместе и росли без должного ухода. При этом Иван Абрамович ещё и обвинял мать в том, что она своей филантропией избаловала рабочих» .
http://www.tztver.ru/articles/detail/82

Сами фабрики построили, как вы понимаете, в первую очередь, а вот «казармы» возводили уже позже - основной массив в 1899-1900 годах, но были крупные достройки и в 1910, и в 1914.

На этом с историей закончим и посмотрим, что же представляет этот «городок» ныне.

5. Я сделал вот такую простую схему, чтоб было от чего отталкиваться в рассказе.

6. Итак, чуть выше цифры 1 вы видите проспект Калинина и автобусную/троллейбусную (но уже к сожалению не трамвайную) остановку, которая просто и безыскусно называется «Пролетарка» .

7. Там рядом еще есть площадь с диковатым на нынешний слух названием «Имени Договора тысяч» , но нам нужно просто перейти проспект Калинина. Ориентир - вот на этот дом.

8. Это самая новая часть городка, три четырехэтажных «дома для служащих» 1914 года. Построены для «чистой публики» (ИТР) и от пролетариата на максимальное возможное расстояние отдалены.

9. Постройки в неплохом состоянии, но атмосферу места уже начинаешь чувствовать.

10. Подъезд.

11. Рядом пристроен еще один дом, архитекторы которого пытались скопировать стиль А. Э. Эрихсона, К. В. Терского, В. Назарова и А. Федорова - дореволюционных проектировщиков и строителей.

Ничего у них не вышло, здание 1994 года торчит как памятник уже совсем другой эпохе.

Цифры 2 и 3 на моей схеме - это промышленные предприятия. Только они уже не только мануфактурой занимаются сейчас.

12. Ограничимся фото проходной.

13. Старый и Новый Морозовский городок разделяет река Тьмака . Вид с моста атмосферы промышленного угара только добавляет.

14. Странно было бы если и сюда бы не влезло что-то торгово-офисное. Оно и влезло.

Нам надо зайти за это здание. Все самое интересное начинается как раз за ним.

15. Цифра 6 - длинное здание заводоуправления по левую сторону дороги.

16. Состояние - сами видите. Номинально вроде бы сейчас оно принадлежит Витаминному заводу.

17. Цифра 4 на схеме - центральный сквер городка . Кстати, на современных картах это место никакого названия не имеет вообще.

18. В нем сокрыто немало интересного. Во первых памятник Ленину в виде палочки.

19. Пролетарцы, кстати, надписали доску очень добрым графиити - «жил-жив».

20. Тут же и не совсем понятного сюжета скульптура с двумя девочками.

21. Столбы под фонари не царские, конечно, но как бы не сталинские.

22. Современной в этом сквере является лишь детская площадка с муниципально-дуралейской надписью на ней.

Да, в этом жилом комплексе капиталисты попытались предусмотреть все - свои магазины, больница, роддом, аптека, обсерватория (! - я ее еще покажу), театр, школа, пожарное депо и черти чего еще (весь комплекс - более пятидесяти(!) строений). Окружен городок был натуральной кирпичной стеной с двумя проезжими воротами. «Архипелаг Пролетарка».

24. Сейчас это не театр, а спортивный комплекс.

25. Бывшая школа (1899 г.).

Ныне же здание носит совсем уж несусветное именование - «Тверская Епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя св. Тихона Задонского ». Как и положено сейчас, вся территория окружена решеткой. Здесь это смотрится чужеродно.

27. С первого взгляда так и не разберешь - они вообще жилые?

28. Есть получше.

29. Здание 1893 года, например.

30. Но здесь живут!

31. Хотя подъезды запирать не принято. Надо бы, но не принято.

Поэтому среди местных и приезжих хипстеров принято таскаться еще и по корридорам казарм в поисках наиболее шокирующих кадров.

32. Но зачем для этого заходить внутрь?

33. Совсем незачем. Атмосфера просто давит.

35. Внутренний двор «казармы для семейных» (1900 год, на схеме обозначена цифрой 7).

36. Вид сзади.

Кстати именно в этом доме родился и некоторое время жил самый известный уроженец современной Твери Михаил Круг.

37. Очень оптимистическую музыку, скажу я вам, он исполнял для родившегося в таком месте.

У него даже песня есть «Морозовский городок».

«Пролетарские дворы детства
Общежитием давно стали,
Там по меркам нынешним тесно,
Но мы жили там, так всех знали.
Мысль о прошлом теребит душу,
Я в окно, где жил, смотрю с грустью:
Кто-то лифчики свои сушит,
Да из форточки несет дустом».

Если раньше я никак не относился к творчеству Михаила Воробьева, то теперь вынужден сказать, что он достиг максимума возможного (хотя и в странном жанре). Из этих дворов выше не прыгнешь.

38. И опять неясно - ныне дом жилой или не жилой? Некоторые оконные рамы заложены, некоторые - просто вынесены.

39. Видите обсерваторию сверху? Первая обсерватория города вообще. У рабочих.

40. И с другой стороны.

41. Еще какие-то штуки наверху.

42. Казарменный кот.

43. Самым крупным зданием всего комплекса является отдельно стоящая казарма «Париж» (1910 год, на схеме цифра 8).

44. Это НЕЧТО, в объектив целиком не влезает.

45. Этажей вроде всего пять, но потолки там такой высоты, что и современная девятиэтажка будет пониже.

46. Незаурядная архитектурная работа, «дом-корабль» практически.

47. Модерн!

48. Очень величественно и подавляюще.

49. Напоминает здание Электрозавода в Москве (если бы в нем по прихоти судьбы стали жить люди).

50. Бросим последний взгляд.

51. Хочу сказать, что впечатление это место производит очень большое. Кажется, что ты попал в сказку, только в страшную. Я не очень тонко чувствующий человек, на находится здесь тяжело и кажется, что ты попал в какой-то безнадежно унылый роман Горького о тяжелой рабочей доле.

52. Но при этом здесь до сих пор проживают сотни людей.

53. Тверские власти знают, что это достопримечательность. Только что с ней делать? Куда выселять? Кому в Твери нужны такие площади под офисы (даже если найдутся деньги на реконструкцию)?

23 мая, 2013

Зона - это… очень сложная система… ловушек, что ли.. и все они смертельны! Не знаю, что здесь происходит в отсутствие человека, но стоит тут появиться людям, как все здесь приходит в движение.. Бывшие ловушки исчезают - появляются новые. Безопасные места становятся непроходимыми, и путь делается то простым и лёгким, то запутывается до невозможности! Это - Зона. Может даже показаться, что она капризна, но в каждый момент она такова, какой мы её сами сделали… своим состоянием. Не скрою, были случаи, когда людям приходилось возвращаться с полдороги, не солоно хлебавши. Были и такие, которые… гибли у самого порога Комнаты. Но все, что здесь происходит, зависит не от Зоны, а от нас! - «Ста́лкер»
И опять я возвращаюсь туда, в то место, которое манит, своей "красотой" апокалипсиса и безысходности жизни..
Тверь, Морозовские казармы, Двор Пролетарки, будущее не настало..

Тверь, Морозовские казармы, Двор Пролетарки, 2013 год, фото сделаны этой весной.. но сейчас там всё тоже самое..

Тверь, Морозовские казармы, Двор Пролетарки, жить в этом «историческом комплексе» для людей, с каждым днём становится всё опаснее. Постоянные протечки крыши затопляют квартиры, обрушение стен, грибок на стенах, жуткий запах гнили в жилых помещениях, туман от зловонных испарений, затопленные подвалы и это лишь часть тех «достопримечательностей» в которых, вот уже какой год живут люди. И с каждым годом эта страшная ситуация продолжает ухудшаться.

И если раньше, Двор Пролетарки был вдохновением для многих фотографов и живописцев, которые старались запечатлеть весь этот колорит в своих произведениях, то теперь, наверное, это место больше похоже на «зону отчуждения» из фильма «Ста́лкер» Андрея Тарковского, со всеми страхами, ужасами и неожиданностями что могут ожидать «путешественника» в это опасное место.

Тверь, Морозовские казармы, Двор Пролетарки, Бывшая обсерватория

Вот уже в какой раз жители Морозовских казарм требуют от властей города пересилить их в нормальное жильё с человеческими условиями, постоянные жалобы, письма гнева во все структуры власти и даже митинги и пикеты не приносят не какого результата. Каждый год, одни обещания, сменяется власть, приходят новые депутаты, но ситуация в Морозовских казармах так и остаётся плачевной. Единственное что предлагают людям на данный момент это переселение в почти такие же ветхие комнаты в соседние здания Двора Пролетарки. Но люди не хотят менять «шило на мыло» и лишь некоторые, в спешке, как будто убегая от чего-то страшного, побросав свои старые вещи, переехали в другие комнаты, не намного улучшив свои жилищные условия.

вид с бывшей обсерватории на Тверь и Морозовский городок.

Справочно -
Двор Пролетарки (Морозовский городок, Морозовские казармы) - историко-архитектурный комплекс общественных, промышленных и хозяйственных зданий, построенных для «Товарищества Тверской мануфактуры» в 1856 - 1913 годах.

Создание Морозовского городка стало важным этапом в развитии градостроительства в Твери, и одной из первых попыток создания микрорайона в России. Городок занимает участок между р. Тьмакой и железной дорогой в Затьмацкой части города. Застройка квартала началась в 1856 году со строительства фабрики «Тверской мануфактуры». Вместе с развитием фабрики началось строительство жилья для рабочих, общественных и хозяйственных сооружения. В 1910 году его территория была расширена к северу от Тьмаки, до нынешнего проспекта Калинина. Старый участок предназначался для рабочих, а новый - для инженеров и служащих. На самому берегу Тьмаки был построен корпус прядильной фабрики, перед южным фасадом которой была организована центральная площадь. Внутри микрорайон разделен главной улицей (поперечная ось), протянувшейся с севера на юг, на две неравные части. Восточная была застроена зданиями общественного характера: больница, Народный театр, магазины, полицейское отделение, библиотека. Западная часть была застроена общежитиями для рабочих - казармами. По периметру городок был окружен стеной, имевшей двое врат.

Над планировкой квартала в разное время работали архитекторы А. Э. Эрихсон, К. В. Терский, В. Назаров, А. Федоров и др. Внешние фасады оформлены в переходном, от неоготики к модерну, стиле. При строительстве широко применялись металлические конструкции (профилированное железо, прокат), железобетонные конструкции прогонов, перемычек и перекрытий.

Комплекс включает более 50 зданий. Наиболее характерными из них являются центральный казарменный корпус, замыкающий перспективу главной улицы (так наз. казарма «Париж», он же - «Дом построенный Саввой Морозовым»), и Народный театр.

та самая обрушившиеся стена

Вы к нам, опять снимать? Ну, проходите раз пришли. Мы уж давно привыкли, что на нас, как на экспонаты ходят смотреть, - вот уже в который раз говорит одна их жительниц Морозовского городка.

Постоянно протечки крыши, приходится ведра выносить с водой почти каждый час, а пару дней назад, на кухне отвалился огромный кусок потолка, хорошо что детская коляска соседки стояла в метре от этого ужаса, а то придавило бы ребятёнка её. Грязь и мусор! Он у нас тут везде, и никто не знает откуда он только берётся - рассказывает Наталья, показывая все эти ужасы.


Пока толпы гастарбайтеров убивают и насилуют русских женщин и не дают работать на стройках и мести улицы русским породистым мужикам , в 160-ти км от Москвы у Лидии Васильевны случилась беда. Наша редакция совместно с seg_o сразу же поехала разбираться, что случилось. Живет Лидия Васильевна в казарма «Париж», самом большом и оригинальном здании "Морозовского Городка" , в Твери. Морозовский городок, это комплекс зданий, построенных в начале века, являются памятником архитектуры (непризнанным).

В этом прекрасном здании с готическими аркбутанами, возведенным в 1910-е году по проекту архитектора В.К. Терского и живет Лидия Васильевна. Живет она на последнем этаже.

В этом посте выявилось больше количество "образованных белых людей", специально для них, хочу заметить, что в "Париже" живут только русские и образованные люди, ни одного "черного животного" там нет. К сожалению, многие белые жители этого дома не обременены интеллектом, они используют лестницу как пепельницу, бьют стекла, поджигают двери и почтовые ящики.

Лидия Васильевна со своими подружками.

Подниматься на пятый этаж в 73 года очень тяжело.

Еще тяжелее для Лидии Васильевны жить в квартире в соседстве с грибком и плесенью. У нее астма, из-за того, что течет крыша, жить в такой квартире ей очень сложно.

Мэр города, глава администрации и многие депутаты неоднократно посещали эти места и обещали починить крышу. Как это часто бывает, после подсчета голосов на выборах обещания сразу забывались.

Тем временем дом разрушается, крыша течет, а Владимир Иванович ничего не делает.

Кровать в самой сухой комнате, здесь живет и кошка.

По возможности все окна открыты, чтобы хоть немного проветрить помещение.

Лидии Васильевны будет очень приятно, если о ее проблеме узнает как можно больше людей, а администрация города и партия, наконец, выполнят свои обещания. Ну, вы знаете, что делать с ссылкой на этот пост;).

А я сюда приеду осенью, надеюсь крышу починят.

В Твери, на окраине Затьмачья сохранился уникальный микрорайон конца XIX - начала XX веков, прозванный в народе "Морозовским городком" , тверским "Парижем", Пролетаркой. Его строительство шло параллельно с расширением текстильного производства на мануфактуре Морозовых, куда съезжались в поисках заработков крестьяне из бедных плодородной землей окрестных деревень.

У «Морозовского городка» были предшественники. Еще раньше, в 1853 году, московские купцы Каулин и Залогин построили текстильную фабрику, перешедшую затем Павлу Васильевичу Бергу. Сохранилась фотография Каулинской фабрики (или Рождественская мануфактура, названная так по расположенному поблизости Христорождественскому монастырю), сделанная Прокудиным-Горским в 1910 году:

При Берге, помимо реконструкции фабричных корпусов, строились жилые казармы для рабочих. Так, к началу XX века окончательно сформировался огромный фабричный комплекс - "городок фабрики Берга" или «Казармы Берга» . Сейчас от городка сохранился комплекс из трех жилых казарм и бань, но самое главное - уцелело здание фабрики, и фабрика действующая.

Казармы Берга (ул. Спартака, 43 и 44)

Так здание фабрики выглядит на Яндекс Картах. Можно сравнить этот снимок с фото Прокудина-Горского:

Еще до Морозова в 1858 году московские купцы Сидор Шибаев, Викул Митюшин и Василий Брызгалов получили в аренду на 50 лет 21 десятину земли на правом берегу реки Тьмаки, где начали строительство семь фабричных зданий: бумагопрядильного, самоткацкого, ситценабивного, красильного, суконного, шелкового и чугунолитейного. Вскоре единственным пайщиком текстильного предприятия становится Савва Васильевич Морозов (не путать с его внуком, Саввой Тимофеевичем Морозовым, который дружил с Горьким и помогал революционерам). Савва Васильевич - бывший крепостной крестьянин, выкупивший себя и сыновей в 1821 году, и, обладая особым секретом окраски тканей, а также незначительным первоначальным капиталом, к концу 1850-х годов стал крупным промышленником, сумевшим создать фамильную текстильную империю.

Право руководить строительством бумагопрядильной и самоткацкой фабрик он передаем своим сыновьям - Абраму и Тимофею. Через год было закончено сооружение первой очереди пятиэтажного корпуса фабрики с котельной и выпущена первая партия миткаля. Здание это сохранилось до наших дней, но сейчас здесь расположен торговый центр "Морозовский" и швейная фабрика "Тверь".

При внуках Саввы Васильевича - Абраме и Давиде Абрамовичах Тверская мануфактура продолжала расти за счет увеличения прядильного и ткацкого отделов, а также постройки новой отделочной фабрики. В это же время началось и возведение первых капитальных казарм для рабочих. После кончины Абрама Абрамовича, с 1883 по 1892 годы во главе правления товарищества встала его супруга Варвара Алексеевна, дочь известного текстильного фабриканта А.И. Хлудова. Именно по её инициативе для рабочих и служащих фабрики "Тверская мануфактура" был построен "Морозовский городок". Так он выглядит сейчас на Яндекс Картах

Проект городка был разработан архитектором Константином Викторовичем Терским, за который он был награжден серебряной медалью архитектурной выставки в Париже как лучшее жилье для рабочих. К началу XX века "Морозовские казармы", при строительстве которых применялись прогрессивные на то время материалы - металлические и железобетонные конструкции, представляли собой замкнутый, обнесенный стеной двор с домами для инженеров и казармами для рабочих. Над планировкой квартала в разное время, помимо Терского, работали архитекторы Эрихсон, Назаров и Федоров.

В конце 1900-х годов вся территория "Морозовского городка" окружалась оградой, в которой с трех сторон (на севере, юге и востоке) были устроены охраняемые и запиравшиеся на ночь ворота. От ограды ничего не осталось, а вот южные ворота в стиле модерн по-прежнему стоят напротив дома №70. Близко подойти к ним сложно, т.к. сейчас они находятся на территории действующего предприятия.

Зато к дому №70 во дворе Пролетарки - жемчужине тверского "Парижа" - вход сводный. Казарма "Париж" появилась в городке одной из последней, в 1910-е годы, когда большинство зданий комплекса уже стояли на своих местах.

Для строительства жилых казарм из красного кирпича архитекторы выбрали стиль модерн. Особенно эффектно выглядят торцевые фасады с остекленными лестничными клетками.

"Париж" и сейчас заселен, но если в 1910-е годы это было добротное жилье для рабочих мануфактуры, после бесхозных 1990-х, когда фабрика прекратила свое существование и сюда стали перебираться граждане соседних республик, "Морозовские казармы" быстро обветшали, спустя несколько лет без порядка и ремонта, превратились в настоящие трущобы. Рассказывают, что еще до войны не только в комнатах, но и в огромных общих коридорах намывали полы и стелили коврики. Сейчас в подъездах можно увидеть кучи бытового мусора прямо на подоконниках. Люди мечтают отсюда выбраться, переселиться подальше, но а пока не прочь вытряхнуть свое мусорное ведро прямо в подъезде. "Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах".

Сохранившиеся чугунные балясины и ступеньки 1910-х годов:

1890-е - 1900-е годы - время, когда были возведены не только основные многоэтажные жилые казармы для рабочих, но и новые административные и общественные здания. Всего на территории городка насчитывалось более 80 хозяйственных построек разных типов: коровники, птичники, прачечные, продуктовые склады, конюшни, сараи для карет и экипажей, кузница. Были на территории "Морозовского городка" свои почтово-телеграфная станция, пожарное депо, амбулатория, комплекс больницы с часовней, кухней и прачечной, приют для сирот, ясли, богадельня, библиотека, школа, мануфактурная и фабричная лавки.

Звучит фантастически, но в "казармах для семейных" были устроены обсерватории. То, что от них осталось, можно увидеть и сейчас - небольшие округлые строения на крыше.

В те ж годы был разбит общественный сад с прудом и стоящие по их сторонам Народный театр, главная фабричная контора, фабричные лавки, хлебопекарня и училище. Большая часть зданий, не считая часовни, которая была разрушена одной из первых, в той или иной степени сохранились. К примеру, если от складов остались лишь зияющие пустотой каменные коробки, то в здании Народного театра сейчас бассейн и туда приходят дети из района Пролетрки.

Кстати, дети "Морозовских ткачих" бесплатно получали трех-четырехлетнее образование. Да и с приходом советско власти вплоть до 1960-х годов в "Морозовском городке" были бесплатные кружки и секции, куда дети охотно приходили заниматься дети.

Будете в Твери, не игнорируйте этот "архитектурный артефакт". Прежде всего, потому что, не смотря на многолетнюю разруху, "Морозовский городок" остается особенным, впитавшим в свои краснокирпичные стены дух того времени, когда отдельные фамилии промышленников строили для своих рабочих на свои деньги современные микрорайоны. И было это чуть больше 100 лет назад.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!