Ударные и безударные гласные конспект занятия. Конспект занятия "безударная гласная"

Урок ОНЗ для учащихся 1 класса составлен по дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон, с использованием ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии.

Ученики на уроке выполняют пробное действие, сталкиваются с затруднением, ставят перед собой цель на уроке, определяют тему, выводят на основе наблюдений правило, работают в парах и самостоятельно, оценивают свои успехи. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Основные цели:

  • развивать умение выделять в словах ударный слог, распознавать ударные и безударные гласные;
  • создать условия для развития умений подбирать проверочные слова.

Дидактические материалы: учебник "Русский язык" Т. М. Адрианова, В.А. Илюхина (УМК "Планета знаний") - АСТ Астрель, Москва, 2015 год, интерактивное приложение к учебнику "Русский язык" 1 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, интерактивное дидактическое пособие "Супер-физкультминутка".

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Начать наш сегодняшний урок мне бы хотелось с вьетнамской пословицы. "Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, …". В этой пословице пропущено два слова. Вы сможете узнать эти слова, если выполните задание.

Задание:

Перед вами группа слов. (КОГТИ, ВОДА, УЧИШЬСЯ, МОЛЧИШЬ, МОРОСЯЩИЙ)
- Разделите слова на слоги. Если вы выделите ударные слоги и сложите их вместе, то узнаете, какие слова пропущены.
- Но сначала давайте вспомним. Какой слог называется ударным?
- Соберите слова. Что у вас получилось? (КОГ ДА У ЧИШЬ СЯ)

Прочтите пословицу полностью. ("Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься")
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если не будешь учиться, то ничего не узнаешь и не добьёшься успеха)
- А что значит учиться? (Чтобы узнать новое, надо понять, что ты не знаешь и постараться самому найти способ)
- Хотите сегодня получить новые знания?
- Я желаю вам удачи. Начинаем работу.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

С чего мы начинаем каждый наш урок? (С повторения знаний, которые нам необходимы для открытия нового)

Задание 1

ГРИБЫ ГРИБНОЙ ГРИБОЧЕК ГРИПП ГРИБНИК
- Какое слово в этом ряду лишнее? Почему? (Грипп, так как все остальные слова родственные)
- Почему вы так решили? (Они все по значению связаны с грибами и у них есть общая часть слова)
- Выделите корень в этих словах. (Корень ГРИБ)

Задание 2

Вставьте пропущенные буквы и запишите слова. Обозначьте в словах ударение.
З..΄..МЛИ Н..΄..РЫ Г..΄..РЫ В..΄..ЛНЫ

Проверьте правильность выполнения задания. (На сдоске появляется образец для самопроверки: земли, норы, горы, волны)
- У кого возникли трудности с выполнением? Почему вы все с лёгкостью справились с этим задание? (Потому что эти гласные стоят под ударением они в сильной позиции)

Задание 3
- Определите пропущенную букву в слове и покажите на веере с буквами Р…ГА

Выявление причины затруднения

Ваши мнения разошлись. Кто из вас может доказать свой выбор, то есть сослаться на известный вам всем эталон (правило)?
- Почему вы не смогли доказать? (Потому что мы ещё не изучали такое правило).
- С чем вы столкнулись? (Мы столкнулись с затруднением)

А как нужно относиться к затруднению? (Спокойно, не расстраиваться)
- Вспомните шаги учебной деятельности. Что нужно сделать, если столкнулся с затруднением? (Нужно остановиться и подумать, а потом самому найти способ решения)

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте вспомним, с каким заданием вы не смогли справиться? (Мы не смогли вставить гласную в корне слова РОГА)
- Почему вы не смогли вставить пропущенную букву? Ведь вы с лёгкость справились с таким же предыдущим заданием. Чем отличается гласная в этом слове? (Она находится не под ударением, а в предыдущем задании гласные были под ударением)
- Какую же цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне)
- Правильно. Значит, чему будет посвящён наш урок? Сформулируйте тему урока. (Ударные и безударные гласные)

Реализация построенного проекта

Давайте вместе разбираться. Прочитайте пары слов.
сте/на΄ - сте΄/ны
до/ма΄ - дом
зем/ля΄ - зе΄м/ли

Понаблюдайте за этими парами слов. Что в них изменилось? (Одно слово обозначает один предмет, а другое - несколько таких же предметов)
- Понаблюдайте, как звучат гласные в ударных и безударных слогах. Где произношение совпадает с написанием? (Произношение совпадает с написанием, если гласная стоит под ударением)

Как вы считаете, какое слово в каждой паре нужно проверять, а какое не требует проверки? (Слово, где гласная стоит не под ударением, требует проверки, так как произношение не совпадает с написанием и можно допустить ошибку. Слово, где гласная стоит под ударением не требует проверки)

Сделайте вывод, какое слово может быть использовано для проверки написания безударного гласного. (Надо изменить форму слова так, чтобы гласный был под ударением)
- Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило.
- Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод.

Физкультминутка

Первичное закрепление во внешней речи

Новое знание вы открыли, что же теперь нужно сделать? (Потренироваться)
- Я предлагаю вам потренироваться применять новое правило, выполнив следующее задание. Я буду вам читать стихотворение, а вы дополните недостающие слова.

Безударный - гласный слабый,
Плохо слышный и усталый,
Он не может нам сказать,

Какую букву написать.
Сильный звук - ударный гласный -
В каждом слове лишь один.
Слышен громко, четко, ясно.

Если вдруг, дружочек, слышишь
безударный гласный звук,
Будь внимательным, мой друг,
гласный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:
"сосна" — на "…" (сосны),
"вода" — на "…" (воды)
"дела" - на "…" (дело)
"трава" - на "…" (травы)
Ударение в корне слышим -
Смело гласную … (напишем).

Кто допустил ошибки? Ребята, кто торопился и не думал прежде, чем ответить? Вы сможете потренироваться применять новое знание, выполнив ещё одно задание. Но теперь не спешите, будьте внимательны.

Помогите нашему мышонку спуститься с горы. Найдите для каждого слова проверочное. (Далее выполняется упражнение из электронного приложения к учебнику)

слоны΄ сло΄н
сосна΄ стре΄лы
стрела΄ ря΄д
письмо΄ со΄сны
ряды΄ пле΄чи
плечо΄ пи΄сьма

Каким правилом вы пользовались, выполняя это задание? (Мы находили форму слова, где безударная гласная становится ударной).

Самостоятельная работа с самопроверкой

Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый из вас проверил свои знания. Выполните упражнение № 2. Спишите, текст, вставляя пропущенные буквы.

Проверим правильность выполнения самостоятельной работы.
(Проводится фронтальная проверка)
- У кого есть ошибка, то поставьте на полях рядом с заданием "?", если ошибок не было поставьте знак "+".

Включение в систему знаний

Подумайте и скажите, чем вам поможет новое знание, которое вы открыли сегодня на уроке? (Мы сможем писать грамотно и не допускать ошибок)
- На каких уроках вам может пригодиться это знание? (На всех)
- А в каких случаях эти знания вам ещё могут пригодиться? Только ли в учебной деятельности вам могут пригодиться эти знания? (Дети приводят свои примеры)

Давайте проверим, кто уже может грамотно писать. Спишите из упражнения № 5 предложение, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в этих словах знаки ударения и подчеркните слова с безударными гласными, которые надо проверить. Не забудьте проверить их.

1 ряд списывает первое предложение, 2 ряд - второе, 3 ряд - третье. Работать будете в парах. Прежде, чем записать, обсудите выбор буквы (После выполнения проводится проверка по образцу).

Рефлексия

Пришла пора завершить нашу работу. О чём мы сегодня говорили на уроке? (Тема нашего урока "Безударные и ударные гласные гласные")
- Какое новое знание вы открыли о безударных гласных? (Мы узнали, как правильно писать слова с безударными гласными)
- Настало время оценить свою работу на уроке. Откройте свой личный еженедельник первоклассника и найдите сегодняшний урок. Если вы поняли тему урока и можете рассказать о новом знании другим, у вас не было ошибок при выполнении самостоятельной работы, то закрасьте кружок напротив нашего урока зелёным цветом.

Встали мы у парт все ровно,

Всё отлично? Все здоровы? (ответы детей).

Тихо сели, спинки прямо.

Глазки смотрят на меня.

Мы начнём урок, друзья!

Ребята, а какой у нас сейчас урок? (ответы детей).

Правильно урок письма и развития речи, а так как на этом уроке нужно много писать, для начала мы с вами разомнём наши пальчики.

    РАЗМИНКА ПЕРЕД ПИСЬМОМ

Прежде чем начать писать выполним разминку.

    Завели мотор машины (вращение кулаков).

    Покажем как работает наше сердце

(сжимание кулака).

    1,2,3,4,5 (сжимание пальцев).

    Пальчики ушли спать (наклоны кулачков).

    Пальчики проснулись (выброс пальчиков

из кулаков).

Разминку провели. Теперь наши пальчики будут замечательными нам помощниками.

III . Минутка чистописания.

Коррекционное упражнение «Исключение лишнего».

Прочитайте буквы.

Какая из них «лишняя»?

а, у, о, к, и, е

(«лишняя» буква к , так как она согласная, остальные – гласные).

Давайте напишем букву к. Внимание на доску. Сначала проследим за правильным написанием буквы К заглавной,

затем к строчной.

IV . Введение в тему.

Ребята, попробуйте сами определить тему урока. Для этого назовите предметы, изображенные на картинках.

Как назвать одним словом. Кто это?


Учитель переворачивает картинки. На обратной стороне картинок записана тема:

и безударные


Как называются гласные, на которые падает ударение? (Ударные гласные).

Как называются остальные гласные?

(Безударные).

V . Словарная работа.

Чтобы нам отправиться в путешествие необходимо пройти по тропинке словарных слов и ответить на вопросы. Внимание на доску. Сейчас будут появляться рисунки, а вы запишите их название в тетрадь. Записать слова через запятую.

Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

Какие слова написали с большой буквы?

Вы любите путешествовать, ребята?

Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Будем продолжать учиться писать слова с ударными и безударными гласными. Подарите друг другу

добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Что за сказка ждёт нас в гости? Угадайте!

VI . Физминутка.

Для глаз – презентация

VII . Закрепление знаний

1. Отгадывание загадок. Запись отгадок.

Посреди густого леса

Нет ни дома, ни навеса,

А в берлоге тесно ведь,

Вот и спит зимой … (Медведь)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (Белка)

Поставьте в словах знак ударения, подчеркните безударные гласные.

2. Запись под диктовку.

На костре варится уха. У зайца два длинных уха.

Найдите слова, которые различаются ударением. Назовите в них безударные гласные.


3. Упражнение 12 стр. 80.

Списать слова, поставить знак ударения, подчеркнуть безударные гласные.

I уровень II уровень

3 строчки 2 строчки

4. Игра «Вставь пропущенную букву».

Презентация

(На экране слово с пропущенной буквой)

Вставь пропущенную букву. Определи ударная или безударная?

V . Домашнее задание.

Повторить правило стр. 80,

упр. 16 стр. 81.

I уровень II уровень 5 предложений 3 предложения

Тема: Безударные гласные. (3 класс)

Цели занятия: закрепление знаний по теме «Безударные гласные» путем выполнения проверочных заданий;

Обучение подбору проверочных слов;

обогащение словарного запаса;

уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи;

развитие внимания, мышления.

Оборудование: тетради, цветные ручки, карточки с индивидуальными заданиями, кроссворд, мяч.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Тренировать детей в подборе проверочных слов: (перекидывая мяч)
  1. Вставить безударную гласную в корне слова, подобрав проверочное слово. (Работа у доски)
  1. Отметить в словах ударную гласную, проверить обе безударные:

Полоса – (полосы – полоска)

Говорят – (говор – разговор)

Колоски – (колос – колосья)

Молодой – (молодец – молоденький)

Голодал – (голод – голодный)

Терпеливый – (терпит - терпение)

Молоток – (молот - молотит)

5. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Кошка точит коготки», «Пианино».

  1. Отгадать загадки. Слова – отгадки записать на доске. Записывают ученики.
  • Горит столб,

А дыму нет. (свеча)

  • Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут –

Я всё терплю и всем

Добром плачу. (Земля)

  • Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

  • По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт. (Волна)

7. Запомнить написание слов. Логопед записывает на доске, а дети в тетрадях.

  • Бежит, гудит в два глаза глядит,

А станет, ярко красный глазок глядит (Автомобиль)

  • Из края города в другой,

Ходит домик под дугой. (Трамвай)

  • На припёке у пеньков

Много тонких стебельков

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк

Пригибаем стебельки

Собираем огоньки. (Ягоды)

  • В поле родился, на заводе варился,

В стакане растворился (Сахар)

8. Физминутка

Образец: нора – норы; слоны – слон.

В поле мы видели норы сусликов. Н_ра лисы больше. Слон очень силён. Сл_ны живут ст_дами. Пастух гонит стадо в с_ло. Сельские жители вст_ют рано. Встану я на заре. Сова – н_чная птица. Всю ночь шумел ливень. Дежурные пол_вают цветы.

10. Дидактическая игра «Четвёртое лишнее». Подчеркнуть четвёртое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне слова. Дети работают в группах.

11. Кроссворд. Развитие мышления, внимания. Вписать названия всех предметов в клеточки кроссворда, подбирая проверочные слова.

1). Снежинка, 2). Свеча, 3) Пчела, 4) Трава, 5) Вяжет.

Урок письма и развития речи во 2 классе

Учитель Погорельчук Наталья Леонидовна

Конспект по теме:

«Гласные ударные и безударные»

Тема: Гласные ударные и безударные.

Цель: Формирование умения определять место ударения в словах.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать умения находить в словах ударный и безударный гласный.Закреплять умения делить слова на слоги,правильно оформлять предложения на письме.

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение распознавать ударный и безударный слоги в слове.

Развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки. Развивать основные навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти, развивать мышление, как анализ синтез, обобщение, классификация. Развитие зрительно – моторной координации, формирование навыков учебной деятельности: усидчивости, умение понимать и принимать инструкцию.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.

Тип урока: Закрепление материала.

Место урока в структуре по теме: данная тема изучается в разделе «Звуки и буквы»

Основные понятия: слог, ударение, предложение.

Ход урока

I . Орг. момент

У: -Что такое?

Что случилось?

Почему звенит звонок?

Д: -Мы готовы, стол в порядке

Начинается урок.

Какой у нас урок? (Письмо и развитие речи)

Для того чтобы писать красиво подготовим наши руки и пальчики

II . Физ. Минутка для мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка

Это пальчик я, Вместе дружная семья!

Запись числа и классной работы.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

III . Мин. чистописания.

На доске написаны буквы:

Внимательно посмотрите на доску.

Скажите, что записано на доске? (Буквы)

Прочтите их.

Скажите, какую букву вы будете писать сегодня на минутке чистописания? В этом ряду она «лишняя». («Ш»)

Объясните, почему она лишняя? (Обозначает согласный звук)

Сегодня вы будете писать букву «Ш»

На что похожа эта буква?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул-

И буква Ш!

Е.Тарлапан

Из каких элементов состоит строчная буква «ш»? Сколько их?

Давайте пропишем букву в воздухе под счет.

Запишите строчку буквы «ш».

IV. Закрепление знаний о слоге.

Из чего состоят слова?

Как узнать, сколько в слове слогов?

Сколько слогов бывает в слове?

1.Упражнение в классификации слов.

Коллективная работа.

На доске три схемы слов.

Обратите внимание на доску.

Что обозначает каждая схема слова? (В слове один слог, два слога, три слога).

На доске картинки домашних животных.

К каждой схеме подобрать названия домашних животных и записать. (Работа в тетрадях).

Например: кот, конь, баран,

кролик, собака, корова

Учащиеся доказывают, почему картинку отнесли к той или иной схеме.

Как определить количество слогов в слове?

Сейчас поиграем в игру «Молчанка»

2. Игра «Молчанка»

Задание .

Вам надо определить количество слогов в словах и показать соответствующую цифру.

У каждого ученика карточка с цифрами 1, 2, 3. Учитель читает слово, ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

утка енот

дятел носорог

аист индюк

V . Постановка темы урока.

3.Составление из букв слова.

Слова взяты из игры «Молчанка».

Из первых букв каждого слова собрать новое слово.

Какое слово получилось?

Как вы думаете, что на уроке будем закреплять?

VI . Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим учиться находить ударный слог и выделять безударные гласные.

VII . Закрепление знаний об ударных и безударных гласных .

Как называется гласная, на которую падает ударение?

Как произносится ударный слог?

Слог произносится и слышится чётко, громко, протяжно, с большей силой голоса.

Как называется слог, на который не падает ударение?

VIII . Физ. минутка.

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Продолжение работы по теме.

Игра «Кто быстрее?» Работа в парах.

На парте у вас конверт с картинками. Сейчас поиграем в игру «Кто быстрее».

Мальчики выбирают картинки с ударением на первый слог, девочки – на второй слог.

Картинки: заяц, лиса, белка, медведь

В названиях, каких животных ударение падает на первый слог? Записать.

В названиях, каких животных ударение падает на второй слог? Записать.

В следующем задании вам необходимо определить верно или неверно поставлено ударение. Игра так и называется

Игра «Верно – неверно».

Ход игры. Учитель показывает напечатанное слово с правильной или неправильной постановкой ударения, учащиеся произносят это слово, выделяя голосом указанный ударный слог, и говорит, верно или неверно отмечено ударение. Если ударение поставлено неправильно, слово произносится ещё раз с нужным ударением и исправляется ошибка.

скворцы, сова, ласточка, грачи, дятел

Записать слова, в которых допущены ошибки в постановке ударения.

В написанных словах поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

XI . Работа с предложения.

Работа с текстом.

На доске текст.

В лесу осень. Птицы ищут корм. Звери спрятались от холода. Берегите лес!

Я читаю текст, а вы определите количество предложений.

Сколько предложений в тексте?

Как пишется начало предложения?

Какой знак необходимо поставить в конце предложения?

Задание.

Мальчики списывают предложение о птицах, девочки о зверях.

В первых словах предложения поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

XII . Итог урока.

На какой звук падает ударение?

Как называется слог, на который падает ударение?

Как называется слог, на который не падает ударение?

Сколько в слоге гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдём,

Громче всех произнесём.

Д/З 97 стр. 48.

Выставление оценок.

Основные цели:

  • развивать умение выделять в словах ударный слог, распознавать ударные и безударные гласные;
  • создать условия для развития умений подбирать проверочные слова.

Дидактические материалы: учебник «Русский язык» Т.М. Адрианова, В.А. Илюхина (УМК «Планета знаний») - АСТ Астрель, Москва, 2015 год, интерактивное приложение к учебнику «Русский язык» 1 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, интерактивное дидактическое пособие «Супер-физкультминутка» (автор Д. Тарасов, руководитель проекта «VIDEOUROKI.NET»

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска «SMART Notebook»

Краткая аннотация к работе: урок ОНЗ для учащихся 1 класса составлен по дидактической системе деятельностного метода Л.Г.Петерсон, с использованием ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Ученики на уроке выполняют пробное действие, сталкиваются с затруднением, ставят перед собой цель на уроке, определяют тему, выводят на основе наблюдений правило, работают в парах и самостоятельно, оценивают свои успехи. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Начать наш сегодняшний урок мне бы хотелось с вьетнамской пословицы.

«Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, …» В этой пословице пропущено два слова. Вы сможете узнать эти слова, если выполните задание.

Перед вами группа слов.

КОГТИ, ВОДА, УЧИШЬСЯ, МОЛЧИШЬ, МОРОСЯЩИЙ

Разделите слова на слоги. Если вы выделите ударные слоги и сложите их вместе, то узнаете, какие слова пропущены.

Но сначала давайте вспомним. Какой слог называется ударным?

Соберите слова. Что у вас получилось? (КОГ ДА У ЧИШЬ СЯ)

Прочтите пословицу полностью. («Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься»)

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если не будешь учиться, то ничего не узнаешь и не добьёшься успеха)

А что значит учиться? (Чтобы узнать новое, надо понять, что ты не знаешь и постараться самому найти способ)

Хотите сегодня получить новые знания?

Я желаю вам удачи. Начинаем работу.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

С чего мы начинаем каждый наш урок? (С повторения знаний, которые нам необходимы для открытия нового)

Задание 1

ГРИБЫ ГРИБНОЙ ГРИБОЧЕК ГРИПП ГРИБНИК

Какое слово в этом ряду лишнее? Почему? (Грипп, так как все остальные слова родственные)

Почему вы так решили? (Они все по значению связаны с грибами и у них есть общая часть слова)

Выделите корень в этих словах. (Корень ГРИБ)

Задание 2

Вставьте пропущенные буквы и запишите слова. Обозначьте в словах ударение.

З..΄ ..МЛИ Н..΄ ..РЫ Г..΄ ..РЫ В..΄ ..ЛНЫ

Проверьте правильность выполнения задания. (На сдоске появляется образец для самопроверки: земли, норы, горы, волны)

У кого возникли трудности с выполнением? Почему вы все с лёгкостью справились с этим задание? (Потому что эти гласные стоят под ударением они в сильной позиции)

Задание 3

Определите пропущенную букву в слове и покажите на веере с буквами

  1. Выявление причины затруднения

Ваши мнения разошлись. Кто из вас может доказать свой выбор, то есть сослаться на известный вам всем эталон (правило)?

Почему вы не смогли доказать? (Потому что мы ещё не изучали такое правило).

С чем вы столкнулись? (Мы столкнулись с затруднением)

А как нужно относиться к затруднению? (Спокойно, не расстраиваться)

Вспомните шаги учебной деятельности. Что нужно сделать, если столкнулся с затруднением? (Нужно остановиться и подумать, а потом самому найти способ решения)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте вспомним, с каким заданием вы не смогли справиться? (Мы не смогли вставить гласную в корне слова РОГА)

Почему вы не смогли вставить пропущенную букву? Ведь вы с лёгкость справились с таким же предыдущим заданием. Чем отличается гласная в этом слове? (Она находится не под ударением, а в предыдущем задании гласные были под ударением)

Какую же цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне)

Правильно. Значит, чему будет посвящён наш урок? Сформулируйте тему урока. (Ударные и безударные гласные)

  1. Реализация построенного проекта

Давайте вместе разбираться. Прочитайте пары слов.

сте/на΄ - сте΄/ны

до/ма΄ - дом

зем/ля΄ - зе΄м/ли

Понаблюдайте за этими парами слов. Что в них изменилось? (Одно слово обозначает один предмет, а другое – несколько таких же предметов)

Понаблюдайте, как звучат гласные в ударных и безударных слогах. Где произношение совпадает с написанием? (Произношение совпадает с написанием, если гласная стоит под ударением)

Как вы считаете, какое слово в каждой паре нужно проверять, а какое не требует проверки? (Слово, где гласная стоит не под ударением, требует проверки, так как произношение не совпадает с написанием и можно допустить ошибку. Слово, где гласная стоит под ударением не требует проверки)

Сделайте вывод, какое слово может быть использовано для проверки написания безударного гласного. (Надо изменить форму слова так, чтобы гласный был под ударением)

Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило.

Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод.

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Новое знание вы открыли, что же теперь нужно сделать? (Потренироваться)

Я предлагаю вам потренироваться применять новое правило, выполнив следующее задание. Я буду вам читать стихотворение, а вы дополните недостающие слова.

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – ударный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Если вдруг, дружочек, слышишь

безударный гласный звук,

Будь внимательным, мой друг,

гласный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

«сосна» - на «…» (сосны),

«вода» - на «…» (воды)

«дела» - на «…» (дело)

«трава» - на «…» (травы)

Ударение в корне слышим –

Смело гласную … (напишем).

Кто допустил ошибки? Ребята, кто торопился и не думал прежде, чем ответить? Вы сможете потренироваться применять новое знание, выполнив ещё одно задание. Но теперь не спешите, будьте внимательны.

Помогите нашему мышонку спуститься с горы. Найдите для каждого слова проверочное.

слоны΄ сло΄н

сосна΄ стре΄лы

стрела΄ ря΄д

письмо΄ со΄сны

ряды΄ пле΄чи

плечо΄ пи΄сьма

Каким правилом вы пользовались, выполняя это задание? (Мы находили форму слова, где безударная гласная становится ударной).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый из вас проверил свои знания.

Выполните упражнение №2. Спишите, текст, вставляя пропущенные буквы.

Проверим правильность выполнения самостоятельной работы.

(Проводится фронтальная проверка)

У кого есть ошибка, то поставьте на полях рядом с заданием «?», если ошибок не было поставьте знак «+»

  1. Включение в систему знаний

Подумайте и скажите, чем вам поможет новое знание, которое вы открыли сегодня на уроке? (Мы сможем писать грамотно и не допускать ошибок)

На каких уроках вам может пригодиться это знание? (На всех)

А в каких случаях эти знания вам ещё могут пригодиться? Только ли в учебной деятельности вам могут пригодиться эти знания? (Дети приводят свои примеры)

Давайте проверим, кто уже может грамотно писать.

Спишите из упражнения №5 предложение, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в этих словах знаки ударения и подчеркните слова с безударными гласными, которые надо проверить. Не забудьте проверить их.

1 ряд списывает первое предложение, 2 ряд – второе, 3 ряд – третье. Работать будете в парах. Прежде, чем записать, обсудите выбор буквы.

(После выполнения проводится проверка по образцу).

  1. Рефлексия деятельности на уроке

- Пришла пора завершить нашу работу. О чём мы сегодня говорили на уроке? (Тема нашего урока «Безударные и ударные гласные гласные»)

Какое новое знание вы открыли о безударных гласных? (Мы узнали, как правильно писать слова с безударными гласными)

Настало время оценить свою работу на уроке. Откройте свой личный еженедельник первоклассника и найдите сегодняшний урок. Если вы поняли тему урока и можете рассказать о новом знании другим, у вас не было ошибок при выполнении самостоятельной работы, то закрасьте кружок напротив нашего урока зелёным цветом.

Если вы не поняли тему урока и у вас были ошибки при выполнении самостоятельной работы – красным цветом. Если у вас остались вопросы или вы допустили ошибки в самостоятельной работе – жёлтым цветом.

Поднимите руки, кто закрасил зелёным цветом.

А кто жёлтым? Почему вы закрасили жёлтым цветом?

Кто красным? Почему?

Молодцы те, кто честно оценил свою работу и не побоялся признаться в ошибках. Главное – честно оценить свою работу, чтобы понимать, что вам ещё нужно сделать для улучшения своего результата.

Спасибо за урок. Завтра мы продолжим тренироваться правильно обозначать буквой безударные гласные звуки при письме и вы обязательно добьётесь успеха. Пожелайте друг другу удачи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!