Урок климат внутренние воды южной америки. «Климат и внутренние воды Южной Америки

Транскрипт

1 Задачи: Тема урока: «Климат и внутренние воды Южной Америки» 1. Сформировать у учащихся представление о климате Южной Америки и основных факторах, его сформировавших, рассмотреть особенности климатических поясов, их распределение по материку. Изучить особенности внутренних вод материка. 2. Развивать умение работать с картой, климатограммами, устанавливать причинно-следственные связи. 3. Воспитание личностных качеств: внимательности, активности, уверенности. Тип урока: урок формирования новых знаний Форма урока: урок-исследование Виды учебной деятельности: работа с картами (физической, тематической), в тетради, со схемами, диаграммами, учебником. Оборудование: учебный диск «География 7 класс», физическая карта Южной Америки, атласы, тетради. I. Организационный момент. План II. Проверка знаний о рельефе Ю. Америки III. Изучение нового материала. 1. Ю. Америка-самый влажный материк Земли Климатические пояса Климатообразующие факторы 2. Внутренние воды Реки Озера Подземные воды IV. Обобщение и закрепление. V. Домашнее задание: параграф 33, Практическая работа «Описание реки по плану» стр. 345, на к/к отметить внутренние воды.

2 Ход урока: I. Организационный момент. Наш урок будет проходить в форме исследования материка Юж. Америка. Исследовать мы будем не комплексно весь материк, а затрагиваем изучение климата и внутренних вод, но для этого вам понадобятся знания, которые вы уже получили, изучая предшествующие темы. Давайте вспомним тему прошлого урока: рельеф и полезные ископаемые Юж. Америки. II. Проверка знаний. Материк Юж. Америка. Диктор Задания на проверку знаний: 1.Что можно сказать о рельефе Юж. Америки? Докажите это. 2. Назовите крупные формы рельефа? Рельеф. Диктор. 3. Назовите самое высокое место на материке.(6960м) Задания на проверку понимания причинно-следственных связей: 4. Объясните различия в рельефе запада и востока материка. Практика, задание 2 5. Что находится в прогибах платформы? (низменности) Амазонская низменность 6. Что находится в приподнятых участках платформы? (плоскогорья) Рельеф. 7. Назовите причину образования гор Анд на материке. 8. Почему вдоль западного побережья Тихого океана находится глубоководный желоб? Как называются желоба? (Перуанский, Чилийский) См. физ карту мира 9. Докажите, что Анды это молодые горы. 10. Какими полезными ископаемыми богат материк? Полезные ископаемые 11. Какие стихийные бедствия, связанные с тектоническим строением, можно наблюдать на материке?(землетрясения, вулканизм) Практика, задание 4 III. Изучение нового материала. 1. Ю. Америка - самый влажный материк Земли.

3 Давайте исследуем климат материка и назовем причины (факторы) формирования климата. Климат. Работа с атласами: 1. В каких климатических поясах расположен материк? 2. Назовите основные и переходные климатические пояса. 3. Дать характеристику каждому климатическому поясу. Рассмотреть климатограммы 4. Назовите причины формирования климата. географическая широта факторы течения рельеф господствующие ветры 5. Какое влияние оказывает рельеф на климат Юж. Америки? 6. Почему вдоль западного склона Анд выпадает мало осадков, несмотря на близость океана? 7. Назовите пустыню, образовавшуюся в результате влияния холодного океанического течения?(атакама) 8. Назовите господствующие ветры. (Пассаты, западные ветры умеренных широт) 9. Почему высокогорный климат Анд чрезвычайно разнообразен? У экватора у подножия гор экваториальный климат, а на вершинах лежат снега и ледники? (высотная поясность) 10. Какие стихийные бедствия, связанные с климатом, можно наблюдать в Юж. Америке?(наводнения, засухи) 2.Внутренние воды Наше исследование Юж. Америки продолжается. Знакомимся с внутренними водами материка реками и озерами. Внутренние воды 1.Назовите самые крупные речные системы. 2.К бассейну, какого океана они относятся? Исследуем Амазонку: 3 Почему Амазонка самая полноводная река в мире? Почему полноводна в течении всего года?(в экваториальном поясе) 4. Назовите правые притоки Амазонки.(Мадейра, Тапажос) 5. Какой реке Амазонка уступает по длине, но опережает по полноводности?(нил)

4 6. Объясните, почему вдоль течения Амазонки мало городов? (затопления на десятки и даже сотни км.)! Площадь бассейна Амазонки= площади Австралии. Исследуем Парану: 1. Почему в отличии от Амазонки река имеет бурное половодье и резкий зимний спад воды?(в ТП и СТП) 2. Амазонка равнинная река. А Парана? Почему же на ней имеются водопады и пороги? (Бразильское плоскогорье) 3. Назовите самый крупный водопад. (Игуасу) рис.86 стр. 153 учеб. С языка индейцев название означает «большая вода». На реке Игуасу раскинулось около трехсот водопадов, разделенных скалистыми островками, покрытыми густым лесом. Пышность растительности гармонически сочетается с суровой красотой грохочущих вод. Самые внушительные из водопадов достигают 80- метровой высоты. И Аргентина и Бразилия создали национальные парки вблизи водопада, чтобы сохранить эту живописную местность в неприкосновенности. Исследуем Ориноко: 1. В какой части материка протекает? 2. По какой местности протекает? 3. Почему река делает крутой изгиб? (Гвианское плоскогорье) 4. Какой водопад находится на реке? (Анхель) 5. Какой известностью он пользуется? (самый высокий в мире) 6. Как вы объясните факт «река равнинная, и самый высокий водопад» (приток, где расположен водопад находится на Гвианском плоскогорье) На Гвианском плоскогорье царство гор, глубоких ущелий, бурных рек и водопадов дикая, не освоенная человеком территория. Недаром Конан Дойл, описывая «Затерянный мир», поместил его именнов этот уголок земного шара. В 1935 году англичанин Анхель отправился на разведку этих диких мест. Пролетая он увидел ниспадающий. Словно из облаков, мощный поток воды высотой около км. Этот самый высокий водопад мира американцы называют «восьмым чудом света». Сходство. 1. Назовите черты сходства 3-х рек. Равнинные Впадают в Атлантический океан Полноводны, разливы Дождевое питание

5 Различия. По длине Направление течения Полноводностью Наличием водопадов (Ориноко, Парана) Исследуя материк назовите озера. Крупных озер мало. Выделим два: Титикака самое высокогорное, 304 м глубина Маракайбо (на севере) 250 м Вода озера Титикака слегка соленая, но пригодная для питья. Температура озера в центре постоянная около 11С, а у берегов в ночное время прибрежные участки покрываются льдом. Название на языке индейцев означает «свинцовая скала». В тихую погоду озеро поражает неподвижностью зеркальной поверхности. Но на озере случаются настоящие бури, когда волны опрокидывают рыбачьи лодки индейцев. По берегам озера живет племя уру. Кроме рек и озер, чем богата еще Юж. Америка? (подземными водами) IV. Обобщение и закрепление. Сегодня на уроке мы свами провели исследование климата и внутренних вод материка. 1. Существует ли связь между климатом и внутренними водами? Докажите. 2. Справедлив ли афоризм «реки зеркало климата» Самый влажный материк 3. Почему Юж. Америка самый влажный материк? 4. Назовите климатообразующие факторы. 5. Для какого климатического пояса характерны два сезона: сухой и влажный (субэкваториального) 6. Объясните причину образования пустыни Атакама, несмотря на близость океана? (холодное Чилийское течение) 7. Почему на побережье Атлантического океана городов гораздо больше, чем на побережье Тихого? Назовите не менее 3 причин (рельф, климат, внутренние воды, течения) 8. Какие климатические факторы создали уникальные условия природного комплекса Амазонии? (экваториальный пояс, равнинный рельеф, господствующие ветры пассаты, географ. широта) 9. Где снеговая линия будет проходить выше: в тропическом или умеренном поясе? 10. Какие опасные явления, связанные с климатом и внутренними водами, могут происходить на материке?


Опрос по теме «Климат Южной Америки» 1). Назовите факторы, влияющие на климат материка (не менее 5) ГП, влияние океанов, постоянные ветры, течения, рельеф 2). На большую часть территории Южной Америки

Тема: «Внутренние воды Южной Америки». 7 класс. 16.02.2015 Цель урока: сформировать представление об особенностях внутренних вод материка Южная Америка. Задачи урока: 1.Образовательные: изучить крупнейшие

Календарно тематический план Тема раздела, урока Кол-во Сроки п/п часов Введение 3 Что изучает физическая география материков. Материки и части света. 2 Практическая работа: Обучение приемам работы с источниками

ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ для итоговой аттестации учащихся 7 класса I Вариант 1. Если в основании территории находится малоподвижная структура (платформа), то рельеф будет: а) равнинный; б) горный. 2. Литосфера

Урок 34. Население Южной Америки. Современная политическая карта Есть о чём подумать Назовите основные зональные ландшафты Южной Америки и расскажите, какие природные факторы влияют на условия жизни населения

Географии 7 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором одного

Итоговое тестирование по географии за 7 класс 1 вариант 1. Поверхность всего земного шара составляет (млн. км²) а) 310 б) 510 в) 610 2. Какой масштаб карт мельче? а) 1:1 000 000 б) 1:200 000 в) 1:10 000

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 7 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ПРИРОДА ЗЕМЛИ»

Календарно-тематическое планирование Физическая география. Материки и океаны. 7 класс Название темы урока Содержание темы Характеристика видов учебной деятельности Дата п/п план факт примечание Раздел

План характеристики гор 1. Географическое положение. 2. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 3. Протяженность хребтов (км). 4. Преобладающая высота. 5. Наибольшая высота (координаты вершины).

Закономерности размещения рельефа и полезных ископаемых мира МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 7 класс Учитель: Ю. В. Остроухова ТЕМА Знать Уметь Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения

П/п География. Материки и океаны. 7 класс. 68 часов, 2 урока в неделю. Программа по географии, автор Е.М. Домагацикх Название раздела и темы Тема урока Практическая работа Термины и понятия Дом. задание

Урок 27. Поверхностные воды. Реки Есть о чём подумать Ознакомьтесь с картиной Н. К. Рериха «Заморские гос ти» (Ресурс 1). Почему древние славяне придавали своим кораблям облик живых существ? Расскажите

Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе (17часов, 0,5часа в неделю) на 1-ое полугодие Коринская В.А, Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов» Тема урока даты Практическа

Тема 6. Южные материки Урок 25. Африка: географическое положение, особенности природы материка, природные районы Есть о чём подумать Географическое положение материка важная часть его географической характеристики,

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ГИДРОСФЕРА

Экзаменационные билеты по географии материков и океанов (7 класс): Билет 1. 1. Географическая карта: значение, виды карт, способы изображения основного содержания карты. 2. Евразия: географическое положение,

Обобщение материала по теме «Южная Америка» Цели урока 1) Образовательные: 1. Выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. 2.Обобщить знания и представления учащихся о материке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: Приложение к приказу На заседании МС на педагогическом совете МБОУ «Школа 10» От «23»

2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: -называть методы изучения Земли; -называть основные результаты выдающихся географических

I. Требования к уровню подготовки учащихся.оценивать и прогнозировать: - по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; - изменение климатов Земли; - оценивать природные

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В результате изучения предмета на базовом уровне ученик должен: объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков океанов, 7 класс М.: Дрофа,2013 2014-2015 учебный год урока Раздел Тема урока Количество часов

7 класс. Закономерности природы. Материки и страны. 1. Установите соответствие между материками и их географическим положением: 1. Евразия А) северные материки 2. Африка 3. Южная Америка Б) южные материки

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ

Календарно-тематическое планирование по географии. С использованием учебника Душиной И.В., Коринской В.А., Щенева В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2009 год урока 1

Спецификация диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для 7-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 16 марта 2016 года с целью

Согласовано: Руководитель МО учителей естественнонаучных дисциплин и математики / Ильчук Н.В. Утверждаю: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе / Позднякова А.В. Приказ 169 т 31 августа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии в 7 классе составлена в соответствии с: федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования

Рабочая программа по географии 6 класс. Пояснение Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17.12.2010г.

Тематическая диагностическая работа по ГЕОГРАФИИ по теме «Геосферы Земли» 19 декабря 2014 года 7 класс Вариант ГГ70101 (45 минут) Район. Город (населённый пункт). Школа Класс Фамилия. Имя. Отчество География.

Инструкция по выполнению заданий тестового раунда На выполнение заданий тестового раунда отводится 45 минут. Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Если задание не удается

Тема урока: Климат 6 класс Учитель географии МОУ Лицей г. Истры Берлянская М.В. Тип урока: урок формирования умений и навыков Планируемые образовательные результаты: Предметные: Обучающиеся смогут дать

Школьный тур олимпиады по географии 8 класс ВОПРОСЫ 19 ноября 2013 Имя и фамилия ученика Класс Школа Учитель географии 1. Проанализируй климатические и агроклиматические карты Атласа Эстонии. Выяви связь

География материков и океанов 7 класс 68 часов, 2 часа в неделю Учебник: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. М. «Дрофа», 2015 рекомендован Министерством образования и науки РФ Тематическое планирование:

Промежуточная аттестация по географии 6 класс Вариант 1 1. Какие географические координаты имеет точка А на карте? a) 66 с.ш. 50 в.д. b) 40 с.ш. 40 в.д. c) 40 ю.ш. 66 з.д. d) 66 ю.ш. 50 з.д. 2. Какая из

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ. -Федеральный государственный образовательный

МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 5 класс Модуль 2 тема: «Геосферы Земли» Учитель: Юлия Владимировна Остроухова Раздел ТЕМА Знать Уметь Литосфера Слои «твёрдой» Земли. Строение земной коры Атмосфера Вулканы

Билеты по географии 9 класс Билет 1 1.Формы, размеры, движение Земли и их географические следствия. 2. На территории Азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИЯ, 7 КЛАСС, 2013 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка Используемые программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География

«Рассмотрено» на педагогическом совете. Протокол 1 от «29» августа 2014 «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ 39» г. Калуги Н.Я. Савутькова Приказ 46/01-05 от «29» августа 2014 г. Тематическое планирование по

Демо-версия итоговой промежуточной аттестации по географии 7 класс Вариант 1 1.Как называется материк, по территории которого протекают реки Меконг и Иравади? 1.Южная Америка 2.Австралия 2.В каком океане

График практической части рабочей программы Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) Практические работы 2 3 3 3 Пояснительная

Контрольно-методический срез по географии 6 класс 1 «Река и ее части» (оптимальный вариант) 1. Как называется место впадения реки в море, озеро? - исток - русло - устье 2. Как называется место, где начинается

Итоговая контрольная работа по географии за 1 полугодие 7 класс Часть I Выберите 1 верный вариант ответа Вариант 1 1. Назовите исследователя, которому первому удалось найти морской путь в Индию вдоль побережья

Школьный тур всероссийской олимпиады школьников по географии 8 класс Задание 1. Задание включает 15 вопросов. К каждому из них предложены варианты ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

Проверка и контроль знаний при изучении тем «Атмосфера», «Гидросфера». 6 класс Готовый урок З. В. Лебедь Оценивание учебных достижений учеников неотъемлемая и важная составляющая учебного процесса. Оценка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Программа ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 класс (70 ч, 2 ч в неделю) К учебнику: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. М.: Дрофа,

Основное содержание Введение Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное

Типовые планы описания материков. 7 класс. geoschool1.ru План описания физикогеографического положения материка 1 Название материка и его размеры. 2 Расположение материка относительно а) экватора б) тропиков

Тема урока: «Озера» Цель: дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер. Оборудование: физическая карта России, почвенная карта с границей вечной мерзлоты, таблицы: озера.

Демоверсия промежуточной аттестации по географии 7 класс. 1.Волна, образующаяся при землетрясении в океане: А) Тайфун Б) Цунами В) Смерч Г) Ураган Д) Бриз 2. Широты, в пределах которых образуется лёд на

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 Центрального района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ» для 7 классов (базовый уровень) всего 68

Природа Земли и человек 1) Какая из перечисленных горных пород по происхождению является магматической? 1) мрамор 2) известняк 3) песчаник 4) гранит 4 2) Вулканическое происхождение имеют(-ет) 1) остров

1. Где земная кора имеет наибольшую толщину? 1) На Западно-Сибирской равнине; 2) В Гималаях; 3) На дне океана; 4) В Амазонской низменности. 2. Сейсмические пояса Земли образуются: 1) На границах столкновения

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6» г.о. ТРОИЦК «Утверждаю» «Утверждаю» Согласовано РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС УЧИТЕЛЯ БУСЛЕНКО ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ 204 205 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка

Тестовый раунд 1. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция: а) испанская б) португальская в) английская г) российская 2. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет: а) 0 0 б) 33,5

В.А. Коринская, И.В. Душина; О.В. Крылова; Т.П. Герасимова; Д.П. Финаров ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС 1 ВАРИАНТ Часть А К каждому заданию части А дано четыре ответа, из которых только один верный.

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Фундаментального ядра содержания общего

Южная Америка, превышая по площади только Антарктиду и Австралию, по общему объему стока (7500 км 3) превосходит все остальные материки, кроме Евразии, а по средней толщи­не слоя стока (417 мм) занимает первое место на Земле.

Формированию густой, хорошо развитой речной сети Южной Америки благоприятствуют климатические условия, история развития и рельеф материка. Большая часть Южной Америки с мезозоя представляла собой сушу. Это определяет древность водной сети на значительной части материка. Для рельефа Южной Америки характерны крупные контрасты высот и со­седство величайших низменных равнин с высокогорными хреб­тами, что создает благоприятные условия для формирования больших и сложных речных систем.

Главный водораздел материка находится в Андах, но не всегда совпадает с наиболее высокими хребтами. Большая часть стока с материка направлена в Атлантический океан, в него текут крупнейшие реки Южной Америки. Бассейну Тихого океана принадлежат только сравнительно небольшие водотоки, берущие начало в западной части Анд.

Главный источник питания рек Южной Америки - дожде­вые осадки. Ледниковое питание имеет значение только на юге Анд; роль снегового ничтожна.

В связи с ограниченным распространением в Южной Амери­ке засушливых территорий области, лишенные периферичес­кого стока, занимают лишь небольшую часть ее поверхности. Это южные районы Гран-Чако, внутренние плоскогорья Анд, впадина Атакамы и центральные участки Тихоокеанского побережья.

Гидрологический режим большей части рек Южной Аме­рики определяется количеством дождевых осадков и резко вы­раженной сезонностью их выпадения. Только для приэквато­риальных районов и крайнего юго-запада характерен режим, определяемый равномерным выпадением осадков.

Крупнейшая река Южной Америки - Амазонка. Большая часть ее бассейна лежит к югу от экватора. Площадь бас­сейна реки свыше 7 млн. км 2 , длина ее от главного истока 6400 км. Расход воды Амазонки в несколько раз превышает расход всех крупнейших рек мира. Он равен в среднем 220 тыс м 3 /с. Средний годовой сток Амазонки в нижнем течении (7000 км 3) составляет большую часть стока всей Юж­ной Америки и 15% стока всех рек Земли.

Главный исток Амазонки - река Мараньон - начинается в Андах на высоте 4840 м. Только после слияния с первым крупным притоком - Укаяли - в пределах равнины река получает название Амазонка.

Амазонка собирает свой многочисленные притоки (более 500) со склонов Анд, Бразильского и Гвианского нагорий. Многие из них по длине превышают 1500 км. Наиболее многочисленные и крупные притоки Амазонки - реки южного полушария. Самый большой левый приток ее - Риу-Негру (2300 км), самый большой правый и вообще крупнейший приток Амазонки - Мадейра (3200 км).

Часть притоков, размывая глинистые породы, имеет очень мутную воду («белые» реки), другие обладают прозрачной водой, темной от растворенных органических веществ («чер­ные» реки).

Ширина русла Амазонки после слияния Мараньона и Укая­ли равна 1-2 км, но вниз по течению она быстро возрастает. У Манауса она доходит уже до 5 км, в нижнем течении расши­ряется до 20 км, а в устье ширина главного русла Амазонки вместе с многочисленными островами во время разлива дости­гает 80 км. В западной части низменности Амазонка течет почти на уровне берегов, фактически не имея сформировав­шейся долины. К востоку долина реки глубоко врезается в поверхность и представляет резкий контраст с водораздель­ными пространствами.

Примерно в 350 км от Атлантического океана начинается дельта Амазонки. Несмотря на древний возраст, она не выдви­нулась в океан за пределы коренных берегов. Хотя река и вы­носит огромные массы твердого материала (в среднем 1 млрд. т в год), процессу нарастания дельты препятствуют деятельность приливов и отливов, влияние течений, а также опускание побережья.

В нижнем течении Амазонки большое влияние на ее режим и формирование берегов оказывают приливы и отливы При­ливная волна проникает вверх по течению более чем на 1000 км, двигаясь в низовьях стеной высотой 1,5-5 м. Эта волна мчит­ся против течения с огромной скоростью, вызывая сильное вол­нение на песчаных отмелях и банках и разрушая берега. У местного населения это явление известно под названием «поророка» и «амазуну».

Амазонка в течение всего года полноводна. Дважды в год уровень воды в реке поднимается на значительную высоту. Эти максимумы связаны с дождливыми периодами северного и юж­ного полушарий. Наибольший расход на Амазонке бывает после периода дождей в южном полушарии (в мае), когда основную массу воды несут ее правые притоки. Река выходит из берегов и в среднем течении затопляет огромную территорию, создавая как бы гигантское внутреннее озеро. Потом наступает период постепенного снижения расхода воды, река входит в берега. Наименьший уровень воды в реке - в августе и сен­тябре, затем наступает второй максимум, связанный с периодом летних дождей северного полушария. На Амазонке он прояв­ляется с некоторым запозданием, примерно в ноябре. Этот ноябрьский максимум значительно уступает майскому. В ниж­нем течении реки два максимума постепенно сливаются в один.

До города Манауса Амазонка доступна для крупных судов. Суда с довольно глубокой осадкой могут проникать даже до Икитоса (Перу). Но в нижнем течении из-за приливов, обилия наносов и островов судоходство затруднено. Более глубок и Доступен для океанских судов южный рукав - Рио-Пара, имеющий общее устье с рекой Токантинс. На нем стоит круп­ный океанский порт Бразилии - Белен. Но этот рукав Амазон­ки сейчас связан с основным руслом только небольшими про­токами. Амазонка с притоками представляет собой систему внутренних путей сообщения общей протяженностью до 25 тыс. км.

Транспортное значение реки велико. В некоторых областях она долгое время была единственным путем, связывающим внутренние части Амазонской низменности с Атлантическим побережьем.

Реки бассейна Амазонки обладают большими запасами водной энергии. Многие притоки Амазонки при выходе на низ­менность пересекают крутые края Бразильского и Гвианского нагорий, образуя крупные водопады. Самый грандиозный из них - водопад Сан-Антонио на реке Мадейре. Но используются эти гидроресурсы пока еще очень слабо.

Вторая по величине речная система Южной Америки вклю­чает реку Парану с Парагваем и Уругвай, имеющий общее устье с Параной. Свое название (Ла-Платская) система полу­чила от одноименного гигантского эстуария Параны и Уруг­вая, достигающего 320 км в длину и 220 км в ширину в устьевой части. Площадь бассейна всей системы более 4 млн. км 2 , а длина Параны, по разным источникам, от 3300 до 4700 км.

Истоки Параны - Риу-Гранди и Паранаиба - лежат на Бразильском нагорье. Там же начинаются и многие другие реки системы. Все они в верхнем течении порожисты и обра­зуют несколько больших водопадов. Наиболее крупные водо­пады - Сети-Кедас (Гуайра) на Паране и Игуасу высотой 72 м на ее притоке того же названия. На них создана сеть гидростанций.

В нижнем течении Парана - типичная равнинная река. Главный максимум расхода наступает в мае в связи с летними дождями на Бразильском нагорье. Судоходное значение рек Ла-Платскрй системы и самой Ла-Платы очень велико.

Третья по величине река Южной Америки - Ориноко. Ее длина 2730 км, площадь бассейна - свыше 1 млн. км 2 . Ориноко берет начало на Гвианском нагорье. Ее исток был обнаружен и исследован французской экспедицией только в 1954 г.

Рекой Касикьяре Ориноко соединяется с притоком Амазонки Риу-Herpy, куда стекает часть воды верхней Ориноко. Это один из наиболее значительных примеров бифуркации рек на Земле.

При впадении в Атлантический океан река образует боль­шую дельту, длина которой достигает 200 км.

Уровень воды в Ориноко целиком зависит от дождевых осад­ков, которые выпадают в северной части ее бассейна летом (с мая по сентябрь). Максимум, наступающий на Ориноко в сен­тябре - октябре, бывает выражен очень резко. Разница между летним и зимним уровнем воды достигает 15 м.

Озера в Южной Америке немногочисленны. Основные гене­тические группы озер материка - тектонические, ледниковые, вулканические, лагунные. Небольшие ледниковые и вулкани­ческие озера есть в разных частях Анд. Наиболее крупные ледниковые и ледниково-тектонические озера сосредоточены на западе Южных Анд.

Самое крупное озеро материка - Титикака - расположено на Андийском плоскогорье на высоте более 3800 м, на грани­це между Перу и Боливией. Площадь его - 8300 км 2 , а мак­симальная глубина - 304 м. На берегах озера выражены тер­расы, свидетельствующие о неоднократном понижении его уровня. Озеро имеет сток в другое, более мелководное тек­тоническое озеро - Поопо. В связи с этим вода в озере Тити­кака пресная, а в Поопо сильно засолена.

На внутренних плато Анд и на равнине Гран-Чако много озер тектонического происхождения, мелководных бессточных и засоленных. Кроме того, распространены засоленные болота и солончаки (саларес).

Вдоль низменных берегов Атлантического океана и Кариб­ского моря есть большие озера-лагуны. Самая крупная из этих лагун находится на 1 севере, в обширной впадине между хреб­тами Анд. Она называется Маракайбо и соединена с Венесуэль­ским заливом. Площадь этой лагуны 16,3 км 2 , длина - 220 км. Вода в лагуне почти пресная, во время приливов, однако, соленость ее заметно увеличивается.

Лагуны, почти утратившие связь с Атлантическим океаном, расположены на юго-востоке материка. Наиболее крупные из них - Патус и Лагоа-Мирин

Климатообразующие факторы

КЛИМАТ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

ЛЕКЦИЯ 3

1. Климатообразующие факторы

2. Типы климата Южной Америки

3. Внутренние воды

Южная Америка находится по обе стороны от экватора, но основная ее часть лежит в южном полушарии. Самая широкая часть материка находится между экватором и южным тропиком, в субтропических и умеренных широтах лежит его суженная и расчлененная оконечность.

Географическое положение обусловило высокие суммы солнечной радиации почти на всей территории материка. Большая ее часть получает 120 – 160 ккал/см² (5 000-6 700 МДж/м²) в год, на крайнем юге эта величина снижается до 80 ккал/см² (3 300 МДж/м²). Радиационный баланс земной поверхности имеет отрицательное значение в зимнее время года только к югу от 45 ° ю.ш.

Важным фактором климатообразования в Южной Америке, как и в Северной является ее орография. Велико значение течений Атлантического и Тихого океанов у берегов материка. Гвианское и Бразильское течения создают у берегов Америки зимнюю положительную аномалию порядка 3 °С. Перуанское холодное течение снижает температуру в экваториальной зоне на 4 °С по сравнению со средней для этих широт.

Важнейший тип циркуляции атмосферы для большей части Южной Америки – пассатная циркуляция обоих полушарий. По западной периферии атлантических максимумов выносятся массы относительно влажного тропического воздуха.

Западная окраина материка на значительном протяжении подвержена воздействию восточной периферии Южно-Тихоокеанского максимума и связанных с ней южных и юго-западных ветров и пассатной инверсии.

Крайний юг материка испытывает воздействие западного переноса умеренных широт.

Южная Америка расположена основной своей частью в пределах экваториального, обоих субэкваториальных, южного тропического, субтропического и умеренного поясов.

1. Экваториальный климат включает почти всю Амазонскую низменность, прилегающие части Гвианского нагорья и низменности Ориноко. Для этого пояса характерны обильные осадки и равномерная высокая температура (+24, +28 °С) в течение всего года. Годовые суммы осадков колеблются от 1 500 до 2 500 мм, на склонах Анд и на Тихоокеанском побережьи возрастают до 5 000 – 7 000 мм в год.

2. Субэкваториальный пояс занимает Оринокскую низменность, побережье Карибского моря, значительную часть Гвианского нагорья и Гвианской низменности, южная часть Амазонской низменности и север Бразильского нагорья. Отличительная черта субэкваториального климата – сезонность распределении осадков. В южном полушарии период дождей длится с декабря по май, причем продолжительность его возрастает к экватору. На севере дождливый сезон продолжается с мая по декабрь.


3. Тропический климатический пояс входит только в южное полушарие, занимает восток и юго-восток Бразильского нагорья. Восточная часть региона характеризуется влажным климатом, благодаря пассатам, приносящим осадки в течение всего года с Атлантики. Внутри материка (равнина Гран-Чако) климат засушливый, с летним максимумом осадков и резко выраженным зимним периодом. Побережье Тихого океана между 5 и 30° ю.ш. лежит в области климата береговых пустынь и полупустынь. При высокой относительной влажности (89 %) осадков здесь выпадет очень мало.

4. Территория к югу от 30 °С ю.ш. входит в пределы субтропического климатического пояса. Юго-восток материка имеет равномерный влажный субтропический климат. Летом влагу приносят северо-восточные ветры муссонного характера, зимой осадки связаны с циклонической деятельностью по полярному фронту. Лето в этих районах – жаркая, зима – мягкая.

Для внутриматериковых районов субтропического пояса (Западная Пампа) характерен засушливый субтропический климат. Осадки выпадают преимущественно летом, имеют конвективное происхождение. Зимой температура может понижаться ниже 0 °С.

На Тихоокеанском побережьи климат с сухим прохладным летом и мягкой, дождливой зимой.

5. В умеренном поясе находится область Патагонии. Количество осадков на территории Патагонии не превышает 250 – 300 мм. Зимой бывают сильные холода в связи с проникновением холодного воздуха с юга. На крайнем юго-западе материка и на прибрежных островах климат умеренно теплый, океанический. Годовые сумы осадков везде превышают 2 000 мм.

Пространства способствуют формированию на материке больших и полноводных рек. Под влиянием влажных с Южная Америка получает в два раза больше осадков, чем в среднем вся суша Земли. Речной сток также почти в два раза превосходит аналогичные средние показатели по земному шару. На приходится 8% суши и 14% стока земного шара. Таким образом, Южная Америка богаче других материков водными ресурсами.

Среди рек материка особо выделяется — самая полноводная река земного шара и самая большая по площади бассейна (более 7 млн. км2). Длина Амазонки, если принять за исток р. Мараньон, составит 6437 км. Амазонка — вторая по длине река земного шара после . Однако в отличие от Нила у Амазонки множество притоков — свыше 500; 17 из них имеют длину от 2000 до 3500 км; более 100 — судоходны. Ширина русла Амазонки после слияния рек Мараньон и Укаяли составляет 1-2 км; у города Манауса достигает 5 км, в нижнем течении — 20 км; а в устье ширина главного русла Амазонки имеет 90 км при глубине 70 м. Река судоходна на большом протяжении. Океанские суда поднимаются вверх по реке примерно на 1700 км, до города Манауса.

Амазонка принимает притоки из северного и южного полушарий. Поскольку у правых притоков половодье наступает в октябре-марте, а у левых — в апреле-октябре, то Амазонка бывает полноводна в течение всего года. Максимальный разлив приходится на конец лета южного полушария (март-апрель), так как правые притоки крупнее и многоводнее, чем левые. В это время уровень в реке поднимается на 10-15 м и она затопляет огромные пространства. Средний годовой расход Амазонки — 5000 км 3 , что составляет большую часть стока всей Южной Америки и 15% стока всех рек земного шара.

И Ориноко также крупные и многоводные реки материка. В отличие от Амазонки они имеют ярко выраженную сезонность стока. Подъем уровня воды на этих реках приходится на летний сезон, а зимой они сильно мелеют. Реки и их притоки в верхнем течении протекают по склонам Бразильского и . Здесь они имеют много порогов и водопадов. На одном из притоков Ориноко (р.Чурун) находится самый высокий в мире — 1054 м. Грандиозен и пользуется большой известностью на одном из притоков реки Параны.

Южная Америка бедна озерами. Самое известное озеро материка — Титикака. Это самое большое из высокогорных озер мира. Оно расположено на высоте 3812 м над уровнем моря. Площадь озера — 8300 км2, максимальная глубина — 304 м.

Вдоль берегов Атлантического океана расположены большие озера — лагуны. Самое значительное из них — оз. Маракайбо, соединенное с Венесуэльским заливом . Многие лагуны утратили связь с океаном (например, оз. Патус).

Климат и внутренние воды Южной Америки.

Цели и задачи: закрепить знания учащихся об особенностях рельефа Южной Америки; формировать представления о природе материка: разнообразии климата, его влиянии на распределение внутренних вод; продолжать формирование умения работать с картами атласа и климатическими диаграммами.

Средства обучения: физическая карта Южной Америки, климатическая карта Южной Америки, шаблоны материка с отмеченными границами климатических поясов, атласы, мультимедийный проектор, компьютер

Тип урока - комбинированный

Ход урока:

    Оргмомент (на перемене раздать учащимся шаблоны материка, чтобы они их обвели на чистый лист в тетрадь)

    Проверка домашнего задания: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

1 задание Географический диктант (с краткими, точными ответами) - группе подготовленных учащихся. Главная особенность рельефа Южной Америки. (Горный запад и равнинный восток).

    Величайшая равнина мира, расположенная здесь. (Амазонская низменность).

    В какой части Анды имеют наибольшую ширину? (В центральной).

    Что такое Аконкагуа? (Самая высокая точка Анд).

    Почему Амазонскую низменность называют «болотом дьявола»? (Здесь выпадает много осадков, места эти низкие, топкие).

    Что означает слово «анды»? (Медь)

    Почему Анды располагаются на западе материка? (Тихоокеанская и Южноамериканская плиты столкнулись, на границе образовались горы).

    Почему Анды называют молодыми горами? (Горообразование не завершилось, здесь часты землетрясения, извержения вулканов).

    Что такое щит? (Выход твердого фундамента платформы на дневную поверхность)

    Какими полезными ископаемыми богаты равнины Южной Америки? (Нефть, газ, уголь, железные руды).

2 задание Номенклатура у карты (сильный ученик опрашивает слабого)

Бразильское плоскогорье

Анды

Аконкагуа

Ла-Платская низменность

Гвианское плоскогорье

Амазонская низменность

Оринокская низменность

пустыня Атакама

3 задание (опережающее)- одному сильному ученику написать на доске опорные слова, с помощью которых можно определить климат материка.

Оценить работу учащихся .

III . Изучение нового материала:

1. Работа с ЛОК «Климат Южной Америки» ( Беседа с учащимися, запись на контуре материка в тетради – заполнение ЛОК).

1) Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для определенной местности).

2) Чтобы дать характеристику климату Южной Америки, вспомните сначала климатообразующие факторы . (ГП, рельеф, течения, воздушные массы, близость морей и океанов).

3) Какие слова-опоры нам понадобятся для характеристики климата? (опережающее задание) – экватор, южный тропик, горы, равнины, течения, океаны, температура, осадки, ветер, климатические пояса

4) Отметьте на шаблоне экватор, южный тропик, течения, океаны.

5) По картам атласа давайте дадим характеристику климата каждого пояса (заполнение ЛОК)

Экваториальный и субэкваториальный пояс.

Какое положение имеет Южная Америка относительно экватора? ( положение в экваториальных широтах говорит о большом количестве тепла и влаги на данной территории).

Каковы климатические показатели в этих поясах?

*** (t января =+24 о С, t июля =+24 о С, О экв.пояс =3000мм, О субэкв.пояс =2000мм, Ю-З и С-В пассаты)

Тропический пояс

Будет ли климат внутри этого пояса одинаковым ? ( нет)

: В тропическом поясе Южной Америки находятся 2 климатические области – пустынная и влажная. Восточная часть подвержена влиянию воздушных масс с Атлантического океана, поэтому большую часть года погода влажная и жаркая: t января =+24 о С, t июля =+17…+19 о С, О=до 2000мм. Побережье Тихого океана и западные склоны Анд в тропическом поясе находятся под влиянием холодного Перуанского течения, воды которого охлаждая воздух, препятствуют выпадению осадков: t января =+13 о С, t июля =+20 о С, О=100мм. ***

Назовите холодную пустыню Южной Америки, расположенную в этом поясе . (Атакама)

Где мы уже встречали подобную пустыню ? ( пустыня Намиб в Африке).

Субтропический пояс

Какие климатические области выделяются в этом поясе? (средиземноморская, континентальная, с равномерным увлажнением)

Объяснение учителя по климатической карте: На востоке этого пояса климат влажный (t января =+20 0 С, t июля =+15 о С, О =2000мм). *** С продвижением в глубь материка он становится сухим (О = до 500 мм). На побережье Тихого океана климат субтропический средиземноморского типа с сухим жарким летом (t = +20 о ) и теплой влажной зимой (t = +10 о ). Западные ветры зимой приносят с океана обильные осадки более 1000 мм.

Умеренный пояс

Почему в Африке и Австралии нет, а в Южной Америке есть умеренный климатический пояс? ( из-за большой протяженности с севера на юг, из-за близости Антарктиды ).

Объяснение учителя по климатической карте : В умеренном поясе на юге климат особенно контрастен. На западе он умеренный морской с мягкой теплой зимой (t = +8 о С), прохладным влажным летом (t = 0 +10 о С, О= до 3000мм). *** В восточной части климат умеренно-континентальный с небольшим количеством осадков до 300 мм, t января =+15 о С, t июля =+15 о С, дуют западные ветры. Иногда летом случаются снежные метели – дыхание близкой Антарктиды.

Вывод: Южная Америка – самый влажный материк.

2. Работа с климатограммами в учебнике на стр.171-173: Используя ЛОК, определите типы климатов по климатограммам:

1. тропический влажный;

2.субтропический континентальный;

3. умеренный морской;

4. экваториальный;

5. субэкваториальный ;

6.тропический пустынный

3. Закрепление ЛОК: беседа по вопросам.

Чем отличается климат Южной Америки и Африки? (Южная Америка – самый влажный материк, а Африка – самый жаркий материк, в Африке нет умеренного пояса).

Как Анды повлияли на климат материка? (Они препятствуют прохождению воздушных масс с океанов).

Как влияют течения на климат? (Западное побережье, где проходит холодное течение, более сухое, чем восточное, где проходят теплые течения).

4. Сообщения учащихся об интересных водных объектах Южной Америки:

Амазонка- самая крупная река Южной Америки и самая полноводная река мира. Она образуется на территории Перу в результате слияния рек Укаяли и Мараньон, протекает по Амазонской низменности, лежащей на территории Бразилии, и впадает в Атлантический океан. Свое название река получила в честь воинствующего племени амазонок, которые якобы жили на ее берегах. Годовой сток Амазонки составляет 6937 км 3 , площадь бассейна – 6915 тыс. км 2 . Воды свои несет медленно, спокойно. В период дождей вода поднимается на 10-15 м. Река имеет 500 притоков, которые образуют густую речную сеть. По берегам Амазонки растут густые, непроходимые леса. В водах можно увидеть уникальное растение – викторию-регию, здесь обитает 2000 видов рыб, среди которых более известна хищная рыба пиранья и речной дельфин.

Анхель- самый высокий водопад в мире. Он находится на территории Венесуэлы, на Гвианском плоскогорье на маленькой речушке Чурун. Водопад был открыт только в ХХ веке, так как был скрыт плотной густой растительностью. Анхель- невероятно высокий – в километр!- упругий пенисто-белый водяной столб; тугая струя потока низвергается с плоскогорья в пропасть, на дне которой возрождается река Чуруми. Высота падения воды здесь настолько велика, что поток, не достигая дна пропасти, обращается в водяную пыль, которая оседает на камни дождем.

5. Самостоятельное чтение текста учебника «Внутренние воды», стр. 172-174.

Закрепление прочитанного: Игра «Загадочные квадраты» ( Угадайте слова и утверждения, зашифрованные в рисунках).

Водосборный бассейн Амазонки по площади равен величине территории Австралии.

Водопад Анхель

Ширина русла в среднем течении – 5км, в нижнем – 80км, а в устье до 320 км. Устье реки очищается от наносов морскими приливами и отливами на протяжении 1400км.

Река Парана впадает в залив Ла- Плата.

Озеро Титикака – самое высокогорное в мире. Оно расположено в кратере потухшего вулкана.



Озеро Маракайбо соединяется узким проливом с Карибским морем.

IV . Закрепление изученного материала.

Вопросы к учащимся:

Народная мудрость гласит: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде». Какая южноамериканская страна поступает наоборот? Почему? (Аргентина. «Ноги» расположены в пустынях Патагонии и на острове Огненная Земля, частично покрытых ледниками. «Тело» страны занято южноамериканской степью, а «голова» оказалась в дебрях тропического леса).

Назовите реки Южной Америки и Африки, сходные по водному режиму. Почему вы так думаете? (Амазонка и Конго, находясь на экваторе, несут много воды; Нигер, Замбези и Ориноко, Парана – меньше, т. к. они удалены от влажных экваториальных широт).

V . Домашнее задание:

1) § 42-43

2) На контурной карте Южной Америки отметить реки Амазонку (Мараньон и Укаяли), Ориноко, Парану; озера Титикака, Маракайбо; водопады Анхель и Игуасу.

3) Опережающие задания нескольким учащимся: подготовить короткие сообщения о животных Южной Америки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!