Уроки робототехники. Всё, что нужно знать

Шансы заработать в трейдинге увеличатся до 100%
Статистика показывает, что в трейдинге реально зарабатывающих трейдеров всего лишь 5-10%. После обучения шанс того что, вы будите зарабатывать на рынке повысится до 80%.

Меньше времени на трейдинг — Больше заработок!
Мы поможем Вам сделать так, чтобы торговля на бирже занимала пару часов в неделю, при этом принося доход в 10 раз больше чем сейчас.

Готовые торговые системы
Вам будут предоставлены готовые торговые системы и технологии в построении торговых роботов. А также несколько готовых прибыльных торговых систем.

Учим с нуля
Для того, чтобы создавать свои прибыльные торговые роботы, Вам не нужно знать язык программирования! Мы научим Вас создавать прибыльные торговые алгоритмы в несколько простых шагов!

Торговля роботами в ТСЛаб 2.0 или ручной трейдинг?!

Ручной трейдинг имеет один плюс — возможность проводить анализ рыночной ситуации, но даже это хорошо делать умеют далеко не все. В большинстве случаев у трейдеров нет даже четко прописанной торговой системы или не могут бороться со своими эмоциями.
Все эти недостатки помогают компенсировать роботизированные торговые системы. Вы можете очень качественно улучшить свою торговлю, дополнив ее проверенными торговыми роботами. При этом не обязательно прекращать торговать самому!

Ещё немного плюсов при торговле роботами

  • Ваши роботы смогут торговать десятки и даже сотни стратегий одновременно, что обеспечит вашему инвестиционному портфелю большую диверсификацию, а вам спокойствие!!!
  • Ваши торговые системы, благодаря тому, что их будут торговать роботы, станут намного эффективней, т.к. больше не будет пропусков сделок, в отличие от вас.
  • Вам больше не нужно будет просиживать возле монитора целыми днями. У вас появится больше свободного времени, которое вы можете провести с семьей.
  • Робот будет торговать за вас, не зная усталости, без эмоций, соответственно никогда не сможет попасть в тильт.

Можно ли совместить постоянную работу с трейдингом

Если вы работаете на постоянной работе или ведете свой бизнес, то автоматизация вашего трейдинга — единственный выход из этой ситуации. Достаточно один раз в день потратить от 10-15 минут, чтобы проверить как работают ваши роботизированные системы. Поэтому, не нужно увольняться с работы и терять тем самым деньги. В итоге вы будете получать доход с двух источников, что сделает вашу жизнь более финансово независимой!

Результат с реального счета одного из торговых роботов

+475% К СЧЕТУ ЗА 17 МЕСЯЦЕВ

Робот трендовый, построен на простейшем алгоритме.
Для диверсификации счета робот ведет торговлю одновременно по трем фьючерсным контрактам
Приведены данные работы робота с момента его запуска

СОЗДАЙТЕ СВОЮ АРМИЮ ТОРГОВЫХ РОБОТОВ в программе TSLab!

От новичка до опытного алготрейдера всего за 4 недели

Пример робота, сделанного нашими учениками

Что вы получите и чему научитесь, пройдя данный курс


За время интенсивной практики Вы получите столько знаний, сколько другие получают за неколько лет.


Вы создадите Десятки своих торговых роботов, которые можно будет сразу запустить на реальные счета

50-100% годовых зарабатывать по итогам курса – это более чем реально!

ПРЕИМУЩЕСТВА нашего курса «СОЗДАНИЕ ТОРГОВЫХ РОБОТОВ»

Как известно обучение в группе идет намного быстрее!!! Именно поэтому Вам будет предоставлен доступ к Закрытому чату для обсуждения любых вопросов по роботам!

Вы получите 200% практики!!! Так много практики у Вас ещё не было. И всё это под руководством профессионалов.

Вы научитесь создавать ПРИБЫЛЬНЫЕ торговые алгоритмы за несколько простых шагов, и при этом вам не надо будет изучать языки программирования

КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ОБУЧЕНИЕ

Обучение происходить по отработанной on-line системе. Вы можете находиться в любой точке мира и получать знания так, как будто мы с Вами находимся рядом. Вам нужен лишь компьютер и интернет. On-line обучение отработано настолько, что границы между реальным присутствием и виртуальным стёрлись.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Занятия проходят 3 раза в неделю по 1,5-2 часа. Каждое занятие начиная от простых систем и постоянно их дорабатывая, вы будете узнавать все секреты Алготрейдинга. Практика создания и запуска собственных торговых систем под руководством опытного трейдера. Постоянная работа в течение месяца под присмотром наставника

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Ученик всегда может обратиться к наставнику с вопросом и получить точный, своевременный ответ. Полная обратная связь!!!

ТЕСТИРОВАНИЕ ТОРГОВЫХ АЛГОРИТМОВ Вы под руководством опытного алготрейдерами будете проводить на практике Форвардное и стрессовое тестирование торговых роботов

Курс состоит из 11 занятий. Это примерно 4 недели обучения.
Занятия будут проходить по вечерам в понедельник, среду и пятницу,
с 20.00 до 22.00 по Москве.
Обязательно будут доступны записи всех занятий.

Доступ на изучение материала выдается сроком на 3 месяца для версии Стандарт и 4 месяца для версии Платинум.
Дальнейшее продление, стоит 1500 руб. за урок — Стандарт и 3000 руб. — Платинум.

В ПРОГРАММЕ КУРСА «СОЗДАНИЕ ТОРГОВЫХ РОБОТОВ в TSLab 2.0»

ТЕМЫ БАЗОВОЙ ВЕРСИИ

  • ЗНАКОМСТВО С ТОРГОВЫМИ РОБОТАМИ
    Что такое торговая система. Психология трейдинга. Торговые роботы, преимущества и недостатки.
    Диверсификация.
    Как сделать так, чтобы роботы зарабатывали 10 из 12 месяцев.
    Принципы оптимизации торговых систем: Форвардный анализ, Стрессовое тестирование.
    Когда робот зарабатывает, а когда сливает - в чем причина.
  • СОЗДАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ
    Знакомство с терминалом TSLab 2.0. Настройка поставщиков данных (Текстовых и данных в реальном времени).
    Загрузка котировок по любым инструментам в TSLab 2.0.
    Устанавливаем Расширенный пакет индикаторов. Создание всех возможных роботов на Parabolic SAR. Создание всех возможных роботов на MACD.
    Создание роботов на скользящих средних. Создание роботов на RSI.
    Правильное тестирование своих торговых систем и систематизация результатов в Exel.
    Проводим форвардное и стрессовое тестирование систем. Выбираем нужный инструмент и таймфрейм для торгов.
  • ЗАПУСК РОБОТА В РЕАЛЬНУЮ ТОРГОВЛЮ
    Настраиваем правильно скрипт перед запуском в торговлю. Торговые настройки агента.
    Создаем ваш торгового портфель. Запуск торговых агентов и решение возникающих ошибок!
    Настраиваем рабочую область индивидуально под вас
  • МОДЕРНИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА
    Использование ФИЛЬТРОВ для входа в сделку. Использование фиксированных стопов. Добавление трейл-стопов.
    Управление позицией (вход и закрытие позиций). Подтягивание стопов по индикаторам. Ставим стоп за
    экстремум. Использование тейков. Размещение алгоритма на внешнем сервере.
  • СОЗДАНИЕ ТОРГОВЫХ РОБОТОВ НА СВЕЧНЫХ ФОРМАЦИЯХ
    Контртрендовые формации и формации продолжения тренда. Модификация алгоритмов.
  • СОЗДАНИЕ РОБОТОВ ТОРГУЮЩИХ В КАНАЛЕ. УДАРНЫЙ ДЕНЬ.
    Создание роботов в канале (трендовые варианты и контртрендовые).
    Создание робота по стратегии «Ударный день».
    Построение и работа с Уровнями.
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДВИНУТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТОРГОВЛИ В АЛГОРИТМАХ
    Сложение торговых сигналов от разных торговых систем. Работа с младшими таймфреймами. Продвинутое
    управление позицией в зависимости от накопленной прибыли — Реинвестирование, Мартингейл.
    Торговля на разных таймфреймах. Получение подтверждающих сигналов со старших таймфреймов
    Быстрое выставление стопов. Ускоряющийся тейк профит. Сложные стоп лоссы с переключением.
  • НАШИ ФИШКИ
    Готовые модули риск-менеджмента для торговых систем.
    Блок пропуска нужного количества баров после накопленного профита или серии убытков.
    Блок для правильного тестирования с учетом Склейки котировок.
    Блоки по ограничению убытка или профита на день, неделю, месяц, квартал.

ТЕМЫ ПЛАТИНУМ БЛОКА

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЯТЬ ГОТОВЫХ ТОРГОВЫХ АЛГОРИТМОВ, которые можно запустить в работу!
    Арбитражные алгоритмы. Работа с несколькими источниками данных.
  • РАСКРЫВАЮТСЯ дополнительные функции применения различных блоков. Комбинации сигналов.
  • Реальные примеры работающих торговых систем.
  • Вы узнаете ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ в построении торговых систем, такие как поиск закономерностей.
  • СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНДИКАТОРОВ.
  • Последние разработки наших трейдеров.
  • ДОБАВЛЕНИЕ в закрытую группу ВКонтакте, где содержится обширная база с рабочими алгоритмами, а также еженедельные отчеты с реальных торгов.

КТО ВЕДЕТ ТРЕНИНГ

Дмитрий Высоцкий — ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ «DayTradingSchool».
Свою карьеру трейдера начал как и большинство с рынка Форекс в 2010г.
С 2013г. торгует исключительно на Московской бирже. Имеет опыт торговли на Американском рынке акций.
Проходил обучение у многих известных трейдеров России, таких как А. М. Герчик, Д. Черемушкин, А. Пурнов, Д. Михнов, компания SDG.
На данный момент успешно торгует как ручные стратегии, так и при помощи своих роботов!
Является разработчиком нескольких сотен систем автоматической торговли (торговых роботов)
Также прибыль, полученную с Трейдинга, активно инвестирует в Недвижимость.
У Дмитрия сейчас активно работают около 30 роботов, ещё столько же находятся в процессе разработки и тестирования.

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Начинает действовать система скидок раннего бронирования.
Каждую неделя цена будет увеличиваться, успейте купить дешевле!

Комплект курса ТЕСТ-ДРАЙВ СТАНДАРТ ПЛАТИНУМ VIP подход
Пятинедельный онлайн курс (1 неделя теории и 3 недели практики) Доступ к первым 4-м Урокам
Доступ в скайп-чат группы по торговым роботам Возможность доплаты до полного курса
Поддержка по e-mail в течении месяца по окончанию курса Возможность ознакомиться и принять решение
Гарантированное создание ДВУХ торговых роботов
Скидка на абонентскую плату за «TSLab» — 5% — 10% — 14%
Скидка на аренду Удаленного сервера — 5% — 10% — 15%
Персональный аудит вашей торговой системы
Гарантированное создание ПЯТИ торговых роботов
Личные консультации по скайпу на протяжении всего курса
Создание собственных индикаторов
Добавление в закрытую группу «ВКонтакте», где выложены рабочие торговые системы и происходит обмен настройками
Индивидуальное обучение с тренером
Персональный подход
Консультирование и наставничество в течении года
ТЕСТ-ДРАЙВ СТАНДАРТ ПЛАТИНУМ VIP подход
Цена курса «Создание торговых роботов в TSLab 2.0»
на текущий период
9 000
рублей
37 000
рублей
57 000
рублей
280 000
рублей
Хотите приобрести курс в рассрочку? ЖМИТЕ!

ТОРОПИСЬ, количество свободных мест ограничено!


РЕЗУЛЬТАТЫ НАШИХ УЧЕНИКОВ

ЕВГЕНИЙ АЛИАСКАРОВ, +82% К СЧЕТУ ЗА ДВА МЕСЯЦА ТОРГОВЛИ РОБОТАМИ

Я считаю, что каждый кто интересуется торговлей на фондовом рынке, должен пройти этот курс.
Научиться торговать руками гораздо сложней, чем научиться делать алгоритмы.
Наверное создать, что-то принципиально новое достаточно тяжело, если вообще возможно)
Но того, что дается на курсе вполне достаточно для стабильного заработка.
Во время обучения вам дают уже работающие схемы, которые можно улучшать на сколько хватит фантазии.
Может быть руками можно делать Большую прибыль, но это получается у единиц.
Дмитрий - отличный преподаватель. Мне понравилось всё.
Хочу отметить, важные плюсы:
- вам всегда ответят на вопрос быстро и понятно;
- обучение на этом не заканчивается, можно сказать, что это только начало для развития.
В дальнейшем есть возможность совершенствоваться вместе с остальными учениками.
Хочу сказать спасибо за обучение!
Считаю, что мне крупно повезло, что я «нарвался» на этот курс во всемирной паутине и что этот курс оказался очень полезным!
Деньги однозначно потрачены не зря.
Рекомендую!
А это мои первые результаты за Февраль 2017г. + 35,11% к депозиту и за Март 2017г. + 46,81%


МИХАИЛ РЫЧКОВ, +100% К СЧЕТУ ЗА ДВА МЕСЯЦА РАБОТЫ РОБОТА

Проходил курс по роботостроению на первом потоке, поэтому прошло уже достаточно времени, чтобы делать более основательные выводы. Роботы приносят очень хороший доход и думаю будут одним из лучших способов заработка в ближайшие кризисные годы, потому что рынок стал очень волатильным. А значит роботы будут зарабатывать намного больше, чем на спокойном рынке.

Только за последние 2 месяца 14-го года активного рынка роботы принесли больше 100% счета. Само обучение было не простым, пришлось потратить уйму времени на домашние задания. Но это было не зря, потому что в итоге обучающиеся получили не просто роботов, которых можно самим “докручивать”, а общее понимание как их делать. Что очень важно, потому что можно не только брать готовые стратегии и их алгоритмизировать в робота, но и просто проверять любую задумку на истории за пару минут. Для меня это тоже было важно, потому что также торгую и сам вручную. Особо хочу на этом остановиться потому что после прохождения курса по роботам и наблюдая за их работой стал лучше понимать и видеть рынок и резко улучшились результаты ручной торговли тоже.

Трейдинг является одним из основных источников дохода, поэтому роботы являются хорошей моральной поддержкой. Меня радует то, что как бы не сложился месяц на рынке у меня всегда есть пассивный доход от роботов. А это очень важно для эмоционального спокойствия!

Советую всем пройти этот курс, основательно поработать над изучением и созданием своих роботов, чтобы в дальнейшем роботы уже работали на вас, а вы могли воплощать свои мечты! А это я считаю самое главное к чему нужно стремиться в этой жизни! Я всегда мечтал жить на море и роботы внесли вклад в реализацию этой мечты, месяц назад я ее осуществил. Теперь я живу на море. Желаю всем пройти курс, получить дополнительный источник дохода и начать воплощать свои мечты!

ВАДИМ РЫЖОВ, +10% К СЧЕТУ ЗА НЕДЕЛЮ РАБОТЫ РОБОТА

38 лет. Занимался наукой. Профессиональный педагог. Параллельно занимался различного рода бизнесом. Однако решил сменить род занятий, и как и многие наверное занялся инвестированием в ППАМ счета, ДУ, разного рода хайпы. Постепенно пришел к тому, что надо торговать самому на фондовом и срочном рынке. Торговал руками, наделал кучу ошибок, не соблюдал правила, а главное пропускал сигналы входа, выхода. Начал задумываться о параллельной торговле роботами на фондовом и срочном рынке. Получил рассылку о наборе на обучение алгоритмической торговле с нуля у Дмитрия Высоцкого. Сразу решил записаться на курс. Оказалось очень удачно. Честно говоря, ожидал меньшего. Количество полезной информации было даже через чур. Думал даже не осилю из-за пропусков занятий. Однако курс построен таким образом, что всегда можно догнать или наоборот уйти вперед от основной группы. Особого внимания заслуживает Димина поддержка во время обучения и даже после обучения. Всегда ответит на самые разные вопросы. Согласитесь это дорогого стоит. Хочу сказать, что курс полностью практический. Уже на второй неделе можно запускать сделанных собственноручно роботов в работу. Вы удивитесь, как простые стратегии могут зарабатывать деньги. Отличным дополнением служит платинум группа, я бы даже рекомендовал как обязательное дополнение к основному курсу. Не думаю, что в интернете вы найдете одновременно и обучение по конструированию роботов и такое количество практически готовых алгоритмов для торговли на рынке FORTS. При работе с алгоритмами лучше стал понимать инструменты, которыми торгую руками, их особенности.
Результат работы одного простейшего робота за неделю с небольшим +5% а на данный момент уже 10%. И это с учетом всех минусовых сделок, и технических сбоев, возникающих в процессе обучения и работы с программой. Чем больше я обучался на курсе по роботам, тем больше уходил страх. Появилась уверенность в себе, потому что полностью могу управлять роботом, проводить оптимизацию, улучшать его характеристики, при необходимости полностью переделать алгоритм под рынок. То есть полностью управлять рисками. Планирую в ближайшее время запустить еще двух роботов для диверсификации и увеличить депозит в 10 раз. А по результатам еще примерно в 2-3 раза. Для себя решил однозначно заниматься алготрейдингом профессионально.

И так прошло 10 месяцев, как я торгую роботами! И итог, скажем так, очень даже не плохой. Смотрим скрины за 14 и 15 год и видим, что налог за 14 год (10.09.14-31.12.14) начислен 61тр(13%), что означает 470000 прибыли. за 15 год (01.01.15-по 11.07.15) налог 63тр — это 485000. Складываем и получается за 10 месяцев 955000р прибыли. Напомню, что работать начал с 10.09.14 и разгонял потихоньку депо со 100тр. В 14гг депо было 400т.р. С января 2015 долил еще, депозит составил 2млн.р. Сейчас биржа — это мой единственный источник дохода. Нигде больше не работаю. Ручная торговля, пока к сожалению результатов она мне не дает, болтаюсь около ноля… Для меня роботы намного приемлемей и удобней. Меньше эмоциональной нагрузки и больше свободного времени. В роботах на сегодня, работы не початый край, не паханное поле.
У нас собрался уже не плохой коллектив, много наработок, работать стало легче, помогаем друг другу в освоении в алготрейденга. Возникает много рабочих моментов и тонкостей, за которыми иногда не уследить. В коллективе конечно же все проще, быстрей и легче на много.
Выражаю особую благодарность Дмитрию Высоцкому!!! А так же всему нашему коллективу из группы, без помощи и поддержки которого, на сегодняшний момент, уже не обойтись!!!




ДМИТРИЙ БАСОВИЧ, ЗА ПОЛ ГОДА ОКУПИЛ КУРС МНОГО РАЗ!!! И ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО!

Всем доброго времени суток! Поздравляю с наступившим 2015 годом! Да, 2014 год был не забываем и пожалуй останется в моей памяти на всю жизнь и во многом благодаря курсу Дмитрия Высоцкого, который научил меня создавать торговых роботов и управлять ими. Курс очень содержательный, такой, что я еще домашку даже не доделал…. хотя проходил его в первом потоке, но дело не в этом, все можно осилить и понять, тем более, что Дмитрий очень отзывчив и терпеливо может объяснить еще раз! Я хочу сказать, что курс стоит своих денег на 1000%, т.к. дает реальный инструмент для заработка и эффективного управления деньгами.
Помимо знаний и навыков из курса вы получите много дополнительных плюшек от Дмитрия и от участников предыдущих потоков если будете достаточно любознательны. Единственное, что стоит учесть так это то, что начать зарабатывать будет трудно, да и терпение нужно, т.к. миллионы на вас сразу не свалятся, но если будете прилежно учиться у Дмитрия и у рынка, то щедрая награда не заставит себя ждать!
И да, чуть не забыл лично мой курс за прошедшие пол года окупился много раз!!! И это только начало!
Так что если вы еще думаете идти или нет, то вы уже пролетаете, т.к. другие уже научились и зарабатывают! Хватит думать! Пора действовать, пора зарабатывать, особенно в такое время как сейчас, когда рынок каждый день дает для этого прекрасные возможности! Записывайтесь на ближайший курс иначе и этот шанс пройдет мимо вас!!!
P.S. Дмитрий дал мне больше чем институт за меньшее время, за что ему низкий поклон и огромное спасибо!!!

АЛЕКСАНДР ФЕДУНОВ, К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ЗАПУСТИЛ ТРИ РОБОТА В РЕАЛЬНУЮ ТОРГОВЛЮ

Подошел к концу курс по алготрейдингу под руководством Дмитрия Высоцкого.

За месяц интенсивных занятий была получена база знаний по созданию и установке автоматических торговых систем для работы на российском фондовом рынке, а также отработаны практические навыки по их применению в реальной торговле на бирже.

Механизм подачи знаний четко отработан и структурирован. Поэтапная дозированная подача информации от простого к сложному, а так же ее закрепление, путем выполнения домашних заданий, дала возможность постепенно освоить весь материал, и позволило в конце обучения уже самостоятельно, на основе полученных знаний и приобретенного опыта, строить алгоритмы самостоятельно. Была дана база, основа, а так же методы и способы комбинирования основных составляющих алгоритма каждой торговой стратегии(так называемых кубиков), раскрыты способы и методы их взаимосвязей и взаимодействий, и уже на основе этих знаний можно, как в конструкторе, было собрать любую понравившуюся торговую стратегию самостоятельно. Думаю, именно этого и хотел добиться преподаватель. И у него это прекрасно получилось.

Информация давалась постепенно, небольшими удобоваримыми порциями, но очень емко и содержательно, где каждое слово имело огромный вес. Все объяснялось понятно и доходчиво, с сопровождением в визуальном формате процесса сборки алгоритма.

Ни один вопрос не остался без ответа. Теоретические знания и практические навыки позволили мне к окончанию курса собрать трех собственных роботов и запустить их в реальную торговлю на рынке. Думаю, результат торговли не заставит себя долго ждать.

Спасибо огромное Дмитрию за его терпение и труд. Если сказать, что деньги потрачены на обучение не зря, значит ничего не сказать. Вложенная сумма просто не идет ни в какое сравнение с тем массивом знаний, которые были получены. Открылись безграничные возможности для дальнейшего развития в этом перспективном, на сегодняшний день, направлении трейдинга и в применении на практике полученных знаний, которые в перспективе принесут доход а так же позволят обрести финансовую независимость, о которой многие так мечтают. Самое главное, что все это работает. И если продолжать
развиваться в этом направлении, то можно достичь огромных высот.

Из пожеланий для будущих учеников. Осваивайте функционал взаимодействия «TSLaba» и «Квика» по возможности самостоятельно, до начала занятий. Тогда будет оставаться больше времени на изучение материала по созданию алгоритмов.

Дмитрий обладает уникальной способностью понятно и доходчиво объяснять очень сложные вещи простым языком. Хочу выразить ему свою благодарность, и пожелать огромных творческих успехов.
Продолжать нести знания и делиться накопленным опытом. Поверьте, такой дар дается не каждому.
А у него это получается отлично.

А вот и уже первые мои результаты торговли роботами!

ОТЧЕТ БРОКЕРА

График роста моего торгового счета

ГАРАНТИЯ

Мы действительно уверены, что с помощью нашего курса Вы создадите своих торговых роботов,
которые помогут вам прибыльно торговать на фондовом рынке без лишних временных затрат.

Только потому, что опыт для вас совершенно новый, и вы еще не знаете, насколько сильны эти
знания, мы даем Вам 100 % ГАРАНТИЮ на первые ТРИ урока обучения в нашей школе.

Просто напишите нам об этом и мы вернём Вам деньги без лишних вопросов.

Тем не менее, мы больше никогда не сможем вам продать ничего из своих продуктов — чтобы не тратить время друг друга в дальнейшем.

Вы ничем не рискуете. Главный риск для человека — это его бездействие!

Дмитрий Высоцкий

Постепенно в повседневную жизнь входят высокие технологии: «умный дом», интерактивные художественные выставки, боты-собеседники. Неудивительно, что обучать азам программирования и роботостроения начинают еще до школы. Центры робототехники и инженерные кружки открываются все чаще. По разным данным, в России действуют около 400 кружков, связанных с робототехникой и IT, официальной статистики пока еще нет. И это число будет только расти.

От кружка юных инженеров и радиолюбителей до секции «Робототехника»

Робототехника встроилась в образовательный процесс органично и почти без шума. В 2016 году роботы мигают светодиодами на всех уровнях учебных учреждений: от садов до университетов, но больше всего – в школе. Робототехника считается инструментом для углубленного изучения таких дисциплин, как информатика, физика и технология. Поэтому постичь начала роботостроения школьники могут не только в кружках, но также в школах и вузах, где роботы все больше внедряются в учебный процесс.

Кружковая система дополнительного образования особенно хорошо знакома людям старшего поколения, из стран бывших союзных республик СССР. Бесплатное советское образование было щедро дополнено внешкольными занятиями на базе дворцов и домов пионеров (по данным Википедии, 1971 году действовало 4 400 «дворцов»).

Развивали пространственное мышление у будущих инженеров кружки технического моделирования и конструирования, радиомастерские. Школьники «с нуля» создавали модели автомобилей и самолетов, учились работать с оборудованием (токарные станки, выжигательные аппараты, лобзики и напильники), знакомились с принципами работы электричества.

Советская система образования по инженерно-техническим специальностям, частью которой были «кружки», считалась одной из лучших в мире. Сегодня же принято говорить больше о минусах образования в России, а лидирующие позиции в сфере технологий занимают американские и азиатские учебные заведения.

Вместе с распадом СССР в упадок пришла и культура дополнительного образования и кружков. Кружки стали платными, а тематика потеряла в разнообразии: популярными стали спортивные секции, танцевальные и художественные школы. Как повлияло такое изменение в учебном меню целого поколения детей, можно судить уже сейчас. Выпускники вузов с дипломами о гуманитарном образовании не находят работу, а предприятия днем с огнем ищут инженерные кадры.

В 2000-х годах все более заметным становится интерес к робототехнике в образовании. С 2002 года в России проводятся внутренние и Международные состязания роботов. В это же время формируется Российская ассоциация образовательной робототехники (РАОР) . С 2008 года на основе РАОР работает Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники (ВУМЦОР) – организация поставляет методички и снабжает всех желающих правовой информацией и рекомендациями для открытия робототехнического кружка.

Также с 2008 года фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» запустил программу «Робототехника» , которая поддерживает образовательные и соревновательные проекты.

В 2014 году о роботах заговорили на государственном уровне. В АСИ (Агентство стратегических инициатив, учредитель – Правительство Российской Федерации) анонсировали Национальную техническую инициативу. Глобальная идея НТИ – к 2035 году вывести Россию на конкурентных уровень на рынке высоких технологий. Одним из направлений программы стала поддержка и популяризация технического образования.

Вместе с популяризацией робототехники в образовательной среде появилось понятие STEM (или STEAM). Это направление в мировом образовательном процессе, его характеризует междисциплинарный подход к обучению. Ключевые дисциплины зашифрованы в аббревиатуре: Science, Technology, Engineering, Art (не всегда), Math. Система призвана развивать будущих инженеров и робототехников.

При государственной поддержке открываются не просто кружки, но и целые технопарки — детские центры, объединяющие кружки по разным техническим направлениям. Пока технопарков не много. В мае в Москве заработал первый детский центр при “Мосгормаш” , в конце сентября открылся технопарк “Кванториум”. В регионах также собираются открывать технопарки. Они должны появиться в 17 регионах: в Мордовии, Татарстане, Чувашии, Алтайском крае и в других.

От конструктора к микросхеме

Несмотря на то, что роботы включены в занятия для детей с дошкольного возраста, главную роль в становлении самых маленьких будущих инженеров играет не электроника, а творчество. В системе STEM образования в занятиях для дошкольников на первом плане – свобода мыслить и создавать. Поэтому в кружках для детей до 6 лет активно используют простые конструкторы и кубики.

Основная масса кружков по робототехнике ориентирована на детей возраста начальной и средней школы.

“Как правило, в программу подобных детских курсов входит знакомство со схемотехникой, основами программирования и робототехники. Разница между кружками состоит в их задаче: ребенок либо развлекается, либо учится. Исходя из этого и подбирается методика обучения и технологии. Глобальная цель РОББО Клуба – вырастить поколение молодых инноваторов, которые были бы конкурентоспособны не только на российском рынке, но и в мире. Поэтому наш курс рассчитан на работу с детьми разного возраста: с дошкольниками мы создаем анимационные программы и классические компьютерные игры (Pac-man, Arkanoid), программируем роботов на выполнение различных задач, со школьниками занимаемся программированием на «взрослых» языках, 3D-моделированием, 3D-конструированием и 3D-печатью. Так, ребенок приходит к нам только с навыками чтения, а уходит с напечатанным на 3D-принтере, собранным и запрограммированным самостоятельно роботом”, — поясняет Павел Фролов, продюсер детского робототехнического проекта для образования «РОББО»

Робототехника дополняет пройденный материал на уроках технологии, физики и математики. Дмитрий Спивак, директор санкт-петербургского кружка робототехники для детей Robx считает, что именно на кружковых занятиях ребенок может применить знания механики и электродинамики, вникнуть в текстовые языки программирования (например, С). “В средней школе наши подопечные начинают знакомство с Arduino, более сложные программами для 3D моделирования — OpenSCAD, параметрическим моделированием, где дети описывают фигуры кодом” — говорит Дмитрий.

Образовательная робототехника, как правило, начинается с конструкторов Lego. В наборах соблюдается баланс конструирование-программирование. После того, как ребенок освоит азы, он может углубиться в одно из направлений, более глубоко изучать программирование и конструирование. На занятиях с уклоном в программирование ученики работают с разными языками и программами для программирования, занимаются 3D моделированием. Конструкторские кружки готовят будущих инженеров: здесь дети самостоятельно разрабатывают форму и “начинку” робота.

Lego и Ко

Рынок STEM и роботизированных конструкторов довольно разнообразен. Большинство производителей охватывает все возрастные категории, от наборов для дошкольного образования до модулей с 4-ядерными процессорами для средних и старших школьников.

Мировым и российским лидером в сфере образовательной робототехники является дочерняя компания холдинга LEGO Group — LEGO Education. Датскому бренду принадлежат не только наборы и методические разработки, но и сеть специализированных детских центров, а также ЛЕГО Академия, где обучение могут пройти педагоги. На данный момент 16 центров дополнительного образования являются официальными партнерами Lego Education Afterschool Programs в России.

Lego Education работает с 1980 года. В линейке бренда как конструкторы без электронной составляющей (Lego Простые механизмы, Первые конструкции), наборы с микропроцессором и датчиками для изучения робототехники в младшей школе (Lego WeDo) так и наборы для демонстрации научных принципов в средней школе (Lego Технология и физика) и наборы легендарной серии MINDSTORMS.

Похожая на Lego, но гораздо менее известная американская компания Pitsco была основана в 1971 году тремя преподавателями. Наборы для младшего возраста Elementary STEM представлены скорее творческими общеразвивающими игрушками – летучие змеи, ракеты. Роботы включены в направление Tetrix – роботизированные металлические конструкторы, широко известные в России. Металлические детали делают такие наборы универсальными, Tetrix совместим с контроллером Lego MINDSTORMS. Роботы на основе Tetrix часто участвуют в соревнованиях, в том числе и в студенческих категориях.

Открытая платформа Arduino в отличие от прочих уникальная плата с программной оболочкой. Это делает Arduino универсальной основой для робототехнических конструкций любого уровня в рамках детского образования. На основе Arduino создано несколько брендов робототехнических наборов-конструкторов. Платформу можно приобрести отдельно. Минус платформы в том, что конструирование достаточно сложное, подразумевает работу ребенка с паяльником.

Отечественные наборы представлены двумя заметными на рынке брендами – ТЕХНОЛАБ и Амперка. Для ТЕХНОЛАБ разработаны методички при поддержке специалистов факультета «Робототехника и комплексная автоматизация» МГТУ им Н.Э.Баумана. Продукты ТЕХНОЛАБ — тематические и возрастные модули. В каждом модуле – несколько робототехнических наборов. Такой «оптовый» подход предполагает высокую цену конструкторов: от 93 тыс. рублей за модуль для детей 5-8 лет и до 400 тыс. рублей за модуль воздушных роботов.

Амперка – стартап 2010 года, основанный на платформе Arduino. Продукты Амперки — наборы под игровыми названиями: «Матрешка», «Малина», «Электроника для чайников» и т.д. Также на сайте Амперки можно купить отдельные комплектующие – платы Arduino, датчики, коммутаторы.

Корейский бренд Robotis предлагает робототехнические наборы для каждого уровня. Это пластмассовые роботы для начальной школы (Robotis Play, Robotis Dream) и человекоподобные роботы на основе сервомоторов Robotis Bioloid.

Корейские производители HunaRobo и RoboRobo акцентируют внимание на конструкторах для детей младшего и среднего возраста. Наборы корейских брендов включают базовые элементы: материнскую плату, двигатель и редуктор, RC приемник и пульт управления.

VEX Robotics — частная компания с фокусом на мобильную робототехнику, базируется в США. Бренд принадлежит компании Innovation First, Inc., которая разрабатывает электронику для автономных наземных роботов. Бренд поделен на два направления – серия VEX IQ для начального уровня и VEX EDR– платформа для продвинутых учеников. Мобильные программируемые роботы VEX на пульте управления ориентированы на соревнования и навыки программирования.

Вместо заключения

Широкий ассортимент робототехнических обучающих платформ, государственная поддержка и мода на роботов только встраивают робототехнику в образование. Инженерные и робототехнические кружки и занятия скорее исключение, особенно в регионах. Однако, уже сегодня сотни тысяч детей получили возможность учиться дополнительно по инженерным и IT направлениям. И это число в ближайшее время будет только расти — СМИ рапортуют о новых технопарках и кружках, а власти — о готовности поддержать подобные инициативы.

Хочется верить, что усиленная интеграция дополнительного технического образования в итоге даст толчок к формированию большего количества технических специалистов высокого уровня в будущем. Кружковое движение стремится к широкому охвату — программы робототехнических занятий построены так, чтобы заинтересовать любого ребенка. Основные технические законы и понятия становятся доступнее. Занятия робототехникой как минимум расширяют кругозор, как максимум — обеспечат будущее инженерными и техническими кадрами. Верим в максимум!

Работающий на стыке кибернетики, психологии и бихевиоризма (науки о поведении), и инженер, составляющий алгоритмы для промышленных роботизированных комплексов, среди основных инструментов которого - высшая математика и мехатроника, работают в самой перспективной отрасли ближайших лет - робототехнике. Роботы, несмотря на сравнительную новизну термина, издавна знакомы человечеству. Вот лишь несколько фактов из истории развития умных механизмов.

Железные люди Анри Дро

Еще в мифах Древней Греции упоминались механические рабы, созданные Гефестом для выполнения тяжелых и однообразных работ. А первым изобретателем и разработчиком человекоподобного робота стал легендарный Леонардо да Винчи. До наших дней сохранились подробнейшие чертежи итальянского гения, описывающие механического рыцаря, способного имитировать человеческие движения руками, ногами, головой.

Созданию первых автоматических механизмов с программным управлением положили начало в конце XVΙΙΙ века европейские часовые мастера. Наиболее преуспели на этом поприще швейцарские специалисты отец и сын Пьер-Жак и Анри Дро. Ими создана целая серия ("пишущий мальчик", "рисовальщик", "музыкантша") в основе управления которыми лежали часовые механизмы. Именно в честь Анри Дро в дальнейшем все программируемые человекоподобные автоматы стали называть "андроидами".

У истоков программирования

Основы программирования промышленных роботов были заложены на заре XIX века во Франции. Здесь же и были разработаны первые программы для автоматических текстильных станков (прядильных и ткацких). Стремительно растущая армия Наполеона остро нуждалась в обмундировании и, следовательно, тканях. Изобретатель из Лиона Жозеф Жаккар предложил способ быстрой перенастройки ткацкого станка для производства различных видов продукции. Нередко эта процедура требовала огромного количества времени, колоссальных усилий и внимания целого коллектива. Суть нововведения сводилась к использованию картонных карточек с перфорированными отверстиями. Иглы, попадая в просеченные места, необходимым образом смещали нити. Смена карт быстро проводилась оператором станка: новая перфокарта - новая программа - новый тип ткани или узора. Французская разработка стала прообразом современных автоматизированных комплексов, роботов с возможностью программирования.

Идею, предложенную Жаккаром, с восторгом использовали в своих автоматических устройствах многие изобретатели:

  • Начальник статистического управления С. Н. Корсаков (Россия, 1832 г.) - в механизме для сравнивания и анализа идей.
  • Математик Чарльз Бэббидж (Англия, 1834 г.) - в аналитической машине для решения широкого круга математических задач.
  • Инженер (США, 1890 г.) - в устройстве для хранения и обработки статистических данных (табуляторе). Для заметки: в 1911 году компания. Холлерита получила название IBM (International Business Machines).

Перфокарты были основными носителями информации вплоть до 60-х годов прошлого века.

Своим названием интеллектуальные машины обязаны чешскому драматургу В пьесе "R.U.R.", увидевшей свет в 1920 году, писатель назвал роботом искусственного человека, созданного для тяжелых и опасных участков производства (robota (чешск.) - каторга). А что отличает робота от механизмов и автоматических устройств? В отличие от последних, робот не только выполняет определенные действия, слепо следуя заложенному алгоритму, но и способен более тесно взаимодействовать с окружающей средой и человеком (оператором), адаптировать свои функции при изменении внешних сигналов и условий.

Принято считать, что первый действующий робот был сконструирован и реализован в 1928 году американским инженером Р. Уэнсли. Человекоподобный "железный интеллектуал" получил имя Герберт Телевокс. На лавры пионеров претендуют также ученый-биолог Макото Нисимура (Япония, 1929 г.) и английский военнослужащий Уильям Ричардс (1928 г.). Созданные изобретателями антропоморфные механизмы имели схожий функционал: способны были двигать конечностями и головой, выполнять голосовые и звуковые команды, отвечать на простые вопросы. Основным предназначением устройств была демонстрация научно-технических достижений. Очередной виток в развитии технологий позволил в скором времени создать и первых индустриальных роботов.

Поколение за поколением

Разработка робототехники представляет собой непрерывный, поступательный процесс. К настоящему моменту сформировались три ярко выраженных поколения "умных" машин. Каждое характеризуется определенными показателями и сферами применения.

Первое поколение роботов создавалось для узкого вида деятельности. Машины способны выполнять только определенную запрограммированную последовательность операций. Устройства управления роботами, схемотехника и программирование практически исключают автономное функционирование и требуют создания специального технологического пространства с необходимым дополнительным оборудованием и информационно-измерительными системами.

Машины второго поколения называют очувствленными, или адаптивными. Программирование роботов осуществляется с учетом большого набора внешних и внутренних сенсоров. На основе анализа информации, поступающей с датчиков, вырабатываются необходимые управляющие воздействия.

И наконец, третье поколение - интеллектуальные роботы, которые способны:

  • Обобщать и анализировать информацию,
  • Совершенствоваться и самообучаться, накапливать навыки и знания,
  • Распознавать образы и изменения ситуации, и в соответствии с этим выстраивать работу своей исполнительной системы.

В основе искусственного интеллекта лежит алгоритмическое и программное обеспечение.

Общая классификация

На любой представительной современной выставке роботов многообразие "умных" машин способно поразить не только простых обывателей, но и специалистов. А какие бывают роботы? Наиболее общую и содержательную классификацию предложил советский ученый А. Е. Кобринский.

По назначению и выполняемым функциям роботов подразделяют на производственно-промышленные и исследовательские. Первые, в соответствии с характером выполняемых работ, могут быть технологическими, подъемно-транспортными, универсальными или специализированными. Исследовательские предназначены для изучения областей и сфер, опасных или недоступных для человека (космическое пространство, земные недра и вулканы, глубоководные слои мирового океана).

По типу управления можно выделить биотехнические (копирующие, командные, киборги, интерактивные и автоматические), по принципу - жестко программируемые, адаптивные и гибко программируемые. Бурное развитие современной предоставляет разработчикам практически безграничные возможности при проектировании интеллектуальных машин. Но отличное схемное и конструктивное решение будет служить лишь дорогостоящей оболочкой без соответствующего программного и алгоритмического обеспечения.

Чтобы кремний микропроцессора смог взять на себя функции мозга робота, необходимо "залить" в кристалл соответствующую программу. Обычный человеческий язык не способен обеспечить четкую формализацию задач, точность и надежность их логической оценки. Поэтому требуемая информация представляется в определенном виде с помощью языков программирования роботов.

В соответствии с решаемыми задачами управления выделяют четыре уровня такого специально созданного языка:

  • Низший уровень используется для управления исполнительными приводами в виде точных значений линейного или углового перемещения отдельных звеньев интеллектуальной системы,
  • Уровень манипулятора позволяет осуществлять общее управление всей системой, позиционируя рабочий орган робота в координатном пространстве,
  • Уровень операций служит для формирования рабочей программы, путем указания последовательности необходимых действий для достижения конкретного результата.
  • На высшем уровне - заданий - программа без детализации указывает что надо сделать.

Робототехники стремятся свести программирование роботов к общению с ними на языках высшего уровня. В идеале оператор ставит задачу: "Произвести сборку двигателя внутреннего сгорания автомобиля" и ожидает от робота полного выполнения задания.

Языковые нюансы

В современной робототехнике программирование роботов развивается по двум векторам: роботоориентированное и проблемно ориентированное программирование.

Наиболее распространенные роботоориентированные языки - AML и AL. Первый разработан фирмой IBM только для управления интеллектуальными механизмами собственного производства. Второй - продукт специалистов Стэндфордского университета (США) - активно развивается и оказывает существенное влияние на формирование новых языков этого класса. Профессионал легко разглядит в языке характерные черты Паскаля и Алгола. Все языки, ориентированные на роботов, описывают алгоритм, как последовательность действий "умного" механизма. В связи с этим программа зачастую выходит очень громоздкой и неудобной в практической реализации.

При программировании роботов на проблемно ориентированных языках, в программе указывается последовательность не действий, а целей или промежуточных позиций объекта. Наиболее популярным в этом сегменте является язык AUTOPASS (IBM), в котором состояние рабочей среды представлено в виде графов (вершины - объекты, дуги - связи).

Обучение роботов

Любой современный робот представляет собой обучаемую и адаптивную систему. Вся необходимая информация, включающая знания и умения, передается ей в процессе обучения. Это осуществляется, как непосредственным занесением в память процессора соответствующих данных (детальное программирование - семплинг), так и с использованием сенсоров робота (методом наглядной демонстрации) - все движения и перемещения механизмов робота заносятся в память и затем воспроизводятся в рабочем цикле. Обучаясь, система перестраивает свои параметры и структуру, формирует информационную модель внешнего мира. Это и есть основное отличие роботов от автоматизированных линий, промышленных автоматов с жесткой структурой и других традиционных средств автоматизации. Перечисленные методы обучения обладают существенными недостатками. Например, при семплинге перенастройка требует определенного времени и труда квалифицированного специалиста.

Весьма перспективной выглядит программа для программирования роботов, представленная разработчиками Лаборатории информационных технологий при Массачусетском технологическом институте (CSAIL MIT) на международной конференции промышленной автоматизации и робототехники ICRA-2017 (Сингапур). Созданная ими платформа C-LEARN обладает достоинствами обоих методов. Она предоставляет роботу библиотеку элементарных движений с заданными ограничениями (например, усилие хвата для манипулятора в соответствии с формой и жесткостью детали). В то же время, оператор демонстрирует роботу ключевые движения в трехмерном интерфейсе. Система, исходя из поставленной задачи, формирует последовательность операций для выполнения рабочего цикла. C-LEARN позволяет переписать существующую программу для робота другой конструкции. Оператору при этом не требуются углубленные знания в области программирования.

Робототехника и искусственный интеллект

Специалисты Оксфордского университета предупреждают, что в ближайшие два десятилетия машинные технологии заменят более половины сегодняшних рабочих мест. Действительно, роботы давно уже трудятся не только на опасных и трудных участках. Например, программирование значительно потеснило брокеров-людей на мировых биржах. Несколько слов об искусственном интеллекте.

В представлении обывателя это антропоморфный робот, способный заменить человека во многих сферах жизни. Отчасти так и есть, но в большей степени искусственный интеллект - это самостоятельная отрасль науки и технологии, с помощью компьютерных программ, моделирующая мышление "Homo sapiens", работу его мозга. На сегодняшнем этапе развития ИИ больше помогает людям, развлекает их. Но, по прогнозам экспертов, дальнейший прогресс в области робототехники и искусственного интеллекта может поставить перед человечеством целый ряд морально-этических и юридических вопросов.

В этом году на выставке роботов в Женеве самый совершенный андроид София заявила, что учится быть человеком. В октябре София впервые в истории искусственного интеллекта была признана гражданкой Саудовской Аравии с полноценными правами. Первая ласточка?

Основные тенденции робототехники

В 2017 году специалисты цифровой индустрии отметили несколько выдающихся решений в области технологий виртуальной реальности. Не осталась в стороне и робототехника. Очень перспективным выглядит направление совершенствующее управление сложным робомеханизмом через виртуальный шлем (VR). Эксперты пророчат востребованность такой технологии в бизнесе и промышленности. Вероятные сценарии использования:

  • Управление беспилотной техникой (складскими погрузчиками и манипуляторами, дронами, трейлерами),
  • Проведение медицинских исследований и хирургических операций,
  • Освоение труднодоступных объектов и областей (дно океана, полярные области). Кроме того, программирование роботов позволяет им осуществлять и автономную работу.

Еще один популярный тренд - connected car. Совсем недавно представители гиганта Apple заявили о старте разработок собственного "беспилотника". Все больше фирм выражают свою заинтересованность в создании машин, способных самостоятельно перемещаться по пересеченным трассам, сохраняя грузы и оборудование.

Возрастающая сложность алгоритмов программирования роботов и машинного обучения предъявляет повышенные требования к вычислительным ресурсам и, следовательно, к "железу". По-видимому, оптимальным выходом в этом случае будет подключение устройств к облачной инфраструктуре.

Важное направление - когнитивная робототехника. Стремительный рост количества "умных" машин заставляет разработчиков все чаще задумываться о том, как научить роботов слаженно взаимодействовать.

Робототехники олицетворяют собой сочетание противоположностей. Как специалисты, они искушены в тонкостях своей специализации. Как универсалы, они способны охватить проблему в целом в той степени, что позволяет имеющаяся обширная база знаний. Предлагаем вашему вниманию интересный материал на тему умений и навыков, которые необходимы настоящему робототехнику.

А кроме самого материала также комментарии одного из наших робо-экспертов, куратора екатеринбургского , Олега Евсегнеева.

Инженеры-робототехники, как правило, попадают в две категории специалистов: думающих (теоретиков) и делающих (практиков). Это означает, что робототехники должны отличаться хорошим сочетанием двух противоположных стилей работы. «Склонные к исследованиям» люди вообще любят решать проблемы, думая, читая и изучая. С другой стороны, специалисты-практики любят решать проблемы лишь «испачкав руки», можно так сказать.

В робототехнике нужен тонкий баланс между напряженными исследованиями и расслабленной паузой, то есть работа над реальной задачей. В представленный перечень попали 25 профессиональных умений, сгруппированных в 10 существенных для роботостроителей навыков.

1. Системное мышление

Один из менеджеров проекта однажды заметил, что многие, связанные с робототехникой люди, оказываются впоследствии менеджерами проектов или системными инженерами. В этом есть особый смысл, так как роботы являются очень сложными системами. Занимающийся роботами специалист должен быть хорошим механиком, электронщиком, электриком, программистом и даже обладать познаниями в психологии и когнитивной деятельности.

Хороший робототехник в состоянии понять и теоретически обосновать, как совместно и слаженно взаимодействуют все эти разнообразные системы. Если инженер-механик может вполне обоснованно сказать: «это не моя работа, тут нужен программист или электрик», то робототехник должен хорошо разбираться во всех этих дисциплинах.

Вообще, системное мышление является важным навыком для всех инженеров. Наш мир – одна большая сверхсложная система. Навыки системной инженерии помогают правильно понять, что и как связано в этом мире. Зная это, можно создавать эффективные системы управления реальным миром.

2. Мышление программиста

Программирование является довольно важным навыком для робототехника. При этом не имеет значения, занимаетесь ли вы низкоуровневыми системами управления (используя лишь MATLAB для проектирования контроллеров) или являетесь специалистом по информатике, проектирующим высокоуровневые когнитивные системы. Занимающиеся роботами инженеры могут быть привлечены к работе по программированию на любом уровне абстракции. Основное различие между обычным программированием и программированием роботов заключается в том, что робототехник взаимодействует с оборудованием, электроникой и беспорядком реального мира.

Сегодня используется более 1500 языков программирования. Несмотря на то, что вам явно не нужно будет учить их все, хороший робототехник обладает мышлением программиста. А они будут комфортно чувствовать себя при изучении любого нового языка, если вдруг это потребуется. И тут мы плавно переходим к следующему навыку.

Комментарий Олега Евсегнеева: Я бы добавил, что для создания современных роботов требуется знание языков низкого, высокого и даже сверхвысокого уровня. Микроконтроллеры должны работать очень быстро и эффективно. Чтобы этого достичь, нужно углубляться в архитектуру вычислительного устройства, знать особенности работы с памятью и низкоуровневыми протоколами. Сердцем робота может быть тяжелая операционная система, например, ROS. Здесь уже может понадобиться знание ООП, умение пользоваться серьезными пакетами машинного зрения, навигации и машинного обучения. Наконец, чтобы написать интерфейс робота в веб и связать его с сетью интернет, неплохо будет научиться скриптовым языкам, тому же python.

3. Способность к самобучению

О робототехнике невозможно знать все, всегда есть что-то неизвестное, что придется изучать, когда возникнет в том необходимость при реализации очередного проекта. Даже после получения высшего образования по специальности робототехника и нескольких лет работы в качестве аспиранта многие только начинают по-настоящему понимать азы робототехники.

Стремление к постоянному изучению чего-то нового является важной способностью на протяжении всей вашей карьеры. Поэтому использование эффективных лично для вас методов обучения и хорошее восприятие прочитанного помогут вам быстро и легко получать новые знания, когда в этом возникает необходимость.

Комментарий Олега Евсегнеева: Это ключевой навык в любом творческом деле. С помощью него можно получить другие навыки

4. Математика

В робототехнике имеется не так много основополагающих навыков. Одним из таких основных навыков является математика. Вам, вероятно, трудно будет добиться успеха в робототехнике без надлежащего знания, по крайней мере, алгебры, математического анализа и геометрии. Это связано с тем, что на базовом уровне робототехника опирается на способность понимать и оперировать абстрактными понятиями, часто представляемыми в виде функций или уравнений. Геометрия является особенно важной для понимания таких тем, как кинематика и технические чертежи (которых вам, вероятно, придется много сделать в течение карьеры, включая те, что будут выполнены на салфетке).

Комментарий Олега Евсегнеева: Поведение робота, его реакция на окружающие раздражители, способность учиться – это все математика. Простой пример. Современные беспилотники хорошо летают благодаря фильтру Калмана – мощному математическому инструменту для уточнения данных о положении робота в пространстве. Робот Asimo умеет различать предметы благодаря нейронным сетям. Даже робот-пылесос использует сложную математику, чтобы правильно построить маршрут по комнате.

5. Физика и прикладная математика

Есть некоторые люди (чистые математики, например), которые стремятся оперировать математическими понятиями без привязки к реальному миру. Создатели роботов не относятся к такому типу людей. Познания в физике и прикладной математике важны в робототехнике, потому что реальный мир никогда не бывает таким точным, как математика. Возможность решить, когда результат расчета достаточно хорош, чтобы на самом деле работать – это ключевой навык для инженера-робототехника. Что плавно подводит нас к следующему пункту.

Комментарий Олега Евсегнеева: Есть хороший пример – автоматические станции для полета на другие планеты. Знание физики позволяет настолько точно рассчитать траекторию их полета, что спустя годы и миллионы километров аппарат попадает в точно заданную позицию.

6. Анализ и выбор решения

Быть хорошим робототехником означает постоянно принимать инженерные решения. Что выбрать для программирования - ROS или другую систему? Сколько пальцев должен иметь проектируемый робот? Какие датчики выбрать для использования? Робототехника использует множество решений и среди них почти нет единственно верного.

Благодаря обширной базе знаний, используемой в робототехнике, вы могли бы найти для себя более выгодное решение определенных проблем, чем специалисты из более узких дисциплин. Анализ и принятие решений необходимы для того, чтобы извлечь максимальную пользу из вашего решения. Навыки аналитического мышления позволят вам анализировать проблему с различных точек зрения, в то время как навыки критического мышления помогут использовать логику и рассуждения, чтобы сбалансировать сильные и слабые стороны каждого решения.

Что общего у программиста, занимающегося андроидами, погруженного в психологию и бихевиористику, и инженера, который пишет алгоритмику индустриальных роботов и изучает мехатронику и высшую математику? Оба они занимаются робототехникой - самой востребованной отраслью в ближайшем будущем. Сейчас роботостроение в России - непаханое поле: потребность в разных роботах (промышленных, домашних, мобильных, боевых, антропоморфных) довольно высокая, а специализируются на их производстве всего несколько компаний. Что нужно знать о профессии робототехника и чему начинать учиться уже сегодня, Look At Me узнал у экспертов.

Эланд Инбар о недостатках американского
образования и о том, чем полезен конструктор Lego

«У создания роботов есть две важных составляющих: инженерные решения и железо, с одной стороны, и обработка данных и софт - с другой. Чтобы быть робототехником, нужно понимать и разбираться в обоих вопросах, там как они одинаково важны. Роботы - это те же самые компьютеры, только с моторами и сенсорами. Думайте о них как об информатике, воплощённой в жизнь. В любом случае, чтобы постигнуть эту науку, вам придётся начать с разработки программного обеспечения, а значит, придётся выучить языки программирования. Например, Python широко поддерживается многими платформами. ROS (Robot Operating System ) сейчас тоже набирает популярность, хотя их создателей Willow Garage больше не существует. Начинающим робототехникам я рекомендую приобрести конструкторы LEGO EV3 или Robotis Bioloid для тренировок, они помогут погрузиться в детали. Добейтесь уверенности при работе с этими конструкторами, разработайте основные алгоритмы (простейшую навигацию, захваты и т. д.). Это даст вам базу. Потом надо обязательно устроиться интерном в робототехническую компанию - там вас научат всему. Кстати, если вы решили учиться робототехнике в американском вузе, то помните, что там основное внимание уделяется машиностроению, а вам никак нельзя забывать про софт.

Сейчас очень много прикольных роботов, но никто их не покупает, потому что на самом деле они не решают важных проблем

Однажды вы почувствуете, что готовы к созданию собственного робота. Это и легче, и труднее всего. Поэтому я всегда советую начинать с необходимости. Возьмите за основу реальную проблему, и пусть ваше устройство решает её. Сейчас очень много прикольных роботов, но никто их не покупает, потому что на самом деле они не решают важных проблем. В тоже время сейчас проблем полно. Займитесь ими, и это приведёт вас к успеху».

Владимир Белый о том, почему роботов
стоит создавать в человеческом обличии

«Робототехника - очень широкое понятие, в него входит и разработка программного обеспечения и мобильного софта, и создание сложных инженерных решений, программирование искусственного интеллекта и дизайн. Это очень перспективное направление не только для инженеров и программистов, но и для дизайнеров, маркетологов и даже психологов. Мы живём в интересное время: на наших глазах зарождается абсолютно новый рынок, продукты которого изменят нашу жизнь. Подобное случилось, когда появились, например, персональные компьютеры.

Сегодня я и моя команда работаем над усовершенствованием наших роботов. Мы делаем это, чтобы облегчить жизнь людей, оставить им больше времени для общения с родными и любимыми. Роботы должны заменить нас в рутинной и опасной работе, как уже произошло во многих видах производства. Сейчас нельзя представить нашу жизнь без промышленных роботов, которые занимаются сборкой, сваркой, сортировкой разных продуктов - они оптимизируют предприятия, позволяют сократить расходы и риски.

Помимо промышленных роботов, есть так называемые биоморфные роботы - прообразы животных и насекомых, которые благодаря своим размерам и прочим особенностям могут выполнять особые задачи. Однако антропоморфные роботы, то есть похожие на людей, это наиболее удобный вариант воплощения искусственного интеллекта. Дело в том, что весь окружающий нас быт создан с расчётом на человека: на его рост, особенности анатомии. Поэтому гораздо более выгодно создать машину, способную передвигаться и работать в тех же условиях, что и мы, чем приспосабливать, скажем, робота на гусеничной платформе или на колёсной базе, к человеческому быту. Кроме того, сработал психологический фактор: люди всегда стремились создать себе подобного.

Нужно сразу создавать параллельный мир, где роботы сосуществуют с людьми
и становятся их помощниками

Сегодня антропоморфная робототехника пока ещё находится в зарождающейся стадии: областей для применения таких роботов много, а нерешённых проблем - ещё больше. Наша компания старается развивать эту отрасль. Мы специально создали экосистему, в которой разработчикам ПО даётся возможность делать приложения для наших роботов, то есть фактически организовали рабочие места для программистов. Кроме того, это хорошо и для потребителя. Покупая нашего робота Alphabot или арендуя его, он получает некую машину, которую можно «приспособить» под конкретные нужды. Здесь можно провести аналогию с App Store. Мы покупаем IPAD, загружаем нужные программы и получаем персонифицированное устройство.

Однако на данном этапе люди ещё не могут свыкнуться с мыслью, что вскоре роботы войдут в нашу жизнь так же плотно, как, например, планшеты. Важно понимать, что мы не призываем разрушить старый мир, а на его руинах что-то создавать. Нет! Нужно сразу создавать параллельный мир, где роботы сосуществуют с людьми и становятся их помощниками. Призываем всех людей присоединиться к такой идеологии и вместе развивать будущее человечества.

В восстание машин, которого многие опасаются, я не верю. Но всегда нужно помнить, что за любой машиной стоит человек. А вот в людях нельзя быть уверенным до конца».

Сергей Мельников о том, как самостоятельно изучить робототехнику и собрать своё первое устройство

Сергей Мельников

Разработчик автоматизированных систем, программист, преподаватель робототехники, администратор servodroid.ru

«Я стал заниматься роботами ещё в школе, когда меня зачислили в кружок «Радиолюбитель». Там я научился паять, разбираться в схемотехнике и делать простые инженерные конструкции. Когда же я научился читать любые радиоэлектронные схемы, дело дошло до простого робота с парой светодатчиков и реле, по которым он видел, и мог передвигаться. Самое интересное - наблюдать, как «железяка» без человеческой помощи сама, своими силами, что-то делает. После того как я собрал своё первое громоздкое устройство с кучей проводов, залитое клеем и обмотанное скотчем, я влюбился в робототехнику.

В Санкт-Петербурге я учился на программиста, но при этом продолжал заниматься роботами. Я самостоятельно погружался в специальность и считаю, что это лучший путь, и каждый может ему следовать.

Я специализируюсь не только на BEAM-робототехнике, но и на сложных вычислительных системах, комплексах и, конечно же, программном обеспечении. Например, я сотрудничаю с МЧС и занимаюсь роботами для спасательных и разведывательных работ. Но в основном моя любимая часть - это BEAM («биология, электроника, эстетика, механика») . С этого всё начинается: с простейших роботов из доступных компонентов без сложного программирования. Собирая BEAM-робота, мы стараемся подходить к выполнению задачи с разных ракурсов, даже не имея большого числа электронных компонентов и логических цепочек. Собирая такого робота, мы в конце концов можем ткнуть пальцем в любую его часть и рассказать о ней всё от А до Я. Рассказать, как идёт сигнал от фотодатчика, как он обрабатывается микросхемой, и что получается в конце. Мы всегда можем по цепочке выявить причину, из-за которой не работает робот. Это лучшая база для новичков.

Я уверен, что робототехника очень перспективная сфера деятельности. Она позволяет человеку применить практически любые свои знания. Создать робота - это как нарисовать картину, имея в руках не кисть, а паяльник. Каждый раз ты удивляешься тому, что можешь собрать такую чудную конструкцию, а самое важное - найти ей применение».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!