Успешная россия коллекция исторических дел и образов владимир леонов. Был основателем бюрократической машины, которая не могла оперативно реагировать в сложной обстановке

План-конспект урока по Истории России,

учителя истории и обществознания Бойко Евгении Валентиновны.

Дата проведения урока: 19.02.2016г.

Тема урока: Был ли Пётр 1 « революционером» на троне?

Цель : Решить, произошли ли революционные обновления в России в петровское время? Показать роль личности в истории

Задачи урока:

Образовательные:

усвоить всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений об уровне социально-экономического развития России в пореформенный период.

Развивающие:

Развивать навыки постановки и решения проблемы, развивать умение оперировать различными понятиями, развивать умение рассуждения по аналогии; развивать коммуникативность, развивать воображение и ясность речи.

Развивать умение сопоставлять признаки и характеристики событий, явлений друг с другом, определения их сходства или различия. Реализовать умение работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника.

Воспитательные:

воспитывать интерес к прошлому;

воспитывать патриотизм, уважения к соотечественникам;

воспитывать гражданские позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

Оформление : Презентация, шаблоны кластера.

Материал: Литература для проведения исследования, Путевые листы, ватманы, цветные фломастеры

Тип урока: повторительно-обобщающий

Методы организации и контроля: словесный, демонстрационный, практический.

Формы работы: фронтальная, кооперировано-групповая

Этапы урока:

I Организация начала урока

IV Усвоение новых знаний

V Практическая работа

VI Итог урока

VII Домашнее задание

VIII Рефлексия

Ход урока .

I Организация начала урока

Сегодня нам предстоит повторить материал об эпохе Петра 1.

Обратите внимание на слайд

«Человек, каков не слыхан был от века» это слова Михаила Ломоносова о Петре

А современники о периоде правления Петра высказываются так:

« Буря пронеслась над Россией»

II Актуализация знаний и умений

Учитель: Какой вывод можно сделать исходя из высказываний, каково мнение о деятельности Петра:

(Ответ учащегося)

Из высказываний можно сделать вывод, что данный правитель был без сомнения великим человеком для своего времени. А современники оценивают его деятельность как множество перемен и изменений в жизни государства

III Сообщение темы и цели урока

Учитель: Верно, тогда я предлагаю вам ответить на вопрос: « Был ли Пётр 1 «революционером» на троне?

Что такое революция?

Кто такой революционер?

IV Усвоение новых знаний

Учитель: Чтобы выяснить, являлась ли деятельность Петра революционной, я предлагаю в течение нашего урока оформить следующий кластер.

Центральное место в нём займёт наш проблемный вопрос?

(Учитель, в центре доски прикрепляет надпись РЕВОЛЮЦИОНЕР?)

Какие направления деятельности Петра нам необходимо рассмотреть, что бы понять, являлся ли Пётр 1 «революционером»?

(ответы учащихся)

Необходимо всесторонне рассмотреть преобразования Петра по трём направлениям:

Направление социальных, политических и экономических реформ

Преобразования в области культуры и быта

Необходимо выявить значение Северной войны

(Учитель продолжает оформление кластера)

Учитель: Теперь понятно, что не просто, вы сегодня поделены на три команды. Каждая команда будет проводить мини-исследование по своему направлению.

(Учитель выставляет таблички на столы)

Команда «Северная война»

Команда «Культура и быт»

Команда «Реформы»

V Практическая работа

Учитель: Наш урок пройдёт в форме исследования и обобщения полученной информации.

По окончанию исследования мы поймём, был ли Пётр 1 революционером на троне:

Давайте подумаем, каковы будут этапы Вашего исследования.

(Ответы детей)

Учитель: Верно

Что бы вы не сбились на своём пути исследования. На столе у каждой команды, вы найдёте «Путевой лист», где вы укажите цели, задачи, выпишите необходимую информацию для решения целей, и подведёте итоги.

Так же на столах у Вас имеется необходимый материал для поиска необходимой информации

Защиту своей работы команде необходимо будет представить на Ватмане.

Для проведения исследования вам дано 15минут

Так же на путевом листе указана цель урока: «Был ли он «Революционером на трене?»

Команда на «Путевых листах» формулируют цели и задачи

Учитель: Давайте посмотрим, какие цели поставил и перед собой команды.

(Ответы учащихся)

Команда «Северная война» -

Цель: изучение причин и предпосылок начала Северной войны, а также особенностей ее хода и завершения.

Задачи: Выявить значение войны для мировой истории, а так же её влияние на международные отношения

Команда «Культура и быт» -

Цель: Изучить влияние преобразований на старые традиции и формирование новой культуры в эпоху Петра 1

Задачи: - рассмотреть предпосылки и причины петровских реформ;

Проанализировать методы проведения реформ Петра I в области культуры, перемены в укладе жизни различных слоев общества;

Команда «Реформы» - Изучение социальных, политических, экономических реформ и их влияние

Изучить предпосылки петровских преобразований

Изучить сущность реформ

Значение реформ

Физминутка: Проведём физ. минутку в духе нашего урока

Если я говорю имя сподвижника Петра1 вы присаживаетесь и руки на поясе

Если Имя сподвижника Екатерины 2 встаёте и руки вверх

Учитель: Цели и задачи поставлены верно, теперь проводим исследование. Позже подведём итоги.

Не забудьте записать всё на ватман

VI Итог урока

Учитель: Закончилось исследований, Поочерёдно выступают команды с защитой исследований

Команда «Северная война»

Команда «Культура и быт»

Команда «Реформы»

VIII Рефлексия

Учитель: Смогли ли мы ответить сегодня на наш вопрос?

Был ли Пётр 1 « революционером» На троне?

(примерный ответ учащихся)

Безусловно, несмотря на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству.

Тем не менее, реформы образования коснулось только высших слоёв общества.

Цели Петра во внешней политике не являлись инновационными. Государственное устройство получило ряд значительных изменений, но они не являлись кардинальными.

Главным источником народного богатства остаётся земледельческий труд,

Домашнее задание

Параграф 12-19 , даты, имена, понятия.

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Был ли Пётр 1 « революционером» на троне?

Что такое революция?

Революция – это глубокое и качественное обновление общества.

Кто такой революционер?

Революционер – преобразователь, сторонник крайних мер.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Постановка целей, задач, изучение источников информации, выписать необходимые сведения, проанализировать и подвести итоги

Материал исследования:

Итоги, значение

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА

РЕФОРМЫ

КУЛЬТУРА И БЫТ

О снователь Российской империи Пётр Великий заложил в основание государства не одну, а сразу несколько бомб, которые и взорвались в феврале 1917 года, едва не погребя под завалами царского самодержавия Россию-матушку.

Давайте посмотрим, в каких же расчётах ошибся великий реформатор, где в его плане оказались изъяны, которые в конечном счёте сыграли свою роковую роль? Многое ведь он сделал абсолютно верно, как мы отметим, но задал при этом настолько высокую планку, потянуть которую далеко не все его последователи, особенно Николай II, смогли.

Итак, Пётр:

Принизил роль церкви, которая для феодального устройства очень важна

В современной историографии принято изображать большевиков самыми крупными гонителями церкви, но они были в массе своей просто убеждёнными атеистами и к репрессиям в отношении некоторой части духовенства прибегли в результате и в ходе Гражданской войны. Куда сложнее понять, почему против церкви выступил Пётр Великий.

Родился он у вполне себе набожных родителей - отца Алексея Михайловича и матери Нарышкиной Натальи Кирилловны. Им, наверное, и в голову не могло прийти, что сын Петруша возьмёт и ликвидирует патриаршество на Руси, передав всю церковную власть Святейшему Синоду. Причём для ликвидации патриаршества государю не понадобились жёсткие решения - после смерти патриарха Адриана само священноначалие не рискнуло выбрать себе нового предстоятеля, фактически подчинившись светскому руководству.

Проблема была в том, что сотрудники тогдашнего монастырского приказа были мало сведущи в делах религиозных. Да и дела хозяйственные они вели не лучшим образом, так что некогда богатое церковное хозяйство стало заметно увядать.

Естественно, это привело к недовольству в широких церковных кругах. Многие священники иначе как антихристом Петра и не называли, за что подвергались гонениям. В околоцерковной среде практически не было сторонников уменьшения роли церкви в делах государственных, за исключением прогрессивного, как считается, Феофана Прокоповича. Многие церковники надеялись, что после Петра эта ошибка будет исправлена, но никто из последующих монархов, включая лишившегося престола Николая II, не догадался исправить эту грубую ошибку.

В результате к моменту падения самодержавия православная церковь не имела реальной силы, а главное, того, кто мог бы обратиться к народу с пастырским словом. Пётр I лишил своего не слишком мудрого потомка Николая II очень важной в феодальном, по сути, обществе опоры, скрепы, как сейчас бы сказали, и таким образом помог победе Февральской революции.

Перенёс столицу к морю, что повысило роль флота и усилило влияние извне

Конечно, Пётр не знал, что невольно помогает лишением столичного статуса Москвы революционерам будущего. Наверное, он где-то в глубине души догадывался, что на троне может оказаться слабак, но даже в кошмарных снах, конечно, не мог представить, что им будет такой, как Николай II. Предположи Пётр хоть на минуту, что всё будет так ужасно через два столетия, он никогда в жизни не то чтобы не перенёс столицу, но даже сам город на Неве, скорее всего, не основал бы. От греха подальше.

Впрочем, даже В.И. Ленин не рискнул в момент Гражданской войны оставлять правительство в городе, открытом не только для внутренней контрреволюции, но и прямого иностранного вмешательства. Германским, да и британским эскадрам путь в Петроград был практически открыт. Да и собственный флот, только что во многом поспособствовавшей росту революционных настроений, а потом победе большевиков, мог качнуться в другую сторону. Так что Ильич быстренько не только вернул России патриаршество, но и Белокаменной столичные функции. Он исправил ошибку Петра.

У Ленина не было авантюризма Петра - он умел просчитывать ходы не на годы, а на целые столетия вперёд. Основатель же Российской империи искренне полагал, что, прорубив окно в Европу, он введёт Россию в дружную семью европейских народов. Потом эту ошибку повторяли многие - Александр I, веривший в Священный союз, да и современные либералы, присоединившие нашу страну к ПАСЕ, где её делегацию при первом показавшемся удобным случае лишили права голоса.

В 1916 г. превращённый в проходной двор, в арену схваток резидентур чуть ли не всего мира Петроград фактически был беременным революцией. И, как выяснилось позже, не одной. Но отнюдь не Октябрьская, а именно Февральская революция стала результатом действий империалистических разведок, когда интересы Антанты и Германии с Австро-Венгрией удивительным образом сошлись. А раз так, то свержение беспомощного Николая II было вопросом лишь времени и удобного случая, которого в не самом благополучном с точки зрения климата городе долго ждать и не пришлось. Перебои с хлебом стали той самой искрой, из которой иностранные разведки и их внутрироссийская буржуазная обслуга разожгли пламя.

Начал процесс индустриализации, который привёл к формированию рабочего класса, гегемона революций 1917 г.

Справедливости ради надо заметить, что процесс индустриализации Руси начался ещё до Петра - при его дедушке, первом в династии Романовых царе Михаиле Фёдоровиче, продолжился при его батюшке Алексее Михайловиче, но именно при царе-реформаторе он ускорился и принял практически глобальные масштабы.

Разумеется, развитие экономики не остановилось и после Петра, но основы заложил именно он. Последующие реформы - Александра II и Столыпина - с точки зрения сохранения феодального атавизма в виде самодержавия лишь усугубил ситуацию. Пролетариат появился не только в городах, но и на селе - в лице огромной массы бедняков и батраков.

Тем не менее именно Петра Великого справедливо было бы называть не только основателем Петербурга и российского флота, но и… рабочего класса нашей страны. Конечно, он хотел создать не его, а, как сейчас бы сказали, класс эффективных собственников. И, действительно, создал во многих отраслях, но одновременно в соответствии с неумолимыми законами политэкономии возник и пролетариат.

В феврале и октябре 1917 г. петровские классы эффективных менеджеров и вкалывающих на них пролетариев сыграли решающую роль. Сначала первые, спекулируя на падении в результате Первой мировой войны уровня жизни, отправили на свалку истории другое Петра творенье - царское самодержавие, а потом вторые в атмосфере возникшего хаоса установили под руководством большевиков прогрессивную для своего времени диктатуру пролетариата.

Конечно, можно было бы сказать, что всё это косвенно дело рук Петра, но эта мина им была заложена под основание царского трона, так сказать, ненамеренно. Ну, в самом деле, не оставлять же ему страну в тёмном Средневековье из опасений, что вслед за технологическими переменами когда-нибудь произойдут и социальные? Пётр сделал то, что должен был сделать, беря на себя таким образом все риски, связанные с индустриализацией.

Был основателем бюрократической машины, которая не могла оперативно реагировать в сложной обстановке

Конечно, Пётр I хотел отладить государственный механизм так, чтобы он работал, как часы. И при нём всё так и было - шестерёнки неповоротливой бюрократической машины хоть и со скрипом, но прокручивались. Но стоило Великому Государю закончить свой земной путь, как она тут же встала. Нечто подобное случилось после смерти другого лидера нашей страны - Сталина. Он тоже не смог отладить государственный аппарат на бесперебойную работу без своего личного участия.

Но если при Сталине бюрократизация систем управления начала происходить уже после его кончины, то при Петре I она шла полным ходом ещё при жизни государя. Он заменил систему приказов коллегиями. В названии, кстати, отражена суть реформы - вместо единоначалия в ведомствах появилось коллективное творчество.

Царь резонно полагал, что две головы лучше одной, но забыл, что у семи нянек дитя, как известно, без органа зрения может остаться. Так что госаппарат шевелился только и исключительно под влиянием авторитета, а иногда и кулака Петра.

В случае с его потомком Николаем II не было ни того, ни другого - ни уважения в обществе и в элите, ни способности рявкнуть в случае необходимости. Именно Николай Александрович довёл задуманную Петром систему коллегиального руководства до полного абсурда.

Сейчас, в 100-летнюю годовщину, все вспоминают горькую фразу Николая II в дневнике, что кругом измена и обман. А кто виноват в этом был? Только он сам, поставивший рядом с собой, как сказали бы в «Джентльменах удачи», нехороших людей, которые сбежали от него при первой опасности. Ну и пращур Пётр, забюрократизировавший госаппарат, где решения зависали, а также отказавшийся от системы ответственных за тот или иной участок.

Проводил жёсткую внешнюю политику, что при слабом государе оказалось фатальным

Ничто не ново под Луной, различия только в нюансах. В середине XVIII в. разговоров об агрессивности московитов в Западной Европе было не меньше, нежели в советские годы и последнее время об «угрозе с Востока». Только тогда все они опирались на фальшивое завещание Петра, а сейчас - на сказки о русских хакерах.

То, что якобы петровский текст - явная фальшивка, вряд ли кто-то сомневался и в то время, но он ложился на благодатную почву русофобии, которой страдали европейские элиты со времён царя Гороха. И бояться недругам нашей страны было чего. На примере Швеции Карла XII Пётр I показал всем недругам России, что будет с тем, кто встанет у неё на пути в Европу, в мировое сообщество, как сейчас сказали бы.

Именно тогда у элиты европейских стран и сформировалась продолжающаяся и по сей день политика сдерживания России, а также её стратегия - откол Украины (тогда Малороссии) посулами о европейском выборе и фактически сталкивание лбами нашей страны с Турцией, тогда Османской империей.

Николай II, такое впечатление, что поверил в мифическое завещание Петра больше, чем те, для кого оно было состряпано - западноевропейские обыватели. Именно поэтому он позволил втянуть страну в губительную Первую мировую. Главный приз, который царь и его окружение видели по её итогам, - это как раз Царьград с собором Святой Софии. В результате в течение всей Первой мировой войны вынашивались планы захвата турецкой столицы, но им всё время что-то мешало. А Временному правительству было не до Константинополя, а Ленин предпочёл примирение с Турцией Ататюрка, вернувшись к реальной, а не мифической петровской внешней политике.

И вправду большевик

Максимилиан Волошин, как известно, назвал образно царя Петра «первым большевиком». Поэт имел в виду, конечно, масштаб осуществлённых им преобразований, сравниться с которыми по своему размаху могли лишь перемены после Великой Октябрьской социалистической революции. Но сейчас, спустя 100 лет после предшествовавшей ей Февральской революции, оценка Волошиным, и не только им, Петра как большевика видится и в том, что его реформы стали предвозвестником и во многом - причиной крушения царского самодержавия.

    Введение ……………………………………………………………... 3

    Борьба за выход к Балтийскому и Черному морям………………... 6

    Восстановление армии………………………………………………. 9

    Полтавская битва……………………………………………….......... 11

    Прутский поход………………………………………………………. 12

    Гангутский бой 1714 год…………………………………………….. 13

    Каспийский поход……………………………………………………. 14

    Петр I – реформатор………………………………………………….. 15

    Реформа армии и военно-морского флота………………... 15

    Экономические реформы…………………………………... 20

    Реформа государственного аппарата…………………….... 24

    Церковная реформа…………………………………………. 28

    Заключение……………………………………………………………. 31

    Список использованной литературы………………………………… 33

Введение.

Второй Романов – Алексей Михайлович – был женат дважды. Первый раз на М.И.Милославской. У них было 13 детей. После смерти первой жены Алексей Михайлович женился во второй раз – на молодой Н.К.Нарышкиной. В 1762 году Нарышкина родила сына Петра. А через 4 года Алексей Михайлович умер. После его смерти некоторое время правил его сын от Милославской – Федор (1676-1682 г.г.). После его смерти Милославские и Нарышкины начинают открытую борьбу за престол. В результате интриг в 1682 году на престоле оказываются двое – Иван V (16 лет) от Милославской и Петр I (10 лет) от Нарышкиной. До их совершеннолетия страной правила их сестра Софья (1682-1689г.г.).

Царевна Софья – феномен русской истории. До неё, за исключением далекой княгини Ольги, женщин-правительниц в русской истории не было. Широко образованная, властная, честолюбивая. Софья уверенно вторглась в чисто мужскую сферу русской жизни – политику. И следует сказать, что правила Софья государством успешно. При ней в 1686 году был заключен «вечный мир с Польшей» - Левобережная Украина с Киевом навсегда вошли в состав России. В 1687 году было основано первое высшее учебное заведение в России – Славяно – греко – латинская академия. В 1689 году был заключен Нерчинский договор с Китаем о разграничении границ между Россией и Китаем. Софья попыталась добиться выхода в Черное море – в 1687 и 1689, и под руководством её фаворита князя В.В. Голицына были совершены два крымских похода. Они были неудачны, но свидетельствовали о серьезности намерений московской правительницы.

Софья и Иван V занимали царскую резиденцию – Кремль. Царица Наталья Кирилловна Нарышкина находилась в опале вместе с сыном Петром и проживала в селе Преображенном под Москвой.

Дети царя от Милославской получили прекрасное образование. Они изучали латинский язык, древнегреческий, грамматику, риторику, стихосложение. Мать же Петра, по отзывам современников, была женщиной «ума легкого». Её мало заботило образование и воспитание сына. 1 В учителя к Петру был определен думный дьяк Никита Зотов – большой любитель хмельного. Царевич научился читать и писать, получил отрывочное сведение по истории, географии, читал наизусть некоторые тексты богослужебных книг. В общем, образование Петр получил скудное. Образованнейшим человеком Петр стал благодаря неуемной жажде знаний и упорному самообразованию в течении всей жизни. Зато Никита Зотов привил царевичу любовь к физическому труду. Петр столярничал, плотничал, работал в кузне. В детские году у Петра обнаружились две страсти: к военным играм и большой воде. Для воинских «забав» царевича вначале были приставлены 10 конюхов. Затем из царской дворни были составлены два батальона – один из села Семёновского, другой – из Преображенского. Затем они были преобразованы в «потешные» полки. Вскоре «потешное» войско станет реальной военной силой. Позднее Семёновский и Преображенский полки станут ядром петровской гвардии.

Со временем любовь Петра к армии и большой воде – морю – превратится в серьезные государственные дела.

Рядом с Преображенским находилась Немецкая слобода. Молодой Петр стал здесь частым гостем. Посещение Немецкой слободы оказало большое влияние на мировоззрение и стиль поведения будущего великого преобразователя России.

«Немцами» в те временя в России называли всех иностранцев. В Немецкой слободе проживали ремесленники, торговцы, военные, лекари, переводчики. Россия стала для них второй родиной. Юный государь нашел в Немецкой слободе много друзей. Голландский инженер Франц Гиммерман стал заниматься с ним арифметикой, алгеброй, геометрией, артиллерийской наукой, научил основам строительства крепостей и укреплений. Белее всего Петр привязался к Францу Лефорту. Он был выходцем из Швейцарии и находился на русской службе в чине полковника. Он и стал наставником царя в его знакомстве со своеобразной культурой «Московской» Европы. Но дело в том, что иностранные дворяне-носители утонченной западной культуры – в России оседали редко. В Россию в поисках счастья приезжали люди с темным прошлым, авантюристы. Показательно, что основным занятием жителей Немецкой слободы в свободное время было неумеренное пьянство. Москвичи сторонились того места. Петр же был молод, неискушен, не получил твердого нравственного воспитания, и стиль жизни жителей он стал заимствовать, а затем переносить в свою компанию, позже, - в среду российского дворянства. 2

После смерти Ивана V в 1696 году Петр стал править единолично (1696 – 1725 г.г.). Он войдет в русскую мировую историю одним из величайших правителей Петром I, Петром Великим.

С самого начала самостоятельного правления Петр I стал преобразовывать страну по западноевропейским образцам.

Основные направления:

    борьба за выход к Балтийскому и Черному морям;

    проведение военной реформы;

    реформа государственного управления и развития промышленности;

    социальная политика

Борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. 3

Вначале Петр поставил задачу – добиться выхода к теплым морям.

Для развития внешнеэкономических связей с Западной Европой России нужны были морские – самые дешевые – пути передвижения. Но на Балтийском море владычицей была Швеция, на Черном – Османская империя. Тем не менее, вначале Петр решает добиться выхода к теплому Черному морю. Для этого нужно было взять турецкую крепость Азов у устья Дона, которая « запирала » выход к Азовскому и Черным морям.

В 1695 году начинается первый азовский поход Петра I. С наспех снаряженными « потешными » полками Петр отправился к Азову. Русские войска осадили крепость, но взять её не смогли, т.к. крепость получала подкрепление с моря, а у Петра кораблей не было. Первый азовский поход закончился поражением. Причины поражения были Петру ясны – отсутствие хорошо обученной армии и флота.

Петр решил создать свой морской флот. В 1696 году в районе города Воронежа началось строительство флота. За очень короткий срок было построено 30 военных кораблей.

Так, Петр I положил начало великому делу – созданию в России военно-морского флота. 1696 год считается датой основания русского флота.

В том же 1696 году Петр начинает второй азовский поход. Когда русские корабли появились у стен Азова, турки не поверили своим глазам – еще совсем недавно у русских никакого флота не было. На этот раз Азов был взят. Для укрепления позиций России на юге Петру нужна была гавань для будущего флота. Недалеко от Азова Петр I заложил город Таганрог. Но чтобы удержать выход к морю, предстояла долгая и упорная борьба с владычицей Черного моря – Османской империей. В одиночку Россия вести ее не могла: нужны были союзники, кредиты, вооружение. 4

В 1697 году в Европу отправляется делегация из России, так называемое « Великое посольство » в составе 250 человек.

В « Великом посольстве » находился сам царь под именем Петра Михайлова. Ему было 25 лет. Целью « Великого посольства » было:

    найти союзников в борьбе с Османской империей;

    познакомиться с западными обычаями, законами, культурой;

    оповестить западные страны о благополучном начале правления Петра;

    пригласить на службу в Россию иностранных специалистов различных профессий, в первую очередь знатоков военного и морского дела.

Делегация посетила Голландию, Англию, Австрию, Саксонию, Ватикан. В одних странах Петру оказывали подобающие царские почести, в других же – смотрели как мальчишку.

Это приводило Петра в бешенство. Ему еще больше хотелось доказать всем в Европе, что он ни в чем не уступает западноевропейским правителям. Петр знакомился с обычаями, законами, наукой, техникой и политическим устройством западноевропейских стран. Это знакомство убедило Петра в необходимости преобразований всех сфер русской жизни по западноевропейским образцам. Но решить главную задачу – заключить антитурецкий союз Петру не удалось.

В июне 1698 года в Вене Петр получил сообщение о восстании в Москве стрельцов. Им часто не выплачивали жалования, и из-за невнимания к их нуждам они постоянно поднимали восстания. Петру донесли, что они замышляли его убийство. Царь немедленно возвратился в Москву и сразу же учинил правовую казнь стрельцов. Только в октябре 1698 году было казнено 799 стрельцов. Причем, Петр сам рубил головы стрельцам и приказывал это делать своим приближенным. Москва была потрясена жестокостью молодого царя. Петр же был убежден в своей правоте. Позже он говорил: « Если бы я не был жестоким, я бы давно не был русским царем ».

Итак, в Европе Петру заключить онтитурецкий союз не удалось. Но он нашел союзников против Швеции, что давало возможность начать борьбу за выход к морю на севере. В 1699-1700 г.г. Петр заключил против Швеции Северный союз в составе России, Дании, Речи Посполитой, Саксонии. 5

В 1700 году Россия объявила войну Швеции. Началась Северная война (1700-1721). Королем Швеции в это время был Карл XII.

Ему было всего 18 лет (Петру было 28), но он оказался талантливым полководцем. Первое серьезное столкновение русских и шведских войск произошло в 1700 году у крепости Нарва. Русской армией командовал французский герцог де Сент Круа, недавно принятый на русскую службу. Плохо обученные русские войска сразу же бежали с поля сражения. Устояли только Семеновский, Преображенский да солдатский Лефортов полк. В знак уважения к их воинской стойкости только им шведы разрешили уйти с поля боя с собственным оружием. Командующий русской армией герцог де Сент Круа сам вручил свою шпагу шведам, его примеру последовали почти все военные командующие. Русская армия потеряла шесть тысяч человек, весь офицерский состав, состоявший из наемников – иностранцев, всю артиллерию.

Русская армия была разгромлена. Она потерпела самое сокрушительное поражение за всю свою историю.

После Нарвского сражения Карл XII решил, что Россия окончательно выбыла из войны, и все свое усилие направил против Польши – союзницу России в Северной войне. Там в течение трех лет он воевал против польского короля Августа II, вытесняя его с балтийских провинций.

Под Нарвой Петр I и русская армия потерпели военную катастрофу. Но Петр I обладал ценным качеством: он мог извлекать уроки даже из своих поражений. Он пришел к выводу, что без сильных армии и военно-морского флота ему Швеции не одолеть и не отвоевать у нее выхода в Балтийское море. 6

Восстановление армии.

Петр начал создавать регулярную армию, артиллерию, обучение войск и подготовку офицерского состава. Строительство военных кораблей началось в Архангельске. Их волком через Карелию стали переплавлять в Ладожское озеро. И уже в 1702 году была взята шведская крепость Нотебург (Орешек, позже Шлиссельбург). Но чтобы укрепиться у Балтийского моря, России на Балтике необходимо было иметь город, который бы был крепостью, торговой гаванью, верфями для строительства будущего флота.

И весной 1703 года у устья Невы на Заячьем острове, на исконно русских землях, началось строительство военной крепости. 29 июня в день почитания святых апостолов Петра и Павла в крепости была заложена церковь во имя святых апостолов. После этого крепость стала именоваться Петропавловской. Вскоре в крепости под руководством итальянского архитектора Доменико Труини началось строительство Петропавловского собора. Петропавловский собор стал символом города и усыпальницей царской династии. В 1725 году здесь был упокоен ПетрI, а потом и все Романовы. Город получил название Санкт-Петербурга. В 1713 году Петр перенес сюда столицу России. 7

В 1704 году русская армия взяла Нарву и Дерпт. Карл XII все это время находился в Польше. В 1704 году по настоянию Карла XII польский сейм низложил Августа и провозгласил королем ставленника Карла XII Станислава Лещинского. После этого Карл XII решил двинуться на Москву. На русской границе шведы встретили упорное сопротивление, чего не ожидали. Карл XII свернул на Украину, чтобы дать отдых войскам. У шведской армии не хватало продовольствия, боеприпасов. Из Риги ему на помощь двинулся 16-тысячный корпус одного из лучших шведских генералов А.-Л. Левенгаунта с обозом в 8 тысяч телег. 28 Сентября 1708 года у деревни Лесной (блиц Могилева) русский 12-тысячный отряд во главе с Петром был разбит. Это была крупная победа русских войск над превосходящими силами шведов, она имела большое, прежде всего, моральное значение.

В это время гетманом Украины был Иван Мазепа, мечтавший об отделении Украины от России и создании независимого украинского государства

Мазепа пообещал шведскому королю, что на Украине для борьбы с русскими под его знамена станут 40 тысяч казаков (на самом деле на сторону шведов перешло не более 7 тысяч казаков). Малороссийской казачество в подавляющем большинстве осталось верным России. Затем шведы решили осадить Полтаву, где имелись продовольственные запасы, столь необходимые его войскам.

Полтавская битва.

27 июня 1709 года рано утром состоялось решающее сражение между русскими и шведскими полками – Полтавская битва.

До этого Карл XII не проиграл ни одного сражения. После Нарвы шведский король считал, что стоит ему начать сражение, как русские тут же побегут. Но Петр I основательно подготовился к новому сражению. Армия стала неузнаваемой, у нее появилась артиллерия. Кроме того, Петру I тактически удалось переиграть Карла XII. Карл XII без подготовки в «лоб» бросил все свои силы на русские позиции. В военной науке это безумный прием, но зачастую он приносит победу.

Петр I же разделил свои силы на два батальона. На первую линию обороны русских шведы обрушили бешеную атаку. Она была прорвана. Пришло время вступать в бой главным силам русских – второму батальону. Перед этим Петр обратился к войскам с простыми и ясными словами, суть которых можно свести к следующему: « Вы сражаетесь не за меня, а за государство, Петру врученное. Что касается меня, то знайте, Петру жизнь не дорога, жила бы только Россия ». Второй батальон в атаку Петр I повел сам. Два часа по шведам в упор била русская артиллерия. Шведы не выдержали страшной бойни и побежали с поля боя. К 11 часам утра шведская армия – сильнейшая в Европе – перестала существовать. Из 30 тысяч шведских солдат 9 тысяч были убиты, 3 тысячи взяты в плен. Еще 13 тысяч были пленены в ходе преследования. Карл XII, изменник Иван Мазепа и весь штаб шведской армии бежали в Турцию.

Значение Полтавской битвы в русской истории очень велико:

    Россия была избавлена от шведского завоевания;

    Расстановка сил в северной войне в корне изменилась;

    Полтавская битва поставила Россию в ряд великих европейских держав: отныне все важнейшие вопросы европейской политики будут решаться с участием России. 8

Прутский поход.

В 1710 году Османская империя, не смерившись с потерей Азова, объявила России войну. Россия начала войну на два фронта.

В начале 1711 года Петр I с войском двинулся к границам Молдавии. При этом Петр I заручился поддержкой господарей Молдавии – Д. Кантемира, Валахии-Бранкована, кроме того, ему было обещано содействие Польши. Турецкий султан, опасаясь всеобщего восстания христиан на Балканах, предложил Петру мир с передачей России всех земель до Дуная: Новороссию, Бессарабию, Молдавию, Валахию. Петр ответил отказом. Но на реке Прут ситуация для Русской армии стала отчаянной: русский 40-тысячный лагерь оказался прижат к реке 130 тысячным турецким войском. Турки установили свою артиллерию на высотах и могли разгромить русскую армию в любой момент. Ситуация сложилась неслыханная: мог быть пленен сам царь. Это была очередная военная катастрофа. Готовясь к самому худшему, Петр I, тем не менее, заготовил указ сенату: в случае пленения его государем не считать и его распоряжений из плена не выполнять. Судьба Петра и русской армии была в руках командующего турецкой армией – визиря Балтаждипаша.

Петр I решил вступить в переговоры с турками. Вести их было поручено талантливому дипломату П.П. Шафирову. Только благодаря его дипломатическому искусству, царь был избавлен от небывалого позора. Россия отдала Азов, срывала Таганрог, укрепление на Дону и Днестре. Петр I обязался также не вмешиваться в польские дела и дать пропуск Карлу XII в Швецию. 9

Гангутский бой 1714 год.

После поражения на юге Петр еще решительнее стал действовать простив Швеции. Швеция потеряла всю свою армию под Полтавой, но она сохранила свой мощный флот на Балтике. Петр основательно готовился к морским сражениям: активно строился Балтийский флот, шла усиленная подготовка личного состава.

В 1714 году у мыса Гангут шведский флот потерпел поражение от русского флота.

Это была первая победа молодого русского флота.

При Гангуте родилась новая военно-морская держава – Россия.

Карл XII в 1718 году погиб при осаде крепости в Норвегии. Шведская королева Ульрика – Элеонора – сестра Карла – решила продолжить войну. В 1720 году русские войска высадились на территории самой Швеции. В том же году у острова Гренгам была одержана вторая крупная победа морская над шведами. Шведы были вынуждены сесть за стол переговоров. 10

Каспийский поход.

Начиная с XVI века, русские стремились на Восток: их влекла Индия – страна несметных богатств. Во время правления Петра шли поиски сухопутного пути в Индию. Были снаряжены два отряда, но они не имели даже карт, поэтому закончили с неудачей. Закончив Северную войну, Петр I вновь обратил свои взоры на Восток. Еще в 1718 году Россия заключила торговый договор с Персией. Но в Персии царила анархия, договор персами не соблюдался, что принесло большие убытки русской торговле. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Персии, решено было предпринять против Персии поход. Весной 1722 года русские войска отправились из Астрахани по берегу Каспийского моря в Персию. Значительных столкновений не произошло. К осени 1722 года была присоединена северная Персия. Три персидские провинции – с Баку, Дербентом, Астрабадом – стали русской областью.

Петр I – реформатор.

Реформа армии и военно-морского флота.

В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. Допетровская армия обладала плохой выучкой, слабым вооружением, отсутствием дисциплины, это порождалось тем, что воину – держателю поместья не было резону рисковать собой во имя своего государя и государства. «Пётр видел причину неудач русской армии в XVII веке, а также под Нарвой в отсутствии «распоряжения» - чёткой организации, «регулярства» (понятие, охватывающее и выражающее смысл и цель реформы армии)». 11

«С 1705 года правительство делает следующий шаг – прекращает приём в «вольницу» и переходит к набору в так называемые рекруты непосредственно с крестьянского населения, чего не было раньше. Это было вызвано острой нехваткой людей в армии потребности, которой уже не могли удовлетворяться за счёт волонтёров и «даточных». Рекрутская система полностью отвечала особенностям социальной и экономической структуры страны. Если рекрутская система комплектования сложилась в течение 5 лет, то устройство всей армии вырабатывалось примерно лет десять, вплоть до Полтавы, когда Пётр окончательно убедился в правильности выбранных решений.

Основу армии составляла пехота. Наряду с пехотными полками были созданы гренадёрские полки, солдаты которых, помимо обычного вооружения, были оснащены гранатами. Не меньшие изменения претерпела кавалерия. Она состояла из драгунских полков, укомплектованных кавалеристами, которые были обучены ведению боя в пешем строю. Гордостью русской армии стала быстро восстановленная после нарвского поражения артиллерия, делившаяся на полковую, полевую и осадную. К артиллерии были приписаны и созданные Петром инженерные части. Кроме того, в России появились и гарнизонные войска, размещённые в многочисленных крепостях. В 1720-х годах была создана так называемая ландмилиция (территориальные войска, набираемые на время) из живших на юге однодворцев. Они сторожили опасные южные границы. Детально и глубоко была разработана система организации и управления армии. В течение первой четверти XVIII века были созданы центральные учреждения, ведавшие нуждами армии: Военный, Адмиралтейский, Провиантский приказы, на смену которым в 1718 – 1719 годах пришли Военная и Адмиралтейская коллегии. Высшей тактической единицей, как и раньше, оставался полк. Полки объединялись в бригады, бригады – в дивизии. Действия армии направлялись её мозгов – полевым (генеральным) штабом во главе с генерал-фельдмаршалом. Было введено, согласно европейской практике, командование отдельными родами войск: пехотой командовал генерал от инфантерии, кавалерией - генерал от кавалерии, артиллерией – генерал- фельдцейхмейстер. Непременным атрибутом управления армией было функционирование военного совета – совещания всех высших генералов по важнейшим вопросам ведения военных действий. Соответственно новым стратегическим и тактическим принципом была изменена концепция подготовки войск к боевым действиям. На смену прежним смотрам раз в год, редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, которая не кончается с превращением рекрута в «правильного» солдата. Эта подготовка ориентирована на активные военные действия.

В основе тактического обучения войск Петра лежали не только одни чисто технические приёмы, но и воспитание ответственности, инициативы, сознательной дисциплины, то есть всего того, без чего не может существовать армия. Особое значение в этих условиях приобретали воинские уставы, регламенты – одним словом, кодекс военного права. Пётр уделял их составлениям много внимания, введя в них основу жизни армии, да и всего общества. На смену «Учению и хитрости ратного строю» Алексея Михайловича в начале XVIII века пришли новые уставы: «Строевое положение», «Учреждение к бою» и др.

В 1716 году был издан знаменитый «Устав воинский», которым определялись не только организация и устройство армии, обязанности военнослужащих, основы строевой и полевой службы, но и военно-уголовные, административные законы». 12

Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Важное значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения.

Чины военные

штатские чины

Сухопутные

Генерал-адмирал

Генералиссимус

Фельдмаршал

Генерал по артиллерии; генерал от кавалерии; генерал от инфантерии.

Ответственный тайный советник.

вице-адмирал. Контр-адмирал

Генерал-лейтенант;

генерал-майор.

Тайный советник. Действительный статский советник.

Капитан-командор

Бригадир

Статский советник.

Капитан I ранга.

Полковник.

Коллежский советник.

Капитан II ранга.

Подполковник.

Надворный советник.

Флота капитан-лейтенант. Артиллерийский капитан.

III ранга.

Коллежский асессор.

Флота лейтенант. Артиллерийский капитан.

Капитан или ротмистр.

Титулярный советник.

Артиллерийский лейтенант.

Штабс-капитан или штабс-ротмистр.

Коллежский секретарь.

Сенатский секретарь.

Флота мичман.

Губернский секретарь.

Артиллерийский констебль.

Сенатский регистратор.

Прапорщик или корнет.

Коллежский регистратор.

Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы. «Создание регулярной армии было частью задачи, которую ставил перед собой Пётр, получив нарвский урок. Пётр не мыслил без флота могущества своего государства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было для него первейшим долгом после создания армии, естественным продолжением дела, некогда начатого его отцом, царём Алексеем Михайловичем, при котором в Дединове на Оке был спущен первый русский корабль «Орёл». Все эти чувства хорошо отражены в преамбуле Морского устава 1720 года» 13 .

«Строительство петровского флота, как известно, началось в Воронеже в 1695 – 1696 годах. Сам Пётр был незаурядным кораблестроителем, предложившим много новых технических решений, начиная с проектирования и кончая использованием морских судов. Одновременно со строительством кораблей в Петербурге и Кронштадте создавались мощные военно-морские базы, дополненные базой в Эстляндии (Рогервик; ныне Палтийски). В Кронштадте строилась уникальная система каналов и шлюзов, которая позволяла беспрепятственно ремонтировать, вооружать и даже хранить в межсезонье на берегу огромные корабли» 14 .

Петровское время стало расцветом галерного флота, известного с античных времён. Пётр правильно оценил его значение для борьбы с противником в мелководных шхерах Финского и Ботнического заливов. «Флот нуждался в офицерском составе, знающем военно-морское дело, а верфи в кораблестроителях. Ни тех, ни других в России не было, и царь идёт на необычный шаг – посылает за границу молодых дворян для изучения морского дела. В декабре 1696 года Петру пришла мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за границей специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян. Программа их обучения предусматривала овладение минимумом военно-морских знаний, а затем и искусством кораблестроения». 15

Экономические реформы

«Совершенно бесспорно, что успехи армии Петра на полях сражения были бы невозможны без серьёзных преобразований в экономике тогдашней России: победное оружие Нотебурга, Полтавы, Гангута выковывалось в кузницах Урала, Тулы, Петровских заводов. Несомненно и то, что в годы царствования Петра в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко ведущие последствия. В первой четверти XVIII века в России произошёл резкий экономический скачок. Промышленное строительство петровской эпохи проходило в невиданных для того времени темпах: за 1695 – 1725 годы возникло не менее двухсот мануфактур разного профиля, то есть в десять раз больше, чем было их в конце XVII века, и это при ещё более впечатляющем росте объёма продукции. Характернейшая особенность экономического бума в России начала XVIII века заключалась в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Такая роль была обусловлена многими факторами» 16 .

Пётр I был приверженцем экономической концепции меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. Эта концепция исходила из того, что основой богатства государства и необходимым условием его существования является накопление денег за счёт активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу товаров на свой. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики.

Оба пути развития государственного предпринимательства – активизация старых промышленных районов и создание новых – особенно отчётливо прослеживаются на примере металлургии – основы военного могущества. Казна вложила огромные средства в расширение выпуска железа, пушек, оружия в районах традиционного производства – в Карелии, Воронежско-Тамбовском крае, в Центре. Здесь в сжатые сроки строились новые заводы, расширялись старые, нередко отобранные у тех предпринимателей, которые были не в состоянии оперативно справиться с огромными заказами казны.

Активно использовать опыт действовавших предприятий, а лучших мастеров переселять под ведение местной администрации на новое место – таковы методы создания новых мануфактур при Петре Первом. Кроме того, петровские резиденты в Западной Европе активно приглашали иностранных горных специалистов и металлургов, охотно ехавших в Россию из Германии, Англии и других стран. Мощная металлургическая база позволила расширить и металлообрабатывающее производство, точнее – оружейную промышленность. В Туле, славившейся своими оружейниками, в 1712 году был основан большой оружейный завод, а в 1721 году появился такой же – Сестрорецкий.

Пётр I энергично взялся и за создание мануфактур в лёгкой промышленности. в 1696-1697 годах была основана мануфактура по производству парусины, требования на которую с началом строительства флота были огромны. Эта мануфактура называлась Хамовным двором. В начале XVIII века в Москве был построен Канатный двор – мануфактура по изготовлению корабельных снастей, а также Кожевенный и Портупейный дворы, обеспечивающие армию амуницией и сёдлами. В начале века лихорадочно возводились, преимущественно в Москве и Петербурге, и другие казённые мануфактуры: бумажная, пуговичная, чулочная, суконная, полотняная.

Предприятия основывались с оптимальным приближением к источникам сырья, на их строительстве использовали дешёвый труд местного населения, из него же набирали низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих. Для организации производства привлекали опытных специалистов – как русских, так и иностранцев.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чём не зависящая от импорта. Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли – главным образом для получения прибыли с ходовых товаров внутри страны и вывоза за рубеж таких товаров, которые бы дали государству деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности.

Государство захватывало торговлю самым примитивным, но очень эффективным способом – введение монополии на заготовку и сбыт определённых товаров как внутри страны, так и вне её.

Участие казны в торговле неизбежно вело к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов, имело следствием расстройство, дезорганизацию товарооборота, удушение свободного, основанного на рыночной конъюнктуре предпринимательства.

«Государственные монополии, налоги, повинности – это были силовые средства, применённые петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач». Самодержавное государство стремилось за счёт купечества и его профессионального дела – торговли быстро добыть деньги и товары для решения своих грандиозных проблем.

Во время Северной войны также непомерные повинности несли крестьяне. Лишь один перечень их производит на нас впечатление. Повинности были нескольких видов:

    людские (рекруты);

    отработочные;

    подводные;

    лошадные;

    постройные;

    денежные.

«Денежные налоги делились на постоянные и экстраординарные. Размеры постоянных налогов оставались стабильными долгие годы. Они формировались из нескольких групп налогов. «Приказные» налоги – это идущие на нужды центральных ведомств.

В начале 10-х годов XVIII века появились постоянные налоги на строительство новой столицы: «деньги к санкт-петербургскому городовому делу на кирпичное дело», «на известное зжение», «деньги на припасы и на дело судов». Значительную группу постоянных денежных налогов составляли сословные налоги, то есть те, которые платили отдельные сословия.

«Приказные», петербургские и сословные постоянные налоги дополнялись местными платежами, отличавшимися в каждой губернии, провинции и даже уезде. Если объединить их по значению, то это – сборы на местную администрацию, гарнизоны, содержание почты, дорог, мостов и так далее. Постоянные и даже чрезвычайные денежные налоги составляли лишь незначительную часть от общей массы государственных повинностей. Наиболее тяжёлыми были экстраординарные повинности, как правило смешанные: денежно-натуральные, денежно-отработочные, подводно-денежно-отработочные и так далее». (Анисимов стр. 134).

Были проведены две переписи населения – в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян – 1 рубль 10 копеек в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли 12 миллионов рублей в год).

Реформа государственного аппарата

Важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ абсолютистского государства. В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои...

Указом 2 марта 1711 года был образован Сенат. Он заменил Боярскую Думу. Чем не устраивал Петра Боярская дума, в чём смысл и значение проведённой реформы?

Ответ на эти вопросы дал ещё В.И.Ленин: «Монархия XVII века с боярской думой не похожа на чиновничьи-дворянскую монархию XVIII века». Следовательно, отличие монархии XVII века от монархии XVIII века состояло в том, что первой сопутствовала Боярская дума, в то время как характерной особенностью второй являлось управление страной при помощи дворян-чиновников. Назначения в Сенат, как и освобождение от присутствия в нём, производились царём, руководствовавшимся при этом отнюдь не породой, а способностями кандидата в сенаторы. В итоге зависимость сенатора от царя была неизмеримо большой. В этом проявилась одна из черт утверждавшейся в России абсолютной, то есть неограниченной монархии. Отмеченные особенности Сената выкристаллизовались много позже, а сейчас мартовским указом 1711 года этот орган власти создавался в спешке, без чётких представлений о его правах и обязанностях. Уже первая фраза указа у историков вызывала и вызывает споры о том, каким учреждением представлялся царю Сенат: временным или постоянным. Она гласила: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления».

Из текста явствует, что учреждение создавалось «для отлучек наших», то есть на время пребывания царя вне столицы, в данном случае в походе к границам Османской империи. На деле Сенат продолжал существовать и после возвращения Петра из похода. Не сразу сложились обязанности Сената. Сохранилось три редакции указа с перечислением поручений Сенату на время отсутствия царя.

«Сенат имел право издавать указы, которых все обязаны были слушаться под страхом наказания и даже смертной казни. Сенат ведал суды, наказывал неправильных судей, должен был заботиться о торговле, смотреть за всеми расходами, но главная цель его была собирать деньги. Все сенаторы имели равные голоса. Сенату подведомы были губернаторы, и для каждой губернии в самом сенате учреждались так называемые повитья с подьячими. Канцелярия сената, кроме повытий, имела три стола: секретный, приказный и разрядный. В канцелярии правительствующего сената должны были находиться неотлучно коммисары из губерний для принимания царских указов следуемых в губернии и для сообщения сенату сведений по вопросу о нуждах губернии; они вели сношения со своими губерниями через нарочных или через почту.

Вместе с учреждением сената последовало учреждение фискалов. Главный фискал на всё государство назывался обер-фискалом. Он должен был надсматривать тайно и проведывать: нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается ли где неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы и за знатным лицом, должен объявить перед сенатором; если донос окажется справедливым, то одна половина штрафа, взыскиваемого с виновного, шла в казну, а другая поступала в пользу обер-фискала за открытие злоупотребления. Под ведомством обер-фискала были провинциал-фискалы, с такими же обязанностями и правами в провинциях как и обер-фискал в целом государстве. Под властью последних состояли городовые фискалы. Фискалы должны были над всеми надсматривать; все должны были всячески им содействовать – все, ради собственной пользы, приглашались к доносничеству.

С учреждением сената ратуша хотя не была уничтожена, но потеряла своё прежнее значение, и власть губернаторов стала простираться на торговое сословие.

Губернаторам было отдано ямское дело, а ямской приказ был упразднён. На них же было возложено отыскание металлических руд, и особый существовавший до сих пор приказ рудных дел был уничтожен. С целью преобразования монетной системы учреждено особое место, так называемая купецкая палата» 17 .

В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий:

    Коллегия "чужестранных дел";

    Коллегия военных дел;

    Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам);

    Камер- коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

    Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами);

    Ревизион-коллегия;

    Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью):

    Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью);

    Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей).

Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась "Кабинетом".

Ломке было подвергнуто и все областное управление. Указ 18 декабря 1708 года извещал о намерении создать 8 губерний. До осуществления губернской реформы страна делилась на 250 уездов, непосредственно подчинявшихся центральным учреждениям в Москве – приказам. Теперь между уездной администрацией и приказами должна была появиться промежуточная инстанция – губернские власти.

Во главе губернской администрации стояли губернаторы, пользовавшиеся на управляемой территории всей полнотой судебной, административной и военной власти. Губернаторами Пётр назначал близких себе людей. Во главе Петербургской губернии был поставлен Меншиков, Воронежской – адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин, Казанской – его брат Пётр Матвеевич, Московской – боярин Тихон Никитич Стрешнёв. Губернские учреждения должны были начать работать с 1710 года. Вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум" (совет) из местных дворян.

Губернские учреждения должны были укрепить местную администрацию. Огромные права губернатора позволяли ему оперативно подавлять вспышки недовольства в самом зародыше. Учреждение губерний давало правительству ещё одно преимущество – появилась возможность более эффективно взимать налоги, набирать рекрутов и мобилизовывать людей на строительные работы.

Эффективность обеспечивалась наличием в распоряжении губернаторов воинских команд, используемых и для выколачивания недоимок, и для привлечения на службу в армию и во флот крестьян и горожан.

В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Воевода руководил канцеляриями рекрутского сбора, розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск.

Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица. В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Естественно, что в таком государстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.

Церковная реформа

Видное место среди преобразований Петра занимает Духовная реформа. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви подчинить себе светскую власть - это и обусловило те мероприятия, которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.

На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество. «Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях: поступать на службу, военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу - он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить - разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли» 18 . Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и ее главы: был создан совет епископов,

собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 асессоров» 19 . В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.

«По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. Произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем». Духовный регламент - это законодательный акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений. Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата.

Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.

Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.

Создание такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: « От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...» 20 .

Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия.

Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями.

После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве. Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения.

Заключение.

По масштабам интересов и умению видеть главное в проблеме Петру Первому трудно найти равного в российской истории. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, которую он словно гигантский корабль выводил из тихой гавани в мировой океан, расталкивая тину и пни и обрубая наросты на борту.

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.

Преобразования первой четверти ХVIII в. носили прогрессивный характер. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной.

Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти ХVIII в. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения, развивавшиеся вширь и вглубь. Реформы Петра встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства. В борьбе с ними Петр I не остановился перед расправой даже с собственным сыном Алексеем, оказавшимся в лагере реакции. Жесточайшему преследованию подвергалось любое выступление народных масс против существующего строя.

Реформы первой четверти ХVIII в. неотделимы от личности Петра I – выдающегося полководца, политического и государственного деятеля, поставившего свой талант и способности на службу дворянскому классу. Это “действительно великий человек”,- сказал о Петре I Ф. Энгельс. Противоречивая, во многом объясняемая особенностями своего времени фигура Петра постоянно привлекала и привлекает внимание писателей, художников, деятелей театра и кино, композиторов.

Огромную роль в российской истории сыграл Царь Петр I.

Список использованной литературы

    Анисимов Е. Время Петровских реформ – СПБ.: Лениздат, 1989.

    Богданов А.П. В тени Великого Петра – М.: Армада, 1989.

    Буганов В.И., Зырянов П. Н. История России конец XVII – XIX в. - М.: Мысль, 1995г.

    Ключевский В.О. Исторические портреты – М.: Правда, 1991.

    Князьков С. Из прошлого земли русской. Время Петра Великого – М.: Мысль, 1991 г.

    Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга III. - М.: А/О «Книга и бизнес», 1992.

    Павленко Н.И. Пётр Первый и его время – М.: Просвещение, 1989.

    Павленко Н.И. Вокруг трона - М.: Мысль, 1998.

    Рыбаков Б.А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века – М.: Высшая школа, 1975.

    Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России – М.: Правда, 1989.

    Сыров С.Н. Страницы истории – М.: Русский язык, 1983.

1- Ключевский В.О. «Исторические портреты», Москва, Издательство «Правда», 1989 стр. 14-18

Богданов Л.П. «В тени Великого Петра», Москва, Издательство «Армана», 1998 стр. 98-107

2 Сыров С.Н. «Страницы истории», Москва, Издательство «Русский язык» стр. 72-74

3 Рыбаков Б.А. «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века», Москва, Издательство «Высшая школа», 1975 стр. 107-118

Как европейские реакционеры-аристократы и "колонизаторы...

Сипягин по убеждениям был консерватором , монархистом и боролся с... Савинков встретился с бывшим сокурсником Петром Рутенбергом, участником демонстрации 9 ... Р. А. Боевая организация партии социалистов-революционеров в 1901-1911 гг. - М.: Российская...

В разделе на вопрос почему Петра I называли как “революционера на троне”? если можно развернуто заданный автором OMFAL FENIX лучший ответ это Петр I легендарный царь-реформатор. Он кардинально изменил ход русской истории. Вся его внутренняя политика была направлена на укрепление государства. Провел перепись населения и распределил подать с помещиков, крестьян и прочих. Начал производить военную технику, сформировал российский флот, сделал Санкт-Петербург главным портом. Преобразовал органы управления государством, построил множество новых мануфактур. Реформы преодолели экономическое отставание страны от других европейских государств, и способствовали техническому прогрессу.
Словом, полностью преобразовал, укрепил Россию, и превратил в великую империю.
Революционер - это человек, который участвует в революции. А революция, в свою очередь - коренное и радикальное изменение в чем-либо. То есть, правление Петра радикальным образом изменило российский строй, политику, економику и т. д. Вот поэтому его и называют "революционером на троне".

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: почему Петра I называли как “революционера на троне”? если можно развернуто

Ответ от Никто никакой [эксперт]
а теперь простым русским языком. Про него всегда говорят, что он "прорубил окно в Европу".
Теперь разъясняю - это ему захотелось чтобы его империя была похожа на европейские страны. он ввел налог на бороду (В то время было модно носить бороду) заставил всех начать мыться (мол хорош на баллы приходить и вонять, высмаркиваться на занавески...) ну и т. п.)))


Ответ от шеврон [гуру]
Прорубив "Окно Европу"
И увидев рожу беса
Пётр Первый вставил свечку
В канделябр Сатаны
До сих пор имеют место
Невозможные процессы
Из-за нетрадиционной
Ориентации Страны


Боярин Артамон посоветовал обратиться к просвещенному монаху Симеону Полоцкому – воспитателю царских детей. И в этот момент открылась дверь и неожиданно перед царем предстал сам монах. «Вот легок на помине» – подумал Алексей.

Монах взволнованно поведал о чуде: ночью он увидел на звездном небе возле Марса новую яркую звезду. Это означает радостную весть: через девять месяцев 30 мая будущего года, 1672, царица Наталья родит царевича, станет он сильным, могучим, даст отпор всем врагам и который с честью займет отцовский престол.

Затем монах развернул свиток со своими вычислениями о приметах будущего ребенка: «он приобретет себе всемирную известность и заслужить такую славу, которая прославить фамилию Романовых на все времена. Он совершить много славных дел на море и суше. Искореняя злодеев, он будет любить и поощрять трудолюбивых и свято сохранять веру». Симеон предсказал, что родившегося младенца назовут Петром (греч. – камень).

Свершилось пророчество мудрого иеромонаха (сан священника): 30 мая 1672 в день Исаакия Долматского родился Петр (со временем в честь этого события был воздвигнут Исаакиевский собор).

Крещен был родившийся царевич 29 июня в Чудовом монастыре, в день апостолов Петра и Павла (отсюда название Петропавловской крепости) и был назван Петром (камень, гранит, скала).

Историки отметили, что реформы, исполненные Петром были его личным делом, беспримерным и необходимым.

Несчастья бояться – счастья не видеть.

«А Петр Великий, который один есть целая всемирная история».

А. С. Пушкин

На рубеже XVII века в России явился гениальный Царь, исполненный энергии необычайной, силы духа необъятной…. Он взглянул на Россию.

К. Аксаков

«Революционер на троне»

Петр I – первый российский император (1721 г). Своими деяниями создал могущественное абсолютистское государство, добился признания за Россией авторитета великой державы. О петровских преобразованиях В. Белинский писал: «Учись или умирай: вот что было написано кровью на знамени его борьбы с варварством». Петр объединил в себе безудержное самовластие с самопожертвованием, не жалел себя ради общего дела. Историк С. Соловьев называл Петра «революционером на троне », Ф. Энгельс: «подлинно великим человеком »

Петр Великий – уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. Петр ввел множество изумлявших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь дворян. Он и сам изумлял современников своей одеждой, поведением, манерой общения.

В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Это он находился в пекле сражений, не жалея живота своего. Это он одерживал блистательные победы над сильным неприятелем. Это он странствовал по бездорожью России, а также по столицам западноевропейских дворов, чтобы возвести страну в ранг европейских государств, это он, наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.

Многим современникам импонировала простота царя, его неприхотливость, умение, напрягая волю, физические и нравственные силы, преодолевать препятствия. Современников поражало то, что царь, как простой бомбардир участвовал в осаде Азова, а во время торжественного шествия в Москве по поводу взятия Азова, шагал в общей колоне с протазаном на плече. Его отец, Алексей Михайлович, никогда не покидал собственные покои без сопровождающей его свиты и охраны.

А Петр Алексеевич не гнушался ездить в двуколке без свиты и охраны. Удивление вызвал тот факт, что в 1697 году Петр не возглавил Великое посольство, а отправился в заграничный вояж одним из членов этого посольства, да еще и под чужим именем – Петр Михайлов. Но еще более обескуражило современников то, что за границей царь, приобретя экипировку простого плотника, сам усердно трудился над сооружением корабля, учился этому мастерству и даже получил диплом кораблестроителя

«Я есть ученик и ищу себе учителей »: печать Петра с девизом

9 марта 1697 г. Петр I тайно покинул Россию, впервые в отечественной истории царство осталось без царя. Под именем Петра Михайлова он вместе с Великим посольством отправился в Европу. Его участники были одеты в русские национальные одежды, и в сопровождении калмыков, башкир и татар выглядели крайне экзотически.

Но уже в ноябре русские сбрили бороды, пошили у лучших амстердамских портных модные костюмы, натянули перчатки, чулки, на головы надели парики, шляпы, начали курить запрещенный Церковью табак, «богомерзское зелье». Пройдена школа военной и морской выучки, усвоена чужая речь, военные термины. Русский царь вернулся в августе 1698 г. на Родину и начал борьбу с местничеством и боярской спесью…

Государь без стеснения поведал нам… больше всего любит труд… мы были чрезвычайно удивлены, увидев натруженные мозолистые руки монарха».

София – Шарлотта, супруга прусского правителя (1697 г.)

« Я без страха иду на смерть за моего Государя Петра»

новгородский купец Иголкин (1700 г.)

Не страшась смерти, подвергая собственную жизнь опасности, Петр, проявляя чудеса личной храбрости нередко находился в самой гуще боя, а в ходе Полтавского сражения вообще только его личный пример воодушевил солдат, когда он повел войска в контратаку.

«Твердость духа»

В 1700 году по делам торговым в Стокгольме оказался новгородский купец Иголкин. Началась Северная война, и он был задержан как русский пленный. Находясь в тюрьме, арестант услышал разговор двух охранников, поносивших русских, дерзко ругавших государя Петра. Возмущенный Иголкин не вытерпел, набросился на обидчиков, вырвал у одного из них ружье и штыком заколол шведа.

На шум явилась охрана, Иголкин сдался без сопротивления. О его поступке донесли королю. Карл XII призвал пленного купца и спросил: «Как ты решился убить моих солдат?». Тот без робости, спокойно рассказал монарху подробно обо всем, что случилось в тюрьме. «Я без страха иду на смерть за моего Государя Петра» – безбоязненно заявил смелый пленник. Карл XII, пораженный твердостью духа русского купца, простил его и велел освободить из – под стражи». Передай царю Петру, что возвращаю ему его верного поданного» – сказал на прощанье шведский правитель.

Петр I со слезами на глазах обнял вернувшегося Иголкина, щедро наградил его и всегда оставался к нему ласковым и признательным.

Во время застолий, на вечерах и приемах рассказывал про подвиг простого русского человека, совсем ранее незнакомого ему:

Я предчувствую, что россияне когда – нибудь… пристыдят самые просвещенные народы успехами в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы

Петр I Великий.

Русский историк В. О. Ключевский о противоречивости действий Петра так писал:

«Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра и доселе неразрешённая».

Чем больше я наблюдаю дарования этого монарха, тем более сему удивляюсь.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Петр I – «мастеровой дел разных».

Петр торопился жить. Он быстро ходил, спутники практически бежали вприпрыжку. Был мастером на все руки, приобрел массу технических познаний, знал 15 ремесел, владел профессиями кузнеца, чеканщика, гравера, печатника, переплетчика, картографа, бухгалтера, штурмана, артиллериста, часовщика, переводчика (говорил по – голландски, по – немецки, хорошо понимал шведский, польский, немного татарский, английский, читал по – латыни), охотно работал топором, считался лучшим корабельным мастером в стране.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!