В п астафьев родные березы главные герои. Астафьев - Родные берёзы

Ответ оставил Гуру

Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, у моря, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно. Но плохо больному человеку, везде ему плохо, даже у моря под южным солнцем. В этом я убедился очень скоро.

Какое-то время я с радостью первооткрывателя бродил по набережной, по приморскому парку, среди праздной толпы, подчеркнуто веселой, бесцельно плывущей куда-то, и не раздражали меня пока ни это массовое безделье, ни монотонный шум моря, ни умильные, ухоженные клумбочки с цветами, ни оболваненные ножницами пучки роз, возле которых так любят фотографироваться провинциальные дамочки и широкоштанные кавалеры, залетевшие сюда с дальних морских промыслов бурно проводить отпуск, прогуливать большие деньги.

Но уже через неделю мне стало здесь чего-то недоставать, сделалось одиноко, и я начал искать чего-то, рыская по городу и парку. Чего искал - сам не ведал.

Часами смотрел я на море, пытаясь обрести успокоение, наполненность душевную и тот смысл и красоту, которые всегда находили в пространстве моря художники, бродяги и моряки.

Море нагоняло на меня еще большую тоску мерным, неумолчным шумом. В его большом и усталом дыхании слышалась старческая грусть. Вспененные волны перекатывали камни на берегу, словно бы отсчитывая годы. Оно много видело, это древнее, седобровое море, и оттого в нем было больше печали, чем веселости.

Впрочем, говорят, что всяк видит и любит море по-своему. Может, так оно и есть.

В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Непорочными, какими-то невзаправдашне театральными цветами были завешаны магнолии.

И пальмы, пальмы.

Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней. В расчесах пальм жили воробьи и ссорились, как обитатели коммунальной квартиры, всегда и всем недовольные, если даже удавалось им свить гнездо в кооперативной квартире или на райской пальме. Понизу стелились и прятались меж деревьев кусты, бесплодные, оскопленные ножницами. Листья их то жестки, то покрыты изморозью и колючками. В гуще кустов росли кривые карликовые деревца с бархатистыми длиннопалыми листьями. Их покорность, еле слышное перешептывание напоминали тихих красавиц из загадочной арабской земли.

Кусты, деревья, все эти заморские растения, названий которых я не знал, удивляли, но не радовали. Должно быть, открывать и видеть их надо в том возрасте, когда снятся далекие страны и тянет куда-то убежать. Но в ту пору у нас и сны, и мечты были не об этом, не о дальних странах, а о том, чтоб свою как-то уберечь от цивилизованных разбойников двадцатого века.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Садовник широкодушно высвободил место березам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить, а потом и задушить. Садовник часто поливал березы, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.

Оцени ответ

Очень часто на летние каникулы задают прочитать необходимые произведения и список прочитанного иногда достигает небывалых размеров. Многие, да и в принципе все учащиеся не охотно хотят тратить свое летнее время на прочтение книг. Именно для вас мы добавили краткое содержание произведения Астафьев - Родные берёзы . Прочитав данный материал вы с легкостью сможете понять суть и смысл книги и вам даже не придется читать полный формат книги. На данной странице вы можете прочитать краткое содержание по произведению

Астафьев - Родные берёзы

совершенно и без регистрации.

Рассказчик заболевает. Ему дают путёвку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной «с радостью первооткрывателя», и его не раздражают ни массовое безделье, ни монотонный шум моря. Но уже через неделю рассказчику начинает чего-то не хватать. Море, в шуме которого слышна «старческая грусть», нагоняет на него тоску.

Часами рассказчик бродит по парку, рассматривая буйную, яркую растительность, собранную со всех сторон мира. Все эти пальмы, фикусы и кипарисы удивляют его, но не радуют. И вдруг, в глубине парка, на зелёной полянке он видит три тоненькие берёзки, на белых стволах и неяркой зелени которых так хорошо отдыхает глаз.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже...
Глядя на берёзки, рассказчик вспоминает родную деревню, где берёзовые ветки ломают на Троицу, а летом заготавливают берёзовые веники для бани. Веники сушатся на чердаке, и всю зиму там гуляет «ветреное, пряное лето», а веники лечат людей, «выпаривают пот из кожи, надсаду и болезни из натруженных костей».

«Ах, как славно пахнут берёзы», — думает рассказчик.

Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, у моря, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно. Но плохо больному человеку, везде ему плохо, даже у моря под южным солнцем. В этом я убедился очень скоро.

Какое-то время я с радостью первооткрывателя бродил по набережной, по приморскому парку, среди праздной толпы, подчеркнуто веселой, бесцельно плывущей куда-то, и не раздражали меня пока ни это массовое безделье, ни монотонный шум моря, ни умильные, ухоженные клумбочки с цветами, ни оболваненные ножницами пучки роз, возле которых так любят фотографироваться провинциальные дамочки и широкоштанные кавалеры, залетевшие сюда с дальних морских промыслов бурно проводить отпуск, прогуливать большие деньги.

Но уже через неделю мне стало здесь чего-то недоставать, сделалось одиноко, и я начал искать чего-то, рыская по городу и парку. Чего искал - сам не ведал.

Часами смотрел я на море, пытаясь обрести успокоение, наполненность душевную и тот смысл и красоту, которые всегда находили в пространстве моря художники, бродяги и моряки.

Море нагоняло на меня еще большую тоску мерным, неумолчным шумом. В его большом и усталом дыхании слышалась старческая грусть. Вспененные волны перекатывали камни на берегу, словно бы отсчитывая годы. Оно много видело, это древнее, седобровое море, и оттого в нем было больше печали, чем веселости.

Впрочем, говорят, что всяк видит и любит море по-своему. Может, так оно и есть.

В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Непорочными, какими-то невзаправдашне театральными цветами были завешаны магнолии.

И пальмы, пальмы.

Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней. В расчесах пальм жили воробьи и ссорились, как обитатели коммунальной квартиры, всегда и всем недовольные, если даже удавалось им свить гнездо в кооперативной квартире или на райской пальме. Понизу стелились и прятались меж деревьев кусты, бесплодные, оскопленные ножницами. Листья их то жестки, то покрыты изморозью и колючками. В гуще кустов росли кривые карликовые деревца с бархатистыми длиннопалыми листьями. Их покорность, еле слышное перешептывание напоминали тихих красавиц из загадочной арабской земли.

Кусты, деревья, все эти заморские растения, названий которых я не знал, удивляли, но не радовали. Должно быть, открывать и видеть их надо в том возрасте, когда снятся далекие страны и тянет куда-то убежать. Но в ту пору у нас и сны, и мечты были не об этом, не о дальних странах, а о том, чтоб свою как-то уберечь от цивилизованных разбойников двадцатого века.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Садовник широкодушно высвободил место березам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить, а потом и задушить. Садовник часто поливал березы, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.

Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа. Даже за ремешками картузов у парней - березовые ветки. Скараулив девок с водою, парни бросали им в ведра свои ветки, а девушки старались не расплескать воду из ведер - счастье выплеснуть! В кадках вода долго пахла березовым листом. Крыльцо и пол сеней были застелены молодыми ветками папоротника. По избам чадило таежным листом, уже устоявшимся, набравшим силу. В этот день - в Троицу - народ уходил за деревню с самоварами и гармошками.

Праздновали наступление лета.

Какое-то время спустя под дощаной навес сваливали целый воз березовых веток. В середине зеленого вороха сидела и вязала веники бабушка. Видно у нее только голову. Лицо у бабушки умиротворенное, она даже напевает что-то потихоньку, будто в березовой, чуть повядшей и оттого особенно духовитой листве утонули и суровость ее, и тревожная озабоченность.

Веники поднимали па чердак и сарай, вешали попарно на жерди, на перекладины - где только можно уцепить веники, там и вешали. Всю зиму гуляло по чердаку и сараю ветреное, пряное лето. Потому и любили мы, ребятишки, здесь играть. Воробьи слетались сюда по той же причине, забирались в веники на ночевку и не содомили.

И всю зиму березовый веник служил свою службу людям: им выпаривают пот из кожи, надсаду и болезни из натруженных костей. Мужики, что послабже, да квелые старичишки надевали шапки, рукавицы, парились часами и, не в силах преодолеть сладкой истомы, омоложения души и тела, запаривались до беспамятства, молодухи выволакивали их из бани в наспех, неладно застегнутых исподниках и торопливо тыкали в загривок свекру или мужу, вымещая ему прошлые обиды.

Ах, как славно пахнет береза!

Лирические миниатюры и короткие рассказы-воспоминания «Затесей» В. П. Астафьева представляют собой зарубки в памяти, следуя по которым, можно вернуться к истокам жизни, исходной точке пути, откуда все начиналось, и еще раз прочувствовать, отследить шаг за шагом, этап за этапом, веха за вехой, как это было. Они - словно фрагменты его дневников, если бы он вел дневники…

Первоначальное заглавие цикла лирических зарисовок - "Дыханье родной земли". Название "Затеси" впервые появляется в 1965 году, первое отдельное издание вышло в 1972-м. Писатель постоянно возвращался к циклу, включал в него одни произведения, исключал другие.

Миниатюра «Родные березы» входит в первую тетрадь «Затесей» - «Падение листа» (1972). Береза – символ русской природы, земли русской, силы духа русского человека. Это стройное дерево радует своей легкостью и необыкновенной красотой всех окружающих.

В название миниатюры писатель включил фитоним. Что такое фитонимы?

Фитонимы – это название растения как объект лингвистического изучения.

Фитоним - Искон. Сложение греч. phyton «растение» и onyma «имя, название». Ученый неологизм 70 х годов XX в … (Этимологический словарь русского языка).

Фитоним - Название растения … (Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило).

В книге Астафьева «Затеси» мы часто встречаемся с названиями растений. Словник ботанического гербария, представленного в сборнике, весьма широк. В астафьевском цветнике можно встретить вечнозеленые хвойные деревья (кедр, ель, пихту); лиственные деревья (березу, ольху, тальник - кустарниковую иву, ветлу; плодовые деревья (яблоню, калину, черемуху, рябину); кустарники (чернику, шиповник), вербу, землянику и, конечно же, большое разнообразие травянистых растений.

Астафьев добавляет эпитет «родные», который нужен для выражения чувств автора. Невольно выстраиваем ряд однокоренных слов: род, родина, родитель, родословная, родить. В заглавии открывается тема и идея произведения.

Тема родного дома, безграничной любви к родине – одна из ключевых тем в творчестве Астафьева. К ней он обращался в течение всей жизни и утверждал незыблемость этой нравственной категории. Без любви к родине невозможно ни прошлое, ни настоящее, ни будущее.

Миниатюра «Родные березы» имеет ярко выраженный сюжет: герой приезжает в южный санаторий на лечение, на какое-то время погружается в этот яркий, веселый, шумный мир, а через неделю ему становится здесь одиноко.

Основной композиционный прием – антитеза. Мы выявили следующие противопоставления:

    подчеркнуто веселая праздная толпа – одиночество героя

    разлапистые пальмы – березки

    праздник жизни у моря – Троица, празднование наступления лета

Эти противопоставления несут дополнительную смысловую нагрузку: внутренний мир героя подвижен и реагирует на все, что происходит в окружающем мире. С помощью антитезы автор выражает свое отношение к тому, что является для него самым важным в этой жизни, - родине.

Противопоставлены и образы растительного мира: фикусы, платаны, чинары, кипарисы, магнолия, пальмы – три березки. Южные растения пышные, знойные. Чужая растительность бьет в глаза, а березки просто стоят. Экзотическим деревьям и кустарникам здесь привольно, а березкам нужно было выжить под этим «непосильным для них» южным солнцем.

На набережной и в приморском парке гам, разноголосица, суета, беспокойная жизнь, а там, где стоят березки, царят тишина и покой. Герой чувствует духовную связь со своей родиной, которая, как струна, натянулась и зазвенела, как только перед глазами открылась эта картина: « Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви».

Обратим внимание на появление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах «полянка», «травка», «березки». С такой нежностью можно говорить только о том, что является самым дорогим для человека. Синонимический ряд глаголов: глазел, дивился, увидел, глазам не поверил – построен по принципу нарастания. Мы думаем, что автор здесь использует градацию.

    южный санаторий, море, приморский парк - настоящее

    деревенская улица, праздник, дом, бабушка – прошлое

    березки - настоящее и будущее.

Настоящее заставило его вспомнить дорогое прошлое: родной дом, деревню, односельчан, бабушку: «Лицо у бабушки умиротворенное, она даже напевает что-то потихоньку, будто в березовой, чуть повядшей и оттого особенно духовитой листве утонули и суровость ее, и тревожная озабоченность».

Всю жизнь Астафьев в своем творчестве возвращается к своей любимой бабушке, в воспоминаниях о ней он черпает силы и вдохновение, ее жизнью мерит свои поступки и слова. Кажется, что она наблюдает за своим любимым внуком оттуда, из иного мира, а внук чувствует этот пристальный ласковый взгляд. Это мысленное пребывание в прошлом словно окатило волной счастья. «Ах, как славно пахнет береза!»- восклицает герой. В одном из произведений Астафьев сказал: «Березы пахнут Родиной». Вот почему герой миниатюры вдыхает этот запах и чувствует огромное счастье.

А что было с героем до встречи с березками? Обратим внимание на его внутреннее состояние:

    я заболел

    везде плохо

    какое-то время с радостью бродил

    сделалось одиноко

    чего искал - сам не ведал

    пытался обрести смысл и красоту

    море нагоняло на меня тоску

    в его дыхании чувствовалась старческая грусть

    в нем было больше печали, чем веселости

Удивительно то, что даже море не радует героя. Дыхание у моря «усталое», и в этом дыхании чувствуется «старческая грусть». Эпитет «седобровое» вносит последний штрих в картину моря: оно является символом старости, печали, усталости.

Встреча с березками меняет настроение героя, его мироощущение. В лексике появляются слова со значением радости: хорошо, счастье, праздновали, любили, сладкий, славно.

    Было так хорошо, покойно взгляду

    Счастье выплеснуть

    Праздновали

    Гуляло лето

    Любили мы

    Сладкой истомы

    Ах, как славно пахнет береза

Все образы в этой миниатюре взаимодействуют. Море, деревья, кустарники, растения и герой связаны не только пространством и временем, но и образом автора, который выражает свою позицию в этом взаимодействии и особенностях его языкового выражения.

Для этого Астафьев использует эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.

Мы обратили внимание на следующие эпитеты:

    праздная толпа

    монотонный шум моря

    душевная наполненность

    усталое дыхание

    старческая грусть

    древнее седобровое море

    задумчивые кипарисы

    непорочными цветами

    загадочная земля

    нежная зелень

    ошеломляющий блеск

    непосильное солнце

    духовитая листва

Эпитеты выражены прилагательными и причастиями. Большинство из них выражают авторскую оценку и авторское восприятие действительности (монотонный, усталое, старческое, задумчивые, непосильное). Есть эпитеты, которые выделяют наиболее существенные признаки предметов (древнее, пряное, молодыми, сладкой). Очень много эмоциональных эпитетов (веселой толпой, умильные клумбочки, задумчивые кипарисы, тихие красавицы, веселые сороки и др.) Они раскрывают необычную сторону предметов, скрытую от многих глаз. Например, поражает образ моря, которое так же, как и человек, устало от собственной вечности и всезнания.

С помощью сравнений Астафьев создает яркие, необычные образы:

    как обитатели коммунальной квартиры (воробьи)

    словно отсчитывая годы (движение волн)

    с шевелюрами современных парней (пальмы)

    как веселые сороки (пестрели стволы берез)

    сиротами кажутся (березки)

    толщиной с детскую руку (ствол березки)

    будто в березовой листве утонули (суровость и озабоченность бабушки)

Эпитеты усиливают выразительность текста, акцентируют наше внимание на каких-то значимых деталях, но главное заключается в том, что все сравнения построены на сопоставлении мира природы и мира человека. И коммунальная квартира, и тяжесть прожитых лет, и ощущение сиротства – все это связано с чувствами автора, его эмоциональной оценкой.

Метафоры обогащают наше представление о предмете и его свойствах, открывает новые стороны и новые смыслы, непривычные, быть может, для нас. Обратимся к следующим метафорам:

    дыхание моря

    прогуливать деньги

    наполненность душевную

    блеск растительности

    пена березового листа

    березы затерялись

    стволы пестрели

    выпаривают надсаду и болезни

    преодолеть истому

В основу метафор Астафьев берет сходство предметов по динамике, настроению, ощущениям, впечатлениям, действиям, форме и звуку.

Природа в миниатюре Астафьева живет по собственным законам. Для этого писатель использует олицетворения:

    Дыхание моря

    Оно много видело

    Кипарисы мудро молчали

    Кусты прятались

    Слышное перешептывание

    Не шуршали корою

    Не лопотали листами

    Не сомлели и не умерли они

    Лето гуляло

Они создают образ природы, мудрой, знающей и видящей больше человека. Но нет в ней высокомерия. Все звуки приглушены и спокойны.

Таким образом, мы приходим к выводу, что главной темой в этой миниатюре является тема родного дома. Она раскрывается на всех уровнях текста – словообразовательном, лексическом, синтаксическом. Эта тема диктует и выбор художественных средств выразительности. Великий классик немецкой литературы И.В.Гете писал: «Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто вопреки своей воле».

По мнению Астафьева, человек остаётся настоящим человеком, пока сохраняет свою кровную связь с родным домом. Эту связь не могут разорвать ни расстояния, ни время. Грусть, тоска, чувство одиночества, потерянности, которые чувствует герой Астафьева, говорят о том, что единственное место, где ему хорошо, - это родной дом. Вот почему березки вернули ему радостное ощущение мира и гармонии. Родина рядом, она всегда с нами, где бы мы ни находились. Она в нашем сердце, в нашей памяти.

Тема родного дома - одна из ключевых в творчестве писателя. Он обращался к ней в течение все жизни и искал и искал слова для того, чтобы выразить благодарность родной земле и признаться в бесконечной любви.

Список литературы

    Астафьев В.П. Затеси. РГ «Вся Сибирь», 2003.

    Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка.- М.: АСТ: Астрель, 2009.

    Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс-Лит, 2013.

    Река жизни Виктора Астафьева. Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2010.

    Словарь лингвистических терминов. – Изд. 4-е, испр. и дополн. – Назрань: Пилигрим, 2005.

    Феномен В.П.Астафьева в общественно-культурной и литературной жизни конца 20 века. Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2005.

Загружено с учебного портала

Зорькина песня

Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли в тайгу по землянику. Огород наш упирался дальним краем в тайгу. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, особенно разрослась черемуха. Черемуху не срубали, и на ней птички вили гнезда.

Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров на приречный луг.

А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки прикрыли белые ресницы на желтых зрачках.

Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу отдаленно проступали вершинами в поднебесье.

Неслышная днем, вдруг обнаружила себя речка, рассекающая село напополам. Она шумела, плескалась на перекатах. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась. Но говор ее внезапно обрывался - прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду и пристыженно смолкала. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые, седоватые валы Енисея, и голос ее сливался с тысячами других речных голосов, и, капля по капле накопив силу, грозно гремела река на порогах, пробивая путь к студеному морю.

Мы с бабушкой пошли по расщелине вверх к тайге. Весной по этой расщелине рокотал ручей, гнал талый снег, лесной хлам и камни в наш огород, но летом утихомирился, и бурный его путь обозначился до блеска промытым камешником.

В расщелине уютно дремал туман и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину. А я боязливо прижимался к ней.

Туман все плотнее прижимался к земле, волокнистой куделек» затянуло село, огороды и палисадники, оставшиеся внизу.

Но светом и теплом все шире разливающегося утра тоньше и тоньше раскатывало туманы, скручивало их валами в расщелине, загоняло в потайную дрему тайги.

Запела на улицах березовая пастушья дуда, откликнулись ей со двора коровы. Тихо умирали над рекой туманы.

А в расщелине и тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя за далью гор, но с первыми звуками убирались в ущелья, провалы речек, обращались студеными каплями и питали собой листья, травы и все живое, цветущее на земле.

Мы шли в тумане, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихт, на камнях, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке.

Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить-тить-ти-ти-ррри».

Что это, баба?

- Это Зорькина песня.

Как?

- Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

И, правда, на голос зорьки ответило сразу несколько голосов - и пошло, пошло! С неба, с сосен, с берез - отовсюду сыпались на нас яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и один звонче другого, и все-таки Зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее других.

И мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за тайги. Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам низко кланялись обомлевшие от росы сосенки, ели, березы.

В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чуть шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в корзинку. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу.

По В. Астафьеву

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Родные березы

Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, у моря, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно. Но плохо больному человеку, везде плохо, даже у моря под южным солнцем. В этом я убедился очень скоро.

Какое-то время я с радостью первооткрывателя бродил по набережной, по приморскому парку среди праздной толпы, и не раздражали меня пока ни это массовое безделье, ни монотонный шум моря, ни умильные, ухоженные клумбочки с цветами. Но уже через неделю мне стало здесь чего-то недоставать, сделалось одиноко, и я начал искать чего-то. Чего искал - сам не ведал.

Часами смотрел я на море, пытаясь обрести успокоение, наполненность душевную и тот смысл и красоту, которые всегда находили в пространстве моря художники, бродяги и моряки.

Море нагоняло на меня еще большую тоску мерным, неумолчным шумом. В его большом и усталом дыхании слышалась старческая грусть. Вспененные волны перекатывали камни по берегу, словно бы отсчитывая годы. Оно много видело, это древнее, седобровое море, и оттого в нем было больше печали, чем веселости.

Впрочем, говорят, что всяк видит и любит море по-своему. Может, так оно и есть.

В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я- то думал, что они растут лишь в кадках в домах. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Непорочными, какими-то невероятно театральными цветами были обвешаны магнолии.

И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые. В расчесах пальм жили воробьи и ссорились, как обитатели коммунальной квартиры, всегда и всем недовольные, если даже удавалось им свить гнездо в кооперативной квартире или на райской пальме. Понизу стелились и прятались меж деревьев кусты, бесплодные, оскопленные ножницами. В гуще кустов росли кривые карликовые деревца с бархатистыми длиннопа-лыми листьями. Их покорность, еле слышное перешептывание напоминали тихих красавиц из загадочной арабской земли.

Кусты, деревья, все эти заморские растения, названий которых я не знал, удивляли, но не радовали. Должно быть, открывать и видеть их надо в том возрасте, когда снятся далекие страны и тянет куда-то убежать. Но в ту пору у нас и сны и мечты были не об этом, не о далеких странах, а о том, чтоб свою как-то уберечь от цивилизованных разбойников двадцатого века.

Долго бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиною в детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в нашихто лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторваться глазу. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Садовник широкодушно высвободил место березам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить, а потом и задушить. Березы часто поливали, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.

Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа, березовые веники, без которых не обходилась ни одна баня. И всю зиму березовый веник верно служил свою службу людям.

Ах, как сладко пахнет береза! (595 слов)

По В. Астафьеву

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!