В произведение «Война и Мир» самый главный эпизод.

Тема романа «Война и мир» — изображение русского общества в первой четверти XIX века. Главным историческим событием этого периода является, безусловно, Отечественная война 1812 года, которая стала важнейшим поворотным пунктом в русской истории.

Во-первых, война и победа над наполеоновской Францией способствовали росту национального самосознания русских, до сих пор искренне преклонявшихся перед Францией, а теперь ставших победителями своих же кумиров. Во-вторых, победа в Отечественной войне обострила все общественные и экономические противоречия в России, остро поставила вопрос о государственных реформах. В частности, передовые русские люди понимали, что огромную роль в победе над Наполеоном сыграл простой народ, и надеялись, что Александр Первый ограничит или вообще отменит крепостное право, столь тягостное для народа-победителя. Но никаких решительных государственных преобразований после Отечественной войны не последовало, что привело в конечном счёте к росту общественного недовольства и к восстанию декабристов на Сенатской площади. Историки именно из-за внутренней политики называют царствование Александра Первого «эпохой потерянных возможностей».

Толстой показывает войну 1812 года как историческое событие, в котором самым ярким образом проявился русский национальный характер. В романе автор подробно описывает важнейшие моменты этой войны: битву под Смоленском (пожар и сдача города являются не формальным, а реальным началом Отечественной войны), Бородино, военный совет в Филях, отступление русских войск из Москвы, пожар в Москве, попытку Наполеона начать мирные переговоры с Александром, отступление французов по старой Смоленской дороге, Красненское сражение, бой при Березине, партизанскую войну.

Завязкой исторического романа можно считать формальное начало Отечественной войны — переправу французской армии через Неман (3,1,11). Бородинское сражение является кульминацией «Войны и мира» как исторического романа, потому что, по мнению Толстого, в этом сражении проявилось моральное превосходство русской армии над противником. Для писателя нет вопроса, кто победил при Бородине, он отвергает все учёные рассуждения историков о том, победой или поражением для русских было Бородино, и решительно заявляет, что победой: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, гибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника» (3, 2, XXXIX).

Отечественная война является народной войной, поэтому большое внимание Толстой уделяет описанию партизанской войны. Здесь автор выступает и как историк, и как художник. Он рассказывает о возникновении, организации, роли партизанского движения в победе над французами. Партизанские отряды создавались не только офицерами (реальные исторические герои А.Н.Сеславин, Д.В.Давыдов — толстовские герои Долохов, Денисов), но и крестьянами (реальные исторические герои Г.Курин, Е.Четвертаков, В.Кожина) без всякого приказа сверху. Толстой язвительно пишет о возмущении французов, которые в исторических сочинениях о русской кампании Наполеона писали, что война 1812 года выиграна русскими не по правилам. Как будто есть какие-то правила для войны! Писатель в своём романе отвечает на упрёки французов: русские, увидев Отечество в опасности, не стали долго раздумывать, правильно они воюют с вторгшимся на их землю агрессором или нет. «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью», — восклицает автор (4, 3,1). Символом народной войны в романе становится Тихон Щербатый — самый полезный человек в отряде Василия Денисова. Для Толстого совершенно ясно, что Наполеон не мог выиграть русскую кампанию, так как сражался не с армией, а с целым народом.

Действие романа не завершается с концом Отечественной войны. Французы изгнаны из пределов России, Кутузов умирает, однако жизнь русского общества и героев романа продолжается. В эпилоге из рассуждений Пьера, только что вернувшегося из Петербурга в Лысые Горы, становится понятно, что любимый герой Толстого является одним из активных участников формирующегося декабристского движения, а само это общественно-политическое течение — одно из исторических последствий войны 1812 года.

Описание Отечественной войны занимает в романе только третий и четвёртый тома, поэтому первый и второй тома, где описывается участие русских войск в Наполеоновских войнах 1805-1807 годов, можно назвать экспозицией главного исторического действия. Сам Толстой писал о своём замысле так: «От 1812 к 1805 году я вернулся по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей. (...) Мне совестно было писать о нашем торжестве над наполеоновской Францией, не описав наших неудач и срама. (...) Ежели причина нашего торжества была неслучайна, но лежала в сущности характера русского народа, то характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений» («Вступление, предисловие и варианты начал "Войны и мира"»).

Самыми важными историческими событиями первого и второго томов романа являются описания двух военных операций — Шенграбенского боя и Аустерлицкого сражения — и Тильзитского мира.

Под деревней Шенграбен особый корпус Багратиона прикрывал отход русской армии, которая оказалась в опасном положении из-за поражения австрийских союзников. Русские солдаты осознавали необходимость спасения армии, поэтому воевали мужественно, начиная с генерала Багратиона, шагающего с рядовыми в атаку, и кончая артиллеристами капитана Тушина. В результате четырёхтысячный заградительный отряд Багратиона сдержал наступление целой французской армии маршала Мюрата. При Аустерлице, по мнению Толстого, русские солдаты не понимали, за что воюют, поэтому русские полки в панике бежали с поля боя, поддавшись на первый страшный крик «Обошли!». Сцену панического отступления видят князь Андрей и Кутузов, последний даже плачет от бессилия и стыда. В итоге Аустерлиц стал вершиной полководческого гения Наполеона и позором союзнических войск.

Изображая Тильзит и императоров, которые празднуют заключение мирного договора, писатель рассуждает о безнравственности политики и войны. Николай Ростов, наблюдающий торжества и церемонии, никак не может понять, зачем же было пролито столько крови, зачем покалечено столько солдат, если всё закончилось дружескими объятиями Александра и Бонапарта, которого ещё недавно называли Антихристом (1, 1, I). Ростов только что побывал в госпитале у своего раненого друга Василия Денисова, видел там однорукого капитана Тушина, незаметного героя Шенграбенского боя, и ещё множество изуродованных и несчастных больных. Герой так и не находит ответа на свой вопрос, и автор не формулирует прямого ответа, но изображает бессмысленность и жестокость войны.

В романе представлены не только подлинные исторические события, но и реальные исторические деятели: Александр Первый, Наполеон, Кутузов, Багратион, Сперанский, многочисленные герои Отечественной войны — Ермолов, Раевский и т.д. Рядом с ними в произведении описываются вымышленные персонажи. Рассказ о частной жизни всех героев Толстой начинает с 1805 года, поэтому к главному историческому событию романа — Отечественной войне — персонажи подходят сформировавшимися людьми, хорошо знакомыми читателю. Оценивая роль каждого героя в истории России, Толстой разрабатывает общую формулу: нет величия там, где нет простоты, добра, правды.

Например, по мнению Толстого, Александр Первый не является великим историческим деятелем, так как не понимает правды жизни. Молодой царь не осознает тяжести войны, страданий собственных солдат, но видит только её парадную сторону и свою власть над простыми людьми, которые предназначены для прославления обожаемого государя. В сцене перед Аустерлицем русский император демонстрирует своё отношение к войне: для него сражение менее важно, чем парад в Петербурге: «"Ведь мы не на Царицыном Лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки". — "Потому и не начинаю, государь, — сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его ещё раз что-то дрогнуло. — Потому и не начинаю, государь, что мы не на Царицыном Лугу и не на параде", — выговорил он ясно и отчётливо» (1,3, XV). В Александре нет простоты. В сцене Тильзитского мира его поведение искусственно, он тоже актёр, как и Наполеон, но в другом роде. Накануне Аустерлица Николай Ростов видит царя в окружении свиты в городе Вишау: государь, «склонившись набок, грациозным жестом держа золотой лорнет у глаза, смотрел в него на лежащего ничком без кивера, с окровавленной головой солдата» (1, 3, X). Это разглядывание в лорнет умирающего солдата — пародия на Наполеона, который любит разглядывать трупы на поле сражения. И доброта Александра какая-то наигранная, что Толстой иронически подчёркивает в следующей сцене. Когда царь удовлетворил своё любопытство, умирающего солдата стали класть на носилки: «"Тише, тише, разве нельзя тише?" — видимо более страдая, чем умирающий солдат, проговорил государь и отъехал прочь» (там же).

Другой пример. После разочарования в личности Наполеона князь Андрей поверил, «что в Сперанском он нашёл идеал вполне разумного и добродетельного человека» (2, 3, VI). Понять лицемерие Сперанского Болконскому помогла Наташа Ростова — «поэтическая, переполненная жизнью, прелестная девушка» (2,3, XIX). На следующий день после бала, где он в первый раз танцевал с Наташей, князь Андрей поехал на обед к Сперанскому и увидел своего нового кумира в домашней обстановке: «Всё, что прежде таинственно и привлекательно представлялось князю Андрею в Сперанском, вдруг стало ему ясно и непривлекательно» (2, 3, XVIII). Князь Андрей вдруг заметил не простоту и правду, а фальшь в аккуратном смехе великого реформатора, демонстративность в отношениях Сперанского к дочери, к гостям. Неприятно поражённый своими наблюдениями, Болконский стал мысленно примеривать законы, которые писал в конституционном комитете Сперанского, к своим мужикам и понял, что они не затрагивают насущных вопросов народной жизни, а следовательно, совершенно не нужны.

В заключение следует сказать, что «Война и мир» — это не историческое сочинение, а исторический, философский, семейный, психологический роман-эпопея. Толстой смотрит на историю начала XIX века как русский писатель, живущий в 60-е годы XIX века, то есть полвека спустя. Факты недавней истории взволновали автора в связи с современными обстоятельствами. Толстой был участником неудачной для России Крымской войны (1853-1856) и, принимаясь за свой роман, стремился разгадать, «почему мы отшлёпали в 1812 году прославленного и до того непобедимого полководца Наполеона Первого и почему нас отшлёпал ничтожный во всех отношениях Наполеон Третий в 1856 году» («Декабристы»). Безусловно, к написанию романа автора подтолкнули и события первой революционной ситуации 1859-1861 годов, крестьянские волнения, которые стали одной из главных причин отмены крепостного права. После этих событий для Толстого уже было ясно, что именно народ является решающей силой истории, благодаря ему победно закончилась Отечественная война 1812 года, а через пятьдесят лет была проведена реформа 1861 года. Поэтому писатель и заявлял, что в «Войне и мире» его занимала «мысль народная».

Исторические оценки и рассуждения Толстого расходятся с оценками профессиональных русских, французских, немецких историков, изучавших эпоху Наполеона и Отечественной войны. На страницах романа писатель приводит множество цитат из исторических сочинений и спорит с ними. Это касается, например, оценки Бородинской битвы, причин пожара в Москве, манёвра русской армии под Малоярославцем и т.д. В романе Шенграбенскому бою придано слишком большое значение, хотя это была мелкая стычка с французами, а Толстой сравнивает Шенграбен с «битвой трёх императоров» под Аустерлицем. Мудрость Кутузова и правильность его военной тактики писатель видит в неспешности и сдержанности, оправданной французской (!) пословицей: «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать». Толстой отказывает Наполеону в величии, даже в полководческом таланте, что также расходится с общепринятыми оценками этого исторического деятеля.

С историческими выводами писателя можно спорить, но нельзя не отметить, что в своём романе он представил собственный целостный, продуманный и обоснованный взгляд на историю вообще и на Отечественную войну особенно. Художественное осмысление истории в романе чрезвычайно ярко и убедительно. Это касается как отдельных героев, так и изображения русского народа в целом, русского национального характера.

Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

Л.Н.Толстой. "Война и мир"(т.4, ч.З, гл.З)

Цель урока:

  • совершенствовать аналитические умения и навыки учащихся в работе с текстом художественного произведения,
  • навыки литературоведческой компетенции;
  • воспитывать высокие патриотические чувства у учащихся,
  • интерес к предмету литературы в процессе филологического анализа художественного текста.

Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизод из романа "Война и мир".

Эпизод - основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. С одной стороны, - это законченное целое, в котором воплощено какое-либо событие, но в тоже время эпизод является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом причинно-следственными или причинно-временными связями.

В процессе изучения художественных произведений мы неоднократно анализировали отдельные сцены произведения: следили за диалогами, монологами, спорами героев, рассматривали роль пейзажа в отдельных сценах. Сегодня нам предстоит сделать анализ эпизода по плану (План анализа эпизода показан на интерактивной или обычной доске). Следует отметить, что анализ эпизода - это очень актуальный на сегодняшний день вид работы. Анализировать художественный текст необходимо при любой работе над художественным произведением - устный ответ, сочинение, сдача ЕГЭ, который активно внедряется в качестве новойэкзаменационной модели при итоговой аттестации учащихся.

Перед началом анализа эпизода дается задание: записать основные тезисы урока, опираясь на план анализа эпизода. Проверка в конце урока.

1. Определить основное содержание эпизода.

2. Какие персонажи в нем участвуют?

3. Как меняется настроение героев во время пожара?

5. Каковы композиционные особенности эпизода?

6. Найдите средства художественной выразительности.

7. Какую роль они играют в данном эпизоде?

9. Какое место занимает данный эпизод в формировании патриотических настроений русского народа в войне 1812 года?

Ход урока

(текст распечатан для каждого ученика и спроецирован на доску)

Читаю эпизод.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов,дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. На глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

Сдают город, уезжайте, уезжайте, - сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

Я вам дам по дворам бегать! - крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись заволоса, захохотал рыдающим хохотом.

Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! - закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась... -Ферапонтов побежал на двор.

По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светил изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке.

Каково основное содержание данного эпизода?

Ученики. В эпизоде описывается пожар, мы как бы слышим гул орудий, страшную бомбардировку. Всюду неразбериха, хаос. Центральный персонаж - Алпатыч, купец Ферапонотов, его домочадцы, солдаты убегающей армии.

О каком городе идет речь? (Сдают Смоленск.)

Восстановите хронологию событий романа до пожара в Смоленске.

С какой целью Алпатыч едет в Смоленск?

Ученики. Накануне этих событий (лето 1812 года) Алпатыч приехал в Смоленск, поселился на постоялом дворе купца Ферапонтова, чтобы выполнить поручения старого князя: узнать, будут ли оборонять город. Незадолго до этого события старый князь Николай Андреевич получил письмо от своего сына Андрея, в котором молодой князь предупреждал об опасности семью и советовал семье незамедлительно уезжать из Лысых Гор (они в 60 верстах от Смоленска), потому что французы уже заняли Витебск и, возможно, скоро будут в Смоленске. Тогда-то и отправил старый князь Николай Андреевич своего верного крепостного Алпатыча, с тем, чтобы тот узнал у губернатора Смоленска, каково истинное положение дел. Заночевав на постоялом дворе у купца Ферапонтова, утором следующего дня Алпатыч побывал у губернатора. Тот был в растерянности, показал Алпатычу какую-то бумагу от Барклая де Толли - командующего армией, в которой говорилось, что Смоленск не сдадут без боя, будут оборонять. Но на словах неуверенно посоветовал ехать в Москву, добавил, что сам тоже собирается ехать. После визита к губернатору Алпатыч пришел на постоялый двор, расплатился с хозяином Ферапонтовым и велел извозчику закладывать лошадей, но как только кибитка стала выезжать, город подвергся страшной бомбардировке, его жители попрятались в подвалы. Как только бомбардировка стала стихать, Алпатыч вышел из подвала и увидел, что город в огне пожаров.

Учитель. Итак, мы выяснили, что действие происходит летом, а точнее в августе 1812 года, военные действия идут уже на территорииРоссии, русская армия спешно отступает, все идет не по плану командующего - Барклая де Толли, именно он тогда командовал русской армией - сдаются города. Чтобы выяснить, как постепенно меняется настроение жителей Смоленска, обратимся к тексту и ответим не вопрос:

- Какие чувства испытывают герои в начале эпизода? (Проследите это по тексту)

Ученики. В начале эпизода Алпатыч и другие герои растеряны, взволнованы. Автор передает это с помощью таких деталей: расправлял вожжи трясущимися руками, женщины заголосили, глядя на пожары; автор отмечает, что плач слышался отовсюду.

Учитель. Всю сцену мы наблюдаем глазами Алпатыча, простого русского человека: видим, как солдаты воруют мешки с мукой, как не подчиняются своему командиру.С помощью этого приема Толстой пытается передать настроение масс, обычных людей, которых война застала врасплох.

Как меняется настроение героев с развитием событий в эпизоде?

Ученики. Неразбериха и паника постепенно сменяются иными чувствами: купец Ферапонтов, увидев, как солдаты воруют его муку, сначала схватился за волоса (ужас!), а затем захохотал рыдающим хохотом

Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!

Ученики. Ферапонтов сам предлагает солдатам забрать у него муку, которую еще недавно собирался выгодно продать, ведь этим купец зарабатывал себе на жизнь.

Учитель. Почему Ферапонтов делает это? Каковы ваши предположения? Как автор впоследствии мотивирует этот поступок героя?

Ученики. Ферапонтов и другие жители Смоленска до последней минуты верили (это было известно из разговоров жителей города), что город не сдадут, что французов не подпустят к Смоленску. Но, узнав о сдаче города, Ферапонтов и другие жители понимает, что решилась Россия!

Учитель. Что значит эта реплика?

Учитель. Смысл этих слов мы можем понять глубже, если обратимся к тексту произведения (обращаюсь к эпиграфу романа: т.4,ч.2,гл.2)

"... Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск. Прежде, чем партизанская война была официально принята, уже тысячи людей неприятельской армии - отсталые и мародеры- былиистреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызут бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежат слава первого шага для узаконения этого приема войны".

Ученики. Читая роман, мы узнаем и о других мужиках - Карпе, Власе, которые отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.

Учитель.Итак, постепенно война между двумя армиями, русской и французской, превращалась в народную (со стороны русских), освободительную войну. Партизанский метод ведения войны стал полной неожиданностью для французских солдат, привыкших драться по правилам военного искусства, когда поражение одной сотой армии, одной сотой всех сил народа, заставляет покориться целый народ. Русские люди руководствовались не выдуманными кем-то правилами военного искусства, а благородной целью - освобождения Родины. И ради этой цели они делали все: поджигали свои дома, продовольствие, уходили в леса, чтобы нападать на французов поодиночке, брали в руки топор, пику, дубину и "гвоздили врагов до тех пор, пока в их душе чувство оскорбления и мести не заменялось чувством презрения и жалости". Партизаны уничтожали великую французскую армию по частям. После сдачи Смоленска партизанская война приняла огромные масштабы. Ее яркие представители - Тихон Щербатый, Д. Давыдов, Долохов - воплощение "мысли народной" в романе. Рискованные, рассчитанные на внезапность, действия партизан способствовали успешным действиям всей русской армии. "Дубина народной войны" оказала огромное влияние на общий дух войска и внесла огромный вклад в общую победу над врагом. На Бородинском сражении солдаты русской армии бились, проявляя невиданный героизм и мужество, осознавая, что от исхода битвы зависит судьба их жен, матерей, всей России . Так крепло и росло чувство солдатского братства, основанное на том, что твои цели совпадают с целями всего народа, всех русских людей, и все это еще более усиливало патриотический дух войска: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва", - говорит представитель народа перед Бородинским сражением. Герой произведения М.Ю Лермонтова, участник Бородинского сражения,скажет похожие слова: "Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!". Спустя 129 лет после Бородинского сражения, знаменитый политрук, командир панфиловцев скажет похожие слова, когда будет защищать Москву от гитлеровцев: "Велика, Россия, а отступать некуда. Позади Москва!" Именно с этого эпизода война 1812 года изображается автором как война народная, а значит- справедливая. Нравственное превосходство теперь на стороне русских, в этом убеждает читателей автор, в этом постепенно убеждаются и французские солдаты. В этом и заключается логика развития авторской мысли в романе.

Учитель. Какие чувства испытывают герои произведения, размышляя о войне1812 года?

Ученики. Князь Андрей накануне Бородинского сражения, размышляя о войне 1812 года, думает: " французы разорили мой дом...Они враги мои, они преступники по всем моим понятиям" (т.3,ч.2,гл.25) Все это говорит об одном: Толстой оправдывает войну 1812г. Выступает здесь как писатель-патриот, он полностью на стороне своего многочисленного народа.

Учитель. Верно. Об этом свидетельствуют многочисленные реплики массовых сцен: (человек во фризовой шинели и др.)

Важно! пошла драть! Ребята, важно!

Об этом говорят и слова, принадлежащие самому автору, в его философских отступлениях: "Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу . Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно победить Наполеона." (т.З, ч.2, гл.1, стр.80)

Учитель. Роман носит название Война и мир". Мы уже знаем, что в данном произведении, романе-эпопее, картины мирной жизни чередуются с картинами военной. На протяжении всего романа Толстой рассуждает о том, что такое война? Нужна ли она обыкновенному человеку?

Что вы можете сказать об отношении Льва Николаевича Толстого к войне вообще, в частности, к войне 1805-1808 годов?

Ученики. Автор относился к войне отрицательно. Описывая войну 1805-1808 годов, автор всячески показывает, что эта война не нужна народам, ее затеяли императоры, это "...противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие .." Поэтому ей нет оправдания.

Учитель. Если мы вспомним массовые сцены Аустерлицкого сражения, Смотра войск в Браунау, то увидим некую общность в настроении солдат: они, русские, немцы, австрийцы, не понимают целей этой воины, потому что она не защищает их интересы.

- Каковы композиционные особенности данного эпизода?

Ученик. Эпизод начинается и заканчивается картиной пожара. Это говорит о его кольцевой композиции и о том, что главная тема эпизода -тема пожара в Смоленске.

Учитель. Действительно, мы можем говорить об обрамлении в данном эпизоде. Картины пожара выстраиваются в сознании читателя всимволический образ и ассоциируются в дальнейшем у читателя с пожаром народной войны за свой дом, за свою землю. Таким образом, пожар мы воспринимаем как символ-символ народной войны.

Учитель. Как построена центральная часть эпизода?

Ученики. Центральная часть эпизода построена, как события, быстро сменяющие друг друга: массовые сцены, описание улиц города - все это подано в определенной последовательности. Читатель становится как бы очевидцем событий. Толстой выстраивает композицию данного эпизода, используя кинематографический принцип: читатель, словно видит кадры из фильма, быстро сменяющие друг друга: Вот сумерки, прерывающийся гул канонады, расходящиеся клубы пожара; а вот уже ночь; на небе молодой месяц, изредка застилаемый дымом и звезды; а вот пожар уже догорает.

Многие произведения Л.Н.Толстого очень хорошо поддаются экранизации. Мы знаем замечательные фильмы, поставленные по его произведениям: "Война и мир" (С. Бондарчук), "Воскресенье", "Анна Каренина", "Казаки" и другие.(Можно показать кадры из кинофильма "Война и мир")

Учитель. Найдите в данном эпизоде изобразительно-выразительные средства языка. Объясните, какую роль они здесь играют?

Ученики. Метафоры: "серп месяца", "полк запрудил улицу", эпитеты: "черные клубы дыма", сравнения: "как муравьи из разоренной кочки", оксюморон: "рыдающим хохотом" и другие средства художественной выразительности создают яркую образную картину пожара, паники, неразберихи, всеобщего горя.

Учитель. В этом эпизоде есть и синтаксические фигуры. Найдите их,

Сдают город, уезжайте! Риторические восклицания.

Решилась! Расея!

Вывод учеников. Метафоры, эпитеты, сравнения создают яркую образную картину пожара. Риторические восклицания, повелительные предложения передают особую эмоциональную атмосферу - атмосферу всеобщего горя, зреющего народного самосознания, которое, как мы ужезнаем из контекста романа, выльется в огромную силу- "дубинународной войны".

Заключительное слово учителя. Все русское общество в период наполеоновского нашествия было объединено одним общим порывом - ненависти к врагу,желанием победить врага любой ценой. Вот почему эта война впоследствии получила название Отечественная война 1812 года, потому что сражалось с Наполеоном и его армией все Отечество. Именно эта война стала родоначальницей партизанского движения. Широкие масштабы партизанское движение приняло в 1941-1945 годах, уже в войну Великую Отечественную. У России к тому времени уже был опыт партизанской войны, пример героизма и мужества, необходимый народу в борьбе с захватчиками.В данном эпизоде показано, как зрело, росло и накалялось общее чувство народного гнева, ненависти к врагу, желание одолеть его любой ценой, ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ ПРАВИЛ.Таким образом, в войне 1812 года была одержана нравственная победа русского народа надпротивником, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага.

Главная мысль эпизода - "Пожар в Смоленске" - тихо зреющее народное самосознание, скрытый патриотизм - четко отражается в общем замысле всего романа - НЕПОБЕДИМАЯ СИЛА НАРОДНОГО ПАТРИОТИЗМА, сила, одолевшая такого сильного противника, как Наполеон. Следует отметить, что Толстой писал в своих дневниках о том, что в "Войне и мире" он любил мысль народную". Под народом автор понимал не только купцов и ремесленников, но и лучших представителей дворянства - А.Болконского, П. Безухова, Д.Давыдова, старого князя Николая Андреевича, связывавших свою жизнь, свои интересы с интересами народа, России. Слова о народе: "..чудеснейший народ, бесподобный народ" произносит М.И Кутузов - народный полководец, разделивший судьбу нации в трудные для нее времена Мысль народная - главная мысль романа "Война и мир", романа о судьбах народа, о судьбе России, об отражении истории в судьбе обыкновенного человека, такого какАлпатыч, Ферапонтов, Щербатый и другие.

Итоги урока. Итак, сегодня мы проанализировали эпизод из романа "Война и мир". (Проверка тезисов, записанных учениками в процессе анализа эпизода).

Д\з. Письменный анализ эпизода по плану, предложенному учителем.

Приложение 1

Основные тезисы анализа эпизода "Пожар в Смоленске"

1. Тема . Пожар в Смоленске.

2.Основное содержание . Стихийный отход войск.

3. Чувства героев в начале эпизода . Паника, растерянность жителей города и солдат отступающей армии. Всеобщее горе.
Герои : Алпатыч, купец Ферапонтов, его домочадцы, солдаты отступающей армии.

4. Изменение настроений. Неразбериха, паника, ужас горожан сменяются постепенно нарастающим чувством ненависти к врагу, которое впоследствии вырастет в глубокое патриотическое чувство. Именно это чувство позднее заставит обычных мужиков сражаться с французами "дубиной народной войны".

5. Композиционные особенности . Эпизод с обрамлением (начало и конец - картина пожара). Центральная часть - кинематографический принцип: массовые сцены, описание улиц города. Читатель - очевидец событий. Пожар - символ. Пожар в Смоленске вырастает до масштабов пожара народной войны.

7. Художественно-изобразительные средства, их роль в эпизоде. Тропы: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, оксюморон. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, восклицания. Создают образную картину пожара, передают особую эмоциональную атмосферу.

Л.Н. Толстой был убежден в том, что историю не может вершить один человек, каким бы выдающимся он ни был. По его мнению, судьба государства даже в самые сложные моменты его существования решалась народом.

Такой подход нашел отражение в образе полководца, под руководством которого русская армия смогла одержать полную победу над французами в 1812 году. Михаил Кутузов у Толстого - образец носителя духа и воли всего народа. Благодаря таланту военного тактика, готовности и способности отстаивать свое мнение, отеческому отношению к солдатам он завоевал любовь и уважение русского воинства.

Историческая справка

Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович, 1745 года рождения, прошел хорошую военную школу, когда служил под руководством Румянцева П.А. и Суворова А.В. Его стремительное возвышение начинается с русско-турецкой войны 1864-78 годов.

Начиная с флигель-адъютанта принца Гольштейн-Бекского в 1861 году, спустя 30 лет он получил чин генерала. Михаил Кутузов был вхож в царский дворец при Екатерине II и Павле I, неоднократно удостаивался высоких наград за боевые доблести.

200-летию Отечественной войны 1812 года

Г. Обмундирование войск

Ведение войн сопряжено всегда с обеспечением их участников обмундированием и обувью . Этот вопрос не был обойден автором в романе «Война и мир ». Во многих главах романа показано обеспечение солдат и обмундированием, обувью и снаряжением. Рассуждая о поражении русской армии в походах 1805-1807 годов и французской армии в 1812 года, он обратил внимание на недочеты в обеспечении войск вещевым имуществом. Если рассматривать гибель наполеоновской армии от успешных действий «генерала Мороза», не надо забывать народную мудрость: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда ».

Обмундирование гвардейских осуществлялось, как правило, за счет самих . Существовали определенные традиции в гвардейских полках. Эти традиции отмечались в мемуарах, оставленных нам военными деятелями, прошедшими службу в гвардии. В частности, в мемуарах гр. А.А Игнатьева отмечено содержание гвардии за свой счет; а свое жалование они довольно часто перечисляли в общий фонд гвардейского полка. Хотя он описывал более поздний период, рубеж XIX - XX веков, но традиции гвардии сохранялись.

На примере Бориса Друбецкого, обедневшего аристократа, занявшего по протекции вакансию офицера гвардии, автор показывает к каким способам прибегает его мать, что-бы обеспечить его обмундированием. В романе приводится сумма, выспрашиваемая матерью Бориса у добродетелей сына. Деньги довольно значительные по тем временам - 500 рублей . Скорее всего, просьба была завышена в несколько раз, однако данный эпизод показывает определенный порядок обеспечения обмундированием гвардейских , которые в основном содержались за счет собственных доходов.

Следует отметить, что к такому способу приобретения обмундирования прибегали и армейские офицеры, имевшие возможность получать доходы, не связанные с военной службой. Так в походе 1805 года, Николаю Ростову отец высылает «6000 денег на обмундировку и различные вещи ». Однако, в армии того времени, это скорее исключительный случай, которым могли воспользоваться только офицеры из высших слоев общества – титулованной знати, имеющие значительные доходы.

Готовность солдат к боевым действиям проверялась на смотрах полков, проводимых старшими начальниками. Одним из пунктов проверки была проверка обмундирования и обуви. Прибывший из России на территорию Австрии полк подвергся осмотру со стороны главнокомандующего российской армией. В течение ночи, вместо отдыха после тридцативерстного перехода, офицеры и солдаты готовились к смотру в парадном обмундировании. На построении «на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей ».

Во время ожидания начала смотра, поступило указание, что смотр будет проходить в походном обмундировании , т.е. в шинелях, которые оказались не вполне исправными. Суета, дерганье должностных лиц и солдат, перед началом боев, вносят сумятицу в боевую работу. В этом одна из причин неудач армии в этот период войны. Начищенным знакам у , выполнению строевых приемов солдат, возможно, стоило придавать значение в мирное время, но не в период боевых действий, когда особое внимание требует совсем другое.

Перед сражением под Аустерлицем проводился смотр восьмидесятитысячной союзной армии. Любопытно, что по описанию автора романа, смотр проводился в полной парадной форме. Смотры играли и свою положительную роль, солдаты перед ними проводили гигиенические мероприятия , такие как бритье и помывку .

Последняя четверть XX века, когда автору данного исследования пришлось проходить службу в Вооруженных Силах, напоминали сюжеты, описанные Л.Н. Толстым. Перед каждыми учениями проводились в огромном количестве строевые смотры, на которых осматривалось обмундирование, непременно новое, первой категории, подшивка погон, петлиц и, самое главное, деревянные бирки на всех предметах снаряжения. Бирки, обязательно, одного размера, написанные одним шрифтом, покрытые лаком. Именно те самые бирки, которые ни на что не влияют, никому не нужны, не несущие никакой информации. Исключением могут служить только противогазы. На смотры сгонялся личный состав всей дивизии, люди простаивал на плацу, вместо того, чтобы готовить к выводу технику и вооружение.

Командование полка, описываемого в романе, было озабочено проблемой исправности обуви , которая после длительного марша из внутренних губерний России, была у половины людей разбита. Автор романа отображает недостатки в снабжении войск со стороны ведомств союзного государства, на которые было возложено снабжение русской армии, и которые не выдели необходимых материалов (товара), для выдачи их личному составу. Согласиться с Л.Н. Толстым о степени вины полкового командира в плачевном состоянии сапог у солдат и , сложно. Необходимо задуматься о его предусмотрительности к готовности совершить марш и о его пустых надеждах на обеспечение со стороны союзников.

Выдвижение войск всегда сопряжено с различными неожиданностями, которые должны предвидеться должностными лицами полка. Создать в полковом обозе определенный запас ремонтных материалов и обуви еще на своей территории вполне возможно. Тем более, что требования Воинского устава 1796 года, действовавшего в описываемый период, в «Каждый солдат в год получает три пары башмаков и две пары подметок, три рубашки, пару штиблет, холстинные штаны, два красные галстука, и две ленты на косу. Каждую весну делать Инспекторский смотр, в силу предписания о том ». Таким образом, командование полка своими обязанностями просто пренебрегало.

Любопытный сюжет приводит автор романа «Война и мир » при описании отступления войск от Шенграбенской позиции, связанный с дракой двух солдат из-за сапога, по всей видимости, найденного по дороге или снятого с убитого. Причина этого конфликта очевидна – плохое снабжение и дефицит исправной обуви .

По мнению Л.Н. Толстого, Отечественная война 1812 года вскрыла недостатки в подготовке русской и французской армий к войне, в первую очередь, в зимних условиях. Рассуждая о причинах поражения Наполеона в 1812 году, он так же как и историки, обращает внимание на неподготовленность французских войск к зимнему походу в глубь России. Отсутствие зимнего обмундирования, невозможность заготовить теплую одежду и обувь, переодеть свою армию по зимней погоде, являются вескими причинами гибели лучшей в мире армии.

Описаны недостатки снабжения войск обычным, не зимним, обмундированием . В Москве французские солдаты получили сапожный товар и полотно, а шить сапоги и рубахи поручили пленным русским. В этот период обеспечение обмундированием, обувью и бельем у французов было неудовлетворительным. Уже к выходу из Москвы, несмотря на грабежи, военнослужащие наполеоновской армии были ободраны, у многих не было нательных рубах, что вызывало недоумение у пленных русских солдат.

Русская армия при выходе из Тарутина для преследования армии Наполеона нуждалась в теплом обмундировании и обуви. Половина людей выбыло без сражения больными и отставшими «без сапог и шуб ». Месяцами русские солдаты ночевали в снегу при пятнадцати градусах мороза. И такое положение сложилось на своей территории, когда командование не смогло своевременно организовать заготовку зимнего обмундирования, и его выдачу. Отсутствие исправных сапог, с изношенными подметками, вызывало смех у солдат, однако в их рассуждениях звучала озабоченность тем, что такое положение приводит к неоправданным потерям от обморожения и болезней.

Автор романа «Война и мир » рассуждает о невообразимо тяжелых условиях существования русского солдата на войне. Без полушубков, теплых сапог, на морозе, при этом, «войско не представляло более веселого, оживленного зрелища ». Положение, которое сложилось в русской армии в это время, можно считать катастрофически тяжелым. Половинная убыль личного состава армии от небоевых потерь в результате болезней, не может оправдываться героизмом и стойкостью воинов.

В. Головинский, полковник запаса Р. Дорофеев, подполковник . сайт

Том I

Часть вторая

Русские войска в Браунау в октябре 1805 г. Один из пе-хотных полков готовится 11 октября к смотру главнокоман-дующего. Приказ Кутузова о том, что он хочет видеть все-таки солдат в том положении, в котором они шли, т. е. в походной одежде. Обратное переодевание. Генерал распекает команди-ра 3-й роты Тимохина, человека уже пожилого, не имевшего привычки бегать, за синюю шинель на разжалованном Доло-хове. Генерал приказывает Долохову переодеться. Долохов го-ворит генералу, что обязан выполнять приказы, но не терпеть унижения, и наглым взглядом смотрит в глаза генерала. Тот смягчается и уже просит Долохова переодеться.

Смотр Кутузовым полка.

Разговор Кутузова с австрийским генералом, членом австрийского гофкригсрата. Кутузов говорит, что если бы была его воля, он давно бы присоединился к армии импе-ратора Франца и передал командование своей армией более опытному генералу Маку. Но обстоятельства бывают силь-нее нас. Австрийский генерал возражает против промедле-ния присоединения русских войск к австрийским. Кутузов не сомневается, что австрийская армия во главе с генералом Маком уже одержала победу.

Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Ни-колай Ростов жил вместе с эскадронным командиром Васькой Денисовым. Николай Ростов, юнкер Павлоградском гу-сарского полка, во время стоянки его эскадрона у Браунау возвращается с фуражировки. Эпизод с немцем. Хозяин- немец, в доме которого стоял Николай, выглянув из коров-ника и увидев Николая, весь просиял и, подмигнув Росто-ву, пожелал ему доброго утра. Николай пожелал того же немцу. И хотя причины для радости не было, «оба человека эти с счастливым восторгом и братской любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и, улыбаясь, разошлись». Возвращение домой проигравшего-ся в карты Денисова. Денисов — маленький человечек с чер-ными усами, глазами и волосами и с красным лицом. Дени-сов накануне проигрался и теперь просит Ростова сосчитать, сколько у него осталось денег и сунуть затем кошелек под по-душку. Приход офицера Телянина. Телянин был переведен из гвардии, и все не любили этого человека по какой-то не-понятной причине. Ростов и Денисов выходят из комнаты. Затем возвращаются, Ростов и Телянин уходят смотреть ло-шадь. Денисов пишет письмо «ей». Приход за деньгами вах-мистра и обнаружение у Денисова пропажи кошелька с день-гами. Лаврушка, денщик Денисова, и Ростов ищут коше-лек. Ростов догадывается, что кошелек взял Телянин в тот момент, когда Денисов и Ростов вышли из комнаты. Ростов уличает Телянина в краже кошелька. Телянин сначала вы-дает деньги Денисова за свои, но под напором Ростова при-знается и просит последнего не губить его. Ростов уходит, но потом возвращается и кидает деньги Телянину со словами: «Ежели вам нужда, возьмите эти деньги».

Оживленный разговор офицеров эскадрона Денисова об истории с Теляниным, вызвавшей ссору Николая Ростова с полковым командиром. Офицеры советуют Николаю из-виниться перед полковым командиром за то, что он при дру-гих офицерах сказал, что офицер украл. Ростов не соглаша-ется. Но штаб-ротмистр говорит, что извиниться надо, так как иначе пострадает честь полка. Не следовало так прямо говорить, что офицер украл, а посоветоваться, как бы все сделать тихо и мирно. Ростов понимает, что честь полка пострадает, что он виноват, но извиниться, как мальчишка, он не может. Приезд Жеркова с сообщением о поражении Мака и о походе. Входит второй адъютант и подтверждает весть о начале похода.

Отступление русских войск к Вене.

Переход последними русскими войсками моста через Энс.

Давка на мосту прекращается, последний батальон вступает на него. Приближение к мосту французских войск. Артиллерийская стрельба французов по гусарам. Ядра про-летали над головами гусаров и ударялись где-то сзади. Де-нисов у своего эскадрона. Он приказывает переводить эска-дрон на другой конец моста, к своим. Переход эскадрона через мост к своим войскам. Жерков, а затем и Несвицкий привозят полковнику Павлоградского полка приказ от на-чальника арьергарда остановиться и поджечь мост.

Приказ полковника эскадрону Денисова вернуться и поджечь мост. Ростов думает о том, трус ли он, сможет ли поджечь мост. Гусары под картечным обстрелом французов зажигают мост. Переживания Николая Ростова во время зажигания моста.

Отступление армии Кутузова вниз по Дунаю.

Князь Андрей останавливается в Брюнне у своего знако-мого дипломата Билибина. Характеристика Билибина. Это был человек одного с князем общества, лет тридцати пяти, который обещал далеко пойти на дипломатическом попри-ще. Он начал служить с восемнадцати лет, побывал много где за границей и сейчас в Вене занимал довольно значи-тельное место. Работал всегда одинаково хорошо, в чем бы ни была сущность работы.

Князь Андрей у Билибина в кружке молодых русских дипломатов. В кабинете Билибина находились четыре рус-ских дипломата, одним из которых был Ипполит Курагин, а с другими князя познакомил Билибин. Они составляли отдельный кружок, который Билибин называл наши. Кня-зя Андрея приняли охотно, как своего. Билибин «угощает» Болконского Ипполитом Курагиным. Ипполит был в этом обществе чем-то вроде шута. Князь Андрей едет во дворец.

Князь Андрей на приеме у австрийского императора Франца.

Князь Андрей среди отступающих русских войск. Вид по-спешно и беспорядочно отступающей армии. По всей дороге были бесконечно мешавшиеся повозки, команды, и опять по-возки, обгонявшие друг друга. Офицеры, которые следили за отходом, бесполезно ездили туда-сюда по дороге. Князь Ан-дрей подумал: «Вот оно, милое, православное воинство». Стол-кновение Болконского с обозным офицером из-за повозки с ле-карской женой. Офицер не разрешал повозке проехать, лекар-ская жена попросила князя Андрея о помощи. Князь Андрей решил помочь, но офицер оскорбил его. Болконский с изуродо-ванным бешенством лицом закричал на офицера, чтобы тот вы-полнил приказ. Повозка проехала. Потом Болконский с неудо-вольствием вспоминал эту сцену. Тревога и беспокойство в шта-бе главнокомандующего. Никто не знает, что будет дальше: от-ступление или сражение. Кутузов находился в избе с Баграти-оном и Вейротером, он отдавал распоряжения о сражении, но не о капитуляции. Кутузов посылает Багратиона с отрядом за-держать наступление французов. Болконский просит Кутузова отправить его в отряд Багратиона, но тот не разрешает, говоря, что хорошие офицеры ему самому сейчас нужны.

Известие, полученное Кутузовым о безвыходности по-ложения русской армии, преследуемой огромными силами французов. Французские войска, перейдя венский мост, на-правляются на путь сообщения Кутузова с войсками, шед-шими из России. Кутузов посылает четырехтысячный аван-гард Багратиона к Голлабрунну задержать неприятельскую армию. Отряд Багратиона должен был «остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму» и задержать французов. Сам же Кутузов направляется тоже к Цнайму. Мюрат, принявший отряд Багратиона за всю русскую армию, предлагает рус-ским перемирие. Это было сделано с той целью, чтобы, до-ждавшись пополнения французских войск, полностью раз-бить русскую армию. Кутузов немедленно соглашается, так как для русских это была единственная возможность спасти армию. Во время перемирия можно было продвинуть дей-ствительно всю русскую армию к Цнайму. Но Наполеон, увидев выгоды русской армии, пишет письмо Мюрату о раз-рыве перемирия. Пока адъютант Наполеона мчался к Мю-рату с письмом, сам Наполеон гнал свою армию к месту рас-положения отряда Багратиона, чтобы разбить его и всю рус-скую армию. Русские в это время разжигают костры и от-дыхают, не подозревая, что их ждет в скором времени.

Князь Андрей в отряде Багратиона.

Глава XVI Материал с сайта

Князь Андрей с батареи Тушина обозревает и зарисовы-вает план расположения русских войск и неприятеля. Прямо на горизонте была видна деревня Шенграбен, левее и правее находились французские батареи. Правый фланг русских находился на возвышении, в центре — батарея Тушина, где и был сейчас Болконский. Невольно Болконский подслуши-вает разговор офицеров в балагане о страхе смерти. Один, знакомый Болконскому, голос говорит, что кабы знать, что будет после смерти, ее бы никто и не боялся. Другой говорит, что бойся, не бойся, смерти все равно не минуешь. Первый голос повторил, что смерти все боятся. Ведь хоть и говорят, что после смерти душа на небо уходит, а неба-то нет, одна ат-мосфера. Этот первый голос принадлежал капитану Тушину. Первый выстрел французов. Появление из балагана Тушина.

Начало Шенграбенского сражения.

Глава XVIII

Багратион на правом фланге своего отряда. Близость сражения. Раненые. Старичок, полковой командир, до-кладывает Багратиону об отражении конной атаки фран-цузов и потерях. Он упрашивает Багратиона не подвер-гаться опасности. Вид идущей французской колонны и двух русских батальонов. Багратион кричит солдатам: «Молодцами, ребята!» Багратион ведет русских в атаку. Он слезает с коня и твердым шагом идет навстречу непри-ятелю. Солдаты, воодушевленные таким поступком, на-чинают атаку.

Атака левого фланга обеспечила отступление правого фланга русских войск.

Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу францу-зами. Они начинают разбегаться в разные стороны, крича страшное на войне слово: «Отрезали!» Полковой командир пытается остановить бегущих солдат. Но солдаты не слуша-ли своего командира.

Вдруг наступавшие французы побежали назад. Это была атака роты Тимохина. Он с одною шпажкою бросил-ся на французов так, что те не успели опомниться, броси-ли свое орудие и побежали. Русские на мгновение оттесня-ют французов.

Отступление батареи Тушина и встреча его началь-ством и адъютантами. Все упрекали Тушина, говорили, что ему делать и куда идти. Он же молча плелся сзади на своей кляче.

По дороге Тушин сажал на орудия раненых, которым всюду отказывали. Тушин сажает на орудие контуженого Николая Ростова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эпизод с теляниным
  • отступление от браунау к вене война и мир
  • в какой главе эпизод кражи кошелька Денисова?
  • краткое содержание война и мир 2 том 3 часть по главам
  • анализ эпизода разговор николая ростова и немца


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!