Василий Ощепков: биография, фото и интересные факты. Легенда самбо: «Черный монах» Василий Ощепков

ПлохоОтлично

Родился в пос. Александровский на о.Сахалин. После поражения России в русско-японской войне 1905 года Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Ощепков волею судеб оказался на территории Японии. Там в судьбе мальчика принял деятельное участие архиепископ Японский отец Николай.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин (1836 - 1912), был назначен в 1860 году в Японию настоятелем консульского храма города Хакодате. Затем было принято решение образовать для проповеди Слова Божия между японскими язычниками особую Российскую Духовную Миссию, руководителем которой и стал отец Николай.

Человек широких взглядов, который сумел создать в Японии православную духовную миссию. В одно из учебных заведений этой миссии, семинарию в г. Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Среди дисциплин, изучавшихся в семинарии, была борьба дзюдо. Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, возглавляемом основателем дзюдо Дзигаро Кано.

Суровые испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны. За свои подвижнические труды в эти тяжелые годы он был удостоен возведения в сан архиепископа.

Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостолов, ибо в Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Господом.

Является историческим фактом, что именно Святой Николай Японский благословил подростка Василия Ощепкова на путь овладения секретами восточных единоборств, для того, чтобы затем их использовать на благо России. С благословения Святого Николая и при его духовном попечении Василий Ощепков сумел освоить древние боевые искусства Востока и, преобразовав эти знания и опыт в соответствии с истинно русскими традициями, создал новую национальную боевую систему самозащиты - САМБО.

29 октября 1911 Вася Ощепков был принят в Кодокан, о чем в его архивах сохранилась соответствующая запись. Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень — седан (первый дан) — и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан.

Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

В 1914 году он вернулся в Россию. Работал переводчиком в контрразведке Заамурского военного округа в городе Харбине, а затем в разведотделе Приамурского округа. После Февральской революции 1917 года, так как разведка и контрразведка Российской империи прекратили свое существование, стал преподавателем рукопашного боя «Курсов для подготовки милиционеров городской и уездной милиции». Поскольку средств не хватало — перебивался случайными заработками.

Под эгидой Владивостокского общества «Спорт» Ощепков организовал первый в России любительский кружок по изучению дзюдо. Кружок просуществовал до 1920.

В 1918, в начале японской оккупации Дальнего Востока (1918-1925), Ощепков был призван в колчаковскую армию и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений. Примерно в то же время началось его сотрудничество с большевистским подпольем.

В этот период он установил связь с Осведомительным отделом подпольной РКП(б) и стал сотрудничать с красным подпольем. После вывода японских войск из Приморья Ощепков получил предложение работать с советской разведкой, и 1 сентября 1923 года дал подписку о сотрудничестве с Отделом агентурной разведки 5 армии, после чего был отправлен на Северный Сахалин, все еще остававшийся под японской оккупацией.

Работая на разведуправление Красной армии, Ощепков с 1921 рекламировал и продавал советские фильмы в Манчжурии, где не упускал возможности познакомиться с китайскими системами самообороны.

Поставлявшаяся им информация в основном оценивалась в СССР как «ценная» и «очень ценная». Однако в служебной характеристике разведуправления его взгляды оценены как «сменовеховские».

В 1925 году Ощепков вернулся в Японию под видом кинопродюсера. Его донесения имели важный практический смысл.

Из-за разногласий с некомпетентным начальством ему в 1926 году пришлось переехать в СССР, где он был обвинен в растрате казенных средств и чуть не угодил под трибунал. Чтобы компенсировать 3140 иен, расходование которых он не смог подтвердить документально, ему пришлось распродать практически все личное имущество, включая кинопроектор.

Борьба за специалиста столь высокого уровня велась на самом верху, в итоге 27 января 1927 года приказом № 26 Реввовенсовета СССР «Ощепков Василий Сергеевич определён на службу в РККА». Потом на этом основании «приказом войскам сибирского военного округа за № 19» В. С. Ощепков «назначается на должность переводчика 7-го отделения Штаба округа» в Новосибирске, причём назначение было оформлено задним числом — с 15 апреля 1926 года, с выплатой всего положенного за этот период денежного довольствия.

В 1928 приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа и переехал в Новосибирск. Преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и штабе Сибирского военного округа.

Вскоре Ощепкова перевели в Москву, в Управление по боевой подготовке РККА. В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава московского гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков.

В 1929 Ощепков стал преподавателем Государственного центрального института физической культуры. Работа в Институте физкультуры дала Ощепкову уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Он проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

Среди его воспитанников были В. Г. Кузовлев, В. В. Сидоров, Н. М. Галковский, И. В. Васильев, Р. А. Школьников, А. А. Харлампиев и многие другие мастера. В 1932 в Институте физкультуры Ощепков организовал первые открытые соревнования по дзюдо. В 1935 состоялись первенство Института физкультуры и первый чемпионат Москвы. Тогда же были организованы Московская и Всесоюзная секция «вольной борьбы дзюдо», председателем которой стал Ощепков.

Сразу после перевода в Москву В. С. Ощепков открыл при Центральном доме Красной Армии (ЦДКА) двухмесячные курсы «дзюу-до» (так тогда по-русски писали «дзюдо»). После первых показательных выступлений в ЦДКА немедленно были созданы две группы из военнослужащих и работников Дома Армии, а также первая в стране женская группа.

В 1930 году при непосредственном участии В. С. Ощепкова было подготовлено и опубликовано «Руководство по физической подготовке РККА», а в 1931-м — методическое пособие «Физические упражнения РККА», где впервые в нашей стране была изложена комплексная программа обучения рукопашному бою.

Параллельно с публикацией методических материалов, В. С. Ощепков провел специальные курсы для начальствующего состава Московского гарнизона, а затем развернул работу в инструкторско-методическом бюро при Московском гарнизонном комитете. Непосредственно сам осуществлял преподавание рукопашного боя в нескольких воинских частях, а также принял участие в состязаниях комсостава Московского гарнизона по штыковому бою, заняв там первое место.

В 1930-м на базе ЦДКА, но по линии спорткомитета, В. С. Ощепков провел специальные курсы инструкторов, на которых получили подготовку преподаватели физвоспитания из самых различных регионов страны. Среди них был Александр Рубанчик из Ростова-на-Дону, который служил в милиции, и по инициативе которого Ощепков провёл показательные выступления в Центральной высшей школе милиции, где, кроме него самого, приняли участие выпускники курсов в полном составе.

Демонстрация имела потрясающий успех, после чего В. С. Ощепков немедленно был приглашён для преподавания в этом головном учебном заведении милиции. Помимо обязательного курса рукопашного боя, В. С. Ощепков стал вести в ЦВШМ и клубную работу, которая продолжалась и после перехода Василия Сергеевича в Центральный институт физкультуры. Ощепковская программа обучения и клубные занятия в ЦВШМ были ликвидированы в 1934 году по требованию В. А. Спиридонова, заявившего, что это противоречит его собственной и официально утверждённой программе.

В 1931 году в СССР был разработан физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО СССР). В 1932 году был учрежден комплекс ГТО второй ступени, в котором, в качестве одной из норм, появились приёмы самозащиты. Разработкой комплекса приёмов для ГТО-II по поручению спецкомиссии под председательством С. С. Каменева занимался именно В. С. Ощепков.

В 1932 году при Московском институте физкультуры был учреждён военный факультет. Преподавание рукопашного боя и борьбы в одежде, как на факультете, так и на организованных при нем курсах осуществлялось тоже Ощепковым. В 1933-34 годах он также обучает учащихся двухгодичной школы профсоюзов имени Н. М. Шверника. В 1934 году Василий Сергеевич создаёт свою секцию в только что построенном Дворце спорта Авиахима, которую в 1935 году передаёт своему ученику, практиканту из Инфизкульта А. А. Харлампиеву.

Летом 1937 года В. С. Ощепкову удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при Инфизкульте Высшей школе тренеров.

В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры.

Ощепков был трижды женат. С первой своей женой, Екатериной Журавлевой, он развелся в Харбине, в начале 1925 года, будучи в командировке. Там же он женился на местной уроженке. Его вторая жена умерла от туберкулеза. В Москве Ощепков женился на Анне Ивановне Казембек.

Несмотря на свою физическую силу, Ощепков был не очень здоровым человеком. Его ученики отмечали, что он никогда не показывался перед ними обнажённым хотя бы по пояс. Предполагают, что он скрывал какое-то кожное заболевание: даже в юности он был лысоват и брился наголо. Ученик Харлампиева и Ощепкова А. А. Будзинский рассказывал, что был на квартире у учителя в начале 1937 года в переулке Медведева. По его словам, «Василий Сергеевич лежал на постели и был болен, его уже мучила болезнь сердца, и он не расставался с нитроглицерином».

29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: «Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии... Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей».

В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии наравне с другими разведчиками 4 Управления. НКВД пыталось выйти через него на так называемых «харбинцев». Десять дней спустя он скончался в камере Бутырской тюрьмы от сердечного приступа.

В 1957 году, благодаря стараниям вдовы Ощепкова, Анны Ивановны, он был реабилитирован.


На следующем этапе работа Василия Сергеевича и его учеников стала той творческой лабораторией, в которой родился новый интернациональный в своей основе вид спорта, объединивший лучшие достижения многих международных и национальных видов единоборств, в том числе, разумеется, и дзюдо. М.Н. Лукашев утверждает, что «именно институт физкультуры стал его настоящим «звездным часом».

В это время в институте училось много студентов, хорошо знающих национальные виды борьбы - грузинскую, узбекскую, киргизскую и др. Ощепков проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

Правда, тогда само это название еще не употреблялось. По инерции новый вид борьбы еще продолжали именовать «дзюдо», добавляя, однако, поясняющее слово «вольное». Затем называли борьбой вольного стиля. И лишь после войны появилось название «самбо». Но Василия Сергеевича к тому времени уже не было в живых. Он еще успел создать Всесоюзную федерацию этого вида единоборств, начал писать книгу - учебник «Борьба вольного стиля», подготовил большую статью о необходимости преподавания дзюдо в армии. Его не стало в 1937 г., когда ему не исполнилось и сорока пяти лет.

В 1937 г. дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 г. Лубянка выпустила постановление: «Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии... Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей». В ночь с первого на второе октября 1937 г. Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии.

Что же погубило Ощепкова? Был ли у него хоть небольшой шанс спастись?

20 сентября 1937 г. народным комиссаром внутренних дел СССР Н.Ежовым был подписан приказ М2 00593 - так называемый «приказ о харбинцах»: «Учетные агентурно - оперативные материалы показывают, что выехавшие в СССР харбинцы в подавляющем большинстве состоят из бывших белых офицеров, полицейских, жандармов, участников различных эмигрантских шпионско-фашистских организаций и т.п. В подавляющем большинстве они являются агентурой японской разведки, которая на протяжении ряда лет направляла их в Советский Союз для террористической, диверсионной и шпионской деятельности. Приказываю:

11-го октября 1937 г. приступить к широкой ликвидации диверсионно - шпионских и террористических кадров харбинцев на транспорте и в промышленности.

Всех арестованных харбинцев разбить на две категории:

После утверждения списков НКВД СССР и прокурором Союза приговор приводить в исполнение - НЕМЕДЛЕННО.

«Черный монах»

Создатель самбо учил большевиков драться. Он умер забытым в тюрьме.

Василий Ощепков – первый в истории русский обладатель черного пояса по дзюдо. Он учился у самого Дзигоро Кано и привез японскую борьбу на родину. Этот человек заложил основы самообороны без оружия в России. Но о самом Ощепкове в СССР долгое время было не принято вспоминать.

Свой среди чужих

«Родиться в царской тюрьме, чтобы умереть в сталинской» – под таким заголовком в 1998 году опубликовал материал историк боевых искусств и журналист Михаил Лукашев. Автор взялся за трудную судьбу репрессированного Василия Ощепкова – разведчика, переводчика, обладателя черного пояса по дзюдо и одного из основоположников самбо. Лукашев сокрушается, что память об Ощепкове едва ли не стерта. А лавры того, кто стоял у истоков отечественной боевой системы, достались ученику Ощепкова – Анатолию Харлампиеву. Лукашев написал заметку в юбилейный для самбо год. Он выразил надежду, что Ощепкова вспомнят хотя бы на родном для мастера боевых искусств Дальнем Востоке, установят памятную доску. Только в 2012 году во Владивостоке появился бюст мастера дзюдо. А в 2016-м в центре города выросла целая скульптурная композиция: молодой Ощепков получает черный пояс по дзюдо из рук его основателя – Дзигоро Кано.

Ощепков родился в 1893 году в городе пост Александровский (теперь Александровск-Сахалинский) у матери-каторжанки, сосланной на Дальний Восток за попытку побега. До этого она отбывала наказание в Перми. В 1902 году мальчик остался без отца. А спустя два года Ощепков стал круглым сиротой: скончалась и мать. В возрасте 14 лет жизнь дает Ощепкову шанс: в числе других детей-сирот с Дальнего Востока его отправляют учиться в духовной семинарии в Токио под крылом Архиепископа Николая Японского. Там у Ощепкова происходит знакомство с японским дзюдо. Азы борьбы преподавались подросткам наряду с каллиграфией, историей Японии и другими дисциплинами. Юный Василий демонстрировал упорство и незаурядные способности к познанию боевых искусств. Учитель Ощепкова решил помочь ему попасть в дзюдоистскую Мекку – школу Кодокан, где тогда все еще преподавал легендарный Кано. По воспоминаниям одного из учеников, Ощепков рассказывал, как ему дали подсказку. Она и помогла ему попасть на карандаш представителям Кодокана. Во время просмотра потенциальных новобранцев основатель дзюдо произнес перед молодыми людьми речь. Наполненную важными и правильными словами, но невероятно нудную. Ощепков почувствовал, как затекли его ноги, и ему не терпелось сменить позу. Но он продолжал сидеть на пятках, как это принято у японцев. Ведь знал – за тем, как ты слушаешь сенсея, пристально следят. Неудачный поворот головы могли посчитать неуважением.

Ощепков стал первым русским в Кодокане. И, учитывая не самые приятельские отношения между Российской империей и Японией, отношение к Василию со стороны других учеников было особенным. Желающих вцепиться в его кимоно покрепче было хоть отбавляй. Но Ощепкова лишь закаляла стойкая нелюбовь японцев к чужакам. Он осваивал дзюдо по-своему, избегая топорного копирования и подражания. В 1913 году сын каторжанки достигает первого дана по дзюдо. Он становится первым российским подданным, получившим право носить черный пояс. В статусе первого русского мастера дзюдо Ощепков возвращается на родину.

От разведчика до заключенного

К этому времени он уже владел японским и английским языками. Редкое сочетание позволило ему устроиться переводчиком в царскую контрразведку. Будучи снова на родной земле, он не просто продолжил заниматься дзюдо: Ощепков уже тогда начал преподавать и продвигать это боевое искусство. В 1914 году он открыл во Владивостоке секцию дзюдо. На тренировки к мастеру ходили почти полсотни человек, среди них и местные японцы. Ощепков продолжает жить на два мира, иногда отправляясь в Японию по заданиям контрразведки. Он также проводил российско-японские встречи по линии борьбы. Вскоре он получает и второй дан (в тогдашнем дзюдо их было пять, а не десять, как сегодня). Но на другом конце Российской империи в стране назрели бурные перемены. Жизнь Ощепкова вновь совершает кульбит. Ощепков в начале 1920-х – человек с кинопроектором в родном Александровске. Он показывает и озвучивает немое кино.

Незаурядный послужной список мастера привлек уже советскую разведку. Под псевдонимом «Черный монах» (а после и просто «Монах») Ощепков начал собирать разведданные из оккупированного японскими военными южного Сахалина. Уже для советской власти. Он побывал в Китае, в Маньчжурии. Со временем поселился в не чужом для себя Токио. Там Ощепкову помогал его второй дан. Подобный статус, тем более у европейца, вызывал у японской публики почет и уважение. А кодоканское прошлое помогало обрастать связями. Монах работал тонко, стараясь не вызывать подозрений у традиционно недоверчивых японцев. Но советское руководство не разделяло его подхода. От Ощепкова требовали быстрых результатов. Призывали использовать шантаж, налаживать контакты с местными большевиками. Но он слишком хорошо знал японские нравы, чтобы рисковать.

В 1926 году Ощепкова отзывают из Японии. На этом его карьера разведчика заканчивается. Мастера дзюдо ждет следующий вызов. Он с новой силой пропагандирует японскую борьбу. На этот раз советские военные обращают внимание на него именно как на эксперта. В 1929 году Ощепкова призывают в Москву. Он начинает преподавать рукопашный бой в столичном институте физической культуры. Закладывает основы того, что впоследствии выльется в самооборону без оружия, или самбо. Дзюдо Ощепкова не было репликой японских мастеров. Несмотря на то, что в то время дзюдо было еще очень молодым видом единоборств, выросшим из более архаичного японского джиу-джитсу, Ощепков видел его недостатки, то, что мешает этому боевому искусству быть наиболее эффективным в реальной схватке. Василий уделяет особое внимание другим видам борьбы: американской и другим национальным разновидностям. По его мнению, бросковая техника вольников эффективна для борьбы в одежде. Ощепков прикладывает руку к созданию методик для обучения солдат. Но о его вкладе в популяризацию дзюдо и создание самбо вспоминать вскоре становится опасно. Сперва в 1937-м само дзюдо вычеркивается из списка дисциплин институтов и техникумов физической культуры. Адепты боевого искусства избавились от японского названия и с осторожностью продолжили тренировки.

А японское прошлое тем временем становится проклятьем Ощепкова. Он, как и многие другие в 1937-м, становится жертвой ночного ареста. Тогда советская власть преследовала «харбинцев». Долгое время обитавший на Дальнем Востоке мастер дзюдо был обвинен в шпионаже в пользу Китая и Японии. К этому моменту Ощепков заработал проблемы с сердцем. Попал в «Бутырку» уже больным человеком. Ему так и не суждено было увидеть плод собственных трудов. Он умер спустя 10 дней после ареста.

На Южном Сахалине 6 января 1892 года в семье каторжников появился на свет незаконнорожденный сын Ощепков Василий Сергеевич - будущий великий спортсмен и основатель отечественного дзюдо. Мальчик был изгоем, а учитывая то, что в возрасте 11 лет он стал круглым сиротой, можно только догадываться, какая участь ждала ребенка в условиях каторги.

Жизнь на каторге и родители

У каторжных были очень разные судьбы, среди них встречались не только уголовники, но и «политические» деятели. Могли ссылаться и простые люди, получившие такое наказание за незначительное преступление.

Но все было не так сурово и однообразно в интеллектуальной и образовательной атмосфере в то время на Сахалине, как это может показаться. Во времена Николая II была возможность получить хорошее образование, именно на той каторге выросли известные деятели и ученые:

  • исследователь Антарктиды Дмитрий Гирев;
  • народоволец и исследователь айну Бронислав Пилсудский;
  • «каторжное воспитание» получил Даниил Хармс.

Поэтому не каждый родившийся на каторге обречен на скорбную участь. В Японию Василий Ощепкин попадает в 13-летнем возрасте к архиепископу здесь же на полном содержании подросток получает духовное образование и начинает заниматься дзюдо.

Мама - Мария Семеновна - родилась в 1851 году, умерла в 1904 году. Когда сыну было 8 лет, Марию перевели в ссыльнопоеселенки, она выдержала 18 лет каторги и 60 плетей за побег с исправительно-трудовых работ. Отец - Сергей Захарович Плисак - столяр, скончался в 1902 году. Родители Ощепкина жили в гражданском браке.

В канун Нового года Василий Ощепков - гений самбо в будущем, был окрещен священником Александром Унинским. Крестным отцом стал старший писарь Управленческих войск на Сахалине Георгий Павлов-Смирнов. Крестная мать - Пелагея Яковлевна Ивановна.

Биография кратко

Ощепков Василий Сергеевич - самый известный трудолюбивый выпускник Токийской гимназии. В Японию он попал в августе 1907 года. Затем:

  • окончил успешно школу Кодокан;
  • стал первым российским и четвертым европейским выпускником, которому удалось постичь секреты японского рукопашного боя;
  • в СССР создал школу дзюдо и пропагандировал этот спорт;
  • в 1917 году проводятся первые соревнования по дзюдо;
  • в 1932 году этот спорт был включен в программу ГТО;
  • в 1937-м Василий Сергеевич был арестован и убит.

В начале XX века оборонительная доктрина России нуждалась в квалифицированных, обученных профессиональным приемам сотрудниках. Императором Николаем II был подписан указ в 1903 году о создании специальной контразведочной службы. Для таких целей в Европу привлекались японские специалисты или выпускники школ по дзюдо страны Восходящего Солнца. Для России такая роскошь была недопустима только потому, что Япония предпочитала работать с западными государствами.

Учебные заведения для занятий по самообороне создавались секретно, чтобы не привлекать внимания. Уроки проводились под крышами разных учреждений, одним из которых и была духовная семинария, куда попал русский мальчик Василий Ощепков. Курсантами могли быть подростки, чьи родители погибли в Русско-японской войне.

Учеба и достижения

В 1911 году, 29 октября, молодой Ощепков поступает в школу Кодокан. У него всегда наблюдалась тяга к знаниям, он был трудолюбив и талантлив. Основным требованием к ученикам было запоминание каждого слова, сказанного наставником Дзигаро Кано. Если кто-то отвлекался и не смотрел на доктора, его не брали.

Каждый абитуриент был под строгим контролем учителя. Мальчику из России было очень сложно научиться сидеть по-японски. Ноги Васи немели, но он не вставал, тем самым проявляя почтение к своему наставнику.

Спустя год после начала обучения Ощепков получает первый дан по дзюдо и немногим позже - второй. Он досконально изучал дисциплину, оттачивал всю технику владения ею и получил право подвязаться черным поясом. Василий Ощепков стал первым россиянином в истории, который получил квалификацию мастера. Это был момент славы, его уважали, любили им восхищались, называли русским медведем, добившегося своей цели.

Помимо дзюдо, в гимназии, где учился молодой спортсмен, велись занятия по:

  • истории Японии и Дальнего Востока;
  • литературе;
  • грамматике;
  • чтению писем;
  • переводу газетных статей;
  • заучиванию богословских дисциплин;
  • русскому языку.

Василий с успехом закончил учебу в 1913 году. Его аттестат был заполнен оценками высшего балла и несколькими отметками «хорошо».

Создание первой школы дзюдо в России

В Россию Василий Ощепков вернулся в 1914 году после окончания учебы. Он был определен в Заамурский военный округ в Харбин в качестве переводчика в контрразведке. Далее он устраивается в отдел разведки Приамурского округа. В это же время он создает первую в России школу дзюдо.

Этот момент является знаковым в истории российского спорта: лето 1914 года - это дата рождения отечественного дзюдо. Тогда была настоящей экзотикой, даже для сильных спортивных европейских держав. А в России в небольшом городке действовала секция дзюдо, где Василий Ощепков самбо и дзюдо мог обучить любого желающего.

Молодежь могла прийти в секцию и заниматься с профессиональным тренером, набралось более 50 человек. Тренировки проходили в задании городского общества «Спорт» во Владивостоке, сооружение сохранилось до сих пор и теперь здесь спортзал Тихоокеанского флота. С 2012 года детская-юношеская школа в городе Александровске носит имя знаменитого мастера. В холле здания размещены фото Василия Ощепкова.

На базе школы работает секция дзюдо, с численностью в полсотни человек. В память о мастере было проведено здесь два областных турнира по самбо в 2014 и 2015 годах.

В Москве Василий Ощепков дзюдо обучал чекистов, милиционеров и красноармейцев боевому искусству.

Во время своей профессиональной деятельности Василий Сергеевич изучал печатные публикации и следил за тенденциями развития единоборства, он собрал к 1937 году большую библиотеку по разным техникам самозащиты, единоборствам и дзюдо.

Согласно информации из всемирной энциклопедии, созданной в Англии, первые соревнования по дзюдо за пределами Японии были проведены в 1919 году. Но в отечественных газетных архивах говорится о российском дзюдо, соревнования по которому проводились как минимум двумя годами ранее европейского дебюта.

В поисках работы Василий едет в Александровск, на Сахалин где он родился и зарабатывает на жизнь демонстрацией фильмов. В сентябре 1923 года Василий Сергеевич начинает плодотворное сотрудничество с правительством в рядах советской армии - в разведке. Ощепков работал под псевдонимом «ДД». В своих фильмах он делился ценными разведывательными данными, затем он направляется снова в Японию.

Послевоенные годы

Ощепков Василий Сергеевич самбо обучает инструкторов физкультуры СССР. Преподавательская география Василия расширялась и с 1925 года, он работал в Новосибирске в На фронте он получил профессию военного переводчика, поэтому мог позволить себе частые заграничные поездки. Ощепков постоянно совершенствовался в своем увлечении, изучал и осваивал новые приемы, вырабатывал свою технику их исполнения. Так постепенно появилась другая дисциплина - самбо.

В правилах поединка было внесено разделение по весовым категориям, изменилась форма участников:

  • вместо татами был борцовский ковер;
  • заменились узкими куртками;
  • спортивные трусы использовались вместо дзюдоистских штанов;
  • на поединок борцы выходили в специальной обуви, а не босиком.

Существенные изменения потерпели не только правила самой борьбы, но и ее организационные моменты, строгий контроль велся за состоянием здоровья участников. Рукопожатие было обязательным элементом каждого соревнования. Противники пожимали руки друг другу до и после схватки.

Развитие системы единоборства и ученики Ощепкова

Ощепковская система развивалась и совершенствовалась без влияния зарубежных, в том числе и японских, школ дзюдо. Василий Сергеевич не имел высшего спортивного образования, но его стремление и подход к своему делу стали поистине научными. Мастер постоянно развивал навыки и делал дзюдо уникальным спортом, но он не замыкался исключительно на этом занятии.

Со временем сами японцы оценили по достоинству технику единоборства самбо, сказав, что она более совершенна, чем дзюдо. Стиль борьбы Ощепкова берется на вооружение в высшие учебные заведения и воинские части. Принимает мастер активное участие в разработке комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Среди воспитанников Василия Сергеевича были такие мастера, как:

  • В.Г. Кузовлев;
  • В.В. Сидоров;
  • Н.М. Галковский;
  • И.В. Васильев;
  • Р.А. Школьников;
  • А.А. Харлампиев и многие другие мастера.

В 30-х годах Ощепкова вызвали в Москву, чтобы там он смог обучать советских солдат рукопашному бою на основе дзюдо.

Арест и гибель

Конец 30-х годов стал для дзюдо мрачным периодом - это вид спорта был запрещен как «чуждое советскому люду занятие». Летом 1937 года Василий Сергеевич открыл в Высшей школе тренеров специализацию по дзюдо.

Создатель боевого самбо Василий Ощепков будет репрессирован за шпионаж в сентябре 1937 года и через месяц он погибнет в тюрьме. Он стал основателем дзюдо, но в пользу самбо отказался от него, был предан интересам советских спецслужб, но по одной версии был расстрелян сразу после ареста, по другой - умер от сердечного приступа.

В 1937 году дзюдо исключили из учебной программы высших учебных учреждений физкультуры. В сентябре этого же года вышло постановление о привлечении гражданина Ощепкова к уголовной ответственности за шпионаж в пользу Японии. В то время ночные аресты были обычным делом по всей стране. Под подозрение попадали в первую очередь те, кто был за границей. Ощепков относился, к сожалению, именно к этой категории людей.

Такая трагическая учесть настигла многих авторитетных и гениальных людей того времени. Спустя 20 лет дело об аресте будет пересмотрено и выяснено, что Василия Ощепкова взяли под стражу и предъявили обвинения на незаконных основаниях. Он понимал, что дзюдо в таком виде, как есть, не решит все вопросы по самообороне.

Со временем строгий, выдержанный стиль борьбы приобрел черты «вольного единоборства», где все приемы были отточены до совершенства и взяты из других интернациональных школ. Так зародился новый вид спорта - самбо. И стал преподавать Василий Ощепков боевое самбо.

Личная жизнь

Основатель самбо Василий Ощепков трижды состоял в браке. После развода с первой женой, Екатериной Журавлевой, сердце нашего героя поразила 17-летняя девушка из Харбина. Маша заканчивала тогда последний класс гимназии. Это была взаимная любовь с первого взгляда, но Мария скончалась от туберкулеза. Свою третью жену - Анну Ивановну Казембек, Василий нашел в Москве.

Несмотря на то что жизнь Ощепкова была тесно связана со спортом, здоровьем он не отличался. Он даже на тренировках никогда не снимал маек и футболок, ученики поговаривали, что его одолевает кожное заболевание. Даже будучи подростком он имел проблемы с волосами, он брился наголо, потому что лысел.

Возрождение дзюдо

Возрождение дзюдо произошло в 60-х годах, в это же время дисциплину включили в Олимпийские игры. Восстанавливали борьбу на основе единоборства самбо.

В биографии Ощепкова и истории развития самбо есть один интересный момент. В большинстве отечественных источников именно его называют родоначальником этой дисциплины. Безусловно, осознавать, что одним из создателей такого популярного спорта является наш соотечественник, очень приятно. Однако ради справедливости надо сказать, что есть и оппоненты этого утверждения.

В этом споре фигурирует еще одно лицо и вполне основательно - Спиридонов Виктор Афанасьевич, которого также считают самбистом-первопроходцем. К слову, именно он употребил термин «самбо» первым. Были еще некоторые личности, претендовавшие на звание первопроходца дзюдо и самбо. Ощепков же заслужил такое звание тем, что он перерабатывал уникально известные единоборства, создавая собственный стиль.

Система развития дзюдо основана на японском единоборстве Кодокан искусство было технически переработано и обогащено новыми приемами, взятых из многих интернациональных систем самообороны, рукопашного боя, борьбы, бокса. Со временем эта дисциплина превратилась в идеальную самостоятельную систему.

Система дзюдо Ощепкова была полностью сформирована к началу 30-годов. Совершенствовать ее помогали ведущие специалисты СССР по разным единоборствам, ученики и помощники.

Память о гении самбо

В память об основателе отечественного дзюдо в 2000-х годах были организованы турниры по самбо по всей России. Осенью 2012 года во Владивостоке был открыт памятник мастеру-самбо. «Спортивная федерация дзюдо» занимается в Сахалине популяризацией наследия Ощепкова. Областными властями поддержано предложение назвать одну из новых улиц Южно-Сахалинска именем В.С. Ощепкова.

Ощепков создал уникальное, новое боевое искусство на основании дзюдо. Большое внимание уделялось ударной технике, и работе без одежды, приемам, взятых из китайских боевых искусств.

Подводя итоги

Вряд ли можно переоценить вклад в отечественный спорт Василия Сергеевича, разведчика СССР, который много лет проработал в Японии. История его жизни и сегодня окружена легендами, одно сказать можно точно: уникальная личность - Василий Ощепков. Биография его не оставляет равнодушными исследователей - энтузиастов, которые по крупицам собирают информацию о его жизни.

Вся жизнь мастера как исполнение необычного приговора: он родился в семье каторжников, выжил там, где все умирают. Чудом оказался в Японии под присмотром Николая Японского, учился в лицее и отличился трудолюбием. Стал учеником самого основателя дзюдо Кано Дзигоро.

Гражданская война, нескончаемые мятежи в Приморье - через все это проходил Ощепков Василий. Он был разведчиком на Сахалине, работал в Японии, возвращался в Советский Союз, полностью отдавался спорту, открыл секцию дзюдо и развивал эту дисциплину.

Служил в японской армии, сотрудничал с царской контрразведкой и долго жил в стране Восходящего Солнца.

Этот выдающийся спортивный деятель ушел из жизни в возрасте 44 лет, на пике своих творческих возможностей, многие свои смелые планы он так и не воплотил в жизнь.

Основоположник дзюдо в России, основатель самбо и боевого самбо Василий Сергеевич Ощепков (25 декабря 1892 года (по новому стилю 7 января 1893 г.) — 10 октября 1937 г.) родился в поселке Александровский пост на о.Сахалин. Его жизнь стала ярким примером того, как человек сумел «сам себя создать»: незаконнорожденный сын сахалинской каторжанки, росший в среде самой, что ни на есть «продвинутой» уголовщины, превратился в высокообразованного интеллигентного человека, пламенного патриота и специалиста высочайшей квалификации, сумевшей подарить своей Родине два новых для нее вида спорта-дзюдо и самбо.

Мать, Мария Семеновна Ощепкова, происходившая из Воробьевской волости, Оханского уезда, Пермской губернии, вероятно, бедствуя в своей вдовьей доле, она совершила какое-то преступление, была осуждена екатеринбургским судом и отправлена отбывать наказание «на заводы». Но, то ли слишком болела у нее душа об оставленной в деревне дочери Агофье, то ли невыносимо тяжким оказался для сельской жительницы непривычный фабричный труд в насквозь продымленном, угарном заводском воздухе, но смелая женщина совершила побег. Ее, конечно, выследили и снова арестовали. Уж теперь-то судейские чины увидели в несчастной крестьянке «самого опасного и изощренного преступника» и определили ей тяжелейшее и мучительное наказание: 18 лет каторжных работ и 60 плетей. Трудно понять, как она выдержала эту зверскую экзекуцию, которая отправляла на тот свет даже здоровенных мужиков.

Отец, Сергей Захарович Плисак, по социальному положению был крестьянин и столяр по профессии. Скорее всего, Плисак был «ссыльнопоселенцем» и его фактический брак, точнее сожительство, с 40-летней Марией был «оформлен» традиционным для каторжного острова тюремным «свадебным обрядом». Судя по всему, Сергей Захарович был отличным столяром и имел такой приличный заработок, что со временем смог даже открыть собственную мастерскую и то ли построить, то ли купить два небольших дома: на Александровской улице №11 и на Кирпичной без номера.

31 декабря в канун Нового года старик-священник Александр Унинский окрестил младенца. Крестным отцом Василия был Георгий Павлов-Смирнов, старший писарь Управления войска острова Сахалин. Крестной матерью — Пелагея Яковлевна Иванова, дочь надворного советника.

В 1901 году «приказом губернатора с применением Манифеста» каторжанка Ощепкова была переведена с каторжных работ в «ссыльнопоселенки». Но долго радоваться досрочному освобождению от каторги не пришлось: всего через год скончался ее фактический супруг. А еще через два года, всего два месяца спустя после начала русско-японской войны ушла из жизни и Мария Семеновна. Даже ее крепкое крестьянское здоровье не могли не пошатнуть каторга и изуверское телесное наказание. Она ушла из жизни всего лишь 53 лет отроду. В тяжелейших военных условиях, когда боевые действия велись и на Сахалине, 11-летний ребенок остался круглой сиротой. Над ним была учреждена опека. Опекуном определен Емельян Владыко.

3 февраля 1903 г. Николай второй подписал проект создания в России самой первой в мире «контрразведывательной службы». После войны с Японией штабом Заамурского военного округа были специально выделены денежные средства для обучения в Японии русских подростков. Будущими кадровыми контрразведчиками должны были стать осиротевшие сыновья тех, кто сложил головы в недавней войне. Впрочем, не следует думать, что делалось это с вызывающе глупой прямолинейностью. Вовсе нет! Ребятишки направлялись для учебы в духовную семинарию русской православной миссии в Токио и, следовало считать, для того, чтобы в будущем стать образованными священнослужителями Японской православной церкви. Разумеется, о далекоидущих планах «контрразведывательной службы» не знали ни в России, ни в Японии. Все понималось только лишь как благотворительная возможность получить такое хорошее образование, какое на Родине для сирот было заведомо не доступно.

В сентябре 1907 г. 14-летний Вася Ощепков попадает в духовную семинарию в Токио. Руководил семинарием Архиепископ Японский, Преосвященный Николай. Семинария – любимое детище архиепископа — представляло собой необычное учебное заведение: учились там и русские и японцы, а возраст учащихся от 14 до 60 лет. Учебная программа могла, пожалуй, потягаться и с современными вузами. Семинаристов обучали по полной программе японской гимназии: география, история Японии и Дальнего Востока, литература и теория словесности, грамматика, чтение писем и перевод газетных статей, написание сочинений, и иероглифическая каллиграфия японской и китайской литературы. Да плюс к этому богословские дисциплины, русский язык, литература, всеобщая история. Василий учился на совесть, по всем этим предметам в его свидетельстве об окончании семинария от 23 июня 1913 г. стоят лишь завидные, хотя и несколько непривычные для нас оценки – «отлично хорошо — 5» и «очень хорошо — 4». Семинария дала Василию отличное образование, помогла стать по-настоящему интеллигентным человеком в добрых старых русских традициях. В семинарии, как и в Японских школах, преподавались основы борьбы дзюдо, созданным знаменитым педагогом Дзигоро Кано.

Сообразительный и ловкий ученик, быстро постигавший технику дзюдо, понравился преподавателю и тот оказал ему одну немаловажную услугу. Один из лучших учеников Ощепкова Н.М. Галковский рассказывал, что раз в год проводился отбор лучших для обучения в знаменитом центре дзюдо Кодокан, и учитель под большим секретом сообщил приглянувшемуся ему русскому пареньку необычный принцип этого отбора.

Наступил торжественный день. В зале множество молодых претендентов расселись на татами, и сам основатель дзюдо обратился к ним с речью. Нравоучительная речь была длиннейшей и, откровенно говоря, довольно скучной. Молодым людям, при всем уважении к оратору, трудно было удержаться от того, чтобы не оглянуться по сторонам и не взглянуть на своих соседей, но Ощепков уже знал, что сзади за ними пристально следят преподаватели Кодокана. И каждое движение абитуриентов расценивается ими как невнимание, и даже недостаточное уважение к великому мастеру дзюдо. Василий все еще, как следует, не привык сидеть по-японски: без стула, на собственных пятках. Затекшие ноги невыносимо ныли, мучительно хотелось вытащить их из-под себя и выпрямить, но хотя бы просто чуть-чуть пошевелить ногами, но он по-прежнему сидел неподвижно. А когда к нему подошли и сказали, что он принят в Кодокан, Ощепков попытался встать на совершенно онемевшие ноги, но так и не смог этого сделать, а только повалился набок.

В архиве Кодокана до наших дней сохранилась запись о поступлении туда Василия Ощепкова 29 октября 1911 года. Василий в полном объеме познал всю суровую школу дзюдо тех лет. К тому же это было время, когда еще чувствовались отзвуки недавней русско-японской войны, и русского парня особенно охотно выбирали в качестве партнера. В нем видели не условно-спортивного, а реального противника. Вскоре, однако, с ним уже стало не так-то просто бороться даже искушенным дзюдоистам. Никто из поступивших вместе с Василием товарищей не выдержали суровых дзюдоистских испытаний: все оставили Кодокан. А он не только успешно овладел борцовской наукой, но и стал претендовать на получение мастерского звания. И всего лишь полтора года потребовалось ему для того, чтобы на весеннем состязании по рандори завоевать право подпоясать свое кимоно черным поясом. Японцы необычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских степеней-дан, и особенно иностранцам. 15 июня 1913 г. Василий Сергеевич получает черный пояс первый дан и становится первым русским мастером дзюдо. И долго еще хранил Ощепков японский журнал, написавший о нем: «Русский медведь добился своей цели» . В этом же году он заканчивает учебу в семинарии. Возвратившись на родину, Василий, знавший не только японский, но и английский язык, начал работать переводчиком в контрразведке Заамурского военного округа в г. Харбине, а затем в разведотделе Приамурского округа, выезжая иногда с заданиями в Японию.

Владивосток 1914

В 1914 г. во Владивостоке открывает первую секцию дзюдо в России, которая просуществовала до 20-ого года. Занятия проводились во Владивостокском обществе «Спорт» в одноэтажном, но обширном кирпичном доме № 21 на Карабельно-набережной улице. В кружке занималось около 50 человек, преимущественно учащаяся молодежь. Сюда приходили тренироваться и японцы, проживающие в городе.

В 1915 г. Василий Сергеевич проводит первую международную встречу по дзюдо Россия-Япония, в 1917 г. вторую, на которую прибыли из Японии во главе со своим преподавателем господином Хидетоси Томабеци, экскурсанты-воспитанники японского высшего коммерческого училища г. Отару. В этом же году 4 октября Василию Сергеевичу присваивают второй дан.

В начале 20-ых гг. Василий отправляется на Сахалин в свой родной Александровск. Купив кинопроектор, стал зарабатывать на жизнь, демонстрируя там фильмы. С сентября 1923 г. он начинает сотрудничать с советской военной разведкой под псевдонимом «ДД». Демонстрируя фильмы для японских солдат, Ощепков передавал ценные разведывательные данные об оккупированной части острова Сахалин во Владивосток. Затем, по инициативе Василия Сергеевича, его направляют в Японию. Перед отъездом в Японию Ощепков по служебным делам едет в Китай. В Шанхае, среди многого прочего, он сообщил исчерпывающие сведения о реальных сроках, в пределах которых японцы были способны эвакуировать свои войска с Сахалина. Именно эти сведения позволили полномочному представителю СССР в Китае успешно провести переговоры с Японией и освободить от оккупантов островную российскую территорию. Случилось, однако, что в Китае Василию довелось решить не только служебные, но и личные проблемы. В российском г. Харбине, выросшем на китайской земле, сердце нашего 32-летнего железного супермена поразила любовь с первого взгляда. 17-летняя Машенька только что успела окончить последний класс классической гимназии. Вчерашняя гимназистка тоже полюбила Василия, несмотря даже на то, что он, как тогда говорили, уже был связан брачными узами. Влюбленный немедленно обратился в Харбинский епархиальный совет с ходатайством «о расторжении брака с Екатериной Николаевной, урожденной Журавлевой». А получив положительный ответ, тут же повел к венцу свою любимую. И теперь в страну Восходящего солнца в г. Кобэ кинобизнесмен направляется уже не один, а в сопровождении юной супруги.

Василий и жена Мария

В Японии первоначальный псевдоним сменился на новый «черный монах» или просто «монах». А затем был еще один псевдоним — «японец». Перебравшись в Токио, он поселился неподалеку от казарм третьего полка, расквартированного в районе Адзабу, и свел доброе знакомство с хозяином соседнего фотоателье, сниматься в которое ходил весь полк. А посещая ближайший клуб дзюдо, Василий познакомился непосредственно и с военнослужащими полка, на которых не могли не произвести сильное впечатление второй дан и стоящее за ним не совсем понятное высокое мастерство европейца. С целью расширения контактов обладатель черного пояса планировал посещать и знакомый с юных лет Кодокан, где его хорошо помнили и ценили. Однако снять квартиру неподалеку пока не удавалось, мешали острые в те годы в Токио жилищный кризис из-за недавнего землетрясения и скудные финансовые возможности. Работа разведчика всегда очень сложная и опасная, а работать в Японии было особенно тяжело. Несмотря на все трудности, Василий Сергеевич успешно выполнял свою профессиональную деятельность.
От разведчика все более категорично начинают требовать все сразу и без особых валютных затрат, постоянно понукают и требуют, чтобы он начал вести самую примитивную игру: давал деньги под расписку, а затем шантажировал получателя. А, кроме того, немедленно установил контакт с прокоммунистическими настроенными лицами. Отлично знающий местные условия резидент терпеливо старался объяснить, что весьма патриотично настроенные японцы при первой же попытке шантажа сейчас же обратятся в полицию. А все «левые» находятся под наблюдением полиции и поспешный контакт с ними заведомо обречен на провал. И он категорически отказался выполнить полученные самоубийственные инструкции. В 1926 году недалекое начальство, взбешенное неповиновением своего подчиненного, приказывают ему вместе с женой немедленно выезжать в Советский Союз. Так безвременно, но вовсе не по его вине, закончилась уже налаженная и дававшая результаты разведывательная работа. В течение 6 долгих лет он постоянно жил под угрозой репрессии японских, теперь же перед ним впервые, но слишком отчетливо замаячила угроза «родных», советских репрессий. До глубины души оскорбленный Василий старается доказать свою добросовестность и полную лживость обвинений.
«Я командирован нашей армией на опасную и важную для Родины работу. На эту работу может встать человек, прежде всего, глубоко любящий свою Родину и ненавидящий вечного и хитрого врага России. Я, истинный русский патриот, хотя и воспитанный в японской школе. Но эта школа научила меня любить, прежде всего, свой народ и Россию. Я воспитывался на средства русской армии, чтобы посвятить себя вечному служению Родине, что я и делаю с 1914 года».

Первые курсы инструкторов дзюдо для преподавателей физвоспитания из различных регионов страны, проведённая Ощепковым на базе ЦДКА. Стоят слева на право: А.М. Рубанчик, В.С. Ощепков, С.В. Дашкевич.

Бесспорно, что дзюдо оставалось дорогим Ощепковскому сердцу, он вновь приступил к своему любимому делу, став преподавателем во Владивостокском клубе физкультуры. В спортивном клубе с ним работает П.Н. Азанчевский, специалист английского и французского бокса (сават). В январе 1927 г. Ощепков подготавливает первых инструкторов: В.Г. Кузовлев, который в последствие вел работу в Ленинграде, Ф.И. Жамков, ответственный работник Центрального совета «Динамо», руководящий прикладными видами спорта. Из Владивостока Василий Сергеевич выезжает в Новосибирск на должность переводчика 7-ого отделения Штаба округа. Для сотрудников Штаба и местного общества «Динамо» он организовал секции по самозащите. Но если служба теперь не доставляла ему особых хлопот, то в личной жизни надвинулось большое несчастье. Мария Григорьевна тяжело заболела туберкулезом легких. Расходы на врачей и лекарства требовали все больших денег, и имеющегося заработка на это уже не стало хватать. Да и усилия местных врачей не давали никакого результата. Состояние здоровья Марии заметно ухудшалось. Василий старался добиться перевода в Москву или Ленинград, где можно было обеспечить более действенную лечебную помощь и иметь более высокий оклад. В сентябре 1929 г. его как специалиста по рукопашному бою приглашают для работы в Москву. Однако случилось это слишком поздно: жену, скончавшуюся, не дожившую до 22 лет, он уже похоронил на одном из Новосибирских кладбищ.


… В Москве в Центральном Доме Красной Армии были созданы две группы из военнослужащих и работников Дома Армии. Кроме того, была сформирована и первая в стране женская группа. Перед Ощепковым ставится задача вооружить бойцов Красной Армии надежными приемами рукопашного боя. И он отлично с ней справляется. В 1931 г. появляется методическое пособие с методикой обучения боя с использованием ножа, штыка, приклада, малой лопатки и ведение боя без оружия. Всеми силами пропагандировал он искусство рукопашного боя. Старался пробудить, возможно, больший интерес к нему в широких слоях молодежи и привлечь ее к занятиям, устраивая интереснейшие доклады и показательные выступления перед аудиториями самого различного характера: от воинских частей до клуба Дома Правительства. В знаменитом физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР» второй степени им подготовлен раздел рукопашного боя.

В.С.Ощепков в инфизкульте. Справа от него - В.В.Сидоров, слева - А.А. Харлампиев. Второй слева в последнем ряду - Н.М. Галковский. Последний справа - Б.А. Сагателян.

Ощепков в кругу своих учеников первых студентов специализации дзюдо. Слева от него - Н.М.Галковский, справа - И.В. Васильев.

В Москве Василий Сергеевич встретил овдовевшую, как и он сам, женщину, Анну Ивановну. Два этих уже не молодых, много переживших человека, создали добрую благополучную семью. Дочь Анны Ивановны, Дина Николаевна, вспоминала о доброжелательном отчиме, который относился к ней, как к родной дочери. Ощепков, живший в общежитии при Центральном Доме Красной Армии, перебрался к жене на Страстную, ныне Пушкинскую, площадь. В последствие Ощепков получил комнату в коммунальной квартире дома №6 по Дегтярному переулку. Работа продвигалась весьма успешно, и можно только удивляться той активнейшей деятельности, которую развернул Василий Сергеевич не только в столице, но и по всему Союзу. Его интересовало не только дзюдо, которым он владел в совершенстве, но и другие средства физического воспитания (акробатика, гимнастика), а изучению боевого спорта, такие как английский бокс, французский бокс (сават), французская борьба (классическая, а сейчас греко-римская), вольно-американская (вольная) уделял особое внимание. Таким образом, с дзюдо в начале 30-х годов происходят серьезные изменения.




В России не было татами, поэтому бороться стали на более мягком борцовском ковре. Традиционные поклоны, принятые в дзюдо, сменили рукопожатием, кимоно на куртку с шортами, на ноги одели борцовки. Постоянно меняются и уточняются правила, методика преподавания, терминология и классификация приемов. Преподаваемая им дисциплина носит название «борьба вольного стиля Дзюу-до». Ощепков, работая в ЦДК, а затем в Московском институте физкультуры воспитывает не только способных спортсменов, но и увлеченных своим делом умелых инструкторов: Валентин Сидоров, А.М. Рубанчик, Н.М. Галковский, Н. Гладков, А.А. Харлампиев, а также Р.А. Школьников, основоположник самбо на Украине. В Ленинграде, не отставая от москвичей, трудилась целая группа квалифицированных специалистов. Ученик Василия Сергеевича еще с Владивостокских времен В.Г. Кузовлев, его ученик А.М. Ларионов и воспитанники Ощепкова разных лет – И.В. Васильев, С.В. Дашкевич и др.
Первые открытые соревнования своих воспитанников Василий Сергеевич организовал в институте физкультуры еще в 1932 году. В 1935 г. состоялся первый чемпионат Москвы и Ленинграда.
В конце 36-ого года была создана «секция (т.е. федерация) борьбы вольного стиля Дзюу-до Всесоюзного спорткомитета», председателем стал Ощепков, а заместителем Галковский. В 1937 г., работая над книгой, излагая в ней богатейший результат своей долголетней творческой деятельности. Однако закончить этот капитальный труд, который стал делом всей его жизни, так и не довелось. В ночь на 1 октября его арестовали, и через 10 дней Василий Сергеевич умер от стенокардии. Не дались даром этому богатырю ни каторжное «незаконнорожденное» детство, ни смертельная японская угроза, неизменно висевшая над ним на протяжении всех долгих 8 лет зарубежной разведывательной работы, ни «теплая благодарность» начальства, сорвавшего эту успешную работу и всеми силами старавшегося отправить его гнить в подвалах ОГПУ. Все это, вместе со смертью горячо любимой женщины, невыносимо тяжким многолетним грузом давило на нервы так, что даже его тренированное сердце спортсмена, в конце концов, не выдержало. Этот замечательный человек и выдающийся специалист погиб в расцвете творческих сил, всего 44 лет, и как много полезнейших и больших дел не смог он завершить. Уголовное дело было прекращено в 1957 г. за отсутствие в его действиях состава преступления и он в связи с эти был реабилитирован. В 1938 г. после всесоюзного сбора борцов спорткомитет 16 ноября издал приказ «О развитии борьбы вольного стиля». Эта дата и стала считаться днем рождения борьбы самбо.

Сейчас уже редко кто вспомнит, если вообще знает, о тех сверхзадачах, какие ставил перед собой Кано Дзигоро, исходя из социально-экономической обстановки в Японии конца XIX в. И о том, что созданное дзюдо явилось не только, и даже не столько спортивным, сколько необходимым и полезнейшим национально-идеологическим событием. Дело в том, что реформы Мэйдзи, направленные на ускорение европеизации страны, внесли опасный разлад, разрушая тысячелетние традиционные социально-психологические устои японского народа. Особенно угрожающе это коснулось молодежи. Тогда ее настроения были похожи на те, которые пачкают Россию в течение всех последних лет. Молодые японцы начинали призирать и стыдиться своей культурно и промышленно отсталой страны. Мощные и богатые западные государства вызывали неукротимую зависть и бездумное обожание. Самые «продвинутые» уже щеголяли в крахмальных воротничках, котелках, визитках и, уж конечно, не знали ничего более престижного и увлекательного, чем европейские виды спорта. Вот тогда-то мудрый педагог Кано на основе старинных японских боевых искусств и создал свое дзюдо, в котором даже название было не придумано им, а бережно перенесено из былого самурайского лексикона. Создал и щедро предложил японской молодежи боевое искусство, по старине традиционное, и по-современному модернизированное. Спортивное единоборство, в котором были не только умно и бережно сохранены, но и умело, сконцентрированы знакомые и родные с детских лет древние обычаи предков. В нем все не то что говорило, а прямо таки кричало о своем японском, родном, касавшемся самых глубин души и генетической памяти. Так, татами, маты из рисовой соломы, — непременная часть интерьера традиционного японского жилья: ими застилают в доме полы. И не один японец не наступит на татами обутой ногой. А неизменные и обязательные в быту поклоны имеют весьма солидный, более чем тысячелетний, «стаж». И совсем не случайно преподавание дзюдо со временем было предусмотрено во всех школьных программах, с ранних лет воспитывая японцев в духе патриотических национальных традиций. И сегодня, более ста лет спустя можно уже воочию убедиться, какую огромную пользу принесла такая мудрая национальная укорененность, не только не помешавшая, но даже уже способствовавшая успехам Японии в сфере международной науки и техники. Однако же, если упомянутый национальный колорит был необходим и весьма полезным в Стране Восходящего Солнца, то в России является не только излишней, но и нарочно искусственной, чуждой экзотикой. Что и стало вполне разумной причиной отказа от нее. С благодарностью и уважением, воспринимая все полезное, созданное Кано, его русский ученик столь же решительно критиковал недостатки дзюдо, стремился поднять свою систему до мирового уровня физического воспитания. Свое мнение на этот счет он сформировал достаточно ясно: «Мы должны основательно вооружиться знанием этой интересной и полноценной для нас системы, стараясь достигнуть в применении ее приемов той высокой техники, которая пока является достоянием только японцев… Мы не только должны изучить ее, как распространенную систему, но и добиться применения ее в деле укрепления обороноспособности нашей страны, обогатив ее нашими достижениями, в смысле методики ее изучения и техники выполнения приемов… Среди обильной литературы по дзюдо на иностранных языках… абсолютно не имеется материалов, освящающих методическую установку по изучению этой системы. Крайне мало уделено вниманию вопросам методики дзюдо и в японских источниках, поэтому наша задача состоит в том, чтобы поднять дело изучения дзюдо, особенно с методической и гигиенической стороны, на значительно более высокую ступень, чем это достигнуто, например, немцами, у которых эта система в последние годы вылилась в форму массового вида спорта. В методическом отношении по изучению дзюдо мы расходимся не только с немцами, но и институтом Кодокан… Он до сего времени не удосужился разработать отдел подготовительных упражнений общеразвивающего характера. Это свидетельствует о том, что многие адепты дзюдо из института Кодокан остаются сторонниками консервативного взгляда, считая, что падения (с чего собственно начинается изучение дзюдо в Японии), а затем приемы могут считаться достаточной подготовкой организма для занятий дзюдо и что никаких других упражнений общеразвивающего порядка вводить в эту систему нет смысла.… Но мы считаем, что этими упражнениями ограничиваться нельзя, так как при падениях и приемах в работе участвуют далеко не все мышцы тела и, следовательно, возможность равномерного развития организма без специальных упражнений достигнуто быть не может».

Подводя итоги деятельности В.С. Ощепкова можно с уверенностью сказать, что им в 30-х годах было создано новое, уникальное боевое искусство, основой которого было дзюдо. Но, в отличие от японцев, которые работали только в кимоно, в системе Ощепкова большое внимание уделяли работе без одежды, ведь соперник не всегда был в пиджаке или куртке. Не случайно многие его воспитанники в последствие стали спортсменами и тренерами вольной борьбы. Василий Сергеевич большое внимание уделял и ударной технике бокса и французского бокса, а также прекрасно разбирался в китайских боевых искусствах. «Спортизация ударов ногами заключается в том, что для проведения схваток мною сконструированы перчатки для ног, как это сделано для рук в английском боксе, фанерный нагрудник и щиток, закрывающий промежность. В настоящее время мною разрабатываются формы тренировок по спортивному боксу ногами, и я думаю, что в ближайшем будущем удастся добиться того, что система ударов ногами выльется в спортивную форму», — писал Ощепков. В прикладном разделе изучались приемы самозащиты, которые не вошли в спортивный раздел: надавливание на глаза, захваты за уши и волосы, удары в пах; а также работа с холодным оружием (ножевой и штыковой бой, по которому Ощепков был чемпионом) и подручными средствами (трость, палка и малая лопатка); обезоруживание противника.

Дзигоро Кано, опираясь на древние традиции, создал боевое искусство со своей философией, которое со временем превратилось в спортивное единоборство. То же самое, к сожалению, произошло и с системой Ощепкова. Родина получила национальный вид спорта – борьба самбо, а с 2001 года еще и боевое самбо. Несомненно, Россия может гордиться двумя спортивными единоборствами, которые очень эффективны в реальной ситуации. Но нам еще предстоит создать боевое искусство XXI века, в котором бы универсальная подготовка бойца сочеталась с любовью к своей родине, знанием законов природы и возвращением к корням древней родной веры.

Очень важно знать свою историю, ведь без истории не может быть настоящего, а, следовательно, и будущего. Хотелось бы поблагодарить людей, которые по крупицам восстанавливают подлинную историю развития боевых искусств: Л.М. Лукашев «Сотворение самбо: Родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской» из серии «Рукопашный бой в России в первой половине XX в.»; А.М. Горбылев, главный редактор книги, а также автор многочисленных статей о В.С. Ощепкове в журналах «Додзё»; С.А. Косоротов, руководитель проекта «Будо-Спорт». В издательстве «Будо-Спорт» и вышли в свет замечательные книги М.Н. Лукашева и «Спецвыпуск посвященный юбилею В.С. Ощепкова. 115 лет со дня рождения».


Календарь



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!