Вечер что хотел нам рассказать фет. Анализ стихотворения А

Читать стих «Вечер» Фета Афанасия Афанасьевича выразительно очень легко. Его звуковые особенности позволяют быстро определиться с необходимой интонацией. А вот понять содержание стихотворения с первого раза крайне сложно. Только наличие заглавия помогает сориентироваться в зрительных образах и предположить, о чём идёт речь. Дело в том, что автор использовал для описания довольно неопределённые фразы. Безусловно, они предают поэзии уникальность, но затрудняют её осмысление.

После более внимательного ознакомления данное лирическое произведение, созданное в 1855 году, воспринимается как описание заката. Именно этот процесс ознаменует смену времён суток. Поэт не употребил слово «солнце», но то, что речь идёт именно о нём, представляется наиболее логичным. Заходящее солнце способно «прокатиться» над рекой, лугом, рощей, засветиться на горизонте, окрасив края облаков золотистым цветом, и смениться зарницей. Автор создал довольно оригинальную картину вечернего времени, применив для описания не только визуальные образы. В первом и последнем четверостишьях Фет использовал интересные слуховые ассоциации. Поэта явно привлекала таинственная грань между днём и ночью. Когда первый уже утратил своё влияние на окружающее пространство, а вторая ещё не вступила в свои права, наступает тот самый переходный период – вечер. В стихотворении нет прямого указания на лирического героя. Всё представлено как взгляд со стороны. Но читатели вполне могут предположить, что автор наблюдает за происходящими изменениями с пригорка, упомянутого в тексте.

На уроке литературы в 6-7 классе можно провести интересную работу по сопоставлению текста стихотворения Фета «Вечер» и одноимённых стихотворений других авторов. На нашем сайте стихи просто скачать или учить онлайн полностью.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

25 232 0

У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли те трудности в жизни которые ему довелось пережить. незаконнорожденный ребёнок, всю жизнь он делал всё возможное, что бы возродить свою фамилию.

Очень ярко и до мелочей описывает картину природы, а именно в определённый отрезок времени, что затаился между ночью и ясным днём – вечер.

Фет использует интересные описания и метафоры. Облака он сравнивает с дымом:

Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
Солнце, как живое существо,
Спряталось за горизонтом,
Оставив за собою след по «небесной пелине.

Стихотворение наполнено жизнью, красотой, звуками природы. Она, как живая прозвенела, прозвучала.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несёт.

Всё в природе наполнено гармонией и красотой. Всё живое, и несомненно движется в перёд. Река в стихотворении также живая, она «убегает луками на запад», для неё нет помех и препятствий.

А вечер служит союзником для дня и ночи, он их объединяет в одно целое: «Вздохи дня есть в дыханье ночном». стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть её увидеть.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

ВЕЧЕР.

Прозвучало над ясной рекою ,
Прозвенело в померкшем лугу ,
Прокатилось над рощей немою ,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке , луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами ,
Разлетелись , как дым , облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном , -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем .
(1855 г.)

1. Стихотворение написано в 1855 году. Первая публикация - журнал " Отечественные записки" №5 за 1855 год. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было помещено в состав цикла " Разные стихотворения", в составе это же цикла опубликовано в сборнике 1863 года. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла " Вечера и ночи" (перед ним следует стихотворение " Степь вечером", отделяющее от " Вечера" стихотворением " Шепот, робкое дыханье...")

Благодаря этому стихотворение вступает в поэтический диалог с другими текстами цикла - как пейзажными (" Вдали огонек за рекою...", 1842; " Летний вечер тих и ясен...", 1847; " Что за вечер! А ручей...", 1847; " Степь вечером", 1854; " Благовонная ночь, благодатная ночь...", 1853 ;) и пейзажно - философскими (" Я люблю многое, близкое сердце...", 1842; " Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый...", 1843; " Заря прощается с землею...", 1858; " Молятся звезды, мерцают и редеют...", 1884; ) и любовными (" Я жду... Соловьиное эхо...", 1842; " Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь", 1842;, " Шепот, робкое дыханье...", 1850; " Сегодня все звезды так пышно...", 1888 ). В этом соседстве, казалось бы, чисто пейзажное стихотворение " Вечер" приобретает и философский (день и ночь как два лика природы и бытия - мотив, характерный для поэзии Ф. И. Тютчева, таящееся в глубине природы хаотическое, грозовое начало, проявлением которого оказываются неназванный гром и " зарница"), и любовный (гроза чувств, зарождающаяся " зарница" страсти) подтексты.
2. Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета : в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник - пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа - источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения.
Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: " ясная река", " померкший луг", " роща немая", " пригорок" . В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир " сопричастий", зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.
3. В стихотворении " Вечер" описывается один промежуток времени - между ясным днем и ночью. Вечер - не только переходное состояние между днем и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.

Вздохи дня есть в дыханье ночном.

Здесь это время суток олицетворяется Фетом: за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим звеном является вечер. Данное стихотворение - это описание одного мгновения, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая человеку.

4. Вечер у фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения. Глаголы первого безличного предложения сразу дают динамику: " прозвучало", " прозвенело", " прокатилось", " засветилось" . Дальше - " убегает на запад река", " разлетелись облака". О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: " На пригорке то сыро, то жарко..."
Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично иедино слито умелой рукой мастера.
А. А. Фет использует интересные описания и метафоры. Кроме этого автор использует и сравнения: например, облака он сравнивает с дымом (" Разлетелись, как дым, облака" ). Образ солнца метафоричен. Солнце у Фета, как живое существо, спряталось за горизонтом, оставив за собою след на небе (" Погорев золотыми каймами..." ). Река - это тоже " живое существо", она " луками убегает на запад" , для нее нет помех и препятствий, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Стихотворение " живое", оно наполнено жизнью, красотою, звуками природы. Природа, как живая, прозвенела, прозвучала, засветилась . Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несет. Все в природе наполнено гармонией и красотой. Все живое, и несомненно движется вперед.
" Вечер" - стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть ее увидеть.
5. Смысл названия стихотворения.
Вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти переходящие моменты, " миги" бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.
6. Композиция.
Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.
Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света (не ясно, от чего этот свет - от далекой молнии - зарницы или от закатного солнца). Первая строка заключает в себе звуковой образ (" прозвучало" ) и зрительный (" ясная река" ). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа - звуковой (" прозвенело" ) и зрительный (" померкший луг" ). Однако не менее отчетливо и смысловое различие: если в первом стихе пейзаж светлый (" ясная" ), то во втором - теневой (" померкший" ). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым - " прокатилось" , а цветовой эпитет заменен звуковым " немая" . Четвертый стих передает только зрительное впечатление: " засветилось". Одновременно появляется и наблюдатель - " на том берегу" (на другом по отношению к человеку, созерцающему картину природы)
Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает " далеко", " на запад" по отношению к его положению в пространстве.
Контраст света и темноты сменяется своеобразным синтезом " полумрак". Вводится мотив движения (" река убегает" ), излучины, извивы (" луки") реки - своеобразное соответствие " извивам", колебаниям, поворотам света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа - 4 безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов. Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена " кадров" пейзажа (река, луг, роща, тот берег), подобие киномонтажа. Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда - наподобие движения камеры, именуемого в кинематографии -трэвелингом.
В третьей строфе контрастная поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического "я" (" то сыро, то жарко" ). Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение " я" в пространстве: с этого пригорка он видит реку, луг, рощу, облака. Контрастам света (цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположностей дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры " вздохи - дыханье". Завершает строфу свето - цветовая вспышка - " голубым и зеленым огнем" (мотивы огня и воды - главные в творчестве Фета)
Последние строки всех трех четверостиший связывает образ яркого света: " засветилось", " погорев золотыми каймами", " зарница уже теплится ярко... огнем" . Так, в композиции, в структуре стихотворения как бы отражен образ грозового эха, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках, сполохах молний, содержащееся в первой строфе. Противительный союз но, которым вводится строка - " но зарница уж теплится ярко", противопоставляет приближающуюся грозу одновременно и уходящему дню, и наступающей ночи.
7. Образная структура.
Стихотворение строится на сочетании образов света (и яркого цвета) и темноты. Название " Вечер", традиционное для русской поэтической традиции (" Вечер" - стихотворение В. А. Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе. Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света - образом молнии - " зарницы". Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из " Вечера" Жуковского: " Уж вечер... облаков померкнули края..." и отчасти из его же " Невыразимого": " сей пламень облаков, по небу тихому летящих..."
Образ " зарницы" - молнии появляется только в конце, объясняя природу раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений (что - то " прозвучало", " прозвенело"). Сходный прием встречается в стихотворении " Весенний дождь", в котором не упомянутый прямо дождь замене неопределенно - личным местоимением что - то: " И что - то к саду подошло, по свежим листьям барабанит"
8. Стихотворение написано трехстопным анапестом - самым популярным и " заметным" трехсложным размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века.
9. Звуковой строй.
Аллитерация на -р- в тексте стихотворения - подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: л уг, дал еко, л уками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения (пр озвучал о, пр озвенел о, пр окатил ось, р азл етел ись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой (пол умр аке, зол отыми, зар ница, гол убыми, зел еными). В стихотворении также выделен звук -з- , ассоциирующийся одновременно и со " звоном", со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: проз вучало, проз венело, з асветилось, раз летелись, з апад, з олотыми, з арница, з елеными.
Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное " примирение" и " слияние" звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.
10. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.


К середине 1850-х годов музыкант русской поэзии Афанасий Фет выпустил 3 книги стихов. На 35-ом году жизни он создает несравненное по художественной точности стихотворение «Вечер».

Главной темой стихотворения является таинственное очарование природы. В своем пейзажно-лирическом стихотворении автор воспевает красоту перехода от дня к ночи. При этом использует не только богатую палитру красок: «ясной рекою» , «в померкшем лугу» , «в полумраке» , «засветилось» , «золотыми каймами» , «теплится ярко» , «голубым и зеленым огнем» , но и звуки: «прозвучало» , «прозвенело» , «рощей немою» . Музыка и живопись гармонично сливаются, и в этом уникальная особенность поэзии А. А. Фета. Красота неуловима, однако художник слова останавливает время и раскрывает загадки мельчайших изменений природного мира.

Следует отметить особую роль анафоры. Не случайно в первой строфе каждый стих начинается с глагола, так как каждый из них описывает движение солнца.

«Прозвучало над ясной рекою» . Здесь - жаркое солнце в зените. Словно звуки аккорда, свет разливается по всему необъятному простору.

«Прозвенело в померкшем лугу» . В этих строчках можно увидеть прощальные лучи солнца, звенящие издали светло и радостно, как будто колокольчики, но не так торжественно, как «прозвучало».

«Прокатилось над рощей немою» . В этом стихе угадывается солнышко, которое, быть может, торопится уехать на тройке лошадей с бубенцами, а немая роща, словно провожая гостя, не решается печально крикнуть ему вслед, чтобы остановить. Здесь присутствует художественный образ закона природы.

«Засветилось на том берегу» - конечно же, это закат!

Лирический герой - это сам поэт. Его образ передает глубокая чувственность при помощи метафор : «вздохи дня», «в дыханье ночном», и категории состояния: «сыро», «жарко» . Благодаря олицетворению природа предстает живым существом: «река убегает» . Необычайно точно использовано сравнение «разлетелись, как дым, облака» . Великолепие вечернего пейзажа помогают изобразить эпитеты : «ясной рекою», «померкшем лугу», «золотыми каймами», «дыханье ночном», «теплится ярко», «голубым и зелёным» .

В стихотворении используется перекрестная рифма : созвучие стихов, первый с третьим и второй с четвертым. Форма стихотворного ритма последовательно выражена на протяжении всего произведения, образует метр стиха, или размер. В данном случае трехсложный размер - анапест , в котором ударение падает на третий слог. Стихотворение состоит из трех строф.

Сюжет прост и сложен одновременно. После первого четверостишия, показавшего динамику солнца, второе тоже характеризует движение, но уже реки и облаков. Заканчивается сюжетная линия описанием подступающей грозы.

В период создания стихотворения в русской литературе уже образовалось 2 течения: это чистое искусство, направлению которого следовал А. А. Фет, и реалистическое, народное искусство, представителем которого являлся Н.А. Некрасов .

Мало кто знает, что еще совсем юный поэт учился играть на скрипке, этим объясняется музыкальность и образность его стихотворений. Первая любовь писателя была одаренной пианисткой, о смерти которой он со светлой грустью вспоминает в своих произведениях. Поэзия русского гения одухотворена возвышенными идеалами. Современники А. А. Фета называли его произведения елейно-чистыми, юношественно-благоговейными.

Лирическая поэзия Афанасия Фета олицетворяет саму душу писателя, который ищет красоту и находит ее повсюду, куда бы не пал его задумчивый взор.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

Написанное в 1855 году стихотворение «Вечер» пополнило коллекцию пейзажной лирики А.А. Фета. В узком понимании произведение автора не имеет главного героя, лишь его ощущения, которые передаются с тонким намеком на то, что природа жива. Она может «прозвучать», «прозвенеть», «прокатиться» и «засветиться». А вместе с этим, все в ней подчинено своим законам, и каждый день переходит в вечер, после чего наступает ночь, предвестницей которой служит зарница.

Такое любование природой, каждым ее штрихом, очаровывает. Вместе с автором читатель наблюдает угасание дня. Ведь еще совсем недавно шумела роща, река была ясной, и луг манил свежестью. А уже на облаках каймой отражается вечернее низкое солнце. Да и этого предвестника ночи не осталось, тучки разлетелись, словно дым дрогнул на ветру. Оставшееся тепло отдает земля на пригорке, согревая влажный вечерний воздух. Последние огни горящего неба возвестили о скором приходе ночи. Фет искусно, штрих за штрихом дополняет картину уходящего дня, ночь у него диктует свои правила.

Точно выписанные детали конкретны. Время идет, оно не может остановиться и замереть. Сначала медленно, словно нехотя, но день уступает свои права. Об этом свидетельствуют глаголы, что стоят в начале каждой строчки первой строфы. Сравнения помогают оживить эстетическую картину засыпающего дня. Автор словно хочет заставить воображение каждого читателя почувствовать самому контрасты и переливы вечера, и метафоры в этом помогают. Эпитеты делают все признаки вечера более яркими. День еще может подарить свои очаровательные звуки и неповторяющиеся картины.

Размер стихотворения - трехстопный анапест, рифма перекрестная. Это определяет темп, настроение и мелодичность произведения. Оно легкое, живое, «дышащее». Каждая деталь плавно сменяет другую.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!