Верлен биография кратко. Краткая биография поля верлена

Имя: Поль Гоген (Paul Gauguin)

Возраст: 54 года

Деятельность: живописец, скульптор-керамист, график

Семейное положение: был женат

Поль Гоген: биография

Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.


Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов. Например, в 2015 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн. Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху , так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.


Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.


Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.


Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.


Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.


Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.


В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.


Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким , оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.


В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.


Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.


В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.


Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда [ты] идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец , в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Личная жизнь

Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.


К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной. Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше. Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.

Смерть

Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.


Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.


К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда . Также британский прозаик написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.

Произведения

  • 1880 – «Шьющая женщина»
  • 1888 – «Видение после проповеди»
  • 1888 – «Кафе в Арле»
  • 1889 – «Жёлтый Христос»
  • 1891 – «Женщина с цветком»
  • 1892 – «Дух мёртвых не дремлет»
  • 1892 – «А, ты ревнуешь?»
  • 1893 – «Женщина, держащая плод»
  • 1893 – «Её звали Вайраумати»
  • 1894 – «Забава злого духа»
  • 1897–1898 – «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
  • 1897 – «Больше никогда»»
  • 1899 – «Сбор плодов»
  • 1902 – «Натюрморт с попугаями»

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в старинном французском городке Экс-ан-Прованс. Единственный сын грубоватого и жадного отца, Поль, в детстве практически не имел отношения к живописи, но в других областях получил весьма неплохое образование. Учеба давалась ему легко и результативно. Он постоянно получал школьные награды по латыни и греческому, по математике.

Рисование и живопись входили в курс обязательных дисциплин, но в молодые годы Поль не снискал на этом поприще особых лавров. Примечательно, что ежегодный приз по рисованию в колледже достался однокласснику молодого Сезанна – будущему классику Эмилю Золя. Стоит отметить, что крепкую детскую дружбу два выдающихся француза сумели пронести через всю жизнь. Да и выбор жизненного пути практически полностью определился дружеским советом Эмиля.

В 1858 году Сезанн сдает экзамены на бакалавра в университете Экса, поступив в действующую при вузе юридическую школу. Совершенно лишенный интереса к юриспруденции, молодой Поль был вынужден сделать это по настоянию своего властного родителя. Два года он «промучился» в этой школе, и за это время в нем твердо сформировалось решение посвятить себя живописи.

Сыну и отцу удалось достичь компромисса – Луи Огюст оборудовал сыну мастерскую, где тот, в перерывах между юридической практикой, мог посвящать время изучению художественного мастерства под руководством местного художника Жозефа Жибера.

В 1861 году отец все же отпустил сына в Париж для настоящего обучения живописи. Посещая Ателье Суисс, впечатлительный Поль Сезанн под влиянием здешних художников быстро отошел от академической манеры и занялся поиском собственного стиля.

Ненадолго вернувшись в Экс, Поль затем снова последовал за своим другом Золя в столицу. Он пытается поступить в Эколь-де-Бозар, но экзаменаторы сочли представленные им работы как слишком «буйные», что, впрочем, было не так уж далеко от действительности.

Впрочем, 23 года – это возраст, полный надежд, и не слишком огорченный Сезанн продолжил писать. Ежегодно он представлял свои творения в Салоне. Но требовательное жюри отвергало все картины художника. Ущемленное самолюбие заставляло Сезанна все глубже погружаться в работу, постепенно вырабатывая свою собственную манеру. Некоторое признание вместе с другими импрессионистами пришло к Сезанну в середине 70-х годов. Несколько богатых буржуа приобрели несколько его работ.

В 1869 году женой Поля становится Мария-Гортензия Фике. Они прожили вместе сорок лет. Сезанн с женой и сыном Полем постоянно переезжали с места на место, пока, наконец, в 1885 году Амбруаз Воллар не организовал персональную выставку художника. Но долги, связанные со смертью матери, вынуждают художника продать фамильное имение. На рубеже веков он открывает собственную студию, продолжая одновременно неутомимо работать, пока 22 октября 1906 года пневмония не прерывает его сложный и плодотворный жизненный путь.

Поль Верлен (Paul Verlaine) (30.03.1844, Мец, – 8.01.1896, Париж), французский поэт. Родился в семье офицера. Начинал писать под влиянием парнасцев, но также романтиков и Шарля Бодлера.
Верлен – один из основоположников символистского направления. В “Сатурновских стихотворениях” (1866) и “Галантных празднествах” (1869) наряду со строго изваянными образами в манере парнасцев появляются характерные для Верлена напевные, меланхоличные, глухо звучащие стихи.
В книге стихов “Песнь чистой любви” (1870) Верлен приближает лексику и синтаксис поэтической речи к простой беседе.
В 1871 году Верлен не подчинился версальцам, остался в Париже и служил в бюро прессы Парижской Коммуны. После “кровавой недели” до 1877 года жил преимущественно в провинции, уезжал в Бельгию и Англию.
В 1874 году опубликовал книгу стихов “Романсы без слов”, во многом определившую эстетику символизма. Задушевные незатейливые песенки чередовались там со стихами, символически передающими минорным звучанием и ритмом беспредметную тоску и покорность ей. В стихотворении “Поэтическое искусство”

Верлен полушутя советовал добиваться манящей воображение неточности, нюансов, музыкальности стиха.
Сборники стихов “Далёкое и близкое” (1884), “Параллельно” (1889), статьи об Артюре Рембо, Стефане Малларме и др. (“Проклятые поэты”, 1884) двойственны. Здесь усиливаются упадочные тенденции, но в то же время поэт предостерегает своих новых сторонников от декадентских крайностей, печатает революционные стихи (поэма “Побежденные” в сборнике “Далёкое и близкое”). “Интимнейший из поэтов”, по словам Валерия Брюсова, Верлен был человечнее других французских символистов, он обогатил поэзию тонким лиризмом, придав ей интенсивную музыкальную выразительность. Умер в нищете.


Поль Мориа родился во Франции, в городе Марселе, 4 марта 1925 года. Закончил Марсельскую консерваторию по классу фортепьяно. В 17 лет создал свой первый оркестр.

В 1957 году переехал в Париж и приступил к работе на звукозаписывающей компании Barclay как аранжировщик и аккомпаниатор. В разное время работал с Шарлем Азнавуром (совместно создано более 120 песен), Далидой, Морисом Шевалье, Лео Ферре, Лени Эскудеро и многими другими эстрадными исполнителями.

В 1966 году Поль Мориа становится музыкальным директором Мирей Матье . Совместно с поэтом Андре Паскалем он создает её главный хит Mon credo, за несколько лет сотрудничества он записал с Мирей Матье около 50 песен. В 1967 году во время визита Мирей Матье в СССР на борту крейсера Аврора в Ленинграде рождается песня Quand fera-t-il jour, camarade?, вошедшая в репертуар певицы.

В 1962 году Поль Мориа сочиняет свой первый международный хит - Chariot (гран-при конкурса Евровидение "1962), получивший позже английское название I will follow him. Это была его совместная работа с известным французским композитором и дирижёром Франком Пурселем, записавшим спустя 4 года со своим оркестром песню композитора Андре Поппа и хорошо всем известную по прогнозу погоды на первом канале советского телевидения - Manchester and Liverpool.

В 1964 и 1965 годах совместно с Раймоном Лефевром он сочиняет музыку к кинокомедиям с участием Луи де Фюнеса Жандарм из Сен-Тропеза и Жандарм в Нью-Йорке.

В 1965 году Поль Мориа создает свой Гранд оркестр, с которым долгие годы записывает инструментальные версии популярных песен, делает обработки классической музыки. В 1968 году его оркестровая версия песни-участницы конкурса Евровидение "1967 - L’amour est bleu (в дальнейшем именуемая Love is Blue) возглавила хит-парады США, а затем и во многих странах мира. Поль Мориа стал единственным французским исполнителем, добившимся такого признания в США.

Начиная с 1969 года оркестр Поля Мориа делает концертные туры в США и Канаде, Японии и Южной Корее, Бразилии и других странах Латинской Америки. Поль Мориа становится феноменом в Японии, ежегодно устраивая до 50 концертов.

В советское время музыка Поля Мориа часто звучала на радио и телевидении, в таких передачах как В мире животных (композиция Alouette), Кинопанорама (композиция Pardonne-moi ce caprice d’enfant), несколько композиций в прогнозе погоды (Yesterday, Abrazame и другие). С середины 1970-х по лицензии были изданы четыре его виниловые пластинки, разошедшиеся по стране миллионными тиражами. После встречи с бардом Сергеем Никитиным (1978) Поль Мориа создал великолепную инструментальную версию его песни Под музыку Вивальди. Помимо этого, ещё в 1965 году Поль Мориа записал пластинку с 12 русскими мелодиями Russie de toujours (Вечная Россия), переизданную во многих странах на компакт-диске под названием The Russian album.

Последний альбом оркестра - Romantic был записан в 1997 году. С 1998 года Поль Мориа завершил и свою активную концертную деятельность. Новым дирижёром оркестра стал талантливый пианист Жиль Гамбюс, проработавший в оркестре долгие годы.

В Москву Поль Мориа приезжал дважды - в 1967 году как аккомпаниатор Мирей Матье , в 1978 году, уже с гастролями своего оркестра. В 2002 году оркестр вновь дал концерты, но уже с новым дирижёром Жилем Гамбюсом.

Написанные им мелодии

В течение своей жизни он написал много мелодий. Расхожая версия, что «Alouette» (знаменитая мелодия из «В мире животных») была написана им, неверна. Композиция написана Ариэлем Рамиресом (род. 4 сентября 1921 г.). На самом деле, оркестр Поля Мориа первым исполнил эту мелодию.

Поль, Александр Николаевич

Археолог, писатель, общественный деятель Новороссийского края, род. 20-го августа 1832 г., ум. 26-го июля 1890 г. в Екатеринославе. Дед А. Н., Иван Иванович фон Поль, немец, шведский подданный, род. на о. Эзеле. При императрице Екатерине II он поступил в русскую военную службу и участвовал во второй Турецкой войне, по окончании которой был награжден (1791), за отличия в сражениях, значительным участком земли в нынешнем Верхнеднепровском уезде, Екатеринославской губ., близ речки Мокрой Суры. Его сын (от брака с Маламой), Николай Иванович, был женат на дочери помещика Полетики, внучке Малороссийского наказного гетмана Павла Полуботка, и от этого брака родился A. H. Поль. Учился он в Полтавской гимназии, где находился под влиянием известных писателей Боровиковского и Метлинского, а потом поступил (в 1850 году) в Дерптский Университет, где окончил курс в 1854 году, со степенью кандидата, возвратился в свое имение и занялся хозяйством. Состоя, по женской линии, в родстве с Полуботками и постоянно слыша рассказы о прежних славных временах, П. с малых лет заинтересовался прошлым казачества и, еще будучи мальчиком, везде разыскивал различные предметы старины. По смерти отца, П. отдался занятиям историей, археологией и археологическим экскурсиям. При этих своих занятиях он наткнулся на указание о присутствии в окрестностях Кривого Рога кровельного сланца (аспида), минеральных красок, каменного угля, железных руд и других минеральных богатств. Указание было проверено П., и он действительно нашел залежи руды; чтобы определить ее достоинство, он, не доверяя собственным познаниям, взял несколько образцов руды и отправился в Париж к одному известному профессору минералогии, который, сделав анализ, нашел, что привезенные куски представляют собой образцы превосходнейшей железной руды, очень редкой в Европе. Тогда, чтобы убедиться, как велики залежи руды, и в каких направлениях идут ее жилы, П. пригласил этого профессора отправиться вместе с ним в Россию, и тогда же убедился в громадных богатствах края; особенно богатой оказалась Дубовая Балка, которую П. вскоре купил в собственность, и приобрел в аренду на 99 лет Криворожские рудниковые залежи. Не располагая капиталами для разработки месторождений руды и не найдя в России желающих посвятить свои средства на это дело, П. составил компанию французских капиталистов, вслед за которой явилась бельгийская, а затем компания англичанина Юза; таким образом дело было поставлено на надлежащий путь. Открыв руду, П. вскоре открыл великолепный, тонкий, нежный и эластичный горный лен; затем сухие пласты разноцветных красок по берегам речки Саксагани, аспид и, наконец, крупные породы граната. Вскоре им было положено основание Каменскому и Брянскому чугунолитейным и железоделательным заводам; далее он призвал к жизни многие отрасли кустарной промышленности; связал Екатеринослав с железными дорогами Лозово-Севастопольской и Харьково-Николаевской.

Помимо этих главных заслуг, П. сделал много и на других поприщах общественной деятельности. В 1858 г., когда по воле Александра II созваны были в губерниях дворянские комитеты для обсуждения вопроса об освобождении крестьян, П. был избран членом от Верхнеднепровского уезда; здесь он с талантом, энергией и убедительностью отстаивал свои гуманные мнения и взгляды, проникнутые знанием крестьянского быта. Как выдающийся своими способностями член местного дворянского комитета, П., по закрытии его, вызван был в Петербург в числе двух депутатов от Екатеринославской губ. для участия в редакционных комиссиях по крестьянскому делу и оставался там до окончательного составления проекта Положения, а в 1861 году, по обнародовании Положения 19-го февраля избран был в члены Екатеринославского губернского по крестьянским делам присутствия. С 1866 г. по 1883 г. П. был уездным (от Верхнеднепровского уезда) и губернским гласным в земском собрании Екатеринославской губ.; в 1869 году был избран почетным мировым судьей Верхнеднепровского округа и, в конце того же года, председателем Верхнеднепровского Мирового Съезда. Должность почетного мирового судьи, с незначительными промежутками, П. исполнял до самой своей смерти. Много труда и забот посвящал он и вопросу об устройстве школ и развитии просвещения на своей родине. В 1866-1872 гг. он был членом Екатеринославского Губернского Училищного Совета; с 1871 г. до конца жизни состоял членом попечительного Совета Екатеринославской Мариинской женской гимназии и в 1883 году был назначен почетным попечителем Екатеринославского Реального Училища. В течение 20-ти лет П. состоял действительным членом Одесского Общества истории и древностей, принимал участие в археологических съездах; состоял в постоянных сношениях с Императорской Археологической комиссией и сам производил многочисленные курганные раскопки.

За свои заслуги П. был награжден многими орденами (в 1882 году орденом св. Станислава 2-й степени); далее, года за три до его смерти, губернское земское собрание поднесло ему адрес, в котором, перечислив все, что он сделал для края, благодарило его от имени своих избирателей; он был избран почетным гражданином Екатеринослава, и имя его вырезано на почетной мраморной доске в думской зале; губернское дворянство на собрании 1889 года постановило повесить в зале дворянства (в "Потемкинском" дворце) портрет П. во весь рост и учредить стипендии его имени в Петербургском Горном Институте и в Екатеринославском Реальном Училище; в торжестве по случаю своего 50-летия, Одесское Императорское Общество истории и древностей почтило (14-го ноября 1889 года) П. особенным вниманием, причем член Общества, горный инженер Долинский сказал глубоко-прочувствованную речь, в которой очертил труды П. по части археологии, металлургии и развитию железных дорог края.

С пользой потрудился П. и для собирания разного рода археологических памятников и остатков старины южного края. Занимаясь в течение 13-ти лет собиранием древностей, он составил богатейшую коллекцию, ценившуюся до 200000 рублей (описание этой коллекции находится в "Екатеринославских Губернских Ведомостях" 1887 года и в "Каталоге" К. Мельника). П. был владельцем прекрасной исторической библиотеки, драгоценных рукописей, карт, планов. Не задолго до своей смерти П., нуждаясь в деньгах, старался продать свою коллекцию в России, в какое-либо из государственных собраний древностей, но старания его не привели ни к чему и тогда он обратился в Англию; за три месяца до смерти он получил оттуда предложение продать всю коллекцию древностей, кроме Запорожского отдела, за 200000 долларов. Смерть помешала ему дать ответ, и коллекции П. перешли к его наследникам. По своему составу, коллекции П. заключали в себе: древности каменного, бронзового и железного века; древности скифские, запорожские; стеклянные и керамические изделия; еще больше оружия, драгоценных ваз, кубков; особенно ценны были золотые вещи скифского времени, великолепнейшей тончайшей работы греческих мастеров, преимущественно IV столетия до Рожд. Христ., времени Перикла, периода полного расцвета греческого искусства. Коллекции эти по смерти П. предназначены были, постановлением Высочайше утвержденного опекунского управления по делам и имуществу А. Н. Поля, по соглашению с наследниками покойного, к продаже.

Перу П. принадлежат статьи: "Мишурин рог" ("Записки Одесского Общества истории и древностей", т. VIII, 1872 года, стр. 434-438) и "Археологические поиски в Екатеринославской губернии" (там же, стр. 439-442).

В экстренном заседании думы г. Екатеринослава 27-го июля 1890 года, по случаю кончины П., городской голова, между прочими вопросами, предложил, "ввиду заслуг для Новороссийского края и в частности особенно для Екатеринослава, увековечить память П. постановкой в Екатеринославе памятника, на каковой предмет ассигновать на первый раз из городских сумм 2000 рублей и открыть при Городской Управе добровольную подписку"; это предложение было единогласно принято. Вскоре после смерти П. французская Криворожская компания поставила ему мраморный памятник на самом месте своих рудников в Кривом Роге. При Екатеринославском Научном Обществе существует ныне Музей имени Поля.

"Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей", т. XVI, Одесса 1893 г., отдел III, стр. 2; "Екатеринославские губернские Ведомости" 1890 г., № 59, ч. неоф.; Некрологи И. Шмакова и Д. И. Эварницкого - № 60, ч. неоф.; "Речь священника Василия Разумова - № 61, ч. неоф., статья Л. З. Веселовского; "Одесские Новости" 1890 г., № 1676; "Новороссийский и Телеграф" 1890 г., №№ 4841 и 4843; "Исторический Вестник" 1890 г., т. 42, стр. 275-276, некролог 794-798, статья Д. И. Эварницкого; "Каталог коллекции древностей А. Н. Поль, в Екатеринославе", Вып. I, составил К. Мельник, Киев, 1893 г.; A. Hasselblatt und Dr. E. Otto. "Album Academicum der Kaiserlichen Universität Dorpat". Dorpat. 1889 г.

Ив. Давидович.

{Половцов}

Поль, Александр Николаевич

Общественный деятель и археолог (1830-1890). Уроженец Екатеринославской губ., воспитанник Дерптского университета, П. собрал коллекции древностей Новороссийского края, составившие весьма значительный археологический музей (см. его описание в "Екатеринославских губ. ведомостях" за 1887 г. и "Каталог", составленный г-жой К. Мельник; Киев, 1893). Рассмотрение бумаг кн. Потемкина указало Полю на присутствие в окрестностях Кривого Рога кровельного сланца, минеральных красок, каменного угля, железных руд и т. п. минеральных богатств. Он открыл богатые железные руды, исходатайствовал проведение железной дороги в Екатеринослав, положил начало устройству частных железоделательных и металлургических заводов, приступил к разрботке шиферных ломок, призвал к жизни многие отрасли кустарной деятельности. Кроме того, П. много работал в местных дворянских комитетах по крестьянскому вопросу и был вызван в СПб. для участия в редакционных комиссиях; после освобождения крестьян состоял членом Екатеринославского губернского по крестьянским делам присутствия. Написал несколько археологических статей в "Записках Общества ист. и др." и брошюр и заметок по горнозаводскому делу. См. некрологи П. в "Историч. вестнике" (1890, № 10), в "Записках Одесского общества истории и древн. росс." (т. XVI) и в "Екатеринославских губерн. ведомостях" (1890, № 59 и 61).

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!