Версия: чего на самом деле потеряли те, кто хотел бы вернуть ссср. Хотели бы вы вернуть ссср? Кто хочет вернуть ссср

Сегодня очень серьёзный материал.

Для начала, клятвенно пообещаю вам то, что в следующей серьёзной статье я обязательно буду ругать нынешнюю власть:) Её есть за что сильно критиковать, при условии, что перед этим из аудитории будут удалены все прозападные грантоеды, для чьих ушей такая правда не предназначена.

Но сегодня о другом, не менее важном - попытка понять, а что же именно потеряли те, кто со слезами вспоминает советскую молодость.

Держитесь. Будет жестко.

Однажды я заметил, что большинство тех, кто сегодня требует вернуться в СССР, по возрасту примерно соответствует последнему поколению советских комсомольцев. Тех самых "стражей ценностей революции", которые и должны были первыми нести в жизнь идеалы Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Это поколение людей, начавших свою карьеру во времена застоя и перестройки.

Почему-то многие забыли, что именно это поколение вошло в пик своей деловой активности в то время, которое мы зовём "лихими 90-ми". У этого поколения, хозяев 90-х годов, была какая-то общая управленческая проблема - маленький горизонт планирования при отсутствии выстроенных процессов и методологии . Они жили одним днём - от получки до получки, от поставки до поставки, от одного валютного транша до другого. "Сегодня к нам приедет мешок контрабандных джинсов Levi"s, мы его загоним, а завтра посмотрим что будет ". И вот как-то так во всём.

Я конечно понимаю, что гибкость и умение подстраиваться под среду - это иногда круто. Но эти же умудрялись отказываться от системности и планирования совсем, как будто это какой-то страшный грех. У них даже есть очень характерное словечко - "договорняк ". Это когда всё, на чем основана твоя увереность в завтрашнем дне - это устный уговор с таким же раздолбаем, как ты, который просуществует до тех пор, пока "жизнь не изменится " (а изменится она внезапно и прямо сегодня вечером).

Тут, как на зло, где-то на фоне мелькают портреты Сталина и Берии и контраст вот этих поздне-комсомольских управленческих ужимок со сталинско-бериевскими масштабными генпланами. На этот контраст больно было смотреть. Больно и самим же вчерашним комсомольцам, которые старательно вымарывали и замазывали грязью эти две фамилии отовсюду, где только о них могли вспомнить.

Первое, что пропало с крушением советского строя - это именно планирование и методология . Всё остальное прожило чуть дольше или намного дольше, а вот именно системность ушла с первых минут воцарения "реформаторов" на броневике перед "Белым домом".

Мне начинает казаться, что эти вечные комсомольцы требуют вернуть СССР, потому что там был Госплан и Госстандарт в качестве пряника (и Госконтроль с ОБХСС в качестве кнута).

Эти структуры в сумме позволяли космомольским раздолбаям не иметь собственного горизонта планирования, а значит - не нести ответственности за конечный результат. Не формулировать смыслов, не ставить себе задач, работать как получится.

Причем, если их спросить, а почему они так жили, то окажется, что онижедети, они не виноваты, это жизнь вдруг стала такая непредсказуемая. Но кто еще её делает предсказуемой, если не те, кто в ней живёт?

Нынешний государственный строй, каким он БУДЕТ (надеюсь) в ближайшие хх лет, очень густо замешан на методологиях и стандартах (чаще всего, западного происхождения по причине отсутствия своих) и требует, чтобы каждый худенький-бедненький менеджеришка имел генеральный план развития того, что у него в подчинении, и за этот план нёс персональную ответственность перед государством или руководством. То есть - сам парился и за то, чтобы сформулировать смысл своей деятельности, и за то, чтобы этому плану потом соответствовать.

Мы наблюдаем ренессанс идеи долгосрочного планирования и систематизации. Еще не сталинских масштабов, но - дай Бог - придем и к таким.

Сегодня в любой нормальной крупной организации, имеющей хотя бы 10-летнюю историю выживания на рынке, скорее всего, есть отдел методологии и стандартов. А если это организация, связанная с информационными технологиями и разработкой ПО, то он там есть просто обязательно - это норма отрасли. И если туда придет лихой казачок с предложениями в стиле "а давайте сейчас сделаем как получится, а завтра будь что будет", то на него посмотрят, как на идиота и выгонят оттуда.

Это движение к планированию и стандартам пришло к нам сегодня с Запада, но не сам Запад его изобрёл - они осмыслили часть опыта СССР и признали его полезным. Это Сталинская методичка, о неоспоримой пользе которой нам напомнили наши же соперники. Они своим меркантильно-буржуазным умишком однажды взяли и подсчитали, что это, оказывается, еще и выгодно!

Только с горизонтом планирования в десятилетие (не меньше) можно строить Крымские мосты, организовывать Олимпиады и побеждать в Сирии. На такие горизонты сегодня рассчитаны госкорпорации, госпроекты, в ту же сторону медленно, но верно, движется вся система. Тем, кто не может сегодня тащить лямку долгосрочного планирования и мобилизовываться на игру вдолгую, сегодня просто не доверят этих госзаказов, а это значит, что они сядут на кухне без денег и работы.

И тут на сцену выходят бывшие комсомольцы со своим горизонтом в несколько дней, договорняком и блатом. Куда они при такой системе пойдут? В марсианскую впадину, куда Гагарин не летал. Их сегодняшний потолок - это нестратегический бизнесишка на несколько десятков душ... Причем, даже за эти души надо нести ответственность с горизонтом плана не менее года, закладывать резервирование денег на отпуска, обеспечивать отказоустойчивость сервисов, не допускать кассового разрыва и т.п. И даже одно это вызывает у "коммерсов" стон и плач египетский.

Это вам не украсть состав нефти в Башкирии и продать его в Польшу по оффшорной схеме, обозвав всё это крутой коммерческой сделкой.

У нас даже в обычной жизни простого рабочего человека так получается - чтобы жить более-менее хорошо, сегодня надо учиться самому планировать бюджет надолго и заставлять себя следовать плану. Контролировать риски, учитывать возможный форс-мажор и на него откладывать.

Если человек начинает жить от зарплаты до зарплаты (как типичный позднесоветский рабочий и инженер), то это прямая дорога в микрокредитные забегаловки и банкротство физических лиц. А вспомните, как государство ЗАСТАВИЛО законом водителей иметь страховой полис гражданской ответственности под угрозой запрета эксплуатации автомобиля, потому что иначе гарантировать наличие у граждан денег на неотложную компенсацию ущерба было невозможно. Граждане планировали на три дня вперёд и в этих планах никогда не было возможности повредить чужую машину...

И тут начинается: верните нам срочно СССР!

Всех кто был воспитан "госпланом", персональная ответственность за план и результат очень сильно парит - они требуют вернуть "стабильность и социальную справедливость", под которой на практике понимается требование к государству централизованно планировать (и делать) за всех и давать "простым рабочим" возможность думать только на три дня вперёд.

А как бы они сегодня пели, если бы некий "Сталин" потребовал от них персональной ответственности за выполнение длинного плана в несколько лет под угрозой ссылки в лагеря? А ведь первая версия Советского Союза встала на ноги именно на таких методах...

Нет, товарищи. Советский Союз второй версии будет, но он не будет раем для мещан-раздолбаев, прикрывающихся комсомольским билетом, мечтающих о новой машине и импортных джинсах, но не способных их купить из-за собственного же раздолбайства.

Он состоится тогда, когда и министр, и простой рабочий на сборочной линии достигнут того "дзена", что не смогут ни по каким личным причинам сорвать генеральный план, т.к. у них от этого лично будет болеть что-то в районе души.

Вы спрашивали, какую страну я хочу для своих детей. Вот такую.

Вот теперь ко всеобщей радости пойду думать, как я в следующий раз буду ругать нынешнюю власть.

Ностальгии пост: многие из нас частенько вспоминают о советских временах. И, несмотря на то, что времена не всегда были простыми, вспоминаем мы их, как правило, с теплыми чувствами и ностальгией по ушедшему советскому детству. По любимым и знакомым всем и каждому вещам, которые уже не вернуть. Или… все-таки можно?


5. Духи «Красная Москва» по нынешним меркам - удовольствие не для слабонервных. А ведь когда-то это были самые желанные духи всех женщин СССР! Подсказка для мужчин: дам старшего поколения можно порадовать ароматом их молодости, а современных девушек с юмором - поразить в самое сердце своей оригинальностью.


7. Тот самый чай. Индийский. Со слоном. Попробуйте порадовать своих бабушек и дедушек, пап и мам. Ну или сами попробуйте.


8. Первая советская электронная игра «Ну, погоди!» была у всех. Помните, как мечтали набрать 999 очков и надеялись увидеть мультфильм про волка и зайца? Можно проверить - а вдруг и правда покажут…

10. Для тех, кто точно помнит, что был пионером, но уже не очень помнит, как это было, в «Товарах из прошлого» есть целый специальный раздел . Здесь вам и галстуки, и пилотки, и значки, и даже полный пионерский комплект - между прочим, неплохая идея для ретрокостюма на приближающийся Хеллоуин. Будь готов!


11. В нашей стране зубной порошок продержался, наверное, дольше всех в мире, пока не был окончательно вытеснен пастой. Однако для любителей олдскула его производят и сейчас, утверждая, что это «эффективное средство для устранения зубного налета, хорошо очищает и освежает полость рта, обладает противовоспалительным действием».

Говорят, что вернуть СССР в прежнем виде уже нельзя.

С одной стороны, это действительно так - много воды утекло, ситуация изменилась, советская промышленность разрушена, да и не актуальна она уже в прежнем виде - технологии ушли далеко вперед, сами принципы работы во многих отраслях стали другими.

Нет больше прежнего пролетариата, который считался системообразующим классом в советской системе. Кто будет возвращать к жизни СССР? Так называемый офисный планктон? Манагеры? Работники торговли? Или может быть чиновники? Никому из них СССР по большому счету не нужен.

За последние 26 лет выросло целое поколение, которое не знает, что такое СССР, а если и знает, то исключительно по кинофильмам и рассказам родителей.

Уже подрастает поколение тех, чьи родители сами родились после распада СССР или незадолго до, в конце 80-х, в результате чего Советский Союз они практически не помнят.

Все это так.

Однако давайте посмотрим на вопрос с другой стороны:


Много ли было в 91-м году свидетелей дореволюционной России?
Много ли было тех, чьи родители хотя бы помнили дореволюционную Россию?

В 91-м году только немногочисленные старушки, которым было под 90 лет, что-то помнили про дореволюционную Россию, если вообще были в здравом уме и твердой памяти, в их-то возрасте. Однако они никакого участия в политических процессах не принимали ввиду своего почтенного возраста и слабого здоровья.

Ни Ельцин, ни Гайдар, ни Чубайс, ни прочие Собчаки и Собчачки, Новодворянские и Новокрестьянские дореволюционной России не помнили и не могли помнить, потому что родились намного позднее 1917 года. У большинства даже родители родились после 17-го.

Однако отсутствие личных воспоминаний о дореволюционной России нисколько не помешало ни Ельцину, ни Гайдару, ни прочим Собчакам и Новодворским взять в руки триколор с двуглавым орлом и размахивать им над головами, уверенно рассказывая о России, которую они потеряли, которая свернула со своего исторического пути, совершила ошибку, пошла не за теми и не туда.

И ладно бы они просто говорили, что Россия зашла куда-то не туда, по факту текущего состояния политики и экономики, но ведь они начали говорить именно про дореволюционную Россию, о которой не имели никаких собственных знаний и представлений. Они начали размахивать не каким-то новым флагом, а именно триколором, который ни разу при жизни не видели ни на одном административном здании. Да и не могли видеть. Равно как и двуглавого орла - тоже ни на одном административном здании они никогда не видели. Однако твердо решили использовать в качестве герба по-новой.

И те, кто вышли на митинг в поддержку Ельцина в августе 1991 года, кто потом голосовал за него на выборах 96-го - тоже не могли помнить дореволюционную Россию. У многих даже родители родились после 17-го, поэтому про дореволюционную Россию они знали разве что по обрывочным рассказам бабушек, да и то не все.

Но это не мешало им махать триколорами и радоваться двуглавому орлу как новому-старому символу, рассуждать о России "которую они потеряли" и с уверенностью заявлять, что в 17-м страна свернула с правильного пути.

Откуда им было знать, с какого пути Россия свернула?

Кто из них присутствовал при том историческом выборе и своими глазами видел, что происходило, чтобы уверенно говорить о том, между чем и чем выбирала Россия?

Все остававшиеся в живых свидетели событий 17-го года в 91-м сидели дома и никуда не выходили, а если и выходили, то не дальше лавочки у подъезда. Многие уже и по лестнице спуститься не могли, чтобы куда-либо выйти.

Среди участников событий 91-го года, сторонников Ельцина и прочих "возвращателями потерянной России" свидетелей этой самой "потерянной России" было ноль целых хрен десятых.

После 17-го года сменилось не одно и даже не два поколения - три поколения сменились и четвертое уже было в процессе.

И дореволюционного крестьянства не было уже давным давно, чтобы можно было возвращать дореволюционную аграрную экономику силами тех, кто когда-то ее возделывал.

Не было уже и тех, кого раскулачили в период коллективизации.

Не было владельцев частных лавок дореволюционного периода, не было владельцев дореволюционных заводов, газет и пароходов. И самих газет и пароходов, ходивших до 1917-го года, практически не осталось, только в виде музейных экспонатов. Заводов, основанных в дореволюционной России, и то оставались считанные единицы, потому что многие были уничтожены в годы Великой Отечественной, либо эвакуированы и по сути получили совершенно новую жизнь.

Не было в 1991 году ни дореволюционного крестьянства, ни дореволюционного дворянства. Ни прежней аристократии, ни прежней буржуазии, даже в виде остаточных явлений.

Не осталось ни дореволюционного общества как чего-то цельного, сохраняющего уклад и культуру прежней России, ни дореволюционной экономики, ни дореволюционной жизни.

Однако пришедшие к власти господа вроде Ельцина и Собчака вместе с сотнями соратников и миллионами сторонников начали быстро вспоминать "как оно было" и заниматься реставрацией-реконструкцией дореволюционной России.

Не просто ликвидировали СССР, чтобы построить полностью новое государство, с новой символикой, новой экономикой и новым обществом, а занялись именно реставрацией того, чего не помнили и не могли помнить.

Восстановили символику, начали реставрировать дворцы, переименовывать города и улицы, глав областей назвали губернаторами (что само по себе довольно комично, потому что области по-прежнему называются областями, а не губерниями) и так далее.

Вспомнили про Столыпина, воссоздали Русское географическое общество и многое другое.

Принялись канонизировать Николая Второго, которого они никогда живым не видели и результаты его правления на себе не ощущали, однако пребывают в твердой убежденности, что он был святой. Святой потому что расстреляли? Так ведь не его одного расстреляли. Что теперь, всех расстрелянных считать святыми?

Принялись повышать роль церкви в государстве, публично креститься, ставить свечки, передавать церкви госимущество - это тоже элементы реставрации.

Постсоветская власть и ее многочисленные сторонники начали активно восстанавливать то, чего никто из них не помнил и чему никто из них свидетелем не был.

С 17-го до 91-го еще больше изменилось, еще больше воды утекло, сменилось в три раза больше поколений, прежняя экономика тем более утратила актуальность, сменились почти все технологии, прежней промышленности практически не сохранилось, от прежнего общества не осталось ничего.

Но они все равно взялись восстанавливать Россию образца февраля 1917 года, которую никто из ныне живущих не застал, не помнил и даже от родителей про нее ничего толком не слыхал.

Взялись восстанавливать буквально по картинкам из музеев, по литературным произведениям, по историческим документам, а также по собственным фантазиям о том, как оно было и как могло бы быть, если бы не советская власть.

Фактически занялись альтернативной историей - реставрацией того, что могло бы быть, если бы да кабы.

Так можно ли утверждать в свете вышесказанного, что восстановление СССР - такое уж невозможное дело?

Если спустя 74 года можно было чего-то реставрировать и реконструировать, то почему нельзя спустя 26 или пусть даже 36 лет?

Если после смены трех-четырех поколений можно было пуститься в воспоминания о потерянном предками государстве, то почему нельзя пуститься в аналогичные воспоминания после смены двух поколений?

Если в 91-м, когда вообще никто из действующих лиц и их сторонников не был свидетелем дореволюционной России, можно было чего-то "возвращать взад", то почему нельзя заняться тем же самым в наше время, когда половина страны еще помнит, как был устроен СССР и что он из себя представлял, причем многие из тех, кто это помнит, находятся в зрелом возрасте, твердой памяти и могут еще держать в руках не только флаги с плакатами, но и боевое оружие, причем некоторые могут держать это оружие не хуже молодых.

Если в 90-е, когда не осталось никого из дореволюционных дворян, буржуа или аристократов, можно было заняться формированием нового дворянства и новой буржуазии, то почему нельзя будет заняться формированием нового пролетариата, тем более, что еще много лет будут живы десятки миллионов тех, кто был тем самым советским пролетариатом, советскими инженерами, трудовой интеллигенцией.

Если можно заниматься возвращением к аграрной экономике спустя добрую сотню лет после того, как все развитые страны перешли к постиндустриальной, то почему нельзя будет заняться реиндустриализацией спустя каких-то полвека?

Если внимательно приглядеться к тому, что делают или пытаются делать нынешние реставраторы "потерянной России", то восстановление СССР нисколько не кажется утопичным, наоборот - оно кажется совершенно реальным и даже закономерным.

Если уж вернулись на 100 лет в прошлое и занялись реставрацией-реконструкцией России образца февраля 1917 года, то следующим шагом по логике должна быть реставрация-реконструкция октября 1917 года, потом эпохи НЭПа, коллективизации, индустриализации и развитОго социализма.

Правда здесь следует задаться вопросом: а нужно ли это?

Если только и делать, что вспоминать о потерянных государствах и пытаться восстановить их, можно зациклиться и попасть в историко-реконструкторскую ловушку. Так и будем восстанавливать то одно, то другое. Пришли к власти одни - начали восстанавливать "потерянную Россию", пришли к власти другие - начали восстанавливать "потерянный Союз".

Но главное - посмотрите, что получается у нынешних деятелей из их попыток вернуть "потерянную Россию" - смех и грех.

Губернаторы без губерний. Градоначальники называются мэрами. Административный центр Ленинградской области - Санкт-Петербург. Триколор с двуглавым орлом поднимается под звуки советского гимна, в тексте которого поменяли несколько строк. Парад 9 мая проводится при закрытом мавзолее. Советскую власть критикуют - советскую победу празднуют. И этот список странных несоответствий можно продолжать и продолжать.

Поэтому надо трижды подумать, а нужно ли заниматься реконструкцией Советского Союза?

Не получится ли такой же смешной пародии, какая возникла у реконструкторов дореволюционной России?

Вернуть флаг и герб СССР можно - это вне всяких сомнений, доказано теми, кто спустя 74 года вернул двуглавого орла и поднял триколор.

Вернуть должность генерального секретаря вместо президента тоже можно - доказано теми, кто вернул главам областей звания губернаторов.

Символы и названия вернуть проще простого.

Но вернется ли при этом суть?

Попытки воссоздать Россию "которая была бы, если бы не советская власть" показали, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды - вода утекла, общество изменилось, образ жизни изменился, уклад изменился, обстановка изменилась - все изменилось. И современная Россия ничем не похожа на дореволюционную, разве что гербом и некоторыми историческими названиями.

Примерно так же будет и при попытке воссоздания Советского Союза - он будет напоминать прежний только названиями и символикой, а населяющие его люди будут уже другими. Даже несмотря на то, что многие из ныне живущих родились в СССР и помнят, каким он был.

Вот я, к примеру, уже не тот, каким был в момент ликвидации Союза. И не буду таким уже никогда. Я помню СССР в мельчайших деталях, у меня осталось много советских вещей, книг и журналов, я даже на работу успел впервые устроиться при советской власти и прекрасно помню обстановку советского периода. Но таким, каким был раньше, я все равно уже не стану - слишком много событий случилось после ликвидации СССР, слишком многое довелось пережить - это уже не выкинуть из памяти и мыслей, не выкинуть никогда.

И те, кто были старше, кому в 91-м было 30 или 40 лет - они тоже не станут прежними советскими гражданами, даже если вернуть СССР со всеми его атрибутами и названиями прямо сейчас. Не пойдут они на завод так же, как шли на него в 91-м году. Да и завода того скорее всего нет, а пока он будет восстановлен (если это вообще будет иметь экономический смысл) - тем, кому в 91-м было 30 лет, наступит время выходить на пенсию.

И дело не только в разрушенных заводах, хотя и в них тоже.

За прошедшие 26 лет мы столько всего пережили, что стали очень другими. Нет больше тех наивных советских граждан, которые жили в СССР. Есть битые рынком россияне, злые и обманутые, недоверчивые, во многом разочарованные, местами растерянные - разные, но уже совершенно не такие, какими были в 91-м - даже те, кто хорошо помнит тот год.

Мы стали другими и никогда уже не станем прежними.

Поэтому вернуть советскую символику, атрибутику, названия учреждений и ведомств - можно, но это будет лишь обертка, а содержание будет совсем другим. Потому что мы стали совсем другие.

Даже те, кто помнит СССР, стали другими, а кто его не помнит - тем более.

Поэтому нужно ли возвращать старую обертку, чтобы завернуть в нее совершенно новое содержание?

Не получится ли в результате очередного обмана, когда внешнее совершенно не соответствует внутреннему и конфликтует с ним? Не будут ли старая внешность и новая внутренность разрушать друг друга?

Будем ли мы так же, как 26 лет назад верить в партию Ленина, зная, что однажды она уже привела страну к упадку и 20 миллионов ее членов ничего не сделали для сохранения Союза, а партийная верхушка наоборот всячески способствовала ликвидации СССР?

Нужно ли ставить очередной эксперимент по реконструкции государства, которое разрушилось по внутренним причинам?

Может быть все-таки не надо возвращаться назад, может быть надо строить нечто новое?

Конечно, новое может на поверку оказаться хорошо забытым старым, однако в момент его строительства это будет восприниматься именно как новое и будет строиться как новое, а не как реконструкция былого.

По факту новое может оказаться похожим на хорошо забытое старое, но уже по факту, а не по подходу.

Наверное не всем понравилось то, что я написал, но вы все-таки задумайтесь об этом.

Потому что вернуть СССР в виде атрибутики - да, можно.
Но сделать его прежним - уже нельзя.

По той простой причине, что мы стали другими, очень другими.

Многие из нас частенько вспоминают о советских временах. И, несмотря на то, что времена не всегда были простыми, вспоминаем мы их, как правило, с теплыми чувствами и ностальгией по ушедшему советскому детству. По любимым и знакомым всем и каждому вещам, которые уже не вернуть.

1. Граненый стакан. Сейчас конечно продаются довольно похожие, но это не «те самые».

2. Такой давно забытый атрибут каждой советской хозяйки, как авоська нынче как нельзя лучше вписывается в набирающее популярность движение против пластиковых пакетов из супермаркетов, которые стремительно и беспощадно засоряют окружающую среду. Отличный повод стать законодательницей новой моды! К тому же, авоська занимает минимум места и поместится даже в самую маленькую дамскую сумочку.


3. «До свиданья, наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказочный лес». Тут сразу двойная ностальгия – по настоящим советскимледенцам на палочке и, конечно же, по Олимпиаде-80. За которую никому не было мучительно стыдно. Ну а если вы по каким-то причинам все же не желаете вспоминать олимпиаду, для вас классика жанра – петушок!


4. Помните, как на уроке труда выжигали маме в подарок доску на 8 марта? При помощи выжигательного аппарата Узор-1.


5. Духи «Красная Москва» по нынешним меркам – удовольствие не для слабонервных. А ведь когда-то это были самые желанные духи всех женщин СССР!

6. С дамами разобрались, теперь очередь за господами. Для них – тройной одеколон! Убедительная просьба не пить.


7. Тот самый чай. Индийский. Со слоном.


8. Первая советская электронная игра «Ну, погоди!» была у всех. Помните, как мечтали набрать 999 очков и надеялись увидеть мультфильм про волка и зайца?

9. Волк из мультфильма, который теперь вообще запрещено показывать детям.

10. Для тех, кто точно помнит, что был пионером…


11. В нашей стране зубной порошок продержался, наверное, дольше всех в мире, пока не был окончательно вытеснен пастой. Однако для любителей олд-скула его производят и сейчас, утверждая, что это «эффективное средство для устранения зубного налета, хорошо очищает и освежает полость рта, обладает противовоспалительным действием».


12. Кубик Рубика – нестареющая классика. Актуален во все времена. «Тот факт, что каждая грань куба состоит из трех слоев по три блока, имеет большое значение. Число три обладает огромным смыслом, выражающимся во многих странных связях между человеком и природой», – вот так замысловато говорит сам Рубик о своем гениальном изобретении.


13. Самое шоколадное какао «Золотой Ярлык» по-прежнему выпускается и по-прежнему натурально. А уж какое вкусное с его помощью получается пирожное «Картошка»…

14. Такой добрый и красочный атлас «Мир и Человек» знаком почти каждому советскому ребенку. Купите его для разнообразия современным детям, привыкшим все узнавать из Википедии.

15. Те, кому мама в детстве мыла голову легендарным детским шампунем «Кря-Кря», просто не могут его не помнить! Ах, как же вкусно он пах… его так и хотелось съесть. Вы не поверите, но его производят и сейчас.

16. Ну и, конечно же, какое возвращение в СССР без советских плакатов – шедевров графического дизайна и пропаганды. Некоторые из них и сегодня актуальны как никогда.


17. Советские деньги вряд ли помогут вам в наше время купить все вышеперечисленное. Но, зато, какой отличный сувенир из прошлого! Способы использования ограничены только вашей фантазией.

Исследования социологов показывают: советское детство сейчас в моде. «Хочу обратно в СССР. Как хорошо тогда было - наверное, самое лучшее время в моей жизни» - все чаще и чаще эту фразу можно услышать не только от ветеранов, чья биография накрепко связана с советскими временами, но и от тех, кому едва-едва исполнилось 30.

Люди, которым в 1991 году было по 13–15 лет, с любовью коллекционируют советские фильмы и обмениваются воспоминаниями о пионерском детстве. Ностальгия по советскому прошлому становится распространенным явлением среди тридцатилетних.

«Нам повезло, что наши детство и юность закончились до того, как правительство купило у молодежи СВОБОДУ в обмен на ролики, мобилы, фабрики звезд и классные сухарики (кстати, почему-то мягкие)… С ее же общего согласия… Для ее же собственного (вроде бы) блага…» - это фрагмент из текста под названием «Поколение 76–82». Те, кому сейчас где-то в районе тридцати, с большой охотой перепечатывают его на страницах своих интернет-дневников. Он стал своего рода манифестом поколения.
Анализ молодежных ресурсов интернета и других текстовых источников показывает: отношение к жизни в СССР поменялось с резко негативного на резко позитивное. За последние пару лет в интернете появилась масса ресурсов, посвященных повседневной жизни в Советском Союзе. «76–82. Энциклопедия нашего детства», пожалуй, наиболее популярный из них. Само название говорит о том, кто является аудиторией данного ресурса - все, кто родился в период между 1976 и 1982 годом.
Одноименное сообщество в ЖЖ входит в тридцатку наиболее популярных. Его завсегдатаи с искренней любовью обсуждают фильмы про Электроника, гэдээровские «вестеры», лезвия «Нева» для безопасных бритв и напиток «Буратино».

От «тупого совка» к «золотому веку»
Забавно, что всего лишь полтора десятилетия назад те же самые люди, которые сегодня с нежностью вспоминают символы минувшей эпохи, сами отвергали все советское и стремились как можно меньше походить на своих более консервативных родителей.
Странное беспамятство молодежи распространяется и на более близкое прошлое. На рубеже 80−х и 90−х значительная часть молодых людей мечтала вообще уехать - эмиграция даже в страну третьего мира считалась более привлекательной, чем жизнь в разваливающемся советском государстве:
«Хоть тушкой, хоть чучелом, только быстрее из этого бардака».
«Советская одежда -– кошмар, убожество, носить невозможно, одни галоши «прощай молодость» чего стоят. Советская техника сделана явно не руками, а чем-то другим: не работает, не чинится. Советские продукты - это колбаса, на 90% состоящая из туалетной бумаги, масло из маргарина и пиво на воде»…
Кто бы лет пятнадцать назад осмелился отрицать эти аксиомы?!
Но, как известно, время - лучшее средство от детской болезни левизны. Повзрослев, молодые люди перестали быть столь категоричными. Теперь уже воспоминания о телевизорах «Рубин», магнитофонах «Вега», духах «Красная Москва», клетчатых рубашках, красных пальто, мороженом по 15 копеек и газировке в автоматах вызывают легкую грусть и сожаления о том, что их никогда уже больше не будет.
Советское прошлое стремительно обрастает трогательными легендами и на глазах превращается в прекрасный миф о золотом веке человечества. Современные тридцатилетние так жаждут сказку, что готовы ампутировать собственную память.
В конце 80−х годов мало кому из них пришло бы в голову восхищаться песнями советской эстрады или советскими фильмами - уж слишком примитивно. Важнее было понять, как побыстрее разбогатеть, получить максимум разнообразия в сексе, добиться успеха и признания в большом городе. Вместо ВИА «Самоцветы» и фильмов о деревенской жизни последние советские подростки хотели смотреть голливудские триллеры и слушать Scorpions и Queen.

Но время проделало с ними свой обычный трюк: сполна получив то, о чем мечтали на заре туманной юности, современные тридцатилетние стали мечтать о том, что так безжалостно когда-то презирали. И старые советские фильмы про войну и освоение целины вдруг обрели в их глазах смысл, который когда-то они видеть категорически отказывались.
Почему люди, отвергавшие все советское, вдруг стали ностальгировать по времени, которое они едва успели застать? Если верить социологическим исследованиям, причин две. Одна из них лежит на поверхности: ностальгия по Советскому Союзу во многом просто ностальгия по детству. Идеализировать детские годы свойственно всем. Плохое забывается, остаются только светлые воспоминания о том, какой замечательный вкус был у мороженого и как радостно выглядели люди на демонстрации.
Однако, похоже, для нынешнего поколения тридцатилетних ностальгия стала своеобразной религией, во многом определяющей их отношение к жизни вообще. Они гордятся тем, что им довелось жить в Советском Союзе, и считают, что именно советский опыт делает их несравнимо лучше современной молодежи, которая выросла уже после 91−го года:
«И все-таки если бы я выбирал - выбрал бы конец 80−х. Я тогда еще ничего не понимал. Мне было 17–19 лет. Я не умел общаться, я не умел влюбляться, я ничего не хотел от жизни и вообще не понимал, как и зачем люди живут… Из этих лет я не вынес ничего, а - мог бы (это я теперь только понял). Наверное, поэтому они - самые теперь мои времена, любимые, сумбурные, неясные», - пишет roman_shebalin.
Ему вторит другой автор интернет-дневника tim_timych:
«Как же я хочу вернуться в детство! В наше детство. Когда не было игровых приставок, роликовых коньков и ларьков с кока-колой на каждом углу. Когда не было ночных клубов и все собирались на репетиции местной рок-группы, игравшей ДДТ и Чижа. Когда слово стоило дороже денег. Когда были мы».
Причина такой «недетской» ностальгии, видимо, глубже, чем просто тоска о прошедшей юности. Идеализируя советское прошлое, современные тридцатилетние неосознанно говорят о том, что им не нравится в настоящем.
От несвободного государства к несвободным людям
«В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас!» - это все из того же «манифеста».
«Мы стали менее свободными!» - этот крик отчаяния звучит во многих записях. Вот еще одна цитата:
«Вспоминаю о том времени, и основное ощущение - это чувство полнейшей свободы. Жизнь не была подчинена такому жесткому графику, как сейчас, и свободного времени было намного больше. У родителей отпуск был месяц, а если кто-то болел, то спокойно брал больничный, а не ходил еле живой на работу. Можно было идти, куда хочешь, и никто тебе не запретит. Не было кодовых замков и домофонов, не было охранников в каждом подъезде, в каждом магазине. Аэропорт был интереснейшим местом, откуда начиналось путешествие, а не частью зоны строгого режима, как сейчас. Вообще, табличек типа “Прохода нет”, “Только для персонала”, “Запрещено” почти не было».
Происходит странная метаморфоза воспоминаний. В Советском Союзе грозных надписей «Проход запрещен!» было куда больше, чем сейчас. Но наша память о детстве их аккуратненько стирает, а память об увиденном пару дней назад достраивает эти пресловутые таблички.
Объективно советское общество было куда менее свободным, чем нынешнее. И не только в политическом плане. Жизнь человека двигалась по строго расписанному маршруту: районный детский сад - районная школа - институт/армия - работа по распределению. Вариации были минимальны.

То же самое и с бытом. Все ели одинаковые биточки, ездили на одинаковых велосипедах и вывозились на одни и те же «Зарницы». Длинные волосы, косуха с клепками, даже элементарные джинсы - все это могло вызвать внимание милиции или как минимум осуждающие взгляды старушек у подъезда. Сейчас - ходи в чем хочешь и, если ты не похож на узбека-нелегала, милиции на тебя наплевать, да и бабушкам тоже, тем более что их вместе со скамеечками у подъездов уже почти не увидишь.
Каждый мог стать революционером, нахамив по мелочи бригадиру или придя в школу без пионерского галстука. Сейчас мы живем в одном из самых свободных обществ за всю историю человечества. Речь опять-таки не о политике, а, скорее, о культуре и образе жизни. Государство по минимуму вмешивается в частную жизнь человека. Пресловутая «вертикаль власти», насквозь пронизывающая политический процесс, никогда не переступает порога квартиры. А само общество еще не успело выработать достаточно твердых норм и не может указывать гражданину, что можно, а что нельзя.
Откуда же берется это ощущение несвободы? Скорее всего, оно идет изнутри. Нынешние тридцатилетние сами загоняют себя в очень жесткие рамки. Нужно работать и зарабатывать, нужно выглядеть прилично, нужно вести себя серьезно, нужно иметь мобильник с «блютузом», нужно есть пищу без ГМ-добавок, нужно читать Минаева и Коэльо. Нужно, нужно, нужно!
У тридцатилетних настоящая свобода - это не свобода слова или собраний, а прежде всего возможность жить спокойно, не напрягаясь и иметь много свободного времени. А ведь от них ожидали, что они станут первым поколением, свободным от «совка», поколением энергичных строителей капитализма. В начале 90−х это примерно так и выглядело. Молодые люди с энтузиазмом занялись бизнесом, карьерой, с упоением окунулись в мир потребительских радостей. Но постепенно энтузиазм пошел на убыль. На каком-то этапе они просто «перегорели».
Сегодня для большинства из них работа и карьера остаются основными жизненными ориентирами. Однако нет уже того драйва, который был неотъемлемой частью их жизни в 90−е. Большинство по-прежнему оценивает жизненный успех как возможность потреблять как можно больше: «Чем больше квартира, чем дороже машина - тем успешнее человек». Но многие вещи уже куплены, впечатления получены, амбиции удовлетворены. Жить скучно!

КГБ в голове
Если провести контент-анализ, скорее всего, выяснится, что частота употребления слова «безопасность» за последние двадцать лет выросла в сотни раз. В СССР была всесильная организация - Комитет государственной безопасности. Ее боялись, о ней рассказывали анекдоты. Но сама идея безопасности не была столь навязчивой.
Зато сейчас это слово ключевое на всех уровнях - от высокой политики до собственной квартиры. Нас повсюду окружают секретные пароли. Войти в подъезд - код, открыть квартиру - несколько замков, включить компьютер - пароль, загрузить собственную электронную почту - снова пароль…
Но никто ведь не навязывает эти правила, люди их выбирают сами. И с грустью вспоминают детство: «Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари - там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы, и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания».

Игрушки с помойки против китайских сабель
Детские игрушки и игры - это целый мир. У многих он оставляет куда более яркий след в памяти, чем взрослые забавы типа автомобиля «тойота» или должности начальника отдела.
У миллионов советских детей был любимый мишка - кургузый, линялый, неубедительный. Но именно ему доверялись важнейшие секреты, именно он исполнял роль домашнего психоаналитика, когда нам было плохо. А с каким упоением мы играли в «красных» и «белых», вооружившись винтовками, выструганными из палок!
Снова процитируем дневник пользователя tim_timych: «Каково было лазать по гаражным массивам, собирая никому не нужный хлам, среди которого иногда попадались такие жемчужины, как противогазы, из которых можно было вырезать резиновые жгуты для рогаток. А найденная бутылка ацетона с упоением сжигалась на костре, где из выброшенных автомобильных аккумуляторов плавился свинец для картечи, лянги и просто так, от нечего делать, ради интереса поглазеть на расплавленный металл».

Рыночная экономика породила простой принцип: все, что востребовано, должно быть коммерциализовано. Помните, как в дворовых компаниях играли в рыцарей? Как делали из найденного на свалке хлама щиты и мечи? Теперь пластмассовые доспехи и оружие продаются в любом киоске: хочешь - пиратскую саблю, хочешь - скифский акинак. Стоит это все копейки: чтобы купить набор легионера или ковбоя, достаточно несколько раз сэкономить на кока-коле.
Фейерверки и петарды продаются уже в готовом виде, и не нужно проводить химические эксперименты за гаражами. А плюшевых мишек китайского производства можно покупать мешками. Только все реже среди них обнаруживается тот самый косоухий уродец - любимый и единственный…
Глядя на своих детей, нынешние молодые люди испытывают двойственные чувства. С одной стороны, завидно: пойти в киоск и за какие-то копейки купить точную копию пистолета-пулемета «Скорпион» с магазином и боекомплектом в тысячу пуль - да за это мальчишка 80−х, не задумываясь, согласился бы продать душу или выносить каждый день мусор! Вот только нет в нем аромата уникальности. В него не вложен собственный труд (когда бледный аналог такой штуки делался своими руками), с ним не связана исключительность случая (если это был подарок, допустим, привезенный из-за границы).
И в итоге пылится это оружие где-то под кроватью: не беда - папа завтра новое купит. Папа не обеднеет, он хорошо зарабатывает.
А вот ребенка жалко.

Друзья остались в СССР
Еще один повод для ностальгии - легенда о чистых и открытых отношениях между людьми. Вот alta_luna вспоминает:
«Такой дружбы, какая была у моих молодых родителей с другими молодыми парами, больше у них в жизни и не случалось. Помню интересное - мужчины в командировках, женщины ждут».
В другом дневнике читаем: «У нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали, о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами!»
Тридцатилетние страдают оттого, что друзей становится все меньше. На них просто не хватает времени. Чтобы повидаться со старым другом, приходится договариваться о встрече чуть ли не за месяц.
Да и сами встречи становятся все короче и формальнее: все заняты, у всех дела. Возможность в любое время связаться с человеком и отменить или изменить предыдущие договоренности провоцирует необязательность:
«Извини, планы изменились, давай сегодня не в 5, а в 8 или лучше завтра в 5. А лучше давай завтра по ходу дела созвонимся и договоримся».

Времени нет
Большинство тридцатилетних недовольны своей жизнью, но не видят реальных возможностей ее изменить. Чтобы что-то менять, нужно время, а его-то как раз и нет. Стоит только на минуту приостановить стремительный бег, как сразу тебя отбрасывает на обочину. А этого тридцатилетние не могут себе позволить.
«Скоро 30. Времени нет. Тахикардия, пульс 90 ударов/мин вместо положенных 70. Пью лекарство, не читая инструкции, доверяю врачу. Некогда ознакомиться с инструкцией по эксплуатации купленной машины, только отдельные пункты. Договор кредита подписал в банке, пробежав глазами. Лишь убедился, что там моя фамилия и код, служащим тоже некогда.Когда последний раз пил пиво с друзьями? Не помню, больше года назад. Друзья - рос­кошь. Только для подросткового возраста. С мамой разговариваю, когда она позвонит. Нехорошо это, надо бы самому почаще. Прихожу домой, жена и дети спят. Поцелую дочь, постою над сыном, обниму жену. На выходных включаю телевизор, медитирую в экран, одновременно перещелкивая все каналы, один некогда смотреть, да и неинтересно уже. Какую книгу я хотел дочитать? Кажется, «Анну Каренину», половина осталась. Не дочитаю, слишком большая. Не получается. Времени нет, бегу. Бегу. Бегу», - жалуется на жизнь contas.

Революция во имя велосипеда?
«В последнее время очень часто думаю о том, какую великую страну мы просрали. Страна эта называлась СССР. Это была великая и свободная страна. Которая могла посылать всех и диктовать свою непреклонную волю всем на нашей планете Земля», - пишет в своем дневнике пользователь fallenleafs.
Ностальгия по собственному детству порой плавно переходит в ностальгию по политическому режиму. Советский Союз стал ассоциироваться с государственным развитием, размахом, имперской мощью, а также со спокойной, стабильной и счастливой жизнью:
«Это было время, когда не было безработицы, терроризма и национальных конфликтов, отношения людей были просты и понятны, чувства искренни, а желания незамысловаты».
Ностальгия по прошлому в различные эпохи оказывалась весьма мощной движущей силой общественно-политического развития. Например, возвращение социалистических партий во власть в некоторых восточноевропейских государствах уже в постсоветский период также во многом было вызвано ностальгией по советским временам.
Нам представляется, что в современной России ничего подобного произойти не может. Поколение тридцатилетних слишком аполитично, слишком погружено в личную жизнь, чтобы оказать серьезную поддержку хоть какой-то политической силе. И если неудовлетворенность собственной жизнью будет расти, это лишь еще больше подстегнет их политический абсентеизм. Вместо активных действий нынешние тридцатилетние выбирают тихую грусть о светлой поре своего детства, которая ушла безвозвратно.

Последнее поколение советской молодежи в целом было отмечено благодатной печатью глубокого безразличия к политике. Пока взрослые ломали советскую систему, а потом на ее развалинах пытались строить что-то новое, молодые люди занимались личными проблемами. Единственная сфера общественной жизни, в которой это поколение преуспело, - это бизнес. Именно поэтому среди них так много бизнесменов или менеджеров и так мало политиков или общественных деятелей.
Но желание связать безвозвратно ушедшее прошлое с безжалостным настоящим далеко не всегда может быть интерпретировано в русле политических акций. Ведь тоскуют не столько по социальному строю, сколько по плюшевым мишкам, казакам-разбойникам и первому поцелую в подъезде. Трудно представить себе революцию под лозунгом «Верните мне право кататься на велосипеде и быть счастливым!» Впрочем, в мае 1968−го французские студенты строили баррикады под лозунгами типа «Под мостовой - пляж!» и «Запрещается запрещать!».

Кажется, лишенные политических амбиций нынешние тридцатилетние видят проблему исторических перемен совершенно по-другому. Советский мир позволял им быть человечными, а современность - нет. После всех социальных катастроф ХХ века впервые становится понятно, что в любом политическом устройстве главной и единственно важной фигурой остается человек. И буйство потребительских инстинктов - такая же обманка, как и коммунизм, обещанный к 80−му году. У нас больше не осталось иллюзий, у нас больше нет ни одной надежды на то, что спасение человека придет откуда-то со стороны - от политики или экономики, не так уж и важно.
Нынешние тридцатилетние, похоже, первое поколение русских людей, оставшееся один на один с собой. Без костылей идеологии, без волшебной палочки-выручалочки в лице Запада. И тут воспоминания о советском прошлом действительно начинают жечь душу беспощадным огнем зависти.

Для того чтобы ощутить собственную человеческую ценность, возможностей было мало, но все они были отлично известны каждому. Все знали, какие книги надо прочитать, какие фильмы посмотреть и о чем говорить по ночам на кухне. Это и был личностный жест, дающий удовлетворение и вселяющий гордость. Сегодняшнее время при бесконечности возможностей делает такой жест почти невозможным или по определению маргинальным. Человек оказался перед лицом чудовищной бездны самого себя, собственного человеческого «я», которое до сих пор всегда было удачно закамуфлировано проблемой социального запроса.

Поколение тридцатилетних лишилось права на привычное местоимение «мы». Это растерянность не перед временем с его экономической жесткостью, но перед собственным отражением в зеркале. Кто я? Чего я хочу? Отсюда и медитации на тему юности. Человек пытается отыскать ответ на мучительные вопросы там, где он начинался как личность. Но это путешествие не в советское прошлое. Это путешествие в глубину собственной души и собственного сознания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!