Виктор франкл вклад в психологию. Виктор франкл - в борьбе за смысл

Виктор Эмиль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl, 26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия — 2 сентября 1997, Вена, Австрия) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих. В юном возрасте проявил интерес к психологии. После окончания гимназии в 1923 изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдёт от их воззрений.

В 1933-1937 Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 Франкл женился на Тилли Гроссер.

25 сентября 1942 Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС.

19 октября 1944 Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц, где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм, один из лагерей системы Дахау, куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких, мать была убита в Аушвице.

27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

После трёх лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971. В 1947 он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

Книги (10)

Воля к смыслу

Обсуждается широкий круг проблем: смысл жизни, смерть, здоровье и патология, вера и религия, искусство и жизненные ценности, свобода и ответственность и др. Автор не просто излагает свои идеи, он приглашает читателя к размышлению о ценностях бытия. Благодаря доступности стиля изложения и актуальности затронутых вопросов книга будет интересна и полезна не только специалисту, но и просто вдумчивому читателю.

Доктор и душа

Франкл, как и многие другие видные специалисты, прошел через школу психоанализа, изучил вклад ее учеников и последователей и пошел дальше.

Признавая бесспорные заслуги Фрейда и Адлера, он убедительно аргументирует недостаточность и однородность их подходов к пониманию человека.

Основны логотерапии

В ходе логотерапии пациент действительно оказывается перед необходимостью осознать смысл своей жизни и соответственно переориентировать ее. Следовательно, определение логотерапии верно и в том, что отражает характерное для невротика стремление уклониться от полного осознания своей жизненной задачи.

Поставить его перед лицом этой задачи, приблизить его к более полному ее осознанию – значит существенно повысить его способность к преодолению своего невроза.

Психотерапия и экзистенциализм

Автор: "В этой книге содержатся, главным образом, мои работы по логотерапии, изданные за последние несколько лет. Я переиздаю те очерки, которые, как мне кажется, дадут наиболее ясное и четкое понимание принципов логотерапии и ее терапевтического применения — очерки, в которых продолжается дискуссия о логотерапии, начатая в других моих работах, а также содержится обсуждение специфических точек зрения на эту систему."

Психотерапия на практике

Эта книга - описание пути от классической психотерапии и метода психоанализа к логотерапии и экзистенциальному анализу. Франкл критически подходит ко многим положениям своего знаменитого соотечественника Фрейда и его последователей.

В своей критике классического психоанализа Франкл говорит о необходимости демифологизации психотерапии, имея в виду представления о господстве бессознательных психических сил, имеющих биологическую природу, в сознании и поведении человека.

Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия

Книга «Страдания от бессмысленности жизни» представляет собой сборник лекций, в которых в доступной и увлекательной форме изложены основные идеи экзистенциальной психологии.

Основываясь на своем богатом опыте практикующего психотерапевта, Франкл не только анализирует причины появления мучительного ощущения бессмысленности жизни, которое царит в современном обществе, но и дает свой рецепт избавления от страданий, вызванных этим ощущением.

Теория и терапия неврозов

В книге изложено систематизированное учение о неврозах, охватывающее соматогенные, психогенные и социогенные неврозы, а также ноогенные неврозы, которые возникают вследствие чувства потери смысла жизни.

Разработанная автором концепция логотерапии, то есть смыслоориентированной психотерапии, может найти применение в форме парадоксальной интенции при неврозах страха и неврозах навязчивых состояний, а в форме «дерефлексии» - при нарушениях потенции и оргазма.

В книге прослеживается зарождение и становление логотерапии, дается ее теоретическое обоснование и приемы практического применения. Помимо этого сборник чрезвычайно интересен как документ эпохи, как свидетельство выжившего очевидца и участника трагических событий XX века, призванного собственной жизнью и судьбой проверить и подтвердить теоретические положения своих умозаключений. Биография Виктора Франкла, прошедшего ужас нацистских лагерей смерти, служит ярчайшим доказательством его выводов о том, что главной жизненной силой является воля человека к смыслу.

Сказать жизни Да

Перед вами великая книга великого человека. Ее автор — не просто выдающийся ученый, хотя это так: по числу почетных ученых степеней, присужденных ему разными университетами мира, ему нет равных среди психологов и психиатров.

Он не просто мировая знаменитость, хотя и с этим спорить трудно: 31 его книга переведена на несколько десятков языков, он объехал весь мир, и встречи с ним искали многие выдающиеся люди и сильные мира сего — от таких выдающихся философов, как Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер, и до политических и религиозных лидеров, включая Папу Павла VI и Хиллари Клинтон.

Я не верю в рок, который обрушивается на человека, что бы он ни делал; но я верю в рок, который обрушивается на человека, если он бездействует.

В. Франкл

Виктор Франкл известен во всем мире, кроме постсоветского пространства. Практически на 30 лет опаздывают переводы книг, фамилия вводит в ступор даже практикующих психологов, а введенное ученым понятие «логотерапии» - «лечение смыслом», рассматривается как речевая практика, но не психо-философское учение. По-настоящему Франкл известен тем, что выжил в концлагере Дахау.

Википедия скромно упоминает, что «родился он в еврейской семье». Многие биографии тоже грешат подобной политкорректностью, отказываясь называть вещи своими именами, как в случае с религиозными предпочтениями. Почему-то не принято говорить, что Франкл – еврей, неконфессиональный иудей, словно тут кроется оскорбление чести и достоинства. Нет. Пишут: «посещал синагогу». Словно если использовать какие-то особые деликатные формулировки, можно будет избежать прошлого, в котором руководителя неврологического стационара Ротшильдовской еврейской больницы отправили в «образцовое гетто» Терезиенштадт. Второй предпосылкой к поездке «далеко» послужил отказ от американской визы, любезно дарованной послом Соединенных Штатов (ну как дарованной, скорее вымоленной многомесячной перепиской с посольством), но не включавшей в себя никого из близких родственников профессора. В лагере Виктор оказался в возрасте тридцати девяти лет, а до этого была профилактика самоубийств и Зигмунд Фрейд.

Первая слава настигла Франкла в двадцать пять лет, после работы с неудавшимися самоубийцами. За четыре года практики - три тысячи пациентов. При таком потоке депрессивных больных довольно быстро приходилось принимать сотни решений о выписке или продлении стационара. Изобретательный врач выдумал простой тест. Каждому пациенту предложено было ответить на вопрос: «Можно ли вас уже выписывать?». Психиатрическая лечебница – отдельная песня, и практически все незамедлительно отвечали: «Конечно, я все осознал, я больше не буду так делать». После чего следовал резонный вопрос: «А почему нет?». И вот здесь аудитория раскалывалась на два лагеря. Первые невнятно мычали что-то типа «ну не буду, ну что вы прицепились» - явные рецидивисты, - в то время как вторые называли ряд причин, связывавших их с жизнью. От «жене и детям очень тяжело без меня, я же вижу, они мучаются» и до «на работе все разваливается, дело моей жизни вот-вот погибнет, я должен вмешаться». Таким хитрым способом отделялись «зерна от плевел»: первые оставались рисовать реабилитирующие картинки и кушать таблеточки, вторые уходили домой и, думается, начинали жизнь с чистого листа.

В возрасте шестнадцати лет Франкл решает податься в психоанализ, для чего затевает переписку с Зигмундом Фрейдом, идеи которого уже будоражат светлые умы Вены. Фрейд предлагает юному Виктору пройти личный психоанализ и таким образом получить необходимую подготовку. Конечно же, он незамедлительно прибывает на встречу с Паулем Федерном, назначенным его консультантом.

А теперь представьте себе: вам шестнадцать лет, вы только что получили приглашение от своего кумира и величайшего мыслителя современности по совместительству. Вот вы заходите в кабинет, где вас ждет собеседование, присаживаетесь напротив лысоватого мужчины в очках, который внимательно вас изучает. И все. Ничего не происходит. Ваш визави просто смотрит на вас умным, пронзительным взглядом. Никакого приветствия, пары вводных фраз или даже мимолетной поддержки. Оглушающая тишина. Напомню, вам шестнадцать лет. Вы в ступоре. Пытаетесь начать диалог, который не получает никакого отклика. Так проходит несколько томительных минут. После чего звучит вопрос: «Итак, господин Франкл, в чем ваш невроз?».

Что бы вы сделали? Ошарашенно подыскивали слова? Пытались бы как-то спасти ситуацию? Ну и Франкл попытался. Он начал сумбурно вещать о тревожно-навязчивых чертах, об анальном характере. Федерн внимательно слушал в течение пятнадцати минут, затем остановил «потенциального психоаналитика» и вежливо посоветовал повременить с началом карьеры и мгновенно потерял любой интерес к собеседнику. Даже руку на прощание не пожал.

Франкл был растоптан. Практически моментально он отказался от идеи примкнуть к психоаналитическому обществу. Подобного усечения человеческой составляющей Виктор Франкл всячески избегал и в своей практике, и в теоретических трудах. Уже позже, когда станут популярными его книги, а сам он будет именитым психотерапевтом, отцом-основателем Третьей Венской школы психологии, основной парадигмой его учения станет установление личных контактов с пациентом. Нельзя рассматривать человека исключительно в качестве носителя невроза. Даже при всей неоспоримости утверждения о том, что «мы все больны», невозможно отрицать роль личности индивидуума.

Венские школы психотерапии принято рассматривать в виде здания, где Зигмунд Фрейд и его детище - принцип поиска удовольствия – занимают подвал, так как рассматривают человека в контексте его животной составляющей; затем следует Альфред Адлер, наделяющий личность волей к власти, основанной на комплексе неполноценности – все это занимает этажи психологической фундации. Адлер в свое время отошел от идей Фрейда именно потому, что не рассматривал человека в качестве заложника его сексуальности, а, следовательно – не отождествлял всецело с животным миром. После неудачной попытки примкнуть к фрейдистам, Франкл обратился к адлерианцам, какое-то время успешно изучал индивидуальную психологию, но после прений, возникших в обществе между основателями, оказался не у дел и начал достраивать крышу венской психологии. Наделяя человека необходимостью оправдать собственное существование, Франкл возвестил эпоху новой философии – век поиска смысла.

Лагерный период жизни стал переломным моментом в жизни психолога. Смерть родителей и жены заставила Виктора Франкла отчаянно искать повод не броситься на колючую проволоку. «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл своей жизни». О чем люди говорят, когда ждут смерти с минуты на минуту? Три темы: жизнь-политика-бог. Франкл пишет, что новоприбывшие становятся крайне религиозными практически сразу – есть огромная необходимость объяснить весь тот ужас, происходящий повсеместно и с каждым. В какого бога верят эти несчастные – доброго или злого? Или в мертвого, как Ницше. Но верят все. И молятся. А потом говорят друг-другу: «Скоро рейх падет. Война вот-вот закончится». Или шутят. Непонятно как, но заключенные сохраняли чувство юмора даже на пороге эшелонов, идущих «в печи». И мечтают…

«Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию».

Если бы вы спросили у Виктора Франкла, как ему удалось пережить лагерь, он ответил бы вам одним словом: «самодистанцирование». Когда ты смотришь на свою жизнь как на сюжет кино, всегда остается надежда, что в конце «фильма» все будут счастливы. Это напоминает мне «Реквием по мечте», когда главный герой – Гарольд – находясь в ужаснейшей из всех трагедий, утешает мать и обещает, что все наладится, потому что как же иначе. Все будут счастливы. Это закон жанра. Как и симметрия хороших и плохих событий.

Всего должно быть поровну, так лучше воспринимается картинка. Но тем страшнее это звучит, чем острее понимаешь, что речь идет о человеческой жизни. После освобождения из лагеря Франкл возвращается в пустую для него Вену. Да, он выжил, относительно здоров, занимает пост главного врача неврологического диспансера Венской поликлиники. Война окончена, и преступники понесут наказание. Но… жена скончалась сразу после освобождения из лагеря, отец умер на руках Виктора, мать не выжила, все близкие друзья и родственники тоже погибли. Когда-то очень давно, некто по фамилии Ремарк пытался поднять тему жизни после войны. Солдаты западного фронта, на котором, как известно, все без перемен, отлично иллюстрируют полную фрустрацию и жизненный вакуум переживших сражения бойцов. В суматохе смерти невозможно строить планы на будущее. И не придумали еще таких реабилитационных механизмов, которые объясняли бы, что делать бывшим заключенным с внезапно свалившимися на их головы жизнями. Каждый выбирает для себя сам. Кто-то стреляется, кто-то спивается, а кто-то пишет книги.

После войны доктор Франкл прочел массу лекций, написал 32 книги, женился во второй раз, стал отцом. Наверное, он действительно обладал каким-то тайным знанием демонического характера, позволявшим выжить и продолжать бороться. Есть какая-то потаенная глубина души в этом человеке, позволившая ему после войны оспаривать справедливость понятия «коллективная вина» немцев. Каждый должен отвечать за свои поступки сам.

Смерть Виктора Франкла совпала с гибелью принцессы Дианы, по этой причине не получила никакого резонанса. В сентябре 98го все были заняты проблемами королевской фамилии. Сопоставляя масштабы личностей, понимаешь, в каком забавном мире мы живем. Диана ведь была… милой, не так ли? Но это уже совсем другая история.

Виктор Франкл. Человек в поисках смысла

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

В. Франкл

Широко известно суждение Зигмунда Фрейда, которое он высказал в письме к своей последовательнице и поклоннице Марии Бонапарт: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». Не менее известно и другое его высказывание: «В своих исследованиях огромного здания человеческой психики я остановился в подвале». Попытки его последователей подняться на «верхние этажи» неизбежно приводили к критической переоценке классического наследия.

Виктор Франкл, увлекшись психоанализом еще в юности, не удовольствовался блужданиями по «подвалу» и создал в итоге собственную теорию, собственную школу, диаметрально противостоящую фрейдистской. В отличие от скептической позиции венского патриарха, именно поиск смысла жизни Франкл назвал путем к душевному здоровью, а утрату смысла - главной причиной не только нездоровья, но и множества иных человеческих бед. Самая известная книга Франкла так и называется «Человек в поисках смысла». Наверное, именно так можно было бы охарактеризовать и ее автора.

Между Фрейдом и Адлером

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, где уже в ту пору на квартире доктора Фрейда собирался по средам психологический кружок - прообраз Венского психоаналитического общества. Членов кружка еще можно было пересчитать по пальцам, но в него уже входил ироничный скептик Альфред Адлер, который 6 лет спустя со скандалом покинет ряды фрейдистов, чтобы основать собственную школу. Уже было издано «Толкование сновидений», но почти половина первого тиража еще пылилась на прилавках невостребованной, а в адрес Фрейда и его последователей сыпались критические стрелы.

Впрочем, к тому времени, когда Франкл достиг юношеского возраста и перед ним остро встали проблемы профессионального и личностного самоопределения, психоанализ уже оформился во влиятельное течение и получил широкое признание. Еще школьником Франкл заинтересовался идеями Фрейда, вступил с ним в личную переписку. Фрейд благоволил к юноше, по его протекции статья 19-летнего Виктора Франкла была в 1924 году опубликована в «Международном журнале психоанализа». Однако молодого человека в не меньшей мере интересовали идеи «отступника» Адлера, создавшего Вторую венскую школу психотерапии (первой по праву считалась фрейдистская).

Еще не получив законченного образования, Франкл примкнул к адлерианцам. Этот этап его научной биографии был отмечен публикацией в «Международном журнале индивидуальной психологии». Впрочем, сотрудничество длилось недолго. В 1927 году на почве очевидных разногласий с коллегами Франкл покинул Общество индивидуальной психологии. Однако эти годы не прошли бесследно. Они наложили отпечаток на все последующее творчество Франкла: практически во всех его трудах присутствуют и Фрейд, и Адлер - как явные и неявные оппоненты.

Фрейд и Адлер уже принадлежат истории, последующее развитие оставило их далеко позади… Штекель удачно определил положение дел, когда заметил, поясняя свое отношение к Фрейду, что карлик, стоящий на плечах гиганта, может видеть дальше, чем сам гигант. В конце концов, хотя индивид может восхищаться Гиппократом и Парацельсом, нет никакой необходимости, чтобы он следовал их предписаниям или методам хирургии.

Психоанализ говорит о принципе удовольствия, индивидуальная психология - о стремлении к статусу. Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к удовольствию; стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то, что является наиболее глубоко духовным в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, - где-то, что я назвал бы волей к смыслу?

Эта воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования. Однако психотерапия превращает эту волю к смыслу в человеческую слабость, в невротический комплекс. Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств.

Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, Франкл встал на путь создания собственной - Третьей. Именно так впоследствии назовут созданное им учение. Но должны были пройти еще годы накопления опыта, годы тяжелейших жизненных испытаний, прежде чем юношеские идеи оформились в стройную концепцию.

Иммунитет против нигилизма

О своем юношеском мироощущении Франкл писал: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом я создал логотерапию».

Термин «логотерапия» Франкл предложил еще в 20-е годы, впоследствии в качестве равноценного использовал термин «экзистенциальный анализ». «Логос» для Франкла - это не просто «слово», как это обычно понимается в отечественной традиции. (Так, основоположником отечественной психотерапии К.И. Платоновым термин «логотерапия» использовался в значении «лечение словом» - в противовес медикаментозному и хирургическому лечению, то есть как синоним психотерапии; в этом значении термин распространения не получил. В некоторых отечественных работах по коррекционной педагогике термином «логотерапия» обозначается совокупность психотерапевтических методов и приемов, направленных на преодоление речевых нарушений.)

Франкл опирается на более широкое понимание греческой основы: «логос» - это «слово» не просто как вербальный акт, а как квинтэссенция идеи, смысла, то есть это и есть сам смысл. Такая трактовка проясняет многие недоразумения при толковании евангельского текста: «В начале было слово…»

Получив в 1930 году степень доктора медицины, Франкл продолжил работать в области клинической психиатрии, и уже к концу 30-х годов в статьях, опубликованных им в разных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых впоследствии выросло здание его теории - логотерапии и экзистенциального анализа.

Еще в 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял его до 1938 года. С 1930 по 1938 год он входил в штат Нейропсихиатрической университетской клиники. В практической сфере он с 1929 года разрабатывал технику «парадоксальной интенции» - психотерапевтического инверсионного метода, ориентированного на подкрепление опасений пациента и достижение лечебного эффекта по принципу «от противного». В 1933 году им было выполнено интересное исследование «невроза безработицы», имеющее (к сожалению!) непреходящее значение, однако упоминаемое ныне редко. «ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ…»

Присоединение Австрии к нацистскому рейху для еврейской части населения страны (а к ней принадлежал и Франкл) означало верную гибель. Незадолго до аншлюса у него была возможность эмигрировать в США, однако он ее отверг: полученное из Америки приглашение не распространялось на его родных, а Франкл считал недопустимым их бросить. (Наверное, в науке о душе различия в мировоззрении сказываются во всех сферах: Зигмунд Фрейд, уехавший в эмиграцию с женой и дочерью, не проявил никакой заботы о своих родных сестрах, и все они сгинули в концлагерях.)

Фортуна дала Франклу несколько лет отсрочки. По счастливой случайности, гестаповец, оформлявший отправку Франкла в лагерь смерти, оказался его бывшим пациентом и вычеркнул его из списка. Но в 1942 году про доктора Франкла вспомнили снова. Да и как было не вспомнить про заведующего отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы! Печи Освенцима и Дахау требовали топлива, и Виктору Франклу предстояло стать одним из миллионов поленьев в их адском пламени.

Он, однако, выжил. Здесь сошлись и случайность, и закономерность. Случайность - что он не попал ни в одну из команд, направлявшихся на смерть (направлявшихся не по какой-то конкретной причине, а просто потому, что машину смерти нужно было кем-то питать). Закономерность - что он прошел через все это, сохранив себя, свою личность, свое «упрямство духа», как он называл способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу. В концлагерях получил проверку и подтверждение его взгляд на человека, и вряд ли удастся найти хоть одну психологическую теорию личности, которая была бы в такой степени лично выстрадана и оплачена такой дорогой ценой.

Любая попытка восстановления внутренней силы узника предполагает в качестве важнейшего условия успеха отыскание некоторой цели в будущем. Слова Ницше: «Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как» - могли бы стать девизом для любых психотерапевтических и психогигиенических усилий… Горе тому, кто не видел больше ни цели, ни смысла своего существования, а значит, терял всякую точку опоры. Вскоре он погибал.

Виктор Франкл родился в Вене, в среднеобеспеченной еврейской семье. Его мать, о чем он всегда упоминал с гордостью, вела свой род от одного из знаменитых хасидских мудрецов рабби Лёва из Праги. Франкл описывал свою мать как воплощение добра, очень сердечную, эмоциональную женщину. Отец был для него примером праведности, человеком строгим, собранным, спартанским. К отцу Виктор всегда испытывал огромную любовь и привязанность. Отец, как и мать, был очень религиозным. Детство Виктора было весьма благополучным, он ощущал заботу, поддержку, защиту и одновременно свободу. В семье было двое сыновей и одна дочь.

Франкл был человеком глубоко религиозным, это было личное отношение к Богу, не имевшее ничего общего с конфессиональной религиозностью; Бога он позднее определял как наиболее интимного собеседника в своих внутренних диалогах. Во многом, наверное, благодаря своей религиозности он и увлекся в юношеские годы социализмом, стал одним из заметных функционеров социалистического союза гимназистов Австрии.

Довольно рано, в детстве, у Виктора Франкла возникло желание стать врачом. Примерно тогда же к нему пришло осознание факта смертности: он понял, что когда-то умрет. Главный вопрос, который волновал его в молодые годы - не вытекает ли из того факта, что все смертны, вывод, что жизнь не имеет смысла? Это был не страх перед смертью, а мучительная проблема конечности жизни - что из этого следует, и какое влияние оказывает на жизнь. Таким образом, его интерес к духовной проблематике, к смыслу начал формироваться в ранние годы.

Еще один эпизод из младших классов гимназии: учитель естественной истории, описывая жизнь разных организмов и человека, сказал, что жизнь в конечном счете - это не что иное как процесс окисления. Франкл вскочил со своего места и спросил: «В таком случае, какой же жизнь имеет смысл?». Этот эпизод он часто вспоминал как одно из первых проявлений интереса к смыслу.

В школьные годы Франкл увлекается философией, психологией, политикой. В этот период у него возникают альтернативы в духовных поисках, он участвует в дискуссиях на актуальные политические, психологические, социальные, медицинские, философские и прочие темы, не избежав того, что он позднее обозначал как искушение психологизмом, а также социологизмом. Психологизм сводит все человеческое поведение к внутренним конфликтам и удовлетворению влечений, а социологизм - к реагированию на социальные отношения.

Самым сильным из этих искушений был психоанализ, который в конце 1910-х -начале 1920-х гг. находился в самом расцвете и, естественно, молодой Франкл не мог пройти мимо него. На какое-то время вера в Бога отошла на задний план и он стал склоняться к нигилизму в отношении религиозных ценностей,

Во многом именно под влиянием психоанализа Франкл принял решение стать психиатром. У него не было сомнений по поводу врачебной карьеры, но стоял вопрос выбора специальности. В конечном счете он предпочел психиатрию. Отчасти это было связано и с его стремлением влиять на других. Он испытывал тогда большой интерес к гипнозу, уже в 15 лет освоил его и умел профессионально, грамотно гипнотизировать людей.

В конце 1920-х гг. в жизни Франкла начался очень сложный затяжной период кризиса, поисков, потери ориентации и неопределенности. Он начал активно заниматься консультированием молодежи по психологическим проблемам, издавал какое-то время журнал «Человек в повседневной жизни»

Тогда у него, кроме неудовлетворенности имевшимися подходами, не было своих оригинальных взглядов, тем более намерения основать свою школу. В 1928 г. он организовал бесплатные консультации, куда могли обратиться молодые люди с духовными и душевными проблемами.

Франкл много выступал в непрофессиональных аудиториях, говорил с молодежью о смысле жизни, читал в открытой публичной «народной школе» лекции, в которых раскрылся его ораторский дар.

В 1930 г. Франкл завершил медицинское образование, с 1930 по 1936 год получил подготовку как специалист по неврологии и психиатрии, и с 1933 по 1937 работал в психиатрической больнице, в кризисном стационаре. За четыре года он принял около трех тысяч неудачливых самоубийц.

В конце 20 х гг в результате большого опыта работы с людьми появились первые наброски логотерапевтических идей в 1926 г. он впервые использовал в докладе слово «логотерапия», а в 1929 г. впервые применил попытку того, что у него потом превратится в технику парадоксальной интенции - игровой подход, направленный на парадоксальное переосмысление своих фобий.

В конце 1930-х гг. швейцарские журналы публикуют первые его статьи, в которых основные идеи логотерапии оказываются уже последовательно прописанными. Франкл начинает писать книгу, хотя у него в тот момент еще отсутствовали определенные ценности, ориентации и задачи. Он был молод, достаточно популярен, активен, внешне все было благополучно: работа, проекты, много интересных задумок, задач; не хватало только того, ради чего стоит жить.

Поэтому в период с 1931 по 1938 г. он прожигал жизнь: ходил по ресторанам, варьете, пользовался большим успехом у женщин.

О своем юношеском мироощущении Франкл писал: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом я создал логотерапию».

Вся жизнь изменилась достаточно радикальным образом в 1938-м году, когда Австрия была присоединена нацистской Германией. Это ознаменовало для Франкла конец целого периода жизни и начало ее нового отрезка, самого тяжелого, трагичного, в котором было больше всего вызовов.

На судьбу Франкла повлияла прежде всего не война, а его еврейское происхождение: и он, и его семья фактически были обречены рано или поздно попасть в концлагерь. Нацизм для Франкла обозначал каждодневную угрозу жизни, необходимость лавирования между всевозможными опасностями.

В это время Франкл стал пытаться получить визу, чтобы уехать в Соединенные Штаты. Долгое время его усилия оставались бесплодными. В 1940 г. его сделали руководителем неврологического стационара Ротшильдовской еврейской больницы. Эта должность обеспечивала работой и давала относительную защиту близким от депортации в концлагерь; кроме того, он оказался в состоянии с помощью коллег спасти довольно многих больных от умерщвления как неполноценных.

В конце 1941-го года в жизни Франкла опять возник переломный момент, когда в американском консульстве ему выдали долгожданную въездную визу. Проблема была с его родителями, ее не имевшими: для них оставалась только одна реальная дорога - в концлагерь. Франкл был на распутье: или попрощаться с родителями и предоставить их судьбе, или поставить на кон свою жизнь, будущее, работу ради туманной перспективы как-то помочь, защитить родителей. Он долгое время не мог принять решение: с одной стороны, родители, которых он горячо любил, оказывались беззащитными, с другой стороны, перспектива защитить их, если бы он остался, все равно была весьма слабой и неочевидной. Вопрос этот мучил его на протяжении многих недель. В один из дней, Франкл вернулся домой после прогулки и увидел на столе кусок мрамора, на котором была одна буква на иврите. Отец объяснил, что это кусок мрамора из развалин синагоги, разрушенной недавно нацистами, часть одной из заповедей, которые были высечены на ней. «А какая это заповедь?» - взволнованно спросил Франкл отца.

«Чти своего отца и свою мать и пребудешь ты в покое и в мире». В этот момент Франкл принял свое решение остаться в Вене, и виза его пропала. Тогда же, в декабре 1941 г., Франкл сделал еще одну удивительную вещь для тех времен - он женился на медсестре из другого отделения его больницы, Тилли, и это была последняя еврейская свадьба в Вене в этот период.

Со дня на день ожидая депортации в концлагерь вместе с родителями, Франкл написал книгу «Врачевание души», первую версию своего основного труда. Он исходил из того, что если и не выживет, то по крайней мере его книга имеет шанс сохраниться. Несмотря на все трагические обстоятельства, его жизнь обрела определенный смысл и структуру. Через какое-то время госпиталь, в котором он работал, закрыли, и в сентябре 1942 г. Франкл вместе со всей семьей был отправлен в концлагерь. Единственное, что он взял с собой, - рукопись книги, зашитую в подкладку пальто, в надежде как-то ее сохранить.

До октября 1944 г. он находился в лагере Терезиенштадт, на 70 км севернее Праги, на территории Чехии. Этот лагерь был сравнительно мягким по сравнению с другими, его тогда называли «образцовым гетто». В нем отсутствовали газовые камеры, на смерть из него отправляли в другие концлагеря, у заключенных там была возможность иногда общаться между собой. В Терезиенштадте он потерял обоих родителей. Отец прожил несколько месяцев, ослабев от голода и пневмонии. Мать Франкла погибла в газовой камере гораздо позже, в октябре 1944 г., когда сам Франкл с женой были отправлены в Аушвиц. Это далеко не единственное из важнейших экзистенциальных переживаний, вошедших в жизнь Франкла в концлагере.

Пожалуй, наиболее поразительным было следующее. Однажды Франкл на вечернем построении был направлен в эшелон, который каждое утро вез определенное количество заключенных в газовые камеры. Никто из тех, кого отправляли этим утренним эшелоном, никогда не возвращался. Выбор был невелик: или броситься на проволоку под током, ограждавшую лагерь, покончить самоубийством, или попытаться бороться, использовать последние шансы. Франкл попрощался с матерью, потом с женой, после этого нужно было идти в свой сектор. Когда он шел туда, смотря на закат, он осознал, что сделал все, что мог в своей жизни сделать, и в первый раз ощутил, что у него нет уже никаких обязательств, никакой необходимости принимать решения. Он свободен от всего, от долга, забот, и на смену мрачному чувству пришло ощущение легкости, которой он не знал раньше. Его жизнь была уже завершена, и он оказался в позиции наблюдателя, который спокойно, беспристрастно смотрит на то, что будет дальше, что принесет жизнь - от него уже ничего не зависит.

Трудно описать, тем более понять, какие глубокие эмоции вызвали эти мысли, это осознание, - чувство счастья, благ.рности, радости и удовлетворенности завершившейся и осуществившейся жизнью, чувство связанности со всем на свете, со всем сущим, с собой и миром… По пути к бараку, когда Франкл попрощался со своей жизнью, ему стало уже совершенно ни к чему себя убивать. У него возник интерес: а что еще может предложить ему жизнь, он ощутил себя в позиции зрителя в кино, который интересуется, чем закончится фильм. Эта позиция, определяемая его понятием самодистанцирования, или самотстранения, как одной из базовых характеристик человека, приняла в тот момент весьма интенсивную форму, позволяя выйти за пределы самого себя, своей собственной жизни и посмотреть на все со стороны.

Ничего, думал Франкл, в этот момент еще не доказано, потому что пока эшелон не пришел и не отвез меня в газовую камеру, жизнь открыта для всего, даже для самого невероятного и невозможного. Жизнь сохраняет свою открытость, в ней уже нет ничего предопределенного, - даже когда нельзя надеяться, всегда есть какая-то надежда вопреки любой безнадежности, даже самое невозможное иногда может оказаться возможным.

Последнее достоинство человека оказывается в том, чтобы ждать, что жизнь откроет тебе сейчас, быть открытым к этим возможностям, не исключать никакую из них, принимать и допускать любую. Нужно преодолеть ту своеобразную гордыню, будто бы ты знаешь заранее, чем все кончится. Это неправильно: нельзя быть настолько уверенным и точно знать, чем все завершится, посмотрим, что еще будет. Ведь никто не может гарантировать тебе на сто процентов, что ты погибнешь. Раз так, значит твоя личная ответственность заключается в том, чтобы быть открытым всем возможностям, которые могут возникнуть. Может быть, эшелон взорвут, а возможно, он уйдет куда-то в другое место, где нет газовых камер.

Пессимизм, думал Франкл, не то же самое, что пассивность; наоборот, именно активность порождает пессимизм. Если в XIX веке был необходим оптимизм, чтобы содействовать прогрессу, то сейчас нужно быть пессимистом, но активным, делая все, что можно.

Позже Франкл определил свое мировоззрение как трагический оптимизм, который выражается формулой: дела обстоят плохо, но если мы не будем делать все, что можно, то они будут еще хуже, так что многое зависит от нас.Наши представления о жизни также, в соответствии с этим общим принципом, должны считаться верными, пока сама жизнь их не опровергнет.

В 1943 г. Франкл назвал сформулированную им позицию эвристическим оптимизмом: никто не может мне доказать и гарантировать полностью, что я завтра погибну в газовой камере, поэтому есть шанс, и я должен по крайней мере сделать все, чтобы этот шанс не снижать. На следующее утро эшелон не пришел. Это был единственный случай за всю историю лагеря, причины его неизвестны.

В октябре 1944 г. Франкла отправили в Аушвиц, больше известный у нас под польским названием Освенцим. Это был один из самых страшных лагерей: в нем газовые камеры работали без перерыва. Жена Франкла тоже попала в этот транспорт - добровольно. В Аушвице их разделили навсегда. Потом он узнал, что она умерла в 1945 г. уже после того, как англичане освободили заключенных - она была в таком состоянии, что долго не прожила. Довольно скоро Франкла переправили в новый лагерь Кауферинг III , филиал Дахау. В нем было немножко легче, чем в Аушвице, но не один раз Франкл буквально чудом избегал смерти. Однажды, когда он уже стоял в списках к отправке в газовую камеру, его вычеркнул главный врач концлагеря, которому он понадобился как помощник, и он действительно смог применить в этом лагере свои врачебные навыки, спасти целый ряд людей от смерти.

Последним лагерем Франкла был другой филиал Дахау, Тюркхайм. Здесь он заболел какой-то инфекционной болезнью, разновидностью лихорадки, и был близок к смерти. Многие месяцы главной его мыслью было сохранить книгу, чтобы она пережила его и все-таки вышла.

В 1945 г. после освобождения из лагеря он вернулся обратно в Вену и обнаружил, что мир, в котором он живет, стал совсем другим. Начался следующий нелегкий период его жизни. В первые же дни он узнал о смерти жены и брата, не говоря уже о многих друзьях и знакомых.

В 1945 г. Франкла сделали главным врачом неврологического диспансера Венской поликлиники - многопрофильной больницы, где он и работал в этой должности 25 лет, вплоть до ухода на пенсию. Коллеги помогли ему подготовить новый вариант погибшей в концлагере книги «Врачевание души», и вся эта деятельность была для Франкла тогда единственным, что-либо для него значащим - он полностью погрузился в эту работу. Он должен был преодолеть тяжелый период депрессии, сомнений, одиночества, слабости.

В течение 4-5 лет он написал и издал подряд несколько книг, в которых были изложены основы его учения, и практически до самой смерти.

Книжку про концлагерь он надиктовал за 9 дней. Она вышла первоначально под названием «Психолог выживает в концлагере» анонимно, без указания автора, поскольку Франкл считал, что в данном случае важно не авторство, а живое свидетельство.

Теоретическая книга «Врачевание души», особенно в последний год пребывания в концлагере, придавала главный смысл его стремлению выжить, помогала вынести все тяготы лагерной жизни, а задача восстановления, реконструкции книги на новом этапе давала ему смысл жить дальше. Эта работа стала его диссертацией. Как и книга про концлагерь, она вышла в 1946 г. и была распродана через три дня после ее выхода. Следующее издание разошлось за три недели. Несмотря на дефицит бумаги, уже в 1946 г. вышло третье издание, в 1947 - четвертое, и т. д.

В 1959 г. книга была переведена на английский и вышла в США под названием «От лагеря смерти к экзистенциализму». Ее ждал оглушительный успех – по данным на 1995 г. суммарный тираж только английского издания, не считая переводов на 25 языков, превысил 9 миллионов экземпляров. Она продолжает издаваться и по сей день, и недавно Библиотека Конгресса США объявила ее одной из 10 книг, оказавших, по данным специального опроса, наибольшее влияние на американцев.

Начиная с 1962 г. английское издание выходит под названием «Человек в поисках смысла», в него включено также краткое изложение основ логотерапии. Немецкий вариант этой книги, недавно выпущенный в русском переводе, сейчас носит название «И все же сказать жизни да»;

Франкл помимо своей профессорской работы читал много лекций, делал доклады, возглавлял отделение венской клиники, и в 1949 г. получил вторую докторскую степень, по философии. Он считал это необходимым, потому что его интересы становились все больше и больше связаны с духовной, гуманитарной проблематикой. В качестве диссертации по философии он защитил свою новую книгу «Подсознательный Бог», посвященную взаимоотношениям психотерапии и религии, совести человека, его подсознательной духовности.

Франкл успешно интегрировался в новую жизнь, в 1947 г. он женился вновь, опять на медсестре своей клиники Элеоноре, и прожил с ней благополучно до конца жизни. В 1949 г. родилась его единственная дочь Габриэла.

В конце 40-х гг. выходит еще целый ряд его книг. В 1954 г. Франкл был впервые приглашен за рубеж, в Аргентину, с циклом лекций по логотерапии. В итоге этой длительной поездки было основано первое в мире общество логотерапии. Затем началось ее триумфальное шествие на международной арене.

В 1970 г. Франкл впервые получил в Университете Сан-Диего в Калифорнии, личное почетное звание профессора логотерапии, и не случайно там же в 1981 г. состоялся I всемирный конгресс по логотерапии.

Стали защищаться дипломные работы и диссертации по логотерапии, первая из которых, «Логотерапия как теория личности», была защищена Элизабет Лукас в 1970 г. в Вене.

Всего после войны у Франкла вышла 31 книга и около 400 статей, его работы были переведены в общей сложности на 25 языков; к 1995 г. насчитали 131 книгу по логотерапии других авторов, 151 диссертацию и дипломную работу, и больше 1300 статей.

4 и 5 марта 1986 г. Виктор Франкл выступал на факультете психологии Московского университета в аудитории № 51 (ныне №310). Этот приезд стал возможным благодаря усилиям Леонида Яковлевича Гозмана, работавшего тогда доцентом кафедры социальной психологии, одним из первых в нашей стране оценившего значение идей Франкла, и Галины Михайловны Андреевой, использовавшей весь свой авторитет для того, чтобы этот приезд стал возможен. Ажиотаж был огромен; специально на эти лекции приехало большое количество психологов со всех концов страны: из Ленинграда, Прибалтики, даже из Закавказья.

Всего В Франкл посещал Россию 3 раза. Последняя лекция Франкла состоялась в зимнем семестре 1996-97 г. Ему был тогда 91 год, он мог говорить только около 20 минут, уже практически ничего не видел, почти не мог читать. Франкл умер 2 сентября 1998 г., и его смерть не получила сильного резонанса, потому что она практически совпала с сенсационной гибелью принцессы Дианы, отодвинувшей на задний план смерть Виктора Франкла. Он был похоронен на Центральном венском кладбище как почетный гражданин Вены.

В основу биографии Виктора Франкла легла статья Леонтьева Д.А. «СЛУЧАЙ» ВИКТОРА ФРАНКЛА опубликованная вПсихологическом журнале, 2005, т.26, № 2, с. 118-127.

Австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии - метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.


Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (Beamtenfamilie). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.

В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди Венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

В 1933-1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако, с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

Заключенный, психотерапевт

25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезинштадт. В лагере Франкл работал врачом, однако когда стало известно о его знаниях в области психиатрии, Франклу предложили создать специализированную службу для работы с новоприбывшими узниками. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе адаптации. Позднее Франкл создал также отделение по предотвращению самоубийств.

Чтобы не утратить собственное достоинство в тягчайших условиях лагерного существования, Франкл представлял себя перед аудиторией и читал вслух лекции о психотерапевтическом опыте в концентрационном лагере. Он верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Франкл и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Джонас, прилагали все усилия, чтобы помочь заключенным преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

19 октября 1944 г. Франкл был переведен в концентрационный лагерь Аушвиц, где провел несколько дней и был далее направлен в Тюркгейм, в один из лагерей системы Дахау, куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провел следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отека легких, мать была убита в Аушвице.

27 апреля 1945 г. Франкл был освобожден американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

Жизнь после 1945 года

После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. В 1947 г. он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

Описание методики терапии Франкла

В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла» (опубликован в 1959 г. под названием «Из лагеря смерти к экзистенциализму», первое издание вышло в 1946 г. под названием «Trotzdem Ja zum Leben sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager») Франкл описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, тем самым создавая стимул к продолжению жизни. Франкл являлся одним из главных основателей экзистенциальной терапии, его труды послужили источником вдохновения для представителей гуманистической психологии.

Терапевтический метод Франкла относят к категории экзистенциальной терапии. Франкл, посвятивший свою карьеру изучению экзистенциального подхода, пришел к выводу, что отсутствие смысла является главнейшим стрессом для человека. Франкл отождествлял экзистенциальный невроз с кризисом бессмысленности жизни.

Есть мнение, что именно Франкл изобрел определение «воскресный невроз», характеризующее подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают по окончании трудовой недели. Франкл отмечал, что такое состояние происходит из так называемого экзистенциального вакуума, которое характеризуется ощущением скуки, апатии и пустоты. Человек ощущает сомнение, потерю цели и смысла деятельности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!