Виноградов, леонид аркадьевич. Виноградов леонид александрович

Окончил юридический факультет Ленинградского университета .

В советское время выступал в официальной печати как автор пьес для детей и взрослых (в соавторстве с Михаилом Ерёминым , в том числе инсценировки «Слова о полку Игореве » и повести А. Н. Толстого «Аэлита»). Входил в одну из самых ранних (с г.) ленинградских групп неподцензурной поэзии , впоследствии получившей название «филологическая школа», или УВЕК (по первым буквам фамилий участников: Владимира Уфлянда , Виноградова, Ерёмина и Сергея Кулле). Первая публикация стихов в России - в г.

По складу поэтического дарования Виноградов - миниатюрист, большинство его стихотворений не превышает четырёх строк. Его миниатюры, в которых преобладает мягкий юмор, своей опорой на речевую стихию близки московскому минимализму (в лице, например, Ивана Ахметьева), однако метод поэтической обработки материала у Виноградова более традиционен, и полные самородной поэзии фрагменты речи он, как правило, облекает в строго метрическую форму, стремясь к особой отточенности рифмы :

На мой медный грошик человечности отпусти мне, Божик, кило вечности.

Не чужды были Виноградову и формальные эксперименты: ещё на рубеже 1950-60-х гг. он начал сочинять моностихи , в конце 1990-х разложил некоторые свои тексты в так называемые «горизонтальные стихи» (каждая строка на отдельной странице), прибегал и к другим приёмам визуализации стиха: так, моностих

Тропинкаприлиплакботинку

Записан Виноградовым без пробелов между словами, то есть мотив «прилипания» дан не только словесно, но и иконически.

Труды

  • Чистые стихи. - М.: Фирма «Граффити», 1999.
  • Стихи с пятнышком. - М.: Фирма «Граффити», 1999.
  • Холодные стихи. - М.: Фирма «Граффити», 1999.
  • Горизонтальные стихи. - М.: Фирма «Граффити»; Тверь: Kolonna, 2001.
  • Фамильные стихи. - М.: Фирма «Граффити»; Тверь: Kolonna, 2001.
  • Потешные стихи. - М.: ОГИ, 2003.
  • Утро Фауста: Роман. - М.: Виртуальная галерея, 2003.
  • Жалостные стихи. - М.: Культурный слой, 2004. ISBN 5-98583-003-9

Ссылки

  • Леонид Виноградов на сайте «Неофициальная поэзия»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие в Москве
  • Родившиеся 27 июня
  • Родившиеся в 1936 году
  • Умершие 1 апреля
  • Умершие в 2004 году
  • Поэты России
  • Русские поэты
  • Поэты Санкт-Петербурга

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Виноградов, Леонид Аркадьевич" в других словарях:

    - (р. 27. 06. 1936) Род. в Москве. Окончил юрид. ф т ЛГУ (1959). В конце 1950 х входил в неформальную "филологическую школу". Печатается с 1957: ленинградская газ. "Смена". Автор кн.: Чистые стихи. СПб., "Граффити",… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Виноградов. Виноградов, Леонид Аркадьевич (1936 2004) русский поэт. Виноградов, Леонид Васильевич (1908 1986) советский военный лётчик, Герой Советского Союза … Википедия

    Леонид Аркадьевич Виноградов (27 июня 1936, Москва 1 апреля 2004, там же) русский поэт. Окончил юридический факультет Ленинградского университета. В советское время выступал в официальной печати как автор пьес для детей и взрослых (в соавторстве… … Википедия

С вященник Леонид Александрович Виноградов родился в 1897 году в городе Костроме. Родители его были очень благочестивы, особенно мать, которая часто вместе с мальчиком, коему было тогда девять лет, ездила к о. Иоанну Кронштадтскому. Религиозные впечатления от этих поездок были столь значительны, что Леонид решил свою жизнь посвятить служению Богу. Но не долго пришлось мальчику наслаждаться благотворной обстановкой семьи; когда ему исполнилось двенадцать лет, он осиротел и его взяла на воспитание бабушка. Желая дать ему какую-нибудь доходную профессию, она решила направить мальчика в обучение к знакомому купцу, но он категорически отказался - не расположена была душа Леонида к занятию торговлей. Бабушка была настроена сурово и решительно и в ответ на отказ внука сказала:

В таком случае ты ничего от меня не получишь! Можешь идти на все четыре стороны.

Мальчик собрал котомку - белье, кружку и миску - и ушел в Ипатьевский монастырь, где жил на попечении монахов до совершеннолетия, по достижении которого Леонида благословили быть в монастыре пономарем. Здесь, в монастыре, он познакомился со своей будущей женой, девушкой из благочестивой семьи; по окончании епархиального училища она работала учительницей и часто посещала богослужения в Ипатьевском монастыре. В 1918 году они обвенчались и епархиальное начальство отправило Леонида Александровича в село Сусанине псаломщиком. Через два года он был рукоположен в сан диакона ко храму села Вознесения Сусанинского района. В марте 1924 года Патриарх Тихон рукоположил его в сан священника и он стал служить в храме села Никола Эзу неподалеку от Кинешмы. Вскоре о. Леонида арестовали. Прихожане много хлопотали перед властями об освобождении священника, ездили в Москву к Калинину. Отец Леонид был освобожден через год и направлен служить в храм села Панино Костромской области, а затем в храм села Сокольского Ивановской области. В 1934 году местный исполком постановил разрушить церковь, где служил о. Леонид, и уничтожить обширное кладбище вокруг храма, разбив на этом месте парк для прогулок и увеселений. Кощунственный проект властей вызвал среди жителей возмущение. Крестьяне не один раз ходили к властям и уговаривали их отказаться от кощунственного плана. В ответ власти арестовали о. Леонида, старосту храма Александру Косулину и члена церковного совета Хионию Сафонову и заключили их в Кинешем-скую тюрьму. Суд над ними назначили на праздник Рождества Христова 1935 года. Весь день в сочельник и всю ночь их гнали шестьдесят километров пешком от Кинешмы до Сокольского, где должен был состояться суд. Суд был закрытым и продолжался три дня. Отца Леонида приговорили к семи годам заключения, а женщин - к четырем годам.

Летом 1935 года жена о. Леонида поехала в Москву и добилась приема у Молотова. Он выслушал ее и пообещал разобраться. Осенью 1935 года священник и женщины были освобождены. После освобождения о. Леонид служил в храме села Воронцово Пучежского района. Много раз его арестовывали и предлагали отречься от Бога и снять священнический сан.

Но всякий раз о. Леонид отвечал: "Служу Богу моему дондежеесмь!" В последний раз его арестовали 17 сентября 1938 года. Это был седьмой арест священника. В тюрьме он молился: "Скажи мне, Господи, путь в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою".

Отец Леонид был приговорен к четырем годам заключения, которое отбывал в лагере Никола-ЁлнатьЮрьевецкого района. В 1940 году дети добились свидания с отцом в лагере.

Началась война. Заключенных концлагерей переводили на восток страны. 30 октября 1941 года о. Леонид отправил домой последнее письмо; с дороги он писал, что их везут в Пермскую область. Этот этап оказался для о. Леонида последним. Он скончался 12 ноября 1941 года в одном из лагерей Чердынского района Пермской области. А через два дня в деревне Власово Костромской области скончалась его жена, поддерживавшая его на трудном пути священнического служения.

Родился в 1938 году в Костромской области. Заслуженный художник РСФСР (1991). Член Союза Художников СССР (1970). Член Международного художественного фонда. Учился в Костромском художественном училище с 1956 по 1961 г. у А.П. Белых.

В творческой деятельности предпочитает основы русской школы живописи. Придерживался реалистических традиций русского пейзажа, добиваясь слияния жанрового и пейзажного начал. Автор картин-пейзажей нечерноземного края. Его картины овеяны свежестью, яркими красками, световыми эффектами.

С 1968 года активный участник зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Персональные выставки художника проходили в Костроме (1975, 1978, 1988), в Ярославле (1989), в Туле (1990), в Москве — Международный Художественный Фонд (2010).

В разные годы он работал и выставлялся с такими известными мастерами, теперь уже классиками ХХ века, как Арон Бух, Владимир Стожаров, Борис Домашников. Сейчас можно с уверенностью констатировать, что Леонид Николаевич Виноградов прочно вошел в историю русской живописи второй половины ХХ века.

Работы Л.Н. Виноградова находятся в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Костромском, Ярославском, Тульском, Новосибирском музеях изобразительных искусств, в отечественных частных коллекциях, в собраниях Англии, Германии, Испании, Японии, Китая, США.

Леонид Александрович Виноградов ( - ), священник , священномученик

В монастыре жил на попечении монахов до совершеннолетия, после чего был определен пономарем . С будущей женой познакомился в храме монастыря, где они постоянно виделись, посещая богослужения. Жена воспитывалась в очень благочестивой семье, окончила Костромское епархиальное училище и работала учительницей. В году они обвенчались.

В этом же году Леонид был определен псаломщиком к храму села Пушкино (Сусанино) Костромской губернии.

После освобождения в январе года вернулся в Сокольское, где вновь был арестован перед Рождеством Христовым за протест против разрушения храма и разорения кладбища (районные власти постановили устроить на том месте парк). Прихожане возражали, приходили с делегациями в райисполком. Арестовали не только о. Леонида, но и старосту церкви Косулину Александру Алексеевну и члена церковного совета Сафонову Хионию Алексеевну . Было сфабриковано групповое дело "Дело священника Леонида Виноградова".

С 7 января 1935 года в течение трех дней в селе Сокольском проходил закрытый суд. О. Леонид был приговорен к 7 годам заключения, женщины - к 4 годам.

Летом 1935 года жена и дети о. Леонида съездили на прием к Молотову и приговоренных освободили в ноябре 1935 года. Во время заключения о. Леонида умер его 13-летний сын Агафангел.

С ноября года о. Леонид служил в селе Воронцово Пучежского района Ивановской области.

НЕОЖИДАННАЯ ИСТОРИЯ ЖЕСТА

Было у французских критиков прошлого века (а позже у Максимилиана Волошина) такое определение - "подземный классик": мало кому известный и мало печатающийся автор, эстетически актуальный, однако, больше иных именитых.

Леонид Виноградов, хотя пишет стихи с 50-х, печатался крайне редко даже для "подземного" поэта: всего несколько маленьких подборок в антологиях "У Голубой Лагуны", "Самиздат века" и некоторых других. И только в 1999 году в издательстве "Граффити" вышли две его книги: "Чистые стихи" и "Стихи с пятнышком".

Стихи Виноградова - очень легкие стихи. И точные, но не точностью называния уже известного - скорее тем, что они открывают новое, неизвестное и называют его - в одно и то же время, одним и тем же неожиданным движением речи.

Ночник освещает дневник - где вник, а где и не вник. В русской поэзии Виноградова можно считать продолжателем линии, обозначенной некоторыми короткими стихотворениями Ходасевича, такими как "Пробочка над крепким йодом!.." или "…Бог знает что себе бормочешь, Ища пенсне или ключи" (почти прямая, хотя и переосмысленная цитата из другого стихотворения Ходасевича обнаруживается в виноградовском "Я с фотопортрета…"*). Только у Виноградова стихотворение в еще большей степени висит в воздухе, ни на что не опираясь.

Тынянов писал, что упомянутое выше стихотворение Ходасевича - "почти розановская записка, неожиданно короткая - как бы внезапное вторжение записной книжки в классную комнату высокой лирики" ("Промежуток"). Но нет, не классная комната. Скорее - исчезающая архитектура "классичности" среди сдигающихся, "какофонических" миров. У Виноградова же и "классические" цитаты переходят в новый, неклассический контекст.

В 1958 году он писал:

Мы фанатики. Мы фонетики. Не боимся мы кибернетики. В отличие от более позднего "Ночник освещает дневник…", эти стихи сильно привязаны к своему времени. И не только словом "кибернетика", а более глубинно - может быть, звуковым строем. Но это стихотворение дает возможность увидеть другой неявный источник поэзии Виноградова: футуризм, Хлебникова, возможно, и ЛЕФ ("правда факта", которая оборачивается дикими ракурсами Родченко).

Поэтому Виноградов может писать стихи, ориентированные не на смысл, а на резкий звуковой жест:

Все мозги вокруг пожухли. Уж не жук ли я? Не жук ли? Лев Лосев вспоминает*, как в юности они с Виноградовым и Владимиром Уфляндом ходили по Ленинграду и распевали Хлебникова на бодрый советский мотив: "Тулупы мы, Земляные кроты, Родились мы глупыми, Но глупым родился и ты". Фонетическое отношение к слову, отчужденное через эту самую советскую музыку, делает возможным спроецировать живую ударную силу ритмики и фонетики на собственное бытие при сохраняющемся ощущении окружающего советского мира во всем его безобразии, огромности и неизбежности. Происходит "одомашнивание" личного, душевного абсурда, которое, правда, не делает его менее абсурдным. Отчуждение Хлебникова, заряда дикости и осмысленности языка, а потом одомашнивание, но уже полуиздевательское. И по-новому действенное. Это создает повод для сдвига реальности, а внутреннему, душевному абсурду дает дополнительное измерение.

В поэзии Виноградова стих существует как бы на грани внутренней речи, и ритм его - это ритм внутреннего монолога: не совсем внутреннего, но принципиально свободного.

На небесной книжной полке, в недоступной тишине гениальные обмолвки попадаются одне, - стихи эти достаточно адекватно показывают поэтику Виноградова, но содержательно отчасти сами себя опровергают: свою формальную чистоту, свое изящество. Поэзия Виноградова не всегда ориентирована на идею внятности. Есть надежда на смысл, но есть надежда и на "гениальную обмолвку". Слово проявляет свой как бы домашний, едва ли не рукописный характер.

Особенность коротких стихотворений Виноградова - в ощутимости смыслового жеста, внезапного движения к осознанию странности и переменчивости мира. В то же время сохраняется упомянутый "домашний", разговорный поворот речи, взгляд частного человека, не требующий "общих соображений" и широковещательных разъяснений, не взывающий к особой, форсированной интонации.

Именно эта резкость и оформленность внутреннего жеста и приводит Виноградова к короткому стихотворению. И делает одним из стоящих у истоков того круга явлений в современной русской поэзии, который можно условно назвать минимализмом. Существенно здесь, впрочем, индивидуальное свойство Виноградова: ощущение речевого жеста, который содержит в себе концентрированное время. Не эпоху, а именно течение времени: внутри стихотворения собрано отношение к опыту - к истории, к культуре и к самому себе, своему положению в мире.

Илья Кукулин

Леонид Виноградов ∙ ∙ ∙ Из под арки ветер дует. А у стенки дома - тишь. Снег скрипит. Трамвай линует белый лист. Ну, нет, шалишь! Поперек путей железных проложу я свой маршрут. Труд напрасный, бесполезный - утром дворники сотрут. ∙ ∙ ∙ Я - крыса. Чуден флейты звук - за ней, за ней, за ней... Как жаль, что напустил в мундштук ты, Крысолов, слюней... ∙ ∙ ∙ Помнит память, что забыла что-то - то ли Санчо, то ли Дон Кишота. ∙ ∙ ∙ Не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, не врите, ни на санскрите, ни на иврите. ∙ ∙ ∙ Я - паучок. Я паутинку тку от этого цветка к тому цветку. ∙ ∙ ∙ Сергею Кулле На мой медный грошик человечности отпусти мне, Божик, кило вечности. ∙ ∙ ∙ Тропинкаприлиплакботинку ∙ ∙ ∙ Пахнут цветы. Божик, се Ты? ∙ ∙ ∙ Я не пытал, не убивал. Я возводил бараки там, где зимуют раки. Всегда я к сроку успевал. ∙ ∙ ∙ Малости, мелочи одолевают. Пива, к примеру, не доливают. Или собаки под окнами лают. Или от слова щеки пылают.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!