Внеклассное занятие по русскому языку. Внеклассный урок по русскому языку

Оформление зала: пословицы, изречения известных поэтов – классиков о русском языке, эпиграф к мероприятию: «Каждый русский должен знать и любить свой язык» - К. Паустовский.
«Всем, кто хочет добиться успеха
в изучении языка, нужно научиться
открывать его тайны» - М Ломоносов.
Ведущий:
Тем, кто русский язык любит без сомнения,
Кто отдаст языку всё своё стремление,
Путь открыт в нашей игре, покажите знания.
Справедливое жюри, оцените старания!
- Ребята, русский язык настолько красив и богат и вы в самом начале его изучения. Вам предстоит многому научиться, вы узнаете неведомое для вас сейчас, откроете все тайны нашего родного русского языка.
Красив язык мой русский
И в радости и в грусти
Он каждый раз со мной.
Красив язык мой русский,
Как Родина родной!
- Сегодня в конкурсе «Тайны нашего языка» участвуют две команды: «Знатоки» и «Умники». Сейчас вас ждут испытания, пройдя, которые мы сможем вас назвать или умниками или знатоками русского языка. Готовы? А ваши болельщики будут за вас болеть и помогать своими ответами, когда потребуется их помощь. Оценивать вашу работу будет компетентное жюри (представить членов жюри).Ведущий:
- Я буду задавать вопросы, а участники по очереди из каждой команды давать ответ, другая команда молчит. И только, если не справилась команда соперников - вы отвечаете. Если и вы не знаете правильного ответа, тогда отвечают ваши болельщики и отдают балл той команде, за которую болеют.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
Какой знак препинания чаще всего ставится в конце предложения? (Точка)
Как обозначается звук на письме? Каким значком? (Буквой)
Назовите слово из двух слогов?
Какие две буквы не обозначают звука?Ведущий:
- Я буду называть четыре слова, а вы говорите, какое слово лишнее и почему. Вопросы будут задаваться каждой команде.
Ель, дуб, лес, липа (а может и «липа», смотря по какому признаку).
Котёнок, медведь, лиса, ёж.
Мак, гусь, коза, сон (кол-во слогов)
Гриб, сова, бегемот, очки (начало слова).
Дуб, рыба, морковь, огонь. (Одуш. –неодуш.)
Огурец, рыбалка, Оля, сено. (Имя собственное).Ведущий выдает командам карточки с заданием: расшифруйте слова, поставив буквы в слове в нужном порядке:
цзяа хпуте
4132 51432
(Во время проведения этого конкурса, идёт работа со зрителями).Сценка – шутка
- Ну почему ты, Петька, учительницу не слушаешь? Сколько раз Ирина Александровна говорила: «Пиши разборчиво!» А ты, как курица, царапаешь! Что ты в слове «коврижка» написал – А или О?
- О
- Вот видишь, теперь из-за твоего почерка у меня ещё одна ошибка будет!Ведущий:
- Как вы понимаете слова этой пословицы "Хорошая речь слаще меда"? (Приятно говорить с человеком, который правильно говорит, не употребляет в речи нецензурные слова, не повторяет одни и те же слова).
К словам подберите слова, противоположные по смыслу:
холодно – жарко
темно –
низко –
грустно –
друг -
Подберите близкие по смыслу слова:
ласковый – добрый
храбрый –
умный –
быстрый –
друг –Ведущий:
Сейчас вы получаете слово ТРАНСПОРТ. Составьте из букв этого слова как можно больше других слов коротких. Только слова должны существовать по-настоящему, а не быть выдуманными. Пока вы работаете, мы будем играть с болельщиками, которые принесут вам дополнительные баллы.
(Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).Ведущий:
Сейчас вы получите листы с текстами. Но будьте внимательны! Там много ошибок. Исправьте их. Побеждает та команда, которая не только быстрее, но и точнее, внимательнее увидит все ошибки и их исправит. Готовы?
Луна освещяла лисную чящю. в трове трищяли кузнечики. Для зелёного барщя нужен щявель. В чяще щебечют птицы. (13 ошибок)
- А болельщики готовы? Давайте поотгадываем загадки! (загадки можно подобрать в соответствии с уровнем подготовки обучающихся-болельщиков).Ведущий:
Молодцы! Вы раскрыли тайны нашего языка! Пока жюри подводит итоги, давайте послушаем стихотворение Бальмонта о русском языке.
Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нём раздолье.
В нём клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.
Берёзовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Далее идёт объявление команды-победительницы, награждение участников.

Цели:

  • познакомить с понятиями омонимы, синонимы, антонимы;
  • расширить знания детей о русском языке;
  • прививать интерес к изучению русского языка.

– Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, навестим слова – близнецы, слова – братья и слова, которые имеют противоположное значение и разное звучание. Как называются эти слова, вы узнаете из нашего путешествия.

– Сейчас мы перенесёмся на лесную полянку. Если мы посидим тихо, то услышим такой разговор,

– Кто вы?
– Мы лисички
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
– Мы лисички тоже!
– Как, с одной-то лапкой?
Нет, ещё – со шляпкой…
(А.Шибаев)

– Чей разговор мы подслушали?

Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а значения разные.)

– А теперь послушайте ещё стихотворение Б.Гильберга и скажите, какое многозначное слово услышите.

В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, –
Косит травушку коса.
У меня один вопрос
Сколько есть на свете кос?

(После ответа учащиеся выполняют задание в тетрадях для внеклассных занятий.)

пеночка – птица

норка – животное

пеночка – …

норка – …

овсянка – каша

бокс – стрижка

овсянка – …

бокс – …

– А теперь отгадайте загадку и скажите, какие значения ещё есть у слов – отгадок?

Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом? (Ключ)

Два стекла, два ободка,
Крутая дужка и две, как клюшка. (Очки)

– А сейчас послушайте рассказ Н. Сладкова “Овсянка”.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела? – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? –

– Айда ко мне – мою овсянку слушать!

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

– Почему мальчики долго не понимали друг друга?

Посмотрите на рисунок, это овсянка, которая жила у Сашки дома.

– Вот, ребята, все эти слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют несколько значений, называются омонимы.

В русском языке есть много слов разных по звучанию, но обозначающих одно и то же.

Попробуйте сами отыскать такие слова в стихотворениях И.Токмаковой.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый,
Значит закалённый.

(На доске записаны в два столбика слова. Детям предлагается к каждому слову первого столбика подобрать близкие по смыслу слова из второго столбика и записать пары).

– Слова близкие по значению, но различные по звучанию, называются синонимы.

Я прочитаю вам четверостишия, где последнее слово заменено синонимом, а вы постарайтесь восстановить авторский текст, указав нужное слово.

Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается (вокруг).
(Н.Рыленков)

Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы).
(И.Демьянов)

– Погостив у слов-друзей – синонимов мы отправляемся дальше. Познакомимся с третьей группой слов – антонимами.

Это, ребята, слова, которые разные по звучанию с противоположным значением.

Например:

враг – друг

жара – стужа

конец – начало

– Придумайте сами такие слова.

– А сейчас послушайте стихотворение Г.Сапгира “Яблоко” и определите слова – антонимы.

У прохожих на виду
Весело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
– Кислое – зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет Червячок, –
Сладкий у него бочок.

(После ответа учеников проводится игра “Наоборот”.)

Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь?

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь?

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты

Теперь начало
Я скажу, –
Ну, отвечай:

– Вот и закончилось наше путешествие.

У каких слов мы сегодня гостили?

Конспект внеклассного занятия по русскому языку «Турнир знатоков русского языка», 3-4 класс

Учитель . Мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир — это состязание, соревнование. Сегодня будут состязаться две команды — «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам русской азбуки. Первый конкурс называется «Вопрос — ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество баллов, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы.

Конкурс 1. «Вопрос — ответ»

1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)

2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)

3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)

4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)

5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)

6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)

7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)

8. Как называется общая часть родственных слов? {Корень.)

Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»

От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Участники дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильно записанное слово дает команде 1 балл.

1. Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

2. Ты в летний полдень, в тишь и зной

Их не увидишь над собой.

А иногда белы, как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)

3. Эти резвые подружки,

Попрыгуньи и крикушки,

Песни громко распевают

И комариков глотают. (Лягушки.)

4. Не вода и не суша —

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото.)

5. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Ботинки.)

6. Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон.)

7. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

8. Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет —

Последний листик отпадет. (Календарь.)

9. Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит — кричит,

Сядет — молчит;

Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар.)

10. На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь... (Огонь и костер.)

11. Я землю копала —

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата.)

12. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

13. Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

14. Осень в сад

К нам пришла.

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

Конкурс 3. Ребусы

Учитель поочередно показывает картинки с ребусами командам. Через 30 с команда должна назвать зашифрованное слово. Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.

Конкурс 4. «Собери пословицу»

Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда — 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается балл.

(«На сердитых воду возят».)

(«Упустишь минутку — потеряешь час».)

Конкурс 5. «Капитаны, вперед!»

Из букв слова «орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто составил больше слов, тот и победил, принеся команде 2 балла.

Второй капитан получает 1 балл.

Примерные варианты слов: граф, форма, грамм, горы, рог, маг, Фома, Рома, гром, рама, гамма, фара, мама и т. п.

Подведение итогов

Награждение победителей.

Внеклассное занятие по русскому языку

«Путешествие в страну Русского языка»

Учитель начальных классов:

Ситникова О.С.

2013-2014 учебный год

Цель :

Личностные результаты - развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;

Метапредметные результаты изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

Предметные результаты – умение применять орфографические правила, умение проверять написанное.

КВН «По страничкам русского языка»

Дети

Если ты хочешь судьбу перестроить,

Если не ищешь отрады цветник.

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык.

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах,

Мир окрыляющих детских книг.

Русское слово - свободы зарница -

Выучи русский язык.

Ведущий:

Ребята, бережно храните все богатство нашего языка. Ведь по тому, как человек говорит, мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.

Дорогие друзья сегодня нас с вами ждет увлекательная игра «По страничкам русского языка». Итак, мы начинаем…

Музыка «Мы начинаем КВН»

Ведущий:

Разрешите представить вам наше уважаемое жюри.

- Для участия в конкурсе, необходимы команды.

(выбор капитанов и составление команд)

Ведущий:

Первый конкурс «Назови свою команду». На столах конверты со словами, ваша задача из слов выбрать лишнее, это и будет название вашей команды.

Окружности

Насекомые

Треугольники

Ведущий:

- А сейчас второй конкурс «Разминка».

Как называется место, где …

Для 1 команды:

Продают хлеб –

Стригут –

Продают конфеты –

Принимают в стирку бельё –

Для 2 команды:

Шьют одежду –

Вас лечат –

Дают на время книги –

Зимой выращивают овощи –

Для 3 команды:

Хранят автомобили –

Учат детей –

Дома готовят еду –

Работают клоуны –

(Булочная, парикмахерская, кондитерская, прачечная, ателье, больница, библиотека, теплица, гараж, школа, кухня, цирк.)

Ведущий:

- Следующий конкурс «Подбери слова». У каждой команды на столах лежат листы с заданием. В 1 столбик к словам надо подобрать слова-синонимы, а во 2 – слова-антонимы.

Для 1 команды:

Для 2 команды:

Для 3 команды:

Номер худ. Самодеятельности

Ведущий:

- Мы продолжаем конкурсную программу для вас, уважаемые знатоки русского языка, и следующий конкурс «Собери рассказ».

Для 1 команды:

Пришла зима.

Затрещали лютые морозы.

Реки, пруды и озера замерзли.

Дети надели теплые шубки и побежали на улицу.

Для 2 команды:

Был теплый день.

Мальчики гуляли в лесу.

Вдруг в кустах они услышали шорох.

Это был колючий ёжик.

Для 3 команды:

Началась игра.

Болельщики замерли на трибунах.

Следует ловкий удар игрока.

И мяч стремительно летит в ворота.

(Предложения приклеиваются на лист и крепятся на доску)

Ведущий:

- А сейчас конкурс «Забей гол».

сн…говик сн…жинка н…чное

з…ма ж…ра б…льшой

зм…я н…ра с…ва

с…сна тр…па зв…зда

сл…ды ст…рик з…ркальный

Дети

В корне часто гласные,
Хитрые, опасные.
Слышатся неправильно.
Есть такое правило,

Нужно слово изменять –
Удареньем проверять.
Буква чтоб коварная
Стала в нём ударная.

Но бывает случай сложный,
Что проверить невозможно.
Дружим мы со словарём –
Это слово там найдём.

Ведущий:

А сейчас конкурс капитанов «Самый ловкий рыбак». Выловить название тех рыб, которые не переносятся, и отнести к жюри.

Дети

Если кончилась строка,
То беда не велика.
Нужно слово разделить –
По сло-гам пе-ре-но-сить.

На другую строчку.
Букву – одиночку
Только ты не отправляй,
От друзей не отрывай.

Ведущий:

- Конкурс «Найди ошибку». На листах написал текст с ошибками, ваша задача исправить их.

Стаит марозоная зема. Линиво кружится снижок. Я иду по лисной трапе. На сасне седят птицы. Под карнями сасны нара. Туда видут лисьи слиды.

Один текст на 3 команды.

Дети
Вот ещё один закон.
Нам предписывает он:
Имена людей, зверей,
Все названия морей,

Городов, озёр и рек
Должен каждый человек
С буквы прописной писать
большой буквы начинать).
Буква эта – главная,
Потому, заглавная.

Ведущий:

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь.

Пока жюри подводит итоги нашей игры, предлагаем вашему вниманию сценку.

Вопросительный знак.

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая?

Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Какие? В чем?

Вот какой я мастак,

Вопросительный знак.

Восклицательный знак.

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца.

(Восклицательный знак)

Восклицательный знак.

Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество…

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

Точка . Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

Дети. Точка.

Точка. У меня особый пост

В самой малой строчке.

Если точка - вывод прост:

Это значит - точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Вовремя поставить.

Ведущий. А теперь прошу представиться остальных.

Многоточие.

Я - многоточие.

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Какими-то далекими

Туманными намеками…

Двоеточие.

Я - двоеточие.

Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое.

Ходит знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему.

Тире.

Лягу палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Скобки .

Мы - скобки.

Словам раскрываем объятья:

Ждем в гости вас, милые братья!

Кавычки.

Мы - кавычки.

О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

Запятая.

Я - запятая.

Обо мне говорят:

Выйдет на дорожку

Всем подставит ножку.

Но так говорят мои враги.

Там, где я стою нужно сделать небольшую паузу.

Ведущий:

Знаки нужно уважать,

Правильно употреблять.

Все знаки . Никогда не забывать.

Ведущий:

Итак, наше игра подошла к концу. Послушаем наше жюри.

Ведущий:

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Игры со зрителями:

    С какой буквы не могут начинаться слова? (Ь, Ъ,Ы)

    Сколько в русском языке гласных букв?(10)

    Сколько в русском языке согласных букв?(21)

    В каком слове сорок гласных? (сорока)

    Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (твоё имя)

    Что стоит в середине земли? (М)

    Знак, который ставится над одной из гласных в слове? (ударение0

    Член предложения, отвечающий на вопрос «Кто? или Что?» (подлежащее)

    Из этого состоит текст (предложение)

    Из этого состоит предложение (слово)

    Что означает имя существительное? (предмет)

    Бывает устная, бывает письменная? (речь)

    Часть речи, обозначающая действие? (глагол)

    Член предложения, служит для обозначения действия (сказуемое)

Загадки

День и ночь стучит оно,

словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (сердце)

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

но прислонили меня к стене-

найдётся сразу дело мне.

(лестница)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.

Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).
  2. Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).
  3. Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки

2. Вводная часть

Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

(смотри слайд №3)

Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)

На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной
  2. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

  3. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
  4. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
  5. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

  6. Далеко мой стук слышится вокруг,
    Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

Назовите способ образования слов.

Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)

Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит

Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
  3. Как называется изменение имен существительных?
  4. Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
  5. Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

Игра “Шифровальщик” (смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)

Расставьте знаки препинания в схемах.

Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!