Водный транспорт его место и значение. Морской и речной транспорт россии

Россия располагает огромными запасами ископаемых углей, бассейны и отдельные месторождения которых расположены на всей обширной территории страны.

Угольный бассейн – площадь сплошного или островного развития угленосных отложений, характеризующихся общностью условий образования в продолжении какого-либо геологического отрезка времени. Угольный бассейн обычно приурочен к крупной тектонической структуре. Площадь бассейнов часто превышает десятки тысяч квадратных километров. 1

Угольное месторождение – отдельная угленосная площадь меньшего, по сравнению с бассейнами, размера, или часть угленосного района, представляющая собой обособленную геологическую (тектоническую) структуру, которая включает угольные пласты рабочего значения. 2

Угольные бассейны и месторождения России весьма разнообразны по геологическому строению, качеству углей, угленасыщенности и возрасту угленосных отложений. По структурным признакам бассейны России относятся к складчатым, переходным и платформенным. Высокая плотность угленосных площадей выявлена на территории Западной Сибири к востоку от г. Новосибирска и в Восточной Сибири, включая Якутск.

Большая часть бассейнов и месторождений России содержат каменные гумусовые угли (60% всех запасов), среди которых значительное место занимают коксующиеся. Основные бассейны с коксующимися углями: Донецкий, Печорский, Карагандинский, Кузнецкий и Южно-Якутский. Месторождение бурых углей распространены в Подмосковном бассейне, районах Урала и Восточной Сибири.

Общие геологические запасы каменных и бурых углей на территории России сосредоточены в 25 угольных бассейнах, восьми крупных угленосных площадях и более чем в 650 отдельных месторождениях, не входящих в бассейны.

Краткие характеристики основных угольных бассейнов страны:

    Важнейшим угольным бассейном в России является Кузнецкий. Он находится на юге Западной Сибири и Кемеровской области. На его долю приходится 40% всей добычи. Он расположен в южной предгорной части Западной Сибири. Протяжение бассейна с юго-востока на северо-запад достигает 330 км, ширина – около 100 км; общая площадь – 26000 км². Балансовые запасы его составляют 600 млрд. т. Мощность пластов от 6 – 14 м, а в ряде мест достигает 20-25 м.

Угольная промышленность на площади Кузбасса распределена не равномерно. Наиболее освоена промышленностью западная окраина бассейна, в меньшей степени – южная и северная. Центральная и восточная части бассейна являются резервом для дальнейшего развития угольной промышленности. Из 11950 км² площади развития промышленно-угленосных свит Кузбасса занято полями действующих и строящихся шахт только 2450 км², или 21%. По запасам, качеству углей и мощности пластов Кузбассу принадлежит одно из первых мест в мире. Угли Кузбасса отличаются наибольшей зольностью (4-16%), высокой калорийностью до 8,6 тыс. ккал. Содержание серы незначительное – 0,6%.

Добыча угля осуществляется подземным и открытым способом, есть шахты с гидродобычей. Угли бассейна характеризуются высоким качеством и низкой себестоимостью добычи, используют их на предприятиях чёрной и цветной металлургии и для сжигания на электростанциях.

    Второй крупной угольной базой является Печорский бассейн. Он расположен на крайнем северо-восточной Европейской части России. Площадь бассейна в виде неправильного треугольника вытянута с северо-востока на юго-запад и составляет около 130000 км². Максимальная протяженность бассейна 750 км, наибольшая ширина 350км. Балансовые запасы угля составляют 210 млрд. т. Максимальная мощность пластов 4,6 м, а зольность – до 20%. Угли отличаются высоким качеством, имеют теплотворную способность 4-7,6 тыс. ккал. Угли каменные, в том числе коксующиеся. Шахты газообильные. Основными потребителями угля бассейна являются предприятия Ленинградской области, северных и северо-западных областей страны.

    Донецкий бассейн находится на юге-востоке Украины и частично в Ростовской области. Площадь его около 60000 км², длина 1000 км, максимальная ширина до 200 км. Донбасс является основной топливной базой юга и центра страны. Такое значение Донбасса определяется его благоприятным географическим положением и высоким качеством угля и антрацитов.

Угольная промышленность Донецкого бассейна существует более 200 лет, и бассейн имеет высокую степень промышленного основания.

Мощность угольных пластов 0,7 – 1,5 м, зольность 7-15%, содержание серы значительно – 5%. Преобладающее залегание пород и пластов угля пологое и наклонное, в центральном районе Донбасса имеются крутые пласты. Много газообильных пластов. Глубина шахт более 600 м. Угли бассейна используются для коксования, как энергетическое топливо, как сырьё для химической промышленности.

    Львовско-Волынский бассейн находится на территории Львовской и Волынской областей Украины. Угленосные отложения расположены вдоль р. Западный Буг на 125 км от гг. Равы-Русской и Львова на юге и западе до г. Владимира-Волынска на севере при ширине 50-60 км. Общая площадь бассейна 7500 км². Мощность пластов достигает 2 м. Зольность колеблется от 9 до 28%, содержание серы 2,5-4%. Угли каменные, являются высококачественным энергетическим топливом, пригодны для газификации и коксования. Основными потребителями угля являются электростанции, цементные заводы, котельные установки.

    Подмосковный угольный бассейн – один из наиболее освоенных промышленностью, добыча угля в нем начата свыше 150 лет назад. Бассейн расположен к югу и западу от Москвы, в пределах Рязанской, Московской, Тульской, Калужской, Смоленской, Калининской и Новгородской областей России. Он имеет форму дугообразной полосы шириной в среднем около 120 км. Общая площадь бассейна около 120 тыс. км².Мощность пластов составляет в среднем 1,5-2 м. Зольность колеблется от 12 до 45%, сернистость 4,5%. Угли бурые, склонны к самовозгоранию.

Находясь в пределах центральных промышленных районов страны, бассейн имеет важно народнохозяйственное значение. Благоприятное географическое положение бассейна вблизи крупнейших промышленных центров определяет высокие темпы его освоения. Он также имеет неблагоприятные горно-геологические условия, почва и кровля рыхлые, развиты плывуны. Основными потребителями угля являются электростанции, цементные заводы, промышленные котельные.

    Челябинский буроугольный бассейн расположен на восточном склоне Урала в пределах Челябинской области. Границами бассейна на севере принята р. Теча, на юге р. Уй близ д. Сухоруковой. Длина бассейна 170 км, ширина в северной части достигает 15 км, а на юге 250-300 м, общая площадь 1300 км². Мощность пластов достигает 250 м. Угли бурые, предельное содержание золы 35% и серы 1,9%. Разработку углей осуществляют открытым и подземным способом. Уголь сжигают на электростанциях, он пригоден для бытовых нужд.

    Карагандинский бассейн площадью около 3000 км² находится в Карагандинской области Казахстана. Более половины запасов бассейна относится к коксующимся углям. Мощность пластов до 6 м. Преобладает пологое залегание, но пласты угля осложнены многочисленными нарушениями. Особенность бассейна является повышенная газоносность шахтных полей и высокая зольность – 25-43%, содержание серы достигает 4%. Угли Карагандинского бассейна используют на энергетические цели, коммунально-бытовые нужды и частично для коксования.

    К угольным базам республиканского значения относится Канско-Ачинский буроугольный бассейн, запасы которого составляют 600 млрд. т. Он расположен в пределах Красноярского края и Кемеровской области. Длина бассейна 680 км, а ширина от 50 до 300 км, площадь с неглубоким залеганием угленосных отложений около 90000 км². Пласты угля выходят на поверхность и создают условия для открытой добычи. Угли бассейна имеют сравнительно невысокую зольность до 8-16%, теплотворная способность их 2,8-4,6% тыс. ккал. Мощность пластов огромна – от 14 до 70 м. и Канско-Ачинские угли имеют самую низкую себестоимость в России. Используются как энергетическое топливо.

    Иркутский угольный бассейн расположен в Иркутской области. Его длина около 500км и ширина 80км. Наиболее изученный район бассейна – Черемховский, где сосредоточена треть запасов бассейна. Добыча в этом районе ведется с начала XXI века. Глубина залегания редко превышает 70м. Угли каменные. Зольность составляет 15-30%, теплота сгорания в среднем 21 МДж/кг. Добыча в основном ведется открытым способом. Помимо Черемховского месторождения бурого угля – Азейское. Горнодобывающие предприятия Иркутского бассейна дают до 4% общей добычи. Издержки на добычу угля ниже среднеотраслевых, а производительность труда рабочих существенно превышает средние показатели по отрасли.

    О. Сахалин расположен в Охотском море у восточных берегов Азии. Общая площадь острова 77,7 тыс. км², протяжённость с севера на юг 948км, ширина от 30 до 157км.

Разработка угольных месторождений о. Сахалина началась в 1858г. в Александровском районе на Дуйском месторождении. С 1905 до 1945гг. разработка угля в южной части о. Сахалина производилась японцами. В 1946г. для развития угольной промышленности острова был организован комбинат Сахалинуголь. Месторождения о. Сахалин насчитывают до 65 рабочих пластов мощностью до 60 м. Пласты сложные. Угли каменные и бурые, золы содержат до 20%. Добывают угли подземным и открытым способом. Большую часть углей используют на острове, а часть вывозят на Камчатку, в Хабаровский край и на Крайний Север.

1. Каково значение водного транспорта в развитии хозяйства России?

Водный транспорт – это природные пути, недорогие в эксплуатации, массовость перевозок грузов и пассажиров. Самая большая единичная грузоподъемность. Наиболее значима роль водного транспорта там, где отсутствуют другие его виды.

2. Выберите верный ответ. Речной транспорт имеет большое значение: а) в Приморском и Хабаровском краях; б) в республике Саха (Якутия) и Магаданской области; в) в Московской и Саратовской областях.

Верный ответ: а) в Приморском и Хабаровском краях.

3. Охарактеризуйте морской транспорт. Перечислите крупнейшие порты страны.

Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю. Единственный район, в котором важную роль играют внутрирайонные морские перевозки, - Дальний Восток, где северо-восточные территории снабжаются всем необходимым из портов южной части района.

Крупнейшие порты страны:

Тихоокеанский бассейн: Владивосток, Находка;

Балтийский бассейн: Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг, Калининград;

Черноморско-Азовский бассейн: Новороссийск, Туапсе, Севастополь;

Северный бассейн: Архангельск, Мурманск.

4. Выберете верный ответ. Крупным портом Тихоокеанского бассейна является: а) Санкт-Петербург; б) Мурманск; в) Владивосток; г) Новороссийск.

Верный ответ: в) Владивосток.

5. Назовите особенности авиационного транспорта.

Авиационный транспорт – самый дорогой, но и самый быстрый.

6. Что такое транспортный узел? Каково значение транспортных узлов?

Транспортный узел – пункт, где сходятся несколько видов транспорта или несколько транспортных путей, и осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой.

Транспортные узлы обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта.

7. Какими видами транспорта вы будете добираться из дома в Архангельск, Пермь, Астрахань, Магадан и почему? Через какие населенные пункты будет проходить ваш путь? Составьте подробные маршруты.

Добираться из дома (Челябинска) до Архангельска будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 2 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву (1 пересадка).

Добираться из дома (Челябинска) до Перми будем поездом, т.к. расстояние между городами не большое, а поездка – не дорогая. Наш путь будет проходить через Екатеринбург.

Добираться из дома (Челябинска) до Астрахани будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 1,5 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву (1 пересадка).

Добираться из дома (Челябинска) до Магадана будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 5 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву и Новосибирск (2 пересадки).

8. В мире сегодня активно развиваются технологии интеллектуальных транспортных систем (ИТС), позволяющие оптимизировать дорожное движение и прежде всего повысить его безопасность. С помощью современных электронных систем данные о ситуации на дорогах собираются в специальные центры, где анализируются. Результаты затем направляются обратно на дороги, вдоль которых установлены табло, информируемые водителей о дорожной ситуации. Информация для водителей может передаваться так же с помощью мобильных телефонов, радиоприемников и навигационных систем. Каким вы видите развитие этого сектора в России в ближайшие 10 лет?

При применении систем ИТС будет сокращено время в пути и оптимизирован выбор маршрута или вида транспорта, повысится эффективность использования транспортной инфраструктуры. Пользователи автотранспорта смогут избежать потерь времени в заторах, поисках парковки, особенно на въездах в город, и достичь конечных целей поездки в кратчайший срок. Наиболее эффективное транспортное обслуживание будет направлено на ускорение транспортного потока и сокращение заторов на основных маршрутах движения.

Значение речного транспорта для народного хозяйства необходимо рассматривать в неразрывной связи с другими видами транспорта, образующими единую транспортную систему. Несмотря на относительно небольшую долю речного транспорта в общем грузообороте транспорта страны во многих районах, а также в перевозке ряда грузов, ему принадлежит ведущая роль. Транспортные затраты на доставку массовых грузов по водным путям в больших объемах и на значительные расстояния, как правило, существенно ниже, чем на других видах транспорта. Этому способствуют значительные глубины на основных внутренних водных путях, позволяющие использовать крупнотоннажные суда (грузоподъемность сухогрузных судов достигает 5300 т, нефтеналивных - 9000 т) и большегрузные составы грузоподъемностью до 22 500 т. При этом достигаются высокая производительность труда на перевозках, относительно небольшие удельные затраты топлива, низкие энерго- и металлоемкость. Речной транспорт незаменим также при доставке нестандартного крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.

Основным достоинством речного транспорта является то, что он использует естественные водные пути, за исключением искусственных судоходных каналов. В мире нет другой страны со столь широко развитой сетью внутренних водных путей, как Советский Союз. Общая протяженность рек в нашей стране составляет свыше 2,3 млн. км (из них около 500 тыс. км пригодны для судоходства и лесосплава). Из 70 крупных рек, протекающих по территории Европы и Азии, половина приходится на Советский Союз. Среди них такие крупные реки, как Волга, Днепр, Дон, Кама, Печора, Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др. СССР имеет более 2 тыс. крупных озер. К наиболее значительным относятся Ладожское, Чудское, Онежское, Белое, Балхаш, Байкал.

Общая протяженность эксплуатируемых судоходных путей страны составляет около 126,6 тыс. км Наибольшее значение имеют водные пути с гарантированными глубинами, позволяющими бесперебойно осуществлять перевозки грузов и пассажиров. Суммарная протяженность путей с гарантированными глубинами составляет около 84 тыс. км, из них искусственных - более 21,1 тыс. км.

Благодаря строительству Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина, канала имени Москвы, Волго-Донского канала имени В. И. Ленина основные реки европейской части страны объединены в единую водную транспортную систему, обеспечивающую транспортные связи расположенных здесь экономических районов. Строительство каскада крупных гидроэлектростанций и создание водохранилищ на Волге, Каме, Дону и Днепре превратили ее в единую глубоководную систему (ЕГС) с гарантированными глубинами 3,5 м, а на 90% протяженности - 4 м и более. При осуществлении ряда технических мероприятий имеется возможность дальнейшего увеличения протяженности водных путей с гарантированными и повышенными глубинами. В настоящее время на водных путях страны эксплуатируется свыше 160 камер шлюзов.

Около 96% общей протяженности эксплуатируемых водных путей оборудовано судоходной обстановкой; примерно 60% путей имеют освещаемые судоходные знаки.

Внутренние водные пути нашей страны характеризуются не только большой протяженностью, но и значительной разветвленностью, позволяющей эффективно использовать их для транспортного обслуживания глубинных районов. Практически все крупные магистральные реки имеют многочисленные боковые притоки с относительно небольшими глубинами - до 1,2 м. Их относят к категории малых рек. Особенно много таких рек в Сибири и на Дальнем Востоке. Из общей протяженности водных путей, используемых пароходствами восточных бассейнов для транспортных целей (72,7 тыс. км), на долю малых рек приходится около 55%, в том числе по Иртышскому пароходству их доля (по протяженности) составляет около 59%, Западно-Сибирскому - 67%, Енисейскому - 55% и Ленскому объединенному - 58%.

По голубым дорогам страны ежегодно перевозят в больших объемах хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, лес, соль, уголь, руду, изделия различных отраслей промышленности, строительные материалы и другие грузы. В 1985 г. речным транспортом страны перевезено 632,6 млн. т, и по объему перевозок грузов в тоннах он вышел на первое место в мире.

Особо важную роль водные пути, в том числе малые реки, играют в транспортном обслуживании вновь осваиваемых районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, где другие наземные виды транспорта в силу природно-климатических условий развиты, как правило, слабо. Здесь речной транспорт выполняет пионерную роль, доставляя в труднодоступные районы технику, оборудование, продовольствие и другие грузы геологоразведочным и изыскательским партиям. Для вновь открытых и намеченных к промышленной эксплуатации месторождений по водным путям доставляют в значительных объемах самые разнообразные грузы, обеспечивая тем самым ускоренное освоение, а затем и развитие этих районов. Большое количество народнохозяйственных грузов речной транспорт доставляет в нефтегазодобывающие районы Западной Сибири, Норильскому горно-металлургическому комбинату, предприятиям алмазо- и золотодобывающей промышленности Якутии, лесной промышленности, нефтяникам Сахалина, многим важнейшим стройкам.

Для последних лет характерно наиболее интенсивное развитие перевозок по рекам Сибири и Дальнего Востока.

p .s . При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.

Саратов 2007-2013 г.

Роль водного транспорта в России во все времена была огромной. В каких регионах страны она особенно велика? Какие природные особенности рек и озёр важны для развития водного транспорта? Как деятельность человека и развитие науки влияют на возможности использованияводного транспорта в хозяйстве страны?

Водный транспорт включает в себя речной (внутренний водный) и морской транспорт. Наиболее велико значение речного транспорта в Поволжье, Волго-Вятском районе, Европейском Севере, на севере Сибири и Дальнего Востока, где на его долю приходится свыше трети всех перевозимых грузов.

Для развития речного транспорта необходимы крупные равнинные судоходные реки (Волга, Нева, Свирь, Днепр, Дон, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др.) и озёра (Ладожское, Онежское и др.). Для большинства регионов России речной транспорт имеет сезонный характер, что объясняется ледоставом в зимний период года. Большую трудность для речного транспорта на севере Сибири и Дальнего Востока представляют ледяные заторы, образующиеся в весенний период. Огромную роль играют судоходные речные каналы (канал имени Москвы, Волго-Балтийский, Бело-морско-Балтийский, Волго-Донской), образующие с системой рек и озёр единую глубоководную систему европейской части России, благодаря которой Москву называют «портом пяти морей». Появление новых типов кораблей (на подводных крыльях, на воздушной подушке, река-море, контейнеровозов, современных ледоколов) значительно расширяют возможности речного транспорта.

Морской транспорт имеет огромное значение в приморских регионах России: в Северо-Западном районе (Балтийское море), на Северном Кавказе (Азово-Черноморский и Каспийский бассейны), на Европейском Севере и севере Сибири (выход в Северную Атлантику и Северный морской путь), а также на Дальнем Востоке (Тихоокеанский бассейн). Для развития морского транспорта в России необходима модернизация имеющихся и строительство новых глубоководных портов, модернизация имеющегося торгового флота и строительство современных специализированных кораблей (паромы, танкеры, газовозы, контейнеровозы, лихтеровозы, рефрижераторы, атомные ледоколы и т.д.), а также развитие круизного флота. Без развития водного транспорта невозможно освоение районов Крайнего Севера и развитие внешней торговли России.

Грузовой речной транспорт РФ, созданный в годы плановой экономики, в настоящее время утратил свое положение основного грузового перевозчика, обслуживающего предприятия в зоне действия речного судоходства. Сказывается нежелание рыночной экономики тратить огромные средства для поддержания неэффективной деятельности речного транспорта и обслуживаемой им промышленности в зимний период. Экономическая политика использования речного флота РФ в зимний период для работы в морях Европы и Азии ("Река - Море") не приносит в конечном счете ничего кроме вреда, т.к. флот служит экономике других государств, перевозя их грузы 9-10 месяцев в году. Кроме того, экономическая эффективность использования речных судов в морях из-за их конструктивных особенностей значительно ниже, чем при использовании морских судов. Для того, чтобы речной транспорт России мог круглогодично эффективно работать на российского производителя, необходимо решить проблему вынуждено простоя речного флота в зимний период.

В чем основные преимущества транспортировки морским транспортом?

Необходимость морского транспорта очевидна. А есть ли преимущества у морского транспорта? Есть:
более низкая себестоимость по сравнению с другими видами транспорта. Строительство крупных специализированных судов, использование новейших технологических достижений, в том числе для организации погрузочно-разгрузочных работ в портах, за последние годы снизило долю транспортировки в конечной цене товаров с 11% до 2%. Строительство крупнотоннажных судов дает «эффект масштаба»: чем больше грузоподъемность судна, тем дешевле доставка единицы товара.
высокая грузоподъемность. Ни один вид наземного или воздушного транспорта не в состояние за один раз перевезти столько грузов, как морское судно. Норвежский супертанкер «Knock Nevis» одновременно перевозил свыше 0,5 млн. тонн нефти.
практическое отсутствие ограничений на габариты грузов и пропускную способность морского транспорта. Даже если параметры портов (например, глубина) не позволяют крупнотоннажному судну подойти к берегу, используются современные технологии перегрузки товаров в открытом море или на рейде.
унифицированные стандарты. Современные судна строятся по единым нормативам, что существенно ускоряет процессы погрузки и разгрузки.
использование контейнеров для морских перевозок защищает груз не только от преступных посягательств и случайных повреждений, но и от неблагоприятных воздействий природы.
высокая безопасность. В целом в мире убытки от доставки морским транспортом составляют всего 1 – 1,5% от стоимости грузов. На морском транспорте самая низкая доля катастроф и аварий.
единое правовое поле. Морские транспортные перевозки регулируются едиными международными документами – Брюссельской и Афинской конвенциями.

Какие основные недостатки данного вида транспортировки?

Как отмечают аналитики землячества Литвы академии Masterforex-V, есть у морских перевозок и недостатки:
невысокая скорость в сравнении с другими видами транспорта. Причем на этот показатель влияет не только скорость судна, но и время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы. Однако современные технологии позволяют значительно ускорить эти работы, не в последнюю очередь за счет использования мультимодальных перевозок, когда груз переносится сразу же на другой вид транспорта (железнодорожный или автомобильный);
технологические сложности погрузочно-разгрузочного комплекса. Мультимодальная система позволяет уменьшить количество перетарок и сохранить груз.
зависимость от метеоусловий. Неблагоприятные погодные условия могут увеличить срок перевозки грузов морем и затруднить или вообще приостановить погрузочно-разгрузочные работы.
зависимость от пропускной способности портов, каналов и других сооружений.
морское пиратство.
значительные капиталовложения. Строительство современного морского транспорта и портов с развитой инфраструктурой – очень дорогостоящее дело.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!