Военные парады и церемонии – блеск традиций и истории. Желания государя составляют всю его политику, а эти желания управляются неистовыми страстями

Восьмая, самая большая группа людей, которая по своему огромному количеству относилась к другим, как 99 к 1-му, состояла из людей, не желавших ни мира, ни войны, ни наступательных движений, ни оборонительного лагеря ни при Дриссе, ни где бы то ни было, ни Барклая, ни государя, ни Пфуля, ни Бенигсена, но желающих только одного, и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий. В той мутной воде перекрещивающихся и перепутывающихся интриг, которые кишели при главной квартире государя, в весьма многом можно было успеть в таком, что немыслимо бы было в другое время. Один, не желая только потерять своего выгодного положения, нынче соглашался с Пфулем, завтра с противником его, послезавтра утверждал, что не имеет никакого мнения об известном предмете, только для того, чтобы избежать ответственности и угодить государю. Другой, желающий приобрести выгоды, обращал на себя внимание государя, громко крича то самое, на что намекнул государь накануне, спорил и кричал в совете, ударяя себя в грудь и вызывая несоглашающихся на дуэль и тем показывая, что он готов быть жертвою общей пользы. Третий просто выпрашивал себе, между двух советов и в отсутствие врагов, единовременное пособие за свою верную службу, зная, что теперь некогда будет отказать ему. Четвертый нечаянно все попадался на глаза государю, отягченный работой. Пятый, для того чтобы достигнуть давно желанной цели - обеда у государя, ожесточенно доказывал правоту или неправоту вновь выступившего мнения и для этого приводил более или менее сильные и справедливые доказательства.

Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в этом ловлении следили только за направлением флюгера царской милости, и только что замечали, что флюгер обратился в одну сторону, как все это трутневое население армии начинало дуть в ту же сторону, так что государю тем труднее было повернуть его в другую. Среди неопределенности положения, при угрожающей, серьезной опасности, придававшей всему особенно тревожный характер, среди этого вихря интриг, самолюбий, столкновений различных воззрений и чувств, при разноплеменности всех этих лиц, эта восьмая, самая большая партия людей, нанятых личными интересами, придавала большую запутанность и смутность общему делу. Какой бы ни поднимался вопрос, а уж рой этих трутней, не оттрубив еще над прежней темой, перелетал на новую и своим жужжанием заглушал и затемнял искренние, спорящие голоса.

Из всех этих партий, в то самое время, как князь Андрей приехал к армии, собралась еще одна, девятая партия, начинавшая поднимать свой голос. Это была партия людей старых, разумных, государственно-опытных и умевших, не разделяя ни одного из противоречащих мнений, отвлеченно посмотреть на все, что делалось при штабе главной квартиры, и обдумать средства к выходу из этой неопределенности, нерешительности, запутанности и слабости.

Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии; что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском; что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует пятьдесят тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет лучше самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя.

В то самое время как князь Андрей жил без дела при Дриссе, Шишков, государственный секретарь, бывший одним из главных представителей этой партии, написал государю письмо, которое согласились подписать Балашев и Аракчеев. В письме этом, пользуясь данным ему от государя позволением рассуждать об общем ходе дел, он почтительно и под предлогом необходимости для государя воодушевить к войне народ в столице, предлагал государю оставить войско.

Одушевление государем народа и воззвание к нему для защиты отечества - то самое (насколько оно произведено было личным присутствием государя в Москве) одушевление народа, которое было главной причиной торжества России, было представлено государю и принято им как предлог для оставления армии.

Х

Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.

В этот же день в квартире государя было получено известие о новом движении Наполеона, могущем быть опасным для армии, - известие, впоследствии оказавшееся несправедливым. И в это же утро полковник Мишо, объезжая с государем дрисские укрепления, доказывал государю, что укрепленный лагерь этот, устроенный Пфулем и считавшийся до сих пор chef-d"oeuvr"ом тактики, долженствующим погубить Наполеона, - что лагерь этот есть бессмыслица и погибель русской армии.

Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки. Ни Бенигсена, ни государя не было там, но Чернышев, флигель-адъютант государя, принял Болконского и объявил ему, что государь поехал с генералом Бенигсеном и с маркизом Паулучи другой раз в нынешний день для объезда укреплений Дрисского лагеря, в удобности которого начинали сильно сомневаться.

Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие-то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по-немецки и изредка по-французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал-адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек - граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [ основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.

Контрольное тестирование по русскому языку №1 (11 класс)

Вариант 1.

1. В каком слове пропущена буква е ?

1) насыла…мые судьбой напасти

2) движ…мый яростью

3) едва слыш…мый звук

4) невид…мый враг

По желанию государя на военный совет были собраны люди (1)

мнение (2) которых о предстоящем наступлении (3) он желал знать.

1) 1 2) 2 3)3 4) 1, 3

Александр продолжал посещать университетские лекции (1) и (2) хотя он был весьма ограничен в средствах (3) ему всё-таки удавалось покупать книги (4) потому что в последние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 4

1) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, которая отдавала свои симпатии камерному музицированию.

2) Основные события в жизни Малевича в 1913 году разворачивались в Петербурге, в котором он познакомился с русскими авангардистами.

3) « Сказание о Борисе и Глебе», которое сохранилось до наших дней в десятках списков, написано с большой художественной выразительностью.

4) Многим обязанный участию Крамского, Шишкин назвал его художником, который оказал на него благотворное влияние.

1) Вода показалась на улице.

2) После Ялты с ее пышной набережной Алушта показалась мне скучной.

3) Девушка пришла усталая, бледная.

4) Вечер был тихий, кроткий.

и ?

1) пр…вратно (истолковать), пр…чудливый, пр…клеить, пр…глушить

2) пр…скучная, пр…смиревший, пр…бытие, пр…красный

3) пр…ветливый, пр…рисовать, пр…глушить, пр…ложение

3) пр…сяга, пр…имущество, пр…рвать, пр…лестный

    боевой клич…, красивая брош…;

    суп горяч…; покориш…ся судьбе

    глубокая бреш…, неб…ющаяся посуда.

8. В каком предложении вместо слова ЛОЖНАЯ можно употребить ЛЖИВАЯ?

    Было решено ЛОЖНОЙ атакой отвлечь внимание противника от главного направления прорыва.

    Это растение называется ЛОЖНАЯ акация.

    Зачем же ты отказался от такого предложения? Это Ложная скромность совершенно неуместна

    Я чувствую в ней какую-то неискренность: ЛОЖНАЯ улыбка, лицемерие во взгляде.

9. Буква О пишется в слове:

1) кар…ван 2) б…дминтон 3) проп…ганда 4) скл…нять

10. – НН - пишется в слове:

    варе…ое мясо;

    искаже…ый вид;

    незва…ый гость;

    кожа…ый портфель.

1)издавна 2) забрала 3) намерение 4) километр

Сегодня (1) кажется (2) будет дождь. Небо перед дождем (3) кажется (4) поддернутым серой дымкой.

1) 2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2 4) 3,4

Прочитайте предложения и выполните задания А18 и В19-В-25

А. Понятно, что у сов волей-неволей должен был развиваться прекрасный слух

Б. Почти все совы, как извесно, ночные охотники .

В. Из птиц, пожалуй, лучше всех распознают, откуда доносится звук, совы.

Г. В лунные светлые ночи и в сумерках можно ловить добычу, пользуясь зрением, а что делать, когда на небе сплошь тучи и облака?

1. В, Б, Г, А. 2) А, В, Г, Б. 3) В, А, Г, Б 4) Б, Г, В, А.

Вариант 2

1. В каком ряду везде пропущена одна и та же буква?

1) подстрел…нная утка, удосто….нный награды врач, занавеш…нное окно

2) посеребр…нный кофейник, навеш…нная дверь, крепко насто…нный сбор

3) навеш…нное бельё, перевеш…нный товар, намасл…нный блин

4) замеш…нное тесто, высуш…нные грибы, выслуш…нные замечания

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В естественных условиях (1) лучше всех выживают (2) ботанические

тюльпаны (3) семена (4) которых (5) легко рассеваются по степи.

    1, 4, 5 2) 2, 3 3) 3 4) 4, 5

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вышли они на рассвете (1) и (2) когда допевали третьи петухи (3)

стало видно (4) как свернулась роса на листьях манжетки.

1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 4

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого

предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Песчаная дорога ведёт к мостику, под которым сочится и журчит

невидимая речка.

2) Русский алфавит по происхождению связан с буквенной системой,

которая была создана в начале X века учениками славянских

просветителей Кирилла и Мефодия.

3) Доклад – это развёрнутое рассуждение, которое отличается полнотой

раскрытия темы и законченностью.

4) По этюду, который был сделан в 1870 году, художник начинает писать

картину «На пашне», но оставляет её и возвращается к этой теме только

через два года

5. В каком предложении сказуемое простое глагольное?

1) Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил.

2) Мы будем мужеству служить.

3) Летчики стремились отвлечь врага от штурмовиков.

4) Не жалею, не зову, не плачу.

6. В каком ряду в каждом слове пропущена буква о ?

1) изж…га, расч…ска, беч…вка, деш…вка

2) ж…кей, ш…колад, ш…рох, ш…в

3) к…шелка, обж…ра, ш…пот, щ…лка

4) щ…лочь, трущ…ба, ш…фер, деш…вый

7. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1. боевой клич…, красивая брош…;

2. суп горяч…; покориш…ся судьбе

3. глубокая бреш…, неб…ющаяся посуда.

8. В каком предложении вместо слова ЛЕСНОЙ можно употребить ЛЕСИСТЫЙ?

1. Собирая грибы, дети лакомятся ЛЕСНОЙ земляникой.

2. К тому грибному месту вела известная только нам ЛЕСНАЯ тропинка.

3. Мимо пассажиров, вышедших на палубу, медленно проплывали ЛЕСНЫЕ берега;

4. Какая это радость: лежать на траве и слушать ЛЕСНЫХ птиц.

9. Буква О пишется в слове:

1) утв…рь 2) экстр…вагантный 3) настр…чить 4) ур…внение

10. – НН - пишется в слолве:

1.румя…ое яблоко;

2. цивилизова…ый мир;

3. ветр…ый человек

11. В каком слове ударение на втором слоге?

1) черпать 2) понял 3) гражданство 4) гнался

12. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

1) 1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,2,3 4) 1,3,4

Прочитайте предложения и выполните задания А13 и В1-В-7

А. Длина чучела, буксируемого за судном, - четыре метра; внутри находится гинератор ультразвука, издающий крик голодной касатки.

Б. Дельфины причиняют японским рыбакам немалые убытки, распугивая стаи рыб, опустошая рыбачьи сети .

В. Эффективность пугала, помогающего рыбакам, доказана на практике.

Г. Чтобы бороться с этой напастью, японское управление рыболовства создало пугало для дельфинов – чучело касатки, их злейшего врага

13. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.

1. В, А, Г, Б. 2) А, В, Б, Г 3) Б, Г, А, В 4) Б, А, В, Г.

Вариант 1.

Блок А

А 1. В каком слове пропущена буква е ?

1) насыла…мые судьбой напасти

2) движ…мый яростью

3) едва слыш…мый звук

4) невид…мый враг

По желанию государя на военный совет были собраны люди (1)

мнение (2) которых о предстоящем наступлении (3) он желал знать.

1) 1 2) 2 3)3 4) 1, 3

Александр продолжал посещать университетские лекции (1) и (2) хотя он был весьма ограничен в средствах (3) ему всё-таки удавалось покупать книги (4) потому что в последние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 4

1) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, которая отдавала свои симпатии камерному музицированию.

2) Основные события в жизни Малевича в 1913 году разворачивались в Петербурге, в котором он познакомился с русскими авангардистами.

3) «Сказание о Борисе и Глебе», которое сохранилось до наших дней в десятках списков, написано с большой художественной выразительностью.

4) Многим обязанный участию Крамского, Шишкин назвал его художником, который оказал на него благотворное влияние.

1) Вода показалась на улице.

2) После Ялты с ее пышной набережной Алушта показалась мне скучной.

3) Девушка пришла усталая, бледная.

4) Вечер был тихий, кроткий.

и ?

1) пр…вратно (истолковать), пр…чудливый, пр…клеить, пр…глушить

2) пр…скучная, пр…смиревший, пр…бытие, пр…красный

3) пр…ветливый, пр…рисовать, пр…глушить, пр…ложение

3) пр…сяга, пр…имущество, пр…рвать, пр…лестный

    боевой клич…, красивая брош…;

    суп горяч…; покориш…ся судьбе

    глубокая бреш…, неб…ющаяся посуда.

А 8. В каком предложении вместо слова ЛОЖНАЯ можно употребить ЛЖИВАЯ?

    Было решено ЛОЖНОЙ атакой отвлечь внимание противника от главного направления прорыва.

    Это растение называется ЛОЖНАЯ акация.

    Зачем же ты отказался от такого предложения? Это Ложная скромность совершенно неуместна

    Я чувствую в ней какую-то неискренность: ЛОЖНАЯ улыбка, лицемерие во взгляде.

1) кар…ван 2) б…дминтон 3) проп…ганда 4) скл…нять

А 10. – НН - пишется в слове:

    варе…ое мясо;

    искаже…ый вид;

    незва…ый гость;

    кожа…ый портфель.

1)издавна 2) забрала 3) намерение 4) километр

Сегодня (1) кажется (2) будет дождь. Небо перед дождем (3) кажется (4) поддернутым серой дымкой.

1) 2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2 4) 3,4

Прочитайте предложения и выполните задания А18 и В19-В-25

А. Понятно, что у сов волей-неволей должен был развиваться прекрасный слух

Б. Почти все совы, как извесно, ночные охотники .

В. Из птиц, пожалуй, лучше всех распознают, откуда доносится звук, совы.

Г. В лунные светлые ночи и в сумерках можно ловить добычу, пользуясь зрением, а что делать, когда на небе сплошь тучи и облака?

1. В, Б, Г, А. 2) А, В, Г, Б. 3) В, А, Г, Б 4) Б, Г, В, А.

Блок В

В1. Определите тип речи текста______________________________________________

В 2. Найдите в тексте слово, написанное с орфографической ошибкой, и запишите его правильно._________________________________________________________________

сплошь.________________

В 4. Выпишите грамматическую основу из предложения А.__________________________

ночные . __________________________________________

В 6. Выпишите из предложения Г служебные части речи (через запятую)._______________

_____________________________________________________________________________

В 7. Назовите вид подчеркнутого предложения. ____________________________________

Административная контрольная работа в 11 классе за 1 полугодие 2013-2014 уч. года

Дата проведения _____________Фамилия, имя учащегося____________________________

Вариант 2.

Блок А

А 1. В каком ряду везде пропущена одна и та же буква?

1) подстрел…нная утка, удосто….нный награды врач, занавеш…нное окно

2) посеребр…нный кофейник, навеш…нная дверь, крепко насто…нный сбор

3) навеш…нное бельё, перевеш…нный товар, намасл…нный блин

4) замеш…нное тесто, высуш…нные грибы, выслуш…нные замечания

А 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В естественных условиях (1) лучше всех выживают (2) ботанические

тюльпаны (3) семена (4) которых (5) легко рассеваются по степи.

    1, 4, 5 2) 2, 3 3) 3 4) 4, 5

А 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вышли они на рассвете (1) и (2) когда допевали третьи петухи (3)

стало видно (4) как свернулась роса на листьях манжетки.

1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 4

А 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого

предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Песчаная дорога ведёт к мостику, под которым сочится и журчит

невидимая речка.

2) Русский алфавит по происхождению связан с буквенной системой,

которая была создана в начале X века учениками славянских

просветителей Кирилла и Мефодия.

3) Доклад – это развёрнутое рассуждение, которое отличается полнотой

раскрытия темы и законченностью.

4) По этюду, который был сделан в 1870 году, художник начинает писать

картину «На пашне», но оставляет её и возвращается к этой теме только

через два года

А 5. В каком предложении сказуемое простое глагольное?

1) Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил.

2) Мы будем мужеству служить.

3) Летчики стремились отвлечь врага от штурмовиков.

4) Не жалею, не зову, не плачу.

А 6. В каком ряду в каждом слове пропущена буква о ?

1) изж…га, расч…ска, беч…вка, деш…вка

2) ж…кей, ш…колад, ш…рох, ш…в

3) к…шелка, обж…ра, ш…пот, щ…лка

4) щ…лочь, трущ…ба, ш…фер, деш…вый

А 7. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1. боевой клич…, красивая брош…;

2. суп горяч…; покориш…ся судьбе

3. глубокая бреш…, неб…ющаяся посуда.

А 8. В каком предложении вместо слова ЛЕСНОЙ можно употребить ЛЕСИСТЫЙ?

1. Собирая грибы, дети лакомятся ЛЕСНОЙ земляникой.

2. К тому грибному месту вела известная только нам ЛЕСНАЯ тропинка.

3. Мимо пассажиров, вышедших на палубу, медленно проплывали ЛЕСНЫЕ берега;

4. Какая это радость: лежать на траве и слушать ЛЕСНЫХ птиц.

А 9. Буква О пишется в слове:

1) утв…рь 2) экстр…вагантный 3) настр…чить 4) ур…внение

А 10. – НН - пишется в слолве:

1.румя…ое яблоко;

2. цивилизова…ый мир;

3. ветр…ый человек

А11. В каком слове ударение на втором слоге?

1) черпать 2) понял 3) гражданство 4) гнался

А12. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

1) 1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,2,3 4) 1,3,4

Прочитайте предложения и выполните задания А13 и В1-В-7

А. Длина чучела, буксируемого за судном, - четыре метра; внутри находится гинератор ультразвука, издающий крик голодной касатки.

Б. Дельфины причиняют японским рыбакам немалые убытки, распугивая стаи рыб, опустошая рыбачьи сети .

В. Эффективность пугала, помогающего рыбакам, доказана на практике.

Г. Чтобы бороться с этой напастью, японское управление рыболовства создало пугало для дельфинов – чучело касатки, их злейшего врага

А13. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.

1. В, А, Г, Б. 2) А, В, Б, Г 3) Б, Г, А, В 4) Б, А, В, Г.

Блок В

В 1. Определите тип речи текста________________________________________________________

В 2. Найдите в тексте слово, написанное с орфографической ошибкой, и запишите его правильно.

В 3. Укажите количество гласных и согласных звуков в слове рыбачьи._______________________

В 4. Выпишите грамматическую основу из предложения Б._________________________________

____________________________________________________________________________________

В 5. Разберите по составу слово голодной . _______________________________________________

В 6. В каком предложении есть однородные члены?

1) В 2) Г 3) А 4) Б

В 7. Назовите вид подчеркнутого предложения. ___________________________________________

Ответы:

1 вариант

А1-1 В1-повествование

А2-1 В2-известно

А3-1 В3-4 согл., 1 гласн.

А4-2 В4-понятно, должен был развиваться слух

А5-1 В5-ноч-н-ые

А6-3 В6-в, и, в, а, что, когда, на, и.

А7-3 В7- двусоставное, сложное

А8-4

А9-4

А10-2

А11-3

А12-3

А13-1

2 вариант

А1-1 В1-повествование

А2-3 В2-генератор

А4-1 В3-4 согл., 3 гласн.

А5-4 В4-дельфины причиняют

А6-2 В5-голод- н- ой

А7-3 В6-Б-4

А8-3 В7-двусоставное, простое

А9-3

А10-2

А11-3

А12-1

Х

Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.

В этот же день в квартире государя было получено известие о новом движении Наполеона, могущем быть опасным для армии, – известие, впоследствии оказавшееся несправедливым. И в это же утро полковник Мишо, объезжая с государем дрисские укрепления, доказывал государю, что укрепленный лагерь этот, устроенный Пфулем и считавшийся до сих пор chef-d"?uvr"ом тактики, долженствующим погубить Наполеона, – что лагерь этот есть бессмыслица и погибель русской армии.

Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки. Ни Бенигсена, ни государя не было там, но Чернышев, флигель-адъютант государя, принял Болконского и объявил ему, что государь поехал с генералом Бенигсеном и с маркизом Паулучи другой раз в нынешний день для объезда укреплений Дрисского лагеря, в удобности которого начинали сильно сомневаться.

Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие-то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по-немецки и изредка по-французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал-адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.

Пфуль с первого взгляда, в своем русском генеральском дурно сшитом мундире, который нескладно, как на наряженном, сидел на нем, показался князю Андрею как будто знакомым, хотя он никогда не видал его. В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков-генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805-м году; но он был типичнее всех их. Такого немца-теоретика, соединявшего в себе все, что было в тех немцах, еще никогда не видал князь Андрей.

Пфуль был невысок ростом, очень худ, но ширококост, грубого, здорового сложения, с широким тазом и костлявыми лопатками. Лицо у него было очень морщинисто, с глубоко вставленными глазами. Волоса его спереди у висков, очевидно, торопливо были приглажены щеткой, сзади наивно торчали кисточками. Он, беспокойно и сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто он всего боялся в большой комнате, куда он вошел. Он, неловким движением придерживая шпагу, обратился к Чернышеву, спрашивая по-немецки, где государь. Ему, видно, как можно скорее хотелось пройти комнаты, окончить поклоны и приветствия и сесть за дело перед картой, где он чувствовал себя на месте. Он поспешно кивал головой на слова Чернышева и иронически улыбался, слушая его слова о том, что государь осматривает укрепления, которые он, сам Пфуль, заложил по своей теории. Он что-то басисто и круто, как говорят самоуверенные немцы, проворчал про себя: Dummkopf… или: zu Grunde die ganze Geschichte… или: s"wird was gescheites d"raus werden… [глупости… к черту все дело… (нем.) ] Князь Андрей не расслышал и хотел пройти, но Чернышев познакомил князя Андрея с Пфулем, заметив, что князь Андрей приехал из Турции, где так счастливо кончена война. Пфуль чуть взглянул не столько на князя Андрея, сколько через него, и проговорил смеясь: «Da muss ein schoner taktischcr Krieg gewesen sein». [«То-то, должно быть, правильно-тактическая была война.» (нем.) ] – И, засмеявшись презрительно, прошел в комнату, из которой слышались голоса.

Видно, Пфуль, уже всегда готовый на ироническое раздражение, нынче был особенно возбужден тем, что осмелились без него осматривать его лагерь и судить о нем. Князь Андрей по одному короткому этому свиданию с Пфулем благодаря своим аустерлицким воспоминаниям составил себе ясную характеристику этого человека. Пфуль был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и именно потому, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо-обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что-нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. Таков, очевидно, был Пфуль. У него была наука – теория облического движения, выведенная им из истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей военной истории, казалось ему бессмыслицей, варварством, безобразным столкновением, в котором с обеих сторон было сделано столько ошибок, что войны эти не могли быть названы войнами: они не подходили под теорию и не могли служить предметом науки.

В 1806-м году Пфуль был одним из составителей плана войны, кончившейся Иеной и Ауерштетом; но в исходе этой войны он не видел ни малейшего доказательства неправильности своей теории. Напротив, сделанные отступления от его теории, по его понятиям, были единственной причиной всей неудачи, и он с свойственной ему радостной иронией говорил: «Ich sagte ja, daji die ganze Geschichte zum Teufel gehen wird». [Ведь я же говорил, что все дело пойдет к черту (нем.) ] Пфуль был один из тех теоретиков, которые так любят свою теорию, что забывают цель теории – приложение ее к практике; он в любви к теории ненавидел всякую практику и знать ее не хотел. Он даже радовался неуспеху, потому что неуспех, происходивший от отступления в практике от теории, доказывал ему только справедливость его теории.

Он сказал несколько слов с князем Андреем и Чернышевым о настоящей войне с выражением человека, который знает вперед, что все будет скверно и что даже не недоволен этим. Торчавшие на затылке непричесанные кисточки волос и торопливо прилизанные височки особенно красноречиво подтверждали это.

Он прошел в другую комнату, и оттуда тотчас же послышались басистые и ворчливые звуки его голоса.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!