Воеводы год. Воеводы

Затем воеводами стали называть и наместников государя в городах .

В России

Воеводы на Руси делились на ратных и местных воевод (наместник), иногда совмещавший административную и военную функции в управлении государства и вооружённых сил (в войске).

Воевода у обоза

Назначались начальниками при войсковом обозе.

Воевода у бежа

То есть бежать, отойти, отступать. Для отступления войска назначалось место, при котором назначался воевода у бежа с некоторым войском, к которому все отступающие должны были собираться и являться.

Опричный воевода

Главный начальник войск или стражи, учреждённой царём Иваном Васильевичем под названием Опричны . Воеводы особо отделялись от других воевод, однако с ними считались степеньем.

Годовые и сроковые (срочные) воеводы Приписные и провинциальные воеводы

Позже в ведении воевод остался только сбор податей и судопроизводство.

Воеводам запрещалось заниматься торговлей и участвовать в торговых складчинах. В XVII веке воеводы вмешивались в деятельность посадских общин : разгоняли торги, арестовывали по ложным доносам торговцев, вымогали взятки и так далее. Поэтому в 1620 году воеводам запретили что-либо покупать у посадских, даже продовольствие. Торговый устав 1667 года передал всех торговцев в ведение отдельного приказа . Приказ должен был защищать торговцев от «воеводских налогов» .

В Соликамске сохранился дом воеводы 1688 года постройки, в настоящее время - музей и памятник архитектуры .

Воеводские знамёна

Воеводские знамёна выдавались воеводам, отправлявшимся в города, остроги , в военные походы, в посольские съезды на переговоры и на переговоры для обмена пленных . Эти знамёна назывались малыми полковыми или воеводскими.

Отмена воеводского правления

В других странах

Этот термин использовался также в средневековых Чехии , Боснии , Болгарии , Венгрии , Литве , Лужице , балтийском славянском Поморье , землях полабских славян , Хорватии , Сербии , Молдавии , Валахии и Трансильвании в качестве титула военачальника, или правителя земли. Из славянских языков слово заимствовано в румынский, венгерский и некоторые другие.

То же самое в верхнелужицком (одном из языков лужицких сербов - слово Wójwoda , помимо собственно «воевода» , означает также «герцог» , то есть правитель определённой земли. А словом Wójwodstwo обозначается «герцогство» , то есть отдельная область, земля.

В Новое и Новейшее время

Македония и Болгария

В Македонии , Болгарии и Сербии командующие повстанцами во время османского владычества также назывались воеводами (макед. војвода ; болг. войвода ).

Сербия

На майской Ассамблее в Сремских Карловцах (13 - 15 мая 1848), ссылаясь на привилегию 1691 года, сербы провозгласили создание Сербской Воеводины и избрали Стевана Шупликаца воеводой сербским. Эти действия были позже признаны австрийским императором, и Шупликац был признан в качестве воеводы. Решением австрийского императора, в ноябре 1849 года, новая провинция была создана как политический наследник сербского воеводства. Новое воеводство существовало с 1849 года по 1860 год и титул великого воеводы (Grosswojwod) принадлежал императору Францу Иосифу I. После ликвидации воеводства в 1860 году, Франц-Иосиф I сохранил титул великого воеводы воеводства Сербии вплоть до своей смерти в 1916 году. Его преемник император Карл I, также сохранил титул великого воеводы до конца Австро-Венгерской монархии в 1918 году.

Во время Балканских войн и Первой мировой войны этот термин использовался для обозначения высшего воинского звания в сербской армии (выше генералов - как эквивалент фельдмаршала в других армиях). Это звание официально присваивалось только шести людям.

В этот же период в сербской военизированной организации четников использовали этот термин для обозначения её высших командиров - Войин Попович, Воя Танкосич и Коста Печанац. Вновь он был использован в этой качестве четниками во время Второй мировой войны.

В России

В 1922 году, на завершающем этапе Гражданской войны в России в «белом» Приамурье были установлены должности земского воеводы (командующего Приамурской земской ратью) и воевод групп (командиров корпусов).

В Польше

В Польше наиболее крупные административные округа до сих пор называются воеводствами . Воеводы, назначаемые Советом министров, являются представителями центральных властей в воеводствах.

  • Один из островов (англ.) русск. Аляски , в своё время открытой и освоенной русскими , называется Воеводский (Woewodski, 56°33′22″ с. ш. 133°00′22″ з. д.  /  56.55611° с. ш. 133.00611° з. д.  / 56.55611; -133.00611 (G) (Я) ).
  • Под названием «Воевода» известна одна из модификаций стратегических ракет , стоящих на вооружении в Российской Федерации.

См. также

Напишите отзыв о статье "Воевода"

Примечания

Литература

  • Успенский, Гаврила. Опыт повествования о древностях русских. Харьков, 1818.
  • Алексушин Г. В. Во главе Самары. Самара: Самарский дом печати, 1999.
  • Семенов О. В. Становление и эволюция системы местного управления на Урале во второй половине XV - первой половине XVII в. Екатеринбург, 2006.
  • Наказы Сибирским воеводам в XVII веке. Исторический очерк. Составил преподаватель Ташкентской женской гимназии Кулешов В. Издание второе, иждивением Г. В. Юдина . Типография Я. А. Иванченко. Болград. 1894.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Воевода

– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

воевода

Воевода(слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнегонаместника, и третье - явилось приПетре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжескойдружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначатьИван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядныйприказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, “смотрением”; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губернияхЕкатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены.

С.Ю.

________________________________________

ВОЕВОДА

ВОЕВОДА , военачальник, правитель у славянских народов. На Руси -с 10 в. В Русском государстве - во главе полка, отряда (конец 15 -начало 18 вв.), города (середина 16 в.- 1775), провинции (1719-75).

Источник: Энциклопедия "Отечество"


(слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнего наместника, и третье - явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, «смотрением»; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены. С.Ю.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Смотреть что такое "ВОЕВОДА" в других словарях:

    Правой, левой руки, начальник правого левого крыла войска. | ·стар. градоначальник, губернатор. Смелость силе воевода. Крепка рать воеводою, тюрьма огородою. Один воин (воевода) тысячи водит, а Бог и тысячи и воина водит. Наказал Бог народ:… … Толковый словарь Даля

    воевода - ВОЕВОДА, истор. – Военачальник; лицо, представляющее высшую (чаще военную) власть на местах В Тобольск, подтвердил сын боярский. В одночасье отписку воеводе доставишь (1. 14). Сл.РЯ XI XVII 2. 261: воевода (1380 г.) «то же». Ср. также Самотик… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    Военачальник, правитель у славянских народов. Воевода в качестве начальника княжеской дружины или главы ополчения упоминается в русских летописях с 10 века. В 15 17 веках воеводв стоял во главе каждого из полков и отрядов русского войска. Во… … Политология. Словарь.

    ВОЕВОДА, ы, муж. В Древней Руси и в нек рых славянских государствах: начальник войска, а также области, округа. Мороз воевода сказочный старик, олицетворяющий сильный мороз. | прил. воеводский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова

    См … Словарь синонимов

    Славянское слово, соответствующее латинскому dux инемецкому Herzog, предводитель войска. У древних славян, как и удругих племен, преобладал быть военный, и утвердился обычай, с голосаплеменного веча, выбирать воевод или предводителей на случай… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с Х в. В Российском государстве возглавлял полк, отряд (конец XV начало XVIII вв.), город (середина XVI в. 1775 г.), провинцию (1719 1775 гг.) … Юридический словарь

    ВОЕВОДА, военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с 10 века. В Российском государстве во главе полка, отряда (конец 15 начало 18 веков), города (середина 16 века 1775), провинции (1719 75) … Современная энциклопедия

    Военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с 10 в. В Российском государстве во главе полка, отряда (кон. 15 нач. 18 вв.), города (сер. 16 в. 1775), провинции (1719 75) … Большой Энциклопедический словарь

    См. Начальник, вождь (II,1) … Библейская энциклопедия Брокгауза

Наместник и воевода в Московском государстве

Правовое положение и компетенция.

История местного управления Московского государства делится на три периода:

время действия системы кормления; (до середины 16 века)

время действия самоуправления; (от середины 16 века)

время действия приказно-воеводского управления (17 век)

1. Наместники.

При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей.) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы. Назначение наместником называлось “пожалованием”. Такое пожалование могли получить в своем бывшем уделе и прежние местные князья (например, ростовские). Точно также татарские служилые цари получали свои провинции (в Кашире и Касимове). Пожалование, как правило, было краткосрочным (до 3 лет). Волостью или городом управляя, как правило, несколько наместников. Цель назначения наместника:

частная - кормление;

государственная - управление;

Но кормления были ограничены определенной таксой в установленных грамотах для каждого уезда и в книгах центрального правительства. Корм состоял из “въезжего корма” (при въезде наместника на кормление), периодических (на Рождество, Пасху, Петров день), пошлин торговых (с иногородних купцов), судебных брачных (“выводной кузницы”). За превышение таксы полагалось наказание.

Наместник отправлял суд через холопов - тиунов и доводчиков. Наместник делил между ними станы и деревни уезда. Ответственность за деятельность тиунов и доводчиков лежала на наместнике. Число тиунов и доводчиков определялось уставной грамотой.

Наместники обладали разной компетенцией: некоторые были наместники “с боярским судом” и “без боярского суда”. Первые сами решали дела по холопству (укрепление и освобождение) и уголовные дела, вторые отправляли их к докладу в Москву. Власть наместников не распространялась на служилых, церковные учреждения, “слободы” и дворцовые вотчины. Лишь с уничтожением тарханов в 16 веке их власть расширилась.

Цель введения наместничества - осуществление связи государство с провинцией. Внутреннее управление провинцией было второстепенной задачей. Для последней цели в каждом уезде была своя выборная система органов самоуправления: сотские и старосты. Управление налогами и полицией находилось как раз в руках выборных. Они также участвуют в суде вместе с наместником. В подразделениях провинции были также выборные подчиненные органы (50-кие, десятские)

Воеводы.

В некоторые города еще при наместниках назначались воеводы с властью военного управления, а также дьяки для управления финансового. Они остались и в эпоху земского самоуправления. Воеводы не кормились, они ведали управлением на государя. Всеобщее введение воевод относится к Смутному времени. Причина появления воевод - необходимость иметь в каждом городе власть военную и кроме того такой орган управления, который связывал бы провинцию с центром и простирал свою власть на все классы провинциального общества. Во время смут население собирало общесословные собрания и само избирало воевод. Цель назначения воевод - не кормления, а управлении на государя. Воеводы жили не поборами, а государственным жалованием. Власть воеводы была срочной и краткосрочной (1-2 года). Количество воевод в городах и уездах:

В больших городах управляло несколько воевод (в Астрахани - 3-4, в Пскове - 2-3). Один из них был главный.

В маленьких городах был один воевода.

При воеводах находились в товарищах дьяки или подьячие “с приписью”. Они образовывали приказную избу, которая делилась на повытья. Управление здесь не было коллегиальным. Компетенция воевод определялась наказами, которые давались каждый раз, но потом были сведены в общую форму для каждого города.

Компетенция воевод по наказам:

произвести ревизию управления предшественника

ведать “городам” - укреплениями и другими военными сооружениями и средствами обороны.

ведать полицией, то есть охранять безопасность и “благочиние” (меры против пожаров, пресечение преступлений, охранение общественной нравственности)

вести иностранные сношения (в Астрахани).

Обе формы самоуправления (губные и земские учреждения) продолжали существовать рядом и в 17 веке при воеводской системе самоуправления. По отношению к обоим воеводе принадлежит право контроля без вмешательства с сферу их деятельности. Это соблюдалось в начале 17 века. Но вскоре различие надзора и управления утратилось: воеводы начали вмешиваться в управление губное и земское.

По отношению к губным властям воевода становится начальником, а губные старосты - его товарищами. Фактически таким образом власть губных старость распространилась на вес ветви управления, поэтому государство иногда колебалось в выборе предпочтения одной из них. В 1661 году воеводы были отменены и все управление поручено губным старостам; в 1679 вновь введено воеводское самоуправление, а губное полностью отменено, с 1684 обе власти опять были сопоставлены, что держалось до Петра, когда он упразднил губное управление.

По отношению к земским учреждениям воевода стал начальником в их полицейской деятельности. В финансовой и экономическом управлении земские учреждения оставались независимы.

Список литературы

Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989. Лекции Исаева М.А. Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/

В обобщенном значении воевода – это значит «военный начальник». Свое начало эта должность берет еще в древней Руси и действует она примерно до конца XVIII века. А затем, хотя официально и не отменялась, была постепенно вытеснена офицерскими званиями, которые были введены Петром I. В разные времена ей было присуще разное значение и разные функции.

Определение

Значение рассматриваемого термина менялось от века к веку и в основном имело три разновидности.

  • В первом значении воевода – это лицо, стоящее во главе войска. Оно относится к древним временам и дошло до XVII века.
  • Второе значение – высший администратор местного масштаба. Его появление относится к XV веку и заменяет название прежнего наместника. Просуществовало оно до конца XVII столетия.
  • Третье – один из подчиненных органов в местном управлении. Появилось во время правления Петра I и прекратило существование с проведением губернской реформы Екатериной II в 1775 году.

Появление и распространение

Впервые это понятие встречается в одной из летописей X века, рассказывающей о походах князя-воеводы Святослава. В XI–XIV слово почти полностью исчезает из употребления, что обусловлено распадом общей армии киевских князей на небольшие дружины.

Распространение звание воевода получает по мере того, как происходит укрепление армии Московского княжества. Оно наблюдается в разрядных книгах, относящихся к концу XVI века, уже в качестве сложившейся системной единицы. Тогда это звание обозначало всякого военачальника, независимо от того, каким видом войска или его части он командовал.

Большой воевода

Должность ратного воеводы не относилась к постоянным, их назначали по мере необходимости для руководства в походах. Войска в Московском государстве, как правило, подразделялись на полки, и во главе каждого из них был воевода или несколько. На то, что одни воеводы подчинялись другим до начала XVII века, никаких указаний не существует, все они действовали коллегиально.

Во время русско-польской войны 1631–1634 годов назначался большой воевода – это был уже главнокомандующий, и ему подчинялись воеводы полков. В то же время у главного воеводы в подчинении был один из полков, как правило, большой. Кроме того, в его задачи входила и мобилизация. Назначение на эту должность происходило по выдаче царской грамоты или указа Боярской думы.

В местном самоуправлении


Появление воеводы как представителя органов местного самоуправления относится ко времени упразднения кормлений (1555–56 гг.). Хотя уже в XV веке рядом с наместниками стояли так называемые местные воеводы, или городовые.

Эта трансформация была связана с тем, что перед государством встали военные задачи во вновь образованных окраинных городах. Само население здесь в большинстве своем было военнообязанным. А также были присоединены новые области, населенные другими народностями, в которых управление сосредотачивалось в руках военных.

В XVI–XVII веках воеводы – это еще не замкнутая служилая корпорация, как, например, сформировавшийся позже офицерский корпус. В теории им мог стать каждый русский дворянин за небольшим исключением. Наиболее часто на этот ответственный пост назначались царские приближенные. Иногда на постоянной, а иногда и на временной основе.

Как сообщал один из чиновников Посольского приказа Котошихин Г. К., воеводы подчинялись великому князю (царю) и несли личную ответственность перед ним. Некоторых из них за провинности били кнутом на площади, казнили, отнимали поместья, ссылали на поселение в Сибирь с женами и детьми.

Со второй половины XVII века в армии широко внедряются полки, сформированные из иноземцев, а те полки, которые возглавлялись воеводами (разрядные), утрачивают свое значение. Фактически они становятся одним из видов ополчения.

Обязанности городского воеводы

Воеводы, отслужившие в полках, часто в солидном возрасте назначались «для отдохновения» городовыми на недолгий срок (2–3 года). В их военные обязанности входило принятие превентивных мер, касающихся неприятельских нападений, формирование войска и командование им.

А также в их ведении находился острог (небольшая крепость), засеки (оборонительные сооружения) и руководство обороной. В обязанности городского воеводы входил сбор и учет проживающих в его уезде служилых людей. Он заполнял их книжки, где отмечались приезды и отпуска.

Городскому воеводе полностью подчинялись так называемые приборные – казаки, стрельцы, пушкари и другие. Он собирал на службу охочих людей (добровольцев) и даточных людей (несших воинскую повинность). С образованием на местах разрядов или полков, стали различаться – главный город и приписные города. При этом воеводы в приписных городах подчинялись воеводе города главного.

В качестве органа подчинения в местном самоуправлении в XVII веке воевода вел происхождение от городского воеводы московских времен. В 1702 году Петр Великий поставил его рядом с заседателями, происходившими из дворян, которые пришли на замену губным старостам. В 1708 году воевода был переименован в обер-коменданта, или коменданта. Так его называли примерно до 1718–1720 годов. Тогда он под этим наименованием стал главой уезда, но при этом имел только полицейскую власть. В таком виде воеводы просуществовали до реформ, проведенных Екатериной II.

Одним из интересных фактов является то, что существует так называемая Молитва воеводе. Однако к описанной выше должности непосредственного отношения она не имеет. Эта молитва имеет и другие названия – «Взбранной воеводе» и «Воеводе победительной».

В православном богослужении это кондак (краткое песнопение) Богородице. Считается, что он появился после осады Константинополя в 626 году славянами, аварами и Сасанидами (династия персидских правителей). Тогда патриарх Сергий I прошел вокруг городских стен с иконой Богоматери, и опасность миновала.


Еще с рассматриваемым понятием связан ракетный комплекс, принадлежащий к четвертому поколению – Р-36М2. В шифре проекта он значится как «Воевода», а в НАТО называется «Сатана». Комплекс оснащен межконтинентальной многоцелевой ракетой, относящейся к тяжелому классу. Ее в народе называют ракета «Царь-Воевода». Она предназначена для того, чтобы поражать все виды целей, которые защищены современными средствами ПРО. Комплекс дает возможность реализации стратегии гарантированного ответного удара.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!