Вопросы на тему русский язык. Буквы в словах перепутались

Викторины - вид игровой деятельности, построенный на составлении ответов в письменной или устной форме на предложенные ведущим вопросы. Мероприятие предусматривает наличие правил, которые формулируются и доводятся до обучающихся преподавателем. Для чего нужна викторина по русскому языку? Попробуем разобраться.

Актуальность викторин

В современном мире в образовании появился вопрос мотивации учащихся к предметному изучению в связи с тем, что уровень знания русского языка среди населения значительно снизился. Решение данной проблемы заключено в использовании различных как во время проведения уроков, так и после них.

Одним из таких ресурсов является викторина по русскому языку. Ее можно использовать на различных этапах урока:

  • в начале для ;
  • в конце для проведения рефлексии;
  • а также в форме контрольного материала.

Кроме того, занятие можно приурочить к предметной неделе, посвященной русскому языку.

Виды викторин по русскому языку

Все задания можно разделить на несколько видов. Стоит заметить, что строгих рамок разграничения не существует. Отдельные виды имеют свойство переплетаться и дополнять друг друга.

Викторина по русскому языку может быть:

  • тематическая (вопросы в данном случае составляются по конкретной тематике, обычно проводится на уроках обобщения учебного материала);
  • межтематическая (поставленные вопросы в данном случае требуют от учащихся знаний из других областей наук);
  • развлекательно-развивающая (ответы на поставленные вопросы должны стимулировать учащихся к логическому мышлению).

Вне зависимости от выбранного педагогом вида викторина по русскому языку обязательно должна:

  • быть интересной;
  • отвечать возрастному критерию знаний обучающихся;
  • стимулировать детей к изучению предмета;
  • быть образовательной;
  • предусматривать возможность участия каждого школьником;
  • быть разноуровневой.

Составление викторины по русскому языку

Подбором вопросов к проводимому мероприятию занимается чаще всего педагог-предметник, но в более старших классах, например, начиная с 8, такое задание можно поручить детям. Единственным условием является наличие контроля со стороны учителя.

В любом случае, кто бы ни составлял задания к викторине, нужно соблюдать следующую последовательность:

  • выбор тематики;
  • постановка реальных целей к проводимому мероприятию (это может быть, например, обобщение информации по заданной теме или актуализация знаний по предмету, необходимых для изучения нового материала);
  • выбор видового состава.

Дополнительно необходимо будет:

  • определиться в том, какая это викторина - групповая или индивидуальная (в зависимости от числа участников);
  • сформулировать вопросы таким образом, чтобы они были понятны не только ведущему, но и окружающим;
  • составить правила проведения мероприятия (стоит сделать разбалловку заданий и определиться, какое их количество соответствует определенной оценке).

С правилами проведения дети должны быть ознакомлены в начале проведения мероприятия. Лучшим вариантом считается выведение правил с помощью проекции на доску.

Как правильно назвать викторину?

Название викторин по русскому языку должно соответствовать некоторым принципам: оно должно быть емким, отражать цель проведения, понятным для массового состава.

Примером могут послужить: «Занимательный русский язык», «Русский язык и ЕГЭ», «Прямая и косвенная речь», «Химия в русском языке», «Знатоки русского языка», «Огромный мир грамматики».

по русскому языку

Кроме того, что викторины используются на различных этапах урока, они могут быть включены во внеклассное мероприятие в качестве определенного задания. Это особенно приветствуется на начальной стадии обучения детей. Викторина по русскому языку в начальной школе должна стимулировать учащихся к познанию данного предмета, но при этом соответствовать их уровню знаний.

Большое внимание педагогам приходится уделять наглядному материалу (использование ребусов, иллюстрированных загадок, сказочных героев). Дети в начальной школе отличаются эмоциональностью и желанием прийти на помощь попавшим в беду. Этот момент связан с обучением в дошкольном учреждении, поэтому на первоначальных этапах обучения его использование оправдано, особенно во внеклассных мероприятиях.

Для каждого возраста подбирается своя викторина. Игра по русскому языку в более должна носить больше познавательный характер, нежели развлекающий. Опять же это связано с возрастными особенностями ребенка. Дети старше 5 класса стараются утвердиться в коллективе за счет своих личных качеств (успешности в определенных предметах), поэтому возможность блеснуть знаниями они рассматривают с большим удовольствием. Но поскольку эрудированностью в русском языке может похвастаться далеко не каждый, используется форма викторины-игры, чтобы дать возможность каждому ученику проявить себя.

Викторины как форма обучения детей

Возможность заработать хорошую оценку по предмету позволяет шуточная викторина по русскому языку. Использование вопросов-шуток позволяет детям со средним и низким уровнем знаний по предмету исправить ошибки и дать правильный ответ. Это поможет поднять ребенку свою самооценку не только в собственных глазах, но и перед одноклассниками. А стимул получить долгожданную положительную отметку создает мотивацию к изучению.

Викторины по русскому языку могут быть следующими:

  • В каких словах по сто согласных? Ответ: стол, стог, стон и т. д.
  • В каком слове сто отрицаний? Ответ: стонет.
  • Какое местоимение может стать союзом при прочтении его в зеркальном отражении? Ответ: он - но.
  • Какова неопределенная форма слова вылечу? Ответ: вылететь или вылечить.
  • С буквой, о - я круг приятелей, С буквой, а С буквой, о - я круг приятелей, С буквой, а - мероприятие - мероприятие. ответ: компания - кампания.

Викторина - метод подготовки детей к экзаменам

Всем известно, что по окончании 11 класса детям необходимо сдавать экзамены в форме ЕГЭ, где на один вопрос дается несколько вариантов ответа. Для успешной сдачи экзаменов учителя начинают проводить работу уже с 5 класса. И в данном вопросе очень хорошим помощником может стать викторина по русскому языку с ответами, которую педагог готовит заранее.

В данном варианте на каждый вопрос викторины педагог предлагает несколько ответов, и ребенок должен выбрать правильный, по его мнению. Использование данного вида игровой деятельности на всем протяжении обучения позволяет выпускникам чувствовать себя более комфортно на государственной аттестации. Нестандартные формы уроков позволяют более качественно подготовить ребят к экзаменам.

В заключение

Возможность использования различных форм и методов в обучении позволяет каждому преподавателю не только разнообразить свою педагогическую деятельность, но и добиться хороших знаний среди обучающихся. А также организовать индивидуальный подход к каждому ученику. Викторина помогает учителю не только развивать интерес детей к предмету, но и структурировать базу знаний учащихся, правильно подготовить к экзаменам.

Нестандартные формы уроков всегда привлекают ребят. Викторина - отличный вариант занятия. Таким образом, педагогу удастся и проверить знания учащихся.

Цели и задачи:

1. Проверить качество полученных знаний;

2. Способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний;

3. Расширить кругозор учащихся;

4. Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива;

5. Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.

Класс делится на 3 команды. Выбирается жюри викторины.

Ход мероприятия.

Учитель : Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хоро-шо ли мы его знаем? В этом мне поможете вы и уважаемое жюри. Сегодня в соревно-вание вступят две команды. Попросим их представиться.

Разминка:

Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз- бу- ка).

В каких словах по сто согласных? (сто-л, сто-г, сто-н).

Какую часть слова можно найти в земле? (корень).

Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).

Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-ха).

1. Конкурс « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению .

Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. (Термос)

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)

Разговор двух лиц. (Диалог)

Памятный подарок. (Сувенир).

Устное народное творчество народа (Фольклор)

Струя жидкости, с силой бьющая вверх. (Фонтан)

2. Конкурс капитанов. «Кто составит больше слов». Составить слова из одного слова.

Соревнование

3. Конкурс «Черный ящик»

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.

Дарагой друк здраствуй!

Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.

Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.

Дасвиданьи.

4. Конкурс «Потерялось слово»

Рыдают слоги в каждой строчке:

От наших слов - одни кусочки!

Но если части слов найдете,

То быстро вы слова прочтете.

Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.

5. Конкурс «Собери фразеологизмы»

Изобразите фразеологизмы, не говоря ни слова, так, чтобы соперники отгадали фразеологизм.

6. Конкурс «Лингвистическая угадайка». Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

1. «Глаз» автомобиля (фара)

2. «Свежезамороженный» дождь (град)

3. «Слово» регулировщика (свист)

4. Родной или крестный (папа)

5. Шляпка на ножке (гриб)

6. Лесной барабанщик (дятел)

7. Собачья радость (кость)

8. Такса, а не собака (плата)

9. Орел, но не птица (город)

10. Не носки и не чулки (гольфы)

Конкурс «Разминка». Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.

Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)

Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)

Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)

Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)

Куча, толпа насекомых (Рой)

Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)

Конкурс « Ребусы, ребусы, ребусы». Решите следующие задачи:

Отделите плод от растения. СОШИСНШАКА

Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА

Уберите горячее - останется холодное. КИАПЯСТОБЕКРГ

Зачеркните ядовитое - оставьте съедобное. ПООПГАНЕНОККА.

Подведение итогов.

Учитель: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение «Не позволяй душе лениться» Н. Заболотского. Ведь, согласитесь, именно лень - матушка порой мешает нам в изучении нового.

Награждение команд.

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 4 класс

Учитель. Безграничны сокровища русского языка! Сейчас мы с вами еще раз в этом убедимся.

(В игре принимают участие 2 команды по 5 человек. Зрители, которые поддерживают игроков и дополняют ответы, получают за это звание «Знаток русского языка 1-й степени». Члены команд после игры получают звание «Лучший знаток русского языка», победители - «Знаток русского языка высшей степени»)

Ученик.

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи - как дым алтарный!

Как вызов яростный мой крик!

Ученица.

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Ученик.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Ученица.

Но часто радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей отзвук твой!

Учитель. В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

4. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

5. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

6. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

7. Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть)

8. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

9. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

10. Как произносится согласный звук? (Отрывисто)

11. Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? (Они всегда твердые)

12. Что знаете о звуках [ч], [щ], [й]? (Они всегда мягкие)

13. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

14. Сколько букв в русском алфавите? (33)

15. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

16. Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов)

17. Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)

18. Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания, а также восклицательные и невосклицательные по интонации)

19. Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)

20. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

21. На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»)

22. На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

23. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

24. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

25. Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (А, о, у, ы, э)

26. Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)

27. Почему звук [й] слога не составляет? (Это согласный звук)

2-я игра «Спешите видеть»

Учитель. В течение нескольких секунд я буду показывать командам предложения. Задание: повторить предложение, назвать все орфограммы, которые в нем встретились (Если игроки назвали не все орфограммы, можно спросить у зрителей).

Предложение для 1-й команды:

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

Предложение для 2-й команды:

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

(Дети выполняют задание)

Учитель. А теперь хитрый вопрос для зрителей. Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)

3-я игра «Темная лошадка»

(На доске - портрет поэта А. Пушкина)

Учитель. Перед началом игры предлагаю вам вспомнить, какие сказки для детей написал А. Пушкин. («Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салта- не...», «Сказку о золотом петушке») Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность». А теперь задание: нужно раскрыть смысл крылатых выражений.

(Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы)

1. Рукой подать. (Близко)

2. В час по чайной ложке. (Медленно)

3. Во весь дух. (Быстро)

4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)

5. Работать спустя рукава. (Плохоработать)

6. Прикусить язык. (Замолчать)

7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)

8. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)

9. Сломя голову. (Быстро)

10. Зарубить на носу. (Запомнить)

11. При царе Горохе. (Очень давно)

12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)

13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)

14. Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)

15. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)

16. Бить баклуши. (Ничего не делать)

4-я игра «Гонка за лидером»

Учитель. Как и в первой игре, я буду задавать вопросы в течение одной минуты. Команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда.

1. Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)

2. На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)

3. Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)

4. К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)

5. К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)

6. К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)

7. Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)

8. Определите род имени существительного «трель». (Женский)

9. Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)

10. Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)

11. Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)

12. Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)

13. Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)

14. В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)

15. В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)

16. Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)

17. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)

18. Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)

19. На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

20. Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)

21. Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)

22. Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)

23. Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

24. Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)

25. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)

26. Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)

27. Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)

28. Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)

29. Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)

30. Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)

31. Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)

32. Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласного стоит гласный звук)

Викторина по русскому языку (6 -7 класс).

Ц е л ь : привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

1. Отгадайте загадки.

1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)

  1. Исправьте ошибки.

1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)

2. Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)

3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)

4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.

5. Вдали показалась стая уток и зайцев.

6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.

7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)

8.Он стоял и лязгал глазами .

3. Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?

  1. К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилог-м.)
  1. Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже
  1. Те перья поднимите, те тоже.
  2. Те перья под ним, и те тоже.
  3. Те перья поднимите тоже.
  4. Теперь я, подними те тоже.
  5. Теперь я, поднимите тоже.
  6. Теперь я, под ними те тоже.
  7. Те перья под ними, те тоже.
  1. Сколько фразеологизмов в тексте?

С ног до головы .

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться.Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!

Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой . Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом ), но думаю, что голову вешать не стоит . Ручаюсь головой , что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

  1. Кто быстрее, кто больше?

Сообразительность

Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.

Или Скоросшиватель

Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток

Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит

Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь

Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок

Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора

8 . Назовите слово по его лексическому значению.

1. Место стоянки судов (пристань)

2. Глава государства (президент)

3. Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4. Человек, совершивший подвиг (герой)

5. Руководитель предприятия (директор)

6. Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7. Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8. Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9. Больной, лечащийся у врача (пациент)

10. Титул древнеегипетских царей (фараон)

11. Группа морских островов (архипелаг)

12. Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14. Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15. Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17. Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18. Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19. Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20. Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21. Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22. Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24. Место на реке, где её можно перейти (брод)

25. Общая часть родственных слов (корень)

26. Отверстие вулкана (кратер)

27. Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28. Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29. Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31. Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32. Научный опыт (эксперимент)

33. Научное справочное пособие (энциклопедия)

34. Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35. Герой русских былин (богатырь)

36. Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37. Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38. Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39. Землеройная машина (экскаватор)

40. Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41. Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42. Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

9. Что значит:

  1. Обречен на большой успех.
  2. Урожайный счет матча.
  3. Крыша встала набекрень.
  4. Нанести поцелуй.
  5. Самоотверженно биться головой о стекло

10. «Разгадай кроссворд».

Кроссворд

По вертикали : 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали : 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

11. Игра «Переводчик»

1. (кроме служебных) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)
  2. Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)

2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных ) антонимами .

  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).
  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

12. Задание:

замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:

Денег куры не клюют,

На все руки мастер,

Водить за нос

Заруби себе на носу

Это рукой подать,

От корки до корки,

Держать язык за зубами,

Делать из мухи слона.

13. Определить род несклоняемых имен существительных:

Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.

Подведение итогов урока - викторины




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!