Восточная техника борьбы со стрессом. Попробуйте

Человек! Не нравится то, что вокруг? Желаешь жить среди нормальных людей? Стань таким каким хочешь видеть других. Только не притворяйся на пять минут, не хитри - а действительно стань. Миру не останется ничего, кроме как последовать за тобой. Это и есть магия...
(Пелевин)



Остров Обезьян.


Никто не станет спорить с тем, что человеческие умы живут в дырявых мешках из кожи и мяса. Но наша культура имеет одну странную особенность, к которой мы настолько привыкли, что даже ее не обсуждаем. Лучше всего ее можно объяснить на примере из кинематографа.


Любой современный блокбастер (из тех, что служат одновременно каталогом нижнего белья, школой хороших манер и реестром допустимых политических взглядов) по сути внушает нам, что бегающие по экрану герои лишены всех неприятных проблем, которые влечет за собой животная материальность человеческого тела. Актеры мгновенно переходят от погонь с перестрелками к изысканным ужинам при свечах, они в любой момент готовы к любовной оргии или прыжку с парашютом. Они дерутся как гневные боги, чьи тела становятся от ударов лишь крепче.


А потом газеты сообщают, что кто-то из них трагически погиб во время съемок, поскользнувшись в уборной.


Всем известно, что сверхчеловеческий видеоряд создается из огромного числа дублей, а в промежутках между ними сверхлюди сидят на унитазах, выводят прыщи, лечат экзему и гриппуют. Но зритель, посмотрев на экранные чудеса, все равно кажется себе бесполезным мешком дерьма - и злые языки даже утверждают, что в этом одна из главных задач современного кинематографа.


Но все началось не сегодня и не вчера. Таково одно из главных свойств человеческой культуры. И проявляется оно очень многообразно.


Каждый знает, каково удерживать функционирование и внешний вид собственного тела в рамках «приличного» и «подобающего» - из-за этого возникает добрая половина всех человеческих стрессов. Тело живет своей древней жизнью, его потребности совершенно не синхронизированы с социальной надстройкой, оно потеет, пердит, храпит, кашляет, оправляется и мочится по заведенному миллиард лет назад обычаю. У него другая шкала приоритетов и ценностей, чем у нас. Прыщ на носу для него совсем не трагедия, и ему ничего не стоит из-за одной-единственной гнилой виноградины жидко обосраться на торжественном фуршете в честь датского короля. Причем это легко может произойти и с самим датским королем.


С тех пор как люди стали людьми, они живут в культуре, вытесняющей центральное и ежедневное содержание человеческого опыта в темноту клозета. Даже сегодняшний либеральный и просвещенный век поощряет нас выносить оттуда на всеобщее обозрение разве что нашу гомосексуальность - но никак не запущенный геморрой третьей стадии, которым, кстати, страдает куда большее число людей...


Эта запредельная вытесненность собственной физиологии особенно сильна в среде профессиональных красавиц (они никогда не какают и не пахнут потом, а только сверкают голубыми льдинками глаз) и среди аристократов (немыслимый позор для Набокова - испортить воздух в гостиной, а один наполеоновский генерал, говорят, вообще умер от разрыва мочевого пузыря).


Но почему мы, зловонные шелудивые обезьяны с постоянно урчащими животами, выстроили для себя настолько неудобную репрессивную культуру,


основанную на полном отрицании своей природы?
Склонные к социальному критиканству люди говорят, что целью было создать рынок депиля-торов, дезодорантов и вообще всяких косметических услуг. Это, конечно, звучит антибуржуазно и контркультурно - но думать так означает путать причину и следствие. Попытка сделать себя красивее собственной физической основы и засекретить свою животную физиологию - это именно изначальный фундамент, на котором выстроена цивилизация в знакомой нам форме.


Причина в том, что в бесконечном реестре возможного действительно есть счастливые миры (счастливые не вообще, а только по сравнению с нами), жители которых весьма похожи на нас по внешним формам, - но лишены унизительных особенностей нашего обезьяньего естества. У этих миров другая материальность.


Тело там не старится (во всяком случае так, как наше), пища усваивается иначе, болезни больше похожи на перепады настроения. Их жители даже в самом неприбранном виде красивее нас в полном сценическом гриме. Их войны похожи на схватки наших киногероев. Их любовь действительно состоит из чистого наслаждения, а не из скрытых мук по поводу метеоризмов, молочниц, складок жира и плохой эрекции. Именно эти счастливые измерения тщится изобразить азиатская иконография - и Голливуд.


Один из таких миров был в свое время низвергнут в пространство знакомых нам законов. Вернее, он был просто уничтожен - теми самыми Птицами, что преследуют наш род и сегодня. Но его обитатели, как бы зацепившись за более низкий слой бытия, нашли возможность сохраниться в животных телах и быстро привели свою культуру к близкому внешнему подобию прежней. От этой древней катастрофы зазмеи-лось множество новых маршрутов жизни - как если бы пассажиры затонувшего корабля выплыли на остров с обезьянами и, чтобы выжить, стали обезьянами сами, но сохранили свои платья, обычаи и язык, только принялись брить морды и делать косметику из глины.


И с тех пор эти обезьяны делают вид, что они по-прежнему люди - имитируя то, чем были когда-то их предки. Изменить свою животную биологию они, конечно, не могут - на такое нужны миллиарды лет. Но обезьяны научились жить в режиме постоянного маскарада, притворяясь, что имеют другую природу, чем их тела.


Даже простая попытка представить себе, чем была бы наша жизнь без постоянного вытеснения собственного естества способна давать интересные художественные эффекты - взять хотя бы «Скромное обаяние буржуазии» Бунюэля, где участники светского раута со спущенными штанами сидят вокруг стола на стильных унитазах, а кушать отходят в тайные кабинки. Абсурд, в котором мы живем, не уступает этой фантазии - он просто имеет другой знак.


Вот этот древний маскарад и есть наша культура. Занятно, что между островом обезьян и местом, откуда плыл затонувший корабль, регулярно ходят паромы. Каждая из обезьян в порядке личной инициативы может вернуться в те пространства, откуда когда-то был изгнан человеческий род: есть уйма маршрутов, и по ним умы с незапамятных времен путешествуют вверх и вниз.


Но большинству обезьян вовсе не хочется снова стать людьми. Им хочется выглядеть как люди, пока они тусуются на обезьяньем острове.


Увы, дальнейшая судьба обезьяньего острова печальна. Я вижу такие струны возможного - и их большинство, - в конце которых наш заблудившийся род вытряхивают даже из нынешних мешков с нечистотами (Мейстер Ке находится в начале пути к новому модусу бытия - он все еще настоящая обезьяна, просто мало двигается).


Затем мы падаем еще ниже, намного ниже - в пространство, трудно поддающееся описанию. Если продлить метафору, это нечто вроде мира страдающих растений, которые мимикрируют под замерших обезьян. Это все та же имитация принадлежности к более высокому классу существ: растения изо всех сил делают вид, что они обезьяны, используя порывы ветра для симуляции телесного движения. С помощью множества косметических ухищрений они искусно притворяются, что пердят, потеют и рыгают - и на построение этой дорогостоящей иллюзии уходят почти все их скудные ресурсы.


Многие окажутся там, и искусство мимикрии достигнет высот, по сравнению с которыми померкнет весь земной гламур и индустрия красоты.


В этом мире будет даже свое искусство - пронзителвное, горькое, честное, как бы набухшее вопросами «зачем?» и «за что?». И многие великие художники будут веками оттачивать там искусство ветряного жеста.

I

Наполеон начал войну с Россией потому, что он не мог не приехать в Дрезден, не мог не отуманиться почестями, не мог не надеть польского мундира, не поддаться предприимчивому впечатлению июньского утра, не мог воздержаться от вспышки гнева в присутствии Куракина и потом Балашева. Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорбленным. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу. Такова неизменная судьба всех практических деятелей, и тем не свободнее, чем выше они стоят в людской иерархии. Теперь деятели 1812-го года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами. Но допустим, что должны были люди Европы, под предводительством Наполеона, зайти в глубь России и там погибнуть, и вся противуречащая сама себе, бессмысленная, жестокая деятельность людей — участников этой войны, становится для нас понятною. Провидение заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни еще менее кто-либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния. Теперь нам ясно, что было в 1812-м году причиной погибели французской армии. Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Но тогда не только никто не предвидел того (что теперь кажется очевидным), что только этим путем могла погибнуть восьмисоттысячная, лучшая в мире и предводимая лучшим полководцем армия в столкновении с вдвое слабейшей, неопытной и предводимой неопытными полководцами — русской армией; не только никто не предвидел этого, но все усилия со стороны русских были постоянно устремлены на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их. В исторических сочинениях о 1812-м годе авторы французы очень любят говорить о том, как Наполеон чувствовал опасность растяжения своей линии, как он искал сражения, как маршалы его советовали ему остановиться в Смоленске, и приводить другие подобные доводы, доказывающие, что тогда уже будто понята была опасность кампании; а авторы русские еще более любят говорить о том, как с начала кампании существовал план скифской войны заманивания Наполеона в глубь России, и приписывают этот план кто Пфулю, кто какому-то французу, кто Толю, кто самому императору Александру, указывая на записки, проекты и письма, в которых действительно находятся намеки на этот образ действий. Но все эти намеки на предвидение того, что случилось, как со стороны французов, так и со стороны русских, выставляются теперь только потому, что событие оправдало их. Ежели бы событие не совершилось, то намеки эти были бы забыты, как забыты теперь тысячи и миллионы противоположных намеков и предположений, бывших в ходу тогда, но оказавшихся несправедливыми и потому забытых. Об исходе каждого совершающегося события всегда бывает так много предположений, что, чем бы оно ни кончилось, всегда найдутся люди, которые скажут: «Я тогда еще сказал, что это так будет», забывая совсем, что в числе бесчисленных предположений были делаемы и совершенно противоположные. Предположения о сознании Наполеоном опасности растяжения линии и со стороны русских — о завлечении неприятеля в глубь России — принадлежат, очевидно, к этому разряду, и историки только с большой натяжкой могут приписывать такие соображения Наполеону и его маршалам и такие планы русским военачальникам. Все факты совершенно противоречат таким предположениям. Не только во все время войны со стороны русских не было желания заманить французов в глубь России, но все было делаемо для того, чтобы остановить их с первого вступления их в Россию, и не только Наполеон не боялся растяжения своей линии, но он радовался, как торжеству, каждому своему шагу вперед и очень лениво, не так, как в прежние свои кампании, искал сражения. При самом начале кампании армии наши разрезаны, и единственная цель, к которой мы стремимся, состоит в том, чтобы соединить их, хотя для того, чтобы отступать и завлекать неприятеля в глубь страны, в соединении армии не представляется выгод. Император находится при армии для воодушевления ее в отстаивании каждого шага русской земли, а не для отступления. Устроивается громадный Дрисский лагерь по плану Пфуля и не предполагается отступать далее. Государь делает упреки главнокомандующим за каждый шаг отступления. Не только сожжение Москвы, но допущение неприятеля до Смоленска не может даже представиться воображению императора, и когда армии соединяются, то государь негодует за то, что Смоленск взят и сожжен и не дано пред стенами его генерального сражения. Так думает государь, но русские военачальники и все русские люди еще более негодуют при мысли о том, что наши отступают в глубь страны. Наполеон, разрезав армии, движется в глубь страны и упускает несколько случаев сражения. В августе месяце он в Смоленске и думает только о том, как бы ему идти дальше, хотя, как мы теперь видим, это движение вперед для него очевидно пагубно. Факты говорят очевидно, что ни Наполеон не предвидел опасности в движении на Москву, ни Александр и русские военачальники не думали только о заманивании Наполеона, а думали о противном. Завлечение Наполеона в глубь страны произошло не по чьему-нибудь плану (никто и не верил в возможность этого), а произошло от сложнейшей игры интриг, целей, желаний людей — участников войны, не угадывавших того, что должно быть, и того, что было единственным спасением России. Все происходит нечаянно. Армии разрезаны при начале кампании. Мы стараемся соединить их с очевидной целью дать сражение и удержать наступление неприятеля, но в этом стремлении к соединению, избегая сражений с сильнейшим неприятелем и невольно отходя под острым углом, мы заводим французов до Смоленска. Но мало того сказать, что мы отходим под острым углом потому, что французы двигаются между обеими армиями, — угол этот делается еще острее, и мы еще дальше уходим потому, что Барклай де Толли, непопулярный немец, ненавистен Багратиону (имеющему стать под его начальство), и Багратион, командуя 2-й армией, старается как можно дольше не присоединяться к Барклаю, чтобы не стать под его команду. Багратион долго не присоединяется (хотя в этом главная цель всех начальствующих лиц) потому, что ему кажется, что он на этом марше ставит в опасность свою армию и что выгоднее всего для него отступить левее и южнее, беспокоя с фланга и тыла неприятеля и комплектуя свою армию в Украине. А кажется и придумано это им потому, что ему не хочется подчиняться ненавистному и младшему чином немцу Барклаю. Император находится при армии, чтобы воодушевлять ее, а присутствие его и незнание на что решиться, и огромное количество советников и планов уничтожают энергию действий 1-ой армии, и армия отступает. В Дрисском лагере предположено остановиться; но неожиданно Паулучи, метящий в главнокомандующие, своей энергией действует на Александра, и весь план Пфуля бросается, и все дело поручается Барклаю. Но так как Барклай не внушает доверия, власть его ограничивают. Армии раздроблены, нет единства начальства, Барклай не популярен; но из этой путаницы, раздробления и непопулярности немца-главнокомандующего, с одной стороны, вытекает нерешительность и избежание сражения (от которого нельзя бы было удержаться, ежели бы армии были вместе и не Барклай был бы начальником), с другой стороны, — все большее и большее негодование против немцев и возбуждение патриотического духа. Наконец государь уезжает из армии, и как единственный и удобнейший предлог для его отъезда избирается мысль, что ему надо воодушевить народ в столицах для возбуждения народной войны. И эта поездка государя в Москву утрояет силы русского войска. Государь отъезжает из армии для того, чтобы не стеснять единство власти главнокомандующего, и надеется, что будут приняты более решительные меры; но положение начальства армий еще более путается и ослабевает. Бенигсен, великий князь и рой генерал-адъютантов остаются при армии, с тем чтобы следить за действиями главнокомандующего и возбуждать его к энергии, и Барклай, еще менее чувствуя себя свободным под глазами всех этих глаз государевых, делается еще осторожнее для решительных действий и избегает сражений. Барклай стоит за осторожность. Цесаревич намекает на измену и требует генерального сражения. Любомирский, Браницкий, Влоцкий и тому подобные так раздувают весь этот шум, что Барклай, под предлогом доставления бумаг государю, отсылает поляков генерал-адъютантов в Петербург и входит в открытую борьбу с Бенигсеном и великим князем. В Смоленске, наконец, как ни желал того Багратион, соединяются армии. Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу и рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради Бога, пошлите меня куда-нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал. Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны. Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Знаете, как бывает? Приходишь на пляж: вода холодная. Ты не знаешь, купаться или нет. Рядом стоит красивая девушка. Она тоже сомневается. Видит тебя. И ты знаешь: стоит спросить ее имя - и уйдешь с ней, забудешь все. Даже с кем пришел. Стоит лишь спросить. Но ты просто потом ее вспоминаешь. Раз в день или в неделю. Не уходит из головы это секундное воспоминание. Воспоминание о другой жизни, которая не сбылась...

Существование вашей альтернативной жизни с точки зрения физики

Для доказательства теории альтернативных реальностей на секундочку окунемся в историю : в 1915 году две ошеломляющие идеи перевернули научный мир - это теория относительности Эйнштейна и зарождение квантовой механики, что кардинальным образом изменило наше понимание Вселенной. Но тем не менее не ответило на все вопросы.

Осознав бреши в этих теориях касательно вопросов Большого взрыва и его последствий, вот уже не одно десятилетие светлейшие головы мира ищут более универсальную теорию всего . И вот наконец из-за кулис выходит теория струн, которая отвечает на большинство несостыковок исследований.

Ее идея в том, что все существующее в этой Вселенной состоит из мельчайших вибрирующих струн энергии (которые находятся внутри атомов молекул), причем каждая струна вибрирует по-своему, порождая свои виды частиц. Это как ноты на гитарной струне. Проще говоря, Вселенная представляет собой бесконечную симфонию этого оркестра. Абсолютно все, что нас окружает, - это музыка из этих крошечных струн.

Если чуть нагляднее : представьте себе огонь. Со стороны пламя кажется материальным, но на деле это просто энергия, которую невозможно потрогать (не только из-за температуры, а в принципе). А в колеблющиеся струны, в отличие от пламени, нельзя пропустить руку, так как это возбужденное состояние пространства, которое становится осязаемым.

При всей одновременной простоте и гениальности теории струн была одна проблема, решение которой и привело к осознанию альтернативных реальностей.

Выяснилось, что теория струн - это не одна теория, а совокупность множества, очень большого множества теорий. Каждая из них описывает свою Вселенную со своими законами физики. Казалось, это провал...

Или величайший триумф? Потому что на первый план вышла мысль о том, что - внимание - наша Вселенная не одна. А их много. Существует некая величайшая Мультивселенная. С такой гипотезой внезапно все встало на свои места: каждой Вселенной соответствуют свои законы физики, поэтому и невозможно прийти к единым показателям.

Многие ученые остались недовольны теорией Мультивселенной, ведь, во-первых, расчеты получаются не едиными для всего и вся, чего изначально никогда не было в физике, а во-вторых, потому что их просто невозможно проверить! Многим кажется, что эта версия может стать реальностью разве что в очередном «Интерстелларе» Кристофера Нолана, где герои найдут какую-нибудь воронку в соседнюю Вселенную.

Но по прогнозам большинства, есть вероятность, что через какой-нибудь десяток лет мы будем смотреть на свои нынешние сомнения так же, как и на сомнения тех, кто некогда считал, что Солнце вращается вокруг Земли. А если вы взглянете на гениального ученого нашего времени Брайана Грина, возможно, вы развеете свои сомнения прямо сейчас.

Если эта невероятная теория верна, то и следствие из нее вытекает невероятное: внутри этой Мультивселенной могут быть другие копии нашей Солнечной системы, копии Земли и, значит, копии всех нас. А если это так, то и все возможные варианты развития наших жизней.

В некой другой Вселенной ваша копия может жить абсолютно так же, но в другой все может быть по-другому. В бесконечности ваша копия может бесконечно принимать другие решения.

Это значит, что в какой-то Вселенной Виктор Цой все еще жив. А Гитлер стал основателем постмодерна в живописи. Или где-то есть Земля, где уже случилась ядерная война. Или где динозавры не вымерли! И эволюция пошла по другому пути.

С точки зрения математики

Математики подтверждают , что в бесконечной Мультивселенной очень даже вероятны копии нашего мира. Как такое может быть?

Приведем пример с колодой карт: она состоит из 52 разных листов. Но за очень большое количество партий их комбинации неизбежно начнут повторяться, поскольку количество разных вариантов раздачи ограничено. В Мультивселенной работает тот же принцип, потому что по законам природы первичные составляющие материи - частицы - подобны колоде карт: в каждой точке пространства они могут сложиться ограниченным числом способов.

Если пространство бесконечно, если количество Вселенных тоже бесконечно, то такие варианты должны повторяться. А поскольку каждый из нас с вами всего лишь вариант сборки частиц, то где-то есть наши точные копии.

С одной стороны, это удручает: значит, мы лишены уникальности. Представьте: вы - копия или вариант одной из жизней некой комбинации частиц.

С другой стороны, если, конечно, все это не утопия и Вселенная действительно бесконечна, то где-то там, в глубине далеких галактик, вы все же занимаетесь тем, чем хотели. Вы добились совершенно иных высот. Может, вы когда-то приняли то самое другое решение (вы знаете, что это за решение), а может, вас и вовсе нет...

С точки зрения философии

Рассмотрим нашу тему с точки зрения философии на примере фильма «Господин Никто» (если вас всегда мучила тема жизненного выбора, своей альтернативной жизни или вы сейчас находитесь на распутье, настоятельно рекомендуем вам данную картину) вместе с философом, автором канала «Скрытый смысл» . Здесь уже нет речи о Мультивселенных, о законах физики и Кристофере Нолане. Речь идет о герое, который может видеть свои другие жизни в зависимости от тех выборов, которые он совершит. И вот что он говорит, уже будучи стариком:

«В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов, и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа - чтобы быть пройденной. Потому что каждая из наших других жизней правильная. У них у всех тот же смысл. Все на свете могло быть другим, но иметь тот же смысл».

Немо

Расшифруем: никто не станет спорить, что любая вещь в нашем мире имеет смысл. И этот смысл во времени не меняется, потому что один из главных принципов мышления гласит: «Если есть нечто одно, значит есть и нечто противоположное». Соответственно, если что-то меняется, значит что-то не меняется (стоп, мозг пока не взрываем, читаем следующий абзац).

Например, человек постоянно меняется: клетки нашего тела за всю жизнь обновляются сотни тысяч раз, но мы все равно остаемся тем же самым человеком, а не становимся кем-то другим. Значит, несмотря на полное изменение нашего тела, что-то в нас остается неизменным. Это «что-то» в философии называется сущностью, или смыслом. То есть вещи меняются, но их смыслы не меняются. Пример: машина горит - но «смысл» этой машины не горит. Более того, если человек умрет или даже не родится, его «смысл» не исчезнет, ибо рождение и смерть - это и есть то самое неизменное, что не зависит от возникновения или уничтожения той вещи, к которой оно относится. Стало быть, любое изменение вещи уже заложено в ее смысле. И любые возможные поступки, которые совершает человек, и все возможные варианты его жизни также уже предполагаются его смыслом.

То есть вы уже существуете во всех возможных вариантах. Однако философия философией, но все же выбор выбору рознь. И именно «Господин Никто» показывает нам, что при равноценности бесконечного числа выборов наилучший выбор все же оказывается тем, что основывался на свободе, а не сторонних факторах.

Значит, наших альтернативных жизней много. Как с этим жить?

Что все прочитанное значит конкретно для вас?

Это значит, что ваши бесконечные копии в бесконечной Вселенной совершают бесконечное число разных выборов в одинаковой судьбе. И ваша цель - сделать свою копию как можно счастливее. Остальное оставьте себе в альтернативных жизнях.

Знаете, как в итоге должно быть? Приходишь на пляж: вода холодная. Ты не знаешь, купаться или нет. Рядом стоит красивая девушка. Она тоже сомневается. Видит тебя. Ты спрашиваешь ее имя - и уходишь с ней, забыв все. Даже с кем пришел. И понимаешь, что это именно та жизнь, которая сбылась.

Водка - это смерть, этот зелёный змей, который разбивает жизни, разрушает семьи, уничтожает полностью интеллект человека. Человек превращается в какое-то животное, какое-то вообще существо, которое не может самостоятельно жить: бомжи, преступники и всё, что с этим связано. Я предлагаю бороться с алкоголизмом очень жёсткими методами, вплоть до-о-о-о, не знаю, м-м-м, осуждать, осуждать на тюремные срока, да, вот. Алкоголь, это губительная вещь

Слышь, профессор, не з**бывай, наливай, давай уже!
А-а-а, давайте выпьем, давайте. Ну, будем
Давай!
Давай, будем, здоровья!

Пойду, водки найду. Пойди
Пойду, водки найду. Пойди

Пойди, водки найди. Пойду
Пойди, водки найди. Пойду

А нам море по колено, следуя южной традиции,
Пьёт провинция, друг другу бьём лица,
Потом на танцы, там DJ ставит R’n’B,
Малышки крутят попами и мы, вот они.
Face control, это чё значит,
Наш прикид не катит или мы сильно обх*яченные?
Слышь, накаченный, не городи х*йню,
Это ж мой район, я тут aka живу
А ну-ка навались братва,
На раз-два запакуем охуевшего быка
Всемером на одного, такие как он нас бесят
Может быть нечестно, зато весело
ППС, будет пресс, арест, но нам по х*й,
С нами Паша КМС, тяжеловес.
Проверка документов, слово за слово,
Слышь, ты, клоун звездастый, расслабься,
Хули ты мне тычешь псина свою ксивою,
Он меня дубиной в рыло, ну и покатило.
Победа по любому за рабочим классом,
Они нас травят беспонтовым слезоточивым газом,
Но мы не лыком шиты, мы как питбули,
Хапанули на своём веку, ну а хули?
Развалили этих по форме и всё в норме
Жизнь она как скачки на ипподроме
Это южный Gangsta Shit,
Пить всё что горит, курить всё что дымит
Налить гранёный стакан до краёв,
Пить до дна, не видеть берегов.
Градусы для радости, опустошаем тару,
Брат, добавим оборотов земному шару.
Отдыхают виски, текила, бренди,
Водочка, вот, что у нас в авторитете,
Тут - правильный вкус, плюс состояние,
Водка - наше народное достояние.
Цени old school Вася, не ведись на моду,
Пить водку для нас - как пить воду,
Что русскому хорошо - интуристу killa,
Водка наша мощь, водка наша сила.
Как на Ямайке негры курят ганджубас,
Так и у нас прёт газ, квас.
Сколько мною выпито, этим можно заправить ракету
Водка не помеха моему авторитету
Прямой наводочкой снаряды с водочкой
Закусон: лимончик, либо чёрная икорочка
Это когда есть денюжки, а когда не мели
Без причин сели, разлили и ёбнули
Пылает всё синим пламенем как в аду
- Ну чё, по 50?
- Ага
- Тогда пойду водки найду
- Давай

Пойду, водки найду. Пойди
Пойду, водки найду. Пойди
Пойду, водки найду, водки найду, водки найду
Пойди, водки найди. Пойду
Пойди, водки найди. Пойду
Пойди, водки найди, водки найди, водки найди

Как угодно отдыхаем от работы,
Изо всех сил, с воскресенья до субботы.
Майка с лямками, убитая трикошка,
Соседи не хорошие, дебоширы, да наркошы.
С утра заливаем глотки водкой,
Всё слаженно чётко, за второй - Вовка.
По карманам мелочовочку,
Плевать на закусон, хватило бы на водочку.
Тут у нас вообще, нулевая перспектива,
Молодые в криминал, старики х*ярят синьку.
Мы забили на политику, пропиты телики,
Мы за Володю президента, против Америки.
У нас есть интеллигентные персонажи,
Инженеры, учителя, есть профессор даже.
Все заливают горькой непомерную тоску,
Проклинают паскуд, угробивших страну,
А, я беру ветхую гитарку в руки
И лабаю темки, плейлист от битлов до Мурки.
Урки любят Круга, интеллигентам - Элвис Пресли,
Одна песня, квасим вместе.
Ещё по двести паленого суррогата,
Коля из Сургута, бычара рогатый,
На себя одеяло, переходит на угрозы,
Да ебал я в рот весь уголовный розыск.
Да у меня отсиженных, как у вас прожитых,
Да у меня коны в мэрии и на таможне.
Я всех вас перех*ячю, один против кодлы,
Весёлое кино, я разливаю водку.
Он засучил рукава, я достал монтировочку,
На х*й пить, если не умеешь держать серёдочку?
Ноггано в ужасе, в душу скушал больше литра.
«Чё шумим, Купэ». Да, Колю чё-то клинит.
«Да, пошел он на х*й!». Коля, иди на х*й!
Он рвёт на груди единственную рубаху.
Вдруг Коля ловит ступор, в глазах ужас,
Появляется его жена: «Я тебе покажу щас!»
Люба - женщина суровая, никто не станет спорить,
В горящую избу, поезд на ходу остановит.
В руках у Любы каталка для раскатки теста
«Тебе что, паскудник, жить стало тесно?»
Не выбирая места, наносит тяжкие телесные,
Коля ставит блоки, но защищаться беспонту
У бедолаги проблемы, льётся кровь
Мужики между собой - это настоящая любовь.
Колян валит, Люба за ним, удары с проклятиями
«Падла, будешь знать, как распивать с приятелями»
Я в стакан, раздражаюсь пустому дну,
Пойду я мужики. «Куда?». Водки найду.
«Ну, давай». Водки найду.

Пойду, водки найду. Пойди
Пойду, водки найду. Пойди
Пойду, водки найду, водки найду, водки найду
Пойди, водки найди. Пойду

Никто не станет спорить с тем, что китайцы – один из самых порядочных и развитых народов. В основном они – довольны независимые, волевые и очень практичные люди, которые стараются использовать себе во благо каждую мелочь, следуют порядку во всем.

Как известно, китайские церемонии стремятся к соблюдению строгой последовательности во всех своих действиях. В каждое из них вкладывается особый смысл, а порядок исполнения церемонии заставляет человека целиком погрузиться в него, сконцентрировать свое внимание, максимально сосредоточиться на важных его аспектах. Подобное поведение поневоле развивает в человеке способность руководить своими мыслями и желаниями, делает его внимательнее, терпимее, спокойнее, задумчивее. Таким образом, человек приучается выполнять подобным образом любое дело, любую работу с особой тщательностью, вкладывая в нее свою душу и разум.

Пользу соблюдения моральных норм и порядка в жизни проповедовал великий китайский философ Конфуций. Его философия, основанная на личной морали и на концепции власти правителя, который служит своему народу и правит посредством своего морального примера, подпитывала китайскую жизнь и культуру на протяжении более чем двух тысяч лет и оказала существенное влияние на мировоззрение и уклад китайцев. Конфуций был философом, которого прежде всего интересовали проблемы личной и политический морали, проблемы нравственного поведения.

Говоря о личностной морали, Конфуций не избегал таких понятий, как внутренняя свобода личности, моральная независимость человека, волевая натура и т. п. Это значит, что древний философ отстаивал мысль о личной независимости каждого отдельного человека, о способности самоуправления и самовоспитания с целью духовного роста.

Но не менее важную роль Конфуций отводил соблюдению порядка – внешних правил, которые позволили бы человеку полновластно управлять своими мыслями и действиями. Согласно ему, существуют две самых главных добродетели – «жэнь» и «ли», которыми обязан руководствоваться благородный человек в своем поведении. «Жэнь» – «любовь» либо «доброжелательное отношение к ближнему», а «ли» – это и есть комбинация этических норм: хороших манер, церемоний, обычаев, этикета и правил хорошего поведения.

Сам Конфуций старался следовать своей философии и соблюдать те «этические нормы», которые отстаивал и проповедовал: он жил довольно скромно и очень практично, соблюдая четкий распорядок дня. Он предъявлял к себе довольно высокие требования и старался выполнять их, чем закалял собственную силу воли. Конфуций буквально воспитывал себя, придавая особое значение каждой минуте своей жизни, и заботился о том, чтобы время не пропало зря.

Таким образом, конфуцианство (философия Конфуция) ставит большой акцент на обязанностях человека, на его его умении поступать в жизни, сообразно моральным идеалам, неуклонно следовать им и отстаивать их. Это этическое учение было принято большинством жителей Китая и на протяжении более чем двух тысячелетий оказывало глубокое влияние на их жизнь и их мысли: формировало способность к самоуправлению и порядку.

Философия Конфуция если и повлияла на формирование столь положительных черт характера, то только в жизни китайского народа. Вряд ли ей следовали в Европе. Но, несмотря на это, у Европы есть свои образцы и свои философы, которые были схожи с Конфуцием в своих рассуждениях о «правильности» человеческого существования.

Древнегреческий философ Аристотель, например, тоже ставил в обязанность личности выбор собственного жизненного пути и упорядоченное решение важных вопросов. Великий античный мыслитель считал, что добродетельность человека зависит от него самого: субъект сам в состоянии контролировать свои поступки, а, следовательно, планировать их, сообразно неким правилам и нормам, чтобы они стали полезными и приносили результаты.

Рассматривая господство человека над своим характером, Аристотель обозначал границу между нравственной свободой личности, с одной стороны, и природной определенностью и произволом, с другой. «Человек может выбирать сам себя», – а следовательно, может сам упорядочить и подчинить себе свою жизнь и свои мысли в зависимости от морального выбора, а значит может стать лучше самостоятельно. Моральный индивид стремится к высшему благу. Он не удовлетворяется стихийным течением жизни и стремится подчинить ее некоей единой цели, своей воле – иными словами, он проявляет настойчивость своего характера и старается утвердить определенный порядок при помощи собственной воли.

Таким образом, Аристотель своим учением о качествах моральной личности не меньше, чем Конфуций со своими идеями, доказывает истинность и огромную пользу соблюдения порядка каждым человеком и его влияния на формирование, на ее совершенствование и становление самостоятельной личности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!