Все вопросы обстоятельства в русском языке. Значение обстоятельства в русском языке

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста

Вконтакте

Что обозначает

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

основные вопросы

  • : думает (как?) правильно;
  • : красивый (насколько?) очень;
  • : сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о

выделяют 8 видов

Важно!

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

такие части речи :

  1. : Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.

Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

цель его употребления:

  • для определения падежа;

Обособление на письме

Весь деепричастный оборот

образуют несколько слов

Важно!

Д, значит имеет вид времени.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста , дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.

Что обозначает

Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

Здесь перечислены не все, а только основные вопросы , но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

  • глагол: думает (как?) правильно;
  • прилагательное: красивый (насколько?) очень;
  • наречие: сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о бстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.

Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов , каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

  1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
  2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
  3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
  4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
  5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
  6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
  7. При каком условии? – объяснение условий.
  8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка

Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи :

  1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
  2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
  3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
  4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
  5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

  • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
  • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

  • для определения падежа;
  • для уточнения роли слова в структуре предложения.

Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

Обособление на письме

Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

Распространенное обстоятельство образуют несколько слов , объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.

Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

Примеры заданий и порядок выполнения работы

Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио д, значит имеет вид времени.

Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

Обстоятельство в русском языке, примеры

Обстоятельство в русском языке

Вывод

В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже - к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:

1. наречие:

Глядишь вокруг — и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)

2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него:

Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);

3. инфинитив (со значением цели):

Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);

4. сравнительный оборот:

Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);

5. деепричастие (деепричастный оборот):

Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);

6. цельное словосочетание:

Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);

7. фразеологический оборот:

…спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).

Основные виды обстоятельств

По значению обстоятельства делятся на следующие группы:

1. Обстоятельства места . Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др.

Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам… (А. Грибоедов).

2. Обстоятельства времени . Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др.

Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).

3. Обстоятельства образа действия и степени . Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др.

Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).

4. Обстоятельства причины . Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др.

Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).

5. Обстоятельства условия . Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?

Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).

6. Обстоятельства уступки . Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).

7. Обстоятельства цели . Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели?

Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).

8. Обстоятельства сравнения . Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему?

Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).

Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Давайте сделаем разбор предложений:

1. Вечером у озера громко квакали лягушки.

(Кто?) лягушки - это подлежащие.

(Что делали?) квакали - это сказуемое.

Квакали (где?) у озера - это обстоятельство места.

Квакали (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Квакали (когда?) вечером - это обстоятельство времени.

2. Сова вылетает на охоту ночью.

(Кто?) сова - это подлежащие.

Сова (что делает?) вылетает - это сказуемое.

Вылетает (куда?) на охоту - это обстоятельство места.

Вылетает (когда?) ночью - это обстоятельство времени.

3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.

(Кто?) Дятел - это подлежащие.

Дятел (что делает?) барабанит - это сказуемое.

Барабанит (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Барабанит (где?) в тиши - это обстоятельство места.

В тиши (какой?) лесной - это определение.

Раздавались (где?) за рекой - это обстоятельства места.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Сравните предложения:

1. Дети вернулись домой.

2. Дети вернулись домой из похода.

3. Дети вернулись домой из похода вечером.

Можно ли сказать, что в третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были?

(Да, можно. Есть уточнение - вернулись ИЗ ПОХОДА ВЕЧЕРОМ.)

Прочитаем текст. Заменим вопросами, подходящими по смыслу словами.

Слова для справок: неподвижно, с охоты, по алее, из гнезда, медленно, на дорожку.

1. Я возвращался (откуда?) и шёл(где?)сада.

2. Собака бежала (где?)

3. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) и сидел (как?).

5. Моя собака (как?) приближалась к нему.

Правильный ответ:

1. Я возвращался(откуда?) с охоты и шёл(где?)по аллее сада.

2. Собака бежала впереди меня.

3. Я взглянул(куда?) на дорожку и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) из гнезда и сидел (как?) неподвижно.

5. Моя собака (как?) медленно приближалась к нему.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже - к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:

1. наречие:

Глядишь вокруг - и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)

2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него: Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);

3. инфинитив (со значением цели): Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);

4. сравнительный оборот: Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);

5. деепричастие (деепричастный оборот): Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);

6. цельное словосочетание: Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);

7. фразеологический оборот: ...спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).

Основные виды обстоятельств

По значению обстоятельства делятся на следующие группы:

1. Обстоятельства места . Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др. Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам... (А. Грибоедов).

2. Обстоятельства времени . Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др. Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).

3. Обстоятельства образа действия и степени . Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др. Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).

4. Обстоятельства причины . Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др. Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).

5. Обстоятельства условия . Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае? Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).

6. Обстоятельства уступки . Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).

7. Обстоятельства цели . Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели? Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).

8. Обстоятельства сравнения . Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему? Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).

Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

1. Прочитаем записанные парами вопросы и ответы. Определим, к какому члену предложения они заданы. Найдём лишнюю пару. Объясним, почему она лишняя.

1. Проливной дождь шёл (когда?) Проливной дождь шёл ночью.

2. (Где?) набухли почки? На тополях набухли почки.

3. Дети поедут (когда? куда?) Дети поедут завтра за город.

4. Сухой камыш шуршит (почему? по какой причине?) Сухой камыш шуршит от ветра.

5. Дорожка шла к аллее (откуда?) Дорожка шла к аллее от беседки.

6. Вера любит (какое?) мороженое? Вера любит шоколадное мороженое.

7. Охотники грелись (где?) Охотники грелись у костра.

8. Мальчик читает (как?) Мальчик читает выразительно.

Вопросы: где? когда? по какой причине? как? откуда? заданы к обстоятельствам.

А лишняя пара - это предложение про Веру, потому что шоколадное отвечает на вопрос какое? (является определением).

2. Давайте сделаем разбор предложений:

1. Вечером у озера громко квакали лягушки.

(Кто?) лягушки - это подлежащие.

(Что делали?) квакали - это сказуемое.

Квакали (где?) у озера - это обстоятельство места.

Квакали (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Квакали (когда?) вечером - это обстоятельство времени.

2. Сова вылетает на охоту ночью.

(Кто?) сова - это подлежащие.

Сова (что делает?) вылетает - это сказуемое.

Вылетает (куда?) на охоту - это обстоятельство места.

Вылетает (когда?) ночью - это обстоятельство времени.

3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.

(Кто?) Дятел - это подлежащие.

Дятел (что делает?) барабанит - это сказуемое.

Барабанит (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Барабанит (где?) в тиши - это обстоятельство места.

В тиши (какой?) лесной - это определение.

Раздавались (где?) за рекой - это обстоятельства места.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

1. Институт открытого образования ().

Найдите и подчеркните в предложениях обстоятельства.

1) Она ушла в лес.

2) Гроза прекрасна ночью.

3) Он сидел, сложа руки.

4) Я не ходила в школу из-за болезни.

5) Я пришла в школы учиться.

Поставьте правильно вопрос к обстоятельствам. Определите, какого они вида.

1) Мы въехали в город.

2) Мы прождали их около восьми часов.

3) От усталости я не мог говорить.

4) В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих.

5) При старании можно добиться успеха.

6) На улице, несмотря на мороз, было многолюдно.

7) Голова у нее острижена, как у мальчишки.

Добавьте в предложения обстоятельства по смыслу, определите их вид.

1) Капитан приказал продолжить движение, несмотря на (что?)

2) Петр пришел в библиотеку (для?)

3) Мокрые ступени оказались мокрые, как (что?)

4) Они готовы на все ради (чего?)

5) Порт будет закрыт в случае (чего?)

*Напишите по два предложения на каждый вид обстоятельств.

Обстоятельство - второстепенный член предложения, зависящий от других слов. Обозначает признак действия или признак другого признака. Как правило, обстоятельства выражены существительным в форме косвенных падежей или наречием. Другие обстоятельства могут быть выражены деепричастным оборотом, инфинитивом. Давайте посмотрим, на какие вопросы отвечает обстоятельство. Обстоятельства по значению делятся на несколько разрядов: обстоятельства времени, образа действия, места, меры и степени, причины, цели, условия и уступки.

Список вопросов и примеры

Итак, на какие вопросы отвечает обстоятельство? Чтобы лучше понять это, поговорим немного о разрядах, на которые подразделяются обстоятельства. Приведенные примеры помогут быстрее сориентироваться:

  • Обстоятельства времени дают временную характеристику действия: «когда?», «до каких пор?», «как долго?». Примеры: уезжаем завтра, вернемся в мае.
  • Обстоятельства образа действия дают качественную характеристику действия и способ его совершения: «как?», «каким образом?». Примеры: учиться усердно, жить припеваючи.
  • Обстоятельства места указывают на место действия, путь: «где?», «куда?», «откуда?». Примеры: он переехал сюда из Самары, альпинист взобрался на скалы.
  • Обстоятельства меры и степени говорят нам о степени проявления действия или признака: «в какой степени?», «насколько?». Примеры: очень самостоятельный, достаточно игривый.
  • Обстоятельства причины - повод: «на каком основании?», «почему?». Примеры: не пришел по причине болезни, прогулял из-за лени.
  • Обстоятельства цели подразумевают цель совершения действия: «зачем?», «с какой целью?», «для чего?». Пример: он принимает витамины для улучшения здоровья.
  • Обстоятельства условия - условие совершения действия: «при каком условии?». Пример: при усердии в учебе можно стать отличником.
  • Обстоятельства уступки - условие, вопреки чему совершается действие: «вопреки чему?». Пример: ехать, несмотря на плохую погоду, бежать вопреки усталости.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!