Всегда ли по фенотипу можно определить генотип. Неполное доминирование

1. Много ли генов в одной хромосоме?

В одной хромосоме сосредоточено большое число генов.

2. Сколько хромосом в ядре клетки человека?

Геном человека состоит из 23 пар хромосом (в сумме 46 хромосом).

Выполните практическую работу.

Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании

1. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при неполном доминировании.

Все гомозиготные растения имеют или красные (АА), или белые (аа) цветки, тогда как для гетерозиготных характерна розовая окраска венчиков. Если скрещивать экземпляры с красными и с белыми цветками, в первом поколении все гибриды имеют розовые цветки. Так проявляется промежуточный характер наследования. При дальнейшем скрещивании гибридов с розовыми венчиками цветков наблюдается совпадение расщепления по генотипу и фенотипу в виду того, что гетерозигота (Аа) отличается от гомозиготы (АА). В данном случае с ночной красавицей расщепление во втором поколении по цвету венчиков такое – 1 красная (АА) : 2 розовые (Аа) : 1 белая (аа).

2. Решите задачи на наследование признаков при неполном доминировании.

1. У человека серповидноклеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак: у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в лёгкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, в связи с этим люди, имеющие ген серповидно-клеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов лёгкая форма анемии. 1) Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг? 2) Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары? 3) Какова вероятность рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии (в %)? 4) Какова вероятность рождения ребёнка, устойчивого к малярии (в %)? 5) Какова вероятность рождения в семье ребёнка, неустойчивого к малярии (в %)?

1) Каждый супруг продуцирует по два типа гамет (А и а).

2) Среди детей этой пары может быть три фенотипа: тяжелая форма анемии, легкая, здоровый.

3) Вероятность рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии равна 25%.

4) Вероятность рождения ребёнка, устойчивого к малярии равна 75% (больные анемией как в тяжелой форме (АА), так и в легкой (Аа)).

5) Вероятность рождения в семье ребёнка, неустойчивого к малярии 25% (это здоровый ребенок (аа)).

2. От скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами получились гибриды с розовыми ягодами, а во втором поколении (F2) оказалось примерно 1000 растений с белыми ягодами, 2000 - с розовыми и 1000 - с красными. 1) Сколько типов гамет образует гибрид F1? 2) Сколько разных генотипов среди гибридов F2 с розовыми ягодами? 3) Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 4) Сколько разных генотипов получится от скрещивания гибрида с F1 белоплодным сортом? 5) Сколько разных фенотипов получится от скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом?

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

От скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом получается два разных генотипа (АА, Аа).

Вопросы

1. Какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании?

При неполном доминировании во втором поколении происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1:2:1.

2. Что такое фенотип?

Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.

3. Всегда ли по фенотипу можно определить генотип?

По фенотипу не всегда можно понять, какие гены содержит данная особь. Например, у растения гороха, имеющего жёлтые семена, генотип может быть и АА, и Аа. А вот рецессивный признак проявляется только у гомозиготных растений с генотипом аа. Иными словами, мы всегда знаем, каков генотип у особи с рецессивным признаком.

По фенотипу не всегда можно понять, т.к. фенотипические признаки, определяемые теми или иными генами, в различных условиях существования развиваются по-разному.

4. Исходно зная генотип, можно ли предсказать фенотип?

Фенотип зависит не только от генотипа но и от внешних факторов. Можно частично предсказать фенотип, если заранее знать, какие признаки являются доминантными, а какие рецессивными.

5. Зная фенотип, можно ли угадать генотип?

Зная фенотип, можно угадать генотип, т.к. мы можем знать возможные варианты генотипа. Например, горох будет иметь желтый цвет только в состоянии доминантной гомозиготы (АА) или гетерозиготы (Аа).

Вопрос 1. Какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании?
При неполном доминировании во втором поколении происходит расщепление потомства в отношении 1:2:1 как по генотипу (АА: Аа: Аа: аа), так и фенотипу (1/4 особей несет доминантный признак, для 2/4 характерно неполное проявление доминантного признака и 1/4 - рецессивный признак).

Вопрос 2. Что такое фенотип?
Фенотип - совокупность всех признаков организма на определенной стадии онтогенеза.

Вопрос 3. Всегда ли по фенотипу можно определить генотип?
По фенотипу далеко не всегда можно определить генотип. Например, растение пшеницы с карликовостью может иметь генотип АА (гомозиготная особь) или Аа (гетерозиготный организм). Точно определить генотип можно у организма с проявлением рецессивного признака и в том случае, если экспериментатор уверен, что этот признак подавляемый. Например, зная, что у пшеницы нормальный рост является рецессивным, можно утверждать, что генотип у растения с нормальным ростом - аа.
Для определения искомого генотипа используется . При этом особь с неизвестным генотипом скрещивают с организмом, гомозиготным по рецессивному гену (аа), а затем анализируют полученное потомство. Если все потомки единообразны, то искомый генотип особи АА, если половина гибридов имеет доминантный, а половина - рецессивный признак, то в скрещивании участвовал гетерозиготный организм (Аа).
а) Решение:

б) Решение:

Вопрос 4. Исходно зная генотип, можно ли предсказать фенотип?
Если экспериментатор знает, какой из пары аллельных генов доминантный, а какой - рецессивный, если известен тип доминирования (полное или неполное), то по генотипу можно предсказать фенотип.
Рассмотрим моногибридное скрещивание. Например, ген А определяет жёлтую окраску семенной кожуры у гороха, а - зелёную, доминирование полное, т. е. доминантный ген полностью подавляет рецессивный. В этом случае растения с генотипом АА или Аа будут иметь жёлтую окраску семенной кожуры, а с генотипом аа - зелёную.
Если же ген А определяет красную окраску венчика цветка ночной красавицы, а - белую и имеет место неполное доми¬нирование, то у потомков с генотипом АА будут красные цветки, с генотипом аа - белые, а гетерозиготные особи будут иметь розовый (промежуточный) оттенок.

Вопрос 5. Зная фенотип, можно ли угадать генотип?
Угадать генотип при известном фенотипе нельзя (за исключением генотипа особи с рецессивным признаком), а вычислить, используя анализирующее скрещивание, можно. Для определения искомого генотипа используется анализирующее скрещивание. При этом особь с неизвестным генотипом скрещивают с организмом, гомозиготным по рецессивному гену (аа), а затем анализируют полученное потомство. Если все потомки единообразны, то искомый генотип особи АА, если половина гибридов имеет доминантный, а половина - рецессивный признак, то в скрещивании участвовал гетерозиготный организм (Аа). (Смотри 3.6 Вопрос3.).

Неполное доминирование. Генотип и фенотип

1. Много ли генов в одной ?
2. Сколько хромосом в ядре клетки человека?

Не всегда признаки можно четко разделить на доминантные и рецессивные. В этих случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом будут возникать промежуточные признаки, и признак у гомозиготных особей будет не таким, как у гетерозиготных. Это явление получило название неполного доминирования. Поясним его на примере.

При скрещивании растений ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), все растения первого поколения будут иметь промежуточную розовую окраску (рис. 51). Это не противоречит правилу единообразия гибридов первого поколения Г. Менделя: ведь действительно в первом поколении все цветки розовые. При скрещивании двух особей ночной красавицы из первого поколения во втором поколении происходит расщепление, но не в соотношении 3: 1, а в соотношении 1:2:1, т. е один цветок белый (аа), два розовых (Аа) и один пурпурный (АА).

До сих пор мы рассматривали случай наследования одного признака, определяемого одним геном. Но любой организм имеет огромное количество признаков, причем это не только внешние, видимые особенности, но и признаки биохимические (строение молекул, активность ферментов, концентрация веществ в тканей крови и т. п.), анатомические (размеры и форма органов) и т. п. Любой признак, каким бы простым он ни казался, зависит от многочисленных физиологических и биохимических процессов, каждый из которых, в свою очередь, зависит от деятельности белков-ферментов.

Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма называют фенотипом.

Совокупность всех генов какого-либо организма называют генотипом.

Фенотипические признаки, определяемые теми или иными генами, в различных условиях существования развиваются по-разному.

По фенотипу не всегда можно понять, какие гены содержит данная особь. Например, у растения гороха, имеющего желтые семена , генотип может быть и АА, и Аа. А вот рецессивный признак проявляется только у гомозиготных растений с генотипом аа. Иными словами, мы всегда знаем, каков генотип у особи с рецессивным признаком.

Для установления генотипа особей, которые не различаются по фенотипу, используют так называемое анализирующее скрещивание. При этом особь, генотип которой нужно установить, скрещивают с особью, гомозиготной по рецессивному гену, т. е. с аа. Например, для того чтобы выяснить, какие из растений гороха с желтыми семенами содержат генотип АА, а какие Аа, их следует скрестить с растениями, имеющими зеленые горошины (аа). Если исследуемое растение имеет генотип АА, то все полученное потомство будет иметь желтые семена.

Если же исследуемый организм гетерозиготен, т. е. Аа, то з потомстве при анализирующем скрещивании будут наблюдаться растения и с желтыми, и с зелеными горошинами в соотношении 1: 1.


Неполное доминирование. Фенотип. Генотип. Анализирующеескрещивание.

1. Какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании?
2. Что такое фенотип?
3. Всегда ли по фенотипу можно определить генотип?
4. Исходно зная генотип, можно ли предсказать фенотип?
5. Зная фенотип, можно ли угадать генотип?

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 9 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

/ Глава 3. Организменный уровень Задание: §3.6. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

Ответ на Глава 3. Организменный уровень Задание: §3.6. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание
Готовые домашние задания (ГДЗ) Биология Пасечник, Каменский 9 класс

Биология

9 класс

Изд.: Дрофа

Год: 2007 - 2014

Вопрос 1 . Какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном до­минировании?

При неполном доминировании во вто­ром поколении происходит расщепление потомства в отношении 1:2:1 как по генотипу (АА: Аа: Аа: аа), так и фенотипу (V 4 особей несет доминантный признак, для 2/ 4 характерно неполное проявление доминантного признака и V 4 - рецессив­ный признак).

Вопрос 2. Что такое фенотип?

Фенотип - совокупность всех призна­ков организма на определенной стадии он­тогенеза.

Вопрос 3. Всегда ли по фенотипу можно оп­ределить генотип?

По фенотипу далеко не всегда можно определить генотип. Например, растение с желтыми семенами может иметь гено­тип АА (гомозиготная особь) или Аа (ге­терозиготный организм). Точно опреде­лить генотип можно у организма с прояв­лением рецессивного признака и в том случае, если экспериментатор уверен, что этот признак подавляемый. Например, зная, что у гороха зеленый цвет семян яв­ляется рецессивным, можно утверждать, что генотип у растения с зелеными семе­нами - аа.

Для определения искомого генотипа используется анализирующее скрещива­ние. При этом особь с неизвестным генотипом скрещивают с организмом, гомозиготным по рецессивному гену (аа), а затем анализируют полученное потомство. Ес­ли все потомки единообразны, то иско­мый генотип особи АА, если половина гибридов имеет доминантный, а полови­на - рецессивный признак, то в скрещи­вании участвовал гетерозиготный орга­низм (Аа).

Вопрос 4. Исходно зная генотип, можно ли предсказать фенотип?

Если экспериментатор знает, какой из пары аллельных генов доминантный, а ка­кой - рецессивный, если известен тип до­минирования (полное или неполное), то по генотипу можно предсказать фенотип.

Рассмотрим моногибридное скрещива­ние. Например, ген А определяет черную окраску шерсти у собак, а - коричневую, доминирование полное, т. е. доминант­ный ген полностью подавляет рецессив­ный. В этом случае животные с генотипом АА или Аа будут черными, а с генотипом аа - коричневыми.

Если же ген А определяет красную ок­раску венчика цветка ночной красавицы, а - белую и имеет место неполное доми­нирование, то у потомков с генотипом АА будут красные цветки, с генотипом аа - белые, а гетерозиготные особи будут иметь розовый (промежуточный) оттенок.

Вопрос 5. Зная фенотип, можно ли угадать ге­нотип?

Угадать генотип при известном феноти­пе нельзя (за исключением генотипа особи с рецессивным признаком), а вычислить, используя анализирующее скрещивание, можно.

Наследование признаков, сцепленных с полом

Задача 1. Отец и сын – дальтоники, а мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал дальтонизм от отца?

Ответ . Нет, неправильно.

Генотипы:

отец – X d Y (d – ген дальтонизма);

мать – Х D Х? (D – ген нормального зрения);

сын – X d Y .

Ген дальтонизма сцеплен с X -хромосомой, которую сын получает от матери. Следовательно генотип матери – Х D X d (носительница рецессивного гена), поэтому дальтонизм сын наследует от матери.

Задача 2. У родителей с нормальной свертываемостью крови родился сын, страдающий гемофилией. Объясните почему.

Ответ . Ген гемофилии (h ) рецессивен и сцеплен с Х -хромосомой. Из условия задачи видим, что родители здоровы по этому признаку. Х -хромосому сын получает от матери. Следовательно: генотип отца – X H Y . матери – X H X h . сына – X h Y .

Причиной рождения больного сына следует считать мать – носительницу гена гемофилии.

Проверка .

Задача 3. Мужчина, страдающий глухонемотой и дальтонизмом, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родились глухонемой сын и дочь – дальтоник с нормальным слухом. Какова вероятность рождения здорового ребенка от этого брака? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего двумя аномалиями? Дальтонизм – рецессивный сцепленный с полом признак, а глухонемота – рецессивный аутосомный признак.

Решение . Запишем данные:

А – ген нормального слуха;

a – ген глухонемоты;

X D – нормальное зрение;

X d – дальтонизм.

Сын – аа X D Y .

Дочь – дальтоник.

Мать – здорова.

Отец – аа х d у .

Чтобы ответить на поставленные в задаче вопросы, следует определить генотип матери. Рассуждаем так: глухонемой сын получает рецессивные генотипы (а ) как от отца, так и от матери, а дочь-дальтоник получает рецессивные гены (d ) как от отца, так и от матери. Следовательно генотип матери – АаX D X d (гетерозиготна по обоим признакам).

Ответ . а) вероятность рождения здорового ребенка – 25%; б) вероятность рождения ребенка с обоими аномалиями – 25%.

Задача 4. У кошек желтая окраска шерсти определяется доминантным геном В . черная – b . гетерозигота (Вb ) имеет черепаховую окраску шерсти. Ген В сцеплен с полом. Короткая шерсть доминирует над длинной и определяется аутосомным геном.

А) Какое потомство можно ожидать от короткошерстного черного кота и длинношерстной желтой кошки?

Б) Какое потомство можно ожидать от короткошерстных черного кота и черепаховой кошки. Может ли кот иметь черепаховую окраску шерсти?

Клетка – генетическая единица живого. Деление клетки (стр. 8)

28. У здоровой матери, родители которой тоже были здоровы, и больного дальтонизмом отца родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы де­ тей. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.

29. Скрестили дигетерозиготного самца дрозофилы с серым те­лом (А) и нормальными крыльями (В) с самкой с чёрным телом (а) и зачаточными крыльями (b). Определите геноти­пы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства F 1. если гены данных признаков попарно сцеплены (А + В; а + b), а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте ре­ зультаты скрещивания.

30. Растение дурман с пурпурными цветками (К) и гладкими коробочками (r) скрестили с растением, имеющим пурпур­ ные цветки и колючие коробочки. В потомстве оказались растения: с пурпурными цветками и гладкими коробочка­ ми, с пурпурными цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цвет­ ками и гладкими коробочками. Определите генотипы роди­ телей и потомков, а также характер наследования призна­ ков и тип скрещивания. Составьте схему решения задачи.

31. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник. Каковы генотипы родителей и де­ тей? Составьте схему решения задачи. Каков характер на­ следования гена дальтонизма?

32. По изображённой на рисунке родословной установите ха­ рактер проявления признака (доминантный или рецессив­ ный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей и детей в первом поколении. Составьте схему ре­ шения задачи.

33.По изображённой на рисунке родословной установите ха­ рактер проявления признака (доминантный или рецессив­ ный, сцеплен или не сцеплен с полом), обозначенного чёр­ ным цветом. Определите генотипы родителей и детей первого и второго поколений. Составьте схему решения задачи.

34. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (С) и голые ноги (d), с дигетерозиготной курицей с гребнем и оп ерёнными ногами. Определите генотипы родителей, геноти­ пы и фенотипы гибридов первого поколения, вероятность появления потомков с признаками родителей. Составьте схему решения задачи.

35. У кур чёрный цвет оперения (R) доминирует над красным, наличие гребня (S) - над его отсутствием. Гены не сцепле­ны. Красного петуха с гребнем скрещивают с чёрной кури­ цей без гребня. Всё потомство имеет гребень, половина с чёр­ ным оперением, половина - с красным. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Какова вероятность появления во втором поколении чёр­ ных птиц с гребнем?

36. Женщина с карими глазами (А) и длинными ресницами (В) (дигетерозиготная) вышла замуж за голубоглазого мужчину (а) с короткими ресницами (b). Определите генотипы родите­ лей, генотипы и фенотипы возможных потомков. Какова вероятность появления в этой семье голубоглазого ребёнка с длинными ресницами? Составьте схему решения задачи.

37. У свиней чёрная окраска щетины доминирует над рыжей, длинная щетина - над короткой. Определите генотипы ро­дителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготного самца с дигомозиготной самкой. Какова вероятность появления потомков с призна­ ками самки? Составьте схему решения задачи.

38. Тёмный цвет волос у человека доминирует над светлым цве­ том, а карий цвет глаз - над голубым. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, родившихся от бра­ ка гетерозиготного темноволосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Со­ставьте схему решения задачи. Какова вероятность рожде­ ния в этой семье голубоглазого светловолосого ребёнка?

39. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак, гипертрихоз (волосатые уши) сцеплен с Y -хромосомой. Определите генотипы родите­ лей, генотипы и фенотипы возможных потомков, родивших­ ся от брака, в котором один из супругов (гомозиготен) не име­ ет малых коренных зубов и с волосатыми ушами, а другой - не страдает гипертрихозом и имеет малые коренные зубы. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рож­ дения здорового мальчика по двум признакам?

40. На основании родословной установите характер наследо­вания признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и детей в первом и во втором поколениях. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

41. У мохнокрылки наличие сумки на брюхе наследуется как доминантный аутосомный признак, а мохнатые крылья - как рецессивный признак, локализованный в Х-хромосо ме. Гетерогаметными по полу являются самки мохнокрылки. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков, появившихся от скрещивания гетерозиготной самки с сумкой на брюхе и мохнатыми крыльями и дигомо-зиготного самца с голыми крыльями и без сумки на брюхе. Составьте схему решения задачи.

42. Рыжий цвет шерсти у лис доминирует над серебристым. В маленьком государстве Лисляндия разводят серебрис­ тых лис (они очень ценятся). Их провозить через границу запрещено по законам государства. Как контрабандисту об­мануть таможню и провезти через границу пару лис, не на­рушив законов Лисляндии? Составьте схему решения зада­чи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.

43. У шершуль длинный яйцеклад наследуется как рецессивный аутосомный признак, а наличие двух ноздрей на хвосте - как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак (одна ноздря на хвосте - доминантный признак). Самцы шер­ шуль гетерогаметны. Определите генотипы родителей, ге­ нотипы и фенотипы потомков от скрещивания гетерозигот­ ного с коротким яйцекладом и двумя ноздрями на хвосте самца с дигетерозиготной самкой, имеющей короткий яй цеклад и одну ноздрю на хвосте. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность появления самца шершули с длинным яйцекладом и одной ноздрёй на хвосте?

44. У свинохвостого лапундёра пугливость наследуется как до­ минантный аутосомный признак, а смышлёность - как до­минантный признак, локализованный в Х-хромосоме. Сам­ ки гетерогаметны по полу. Составьте схему решения задачи, если известно, что самец и самка имели фенотипическое проявление этих признаков, а у двух потомков они отсут­ ствовали. Определите генотипы родителей и потомков, а так­ же пол потомков.

45. При скрещивании самца священной уховёртки с двумя вы­ростами на брюшке и чёрной окраской тела с самкой, име­ ющей один вырост на брюшке и белую окраску тела, появи­ лось потомство, которое (100%) имело два выроста на брюшке и серую окраску тела. Определите генотипы роди­ телей и потомков, характер наследования этих признаков. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

46. По изображённой на рисунке родословной установите ха­ рактер проявления признака (доминантный или рецессив­ ный, сцеплен или не сцеплен с полом), обозначенного чёр­ ным цветом. Определите генотипы родителей (1, 2) и детей первого (3, 4, 5, 6, 7, 8) и второго (9, 10, 11, 12) поколений. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

47. Составьте родословную семьи и решите задачу.

У пробанда вздорный характер. У его сестры характер мяг­кий. Мать пробанда имеет мягкий характер, а отец - вздор­ ный. Пять тёток пробанда по материнской линии - с мяг­ким характером, а двое дядек - со вздорным. Одна тётка пробанда по материнской линии замужем за мужчиной со вздорным характером. У них трое детей - дочь и сын с мяг ким характером и дочь со вздорным. Оба дяди пробанда по линии матери женаты на женщинах со вздорным характе­ ром. У одного из них два сына и дочь. Все они скандалисты. Мягкий характер имел дед пробанда, а бабка по материн­ ской линии имела вздорный характер. Два брата деда по ли­ нии матери - вздорные мужчины. Прабабушка (мать деда по линии матери) и прапрабабушка (мать этой прабабуш­ ки) были очень покладистыми, а их мужья имели вздорный характер. Определите, какие дети могут быть у пробанда, если он вступит в брак с женщиной, гетерозиготной по ука­ занному признаку. Вздорный характер считать аномалией. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.

48. Амовратическая семейная идиотия (болезнь Тея-Сакса) приводит к поражению нервной системы, прогрессирующе­ му снижению зрения в сочетании с деградацией интеллекта до идиотии и разнообразным неврологическим расстрой­ствам. У людей встречается в соотношении 1 больной на 40 000 человек с нормальным состоянием. Определите ко­ личество (%) носителей гена болезни Тея-Сакса. Составьте схему решения задачи.

49. У малазийского магадука жадность доминирует над щедрос­ тью и наследуется как доминантный аутосомный признак, а клептомания (склонность к воровству) - как рецессивный сцепленный с Х-хромосомой признак. Самцы малазийского магадука гетерогаметны по полу. Определите генотипы роди­ тельских форм, генотипы и фенотипы потомства, появивше­ гося от скрещивания жадной, не склонной к клептомании самки малазийского магадука с щедрым самцом-клептома­ном. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность появления жадного самца-клептомана?

50. От скрещивания между собой тригетерозиготных трёхголо­вых безмозглых огнедышащих драконов появилось много­ численное потомство. Определите фенотипы и генотипы ро­ дительских форм, фенотипы потомков и их соотношение. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность по­явления драконов с одной головой, с мозгом и снегодыша щих?

Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя

По материалам сайта гимназии №1 г. Ульяновска

Важное умение, без которого невозможно решить задачу, - определять, к какому разделу она относится . моно-, ди- или полигибридное скрещивание; наследование, сцепленное с полом, или наследование признаков при взаимодействии генов. Это позволяет учащимся выбрать необходимые для решения задачи законы, закономерности, правила, соотношения. С этой целью можно дать текст какой-либо задачи и предложить определить, к какому разделу она относится. Учащиеся должны помнить, что наследуются гены, а не признаки.

Упражнение 1. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак - доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Упражнение 2. В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена . Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А . В . 0 . Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами АА или А0 - вторую, BB или В0 - третью, АВ - четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0 . тогда как друг друга они не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери - вторая группа крови, а у отца - первая?

Ответ: обе задачи на моногибридное скрещивание, так как речь идет об одном гене. (Ключевые слова выделены в тексте задач .)

Типы задач

Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к трем типам: 1) расчетные; 2) на определение генотипа; 3) на определение характера наследования признака.

В условии расчетной задачи должны содержаться сведения:

О характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);

Прямо или косвенно (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения.

Вопрос расчетной задачи касается прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства. Приведем пример задачи расчетного типа.

Задача 2. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Решение этой задачи начинается с записи ее условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу - она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап - написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1.

где: А - ген полидактилии, а - нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%.

Обратите ваше внимание на недопустимость давать ответ в такой форме: «Один ребенок в семье родится нормальным и один многопалым» или еще хуже: «Первый ребенок будет многопалым, а второй нормальным». Сколько и каких детей будет у супругов, точно сказать нельзя, поэтому необходимо оперировать понятием вероятности.

В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:

О характере наследования признака;

О фенотипах родителей;

О генотипах потомства (прямо или косвенно).

Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей.

Задача 3. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным признаком. Она может быть как гомо- (АА ), так и гетерозиготной (Аа ). Неопределенность генотипа обозначаем А_ . Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену - аа . Потомки с коричневой окраской меха наследовали этот ген от матери, а от отца - ген голубой окраски, следовательно, их генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна (нечистопородна).

Решение.

гаметы: (А ) (а ) (а )

Где: А - ген коричневой окраски меха, а - ген голубой окраски меха.

Ответ: генотип самки - Аа . то есть она нечистопородна.

В условиях задач на установление характера наследования признака:

Предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);

Содержится количественная характеристика потомства.

В вопросе такой задачи требуется установить характер наследования признака.

Задача 4. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1. 2. 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.

Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

пестрые пестрые

гаметы: (А + ) (А ) (А + ) (А )

черные пестрые белые

Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения.

Использование на уроках иллюстрированных задач

Сборник

Глава VII. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах

У человека, как у большинства других организмов, женщина продуцирует гаметы, содержащие только Х-хромосомы (гомогаметные ). Мужчины являются гетерогаметными и производят два типа гамет (с Х- и с Y-хромосомой). У некоторых организмов: птиц, бабочек, отдельных видов рыб и растений (например земляники) гетерогаметными являются женские особи, а мужские – гомогаметными.

Половые хромосомы Х и Y не являются полностью гомологичными друг другу. Поэтому наследование признаков, гены которых находятся в негомологичных участках половых хромосом, имеет свои особенности:

Отец всегда передает свою Х-хромосому дочери, а Y-хромосому – сыну. Мать передает Х-хромосому или сыну, или дочери.

Признаки, развитие которых определяется генами, расположенными в негомологичных участках Y-хромосомы, всегда встречаются у мужчин и никогда не встречаются у женщин.

Рецессивные гены, расположенные в Х-хромосомах, всегда проявляются у мужчин, а у женщин – только в гомозиготном состоянии.

Доминантные гены в Х-хромосомах у женщин могут быть в гомозиготном или гетерозиготном состоянии, а у мужчин – только в гомозиготном.

Решение задач, в которых рассматриваются признаки, гены которых расположены в Х-хромосомах, следует начинать с мужских особей, поскольку у них всегда проявляется действие и рецессивных, и доминантных генов. Затем можно определить генотип матери по генотипу сыновей и генотип дочерей по генотипу отца или братьев.

Темы главы VII

2. Наследование генов, сцепленных с Y-хромосомой

3. Кодоминантные гены, локализованные в Х-хромосоме

4. Наследование двух признаков, сцепленных с полом

5. Одновременное наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах

6. Наследование, зависимое от пола

Ответы и решения

1. Наследование генов, локализованных в Х-хромосоме

Следует помнить, что рецессивные признаки, кодируемые генами, расположенными в Х-хромосомах . всегда проявляются у мужчин, а у женщин – только в гомозиготном состоянии.

Задача 7-1

Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

А – нормальная свертываемость, а – гемофилия.

Мужчина болен гемофилией, следовательно, его генотип – Х а Y.

Женщина здорова, значит, она несет доминантный ген А. Все ее предки были здоровы (чистая линия), следовательно, она не является носительницей, и ее генотип – Х A Х A .

Одну Х-хромосому дочь получила от матери, другую от отца. Мать могла передать ей только хромосому Х A. а отец – только Х a. Генотип дочери – Х A Х a .

Задачи для самостоятельного решения

5. У человека гемофилия (несвертываемость крови) определяется рецессивным геном (а ), расположенным в Х-хромосоме. У здоровых супругов родился сын с этим заболеванием.

а) Сколько типов гамет образуется у отца?

б) Сколько типов гамет образуется у матери?

в) Будут ли дочери в данной семье различаться по фенотипу?

г) Какова вероятность рождения в данной семье здорового ребенка?

д) С какой вероятностью девочки в данной семье будут нести ген этого заболевания?

Ответ: 2/2/нет/75%/50%.

6. У кошек ген черной окраски (А ) неполностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пеструю (трехцветную) окраску. Скрестили пеструю кошку с черным котом и получили 8 котят.

а) Сколько типов гамет образуется у кошки?

б) Сколько типов гамет образуется у кота?

в) Сколько разных фенотипов должно получиться в потомстве от такого скрещивания?

г) Сколько черных котят должно получиться в потомстве от такого скрещивания?

д) Сколько трехцветных самцов должно получиться в потомстве от такого скрещивания?

Ответ: 2/2/4/4/0.

7. У канареек коричневая окраска зависит от рецессивного, сцепленного с полом гена (а ). Скрещивали двух зеленых канареек и получили одного птенца – коричневую самку.

а) Сколько типов гамет образуется у самца?

б) Сколько типов гамет образуется у самки?

в) Сколько разных фенотипов может получиться от такого скрещивания?

г) Какова вероятность получения птенца с зеленой окраской?

д) Какова вероятность получения в потомстве коричневого самца?

Ответ: 2/2/3/75%/0%.

8. У человека аниридия (отсутствие радужной оболочки глаза) определяется доминантным аутосомным геном (А ), а дальтонизм (неспособность правильно различать цвета) – рецессивным геном (b ), расположенным в Х-хромосоме. Мужчина-дальтоник женился на женщине с аниридией, у которой отец также имел этот дефект, а мать была здорова и происходила из семьи, в которой описанных недостатков никогда не было.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?

б) Какова вероятность того, что в данной семье родится ребенок с этими двумя недостатками?

в) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?

г) Какова вероятность того, что в этой семье родится сын без описанных недостатков?

д) Какова вероятность того, что в этой семье родится дочь без описанных недостатков?

Ответ: 2/0%/4/25%/25%.

9. У человека гипертония (повышенное кровяное давление) определяется доминантным аутосомным геном (А ), а оптическая атрофия (дефект зрения) вызывается рецессивным геном (b ), сцепленным с полом. Женщина с оптической атрофией и нормальным давлением выходит замуж за мужчину-гипертоника с нормальным зрением. Отец этого мужчины тоже страдал гипертонией, а его мать была избавлена от этих недостатков.

а) Какова вероятность рождения ребенка с этими двумя заболеваниями?

б) Какой пол будет у такого ребенка?

в) Сколько типов гамет образуется у женщины?

г) Сколько типов гамет образуется у мужчины?

д) Какова вероятность рождения в такой семье ребенка без этих двух недостатков?

е) Какой у этого ребенка будет пол?

ж) С какой вероятностью могут родиться два таких ребенка подряд?

Ответ: 25%/М/1/4/25%/Ж/6%.

10. У человека недостаток фосфора в крови, вызывающий специфическую форму рахита, зависит от доминантного гена (А ), сцепленного с полом, а близорукость – от доминантного аутосомного гена (В ). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену близорукости, вступает в брак с мужчиной, который страдает рахитом, но имеет нормальное зрение.

б) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?

е) Можно ли последнюю оценку вероятности считать высокой?

Ответ: 2/4/0%/25%/1,6%/нет.

11. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена (А ), а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена (b ), сцепленного с полом. Женщина, больная ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой. У мужчины мать тоже страдала катарактой, а у отца этих заболеваний не было.

а) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?

б) Сколько типов гамет образуется у женщины?

в) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, предрасположенного к обоим заболеваниям?

г) Какова вероятность рождения в этой семье здорового сына?

д) Какова вероятность рождения в этой семье здоровой дочери?

е) Какова вероятность рождения в этой семье двух здоровых дочерей подряд?

Ответ: 4/1/25%/0%/25%/6%.

12. У человека гипертрихоз (волосы по краю ушной раковины) определяется геном (А ), расположенным в Y-хромосоме, а отсутствие потовых желез зависит от рецессивного гена (b ), расположенного в Х-хромосоме. Мужчина с гипертрихозом женится на женщине, у которой эти особенности отсутствуют, но у отца этой женщины не было потовых желез.

в) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с гипертрихозом?

г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка без потовых желез?

д) Будет ли у дочерей в этой семье хотя бы один из описанных дефектов?

е) Доминантным или рецессивным геном определяется гипертрихоз?

ж) Дайте краткое объяснение предыдущему ответу.

Ответ: 2/3/50%/25%/нет/значения не имеет/Y-хромосома одна.

13. У мухи дрозофилы желтая (необычная) окраска тела обусловлена рецессивным геном (а ), расположенным в Х-хромосоме, а укороченные крылья – рецессивным аутосомным геном (b ). Скрещивали дрозофил обычного серого цвета с нормальными крыльями. В потомстве получили много разных мух, в том числе и желтого самца с укороченными крыльями.

б) Сколько разных фенотипов должно получиться после такого скрещивания?

в) Сколько разных генотипов должно получиться после такого скрещивания?

г) С какой вероятностью в потомстве будут встречаться желтые самки с короткими крыльями?

д) С какой вероятностью в потомстве будут встречаться серые самцы с нормальными крыльями?

е) Сколько одинаковых генотипов будет в потомстве?

Ответ: 2/6/12/0%/19%/4.

14. Гемофилия (несвертываемость крови) контролируется рецессивным геном (а ), расположенным в Х-хромосоме, а сахарный диабет – аутосомным рецессивным геном (b ). У здоровых супругов родился сын, больной гемофилией и диабетом.

а) Сколько типов гамет образуется у матери?

б) Какова вероятность, что в этой семье родится здоровая дочь?

в) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

д) Какова вероятность рождения дочери с двумя этими заболеваниями?

е) Сколько будет у детей неповторяющихся генотипов?

Ответ: 4/37,5%/12/6/0%/8.

15. Способность различать вкус фенилтиокарбамида (ФТМ) определяется доминантным аутосомным геном (А ), а дальтонизм (неспособность различать некоторые цвета) – рецессивным геном (b ), сцепленным с полом. У супругов, различающих вкус ФТМ и не страдающих дальтонизмом, родился сын-дальтоник, не различающий вкус ФТМ.

а) Сколько разных фенотипов может быть в этой семье у детей?

б) Сколько разных генотипов может быть в этой семье у детей?

в) Какова вероятность рождения дочери, похожей на мать?

г) Сколько разных фенотипов может быть в этой семье у дочерей?

д) Сколько разных фенотипов может быть в этой семье у сыновей?

е) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка-дальтоника?

Ответ: 6/12/12,5%/2/4/25%.

16. У кур гороховидная форма гребня (А ) доминирует над листовидной, а оперенные ноги (В ) – над голыми. Эти признаки определяются аутосомными генами. Рябая окраска оперения определяется доминантным геном (С ), который находится в Х-хромосоме. Рябую курицу с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с черным петухом, у которого гороховидный гребень и оперенные ноги. Петух – потомок курицы с листовидным гребнем и голыми ногами.

а) Сколько типов гамет образуется у петуха?

б) Сколько разных фенотипов будет у цыплят-петушков?

в) Какова вероятность получить от такого скрещивания рябую курочку?

г) Сколько разных генотипов будет у цыплят-курочек?

д) Сколько типов гамет образуется у полученного от такого скрещивания рябого петушка с оперенными ногами и гороховидным гребнем?

е) Будут ли в потомстве черные петушки?

ж) Будут ли в потомстве рябые курочки?

Ответ: 4/4/0%/4/8/нет/нет.

17. У человека отсутствие способности долго сидеть неподвижно зависит от рецессивного, сцепленного с полом, гена (а ). В семье отец и сын не могут долго сидеть спокойно, а матери это удается легко.

а) Какова вероятность того, что сын унаследовал этот признак от отца?

б) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

в) Все ли дети этих родителей будут мешать учителям на уроках?

г) Сколько разных фенотипов может быть у сыновей в этой семье?

д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, у которого в школе будут проблемы с дисциплиной?

е) Будет ли этот ребенок обязательно мальчиком?

Ответ: 0%/4/нет/2/50%/нет.

18. У человека длинные ресницы определяются доминантным геном (А ), сцепленным с Х-хромосомой, а вспыльчивый характер зависит от гена, расположенного в Y-хромосоме. Вспыльчивый мужчина женится на женщине с длинными ресницами. Известно, что у матерей обоих супругов ресницы были короткими.

а) Какова вероятность того, что ребенок в этой семье унаследует от родителей длинные ресницы и вспыльчивый характер?

б) Сколько разных генотипов может быть у детей?

в) Сколько разных фенотипов может быть у детей?

г) Какова вероятность того, что ребенок в этой семье унаследует генотип отца?

д) Какова вероятность рождения в этой семье дочери со вспыльчивым характером?

е) Все ли сыновья в этой семье будут вспыльчивыми?

ж) Есть ли у этого мужчины надежда, вступив в брак с другой женщиной, родить спокойных сыновей?

Ответ: 25%/4/4/25%/0%/да/нет.

19. У кошек гены рыжего (а ) и черного (А ) цвета аллельны и расположены в Х-хромосоме. Гетерозиготы имеют пеструю (трехцветную) окраску. Короткая шерсть (В ) доминирует над длинной (b ) и определяется аутосомным геном. Скрещивали короткошерстную пеструю кошку с длинношерстным черным котом. Получили одного котенка рыжего с длинной шерстью, а другого – черного с короткой.

б) Сколько разных фенотипов может получиться у котят?

в) Сколько разных генотипов может получиться у котят?

г) Какова вероятность рождения кошки с длинной рыжей шерстью?

д) Какова вероятность рождения пестрого кота?

е) Можно ли определить генотип родившегося черного котенка с короткой шерстью однозначно?

Ответ: 4/8/8/0%/0%/нет.

20. Способность к иностранным языкам определяет ген доминантный (А ) и сцепленный с полом, а короткие пальцы определяются доминантным аутосомным геном (В ). Женщина, способная к языкам, у которой пальцы нормальной длины, вступает в брак с мужчиной, которому англйский язык в школе давался с большим трудом и у которого пальцы короткие. В семье родился сын с нормальными пальцами и не проявляющий способности к языкам.

а) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

б) Какова вероятность рождения ребенка, способного к языкам?

в) Какова вероятность рождения ребенка, способного к языкам и с короткими пальцами?

г) Какова вероятность рождения ребенка с генотипом отца?

д) Сколько разных фенотипов может быть у дочерей в этой семье?

Ответ: 8/50%/25%/12,5%/4.

21. У плодовой мухи дрозофилы укороченные крылья обусловлены рецессивным аутосомным геном (а ), а белый цвет глаз – рецессивным геном (b ), сцепленным с полом. Скрестили белоглазую самку с нормальными крыльями и красноглазого самца с укороченными крыльями. Получили 80 мух, среди которых были и мухи с укороченными крыльями.

а) Сколько должно получиться разных генотипов?

б) Сколько разных фенотипов будет у полученных самцов?

в) Сколько разных генотипов будет у полученных самок?

г) Сколько должно получиться мух с укороченными крыльями?

д) Сколько должно получиться потомков с генотипом самки?

е) Если скрестить белоглазого самца с короткими крыльями и белоглазую самку с нормальными крыльями, то с какой вероятностью в потомстве должны получаться мухи с белыми глазами и нормальными крыльями?

Ответ: 4/2/2/40/0/50%.

22. Гемофилия (несвертываемость крови) – признак рецессивный (а ), сцепленный с полом, а резус-положительность крови (В ) доминирует над резус-отрицательностью и определяется аутосомным геном. У здоровых резус-положительных родителей родился резус-отрицательный ребенок, больной гемофилией.

в) Сколько разных генотипов может быть у сыновей в данной семье?

г) Какова вероятность рождения ребенка с генотипом матери?

е) Сколько разных фенотипов может быть у сыновей в этой семье?

Ответ: М/6%/6/12,5%/2/4.

23. У кур рябая окраска (А ) доминирует над черной (а ) и зависит от гена, сцепленного с полом. Аутосомный доминантный ген, вызывающий у кур коротконогость, одновременно приводит к укорачиванию клюва, причем у гомозигот по этому аллелю клюв настолько мал, что они погибают, так как не могут изнутри разбить скорлупу яйца. Скрещивали черного коротконого петуха с рябыми коротконогими курами и получили в результате 600 цыплят.

а) Сколько получилось цыплят с короткими ногами?

б) Сколько получилось цыплят-петушков, похожих на отца?

в) Сколько получилось рябых курочек?

г) Сколько получилось черных коротконогих курочек?

д) Сколько получилось рябых петушков с нормальными ногами?

Ответ: 400/0/0/200/100.

24. У плодовой мухи дрозофилы рецессивный ген желтой окраски тела (b ) расположен в Х-хромосоме. Скрестили гомозиготную серую самку и желтого самца. Серую самку из полученного потомства скрестили затем с серым самцом.

а) Какого цвета будут самки в этом потомстве?

б) С какой вероятностью будут получаться серые самцы?

в) Сколько разных генотипов будет получено после второго скрещивания?

г) Сколько типов гамет образуется у серой гомозиготной самки?

д) Сколько всего гамет может образовать серая гетерозиготная самка?

Ответ: серые/25%/4/1/много.

25. Рецессивный ген дальтонизма (а ) находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за юношу с нормальным зрением.

а) У всех ли дочерей в этой семье будет нормальное зрение?

б) У всех ли сыновей в этой семье будет нормальное зрение?

в) Все ли дети этих сыновей будут здоровыми в случае их брака со здоровыми женщинами?

г) Могут ли у одной из дочерей все дети быть здоровыми?

д) Могут ли у всех дочерей все дети быть здоровыми?

е) Если носительница гена дальтонизма вступит в брак с дальтоником, то с какой вероятностью в семье дети будут дальтониками?

ж) Какой пол будут иметь эти дети?

Ответ: да/нет/да/да/нет/50%/М и Ж.

26. У одного двудомного цветкового растения встречается иногда рецессивный ген «узкие листья» (а ), расположенный в Х-хромосоме. Гомозиготное широколистное растение оплодотворили пыльцой узколистного. Выращенное из полученных семян женское растение скрестили с широколистным мужским. Система определения пола у этого растения такая же, как у дрозофилы и человека.

а) Какой должен быть фенотип у женского растения, полученного после первого скрещивания?

б) Сколько типов гамет оно образует?

в) С какой вероятностью после второго скрещивания будут получаться растения с узкими листьями?

г) Если проводить дальнейшие (многократные!) скрещивания полученных женских широколистных растений с мужскими широколистными, то с какой вероятностью в потомстве будут получаться растения с узкими листьями? (Предполагается, что генотипы растений с широкими листьями точно не известны).

д) Какой пол будут иметь эти растения с узкими листьями?

Ответ . широкие/2/25%/12,5%/М.

27. У людей любопытство – признак рецессивный (а ) по отношению к равнодушию и сцепленный с полом. Любопытный юноша женится на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все ее предки были людьми равнодушными.

а) Какова вероятность того, что сыновья от такого брака будут людьми любопытными?

б) Какова вероятность того, что дочери будут равнодушными?

в) Если дочери, повзрослев, выйдут замуж за равнодушных людей и родят много детей, то с какой вероятностью в их совместном потомстве могут быть дети, отличающиеся любопытством?

г) Если равнодушный мужчина женится на равнодушной женщине, может ли у них родиться любопытный ребенок?

д) С какой вероятностью у них родится такой ребенок?

е) Назовите одним словом генотип такой женщины.

Ответ: 50%/50%/37,5%/да/25%/гетерозигота.

28. а ), сцепленный с полом. Здоровая женщина, отец которой был болен гемофилией, выходит замуж за здорового мужчину.

а) Есть ли вероятность, что у нее родится больной мальчик?

б) Есть ли вероятность, что у нее родится больная девочка?

в) С какой вероятностью она может родить больного ребенка?

г) С какой вероятностью ее дочери будут носительницами гена этого заболевания?

д) Сколько различных фенотипов может быть у ее детей?

е) Могла бы эта женщина родить здоровых детей в случае брака с больным мужчиной?

ж) С какой вероятностью это могло бы произойти?

Ответ: да/нет/25%/50%/3/да/50%.

29. Гемофилия (несвертываемость крови) – рецессивный признак (а ), сцепленный с полом.

а) Может ли у больного мужчины родиться здоровый сын, если его жена будет тоже больна?

б) Может ли у больного мужчины родиться здоровый сын, если жена будет гетерозиготной по этому гену?

в) Может ли у больного мужчины родиться здоровый сын, если его жена будет рецессивной гомозиготой?

г) Может ли у больного мужчины родиться здоровый сын, если его жена будет доминантной гомозиготой?

д) Могут ли женщины болеть гемофилией?

Ответ: нет/да/нет/да/да.

30. У человека цветовая слепота – сцепленный с полом рецессивный признак (а ). В большой семье у всех дочерей зрение нормальное, а все сыновья плохо различают цвета.

а) Может ли мать быть гетерозиготной по этому гену?

б) Есть ли дефект зрения у отца?

в) Могли бы у здоровых родителей родиться дети с этим дефектом?

г) С какой вероятностью это могло бы случиться?

д) Могут ли женщины страдать цветовой слепотой?

Ответ: нет/нет/да/25%/да.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!