Введение. Основные черты средневековой культуры и ее достижения 2 отметьте знаком значения и сущность средневековья

2. Дайте сравнительный анализ полисов Греции

3. Расположите события в правильной хронологической последовательности

А) Пелопонесская война

Б) реформы Солона в Афинах

В) правление Перикла

Г) правление Александра Македонского

Д) покорение Греции Римом

Запишите ответ

6. Расположите события в правильной хронологической последовательности

А) Пунические войны

Б) основание Рима

В) распад Римской империи

Г) правление Октавиана Августа

Д) правление Гай Юлия Цезаря

Е) разделение Римской империи на Западную и Восточную

Ж) распространение христианства в Римской империи

Запишите ответ

7. Прочитайте фрагмент из работы, посвященной истории Древнего Рима, и выполните задания.

«Октавиан достиг той же цели, что и Цезарь. Он казался менее даровитым, был невзрачен, застенчив, скрытен, у него не было военного таланта, как у Цезаря. Ему много помогло само положение дел.

Долгая война во всех областях кругом Средиземного моря утомила большинство людей: многие искали покоя и теснились к сильному человеку, надеясь на его охрану… Жители провинций привыкли подчиняться Риму; им было все равно, пришлёт ли им начальника римский сенат или военный правитель из Рима. Население самого Рима мирилось с тем властителем, который готов был больше всех дарить ему.

Но Октавиан добился власти также своим терпением и искусством. Он не принимал названия диктатора , которое напоминало торжество Суллы и Цезаря; он не хотел ни в титуле, ни в обстановке ничего такого, что было бы похоже на царя, чтобы не раздражать старых привычек и понятий римлян.

Между прочим он принял звание трибуна . В то же время Октавиан постоянно повторял, что его главная забота – восстановить в Риме старинный порядок. Октавиан назвался принцепсом, т.е. первым человеком в государстве. Это значило, что он как бы считается уполномоченным на свою власть от народа. Он решил не пугать население Италии военными силами: солдат увели и расставили по границам. Наконец, Октавин поделился со старыми господами, нобилями . В важных случаях принцепс советовался с сенатом, как раньше это делали консулы.

Было положено, что по-прежнему сенат будет распоряжаться старинными провинциями: сенат будет посылать туда наместников из своей среды. Области вновь присоединённые, пограничные остались за Октавианом… Войска были подчинены Октавиану, солдаты приносили присягу только ему. Старое название военного императора он присвоил себе одному; оно означало теперь власть верховного главнокомандующего. Императором звали его в провинциях. В свои области Октавиан посылал для управления своих офицеров и приказчиков.

Народ перестал созывать собрания. Однако новый правитель должен был также угождать столичному населению, как раньше это делали народные вожди или сенат. Он только принял один на свой счет все траты, какие прежде делались в пользу народа разными лицами. Принцепс взял на себя устройство развлечений, которых народ настойчиво требовал …

Когда установили новый порядок, Октавиан принял и новый титул Августа, т.е. священного. Этот титул обратился в его имя: правитель точно поднялся над всеми как высшее существо».

1) Выпишите выделенные слова и найдите им определения

_______________________________________________

______________________________

2) Когда Октавиан захватил власть в Риме?

__________________________________________________

3) Почему ему удалось укрепить свою власть после победы в гражданской войне?

4) Назовите общие черты между властью Октавиана Августа и монархией?

_______________________________________________________________________

5) Какие элементы республиканского строя были сохранены в период принципата и почему?

____________________________________________

Занятие 4. Европа в средние века (V−XV вв.)

При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 75−119.

1. Используя карту «Великое переселение народов» напишите названия германских племен, расселившихся на территории Западной Римской империи

2. Отметьте знаком «+» значения и сущность Средневековья

3. Выделите основные этапы в развитии цивилизации средневековой Европы

4. Расположите события в правильной хронологической последовательности

А) появление в Европе Священной Римской Империи

Б) возникновение парламента в Англии

В) коммунальные революции

Г) образование франкского королевства

Д) создание Генеральных штатов во Франции

Е) начало Столетней войны

Ж) война Алой и белой розы

З) Жакерия

Запишите ответ

6. Отметьте знаком «+» черты, характерные для феодальной системы Европы в X-XV вв.

1.формирование крупного землевладения
2. сельскохозяйственное производство основывалось на труде мелких производителей, наделенных землей, орудиями труда, скотом, домашним имуществом
3. Сокращение посевных площадей
4. Внутренняя колонизация
5. Сокращение населения из-за эпидемии чумы
6. Появление мануфактурного производства
7. Расширение внутреннего рынка
8. Упадок заморской торговли
9. экономическая и личная зависимость крестьян от феодала
10. натуральный характер экономики
11. наличие феодальной ренты: в виде отработок и натурального оброка или денег
12. рост ремесла и городов

7. Правильная последовательность формирования политической организации феодального общества

А) абсолютные монархии

Б) варварские государства

В) феодальная раздробленность

Г) сословно-представительные монархии

8. Заполните таблицу. Сословия средневекового общества.

9. Отметьте знаком «+» основные верные высказывания о городах

1. Города возникали на пересечении дорог, у переправ через реки, рядом с укрепленными местами
2. Средневековые города были крупнее, чем города эпохи Античности
3. Средневековые города первоначально подчинялись духовным и светским феодалам
4. Рост городов был связан с подъёмом аграрного, ремесленного производства, развитием торговли
5. Коммунальное движение привело к освобождению многих городов от власти сеньоров
6. Большинство средневековых городов подчинялись королю
7. Полноправными гражданами считались все жители города, независимо от имущественного состояния
8. Ремесленники одной специальности объединялись в цеха, а торговцы в гильдии

10. Соотнесите события и даты в становлении христианства в Европе

Запишите ответ

А Б В Г

История народов и государств современной Европы началась в эпоху, условно определяемую в исторической литературе как «сре­дневековье». Со времен античности понятие Европы (от семит­ского корня Эреб), отождествляемое с географическим определе­нием «Запад», противопоставлялось Азии (корень Асу), или Вос­току. Термин Европа, действительно, заключает в себе некую территориальную целостность народов и государств, история которых обнаруживает общность экономического, социально-поли­тического и духовного развития. Вместе с тем, своеобразие ее за­падной части, отчетливо определившееся именно на этапе сре­дневековой истории, позволяет выделить Западную Европу в качестве локальной цивилизации, существующей в рамках более крупного цивилизационного единства, каким является Европа в целом.

Географический смысл понятия Западной Европы не совпадает с историческим и предполагает прибрежную полосу на западной оконечности евразийского континента, с мягким морским кли­матом.

Историческое понятие Западной Европы на этапе средневековья включает в себя историю таких стран, как Англия, Франция, Гер­мания, Швейцария, Бельгия и Голландия, государств Пиреней­ского и Апеннинского полуостровов, скандинавских стран - Да­нии, Норвегии, Швеции, а также Византии, преемницы Восточ­но-Римской империи. Пограничное положение последней страны и ее огромное влияние на судьбы всей европейской цивилизации предопределило принадлежность ее истории как Западу, так и Востоку.

В первые века нашей эры большая часть Западной Европы была заселена кельтскими народами, частично романизованными и включенными в состав Римской империи; затем, в эпоху Велико­го переселения народов эта территория стала местом расселения германских племен, тогда как Восточная Европа стала местом рас­селения и исторической активности главным образом славянских народов.

§ 1. Содержание терминов «средние века» и «феодализм» в исторической науке

Термин «средние века» - перевод с латинского выражения me­dium aevum (средний век) 1 - был впервые введен итальянскими гуманистами. Римский историк XV в. Флавио Бьондо, написавший «Историю от падения Рима», пытаясь осмыслить современную ему действительность, назвал «средним веком» период, который отделял его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения - античности. Гуманисты оценивали в первую оче­редь состояние языка, письменности, литературы и искусства. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира, как время испорченной «кухонной» латыни. Эта оценка надолго укоренилась в исторической науке.

В XVII в. профессор Галльского университета в Германии И. Кел­лер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемир­ной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им вре­менем от разделения Римской империи на Западную и Восточ­ную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Кон­стантинополя под ударами турок в 1453 г.

В XVII и особенно XVIII в. (веке Просвещения), которые озна­меновались убедительными успехами светского рационального мышления и естественных наук, критерием периодизации все­мирной истории стало служить не столько состояние культуры, сколько отношение к религии и церкви. В понятии «средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные, акценты, из-за которых история этого периода стала оцениваться как вре­мя стеснения умственной свободы, господства догматизма, рели­гиозного сознания и суеверий. Начало нового времени, соответ­ственно, связывалось с изобретением книгопечатания, открытием европейцами Америки, Реформационным движением - явления­ми, которые существенно расширили и изменили умственный кругозор средневекового человека.

Романтическое направление в историографии, возникшее в нача­ле XIX в. в значительной мере как реакция на идеологию Просве­щения и систему ценностей нового буржуазного мира, обострило интерес к средневековью и на какое-то время привело к его идеа­лизации. Преодолеть эти крайности по отношению к средневеко­вью позволили изменения в самом процессе познания, в способах постижения европейским человеком природы и общества в целом.

На рубеже XVIII и XIX вв. два достижения методологического характера, важных для развития исторического познания, сущест­венно углубили понятие «средние века». Одним из них явилась идея непрерывности общественного развития, сменившая теорию круговорота, или циклического развития, идущую от античности, и христианскую идею конечности мира. Это позволило увидеть эво­люцию западноевропейского средневекового общества от состоя­ния упадка к экономическому и культурному подъему, хронологи­ческим рубежом которого явился XI век. Это было первое замет­ное отступление от оценки средневековья как эпохи «темных веков».

Вторым достижением следует признать попытки анализа не толь­ко событийной и политической по преимуществу, но и социаль­ной истории. Эти попытки привели к отождествлению термина «средние века» и понятия «феодализм». Последнее распространи­лось во французской публицистике накануне Французской рево­люции 1789 г. как производное от юридического термина «феод» в документах XI-XII вв., обозначавшего земельное имущество, переданное в пользование за службу вассалу его сеньором. Его аналогом в германских землях являлся термин «лен». История сред­них веков стала пониматься как время господства феодальной, или ленной системы общественных связей в среде феодалов - земельных собственников.

Существенное углубление содержания анализируемых терминов дала наука середины - конца XIX столетия, достижения которой были прежде всего связаны с оформлением новой философии истории - позитивизма. Направление, принявшее новую мето­дологию, явилось первой наиболее убедительной попыткой пре­вращения истории собственно в науку. Ее отличали стремление заменить историю как занимательный рассказ о жизни героев историей масс; попытки комплексного видения исторического процесса, включая и социально-экономическую жизнь общества; исключительное внимание к источнику и разработке критичес­кого метода его исследования, который должен был обеспечить адекватное толкование отраженной в нем действительности. Раз­витие позитивизма началось с 30-х годов XIX в. в трудах О. Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии, однако ре­зультаты новой методологии в исторических исследованиях сказались позже, ко второй половине века. Суммируя итоги историографии XIX в., следует подчеркнуть, что чаще всего историческая мысль продолжала определять феодализм по политическим и юри­дическим признакам. Феодализм рисовался как особая полити­ческая и правовая организация общества с системой личностных, прежде всего сеньориально-вассальных, связей, обусловленных, в частности, потребностями военной защиты. Подобная оценка не­редко сопровождалась представлением о феодализме как системе политической раздробленности.

Более перспективными оказались попытки сопряжения поли­тического анализа с социальным. Робкие в конце XVIII в., они приобретают более выраженные формы в трудах французских ис­ториков первой трети XIX в., прежде всего в творчестве Ф.Гизо. Он впервые дал подробную характеристику феодальной собствен­ности как основы сеньориально-вассальных связей, отметив две ее важные особенности: условный характер и иерархическую струк­туру, определившие иерархию в среде феодалов, а также соеди­ненность собственности с политической властью. До позитивис­тов в социальной трактовке игнорировался тот слой непосредст­венных производителей -- крестьян, усилиями которых феодал реализовывал свою собственность. Историками-позитивистами было начато изучение таких важных социальных структур фео­дального общества, какими являлись община и вотчина; их ана­лиз, в свою очередь, затронул проблему хозяйственной и соци­альной жизни крестьянства.

Внимание к экономической истории привело к распростране­нию теории, отождествлявшей феодализм с натуральным хозяй­ством. Развитие рыночных связей в этом случае оценивалось как показатель новой, уже капиталистической экономики - мнение, которое игнорировало принципиальную разницу между простым товарным и капиталистическим производством и неизбежную смену при этом типа производителя - мелкого собственника на наемного рабочего. В рамках позитивизма социально-экономи­ческие особенности средневековья выступали не как определяю­щие в системе феодальных отношений, а как данность, сущест­вующая параллельно политико-правовому строю (феодальная раздробленность - в политическом строе, натуральное хозяйст­во-в экономике). Более того, внимание к социально-экономи­ческой истории не исключало признания решающей роли лич­ных связей, что объяснялось психологическими особенностями людей средневековья. Уязвимость подобных представлений заклю­чалась не в их ошибочности, так как каждое из них отражало какую-то сторону объективной реальности, но в стремлении ис­следователей к их абсолютизации, мешавшей комплексному по­ниманию феодализма.

Развитие позитивизма, с его широким спектром видения исто­рического процесса на его экономическом, социально-политичес­ком и культурно-психологическом уровнях, а также признанием закономерностей исторического развития, не могло не направить исследователей к поиску единства в многообразии факторов. Ины­ми словами, позитивизм подготовил первые шаги структурного, или системного анализа.

Одним из результатов попыток подобного рода явилась выра­ботка исторической наукой XIX в. понятия «цивилизация». Из двух наиболее общих параметров исторического развития - место и время, - оно подчеркнуло территориальное разграничение люд­ских сообществ, сохраняющих свое особое «лицо» на протяжении всего периода существования. Внутреннее их единство определя­лось такими характеристиками, как природные условия, быт, нра­вы, религия, культура, историческая судьба. И хотя понятие ци­вилизаций включало в себя представление об их преходящем ха­рактере, время жизни каждой из них было временем «долгой протяженности».

В XIX в. в исторической науке появился и структурный термин «формация», связанный с оформлением марксисткой методоло­гии. Это понятие, наоборот, раздвинуло границы человеческой общности до масштабов планеты в целом, выделив временное де­ление исторического процесса, где единицей отсчета стали спо­соб производства и форма собственности. Системный принцип в марксистском понимании связывает разные уровни обществен­ного развития единой экономической доминантой. В марксист­ской интерпретации феодализм был одним из способов произ­водства, в основе которого лежит собственность феодалов на зем­лю, реализуемая при посредстве мелкого производителя; при этом особо подчеркивался факт эксплуатации земельным собственником крестьянина. Монизм марксисткой методологии, к тому же силь­но политизированной, не был принят в то время большинством исследователей. Жесткая детерминированность исторического процесса с подразделением на первичные - базисные и вторич­ные - надстроечные явления, действительно, таила в себе опас­ность его упрощенного понимания. В отечественной медиевистике уже советского времени эту опасность усугубила сакрализация марксистского метода, которая закрепощала науку. Абсолютизация метода нарушала комплексное видение исторического процесса, приводила к чрезмерному увлечению социологическими схема­ми, в известном смысле подменявшими анализ реальной жизни.

Историческое знание XX столетия существенно обогатило системный анализ, в частности, применительно к феодальному обществу. Решающий импульс его развитию дала «битва за исто­рию», начатая в 30-е годы представителями французской истори­ческой науки, создавшими свое направление вокруг журнала «Ан­налы». Приняв важнейшие достижения социологии XIX в. и преж­де всего признание системности мира, существующего по своим объективным законам развития, они вместе с тем заметно услож­нили представление о комплексности исторического процесса. Свойственное этим историкам «ощущение великой драмы отно­сительности» (по словам одного из основателей направления Люсьена Февра) привело их к признанию множественности связей - вещных и личностных - внутри общественной системы. Эта установка ломала механическое понимание причинности в исто­рии и представление об однолинейности развития, внедряла в историческое познание идею о неодинаковых ритмах развития различных сторон общественного процесса. Было дано более сложное толкование понятия «производственные отношения», под­черкнувшее их неразрывную связь с компонентами дознания, по­скольку отношения в сфере производства строятся людьми, кото­рые руководствуются при этом своими представлениями о них. Новые подходы вернули в историю человека, не обязательно «ге­роя» или творца идей, но обычного человека с его обыденным сознанием.

Синтез достижений мировой и отечественной исторической нау­ки XX столетия позволяет дать более глубокое и полное опреде­ление понятиям «феодализм» и «средние века», к характеристике которых мы переходим.

Эпоха средних веков внесла необратимые изменения в историю развития человечества была преобразована система социального строя общества, сформированы новые нации и их культурное наследие, разделена светская и духовная культуры и мировоззрений. Что и как изучает история Средних веков?

Значение средних веков для общего развития человечества

Но общее развитие народов и наций в средние века происходило неравномерно. Историки выделяют, что наиболее развитыми и передовыми нациями были народы Западной Европы, а на Востоке процветал феодализм.

Территории Африки, Азии, Америки и Австралии до сих пор частично сохранили первобытнообщинный строй. Эпоха средних веков ознаменована тем, что именно в этот период было создано большинство существующих ныне государств особенно это касается земель Западной Европы.

Благодаря постоянному развитию государств Европы зародились предпосылки современной демократии, были созданы ее основные атрибуты: представительные учреждения, как парламент в Британском королевстве, и суды присяжных.

Ключевое значение истории средних веков заключено и в развитии законодательных процессов. Законодательство развитых стран этой эпохи было основано на римском праве, которые было кодифицировано в Византии (преимущественно кодекс Юстиниана). Основы римского права положены и в современную систему законодательства.

Преобразование культуры и искусства

Со временем стали возрождаться античные города и создаваться новые не менее красивые и функциональные - города, благодаря этому культура и хозяйство существенно развивались и преобразовывались.

Культура раннего Средневековья и духовное развитие становятся общедоступными и массовыми, это обусловлено открытием университетов, библиотек, школ различного профилей, созданию печатного станка, благодаря которому начались массово издаваться газеты и журналы.

Изобретения и открытия - промышленность и наука

Именно в период средневековья были созданы для человечества фарфоровая посуда, зеркала, мыло, механические часы, очки и множество других полезных вещей, без которых современный был бы не настолько развитым и совершенным. Для производства и промышленности было сделано также множество удобных приспособлений: доменные печи, водяной двигатель, ткацкий станок. Было развитие и в военном деле появилось огнестрельное оружие, использование которого изменило ход многих военных действий.

Стоит выделить и значение эпохи средних веков для развития художественной культуры и даже в образе мышления человека. Люди узнали о шарообразности Земли, были сделаны фундаментальные выводы о космосе, труды многих средневековых ученых положили начало современной астрономии и космологии.

Новая архитектура, формирование языков

Средневековый человек уже совершенно по-другому смотрел на мироздание, его представления существенно отличались от представлений людей более ранней эпохи. Многие выдающиеся, поражающие своей уникальностью и великолепием произведения искусства были созданы именно в средневековье. Это касается литературы, архитектуры, живописи и скульптуры.

Средние века подарили нам неописуемо величественный Собор Парижской Богоматери, лондонский Тауэр и множество других прекрасных соборов, замков, храмов и дворцов, которые до сих пор считаются истинными шедеврами человеческого мастерства и искусства. Именно в эпоху средних веков сформировались основные языки современности английский, французский, итальянский, немецкий и другие.

6 Роль эпохи средневековья в истории человечества

Эпоха Средневековья впервые в истории человечества отчетливо обозначила различия между западной и восточной цивилизациями. В Европе на исходе Средних веков уже сформировался новый тип человека - свободного, деятельного, предприимчивого. Со страхом перед будущим входил человек Запада в Средние века, но покидал их с желанием познать и преобразить мир. Подобное превращение оказалось возможным благодаря в том числе и особенностям городской жизни, взаимоотношениям горожан с государственной властью. Сельская община на Западе даже в условиях феодализма способствовала сплочению людей, формированию их способности к сопротивлению.

На Востоке Средневековье формировало другого человека. Он жил нередко в условиях господства деспотических правителей, строгой регламентации не только общественной, но и личной жизни. Восточная сельская община отличалась особенной устойчивостью и меньшей способностью к нововведениям. Восточное общество было ориентировано на стабильность, нерушимость традиций, в то время как на Западе традиции постепенно разрушались, уступали место принципу приоритета нового, оригинального, общественная жизнь приобретала динамичность.


От средневековья к новому времени. Европа в конце XV - XVI вв.

1 Назовите основные изменения в экономической жизни Европы в конце XV - XVI вв.

1) рост населения;

2) начало внедрения достижений науки в производство;

3) становление книгопечатания;

4) становление металлургии;

5) изменения в сельском хозяйстве.

6) размывание традиционного сословного строя.

2 Назовите 7-8 ключевых имен философов, литераторов и деятелей искусства эпохи Возрождения из различных государств Европы. Укажите период (век, годы) их жизни, главные произведения

Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Джорджоне (1476-1510), Тициана (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

К наиболее значительным художникам этого периода можно отнести Альбрехта Дюрера, (1471-1528), Лукаса Кранаха (1472-1553), Альбрехта Альтдорфера (1480-1538), Маттиаса Грюневальда (1470-1528).

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.

3 Каковы главные социально-политические аспекты учения Мартина Лютера?

Мартин Лютер разделял многие религиозные воззрения и суеверия своего времени. Для него, к примеру, были очевидны всесилие дьявола и необходимость предавать ведьм огню. Также он признавал религиозную ценность алхимии. Подобно многим богословам и мирянам, приверженным практике созерцания, Мартин Лютер черпал "мистическое" вдохновение в "Theologia deutsch", книге, которая, как он считал, по своей духовной ценности уступает лишь Библии и творениям св. Августина. Изучив множество богословских сочинений, Лютер еще в юном возрасте испытал влияние взглядов Уильяма Оккама. Однако современные Лютеру религиозные представления бессильны объяснить взлет его творческого гения. Наоборот, личный духовный опыт реформатора послужил главной причиной тому, что они были опрокинуты. Как и в случае с Магометом, биография Лютера поможет нам понять истоки его религиозного творчества.

4 Каковы характерные черты европейского абсолютизма как политического режима (сформулируйте главные тезисы).

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.


Мир в новое время

1 Тридцатилетняя война: укажите основные этапы конфликта и сформулируйте кратко его итоги

Тридцатилетняя война 1618-1648,первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем "христианским миром" габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (Речь Посполита), и противодействовавшими этому блоку национальными государствами - Францией, Швецией, Голландией (республика Соединённых провинций), Данией, а также Россией, в известной мере Англией, образовавшими антигабсбургскую коалицию, опиравшуюся на протестантских князей в Германии, на антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании (движение Бетлена Габора 1619-26), Италии. Первоначально носила характер "религиозной войны" (между католиками и протестантами), в ходе событий, однако, всё более утрачивала этот характер, особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавила антигабсбургскую коалицию.

Второй период Тридцатилетней войны (1625-29) - датский период, так как в войну против Габсбургов вступила Дания, фактически выполнявшая политический план заключивших в 1624 между собой союз Франции, Англии и республики Соединённых провинций за обещанные крупные денежные субсидии (Гаагская конвенция о субсидиях, декабрь 1625). Протестантская Дания к тому же и сама была заинтересована во вступлении в войну, рассчитывая захватить южные побережье Балтийского моря.

В 1628-31 развернулись военные действия между Габсбургами и Францией в Северной Италии - так называемая война за Мантуанское наследство (выделяется некоторыми исследователями в самостоятельный период Тридцатилетней войны). Однако Ришелье всё ещё не решался на большую войну на территории Германии, пока империя не будет зажата в тиски с двух сторон.

Тридцатилетняя война имела тяжёлые последствия для Германии: закрепление её раздробленности, огромная убыль населения, разорение страны; наибольшие бедствия война принесла немецкому крестьянству. Война Франции с Испанией продолжалась до заключения Пиренейского мира 1659, что сковало их силы, послужив одной из важных помех для организации интервенции феодальных монархий Европы в революционную Англию. После Тридцатилетней войны гегемония в международной жизни Западной Европы перешла от Габсбургов к Франции. Однако Габсбурги не были полностью сокрушены и оставались серьёзной международной силой. С точки зрения истории военного дела, Тридцатилетняя война - кульминационный пункт развития системы наёмных армий, дорогостоящих, относительно немногочисленных и подвижных (в большинстве случаев численность обеих враждующих сторон измерялась несколькими десятками тыс. чел.). Тем самым военный потенциал участников войны сводился к возможности мобилизовать большую или меньшую денежную наличность для найма войска. Поэтому в Тридцатилетней войне, более сильные государства нередко скрывались за спиной второстепенных, которым они предоставляли субсидии на ведение войны. Наиболее существенные преобразования в области военного искусства были произведены в шведской армии (переход к линейной тактике и др.).

2 Периодизация Английской революции. Укажите главные события каждого периода

Английская революция XVII века (известная также как Английская гражданская война; англ. English Civil War; в советской историографии Английская буржуазная революция) - процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы.

1. Долгий парламент и его борьба с абсолютизмом - Первый период деятельности Долгого парламента - Ирландское восстание. «Великая ремонстрация»

Народные массы в борьбе против попыток контрреволюционного переворота

2. Первая гражданская война - Пресвитериане и индепенденты - Два этапа первой гражданской войны 3. Борьба народных масс за дальнейшее углубление революции. Раскол партии индепендентов. Левеллеры - Антинародная политика пресвитерианского парламента во время гражданской войны - Народные движения. Революционное движение в армии - Левеллеры - Переход революционной инициативы к народным низам - Конференция в Пэтни - Вторая гражданская война и казнь короля 4. Индепендентская республика и ее крушение - Республика 1649 г. и ее классовый облик

Окончательный разрыв иидепендентов с левеллерами. Разгром солдатских восстаний

Абсолютная монархия. Однако в отличии от континентальной Европы английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как "незавершенный". 3. Основы феодального права стран Западной Европы 3.1 Салическая правда Формирование государственности у франкских племён сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью запаси древнегерманских обычаев. Так появились " ...

И военной практике. В последние десятилетия среди исследователей приобретает популярность подход, в соответствии с которым позднеантичное общество было не упадком, а закономерным этапом развития античной цивилизации. Реформы Диоклетиана попытались приспособить прежние формы административной системы и внутренней политики к многократно возросшему в течение III века гражданскому коллективу. Но...

Всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. Основными оставались изображения богов и героев – покровителей полиса и «идеальных» граждан, однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» – подобия – как основной эстетической...

Мировоззрению средневекового европейца и его культуре были присущи такие понятия, как символизм и иерархизм.
Средневековье создало символическое изобразительное искусство и символическую поэзию, определило богатый, с исключительно сложной и тонко разработанной символикой религиозный культ и философию, сводящуюся к постижению и раскрытию символического значения окружающей действительности. Символическими актами сопровождается оформление правовых отношении, и символическими знаками отмечено большинство объектов обихода человека. Символической была и иерархия общества. Иерархизмом проникнут весь социальный уклад Средневековья.
Согласно идеологическим установкам Средневековья, мир телесный обладает меньшей реальностью, нежели мир духовный. Он не существует сам по себе, он обладает лишь призрачным бытием. Он — только тень истины, но не сама истина. Спасение тела не есть истинное спасение. Кто болен духом и здоров телом, не обладает истинным здравием. Такое здоровье только кажущееся: на самом деле его нет. Вещи не просто могут служить символами, они и есть символы, и задача познающего субъекта сводится к раскрытию их истинного значения. Для того ведь твари и созданы Богом, чтобы быть символами и служить к научению людей.
Вот то чувственное основание, на котором вырастает символическое восприятие. У Бога нет ничего пустого, лишенного значения. Так возникает благородный и величественный образ мира, который представляется единой огромной символической системой, собором идей, богатейшим ритмическим и полифонным выражением всего, что можно помыслить.
Когда на Западе закончилась эпоха Темных веков, завершилось Раннее и Высокое Средневековье, тогда там состоялся расцвет наук и образования, стали изучаться фундаментальные научные труды, открылись университеты, возникли корпорации ученых людей. При всем этом образование никогда не играло в Средние века такой же роли, что в Античности. Для средневековых христиан кощунственно прозвучали бы слова о том, что путь образования ведет к свободе, как это полагали в Древней Греции. Они знали призыв Христа: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Но точно так же очевидно для них было и то, что Истина достигается не изучением христианской доктрины, а служением Богу и своим ближним. Бога, а в Нем и ближнего, нужно, прежде всего, полюбить, а все остальное приложится. Какбы ни почиталась в Средние века ученость, всегда помнили, что апостолов Христос избрал из простецов.
Тем не менее, именно Церковь сохранила античную систему образования (тривиум и квадривиум), несколько перекроив ее под свои нужды. Так, риторика (искусство красноречия), изучавшаяся в Античности для развития мышления, для выражения своей личности, для достижения высокого положения в обществе, в Средние века была источником правовых знаний и навыков в составлении деловых документов (писем, грамот, посланий и т.п.) и не должна была служить честолюбивым помыслам. А, например, грамматика, также входившая в число дисциплин тривиума, необходима была не только для чтения, толкования и комментирования Священного Писания или текстов признанных Церковью авторов, но также позволяла добраться до скрытого смысла слов, ключом к которому они являются.
Средневековая символика, пронизывавшая всю жизнь людей, начиналась на уровне слов. Слова были символами реальностей. Понимание есть знание и овладение вещами. В медицине поставленный диагноз означал уже исцеление, оно должно было наступить вследствие произнесения названия болезни. Когда епископ мог сказать о подозреваемом: «еретик», то главная цель была достигнута — враг назван, а значит, и разоблачен.
Природа также виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения и животные, символизируя собой образы и сюжеты Библии, выстраивались в своеобразную иерархию: одни, вследствие своего символического значения, имели преимущество перед другими. У камней и цветов символический смысл совмещался с их благотворными или пагубными свойствами. Существовала цветовая гомеопатия, которая, например, желтыми и красными цветами лечила, соответственно, желтуху и кровотечения. Животный мир чаще всего виделся сферой зла. Страус, откладывающий яйца в песок и забывающий их высиживать, - таков был образ грешника, не помнящего долга перед Богом.
Исключительно широко символика применялась в богослужении: от храмовой архитектуры до песнопений и от выбора строительных материалов до мельчайших орнаментов на утвари. Так, круглая и крестообразная форма храмов являлась образом совершенства. Кроме того, форма, базировавшаяся на квадрате, обозначала четыре основных направления, символизировавших Вселенную. Восьмиугольное же строение, согласно символике чисел, обозначало вечность. Таким образом, строение храма олицетворяло микрокосмос.
Понятие красоты сводится средневековым мышлением к понятиям совершенства, соразмерности, блеска. С восхищением всем тем, что блестит и сверкает, связано и украшение одежды, которое в XV в. все еще состоит преимущественно в уснащении ее несметным количеством драгоценных камней. Блеск даже стремятся выделить звоном, прибегая для этого к колокольцам или монетам.
В повседневной одежде широко использовались серый, черный и лиловый цвета. Желтый носили прежде всего военные, пажи и слуги. Желтый иногда означал враждебность. Так, знатный вельможа, облаченный вместе со всей своей свитой в желтое, мог прошествовать мимо своего обидчика, давая знать цветом, что затеяно сие против него.
В праздничной и парадной одежде над всеми прочими цветами господствовал красный, часто в сочетании с белым. Эти два цвета символизировали чистоту и милосердие. Цвета тоже представляли собой определенную иерархию, соответствующую их символическому значению.
Вообще, яркость и острота жизни, столь присущие средневековой культуре, были порождены, очевидно, чувством неуверенности. Неуверенности в материальной обеспеченности и неуверенности духовной. Эта лежащая в основе всего неуверенность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Творимые дьяволом опасности погибели казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой. Именно этим страхом и потребностью в самоуспокоении объясняются эмоции, поведение, ментальность людей Средневековья. И здесь главенствующую роль играли традиция, опыт прошлого и предшественников. В духовной жизни высшим авторитетом являлось Писание, в теологии особое значение придавали признанным авторитетам прошлого.
Все эти характерные особенности средневекового мышления и мироощущения — символизм, иерархизм, приверженность традициям и авторитетам, потребность в самоуспокоении и в забвении среди ярких красок, острых впечатлений, тяга к экзальтации и грезам (сны и видения также являются характерными явлениями средневековой культуры) — все это можно увидеть в жизни всех слоев средневекового общества снизу доверху, как бы сильно они, на первый взгляд, ни различались.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. — М.: Языки славянских культур, 2006.
Гусарова Т.П. Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время.- М.: Книжный Дом « Университет», 2010.
Зарецкий Ю.П. История субъективности. Средневековая Европа. - М.: Академический проект, 2009.

Дополнительная литература

Бойцов М.А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе.- М.: Российская политическая энциклопедия, 2009.
Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. — М.: Алетейя, 2001.
Иванов К.А. Жизнь средневекового города.- CD. Производитель: Новый диск, 2007. Вып.9.
Памятники средневековой латинской литературы. VIII-IX вв. / под. ред. М.Л. Гаспарова. — М.: Наука, 2006.
Хёйзинга Й. Осень Средневековья. — М.: Айрис-Пресс, 2004.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!