Вводная лекция: Обществознание как комплекс наук. Введение в обществознание

Обществознание – учебная дисциплина, в основе которой лежит комплекс наук, изучающих общество и человека Знания, которые дают эти науки, именуют социальногуманитарными (заметим, что гуманитарные знания включают в себя также целый комплекс филологических наук: лингвистику, языкознание и др.).

Науки Изучающие природу Изучающие общество Человек Биологическая природа человека Социальные качества человека Естественные науки Общественные науки

Основные отличия Естественные науки Общественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека изучают объективные связи между природными явлениями не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления обнаруживают не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют дают обобщенные теоретические знания (характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов) изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия и т. п

Классификация социально-гуманитарных наук * Существуют различные классификации наук. Согласно одной из них, науки в зависимости от их связи с практикой (или удаленности от нее) делятся на фундаментальные и прикладные. 1. Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук: 2. исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.); 3. экономические науки (экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.); 4. философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и др.); 5. филологические науки (литературоведение, языкознание, журналистика и др.);

6. юридические науки (правовые) (теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.); 7. педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.); 8. психологические науки (общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.); 9. социологические науки (теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.); 10. политические науки (теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.); 11. культурология (теория и история культуры, музееведение и др.).

Все люди от природы стремятся к знанию

Аристотель

Наукаесть систематизированное знание.

Л. Берг

Цель: - познакомить учащихся с курсом обществознания, сформировать представление о человеке и о человеческом отношении ко всему окружающему;

Развивать навыки определения и объяснения понятий;

Развивать умение работать в составе небольшой группы;

Формирование осознания личного участия и ответственности за успех совместной работы;

Решать проблемные задания, умение высказать и аргументировать свою точку зрения.

Новые термины: гуманный, гуманизм, гуманное общество, философия, социология, политология, экономика, правоведение, культурология, история, социальная психология,этика, эстетика, этнография, экология.

Оборудование: учебник п/р Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, раздаточный материал на каждого ученика: таблица «Общественные науки», текст рассказа В.В. Вересаева «Легенда»; листы ИЛО №1 на каждого ученика (домашнее задание).

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

Работа в группах. Задание 1. запишите слова-ассоциации к слову «обществознание». Сгруппируйте их и составьте кластер.

Обществознание

Общество, люди,природа, знание, познание

Задание 2. Какие разделы включает обществознание?

Группы готовят сообщение о том, что, по их мнению, будет изучаться в этих разделах.

1-я группа – Личность и общество

2-я группа – Духовная культура

3-я группа – Экономика

4-я группа – Человек в обществе (Социальная сфера)

5-я группа – Личность и государство (политика, право)

Задание 3. Науки об обществе. Работа с таблицей «Общественные науки».

Знакомятся с перечнем наук, изучающих общество и с их определениями.

Задание: Составьте свой вариант определения каждой науки, тот, который, по вашему мнению, вам лучше запомнится (отрабатывается навык определения понятия по алгоритму: «понятие = ключевое слово + признаки», например: этика–наукао морали и нравственности).

Задание 4. Беседа по вопросам:

Что значит «гуманный»?;

Что такое гуманизм?

Что означает понятие «гуманное общество»?

Сформулируйте принципы гуманного общества.

Задание 5 . Прочитайте рассказ В. В. Вересаева «Легенда», проанализируйте и сделайте вывод о том, почему моряки больше не улыбались. (раздается только первая часть рассказа до слов «Мне представляется….»).

Придумайте и запишите своё продолжение истории, поведанной Вересаевым.

После ответов учащихся, зачитывается и обсуждается вывод автора по этой проблеме (окончание рассказа).

II. Подведение итогов работы групп. Рефлексия. Какое задание вызвало наибольшее затруднение? Почему? Как думаешь это исправить? Как ты оцениваешь свою работу в составе группы? Выставление оценок.

Домашнее задание:

с.4-5; §1, заполнить ИЛО №1

Материалы к уроку .

Гуманизм (от лат. humanitas - человечность, humanus - человечный, homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека, как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Гуманный – проникнутый добротой, любовью к человеку, уважением к человеческой личности, направленный на благо других.

Гуманное общество – это такое общество, которое взяло за основу своего развития принципы гуманизма. Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится личность человека как высшая ценность, поэтому в гуманном обществе права каждого человека на свободу, счастье и реализацию абсолютно равны.

М.: 2002. - 173 с.

Пособие содержит фрагменты разнообразных текстов (научных, философских, публицистических и т.д.), а также проблемные вопросы и задания к ним, позволяющие организовать самостоятельную работу учащихся на уроках и дома. Использование пособия будет способствовать развитию мышления учащихся, умения работать с различными источниками информации.

Формат: doc / zip

Размер: 376 Кб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Часть I. ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО
Глава I. Что такое человек
Тема 1. Что делает человека человеком?
Тема 2. Что человеку нужно?
Тема 3. Ваши способности - в вашей власти
Тема 4. Человек и человечность
Тема 5. Человек и культура
Тема 6. «Вечные вопросы»
Глава II. Человек и природа
Тема 7. Общество и природа
Тема 8. Место человека в природе
Тема 9. У роковой черты
Тема 10. Можно ли преодолеть экологический кризис?
Тема 11. Экология и нравственность
Глава III. Человек среди людей
Тема 12. Что такое межличностные отношения?
Тема 13. Радости и сложности общения
Тема 14. Малая группа
Тема 15. Бесценный дружеский союз
Тема 16. Самое утреннее из чувств
Тема 17. Психологический климат в семье
Тема 18. Ежели вы вежливы...
Глава IV. Человек в обществе
Тема 19. Человек и общество
Тема 20. От хозяйства Робинзона к экономике
Тема 21. Человек в мире экономических отношений
Тема 22. Государство и экономика
Тема 23. Социальная сфера жизни общества
Тема 24. Нации и национальные отношения
Тема 25. Связь поколений
Тема 26. Политика и политическая жизнь
Тема 27. Гражданин и государство
Тема 28. Культура. Наука. Искусство
Тема 29. Современный мир
Часть II. ЛИЧНОСТЬ. МОРАЛЬ. ПРАВО
Глава V. Личность и мораль
Тема 30. Личность и моральная ответственность
Тема 31. Что такое мораль
Тема 32. Добро и зло
Тема 33. Роль морали в жизни человека и общества
Тема 34. Долг и совесть
Тема 35. Нравственные основы любви, брака и семьи
Тема 36. Нравственная культура
Глава VI. Гражданин. Государство. Право
Тема 37. Роль права в жизни человека, общества, государства
Тема 38. Право выше власти
Тема 39. Правовое государство: основные признаки
Тема 40. Конституция России
Глава VII. Права человека и гражданина
Тема 41. Гражданин - человек свободный и ответственный
Тема 42. Всеобщая декларация прав человека
Тема 43. Международное гуманитарное право
Тема 44. Частная и публичная жизнь гражданина
Тема 45. Труд и собственность
Тема 46. Духовная жизнь
Тема 47. Свобода совести
Тема 48. Правовые основы брака и семьи
Тема 49. Домашнее строительство
Тема 50. Социальные права человека
Тема 51. Гражданские и политические свободы
Тема 52. Право на образование
Итоговые уроки

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебник дополнен и переработан в соответствии с требованиями к преподаванию обшествоведческих дисциплин Он поможет учащимся в формировании знаний о человеке, обществе и его сферах, что необходимо при выборе жизненного пути.

Отличие человека от других живых существ. Что такое человек?

Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так:«Человек - это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?
Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает «общественный»). (Вспомните из курсов истории и биологии, что вам известно о происхождении человека.) Итак, Человек - это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов
Введение
Часть I. ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО
Глава I. Что такое человек
§1. Что делает человека человеком?
§2. Что человеку нужно?
§З. Ваши способности - в вашей власти
§4. Человек и человечность
§5. Человек и культура
§6. Человек познает мир
§7. Вечные вопросы
Выводы к главе
Глава II. Человек и природа
§8. Природа, общество, человек
§9. У роковой черты
§10. Природа под охраной закона
Выводы к главе
Глава III. Человек среди людей
§11. Межличностные отношения
§12. Радости и сложности общения
§13. Малая группа
§14. Бесценный дружеский союз
§15. «Самое утреннее из чувств»
§16. Психологический климат в семье
Выводы к главе
Глава IV. Человек в обществе
§17. Человек и общество
§18. От хозяйства Робинзона к экономике
§19. Человек в мире экономических отношений
§20. Государство и экономика
§21. Социальная сфера жизни общества
§22. Нации и межнациональные отношения
§23. Связь поколений
§24. Политика и политическая жизнь
§25. Гражданин и государство
§26. Культура. Наука. Искусство
§27. Человек и выбор жизненного пути
§28. Современный мир
Выводы к главе
Часть II. ГРАЖДАНИН. ПРАВО. МОРАЛЬ
Глава V. Гражданин. Государство. Право
§29. Роль права в жизни человека, общества, государства
§30. Правовая ответственность
§31. Правовое государство: право выше власти
§32. Гражданское общество и государство
§33. Конституция России
§34. Основы конституционного строя России
Выводы к главе
Глава VI. Права человека и гражданина
§35. Гражданин - человек свободный и ответственный
§36. Всеобщая декларация прав человека
§37. Международное гуманитарное право
§38. Частная и публичная жизнь гражданина
§39. Труд и трудовое право
§40. Собственность, предпринимательство и гражданское право
§41. Духовная жизнь
§42. Свобода совести
§43. Семейное право
§44. Домашнее строительство
§45. Социальные права человека
§46. Политические права и свободы
§47. Право на образование
Выводы к главе
Глава VII. Личности и мораль
§48. Личность и личный выбор
§49. Что такое мораль?
§50. Добро и зло
§51. Долг и совесть
§52. Роль морали в жизни человека и общества
§53. Нравственные основы любви, брака и семьи
§54. Нравственная культура
Выводы к главе
Заключение
Учебный словарь

  • Обществознание, 8-9 класс, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., 2008


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!