Высокая самоорганизация. Разбивайте крупные задачи

Самоорганизация - процесс упорядочения элементов за счет внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия. Это наиболее общее определение термина, которое, во многом, послужит и нам. Ведь его можно перенести и в самообразование, при котором учебный процесс или отдельные его части нужно уметь организовать самостоятельно, исходя из индивидуальных целей, наличия времени, специфики образовательного материала. Это не отдельная задача, стоящая перед каждым, кто задается вопросами самообучения, а ценный навык современного человека. И далее в этом уроке мы опишем этапы формирования и его составляющие; создания собственного алгоритма, помогающего следовать плану обучения.

Самоорганизация: от навыка до стиля жизни

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация - это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.

В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией нескольких умений. В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как , организационные способности (с приставкой «само» разумеется - речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная ). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать - самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.

Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров. Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.

При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).

Этапы создания системы самоорганизации

Целеполагание

Задача - стать организованным - должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения. О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация - именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый - над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй - каким должен быть итог работы?

Анализ ситуации

Этот этап - экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.

Планирование

Следующий этап - планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.

Волевая регуляция и коррекция

Выработка привычек

Самоорганизация это комплексный навык, состоящий из комбинации личностных качеств и мелких привычек. Выработка привычек - процесс во многом сходный по своей природе, вне зависимости от того, говорим ли мы о чтении профессиональной литературы минимум 15 минут в день или о еженедельной уборке квартиры. Детальнее о развитии привычек читайте в наших статьях и .

Органайзеры и прочие «помощники»

Быть более организованным, да и просто держать в голове все необходимые данные, будь то связано с образованием или любой другой деятельностью, помогут многочисленные специально предназначенные для этого инструменты. Благо в наш информационно-технологический век недостатка в них нет. Рынок предлагает достаточное количество вариантов - от заточенных под конкретные рабочих тетрадей и ежедневников до мини-программ и приложений для смартфонов и планшетов. Канбан-доски, электронные списки задач, онлайн-календари - короткий список категорий. Более специфичными в области самообразования можно считать worksheets - специально разработанные для нужд обучающихся тетради. Они предлагаются для более успешного освоения . Развиваются и сервисы интерактивного взаимодействия - в онлайн-классе вы можете «сидеть» за партой, имея возможность общения с учителем и одноклассниками. В целом, онлайн-образование переживает сейчас настоящий бум, предлагая много не только интересных, но и функциональных инструментов для саморазвития.

Популярные заблуждения о самоорганизации

Напоследок - некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» - специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента.

Способность к самоорганизации - это врожденная характеристика личности . Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.

Чтобы стать организованным - нужно долго и упорно трудиться . Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз.

Самоорганизация - не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно . Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей - он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор - из него можно построить как дом, так и автомобиль.

Тратить время на самоорганизацию непродуктивно . Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства. Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности.

Успешного вам освоения навыка!

Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель - указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых). В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Если мы ленимся и нам не понятен план действий, то нужно себя организовать. В таком случае нам просто необходимо самому организовать процесс, в ходе которого создать, воспроизвести все необходимые планы, мечты и задумки.
Самоорганизация человека - процесс спонтанного упорядочивания и умения организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей. Самомотивация - это кнут или пряник в отношении себя самого, побуждение и подталкивание себя к исполнению желаний и намерений.
Самоорганизация это способность человека правильно организовать свою жизнь, окружение, работу, отдых.
Н.И. Козлов считает, что "самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой. <..> Чтобы организовать себя самостоятельно, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Волю развивать можно и нужно, но если пока ее не хватает, можно помочь себе другими разумными средствами. Практичная самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой".
Виды самоорганизации : техническая, биологическая и социальная.
Механизмы самоорганизации в них основаны на разных принципах:
- техническая - основана на программе автоматической смены алгоритма действия в случае изменяющихся условии;
- биологическая - основана на генетической программе сохранения вида и на дарвиновской триаде: изменчивость, наследственность, отбор;
- социальная - основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты, ценности, законы.
Техническая самоорганизация
В технической саморганизации человека большую роль играет творчесство, инновационное развитие, профессиональный рост и повышение престижа трудовой деятельности.
Биологическая самоороганизация
В биологической самоорганизации большую роль играет забота о своем здоровье, целесообразная и целенаправленная жизнедеятельность, стремление к счастливому долголетию.
Самоорганизация социальная
Социальная самоорганизация предполагает:
- наличие заранее определенной цели, к которой все стремится самостоятельно, самоорганизуется вокруг нее.
- гибкость, изменчивость и адаптивность структур управления с усилением синергических связей, которые обеспечивают увеличение общего эффекта;
- диверсификацию, децентрализацию, повышение производительности с новой трудовой мотивацией и передачу информации, знаний, ноу-хау и т.д.;
- сочетание управления и самоуправления;
- самообразование, самовоспитание, самоконтроль.;
- накопление структурной информации, выработка новой цели и смена структуры.
Важнейшей задачей понимания самоорганизации - это взаимоотношение между процессами целенаправленной самоорганизации и стихийной самоорганизации.

Организация собственной жизни внешними средствами
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya_sobstvennoy_zhizni_vneshnimi_sredstvami
Для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями.
Это аналог психики, но - вовне. Когда человек для целей ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением начинает пользоваться внешним - внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.
Внешняя память
У вас может быть прекрасная естественная память, однако при том объеме информации, которая требуется сегодня нам каждый день, никакой головы все упомнить не хватает. Тогда нам на помощь приходит другая, внешняя, искусственная память - наша способность собирать нужную информацию и привычка записывать ее на внешние носители так, чтобы все что нужно, мы всегда могли легко найти.
Для эффективной самоорганизации собственной жизни все большее число деловых людей используют внешние носители: блокнот, диктофон, КПК или ноутбук. Это - наша внешняя, искусственная память.
Внешнее внимание
Быть внимательным и уметь концентрироваться на том, что вам важно - отличное умение, но если вас все вокруг отвлекает - это мешает. Почему бы внешние обстоятельства не поставить себе на службу, чтобы они управляли вашим вниманием в нужную сторону? То, что вы хотите чтобы было для вас важным - пусть будет по возможности в поле вашего видения. Из поля видения попадет в поле внимания - вспомните, задумаетесь, возможно начнете делать что-то нужное в этом направлении. Самое важное - пусть будет перед вашим носом.
Возможно, вы не относите себя к любителям конфет и «Пепси», но если у вас на столе будет стоять бутылочка «Пепси» и конфеты, вы можете быть уверены, что вы в самое ближайшее время себе нальете и заедите. Это просто происходит, потому что привлекает ваше внимание.
Если вы хотите активно заниматься спортом, то спортинвентарь лучше расположить на линии внимания: гантели в комнате должны лежать не убранные аккуратно с глаз, а на виду.
Организация собственной жизни внутренними средствами
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya_sobstvennoy_zhizni_vnutrennimi_sredstvami
Для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внутренней (естественной) памятью, внутренним вниманием и внутренними побуждениями. В целом это называется - пользоваться своей психикой.
Организация собственной жизни внешними средствами
Важно помнить, что для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями. Это аналог психики, но - вовне. Когда человек для целей ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением начинает пользоваться внешним - внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.

Саморегуляция
Каждый человек желает стать «хозяином самого себя», овладеть навыками саморегуляции для создания значимых для него ценностей. Конечно, за один день нельзя выполнить эту серьезную и ответственную задачу. Это, прежде всего, умение заставить себя сделать что-то нужное. Каждому из нас предстоит серьёзная работа по воспитанию привычек и требует серьезный и длительный труд.
Саморегуляция – это раскрытие резервных возможностей человека. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности.
Каковы главные условия работы по развитию навыков саморегуляции?
1. 1. Конкретно определите задачу, сформулируйте себе конкретную цель и научитесь управлять своим временем, то есть станьте организованным человеком (Какова цель, задача твоей деятельности? Как и когда её надо её осуществлять? Что может или должно получиться?).
2. 2. Обязательно вырабатывайте критерии успеха и неудачи (если результат получается не таким, каким должен быть, цель не достигнута).
3. Запишите в специальную тетрадь все этапы выполнения намеченных целей.
3. Необходимо проверять все маленькие результаты, что и как получается в данный момент, приводит ли это к желаемому результату.
4. 4. Если вдруг ты обнаруживаешь ошибку или увидишь, что далеко отходит от твоего же плана, вернись назад и найди ошибку, то место, где впервые появилось отклонение.
5. 5. Помните, что в жизни практически нет таких ситуаций, в которых нельзя самостоятельно найти решение и всегда можно попросить помощи у тех, кто знает, как поступить.
6. 6. Развивать у себя способность оценивать возможный ход событий и уметь предвосхищать, предвидеть возможные последствия.
7. 7. Целесообразно (там, конечно, где возможно) чередовать легкие и трудные задания.
И так саморегуляция – это регуляция деятельности. Она включает:
принятую субъектом цель деятельности
субъективную модель значимых условий
программу исполнительских действий
систему субъективных критериев достижения цели (критериев успешности)
контроль и оценку реальных результатов
решения о коррекции системы саморегулирования
Эмоциональная саморегуляция
Можно выделить три уровня эмоциональной саморегуляции личности:
1. бессознательная эмоциональная саморегуляция. 2. сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. 3. сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция.
Первый уровень эмоциональной саморегуляции обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы оградить сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги, угрызения совести и дискомфорта. Здесь выделяют такие механизмы: отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, регрессия, обесценивание, интеллектуализация, рационализация, сублимация и др.
Второй уровень – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных).
Большинство методов и методик эмоциональной саморегуляции, относятся именно к этому уровню, например: суггестивные методы (аутотренинг и другие виды самовнушения и самогипноза), прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона, релаксация на основе биологической обратной связи, дыхательные упражнения, переключение внимания и отвлечение от неприятных переживаний, активизация приятных воспоминаний, психотехники на основе визуализации, эмоциональная разрядка через физическую активность, труд, волевое воздействие непосредственно на чувства – подавление их или активизация, отреагирование эмоций через крик, смех, плач (катарсис) и др.
На этом уровне эмоциональной саморегуляции сознательная воля направлена не на разрешение потребностно-мотивационного конфликта, лежащего в основе эмоционального дискомфорта, а на трансформацию его субективных и объективных проявлений. Поэтому, по своей сути механизмы этого уровня являются симптоматическими и в результате их действия не устраняются причины эмоционального дискомфорта. Эта особенность является общей для сознательной волевой и для бессознательной эмоциональной саморегуляции.
Третий уровень – сознательная смысловая (ценностная) эмоциональная саморегуляция – это качественно новый способ решения проблемы эмоционального дискомфорта. Она направлена на устранение его глубинных причин – на решение внутреннего потребностно-мотивационного конфликта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Высшим аспектом смысловой саморегуляции является саморегуляция на уровне экзистенциональных потребностей и смыслов. Это есть наиболее глубинный и, в то же время, наиболее высший уровень саморегуляции, доступный человеку на современном этапе его развития.
Для осуществления эмоциональной саморегуляции насмысловом уровне необходимо умение четко мыслить, распознавать и описывать с помощью слов наиболее тонкие оттенки своих эмоциональных переживаний, осознавать собственные потребности, стоящие за чувствами и эмоциями, находить смысл даже в неприятных переживаниях и сложных жизненных обстоятельствах. Эти перечисленные умения относятся к компетенции особой интегративной умственной деятельности, которая интенсивно исследуется в науке в течение последних десятилетий и получила название «эмоциональный интеллект (эмоциональная разумность)». К основным функциям эмоционального интеллекта относят:эмоциональную осведомленность, произвольное управление собственными эмоциями, способность к самомотивации, эмпатию и понимание эмоциональных переживаний других людей и управление эмоциональным состоянием других людей.

Система эмоциональной регуляции
Как известно, у человека морфологическим субстратом эмоциональной регуляции являются древние (подкорковые) и наиболее поздно возникшие (лобные) образования головного мозга. В своих базальных (базовых) основах эмоции связаны с инстинктами и влечениями, а в наиболее примитивных формах функционируют даже по механизму безусловных рефлексов.
Особая роль в этом процессе принадлежит памяти и речи. Память создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. В результате не только актуальные события, но и прошлое (а на основании их – и будущее) начинают вызывать эмоциональный резонанс. Речь в свою очередь обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональные переживания. Благодаря включению эмоций в речевые процессы первые теряют в своей яркости, непосредственности, зато выигрывают в осознанности, в возможности их интеллектуализации.
Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма.
Как любая система регуляции, эмоциональная регуляция состоит из афферентного и эфферентного звеньев (афферентные и эфферентные нервы, т.е. нервы, приносящие и относящие раздражение). Ее афферентное звено одной стороной обращено к процессам, происходящим во внутренней среде организма, другой – к внешней.
Из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма (которое расценивается глобально как комфортное или дискомфортное), о физиологических потребностях. Наряду с этой постоянной информацией в экстремальных, часто патологических случаях возникают реакции на сигналы, обычно не доходящие до уровня эмоциональной оценки. Эти сигналы, часто связанные с витальным неблагополучием отдельных органов, вызывают состояния беспокойства, тревоги, страха и т.п.
Что касается информации, поступающей из внешней среды , то афферентное звено эмоциональной системы чувствительно к тем ее параметрам, которые непосредственно сигнализируют о возможности в настоящем или будущем удовлетворения актуальных потребностей, а также реагирует на любые изменения внешней среды, несущие угрозу или ее возможность в будущем. В круге явлений, чреватых опасностью, учитывается также информация, синтезируемая когнитивными системами: возможности сдвига среды в сторону неустойчивости, неопределенности, информационного дефицита.
Таким образом, когнитивная и эмоциональная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем.
При этом каждая из них вносит свой особый вклад в решение этой задачи.
По сравнению с когнитивной эмоциональная информацияменее структурирована. Эмоции являются своеобразным стимулятором ассоциаций из разных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстрому обогащению исходной информации. Это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностной сферы изменения внешней среды.
Параметры, на которые опираются когнитивная и эмоциональная системы при построении образа окружающего,часто не совпадают. Так, например, интонация, недружелюбное выражение глаз с точки зрения аффективного кода имеют большее значение, чем противоречащие этому недружелюбию высказывания. Интонация, выражение лица, жесты и другие паралингвистические факторы могут выступать как более значимая информация для принятия решения.
Несовпадения когнитивных и эмоциональных оценок окружающего, большая субъективность последних создают условия для различных трансформаций, приписывания окружающему новых значений, сдвигов в область ирреального. Благодаря этому в случае чрезмерного давления окружающего эмоциональная система осуществляет также защитные функции.
Эфферентное звено эмоциональной регуляции обладает небольшим набором внешних форм активности: это различные виды выразительных движений (мимика, экспрессивные движения конечностей и тела), тембр и громкость голоса.
Основной же вклад эфферентного звена – участие в регуляции тонической стороны психической деятельности.
Положительные эмоции повышают психическую активность, обеспечивают «настроенность» на решение той или иной задачи. Отрицательные эмоции , чаще всего снижая психический тонус, обусловливают в основном пассивные способы защиты. Но ряд отрицательных эмоций, таких как гнев, ярость, активно усиливают защитные возможности организма, в том числе на физиологическом уровне (повышение мышечного тонуса, артериального давления увеличение вязкости крови и т.д.).
Очень важно, что одновременно с регуляцией тонуса других психических процессов происходит тонизация и отдельных звеньев самой эмоциональной системы. Благодаря этому обеспечивается стабильная активность тех эмоций, которые в данный момент доминируют в аффективном состоянии.
Активация одних эмоций может облегчить протекание других, не поддающихся в данный момент непосредственному воздействию. И наоборот, одни эмоции могут оказывать тормозящее влияние на другие. Это явление широко используется в практике психотерапии. При сталкивании разных по знаку эмоций («эмоциональный контраст») увеличивается яркость положительных эмоциональных переживаний. Так, сочетание небольшого страха с ощущением безопасности используется во многих детских играх (подбрасывание ребенка взрослым кверху, катание с гор, прыжки с высоты и т.д.). Такие «качели», по-видимому, не только активизируют эмоциональную сферу, но и являются своеобразным приемом ее «закаливания».
Потребность организма в поддержании активных (стенических) состояний обеспечивается постоянным эмоциональным тонизированием. Поэтому в процессе психического развития создаются и совершенствуются различные психотехнические средства, направленные на превалирование стенических эмоций над астеническими.
В норме существует баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией. В условиях, когда внешняя среда бедна, однообразна, возрастает роль аутостимуляции и, наоборот, доля ее уменьшается в условиях разнообразия внешних эмоциональных стимулов. Одним из наиболее сложных вопросов психотерапии является выбор оптимального уровня тонизирования, при котором эмоциональные реакции протекали бы в заданном русле. Слабая стимуляция может оказаться малоэффективной, а сверхсильная может негативно изменить весь ход эмоционального процесса.

При изучении саморегуляции школьниками отрицательных психических состояний были выделены основных четыре способа:
1. общение как эмпирически найденный прием групповой саморегуляции;
2. волевая регуляция – самоприказы;
3. регуляция функции внимания – отключение, переключение;
4. двигательная (мышечная) разрядка.
Эти эмпирически выделенные способы эмоциональной саморегуляции можно соотнести с работой базальных уровней эмоциональной регуляции в процессе нормализации эмоционального состояния человека (Таблица).
Таблица. Сопоставление способов саморегуляции детьми отрицательных эмоциональных состояний с активностью различных уровней базальной системы эмоциональной регуляции.

Уровни базальной системы эмоциональной регуляцииСпособы преодоления эмоционального дискомфорта 1. Уровень полевой реактивности – пассивные формы психической адаптацииСамовнушение, пассивная разрядка; «остаюсь сам по себе», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» и т.д.2. Второй уровень – выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с миромДвигательная активность; «обнимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «смотрю телевизор, слушаю музыку»3. Уровень экспансии – активная адаптация к нестабильной ситуацииВолевые действия; создание аффективных образов: «рисую», «мечтаю, представляю»; «дерусь», «вмешиваюсь в действия тех, кто вызывает неприятные переживания»4. Уровень эмоционального контроля – эмоциональное взаимодействие с другими людьмиОбщение; «прошу прощения или говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу помощи у взрослого»
Литература.

Как стать организованным человеком? Известно, что с людьми, не владеющими данным навыком, опаздывающими на встречи, не умеющими расставляют приоритеты задач, справляться с ними, сложно сотрудничать и общаться. Они быстро устают, теряют контроль над собой, нервничают, что мешает им быть успешными и востребованными. Очевидно, что каждому современному человеку необходимо научиться организовывать свой день, жизнь, быт.

С чего начать?

Быть организованным сложно - с этим сразу надо смириться, иначе приступать к изучению этого вопроса не стоит, чтобы сразу не сломиться под гнетом непривычных обстоятельств. Самоконтроль подразумевает огромное желание человека уйти от текущего режима, а также изменение привычек. Что такое внутренняя собранность? Это своего рода воспитание - каждый, кто имеет детей, знает, как сложно их переучивать. Однако младшее поколение, немного сопротивляясь, все-таки поддается и переучивается. Причем срок такого перевоспитания занимает всего несколько недель, а то и дней.

Таким образом, начиная свой путь к самоорганизации и дальнейшей успешной жизни, следует отнестись к себе как к ребенку. Требовать от себя изменений, но не угнетать за первые промахи, радоваться каждому новому достижению или полезной привычке, а после гордиться собой.

Шаг первый - желания и цели

Как стать организованным человеком? Прежде всего, разберитесь с тем, что вы хотите. Можно написать на бумаге 100 желаний, любых, даже самых нестандартных. Далее на отдельном листе составьте критерии счастливой, по вашему мнению, жизни. На основании перечисленного легко будет выделить наиболее важные задачи - отталкиваясь от них, поставьте 5 основных целей на ближайшие 5 лет. Слишком много целей быстро заставят вас сдаться, равно как и кратчайшие сроки, поэтому следуйте за мечтами медленно, но уверенно.

Шаг второй - планируйте день

Считаете, что ежедневник необходим только деловым людям? Нет! Организованный человек тоже должен иметь его, поэтому приобретите удобный органайзер, записывайте туда все, что запланировали. Уточняйте не только рабочие и бытовые моменты, но и отдых с развлечениями. Таким образом, вы будете следить, что успели сделать, видеть, что вовремя отдыхаете, а также понимать собственные ресурсы.

Шаг третий - выделяем главное

Организованность - это приоритет. Если вы понимаете важность определенного дела, оно будет выполнено в ближайшее время, а на неисполнение других, более мелких или незначительных поручений, возможно, даже не обратят внимания. Соответственно, в списке дел на день на первом месте должна стоять самая главная задача, а все остальное достигается по возможности.

Шаг четвертый - оценка собственной жизни

Заниматься самоорганизацией, не представляя, насколько вы удовлетворены своей жизнью, сложно, поэтому оцените удовлетворенность основными сферами - развитие, бизнес, здоровье, семья, друзья, отдых. Поставьте оценку каждому пункту, на основе результатов легко понять, в каком направлении следует приложить больше сил. Например:

  • хочешь работать и развиваться в бизнесе - больше трудись, учись, повышай квалификацию;
  • быть здоровым - правильно питайся, занимайся спортом;
  • важна семья - уделяй больше внимания и времени близким, они сами начнут тянуться и ценить каждое мгновение;
  • хочешь уютный дом - сделай ремонт, вовремя убирайся;
  • отдыхать - поставь копилку, откладывай деньги на путешествие.

Таким образом одновременно достигаются цели и повышается уровень удовлетворенности жизненными сферами.

Шаг пятый - финансовая отчетность

Организовать себя - значить научиться вести собственный капитал. Получая все виды дохода, записывайте их в графу поступления, а совершая покупки, фиксируйте потраченные суммы в расходах. В конце отчетного периода, то есть перед следующей зарплатой, вы сможете оценить траты и их необходимость. Выделите ненужные красных цветом - это то, без чего вы могли бы обойтись, а экономию направьте на накопление средств на крупную покупку или отдых.

Не умея тратить деньги, сложно создавать резервы. В условиях нестабильной экономики и частых сокращениях на работе денежный запас должен быть.

Правила личной организованности и самодисциплины хорошо известны людям, достигшим успеха в этой отрасли. Продолжительность процесса обучения самоорганизации может затянуться, поэтому важно воспользоваться несколькими советами, которые помогут вам стать более организованным и быть таковым на протяжении всего времени.

Всему свое место

Организованный человек всегда живет в порядке, поэтому, когда приучаете себя к организации, начните с малого - разложите документы вплоть до коммунальных платежей, проверьте, в каком состоянии ваши шкафы, посуда, у каждой ли вещи есть свое место. Следует собрать все ненужное и выбросить, а если другие члены семьи устроят очередной бардак или не будут беречь наведенный вами порядок, объясните им важность самоорганизации. Сделав из родственников союзников, а не врагов, достичь успеха будет в десятки раз проще.

Дублируйте

Как стать собранной и организованной? Научитесь беречь свое время на восстановление документов. Зачастую они теряются, их надо копировать или проводить другие манипуляции. Имея несколько дубликатов в запасе, вы сэкономите время и продемонстрируете оперативность. Этот совет подходит как для рабочих моментов, так и для домашних.

Записывайте!

Организованный человек может устать, что-то забыть, поэтому доверьтесь бумаге. Запишите все, что считаете нужным, даже если кому-то это покажется забавным. Уж лучше заглянуть в стильный блокнотик, чем стоять в задумчивом виде, соображая, зачем вы пришли в тот или иной отдел.

Задумали - делайте!

Самодисциплина, к самодисциплине не удобно приучаться - когда организуешь свой день, приходится выходить из зоны комфорта. Однако это необходимо, иначе ничего не добиться, а любая цель станет невыполнимой. Будьте честными с собой, не позволяйте лени или отчаянию охватить вас. Расслабившись, вы нечего не добьетесь - отдохнете после того, как сделаете задуманное.

Высыпайтесь

Организовать себя человеку, страдающему хроническими недосыпами невозможно. Так легко добиться обратного эффекта, ухудшив состояние здоровья, поэтому старайтесь вовремя ложиться спать. Проводите своё время перед сном на улице, прогуливаясь на свежем воздухе. Так вы улучшите качество сна, а утром будете чувствовать прилив энергии.

Прочь самобичевание

Как организовать свое время чтобы все успевать? Для этого необходимо засечь, сколько времени занимает выполнение любой из задач. На основе полученных данных будет понятно, какие из поручений следует выполнить в первую очередь, а какие занимают больше времени. При этом не следует потом мучить себя вопросами «а мог ли я сделать это быстрее», «я же мог поступить так, чтобы выполнение задачи было более эффективным» и т. д. Дело сделано, поэтому угнетать себя несостоятельностью бессмысленно. Любые виды сомнений являются противниками организации - так устроена психология человека.

Вывод

Быть организатором своей жизни - значит уметь концентрироваться на целях и гордиться собой. Внешняя обстановка, условия, окружение - все эти факторы не всегда удовлетворяют наши потребности. Как стать более организованным в таких ситуациях? Просто брать и делать! Вооружась вышеописанными рекомендациями, отбросив эмоции, начинать самоорганизоваться! Только так можно достичь желаемого вопреки условиям.

Решение большинства проблем в отношениях, работе, управлении эмоциями и стрессом да и в других областях всегда приводит к тому, что нужно что-то менять в себе. Способ мышления, способ действий, убеждения, привычки, характер – набор этих необходимых изменений у каждого свой.

Вы, вероятно, прошли уже огромное количество умных тестов, прочитали интересные книги и статьи, даже знаете, что вам нужно делать, но все «руки не доходят». Хочется, например, научиться расслабляться, но не получается делать упражнения каждый день и два раза в неделю ходить в спортзал. Как же быть и что делать , для того, чтобы этот самосаботаж прекратился и начались регулярные действия, которые и приведут к результатам? Есть восемь самых эффективных способов заняться самоорганизацией.

Для начала вам, конечно, следует определиться, в каком именно направлении вы хотите идти, но никак не начнете. Например, вы давно собираетесь начать бегать по утрам, но никак не начнете делать это каждый день. Хотя оно вам ну просто невероятно надо, так как это для вас – самый лучший способ настроиться на грядущий день и спокойно пережить происходящие в нем трудности и непредсказуемости.

Способ первый: самонаблюдение. В этом случае вы наблюдаете за собой и своим поведением и выявляете закономерности и причины действий, ведущих к негативным последствиям. Также на основании таких наблюдений легче выстроить систему своих целей, качеств и поведенческих привычек, к которым вы на самом деле стремитесь.

Способ второй: адаптируем выбранный план действий под себя. Иначе подстройка — процесс, в ходе которого вы встраиваете новые привычки или действия в свой график жизни, особенности личности и обстоятельства. Например, вы решили заниматься релаксацией, и кто-то вам сказал, что лучше всего выполнять упражнения рано утром. Но ваши биологические часы так устроены, что встав на час раньше и промучавшись с упражнениями, вы целый день чувствуете себя раздраженным и уставшим. Для вас гораздо эффективнее будет, например, изменить время занятий.

Способ третий: материальное и социальное поощрение. Например, если вы неделю питались здоровой пищей или ходили в спортзал, вы можете купить себе приятный подарок. Или же вы можете попросить близкого человека поощрять вас призами, сувенирами или деньгами за каждый выполненный шаг. Суть заключается в том, что материальное и социальное подкрепление повышают ве­роятность повторения данного образа действий. Поощрение должно иметь ценность для вас, тогда оно будет эффективным. Социальное подкрепление – это любая значимая для вас форма признания, награды, поддержки от другого человека, например за каждую пробежку ваша супруга от души вас хвалит.

Способ четвертый: контракт с самим собой или со значимым для вас человеком. Контракт составляется по схеме «если-то». Например, «если я не буду есть жареное всю неделю, то угощу себя мороженым в воскресенье». Если вы привлекаете кого, чье мнение для вас значимо, и заключаете с ним контракт, то такой контракт автоматически становится более значимым, особенно если заключить его в письменной форме и в присутствии какого-то еще третьего лица.

Способ пятый: постепенное освоение отдельных задач в рамках общей большей цели. Этот способ применим тогда, когда вас сложно сразу выполнить все шаги, необходимые для достижения изменений. Тогда вы выбираете какой-то один блок, например, научиться раньше вставать, и занимаетесь какое-то время исключительно им. Блоки-шаги составляются по мере возрастания трудности. Например, если вы хотите начать зани­маться спортом, то вы можете начать с занятий раз в неделю по 20 минут, постепенно увеличивая нагрузку и ее частоту.

Способ шестой: напоминания. Создайте собственную систему напоминаний: заведите ежедневник, делайте заметки на настенном календаре, просите кого-то напомнить вам и т. д.

Способ седьмой: работа в группе. Вы можете найти сообщество или тренинговый центр, клуб, в котором можете заниматься в обществе людей с теми же целями, проблемами и задачами.

Способ восьмой: профессиональная помощь. В зависимости от той задачи, которую вы себе ставите, вы можете выбрать себе специалиста. Это может быть например, психолог, консультант, фитнес-тренер, коуч.

Самое тяжелое и трудное для всех нас — все, что начинается с приставки «само». Самоорганизация , самодисциплина, самообразование, самомотивация, и тому подобное само.

Запустить гораздо труднее, чем учить других. Вот других учить — это запросто. Каждый из нас может дать другим кучу советов о том, как правильно себя вести, как достигать успеха, как найти прибыльную нишу, как сделать сайт и как зарабатывать в Интернете.

Наведите порядок на своем рабочем месте, в квартире, в одежде, в личной жизни и так далее, и поддерживайте его

Почему это важно? Беспорядок вокруг Вас порождает беспорядок в голове. Нельзя быть самоорганизованным в работе, и ходить в чем придется, выглядеть кое-как и есть, что попало, и вообще, вести беспорядочный образ жизни. Хаос в окружающем мире порождает хаос в голове, а это, в свою очередь, влияет на Ваши поступки и решения.

Записывайте Ваши мысли, планы, решения и идеи на бумаге

Это — один из самых мощных путей к самоорганизации. Пишите то, что Вам приходит в голову, текстом, рисуйте схемы и майнд-карты. Это быстро приучит Вас мыслить связно, а не сумбурно, и разовьет привычку точно излагать свои мысли. Это, в свою очередь, приведет к резкому росту эффективности Ваших действий.

Осваивайте майнд-карты

Они наводят порядок в Вашей голове, и, кроме того, приучают к важному принципу — все должно находиться на своих местах. Каждой идеи, каждой мысли, каждому решению свое место и время . Привычка регулярно составлять избавляет от каши в голове, и приучаете делать все дела по порядку их очередности, а не хаотично.

Превратитесь в «жаворонка»

Возможно, этот совет покажется Вам странным, но давно известно, что самые продуктивные часы для работы — утренние. Если Вы любите засиживаться за работой до поздней ночи, и просыпаться к обеду, и считаете, что так и нужно, что Вы «сова», все же ради эксперимента попробуйте наоборот — ложиться пораньше и пораньше вставать. Возможно, Вы будете удивлены результатом. Я сам считал себя «совой», пока не перешел на новый режим, и не убедился в обратном. Некоторые наши иллюзии относительно самих себя могут исчезнуть только путем эксперимента.

Планируйте свой день

Обычно советуют это делать вечером, но лично я делаю это утром, на свежую голову. Это — самое мое первое дело, когда я сажусь за компьютер: планирование дел на день и просмотр почты . Все дела, которые необходимо сделать, я разделяю на , приближающие к моим целям, и , которые являются необходимым фоном для жизни, и следовательно, для выполнения важных дел. Например, написать статью на блог — это важное дело, потому что каждая новая статья приближает меня к цели: достойному заработку с блога. А обналичить очередной чек Google Adsense — это срочное дело, потому что таким образом я получаю наличность, необходимую для жизни.

Выбрасывайте мусор

У меня, например, достаточно чистый почтовый ящик. Я подписан только на те рассылки, которые мне нужны. Периодически я подписываюсь и на новые рассылки, которые меня заинтересовали, но примерно с такой же частотой и отписываюсь. Курсы, которые я еще не прочитал, уменя находятся в отдельных папках, и рассортированы по срочности изучения. Конечно, совсем их выбрасывать жалко, если они не срочные, но они меня, в принципе, не беспокоят. Пусть лежат до поры до времени. В квартире я тоже стараюсь избавиться от всего лишнего, что мне не нужно. Мусору место на помойке, или еще где-то, но не рядом.

Не избегайте скучных дел

Все даже поначалу интересные новые дела со временем становятся скучной рутиной, если выполнять их постоянно. Но все равно делать их надо, если Вы не хотите, как бабочка, порхать от одного дела к другому, не доводя до ума ни одно из них. Так успеха добиться невозможно. Правильнее принять установку на то, что дела придется все равно делать , иначе ничего не получится. Есть масса способов сделать скучные дела интересными. Один из них — принять происходящее, как игру, и наблюдать немного за собой со стороны. Вы как бы ставите перед собой квест — задание, которое нужно выполнить, чтобы перейти на новый уровень. Также хвалите себя, и поощряйте за выполненные задания. И в конце концов Вы приучите себя с легкостью выполнять все скучные дела.

Прямо сейчас выберите себе один из этих пунктов, и сделайте что-то для его выполнения . Это будет не так уж и трудно, а пользу принесет громадную.

В идеале каждый день нужно делать что-то для каждого из этих пунктов , и тогда самоорганизация для Вас будет не пустым звуком, или абстрактной теорией. Уже через месяц Вы поразитесь тому, насколько поднимется продуктивность Вашего труда, и насколько четко Вы будете понимать, что именно Вам необходимо и целесообразно делать для продвижения к своим целям.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!