Выживаем в Darkest Dungeon. Советы начинающим покорителям подземелий

Путешествуя по подземельям в темноте, герои накапливают Стресс. При отсутствии лечения большой уровень Стресса может привести героя и его спутников к гибели.

Накопление стресса

Главным образом накопление стресса происходит во время боев. Стресс накапливается от критических атак монстров и некоторых умений, специализирующихся на наложении стресса. Небольшое количество стресса приобретается во время вхождения в Подземелье (зависит от уровня Подземелья и Уровня Решимости героя), а также в процессе дальнейшего путешествия по нему; количество приобретаемого стресса зависит от уровня света факела во время происходящих событий. Дополнительная порция стресса накладывается при движении по коридору задом наперед, от попаданий в ловушки, взаимодействий с некоторыми Любопытными Объектами и чрезмерном затягивании боев. Особо большие порции стресса, зачастую вместе с физическим уроном, накапливаются при невозможности накормить голодный отряд, при разрушении препятствий без помощи лопаты, а также в случае, если герой видел союзника в состоянии"при смерти" или наблюдал его смерть. Многие негативные черты характера увеличивает количество приобретаемого героем стресса. Также подобные пенальти можно встретить на многих Украшениях.

В отличие от Здоровья уровень стресса не восстанавливается после окончания миссии, что делает лечение обязательным для дальнейшего использования героя без тяжких пенальти, и усложняет принятие решения при отступлении из подземелья с тяжелой миссией или бегстве из боев, что тоже добавит героям стресса.

Уровень стресса может колебаться от 0 до 200, с порогом в 100 стрессовых пунктов. С приобретением первых 100 пунктов герой впадает в состояние психоза , либо с небольшим шансом (точно неизвестным, но приблизительно 15-20 процентах) испытывает душевный подъем . В состоянии психоза герои часто не подчиняются командам игрока и мешают прохождению миссии, накладывая дополнительный стресс на себя и союзников, подталкивая их в пути к своему безумию. После приобретения 200 пунктов стресса герой испытывает сердечный приступ и входит в состояние "при смерти", либо умирает на месте от разрыва сердца.

Снятие стресса

Несмотря на многочисленные источники возникновения стресса, существуют различные пути профилактики или лечения стресса, накопленного в процессе приключений. Наиболее распространенными является использование Аббатства или Таверны, которые за определенную сумму излечивают героя от большого количества стресса и приобретенного состояния психоза. Излечение занимает игровую неделю, в течение которой герой недоступен для выбора. При отсутствии денег или нежелании игрока использовать эти здания герой, незанятый в миссиях, будет излечиваться от небольшой порции стресса каждую неделю.

Также снятие стресса возможно во время экспедиций, во время использования умений, снимающих стресс, на привале, либо в процессе боя, где некоторые классы также обладают умениями понижать уровень стресса у себя или союзников. Уровень стресса будет понижаться от нанесения героями критических повреждений, убийства врагов, получения критических исцелений, обезоруживания ловушек и взаимодействия с некоторыми объектами.

Предотвращение получения стресса

В дополнение к нескольким чертам характера, уменьшающим объем получаемого стресса, существуют Украшения, способные выполнять ту же функцию. Некоторые лагерные навыки могут накладывать бафф на уменьшение получаемого стресса, побуждая игрока отдавать некоторое время планированию длительных экспедиций.

Можно избегать получения больших порций стресса путем устранения первыми врагов, специализирующихся на нанесении стресс-урона; путешествовать при большом уровне освещенности, при возможности уклоняться от необязательных сражений и обезоруживать обнаруженные ловушки, прежде чем персонаж наступит на них.

– самая хардкорная игра года. Долгожданный релиз произошел 19 января 2016 года. Игра продемонстрировала невероятный масштаб, качественный, проработанный до малейших деталей мир, а геймплей по сложности некоторые начали сравнивать с серией Dark Souls .

Помощь новичкам в игре Darkest Dungeon:

Данный гайд поможет быстрее и легче ознакомиться с игрой, а так же Вы найдете полезные советы, которые не будут терять актуальности на протяжении всей игры.

  • Старайтесь в свой отряд набрать хотя бы несколько лекарей, поскольку без них убивать боссов просто невозможно. Минимум для комфортного прохождения – по два Окультиста и Весталки.
  • Подбирайте армию так, что они друг друга дополняли. К примеру, Арбалетчица и Наемник будут наносить больший урон благодаря метке цели.
  • Прежде всего, подумайте о расширении казарм в «Дилижансе», после чего можно тратить ресурсы на остальные улучшения.
  • Не стоит спускаться в подземелье без еды и лопат. Для быстрых подземелий достаточно 8 припасов и 1 лопаты, для средних и долгих – в несколько раз больше.
  • Так же в подземельях необходимы факелы. Не забывайте, что чем меньше света – тем больше стресса. Для быстрых достаточно 8-10 факелов, для средних порядка 12-15, для долгих более 16.
  • Не забывайте про улучшение экипировки и навыков персонажей. Особенно это касается героев выше 3 левела.
  • Если Вы замечаете неминуемый проигрыш, не стоит сражаться до конца. Выгоднее будет отступить и попытаться заново, накопленные в подземелье трофеи сохраняются.
  • Не нужно тратить все средства на снаряжения, поскольку тогда у Вас не останется денег на улучшения.
  • Подземелья содержат большое количество ловушек, поэтому в Ваших рядах должен быть герой с высоким (40% и выше) навыком обезвреживания. Вы будете избегать нежелательных эффектов, а так же получите дополнительные трофеи.

Как снимать стресс в Darkest Dungeon

Стресс является ключевой механикой игры, поэтому есть немало вариантов оказывать влияние на этот показатель. В городе стресс снимается в Трактире либо в Монастыре. Каждое здание имеет три различных отделения со своими особенностями. К примеру, в игорной комнате Трактира герой в порыве способен заложить свой предмет и проиграть его, а вслед за глубокой медитацией в Монастыре может на неделю отправиться в поход веры. Некоторые классы владеют способностями снятия стресса, поэтому это можно делать прямо в бою.

Как снять причуды

В игре имеются специальные пассивные навыки, называющиеся причудами либо «квирками». Они влияют на поведение героя и его характеристики. К примеру:

  • Благодаря бешенству повысится дамаг, но снизится уровень защиты;
  • Клептомания заставит героя тянуться ко всем объектам на карте не зависимо от их опасности;
  • А из-за богобоязни Вы не сможете снимать стресс в Монастыре.

Снимаются причуды исключительно в Лечебнице, однако помните, что если вовремя их не снять, они получат статус «постоянных» и за снятие придется отдать большую сумму.
Помимо этого в Лечебнице имеется еще одно отделение, где можно излечить нежелательные болезни, отнимающие очки характеристик.

Как лечиться во время сражения

Восстанавливать здоровье в Darkest Dungeon можно лишь во время боя либо на привале (для долгих и средних миссий). В качестве лекаря отлично подходят Весталка и Окультист. Если Весталка имеет обычное и массовое лечение и ударный навык, который восстанавливает здоровье, то Окультист является не таким стабильным. У него есть лишь один лечащий навык, восстанавливающий 0-12 хп, при этом имеется вероятность наложить на цель кровотечение. Так же некоторые классы владеют навыками незначительного восстановления.

Краткое руководство для всех, кто столкнулся с одной из самых хадкорных игр года. 19 января 2016 года наконец-то произошел релиз инди-РПГ, которая уже долгое время была в статусе предварительного доступа. Darkest Dungeon показала невероятный масштаб, качество и проработку мира до малейших деталей, а игровой процесс многие игроки уже успели сравнить со сложностью серии Dark Souls.

Главной задачей в игре будет формирование группы для зачистки различных подземелий в старом фамильном поместье, которое окутано мрачным прошлым. Многие игроки еще на стадии раннего доступа и тестирования оценили высочайшую сложность игры и довольно жестокие правила, которые не позволят пройти режим кампании налегке.

Данное руководство призвано помочь начинающим игрокам разобраться в механике и особенностях тех или иных элементов, которые будут актуальны на протяжении всего прохождения.

Частые вопросы новичков или FAQ по Darkest Dungeon

Как работает механика «стресса»?

На рост уровня стресса влияет множество факторов, большинство из которых негативные. Слабое освещение, критические попадания врагов, чувство голода, различные препятствия и неудачная активация предметов на карте и многое другое, все это будет повышать уровень стресса. Когда он достигает 100 единиц, персонаж проходит проверку на решительность, после чего получает один из негативных статусов, который напрямую влияет на его действия. Например, получая «страх» после проверки, герой будет часто пропускать ходы в панике, а «агрессия» заставит его автоматически использовать атакующие умения. Проверка изредка может принести и положительный бонус «решимость», который будет давать положительные эффекты не только герою, но и всей группе.

Как снимать стресс?

В этой игре стресс это ключевая механика, потому существует немало способов влиять на этот показатель. В городе снять стресс можно в двух местах: Монастырь и Трактир. В каждом здании есть по 3 разных отделения, но стоит учитывать их особенности. Например, в игорном зале Трактира персонаж в порыве может заложить надетый предмет и проиграть его, а после глубокой медитации в Монастыре способен отправиться на неделю в поход веры. Также стресс можно снимать прямо в бою, за счет умений некоторых классов.

Как снять причуды?

В Darkest Dungeon есть специальные пассивные навыки, которые называются причуды или «квирки». Они формируют поведение персонажа, а также влияют на все его характеристики. Например, бешенство добавит наносимый урон, но понизит защиту, богобоязнь не позволит снимать стресс в Монастыре, а клептомания заставит тянуться к любым, даже самым опасным, объектам на карте. Снять причуды можно только в Лечебнице (отделение «Палаты»), но стоит учитывать, что со временем они усугубляются и переходят в статус «постоянных» (отмечены значком), потому избавление будет стоить гораздо дороже. Также в Лечебнице есть второе отделение (лечебное), в котором можно избавиться от крайне неприятных болезней, которые отнимают много характеристик.

Как лечиться во время боя?

Восстанавливать здоровье в игре можно только в бою или во время привала (для средних и долгих миссий). На роль лекаря лучше всего поставить Весталку или Окультиста, хотя второй не отличается стабильным лечением. Если Весталка имеет лечение, массовое исцеление и даже ударный навык, восстанавливающий здоровье, то Окультист менее стабильный. Он имеет только один навык, который на базовом уровне лечит от 0 до 12 единиц(при этом есть шанс наложить кровотечение на цель), потому он может как полностью восстановить жизни, так и потратить ход впустую. Также у некоторых классов есть навыки небольшого восстановления (например Крестоносец) и умения для самовосстановления (Дрессировщик, Арбалетчица и пр).

Как организовать привал?

Если привал предусмотрен в миссии, то перед ее началом вам дадут «дрова». Чтобы организовать стоянку необходимо нажать на предмет в любой комнате подземелья.

Как продать ненужные артефакты?

Сделать это довольно просто, нужно в городе зайти в сундук, навести на предмет и зажать кнопку Shift.

Как сохраняться?

В игре отсутствуют стандартные сохранения, а весь прогресс и его изменения фиксируются автоматически. Это позволяет закрыть в игру и продолжить с того же момента при следующем заходе, но не дает возможности загрузить запись в случае неудачи. Именно поэтому смерть персонажей в Darkest Dungeon необратима и придется нанимать новых героев.

Как начать новую игру?

Для этого необходимо удалить вашу запись в папке с сохранениями. Они находятся по адресу «C:\Users\Имя_пользователя\Saved Games\Darkest».

  • Старайтесь собирать как можно больше лекарей, так как без них не удастся убить ни одного босса. В вашем списке должно быть минимум по 2 Весталки и Окультиста.
  • Старайтесь подбирать персонажей так, чтобы они дополняли друг друга. Например, Наемник и Арбалетчица смогут получать массу дополнительного урона от метки цели.
  • Самым важным и первостепенным улучшением станет расширение казарм в «Дилижансе». После этого можно вкладывать ресурсы и в другие улучшения.
  • Всегда берите в подземелье лопату и много еды. Для быстрых подземелий нужна 1 лопата и 8 припасов, для средних и долгих в 2 и 3 раза больше.
  • Факелы необходимо брать в любое подземелье. Для быстрых подойдет 8-10, для средних 12-16, для долгих 16+. Чем меньше света - тем больше стресса, стоит это учитывать.
  • Не забывайте улучшать навыки и экипировку персонажей. Для персонажей выше 3 уровня это считается обязательным условием.
  • Если вы видите, что бой проигран, то не пытайтесь биться до конца, в случае смерти персонажей они будут потеряны. Намного выгоднее отступить и попытаться снова, к тому же вы сохраните все трофеи, которые накопили в подземелье.
  • Не пытайтесь покупать снаряжение на все деньги, лишние траты приведут к тому, что у вас не будет денег на улучшения. Ориентируйтесь на стандартное количество снаряжения для различных типов подземелий.
  • В подземельях будет множество ловушек, потому важно иметь хотя бы одного персонажа с высоким навыком обезвреживания (40% и выше). Это позволит получать дополнительные трофеи и избегать неприятных эффектов.

Внимание! Данный материал актуален для версии игры 7794. Если вы заметите какие-либо неточности, то оставляйте описание в комментариях. Возможно обновление.

После неудачного старта не начинайте игру сначала.

Для того, чтобы проиграть в Darkest Dungeon нужно очень и очень постараться. Дело в том, что на протяжении всей игры вам доступен бесплатный живой ресурс, а именно — новые герои, которые вне зависимости от обстоятельств ваших предыдущих походов вновь и вновь появляются в кибитке рекрутера.

Кладбище героев с описанием где и от чьих рук они погибли. Нервным часто список просматривать не рекомендуется.

Смерти предыдущих рекрутов влияют только ни длину списка на кладбище. Поэтому начинать все сначала, особенно если вы проапгрейдили несколько построек, смысла нет никакого.

Внимательно выбирайте героев в ростер.

Первым делом обращайте внимание на болезни претендента — чем их меньше, тем лучше. Далее проверьте способности героя и выберите того, у которого полезных больше, ведь на переучку героя с «левыми» скиллами, которыми вы не пользуетесь, придется потратить дополнительные деньги.

Проводите сбалансированные улучшения города.

Не пренебрегайте снижением стоимости лечения, улучшения брони и оружия, а также прокачки способностей, так как вы, к примеру, не можете прокачать персонажу первого уровня броню или оружие второго уровня.

Не переживайте - напялить на героя нулевого уровня броню первого уровня тоже не получится.

То есть для того, чтобы носить броню 4 уровня персонаж должен быть как минимум 4 уровня. Поэтому если у вас в команде нет высокоуровневых героев, то стоит потратить ресурсы на снижение стоимости покупки скиллов, брони, оружия и т.п.

Снижайте стоимость покупки способностей для выживания в последнюю очередь.

Связано это с тем, что поначалу длительных путешествий будет мало, гораздо чаще будут попадаться короткие и средние. В первых вы вообще не сможете пользоваться этими способностями, а во вторых только один раз, и в этот один раз их неправильный подбор не будет критичным. Кроме того, короткие забеги лучше всего подходят для фарма, так как для их прохождения вам понадобится меньше ресурсов, которые забивают меньшее количество слотов инвентаря и вы сможете взять практически все, что попадется под руку в подземелье.

Улучшение не только снижает цену походных скиллов, но и увеличивает их количество.

После увеличения количества героев в ростере вы сможете довольно безболезненно собрать группу с различными походными скиллами, вместо того, чтобы покупать нужные в палатке.

Собирайте команды и выделите «дрим-тим».

Уже после нескольких экспериментов с составом команды вы поймете свою идеальную комбинацию, который вам будет комфортно играть. Т.к. в ростере у вас может быть максимум 20 героев, то мы имеем 5 команд по 4 человека каждая. Не набирайте случайные классы из кибитки себе в ростер — подбирайте конкретные классы для будущих команд. Создайте команду с непонятными вам пока классами героев, чтобы лишний раз поэкспериментировать, узнать сильные и слабые их стороны.

Кандидат в дрим-тим: куча полезных перманентных баффов и одна незначительная болезнь.

В этом случае спешка не нужна, если нужного класса нет, а идти не кем, то наберите случайных героев для «суицидального похода», целью которого будет обновление набора рекрутов в кибитке, максимальное зарабатывание денег с похода с последующим увольнением всех героев такого «суицидального похода», которые нахватались стресса и на лечение которых жалко тратить деньги.

Имейте в команде сбалансированные Camping Skills для прохождения больших уровней.

В походах вы будете иметь дело со стрессом, малым количеством здоровья, дотами и дебаффами, а также с возможными битвами сразу после свертывания походного лагеря. Поэтому в полноценной команде, которая расчитывает проходить длинные забеги по подземельям без особых проблем должны быть герои с различными способностями.

Отличная походная способность Vestal, снижающая стресс религиозным членам команды (Bounty Hunter, Crusader, Occultist).

То есть заточенная, к примеру, под снятие стресса в лагере команда легко может закончить путешествие не соло нахлебавши из-за того, что не смогла во время стоянки пополнить достаточное количество здоровья из-за отсутствия необходимых скиллов у ее членов.

С умом тратьте ресурсы на апгрейды.

Не улучшайте что-либо только потому что «у меня на это прямо сейчас хватает!». Определитесь что в данной ситуации для вас критично: если ваша команда нахватала болезней, которые нужно срочно вылечить, то нет смысла вкладываться в кузницу, а если ваших героев сильно «ушатывают», то конечно нет смысла улучшать какой-нибудь собор для снятия стресса прямо здесь и сейчас, особенно если персонажей с критическим уровнем стресса у вас мало. Наберитесь терпения и через один успешный или не очень поход улучшите то, что вам действительно нужно позарез. Про «суицидальные походы» для фарма тоже не стоит забывать.

Лечите критические заболевания в первую очередь.

Все болезни, которые дают цифровой минус, лечатся в первую очередь. Все остальные болезни ситуативные и поэтому менее опасные. К таким относятся клептомания, различные фобии и желания залезть в любой сундук или обшарить любой алтарь. Логика здесь проста — вам могут и не встретиться алтари и прочие опасные штуки и эти болезни могут просто напросто не сработать. А вот болезни с цифровыми минусами работают всегда (за исключением минусов для конкретных типов врагов).

Типичная "критическая" болезнь. В подземелье Weald Маша будет подвержена стрессу на 20% больше. Лучше вылечить сразу, чем неожиданно обнаружить такого героя именно в этом подземелье с этим недугом.

Также следите за болезнями, которые не позволяют персонажам снимать стресс в городе в любом здании (соборе или таверне), особенно если у вас не улучшены эти постройки. Не лечите «бесполезные» болезни. К примеру персонаж, который не вешает дотов может «заболеть» минус шансом к наложению дота. Понятно, что тратить деньги на излечение от этой болезни не нужно.

Лиза имеет -5 к точности атак с расстояния. Т.к. она Hellion и у нее в руках секира (неожиданно), которую она не имеет возможности бросить, то лечить эту болезнь не нужно.

Открывайте непонятные объекты персонажем с меньшим стрессом и высоким уровнем здоровья.

Если вы ленивы, не хотите лезть в вики по DD и у вас пока мало опыта касательно того, что вам может встретиться в подземельях игры и какой эффект повлечет лазанье шаловливыми ручками по непонятным штуковинам, рекомедую открывать все здоровым и стрессоустойчивым героем. Вы можете невзначай получить дебафф или огромный кусок стресса, в результате чего герой рискует умереть или сойти с ума. Ну или «не знаешь — не трогай».

Перед походом расчитайте количество денег, необходимое для его комфортного прохождения.

Первым делом после возвращения в город определитесь в какое следующее подземелье вы пойдете, кто в него пойдет, прикиньте сколько вы потратите на припасы (еда, лопаты, факелы и т.п.). Так вы поймете сколько у вас будет свободных денег, которые вы можете потратить на лечение, снятие стресса и прокачку скиллов героев.

Сто пятьдесят золотых в остатке. Никого не лечим, ничего не покупаем.

Такая последовательность не оставит шанса бездумно потратить золото на город и героев, оставшись при этом без припасов на следующее путешествие. Не относится к «суицидальным походам», в которые можно ходить вообще без припасов.

Храните прокаченных героев.

Да, вы не можете проиграть в Darkest Dungeon из-за постоянного наплыва желающих получить по мозгам в темных закутках, но вы можете потерять тонну времени и денег, если потеряете в забеге действительно прокаченного героя (героев). Даже самая внусная награда не стоит тех денег и усилий, которые вы потратили на персонажа, скажем, четвертого уровня.

Очень пользительная кнопочка, которая при "нет времени объяснять, все плохо" позволит убежать из боя, сверкая пятками.

Особенно это касается боевых единиц без болезней и с накопленными перманентными баффами (отображаются слева от болезней желтым цветом), сильно прокаченными скиллами, броней и оружием. Прелесть в том, что вы можете выйти из боя в любой момент своего хода. Не перенебрегайте этой возможностью, не закидывайте трупами боссов, будьте расчетливым.

Убивайте единичные цели.

Лучший хил своего отряда и лучшее средство не получить стресс — быстрое убийство противника. Нет никакого смысла оставлять четыре цели с 5% здоровья и при этом получить от каждой урон или большую порцию стресса на следующем ходе. Используйте способности, наносящие урон нескольким врагам, в ситуациях, когда, к примеру, у одной из целей совсем мало здоровья и вы гарантированно убьете ее, при этом задев стоящего рядом врага. Оставляйте бронированных портивников на закуску, вынося в первую очередь цели с большим уроном и малым количество жизни. Не стоит забывать и о приоритетах в конкретный момент времени — если для вас главным является не получить стресс, то убивайте врагов его наносящих одного за другим (обычно такие неудобные противники стоят сзади), если же у вас проблемы со здоровьем команды, то сосредоточьтесь на малобронированных целях с большим уроном. Чем больше вы будете играть, тем быстрей будете изучать врагов — кто из них чаще критует, кто вешает стресс, кто бьет по нескольким целям сразу и т.п. Запоминайте способности противников и тогда вы сможете понять, кто представляет наибольшую угрозу.

Стакайте доты и баффы.

Все доты и баффы в игре стакаются до определенного уровня, поэтому не стесняйтесь настакать на врагов как можно больше дотов, а на себя как можно больше баффов. Стаканье на себя баффов особенно эффективно перед встречей с боссами, когда вы находитесь на привале в соседней с боссом комнате. Настакайте как можно больше баффов на своего лучшего дамагера и удачи!

Используйте доты и марки преимущественно на «толстых» и труднодоступных врагов.

Нет никакого смысла использовать доты или марки на хилые цели (которые вы сможете убить за один-два удара), на цели, которые вот-вот умрут. В то же время доты и метки крайне эффективны на «жирных» боссах и «толстых» врагах, которых вы будете ковырять достаточно долго. Прекрасно доты показывают себя также на боссах или простых врагах, которые с течением времени откатываются на последние позиции, наставляя перед собой скелетов (босс Некромансер) или что похуже. Не забывайте проверять резисты врага прежде чем повесить на него дот.

Имейте в команде хотя бы одного крусейдера.

Довольно спорный совет, но только у этого героя есть способность снимать стресс прямо во время боя. Именно из-за этой способности и стоит брать его в команду. Если в вашей банде накопилось много стресса, то оставляйте одного-двух хилых врагов, а сами снимайте стресс со своих героев крусейдером, при этом оглушая противника.

Любите его за stress heal +5.

Помните, что если вы будете проделывать такое не нанося урона врагам в течение нескольких ходов, то герои получат стресс. Если в вашей команде нет оглушающих способностей, то бейте оставшихся врагов, которые нужны вам только для снятия стресса, способностями с малым уроном (различным метки, доты и т.п.).

Продумывайте маршрут по подземелью.

Как только вы попадаете на карту первым же делом составьте такой маршрут, при котором бы вам пришлось как можно меньше проходить уже однажды открытые переходы и комнаты. Это сэкономит вам время на прохождение, убережет героев от ненужного стресса и позволит сэкономить на факелах.

Старайтесь не использовать способности, переставляющие врагов.

Главная цель использования таких скиллов — подтянуть вперед неудобного и опасного противника, стоящего сзади, а затем убить его скиллами героев, которые могут хорошо приложить только первые 2-3 цели. Причины, по которым я даю этот совет, целых три. Во-первых, иногда проще убить стоящих впереди врагов, чтобы стоящий сзади противник сам как бы подтянулся к вам. Исключение составляют случаи, когда первые два места занимает один толстый враг, но даже в такой ситуации иногда проще убить монтра, стоящего на позиции 3, тем самым подтянув позицию 4 на позицию убитого на позиции 3 врага. Во-вторых, способности переставляющие врагов наносят очень мало урона и вы, грубо говоря, теряете на этом целый ход, который мог быть потрачен на нанесение урона впереди стоящим монстрам. В-третьих, при сборе команды желательно иметь на третьей-второй позиции героя, который бы мог более или менее бить все цели, ну или хотя бы цель, стоящую на позиции 3.

Материал из Darkest Dungeon Wiki на русском

Психоз (Affliction)

Персонажи Darkest Dungeon вовсе не те всемогущественные герои, которых вы привыкли видеть в привычной фантастике. Разумеется они сильные и способные воины, но им не чужды человеческие слабости, и вам необходимо следить за их душевным здоровьем с таким же вниманием, как и за физическим. Как только ваши герои наберут 100 пунктов стресса, они начнут эмоционально реагировать на обстановку вокруг них, впав в состояние психоза (Afflicted), или победив свои страхи, с гораздо меньшим шансом приобретут состояние душевного подъема.

Безумие... наш старый друг.

Психоз это временное состояние, в которое впадает герой, достигший 100 пунктов стресса. Герои с состоянием психоза получают штраф, могут действовать по своей воле, не слушаясь игрока, пугают союзников, накладывая на них стресс, меняют позицию, нарушая построение отряда, присваивают добычу, и отказываются от баффов и медицинской помощи союзников. В момент вхождения героя в состояние психоза стресс накладывается на весь отряд. Накопление стресса не прекращается после наступления психоза и как только герой достигает планки в 200 стресс-пунктов, он испытывает сердечный приступ, который уменьшает здоровье героя до 0 и вводит героя в состояние "при смерти". Если герой испытывает сердечный приступ в состоянии "при смерти", он умирает на месте без какой-либо возможности восстановления. Психоз может быть вылечен в городе в Аббатстве или Таверне, или в Подземелье путем уменьшения стресса пострадавшего героя до 0.

Список возможных состояний психоза

Душевный подъем (Virtue)

Душевный подъем это временное состояние, в которое входит герой, прошедший испытание силы воли и не поддавшийся психозу. Герои в состоянии душевного подъема обладают повышенными характеристиками, со случайным шансом могут не зависимо от игрока восстанавливать свое здоровье, уменьшают стресс отряда и дают баффы своим союзникам в момент начала их хода. Получение героем душевного подъема уменьшает стресс всего отряда на небольшую величину. Герои в состоянии душевного подъема имунны к сердечным приступам, так как их стресс не может достигнуть величины большей чем 100 стресс-пунктов. Состояние душевного подъема длится до конца миссии и пропадает с возвращением в город. Точный шанс возникновения душевного подъема неизвестен, предположительно 15-20%.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!