Какие чувства у вас вызывает самсон вырин. А.С. Пушкин "Станционный смотритель": описание, герои, анализ произведения

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Разумный рационалист вполне мог бы обозначить их как фашистов. Между страстными героями Лоуренса и грубым бродягой Киплинга существует степень родства. Когда Киплинг протестует против больших слов, когда он сожалеет о завершении сообщений подчиненного лидеру, он протестует против формул, которые заменяют отношения человека к человеку, и они инстинктивно проявляют сочувствие к насилию, примитивный и отвращение лицемерия, великий порок цивилизованного, потому что, более чем добродетели, он абсолютно необходим для поддержания общественного порядка.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция


Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Против мира, где прямое действие становится невозможным, против его дьявольской морали, они оба защищают горячее желание жить. Лоуренса можно суммировать в борьбе с лицемерием, борьбой с цивилизацией, отождествляемой с лицемерием; он может быть изолированным писателем в свое время, но он связан с традицией английского несоответствия; к христианской традиции, которая хочет видеть в лицемерии не второстепенную мелкую ошибку, а грех по преимуществу. Моралисты, полиция и правительства атакуют прелюбодеяние, грабеж и преступление, поскольку эти пороки опасны для установленного порядка, они, наоборот, делают лицемерие милым дефектом, подобным обжорству; потому что они не осмеливаются признать, что в той мере, в какой общество совершенствуется, лицемерие проникает в нее; даже когда, как и в Англии, лицемерие называется идеализмом или либерализмом.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Наоборот, революционеры должны всегда нападать на лицемерие, чтобы разрушить плохие причины общества. Изолированный своими идеями, своей болезнью, перед бесчисленным врагом, Лоуренс атакует насилием человека, который заранее знает утраченную часть; он мог только расстроить лицемерный идеализм английской буржуазии актом провокации. Теории Лоуренса абсурдны, если мы забываем, что против такой вежливости, поцелуев, вышитых салфеток и сахарных клещей необходимо было сделать поломку, и только ему показалось, что он достаточно жесток, чтобы выразить спонтанность государству чистый, половой акт.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Любительница леди Чаттерли - интеллектуальная бомба, смысл которой - именно сила взрыва; поставить этот роман из того времени и места, где жил Лоуренс, - сделать его абсурдным. Возможно, ненормальная книга, но потому, что здоровый человек в нецентральном мире становится ненормальным. Возьмите Пернатого Змея, где его мысль выражается в менее конкретной силе; это история двух мексиканцев, которые воспитывают свою страну, уничтожают искусственную культуру, импортированную из Европы, и заставляют ее снова общаться с неясными силами своей расы и ее почвы.

Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Речь идет о подавлении цивилизации, которая отделяет человека от реальности, отвлекая его от истин, в которых он находит свой предел: пол и смерть. Ослепив нас успехом своей техники и шедевров ее культуры, постоянно совершенствуя социальную организацию, западная цивилизация хочет, чтобы мы забывали трагедию нашей жизни, она хочет отменить наши конфликты. С другой стороны, его престиж не очень хорошо сочетается с этими двумя элементарными истинами: человек порождает спаривание, и через короткое время он щелкает.

Буржуа не рождается, он не делает детей, и он не умирает, что делает его настолько уверенным в себе. Провозглашайте снова богов человечества Кецалькоатля, секса и Хиицилопочтли, смерть, какой удар по народу порядка и поклонникам прогресса! Природа Лоуренса - это плодородный и жестокий тропический лес, о котором он сожалеет от отчаяния больного человека, который сохраняет в нем память о заводских газах своей родной страны. Рамуз и Гионо, крестьяне-писатели, чувствуют угрозу, но они еще не потеряли радости от жизни, страна Во и Прованс еще не Ланкашир.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Французская литература, возможно, из-за ее парижского происхождения, уже давно является литературой в гостиной, которая знала только человека и общество. Природа играла только второстепенную роль, это был мягкий декор его любовных интриг, лунный свет над Неаполитанским заливом, пальма в горшке, которая выходит на диван, где вечная пара продолжает борьба. Восхищение иностранного характера не оживляет его, его писатели - тонкие психологи, но они закрыты для внешнего мира; если им кажется, что это в политической форме, пейзаж заканчивается воинствующим.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.


Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Их авторы исходят из наиболее специфических франкоязычных стран: наиболее характерным из этих авторов, в отличие от большинства наших великих авторов, должно быть откуда-то; тем не менее, это потому, что эти работы глубоко чужды, что они глубоко присутствуют. Озабоченность Гионо и Рамуза имеет более глубокий революционный смысл, чем случаи совести парижских писателей. Льюис и Ирен могут путешествовать на самолете, принимать коктейли и играть в гольф, это те, кто не в свое время, а не герои Гионо и Рамуза, которые достаточно очищены, чтобы увидеть это.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.


В Рамузе царит чувство «странности» природы. Чувство времени, ощущение объекта, ощущение места. Земля - ​​это куча сокровищ: кварцевые гальки, грани льда, где свет вспыхивает стрелами, жирные земли, усыпанные кристаллами, пушные звери, семена всех форм, золотое вино в стакане, сливочное молоко в кувшине окрашенного песчаника. И человек, который, наблюдая за знаками, видит скрытые сокровища, человека, который выступает против суровости предметов, это человек, который обладает и не обладает, это крестьянин.

Чувство природы в Рамузе в конечном итоге привело к концепции человека и концепции общества. Небольшие местные общества, основанные на культуре, семье и непосредственном владении почвой. Но Рамуз, как и крестьяне, испытывает недостаток в смысле революционной миссии. У него плохая совесть, защищающая крестьянство, потому что он считает, что он защищает потерянное дело. Рамуз говорит: «Природа справа». Но природа не более права, чем левая, природа существует, не более; то, что связано с определенными политическими концепциями, - это определенная концепция природы.

В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

И даже, если только не вообразить идеальное право, которого не существует, правильно ли поставить справа защиту естественной жизни и Руссо? Никакая доктрина не суха и не лишена крестьянского духа, чем маарский рационализм, который во многих странах составляет основу правого духа.

Но глубина этого движения пугает его; убежденный своими чувствами к открытию пропасти революционной ситуации, он отступает перед ним и отказывается от борьбы. Гионо, хотя писатель слева, имеет такую ​​же родословную, что и Рамуз, но мы не находим такого же отречения дома. Дух восстания более оживлен в провансальском крестьянине, чем у Вальденского альпиниста; Прежде всего, провансальский крестьянин по опыту знает, что нынешнее общество не оставит его в своей деревне. Он воевал, он не видит последствий цивилизации, рожденной капиталистической выгодой, как угрожающее облако на горизонте, он видел их лицом к лицу в материальных аспектах нынешней цивилизации: большой город, война разрушения, ударил Гионо, его пацифизм привязал его к левым кругам; но в то время как левые видели на войне результат заговора интересов, Гионо пошел дальше и подвергал сомнению цивилизацию: его презрение к истинному богатству.

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

У Гионо, несомненно, было несколько ложное положение, но смертельные исходы нынешнего мира не заставили долгое время подталкивать так называемых революционеров; В тот день Гионо стал тем, кем он был на самом деле, независимым, который защищал новую революционную концепцию. Он не просто писал книги, он не боялся пережить свои идеи и ценность опыта, который он сегодня испытывает в сообществе Маноска, в прямой зависимости от глубины его чувства природы.

Чувство вульгарной природы. Мифы о матросе, авиаторе, сахарском офицере, Тарзане. Однако эти чувства не были исключительными чувствами, прежде чем медленно распространяться в популярной литературе, театре и кино; что доказывает, что это не инактические идеи, а общая мысль всех людей нашего времени, которые писатели довольствовались только выражением более четко. Литературная критика раскрывает это чувство; экзегеза общих мест покажет нам, какие популярные мифы он любит.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

Сначала мы поговорим о полете на острова. С конца девятнадцатого века, сколько писателей или художников покинули Европу в летнее путешествие, но навсегда: Рембо отправляется в Абиссинию, Гоген поселяется на Таити, а затем сколько других французов, англичан или американцев? Вкус экзотики не является основной причиной этих выездов, потому что они навсегда покидают социальные условия, которые абсурдны. Вместо того, чтобы отталкивать, они отправляются на эти острова, которые никакая современная революционная партия не заставляет их заглянуть в утопию, потому что все современные революции приводят к большему угнетению общества, отождествляемого с государством о людях.

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

Цель:

Они бегут в основном по тем же причинам, что и старые пионеры, потому что жизнь невозможна для них в их родной стране, и они не могут надеяться навязать свой путь видеть: счастье, а не больше богатства, но в более простая жизнь в контакте с силами природы. Моряки обычно отправлялись на Острова Удачи, чтобы найти обильные плоды, побежденные без работы, и женщины, которые сами себя не смешивали с этим делом с правительством республики и добрым Богом; сегодня они отправляются в Рапу или Мурею, чтобы спать на солнце далеко от центров интенсивной экономической жизни.

  1. Ввести учащихся в мир “маленького человека” пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести, раскрыть общечеловеческий характер темы “блудных детей”;
  2. Сопоставительный анализ повести Пушкина и библейской притчи;
  3. Нравственное и эстетическое воспитание.

Наглядность:

  1. Репродукции с картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”.
  2. Иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.
  3. Словарь: гуманизм, “маленький человек”, коллежский регистратор, шлафрок, графика.

Ход урока

У каждого фильма была та же тема: счастье живых людей, потерянных в природе, сгруппированных в несколько обществ без сокрушительных богов, требующих боли и крови людей: никакого прогресса, ни нации, ни денег, ни морали, Просто протяните руку, чтобы выбрать спелый плод, который висит на деревьях, каждый живет естественным образом в невинности, без греха, изо дня в день. Но эти острова представляют собой неустойчивые приюты, и фильм заканчивается прибытием купца и миссионера, которые приходят, чтобы положить конец раю.

Толпа зрителей восхищается определенными типами людей, которые все еще ведут эту жизнь, которую ему отказывают: моряки, летчики, альпинисты, марокканские офицеры, не такие, как они есть, но их образы кристаллизовались в некоторых очень простых мифах. Матрос - самый старый миф, известная французской публике литература военно-морских офицеров. Эволюция этого типа с конца девятнадцатого века соответствует эволюции форм чувства природы в массах. Первоначально матрос очень добрый, добровольно созерцательный: он проводит целые дни, наблюдая за морем; затем, с Конрадом и его французскими подражателями, матрос решает заставить себя работать, толпа восхищается в нем уже не любовником природы, а человеком, который ведет грубую жизнь против волн, развязанных.

I. Слово учителя.

– Вы прочитали повесть А.С. Пушкина “Станционный смотритель”. Какие чувства вызвали у вас её герои?

(Жалость, сочувствие, сострадание).

– Значит, цель, поставленная Пушкиным при создании этого произведения, была достигнута, потому что он хотел вызвать именно сочувствие, сострадание в сердцах своих читателей. В этом проявился гуманизм поэта, его человеколюбие.

Гуманизм – любовь к людям, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей.

В этом произведении А.С.Пушкиным впервые в русской литературе так остро поднимается тема “ маленького человека”.

“Маленький человек” в литературе – обобщённый образ бесправного и страдающего человека.

– Как вы думаете, кого в повести “Станционный смотритель” можно назвать “маленьким человеком”? Подтвердите свою мысль словами текста (учебник).

– Чаще всего это бедный человек, в данном случае – чиновник низшего класса.

Коллежский регистратор – чиновник низшего, 14 класса в “Табели о рангах”.(“Табель о рангах” – классификация чинов и порядок их прохождения на гражданской и военной службе. Учреждена в 1722 г., во времена Петра I.)

II. Беседа.

  1. Кто является главным героем повести?
  2. Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?
    Как видим, защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
  3. Но Самсон Вырин в начале повести производит впечатление бодрого, счастливого человека. Почему?
    Потому что у него была дочь – красавица, которой он гордился.
  4. Как выглядит его дом? (“…смиренная, но опрятная обитель”.)
  5. Что особенно запомнилось рассказчику в доме смотрителя? (Картинки, изображающие историю блудного сына.)
  6. Зачитываем рассказ о картинках (учебник).
  7. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания? (Эти картинки словно намекают на будущую историю “ блудной дочери”, героини повести. А “почтенный старик в колпаке и шлафроке” напоминает самого смотрителя.)
    Шлафрок – домашний халат.
  8. Прошло несколько лет. Что изменилось? Что осталось неизменным? (“Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына…”)
  9. Итак, автор снова возвращает нас к библейской притче. Вспомним, что такое притча.
    Притча небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.
  10. Зачем висят картинки в доме смотрителя? Научили ли они чему-нибудь наших героев? Следуют ли они наставлениям Христа? (Нет.)
  11. Почему вы так думаете? (Станционный смотритель сам отправляет дочь из дома. Дуня уезжает со слезами, но уезжает, не задумываясь, что может случиться дальше.)
  12. Что стало с отцом после похищения Дуни? (Он заболел.)
  13. Почему он особенно страдает? (Потому что сам её отправил.)
  14. Как представляет отец будущее своей дочери? (“ Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою…”)
  15. Чем закончилась история Самсона Вырина? (Он вернулся из Петербурга один, не вынес одиночества, спился и умер.)
  16. А что же стало с Дуней? (Она приехала к отцу, навестить его.)
  17. Почему ясно, что прекрасная барыня – Дуня? (Когда Ванька предложил довести её до кладбища, она ответила: “Я сама дорогу знаю”.)
  18. Счастлива ли она? (Вероятно, да.)
  19. Но почему Дуня плачет? (Вернулась, но слишком поздно. Не получила отцовского прощения.)
  20. Вы уже говорили о своём сочувствии, сострадании героям повести. А как сам автор относится к ним? В чём это выражается? (Автор любит и жалеет своих героев. Это подтверждается, во-первых, тем, что он вызывает такие же чувства у читателей. Во-вторых, пейзаж в повести помогает почувствовать отношение автора. Во время первого приезда рассказчика стоит жаркий майский день, затем идёт благодатный проливной дождь. Совсем другие картины природы сопровождают описание последнего посещения рассказчиком знакомой станции: “Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей…”)

III. “ Притча о блудном сыне” в литературе и живописи.

1. Притча– маленький нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.

Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете…

Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи и в те далёкие времена, и позже. Правда, авторы произведений Древней Руси чаще сверяли жизнь своих героев с евангельским словом, писатели нового времени – реже.

В произведении 17 века “Повесть о Горе-Злосчастии” героя постигла судьба блудного сына из евангельской притчи. Он не слушался родительских наставлений, ушёл из дома, прокутил с другом родительские деньги. И пошёл по миру нищий и голодный. Вот и привязалось к нему Горе-Злосчастие, ходит-бродит за ним неотступно. “Научате молодца богато жить, убить и ограбить”. Казалось, нет ему от Горя спасения, так и будет бродить за молодцем вечным наказанием.

Рассказчик не называет имени героя, неизвестно, где он родился, откуда и куда путь держит. Оттого, наверное, что история эта возможна с каждым и которое уже столетие повторяется. Но евангельские притчи для молодца 17 века ещё дышат живой историей, поэтому “спамянует молодец спасения путь”, ушёл в монастырь – вернулся к Богу, а горе у ворот осталось.

Два столетия спустя уже иначе живёт эта притча в литературе нового времени. В пушкинской повести “Станционный смотритель” картинки с изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона Вырина. Возможно, смотрят на них станционный смотритель и дочь его Дуня, да не извлекают уроки из этой притчи, оттого что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.

2. “Притча о блудном сыне” нашла отражение не только в литературе, но и в живописи. (Рассматриваем репродукции картин И. Босха, Б.Э. Мурильо и других художников).Но особенно интересное развитие находит этот сюжет в замечательном полотне голландского художника Рембрандта “Возвращение блудного сына” (1669 г.) Только умудрённый жизненным опытом человек мог создать это простое и вместе с тем гениальное произведение. Оно стало духовным завещанием художника. В том же 1669 году Рембрандта не стало.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и потерявший друзей, появляется блудный сын на пороге отчего дома. Остриженная голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая в сандалии с почти отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени, прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя.

И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света, отражающиеся и на седой бороде, и на бормочущих, искажённых жалостью губах. Здесь, в объятиях отца, сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.

IV. Сопоставление картины Рембрандта и иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.

1. Какая из картин, на ваш взгляд, более трагична? (Конечно, картина Рембрандта)

2. Почему? (На иллюстрации Доре – светлый фон, видно движение, жизнь.)
Картина Рембрандта – мгновение неподвижности, несколько застывших фигур. Много красного, трагического цвета. Фон картины – тёмный.

Графика – вид изобразительного искусства, рисунок на бумаге карандашом, углём, мелом, кистью либо оттиск этого рисунка со специально обработанной доски или камня.

3. Зачитайте из “ Притчи о блудном сыне” слова, которые могут служить подписью к иллюстрации. (“Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его…”) Полотно Доре – это непосредственная иллюстрация к Библии, поэтому мы видим картину встречи отца и сына по-иному, нежели на полотне Рембрандта.

Картина Рембрандта не только передаёт библейский сюжет, но и отражает жизненные наблюдения художника, понимание им тех страданий, через которые пришлось пройти и сыну, и отцу, поэтому на его полотне сын – обессиленный и больной человек, а отец ослеп от того, что выплакал все слёзы по пропавшему сыну.

V. Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” и библейской “Притчи о блудном сыне”.

1. Каковы чувства отца в притче и в повести? (Оба страдают.)

2. Простил ли отец блудного сына? В чём это выражается? (Да, простил. Он не сказал ему слова укора, а устроил пир в честь возвращения сына.)

3. Простил ли Самсон Вырин свою дочь? Почему вы так думаете? (Простил. Он сам ходил за ней пешком в Петербург.)

4. Найдите в повести слова, которые свидетельствуют о прощении.
“ Авось приведу я домой заблудшую овечку мою…”.
“ Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть ещё раз увидеть бедную свою Дуню…”.
“ Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною, он поневоле ею любовался”.

5. Кто из отцов, на ваш взгляд, больше страдает? Почему? (Самсон Вырин. Он одинок. Он сам отправил свою дочь из дома. Отец блудного сына ослеп от горя. Станционный смотритель умер.)

6. Но почему он желает смерти своей дочери?
(“ Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил…Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…).

7. А дети? Заслужил ли сын прощение? (Да, своими страданиями.)

8. Изменится ли он после возвращения и такой встречи? (Изменится. Он много испытал в жизни, прошёл через страдания и понял, что его простили.)

9. А Дуня? Она заслужила прощение? (Нет. Отец умер, и некому её простить.)

10. А вы её простили? Почему? (Она заслуживает нашего прощения, потому что её простил отец, и мы видим, что она страдает.)

11. Простит ли Дуня себя?

12. Так кто же из детей оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся нищим и больным, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

Вывод: Дуня напомнила нам судьбу блудного сына из библейской легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца могилу, и некому было сказать “ прости”. До конца жизни нести ей этот тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.

VI. Подведение итогов урока.

1. О чём эта повесть?

– о глубокой и всепрощающей отцовской любви;
– о дочерней неблагодарности;
– об одиночестве и беззащитности “маленького человека”, сохранившего своё достоинство;
– о запоздалом раскаянии “блудной дочери”, которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.

2. В чём проявился гуманизм А.П.Пушкина – автора повести “Станционный смотритель”? (Писатель вызывает у читателя сочувствие и уважение к “маленькому человеку”.)

3. Одно из значений слова Гуманизм – “забота о благе людей”. Как проявилась забота автора о благе людей в этом произведении?

Повесть звучит как предостережение. Это нравственный урок для всех нас.

Рассказчик ещё и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции. Пусть бы Вырин вместе с ней порадовался внукам…

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!