Что такое дружба на основе литературных произведений. Лишняя дружба

Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выжить, им в самых трудных жизненных ситуациях.

Дружба - философская категория, она подлежит глубокому осмыслению, и людям к понятию «дружба» следует относиться серьезно, с чувством глубокой ответственности. Нельзя сказать, что такое понятие, как дружба, появилось и стало актуальным лишь в XX веке. Дружеские связи у людей росли и крепли в течение многих веков, именно духовное родство, взаимоинтерес и взаимопонимание послужили причиной сближения многих народов и даже государств. На мой взгляд, лучше всего тема дружбы отражена в произведениях русской классической литературы, а именно в лирике одного из известных русских поэтов XIX века -

Дружба - это тема размышления и мотива поэтического вдохновения в литературе и искусстве. Место назначения: литературный журнал. В эпоху, отмеченную неистовыми ритмами и ненормальным использованием средств массовой информации, кажется, что те ценности, которые диктуются справедливым моральным духом, похоже, были потеряны. Среди многих возникает вопрос о дружбе. Со временем он приобрел разные валентности. Сначала это понималось на основе аутентичных моральных принципов. Сегодня, гуляя по улицам и прислушиваясь к дискурсам среди знакомых, отмечается, что дружба приписывается коннотации, отличной от ее беременной значимости.

А. С. Пушкина.

Лирические стихотворения А. С. Пушкин писал на протяжении всей своей недолгой жизни - от первых лицейских лет (1813-1815 гг.) до последних дней. Лирика Пушкина, по. словам Н. В. Гоголя, - «явление чрезвычайное». Она органично сочетает в себе высокую человечность, «лелеющую душу гуманность» (В. Г. Белинский), всеобъемлющую глубину и ясность мысли, гармонию формы и содержания и, если воспользоваться словами самого поэта, образует в своей слитности союз «волшебных звуков, чувств и душ».

На самом деле, это заботливая дружба, только в интересах одного человека. Согласно моему личному мнению, как этическому, так и моральному, термин «дружба» должен указывать на живую и взаимную привязанность, которая не является исключительно интересом отдельного человека, а коллективного блага. Поэтому эта тема, так как древность была поводом для размышлений, настолько, что из нее исходило много грамотного и вдохновляющего художника. В римско-республиканском мире Цицерон в работе под названием «Демицизия» заявил, что жизнь не была такой без дружбы и что человек как живое существо без него не имел никакого условия свободы.

Много лирических стихотворений Александр Сергеевич Пушкин посвятил сердечным переживаниям, сумятице чувств. Лирика его отличается глубиной, проникновенностью, тонким пониманием человеческой психологии. «Есть всегда. что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоухающее и грациозное во всяком чувстве Пушкина», - писал Белинский. Тема дружбы занимает в творчестве поэта особое место. Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел множество друзей, много писал о дружбе. Дружба являлась для него той всепобеждающей силой, которая способна соединить людей в крепком союзе на всю жизнь.

На мой взгляд, это утверждение руководствуется твердыми принципами и верно. Фактически, человек, который не пользуется настоящей дружбой, становится интровертированным и рабами его страдания и страха, живущими в бесконечном отчаянии. Поэтому верно, что друг - это сладкая и дорогая поддержка, потому что он может преодолеть через совет худшие моменты жизни. Это утверждение также видно на знаменитой странице обещанной невесты Алессандро Манцони. Автор рассказывает о встрече между Ренцо и другом после двухлетнего отсутствия.

Двое друзей, счастливые, что их нашли, признают свои приключения в период разделения. Итак, даже говоря о несчастьях и «вещах, которые вы никогда бы не подумали увидеть», они находят облегчение. Дружба также культивируется в радости, но также и прежде всего от боли, как в случае, выражаемом Вергой в поле полей романа Россо Мальпело, в котором главный герой, даже если он сидит на корточках, пытается облегчить товары материал для страданий его друга Раноккио, который страдает лихорадкой и кашлем. Поэтому на этом этапе очевидно, что дружба - это чувство экономической ценности.

Чувство товарищества, верность братским узам, преданность - все эти чувства воспитал в Пушкине лицей. Именно там во время учебы он обрел много искренних, настоящих друзей, которым в дальнейшем адресовал свои послания, задушевно откликался стихами на все лицейские годовщины.

Бездушному светскому обществу поэт всегда предпочитал тесный круг друзей:

Эмблематическим среди всех является шаг, предпринятый другом Ульмана, где дружба подчеркивается как непредсказуемое чувство, поскольку главный герой не помнит, когда Конрадин стал его другом. Но в дополнение к непредсказуемости, дружба превозносится экстремальным актом смерти для спасения его друга. Но как вы представляете такое чувство?

Творческие палаты общин

Раффаэлло с большим мастерством увековечивает свою дружбу с огромной выразительной силой лица персонажа и с большой уверенностью в жесты. Среди самых нетранслированных с английского на итальянский, несомненно, броманс. Хотя термин, определяющий эти «близкие, несексуальные отношения между мужчинами», является неологизмом, сама концепция не является чем-то новым. Если мы оглянемся на века - и в литературе - мы находим нечто подобное уже на родине идолопоклонства.

И, признаюсь, мне во стократ милее

Младых повес счастливая семья,

Где ум кипит, где в мыслях волен я,

И где мы все - прекрасные друзья,

Чем вялые бездумные собранья.

В Царскосельском лицее у Александра Пушкина завязались с его сверстниками самые тесные отношения, которые он пронес через всю жизнь. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, Пушкин оставался неизменно верен своим друзьям: Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру. В 1825 году, находясь в ссылке в Михайловском и будучи разлучен со своими друзьями, поэт, мысленно обращаясь к ним, восклицал:

По крайней мере, для оригинальных версий разных историй - потому что все эти персонажи в сети могут найти фанфикцию, которая переписывает вещи. Дарси и Бингли: Бингли терпит неприязнь Дарси, как это сделал бы настоящий друг. На самом деле, несмотря на то, что Дарси была немного кислым и несчастным, Бингли все еще любит его, как если бы он был братом. Он так хорошо его любит, когда Дарси советует ему не жениться на сладкой, робкой Джейн, которую он слушает. И давайте не будем забывать, что друзья выходят замуж за двух сестер, так что даже замуж будет продолжать очень много смотреть.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Пушкин был верным другом своим единомышленникам и в окружающих ценил прежде всего преданность и верность. Когда он находился в ссылке в Михайловском, не многие из знакомых осмелились посетить поэта, поскольку рисковали навлечь на себя неприятности. Среди тех людей, кто в трудный миг не предал, были его старые лицейские друзья - Дельвиг и Пущин. Последнему Пушкин посвятил стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…».

Пип и Герберт: Мы знаем, что в первый раз, когда они встречаются с детьми, это определенно не любовь с первого взгляда, но эта детская страсть не мешает им стать отличными друзьями от великих. Они не только живут вместе, но и делают все вместе. Пип также обеспечивает работу Герберта, поэтому последний может чувствовать себя хорошо о себе. Эд Герберт пытается помочь Пипу избежать бывшего заключенного из города. Что должны делать ваши друзья, если не помогать нам в этом?

Фродо становится слабее под влиянием кольца, и, короче говоря, Сэм должен сойти со всех весов в своем путешествии. Она носит сумочки, готовит, она просыпается ночью, чтобы охранять, и, прежде всего, она защищает и заботится о другом. И даже когда Фродо становится злым существом, Сэм страдает от стоицизма и невероятной хорошей манеры. Сэм также спасает своего друга от орков.

Пушкинские стихи звучат как клятва верности, поэт стремится поддержать своего товарища в дни трудных испытаний. О верности поэта своим друзьям свидетельствует стихотворение «Во глубине сибирских руд…», адресованное томящимся в Сибири декабристам. Желая вселить бодрость в их сердца, Пушкин пишет:

Любовь и дружество до вас

Тирион и Бронн: Это одна из самых мужественных и специальных знакомств нашего шоу. Когда Тирион заключен в тюрьму, и его судьба должна определяться борьбой, Бронн предлагает себя в качестве своего чемпиона и борется на его месте. Первоначально их отношения основаны на деньгах. Бронн - наемник, а Тирион - очень богатая семья. Как бы то ни было, они со временем становятся очень сплоченными. Они напиваются вместе, они идут вместе в бою, вместе идут в бордели. Но у них были хорошие моменты вместе.

Тео и Борис: В новом романе Тартта, настоящий успех, эти двое - хорошие друзья. Наконец, мы узнаем, что Борис украл «картофель» в Тео, когда они были мальчиками, но затем, будучи взрослым, он также изо всех сил пытался сделать рисунок другим. Несмотря на предательство, мы не можем любить инфантильные отношения и немного проступка, что у них было. Их дружба действительно делает любой гнев, который может оживить подростка.

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Поэт любит, ценит своих друзей, никогда не забывает их. В 1827 году в стихотворении «Бог помочь вам, друзья мои…» поэт снова вспоминает своих товарищей, в том числе и тех, кто за свои свободолюбивые убеждения оказался «в мрачных пропастях земли». 1836 год был юбилейной датой - праздновали двадцатипятилетие со дня основания лицея. Пушкин не мог не откликнуться на это событие, оно явилось поводом еще раз вспомнить всех лицейских друзей, многих из которых к тому времени уже не было в живых, а иные находились в ссылке. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах:

Гарри Поттер и Рон Уизли: Рон и Гарри - лучшие друзья с первой книги. Несмотря на то, что они переживают трудные времена, их отношения противостоят взрослой жизни. Друзья детства, которые остаются живыми на всю жизнь? Одно нелегко найти. Сал и Дин: Дин и Сал настолько одержимы своей дружбой и временем, которое они проводят вместе, так как они не могут сосредоточиться ни на чем другом. Чтобы увидеть, вся книга - хроника и история их дружбы от начала и до конца. В скобках, когда Сал говорит фразу «Единственный человек, подходящий для меня и даже самый сумасшедший», - говорит Дин.

Меж нами речь не так игриво льется.

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Именно потому, что в жизни поэта преданная мужская дружба занимала важное место, а чувство любви, искреннего восхищения своими друзьями он пронес через всю жизнь, Пушкин считал духовное родство, близость, дружеское расположение высшими жизненными ценностями. Очевидно, причины этого кроются в самой натуре Пушкина, ибо он был человеком благородным, отзывчивым, умевшим увидеть в других людях лучшие их качества и свойства. Он был наделен особым даром чувствовать и ценить прекрасное. И сферу человеческих взаимоотношений относил к категории прекрасного. А. С. Пушкин, как человек, высоко ценивший дружбу, достоин подражания; в нашу эпоху таких людей, к сожалению, становится все меньше и меньше, и потому хочется помнить о большом русском поэте, умевшем пробуждать «чувства добрые» в людских душах. А главное - умевшем жить всерьез, в жизни и в творчестве.

Сладость и безумие смешивались. Хемингуэй и Фитцджеральд: Мы это хорошо знаем, это блеск не только вымышленный, но и реальный. Но мы не могли включить эту пару в список. Хемингуэй много рассказывал о своей дружбе, в своих рассказах о парижских годах. Эти два обсуждали, но также и о проблемах женщин. Например, Фицджеральд заставлял Хемингуэя различать личную и личную уверенность в мнениях Зельды, например, тот факт, что женщина нашла свой пенис слишком маленьким. Как хороший друг, Хемингуэй посмотрел на семейные драгоценности другого, заверяя ее в своих размерах.

– Помоги написать сочинение «Тема дружбы в русской литературе», просит двоюродный брат. – Я бы тебя не дергал, но в Интернете нет ничего абсолютно.
– Да быть не может! – отмахиваюсь я.
– Второй день ищу, – грустно подтверждает брат, и я, не выдержав, запускаю поисковик в твердой уверенности, что за 20 минут сумею найти для него приличную «рыбу». Время в сети летит незаметно. За окном уже вечер. «Рыбы» нет как нет, зато поставленная проблема встает во весь свой коварный и неразгаданный рост.

Что вы думаете об этих друзьях для мальчиков? Вы когда-нибудь писали что-нибудь об этом? Кто, на ваш взгляд, самые ласковые литературные друзья? Не только любовные истории, но и знаменитые дружеские отношения: в литературе, как в искусстве или философии, существует так много привязанностей к персонажам, которые сделали историю мировой культуры. От Карла Маркса и Фридриха Энгельса - основателей, а также благодаря глубокой дружбе «исторического материализма» - с Ахиллесом и Патроклом - исторически никогда не существовала абсолютная модель привязанности и безусловной верности - вот несколько примеров: взгляните на них вместе в следующем страницы.

С кем и как дружили главные герои классических произведений русской литературы?
Евгений Онегин дружил с Ленским. В результате Ленский был убит. Отец Дубровского дружил с Троекуровым. В результате Троекуров отсудил у него имение. Петруша Гринев сначала подружился с Зуриным, и тот тут же обчистил друга на биллиарде. Потом его другом стал Швабрин... М-да. Про то, чем закончился «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери», даже вспоминать не хочется.
Зато как-то сразу вспоминается лермонтовский Печорин, походя плюнувший в душу Максиму Максимовичу и застреливший Грушницкого. Тот, правда, сам хотел его убить, да и дружили они недолго. И вообще Печорин – не показатель, сам ведь проговаривается однажды, что, мол, «к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»
Надо сказать, очень интересно прочесть эту цитату через много лет после школьного разбора. Нам тогда говорили: «Видите, что делает с людьми капитализм! Есть у них лакеи и деньги, зато к дружбе они неспособны, потому что выстраивают ее по законам социального неравенства!» Помнится, я тогда спросил учительницу: «А как же Максим Максимович-то, живя при капитализме, остался нормальным человеком?» Ответ был потрясающим: «Но у него же лакеев и денег не было!»

Среди знаменитых друзей литературы один из них, безусловно, один из самых известных. Очень разные из них считаются первой моделью абсолютной дружбы. Прославленные Илиадой, они являются легендарными героями Троянской войны, и их связь настолько сильна, что, когда Патрокл умрет под ударами Трои Гектора, Ахиллес колеблется, чтобы схватить оружие и отомстить за своего друга.

С другой стороны, эта другая пара друзей является результатом пера сэра Конан Дойла, автора серии «литературных гигантов», протагонистами которых являются Шерлок Холмс, самый известный исследователь литературы, и доктор Ватсон, его верный соавтор. Последний, спокойный и очень любезный, является идеальным встречным требованием к фигуре Холмса, доминирующей и часто неразрешимой, с которой в течение определенного периода он разделяет квартиру. Уотсон - это тот, кто документирует успехи Холмса, даже не жалуясь на то, что, несмотря на хорошую помощь, он часто затеняется самым известным исследователем.

Не было, между прочим, их и у Базарова из «Отцов и детей». Однако дружбе его с состоятельным и вполне поначалу готовым играть роль младшего партнера-ученика Аркадием Кирсановым это никак не поспособствовало. «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер, – писал модный литературный критик тех лет Дмитрий Писарев. – У Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов». Как видим, ужасно похоже на Печорина. Вот только «лакеи и деньги» здесь ни при чем.
Но это уже 60-е годы XIX века. Возвращаясь в пушкинские времена, мы встречаем в них грибоедовского Чацкого, одинаково утонченно вышучивающего на балу и врагов, и старых друзей. Встречаем приятелей Бобчинского и Добчинского, сдающих друг друга при первой опасности. Встречаем готовых подружиться с первым встречным Чичиковым Манилова и Ноздрева. Где-то рядом бродят разочаровавшийся в дружбе предприниматель Александр Адуев из «Обыкновенной истории» Гончарова и многочисленные друзья Ильи Ильича Обломова, самый лучший и верный из которых, Штольц, женится на его девушке.

Более известная дружба в литературе, в данном случае, мы говорим о дружбе в мире искусства, а Винсент Ван Гог и Поль Гоген связаны привязанностью, которая постепенно стала трагедией. Голландец, один французский, другой, оба живописца в течение многих лет обменивались словами уважения и восхищения, часто демонстрируя в галерее Ванса Ванса Гора.

Винсент Ван Гог и Пол Гоген

Они тоже много поссорились, потому что Винсент, страдавший от сильных нервных расстройств, напился и часто продолжал всю ярость. Для некоторых, однако, сам Гоген атаковал его. В любом случае, с этого момента они больше этого не видели, но писания, которые они обменивали годами, неизбежно революционизировали весь мир искусства.

Не приносит отрады и пореформенная литература. Вот, например, подружились в поезде князь Мышкин и купец Рогожин. Даже крестами обменялись. Но встретили потом Настасью Филипповну. В итоге Мышкин оказался в психлечебнице, Рогожин – на каторге, а девушка вообще в морге.
Или вот подружился чеховский доктор Рагин с сумасшедшим Иваном Громовым, да и сам сошел с ума и умер, а его бывшие друзья ему в этом горячо поспособствовали. Складывается такое ощущение, что всех мало-мальски благородных героев Достоевского, Островского, Чехова, Бунина, Куприна в жизни окружают исключительно герои Салтыкова-Щедрина, который, похоже, в дружбу не верил и почти во всех своих произведениях готов был подозревать в ней лицемерие и коррупцию.
Есть, правда, еще заговорщики, правдиво описанные в «Бесах» Достоевского и сочувственно – в романе Горького «Мать». Но это уже совсем другая – «подпольная» – дружба, густо замешанная на крови.
Немалую роль, разумеется, в этой печальной картине играют и законы литературного жанра, согласно которым любое произведение должно содержать в себе конфликт, иначе оно может не заинтересовать читателя. Но все-таки французская литература каким-то образом умудряется и соблюсти этот принцип, и подарить нам «Трех мушкетеров», немецкая – «Трех товарищей», английская – «Троих в лодке, не считая собаки». Какая русская классическая троица вспоминается нам в ответ? Разве что «Три богатыря». И ведь как давно это было!

Как насчет Тома Сойера и Гек Финна, бессмертных главных героев «Приключений Тома Сойера» Марка Твена? С другой стороны, авторы Манифеста Коммунистической партии представляют собой одно из самых известных друзей философии. В течение нескольких лет они публиковали вместе множество работ, разделяемых идеями и теми же политическими интуициями. Не только это, если бы не помощь его друга, Маркс умер бы за нищету. После его исчезновения Энгельс продолжал публиковать вслед за писаниями, оставленными его другом, за что он заявил: «Я единственный, кто способен расшифровать это письмо, понять аббревиатуры не только нескольких слов, но и целых фраз».

Но к древнерусской литературе, действительно, стоит присмотреться. Время сохранило совсем немного литературных памятников, но большинство из них раскрывает тему дружбы вполне достойно. И в богатырских былинах, и в «Слове о полку Игореве», и в «Задонщине», несмотря на все конфликты, побеждает все-таки правда, и правда эта никогда не выглядит одинокой. Кирилл и Мефодий, Борис и Глеб, Петр и Феврония, Дмитрий Донской и Владимир Храбрый, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие – вот лишь немногие, самые известные литературно-исторические содружества, достойными преемниками которых стали гражданин Минин и князь Пожарский в многочисленных повестях. Большинство летописных князей, даже язычники Олег и Святослав, всегда окружены в своих произведениях верной дружиной, предательство или даже простое равнодушие которой воспринимается как из ряда вон выходящее событие.
Это желание сплотиться и встать вместе во имя правды можно заметить еще в произведениях XVIII века. Простаковым и Скотининым у Фонвизина и его современников противостоят Милон, Правдин и Стародум. Даже Пушкин и Гоголь, спускаясь в предшествующие столетия, рисуют в «Полтаве» и «Тарасе Бульбе» картины совершенно иного отношения к дружбе.

Если одно между Ахиллесом и Патроклом является одной из самых известных дружеских отношений в греческой литературе, то связь между Эвриали и Нисо вместо латинской литературы. Эти две молодые воины, играющие два эпизода «Енейда», являются отличным примером этих ценностей, в первую очередь дружбы, которой Вергилий становится носителем. Эриалио, немного больше, чем ребенок, удается завоевать благосклонность других, благодаря своей красоте, в то время как Нисо, зрелый и опытный, является сыном благородного трояна.

Объединенный тем, что сам Вергилий называет «любовью», двое молодых людей умирают вместе, пытаясь добраться до Энея: «Эвриали» Волцента и Нисо, в свою очередь, оторвав своего друга. Между двумя, может быть, Сэм - тот, кто больше всего воплощает модель верного друга. В дополнение к тому, чтобы быть Садовником Фродо, Сэм также является его попутчиком, решив добраться до Мордора, чтобы уничтожить Кольцо в Монте-Фато. Сэм заботится о нем во время поездки: кухня, багаж и наблюдение. Даже когда Фродо преследует его, он возвращается к своим стопам и спасает своего друга от нападения на орков.

«Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки, – говорит перед битвой Тарас Бульба. – Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе... так любить никто не может!»

Онегин, Печорин или Базаров, услышав такую речь, вероятно, посмеялись бы. Штольц или фон Корен пожали бы плечами. Но Петруша Гринев и Петя Ростов, Максим Максимович и Андрей Болконский, герои «Севастопольских рассказов» Толстого и «Молодой гвардии» Фадеева, наверное, поняли бы старого Тараса.
Жаль, конечно, что в нашей новой и новейшей литературе дружить по-настоящему, кажется, умеют одни только военные. Но ведь и недаром же еще император Александр III произнес на исходе золотого века русской культуры свою грустную крылатую фразу: «У России нет друзей, нашей огромности боятся... У России только два надежных союзника - ее армия и ее флот».
А как хотелось бы, чтобы у нашей страны и, значит, у нас с вами настоящих, надежных друзей было побольше!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!