Ярослав Мудрый — великий князь Киевской Руси. Князь ярослав мудрый

Ярослав Владимирович Мудрый (годы жизни 978-1054; время правления: в Ростове (987-1010), в Новгороде (1010-1034), великий князь киевский (1016-1018, 1019-1054)), сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, в крещении получил имя Георгий (или Юрий). Это - один из наиболее знаменитых древнерусских князей.

В 987 году, будучи девяти лет от роду, он был послан отцом княжить в городе Ростове. В 1010 году он становится князем новгородским. Предполагают, что именно в конце своего княжения в городе Ростове в 1010 году он и основал Ярославль.

Сведений об этом периоде жизни князя мало и они носят легендарный характер. Известно, что будучи князем новгородским, Ярослав хотел порвать всякую зависимость от Киева и в 1014 году отказался платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские. Новгородцы, которых тяготила зависимость от Южной Руси, поддержали князя. Этот эпизод нашел отражение в летописях.

Разгневавшись на сына, Владимир готовился лично идти против него, но вскоре заболел и умер. Власть в Киеве перешла к старшему в роде Святополку, который, опасаясь любимого киевлянами Бориса и желая обезопасить себя от претензий других братьев на великокняжеский престол, умертвил трех из них - Бориса, Глеба и Святослава. Такая же опасность грозила и Ярославу.

В злой сече Ярослав одолел Святополка под городом Любечем, вступил в Киев и занял великокняжеский стол (1016). Борьба между братьями продолжалась с переменным успехом, и только в 1019 году после смерти Святополка Ярослав смог утвердиться на киевском престоле.

В 1036 г. летописи говорят об осаде Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, Ярослав поспешил на помощь и разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекратились. В 1030 г. Ярослав ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера; он основал здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела (христианское имя князя Юрий). Сейчас это город Дерпт.

Одержав военные победы, Ярослав начинает грандиозные по тому времени работы. На месте своей победы над печенегами он заложил новый архитектурный ансамбль, центром которого стал Софийский собор. Киевский храм святой Софьи он построил в подражание цареградскому, великолепно украсив его фресками и мозаикой.

Ярослав не жалел денег на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Он украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота (в подражание таким же цареградским), а над ними - церковь Благовещения.

Стремясь устранить зависимость русской православной церкви от Византии, он предпринял действия, благодаря которым в 1054 году во главе церкви встал первый митрополит не из греков, а из русских - Илларион.

Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский. Ярослав очень любил книги и часто читал их. Он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась среди русских. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей. В Новгороде он устроил училище на 300 мальчиков.

При Ярославе Мудром возникают первые русские монастыри , в их числе Киево - Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания. Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается свод законов " Русская правда ".

Во внешней политике князь больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. В то время главным путем для этого были династические браки. И весьма не прочь были лидеры европейских государств породниться с правителем Киевской Руси. Сам Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину), дочь норвежского короля Олафа.

Сын Всеволод был женат на греческой царевне, еще двое сыновей – на немецких княжнах, на сестре князя Доброгневе был женат польский князь Казимир; а сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира. Норвежский король Гаральд был женат на дочери Ярослава Елизавете, венгерский король Андрей заключил брак с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I с третьей дочерью – Анной Ярославной. Так что киевский князь был отцом, дедом и дядей многих правителей Европы.

Внешность Ярослава Мудрого

Подробного описания внешности Ярослава Мудрого летописи нам не оставили. Вскрыв гробницу князя, группа российских антропологов под руководством М. Герасимова, воссоздала его облик.

Здесь, на картинке, можно его увидеть.Понятно, что эта реконструкция дает весьма приблизительное представление о внешности Ярослава Мудрого.

Характер Ярослава Мудрого

Описывая характер Ярослава Мудрого, летописец говорит о благоразумии, уме, усердии в православной вере, храбрости, сострадании к неимущим. Нрав князя был строгим, а жизнь скромной. Этим он отличался от своего отца, любившего веселые пиры.

В то же время характер Ярослава Мудрого был далеко не простым. Противоречивая фигура: жестокий диктатор и мудрый книголюб; лукавый политик и вдохновенный строитель; творец первого свода русских законов – «Русской правды» и человек, не знающий благодарности, который мог железной рукой покарать и верных сподвижников, много сделавших и для княжества и для него лично, и даже ближайших родственников.

Да и трудно предположить спокойствие и русское добродушие в характере Ярослава Мудрого. Ведь мать его была половчанкой, и сам он наполовину половец. В его жилах текла горячая и яростная кровь жителей половецких степей.

Какие города основал Ярослав Мудрый

Для того, чтобы усилить свою власть, в разных частях Киевской Руси Ярослав Мудрый основывал города. Часто они носили имя князя. В числе таких городов:

  • . Факт основания князем этого города не является бесспорным.
  • Юрьев (ныне Тарту) был основан в 1030 году во время военного похода дружины Ярослава Мудрого против эстов, который закончился присоединением части их земель к Древнерусскому государству. На этих землях князь основал город, которому дал имя Юрьев (это христианское имя князя, данное ему при крещении). Сейчас Тарту – второй по численности населения после Таллина город Эстонии.
  • Ярослав был основан в 1031 году. Город того времени называют «Княжеский город». Под Ярославом в 1245 году состоялась Ярославская битва. С XIV века в составе Польши. Сейчас входит в Польше в Подкарпатское воеводство, Ярославский повят. Стоит на реке Сан.
  • Ещё один Юрьев был основан Ярославом Мудрым в 1032 году. Он был одним из городов-крепостей, входящих в Поросскую оборонительную линию, построенную для обороны от вторжений степных кочевников Киевского княжества. Был уничтожен в 1240 году, во время монголо-татарского нашествия, от города остались только руины церкви, около которой город возродился вновь. Теперь это Белая Церковь – город областного подчинения в Киевской области Украины.
  • Некоторые историки связывают основание Новгорода-Северского с завоевательным походом Ярослава Мудрого в 1044 году. Однако, по мнению археологов, первое укреплённое поселение на месте города появилось в конце X века, в правление Владимира Святославича. Сейчас Новгород-Северский – город в Черниговской области Украины, административный центр Новгород-Северского района.

Своими деяниями этот князь заслужил у потомков прозвище Мудрый . Княжение Ярослава Мудрого было самым продолжительным - 37 лет.

Скончался он в 1054 году и погребен в сохранившемся до нашего времени мраморном гробу в Софийском соборе.

Почитание в христианстве

Впервые как Святой князь упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, называет святым Великого князя Ярослава Владимировича.

Однако формально Ярослав Мудрый не входил в число святых Русской православной церкви. В связи с 950-й годовщиной смерти 9 марта 2004 года он был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, день 20 февраля (5 марта) был внесен в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого.

Интересные факты о Ярославе Мудром

  • Саркофаг Ярослава Мудрого в XX веке вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах.
  • В 1936 году нашли в саркофаге кучу перемешанных костей и определили, что там находятся два скелета: мужской, женский и несколько косточек ребенка.
  • Сам прах доставали только в 1939 году. Тогда останки были отправлены в Ленинград, где с высокой долей вероятности ученые из Института антропологии впервые установили, что один из трех скелетов, найденных в захоронении, принадлежит Ярославу Мудрому. Тогда же по найденному черепу великий советский археолог и антрополог Михаил Герасимов восстановил предполагаемый облик Ярослава Мудрого.
  • В 2009 году вновь была вскрыта гробница в Софийском соборе, а останки отправили на экспертизу. Решение о вскрытии саркофага принимала высокопоставленная комиссия, состоящая из ученых и представителей украинского правительства. Шутка ли, останки Ярослава – самые древние из сохранившихся останков рода Рюриковичей. Саркофаг вскрыли, чтобы определить внешность, точный возраст, болезни князя, его и с помощью ДНК установить: к скандинавам или славянам принадлежит род Рюриковичей. Но оказалось, что останков князя там нет. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Правда» и «Известия», датированные 1964 годом. В марте 2011 года были опубликованы результаты генетической экспертизы, согласно которым в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки. Что интересно, эти женские останки принадлежат двум женщинам, одна из них жила в эпоху Киевской Руси, а другая на тысячу лет раньше, то есть во времена скифских поселений. Останки киевского времени принадлежат женщине, занимавшейся при жизни много тяжелым физическим трудом, то есть она была явно не княжеского рода. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.
  • Легендарной стала «Библиотека Ярослава Мудрого», которую часто сравнивают с «Библиотекой Ивана Грозного».
  • В 2008 году Ярослав Мудрый занял первое место в телепроекте «Великие украинцы».
  • Существует мнение историков, что жена князя Ингигерда была реальной властительницей Руси, активно влиявшей на политические процессы.
  • В приданое Ингигерда получила город Альдейгьюборг (Старую Ладогу) и довольно большую территорию вокруг Ладожского озера, в её честь названную Ингерманландией (землей Ингигерды). На территории Ингерманландии в 1703-м году был основан Санкт-Петербург.
  • В Киеве по инициативе Ингигерды был сооружен первый женский монастырь при церкви Святой Ирины (после крещения Ингигерда приняла имя Ирина). До середины ХХ века возвышалась одна из колонн собора этого монастыря. Сейчас о храме напоминает только название тихой улочки Ирининской в центре Киева.
  • В конце жизни Ингигерда постриглась в монахини, приняв имя инокини Анны. Останки её находятся в Новгороде.
  • В 1439-м архиепископ Евфимий причислил к лику святых Ингигерду-Ирину-Анну и ее сына Владимира. Она стала небесной покровительницей Новгорода. Это тоже свидетельствует об огромном нравственном, как минимум, значении, которое имела эта женщина. Ведь её муж Ярослав Мудрый был официально причислен к лику святых только в XXI веке.

В эпоху Ярослава Мудрого произошло объединение Русской земли под властью единого правителя. Государство расширило свои границы. На новых рубежах были заложены города Ярославль и Юрьев. Важным фактором укрепления страны стал составленный при участии Ярослава первый письменный свод законов «Русская правда». Правитель способствовал культурному развитию русского государства, поощряя книжное знание и народное просвещение. Ему удалось добиться независимости киевской епархии от Константинополя и назначить митрополитом русского книжника Илариона. Он превратил Киев в крупнейший центр православного мира. В правление Ярослава в столице возвели Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм Святой Софии, а также были основаны монастыри Святых Георгия и Ирины.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  1016 г. Победа Ярослава над Святополком под Любечем. Бегство князя Святополка в Польшу. Принятие Ярославом Владимировичем великого княжения на Руси.

  1016-1018, 1019-1054 гг. Княжение в Киеве Ярослава Владимировича Мудрого.

  1016 г. Составление Правды Ярослава — древнейшей части Русской Правды.

  Ок. 1017-1032 (по др. данным, 1037-1040-e) гг. Сооружение Софийского собора в Киеве.

  1017 г. Отражение Ярославом нападения печенегов на Киев.

  1018 г. Поход Святополка и польского короля Болеслава Храброго против великого князя Киевского Ярослава. Поражение войск великого князя Киевского Ярослава на реке Западный Буг. Бегство великого князя Ярослава в Новгород.

  1018 г. 14 августа — Взятие Киева объединенным войском Святополка и Болеслава Храброго. Болеслав захватывает в плен великокняжескую казну, сестер и жену Ярослава Анну.

  1018 г. Смерть жены Ярослава Анны в плену в Киеве.

  1019 г. Заключение Ярославом брака с Ингигердой, дочерью шведского короля Олафа. Принятие Ингигердой христианского имени Ирина. Битва на реке Альте между войсками Ярослава и Святополка. Поражение Святополка. Его бегство и смерть в Богемских горах. Возвращение Ярославом киевского престола.

  1020-е гг. Пребывание на митрополичьей кафедре в Киеве Иоанна.

  1020 г. Поход полоцкого князя Брячислава Изяславича на киевского князя Ярослава Мудрого.

  1021 г. Полоцкий князь Брячислав Изяславич напал на Новгород и захватил в плен много горожан. Ярослав отбил новгородцев, но для урегулирования конфликта отдал полоцкому князю в удел города Витебск и Усвят.

  1022 г. Поход Ярослава к городу Бресту и безуспешная осада его.

  1022 г. Подчинение тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем касогов.

  1023 г. Князь Тмутараканский Мстислав двинулся походом на великого князя Ярослава. Поражение великого князя Ярослава в битве при Листвине под Черниговом.

  1023-1036 гг. Княжение в Чернигове Мстислава Владимировича Храброго.

  1024 г. Первое упоминание в летописи Суздаля в связи с восстанием горожан, возглавляемого волхвами.

  1025 г. Братья Мстислав и Ярослав подписали мирный договор при Городце, согласно которому территория по правому берегу Днепра отошла Ярославу, а по левому осталась за Мстиславом.

  1030-е гг. Сооружение Спасо-Преображенского собора в Чернигове.

  1030 г. Военный поход великого князя Ярослава против племен чудь. Утверждение власти Руси в регионе Чудского озера. Основание города-крепости Юрьева. Поход в Галицию и захват города Белза. Организация в Новгороде центра по переписке книг.

  1031 г. Безуспешная осада города Бреста.

  1032 г. Неудачный поход новгородской дружины под предводительством посадника Улеба (Ульфа Рагнвальдссона) к «Железным воротам» на Северную Двину.

  1035 г. Брак дочери Ярослава Елизаветы с норвежским принцем Харальдом, будущим королем Харальдом III.

  1036-1055 и 1058-1059 гг. Пребывание во главе Новгородской епархии епископа Луки Жидяты.

  1036 г. Смерть Мстислава. Объединение Руси под единоличным правлением великого князя Ярослава. Отражение Ярославом нападения печенегов на Киев.

  1037 г. Закладка на месте битвы с печенегами собора Святой Софии в Киеве.

  1038 г. Военный поход Ярослава против ятвягов.

  1041 г. Военные походы Ярослава в Литву и Мазовию. Брак сестры Ярослава Добронеги с польским королем Казимиром I.

  1042 г. Военный поход сына Ярослава Владимира на финское племя емь.

  1043 г. Брак Изяслава, сына Ярослава, с сестрой польского короля Казимира I Гертрудой. Неудачный поход сына Ярослава Владимира на Константинополь.

  1044 г. Поход Ярослава к Бресту, завоевание его и утверждение границы в Подляшье. Наложение дани на литовские племена.

  1044 г. Основание Новгорода-Северского.

  1044-1101 гг. Княжение в Полоцке Всеслава Брячиславича.

  1045-1050 гг. Сооружение Софийского собора в Новгороде.

  1046 г. Перенесение на Русь Смоленской иконы Божией Матери.

  1046 г. Брак сына Ярослава Всеволода и Марии, дочери императора Византии Константина Мономаха. Брак дочери Ярослава Анастасии с венгерским королем Андреем I.

  1047 г. Поход войска Ярослава в Мазовию, захват многих городов и пленных.

  Сер. XI в. Появление в южнорусских степях кочевого тюркского племени торков, вытеснение торками печенегов.

  1050 г. Смерть жены Ярослава Ингигерды.

  2-и пол. XI в. Обособление Черниговского княжества.

  1051 г. Брак дочери Ярослава Анны с французским королем Генрихом I.

  1051-1055 гг. Пребывание на митрополичьей кафедре в Киеве Илариона (первый митрополит из русских).

  1051 г. Основание Антонием Печерским Киево-Печерского монастыря.

  1054 г. Обособление Переяславского княжества.

  1054 г. Первое появление на Руси половцев во главе с ханом Болушем.

Правление Ярослава Мудрого (кратко)

Правление Ярослава Мудрого – краткая характеристика

Ярослав был сыном великого князя киевского Владимира (Святославича) и княжны Рогнеды. Уже в ранней юности (987 год) отец назначил его князем Ростовским, а после кончины Вышеслава (старший сын Владимира) в 1010 году он становиться и князем Новгорода.

После того как Владимир Святославич умер началась борьба братьев за право на княжеский киевский престол. Вначале Киев захватывает Святополк, убив собственных братьев (Бориса, Святослава и Глеба), после победы над которым Ярославу предстояла борьба с тмутараканским князем Мстиславом. И хотя в этой борьбе победил Мстислав, после его кончины в 1036 году вся Русская земля соединяется в одних руках Ярослава.

Ярослав (Мудрый) взял в жёны дочерь шведского конунга Олава, Ингигерду. Это может сбить с толку, так как древнерусские летописи указывают два имени жён Ярослава – Анна и Ирина. Как утверждают исследователи, скорее всего Ингегерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна приняла, когда приняла постриг в монахини.

В период правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь смогла достичь расцвета и стать одним из сильнейших государств в Европе. Для того чтобы укрепить свои владения князь Ярослав решил построить несколько городов и обвести Киев каменной стеной, а основные городские ворота называли как тогда, так и сейчас «Золотыми».

Внешняя политика Ярослава была направлена на то, чтобы укрепить авторитет Руси среди других стран и народов. Князь совершил несколько важных военных походов против Польши и Литовского княжества, а в 1036 году смог одержать полную победу над печенегами, которую так долго не могла обрести Киевская Русь. На месте этой битвы была построена церковь святой Софии.

Также во время правления князя Ярослава случилось последнее столкновение Руси и Византии. Результатом его стало подписание мирного договора, который был подкреплён династическим браком. Сын Ярослава (Всеволод) взял в жёны греческую принцессу Анну.

Кроме того, особенностью внутренней политики Мудрого было повышение грамотности среди населения Руси. Для этих целей строились училища, где мальчиков обучали церковному делу. Также во время правления князя переводились и переписывались греческие книги.

Основным достоянием реформ Ярослава стала «Русская правда» - первый сборник законов. Также при этом князе появился церковный свод законов «Номоканон» (Кормчая Книга).

Умер Ярослав в семьдесят шесть лет (1054 год).

Основные события правления Ярослава Мудрого:

Имя и портрет Ярослава Мудрого хорошо известны даже тем, кто полностью забыл историю России. Он был одним из двенадцати сыновей Владимира Крестителя. личность чрезвычайно яркая, и прежде всего Ярослав активно продолжал дело своего отца.

Ярослав Мудрый. Краткая биография

Маленький Ярослав был хромым от рождения. Преодолевая этот недуг, он стал ежедневно упражняться с мечом. Поэтому его правое плечо было гораздо крупнее левого. Более того, князь считался одним из лучших воинов среди современников.

Летопись, в которой описана биография Ярослава Мудрого, сообщает, что летом одна тысяча одиннадцатого он ходил крестить язычников, а те поставили пред князем медведицу, но он смог победить ее. И когда люди увидели это, они с радостью стали креститься, так как считали, что правда небесная всегда на стороне победителя.

Так же в то время думал и Ярослав. В этом его убеждал собственный, пока еще небогатый опыт. Ведь управлять княжеством отец поставил его только после того, как убедился, что сын обладает мощной волей, которая позволила преодолеть недуг, приобретенный от рождения.

Система восхождения на престол

Еще при жизни Владимир делит земли между своими сыновьями. Святополк получает Туровское княжество, Ярослав - Ростов, в Новгороде садится самый старший сын, Вышеслав. И эта система восхождения князей на престол, которая создается Владимиром, действует еще на протяжении двух поколений. Она называется лествичная.

Все княжества по своему статусу ранжируются. Например, Новгородское считается самым престижным после Киевского, где сидит отец. Поэтому в Новгороде будет править самый старший сын. Дальше Полоцкое, Туровское, Ростовское и так далее.

Как только умирает самый старший из братьев (при жизни отца), все оставшиеся поднимаются на одну ступеньку вверх. Поэтому и называется восхождения на престол. Исключение составляет случай, если умирает кто-то из средних братьев, тогда княжество наследуют его дети и внуки.

Одна смерть, спасшая тысячи жизней, или кончина государя

Интересный факт, который описывает биография Ярослава Мудрого, касается смерти Вышеслава, после которой начинается перераспределение княжеств. И здесь наблюдается очень странная вещь: Ярослав оказывается сразу в Новгороде. Почему это произошло - непонятно. Летописи об этом умалчивают.

Через некоторое время правления Ярослав поссорился с отцом, так как отказался платить дань в Киев. И Владимир собирался идти войной на собственного сына, но не успел. Неожиданно скончался при подготовке этого похода. Но Ярослав к тому времени уже успел пригласить варягов для участия в сражении со своим отцом.

Тесные связи со скандинавскими странами

В отличие от предшествующего времени, в эпоху Ярослава формируется последовательная и стабильная внешняя политика древнерусского государства. Причем так же, как и Владимир, остро ощущает свои родственные связи со скандинавским севером. Когда на Руси разгорается борьба, и жизни Владимира и Ярослава угрожает опасность, они пытаются или даже бегут в Скандинавию. Оттуда приглашают наемников.

С ними же обмениваются послами при заключении брака, например, Ярослава со шведской принцессой. Составляется торговый договор с Норвегией. Более того, Ярослав вмешивается во внутренние дела В частности, в Норвегии он фактически сажает на престол сына Олава Магнуса Доброго, подкупая всю знать в его пользу.

Кровавая бойня за престол

Пока варягам они грабят местное население, насилуют и убивают. Естественно, это не понравилось новгородцам, и они в одну из ночей собрались и перебили всех мучителей. В ответ на это Ярослав собирает лучших жителей у себя и убивает их. И в эту же ночь он получает известие из Киева, что скоропостижно скончался Владимир. Произошло это пятнадцатого июля одна тысяча пятнадцатого года.

Это первая дата, которую биография Ярослава Мудрого сообщает с точностью до одного дня. Власть в Киеве захватывает Святополк. Дружина Бориса, следующего брата, предлагает ему захватить власть в свои руки. Но тот отказывается. Он говорит, что Святополк ему как отец и престол принадлежит ему по праву. Однако в ту же ночь приходят наемники, посланные Святополком, и убивают Бориса.

Одновременно он посылает своих людей ко второму брату, Глебу, и, более того, хочет убить даже Ярослава. Но тот получает известие об этом от своей сестры Предславы. И на следующее утро уже собирает полк и отправляется войной на Святополка. Побеждает его и изгоняет из Киева. И далее биография Ярослава Мудрого на протяжении двух лет не сообщает никаких фактов о его жизни.

Спустя два года, или возвращение Святополка

В одна тысяча восемнадцатом году вдруг появляется Святополк, и не один, а с Бориславом Храбрым, польским королем, который поддерживает его. Происходит захват Киева, потому что бежит из него Ярослав Мудрый. Краткая биография того периода сообщает о том, что он даже не собирается защищать город.

Борислав грабит Киев, захватывает сестер Ярослава и его мачеху и возвращается в Польшу. А Святополк снова правит в городе. Ярослав бежит в Новгород, где опять собирает войско для новой битвы и вновь одерживает победу. Вот что пережила Русь при Ярославе Мудром.

Но у нового правителя остались еще братья, к которым он всегда относился очень холодно. Тогда одного из них он сажает в темницу. Просидел он там до самой смерти наследника престола, и только потом сыновья Ярослава Мудрого освободили его из темницы. А с другими расправляется не менее жестоким образом.

Политическая линия сближения с Западом

История Ярослава Мудрого не изобилует фактами. Но одно известно точно. Во времена его правления, то есть ближе к середине одиннадцатого столетия, Древняя Русь становится широко известной Западной Европе.

И дело не только в том, что он проводил активную матримониальную политику. Дочери и сыновья Ярослава Мудрого вступали в браки с представителями западноевропейских правящих династий. Именно это и была политическая линия Ярослава Мудрого для сближения с Западом - Венгрией, Польшей и другими государствами.

Например, Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира Первого, которую звали Гертруда. Всеволод - на греческой царевне Ирине Мономах. От этого брака появится известный князь Владимир Мономах. А Игорь был связан узами брака с германской принцессой Кунигундой. Отец же в это время готовится к войне с Византией.

Но не настолько мрачен, каким может показаться на фоне всех событий, предшествующих его восхождению на престол. После того, как он стал полноправным князем в Киеве, Ярослав разворачивает бурную деятельность. В одна тысяча тридцать шестом он начинает грандиозное строительство.

Новая столица мира

Это акт, который свидетельствует не только о том, что Ярослав Мудрый был хорошим хозяйственником. Такие действия были важны и в политическом плане. Он построил храм Софии Киевской, в это же время создается древнейший свод летописи, а также произносится "Слово о законе и благодати".

То есть Ярослав Мудрый проделывает колоссальную работу, чтобы придать совершенно особый статус государству, которое он возглавил. При нем Киев становится "новой столицей мира". Также он организует деятельность по переводу книг на славянский язык.

А перед самой смертью Ярослав закрепляет за каждым из своих сыновей определенное княжество, чтобы не было в дальнейшем междоусобных распрей. Он закладывает основы совершенно новой государственной структуры, которая является гораздо более мудрой системой правления.

III. ДЕЛЕНИЕ НА ВОЛОСТИ. ПОЛОВЦЫ И ВЛАДИМИР МОНОМАХ

(начало)

Разделение Руси на волости. – Сыновья Ярослава. – Ростислав Тмутараканский и Всеслав Полоцкий. – Торки и Куманы. – Двукратное изгнание Изяслава. – Святослав Черниговский и его сыновья. – Всеволод Переяславский.

Раздел Руси между сыновьями Ярослава Мудрого

Ярослав соединил в своем владении почти все русские земли. Но это единовластие было личное и временное. Подобно Владимиру Великому, он восстановил единство русских земель только для того, чтоб укрепить их за своим собственным семейством, а не для того, чтобы водворить на Руси единодержавие. Нравы и понятия восточных славян того времени были слишком далеки от подобной мысли; никакие распоряжения, никакие завещания в этом смысле не могли оказаться действительными. Понятие о Руси как о едином, нераздельном владении, о едином государстве еще не сложилось. Если бы Киевский князь вздумал всю Русскую землю отдать одному сыну, то остальные сыновья и родственники не признали бы такого распоряжения и общими силами подняли бы против него оружие. Государственное начало и единение Русских земель, повторяем, поддерживались только тем, что они находились во владении одного княжеского рода и что князь, сидевший в Киеве, считался старейшиной всем князьям русским.

Русь в XI веке

Ярослав, подобно отцу, деду и прадеду, еще при жизни своей раздавал сыновьям в управление или в наместничество свои земли. Старейший его сын Владимир, по установившемуся обычаю, был наместником в северном Новгороде. Он скончался за два года до смерти отца, и тогда в Новгород был переведен из Турова Изяслав, оставшийся теперь старшим. Летопись рассказывает, что Ярослав перед смертью распорядился областями таким образом: Изяславу он назначил Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Игорю – Владимир Волынский и Вячеславу – Смоленск. При этом он увещевал их жить в любви и согласии между собою и дружно действовать против врагов; в противном случае предрекал гибель Русской земле, которую их отцы и деды стяжали великими трудами. Он внушал им слушаться старшего брата, имея его "в отца место"; а старшему завещал не давать в обиду никого из братьев и помогать обиженному. Но подобные увещания составляют общее место; их, конечно, делал почти каждый попечительный отец своим детям. Летописец, впрочем, тут же сообщает, что во время кончины Ярослава Изяслав был в Новгороде, Святослав – во Владимире Волынском, а в Киеве оставался только Всеволод, которого отец любил и всегда держал при себе. Во всяком случае сыновья Ярослава долженствовали быть теснее связаны между собою, нежели сыновья Владимира: последние рождены в язычестве от разных жен и наложниц; тогда как Ярославичи были плодом брака, освященного церковию, были дети не только одного отца, но и одной матери.

Ярослав дожил до глубокой старости: смерть застигла его на 76 году от роду в ближнем Вышгороде, в феврале 1054 года. Всеволод распорядился погребением: тело покойного князя возложили на сани, с молитвами и церковными песнопениями привезли в Киев и опустили в мраморную гробницу, которая поставлена в одном из приделов воздвигнутого им Софийского собора.

Младшие его сыновья, Игорь и Вячеслав, скоро последовали за своим отцом, и волости их достались старшим, преимущественно Изяславу. Таким образом, последний, удержав за собою Новгород, владел землями Киевскою и Волынскою, т.е. почти всею страною на западе от Днепра. Святослав кроме Чернигова захватил себе всю область Северян, Вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; следовательно, почти все земли на востоке от Днепра. Всеволод поместился в южном Переяславле на реке Трубеже; но к этому уделу он еще получил почти все Верхнее Поволжье, т.е. земли Ростовскую, Суздальскую и Белозерскую. Затем каждый из трех братьев в своих уделах раздавал города и волости в управление или наместничество членам собственного семейства. Еще был жив один из сыновей Владимира Великого, Судислав, заключенный Ярославом в поруб. По старшинству своему он теперь имел право занять великокняжеский Киевский стол; но, просидев более 20 лет в заключении, старик не думал уже о своих правах. Племянники освободили его, взяв с него присягу не искать княжения, и он вскоре умер чернецом.

Великий князь Изяслав Ярославич

После Ярослава недолго продолжался внутренний мир на Руси, хотя три его сына жили пока в согласии между собою. Но у них нашлись родственники, которые не хотели помириться с их львиными частями при разделе земель, и вот мало-помалу открылся долгий, непрерывный ряд княжеских междоусобий из-за уделов, или волостей.

Первый пример междоусобия на этот раз подал родной племянник Ярославичей, Ростислав, сын их старшего брата Владимира Новгородского. Был ли он совершенно обделен дядями или получил от них слишком незначительную волость, в точности неизвестно. Мы видим только, что этот предприимчивый князь обратился в Новгород, где еще живы были воспоминания об его отце, который, по-видимому, пользовался народною любовью. Здесь Ростислав набрал себе вольную дружину. В числе его товарищей упоминаются и знатные новгородские люди, Порей и Вышата. Последний был сын Изяславова посадника Остромира, который за несколько лет перед тем погиб в одном походе на Чуде. Ростислав удалился в Тмутараканский край, манивший к себе своим отдельным положением, торговыми связями с промышленным Корсунем и соседством с воинственными кавказскими народами, где легко было набирать вспомогательные наемные отряды. Этим краем в то время управлял Глеб, старший сын Святослава Ярославича. Ростислав вытеснил из Тмутаракани своего двоюродного брата. Отец последнего Святослав явился на помощь сыну и воротил ему удел. Но едва Святослав отправился назад в свой Чернигов, как Ростислав снова изгнал Глеба и снова занял Тмутаракань (1064 г.), где и княжил до своей смерти. Но княжение это было кратковременно: оно продолжалось только два года. Ростислав скоро сделался грозен для своих соседей, т.е. для корсунских греков и кавказских касогов. Последние принуждены были платить ему дань; а греки, тяготясь соседством такого воинственного князя, решились его извести. Летопись наша рассказывает, что какой-то греческий начальник, или катапан, приехал к русскому князю, подольстился к нему и потом отравил его во время пира, когда князь пил здоровье своего гостя. Он погребен в том каменном храме Богородицы, который был построен Мстиславом Чермным. После смерти Ростислава граждане Тмутаракани послали в Чернигов просить Святослава, чтобы он снова отпустил к ним на княжение своего сына Глеба: очевидно последний пользовался их любовью. Святослав исполнил их просьбу. Памятником Глебова управления на этом конце древней Руси служит известный Тмутараканский камень, представляющий плиту, на боковой стороне которой высечена надпись. Эта надпись свидетельствует, что князь Глеб в 1068 году мерил по льду пролив между городами Корчевом и Тмутараканью и насчитал 14 000 сажен.

Почти в одно время с Ростиславом против Ярославичей поднялся другой племянник, впрочем, двоюродный. Это был полоцкий князь Всеслав, сын Брячислава (умершего в 1044 году). Своим предприимчивым и беспокойным характером он не уступал Ростиславу. Летопись изображает его князем хитрым и жестоким. У него от природы была на голове какая-то язвина, вследствие чего он носил повязку, и суеверные люди приписывали этой повязке особое волшебное значение. Всеслав, по всей вероятности, питал неудовольствие за то, что его ограничивали одною Полоцкою областью и не давали ему части в других русских землях. Подобно отцу своему он обнаружил притязания на Новгородский край или по крайней мере на ближние новгородские волости. Сначала он пытался осаждать Псков, но без успеха; затем явился с войском под самым Новгородом, ворвался в него и сжег часть города; причем ограбил храм св. Софии, сняв самые колокола и паникадила. Тогда Ярославичи соединенными силами отправились воевать Полоцкую землю. Они взяли город Минск и с свойственною тому времени жестокостию избили мужеское население, а жен и детей роздали в рабство своим дружинникам. Всеслав встретил дядей недалеко от этого города на берегах речки Немизы. Дело происходило в марте месяце, и земля была еще покрыта глубоким снегом. После упорной битвы Ярославичи победили; но, очевидно, борьба с таким противником оказалась нелегкою; так как они предпочли прибегнуть к вероломству. Князья съехались для переговоров где-то около Смоленска и расположились лагерем на противоположных берегах Днепра. Ярославичи пригласили Всеслава переехать на их сторону и поцеловали крест, т.е. присягнули в его безопасности. Но едва Изяслав ввел его в свой шатер, как полоцкого князя схватили, отвезли в Киев и засадили в поруб вместе с двумя его сыновьями .

Начало борьбы Руси с половцами

Такое вероломство, по словам летописца, не замедлило вызвать Божье наказание на князей-клятвопреступников. Русскую землю посетили новые враги иноплеменники. То были Половцы, народ одного корня с Печенегами, но еще более дикий и многочисленный.

После известного поражения Печенегов под самым Киевом в 1036 году наша летопись уже не упоминает об их нашествиях на Русскую землю. Упорная, победоносная борьба с ними Владимира и Ярослава, очевидно, ослабила их силу; окончательно их сломили собственные междоусобия и другие кочевники, надвигавшие с востока. В IX веке, как известно, Печенегов оттеснили из-за Дона их единоплеменники Узы в союзе с хазарскими каганами. Когда Печенеги рассеялись в Черноморских степях по обеим сторонам Днепра, Узы заняли их кочевья в степях Задонских. Не все Печенеги ушли из прежних своих степей; часть их осталась между Узами, от которых, по словам Константина Багрянородного, они отличались более коротким платьем, достигавшим только до колен и не имевшим рукавов. В первой половине X века по известию того же Константина пустынное пространство в пять дней езды отделяло Печенегов от Узов. Но последние недолго оставались в покое на новых местах. В свою очередь теснимые другими кочевниками, они перешли на западную сторону Дона и стали подвигать свои кочевья к степям Днепровским, где снова столкнулись с Печенегами. Подобно Печенегам, Узы были турко-татарский народ, делившийся на разные орды под управлением своих родовых старейшин, или ханов. Русские князья в борьбе с Печенегами пользовались иногда их враждою с Узами. Из последних, так же как из первых, они при случае нанимали вспомогательную конницу для войны с соседями. Мы видели, что уже Владимир Великий в походе против Камских Болгар имел у себя конных Торков. Этим именем русская летопись называет Узов.

Печенеги еще храбро держались против Узов. Но в последние годы Ярославова княжения между печенежскими ордами возникли жестокие междоусобия. Поводом к ним послужила вражда самого сильного из печенежских ханов Тураха против Кегена, который из простых людей возвысился в число главных старейшин, благодаря своим подвигам в войнах с Узами. Теснимый соперником, Кеген убежал с частью Печенегов за Дунай и отдался под покровительство императора Константина Мономаха с обязанностью защищать греческие пределы от набегов собственных соплеменников. Тогда Узы окончательно взяли верх над Печенегами, которые оставались в степях между Днепром и Дунаем, что побудило последних к новым переходам за Дунай, где они получали от византийского правительства земли для поселения преимущественно в тех местах Болгарии, которые запустели после истребительных войн Василия II Болгаробойцы.

Но и Узы, или Торки, недолго господствовали в степях Приднестровских и грабили русские пределы. Вскоре с севера их потеснили русские князья; а с востока, по их собственным следам, надвинулись на них орды Куманов, которые известны в наших летописях под именем Половцев. Первое упоминание о Половцах встречается вскоре по смерти Ярослава. Именно в 1055 году князь переяславский Всеволод победоносно воевал с Торками, и в том же году заключил мир с Половцами, которые приходили с своим ханом Болушем. Очень вероятно, что русский князь заключил союз с более отдаленными варварами, или с Половцами, против соседних врагов, или Торков. Спустя пять лет после того мы видим, что русские князья решили общими силами ударить на последних. Не только собрались вместе Ярославичи, то есть Изяслав, Святослав и Всеволод; но с ними соединился и Всеслав Полоцкий. Многочисленная русская рать, конная и судовая, пошла на Торков и произвела между ними такой погром, что те бежали далее на юг. Там, по-видимому, их доконали Куманы. Угнетенные ими Узы, или Торки, вслед за Печенегами целыми ордами начали переходить за Дунай в пределы Византийской империи. Кроме того, большие толпы их, захваченные в плен русскими князьями, были поселены на южных пределах Киевской и Переяславской области для защиты этих пределов от других степняков. В последующей истории того края играли немаловажную роль полукочевые потомки этих Торков, или так называемые Черные Клобуки.

Русь ничего не выиграла с падением Печенегов и Узов. Их место в степях заняли ближайшие их соплеменники, еще более свирепые и многочисленные Куманы, или Половцы, которые не замедлили начать свои опустошительные вторжения и сильно потеснили южно-русские области.

Первое изгнание князя Изяслава из Киева

Уже в следующем году после погрома Торков Половцы пришли грабить Переяславскую область и разбили Всеволода. В 1068 году они явились снова. Братья Ярославичи соединили свои дружины и дали им битву на берегах речки Альты, следовательно, почти под самым Переяславлем; но были разбиты и побежали, Святослав – в Чернигов, а Изяслав со Всеволодом – в Киев. После того Половцы во все стороны распустили свои загоны для грабежа. Киевляне были сильно недовольны поведением своего князя и его дружинников. Они своевольно собрались на вече на торговой площади в нижнем городе, то есть на Подоле, и оттуда послали сказать великому князю: "Дай нам оружие и коней; хотим еще биться с Половцами". Великий князь отказался уступить этому шумному требованию. Тогда граждане подняли мятеж. Они бросились в верхний город, сначала к дому киевского тысяцкого, то есть главного воеводы, Коснячка; но тот успел скрыться. Отсюда одна часть мятежников направилась к тюрьме, чтобы выпустить колодников и Всеслава Полоцкого; а другая – ко двору княжескому. Изяслав в это время сидел с дружиною на сенях своего терема. Некоторые бояре советовали ему убить поскорее Всеслава. Но великий князь ни на что не решался; наконец потерял голову, покинул Киев вместе с братом Всеволодом и бежал в Польшу к своему родственнику королю Болеславу. Киевляне между тем освободили Всеслава и поставили его своим князем. Двор и имущество Изяслава были при. этом разграблены мятежною чернью.

То, чего тщетно требовали киевляне от Изяслава, то есть новые битвы с Половцами, рассеявшимися для грабежа, исполнил мужественный Святослав Черниговский. Он вышел с трехтысячной дружиной против варваров, которые свирепствовали около Чернигова, и столкнулся с их главным (будто бы двенадцатитысячным) отрядом на берегах реки Сновы. "Уже нам некуда деваться. Потягнем !" – закричал князь своей дружине; ударил на половцев, разбил их и взял в плен самого предводителя.

Целые семь месяцев Всеслав занимал стол великокняжеский. Король польский Болеслав II, по прозванию Смелый , находился в двойном родстве с Изяславом; так как он был двоюродным братом киевскому князю по своей матери и в то же время деверем по своей сестре, супруге Изяслава. Воинственный Болеслав радушно принял беглеца и охотно выступил в поход для возвращения ему Киевского стола. Киевляне пошли ему навстречу под начальством Всеслава. Но последний в Белгороде ночью тайком покинул киевскую рать и убежал в свой Полоцк.

Возвращение Изяслава в Киев (1069) и вторичное изгнание его оттуда (1073)

Киевляне воротились домой и на вече решили послать к братьям великого князя с просьбою прийти и защитить Киев от поляков и от мести Изяслава. "Если не поможете нам, – говорили они, – то зажжем город и уйдем в Греческую землю". Святослав и Всеволод действительно вступились за них и велели сказать старшему брату: "Не води Ляхов на Киев; если же хочешь погубить город, то знай, что нам жаль отцовского стола". Изяслав послушался, но не вполне. Сын его (Мстислав), вошедший в город с передовою дружиною, многих граждан избил, а других ослепил, мстя за освобождение Всеслава Полоцкого. Болеслав и Ляхи, плененные привольною жизнию в Киеве и красотою его женщин, прогостили в Киеве целую зиму (1069). Польский король, конечно, не даром помог Изяславу: кроме богатых подарков, по известию некоторых польских летописцев, на обратном пути он занял часть Червонной Руси с крепким городом Перемышлем, который, впрочем, был взят им после мужественной обороны.

С возвращением Изяслава в Киев, казалось, ничто не нарушило согласия между тремя братьями. Согласие это продолжалось около 18 лет после смерти их отца. Благодаря их единодушию, Всеслав Полоцкий некоторое время был лишен своего удела; а его новое нападение на Новгород отбито новгородцами под предводительством Глеба Святославича. В 1072 году происходило перенесение мощей Бориса и Глеба в Вышгород из старой деревянной церкви в новую каменную, построенную Изяславом. Братья съехались на торжество с своими боярами, и после литургии пировали все вместе "с любовью великою", как выражается летописец. А в следующем году между ними уже идет котора, т.е. распря. Летописец не говорит ясно о ее причинах; нетрудно догадаться, что возник спор о волостях. Поводом к нему, по-видимому, послужил все тот же неугомонный Всеслав Полоцкий, который успел снова воротить себе наследственный удел и вступил в какие-то переговоры с великим князем, возбудившие неудовольствие Святослава Черниговского. Последний подговорил Всеволода, и они вместе изгнали Изяслава из Киева. По всей вероятности, граждане киевские питали неудовольствие на Изяслава и за его мщение, совершенное с помощью ляхов, и за его небрежение о защите Руси от хищных половцев; тогда как мужественный Святослав имел за собою славу победителя на берегах Сновы.

Великий князь Святослав Ярославич (1073–1076)

Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника Святослава, 1073

Изяслав, успевший увести с собою много ценного имущества, вторично обратился к своему родственнику Болеславу Смелому за помощью. Но польский король на этот раз не изъявлял охоты вооружиться за его права, хотя и присвоил себе большую часть привезенного им имущества. Изгнанник поехал в Германию, где у русских князей того времени были также родственные связи с владетельными лицами. Он обратился к императору Генриху IV, признавая его судьею в своем деле с братьями и подкрепляя свои просьбы подарками. Но Генрих был слишком занят собственными делами и борьбою с мятежными вассалами, чтобы предпринять вооруженное вмешательство в дела отдаленной России. Он ограничился отправлением посольства в Киев с требованием, чтобы этот город был возвращен старшему брату. Святослав почтительно принял посольство и отпустил его с такими богатыми дарами, которые возбудили удивление между немцами. По крайней мере один из их летописцев говорит, что "никогда мы не видали столько золота, серебра и драгоценных тканей". Не добившись ничего от Генриха IV, Изяслав обратился к его знаменитому противнику, к папе Григорию VII. Он отправил в Рим своего сына, чтобы просить папу о заступлении и принести жалобу на вероломство короля польского. Изгнанник даже готов был, по-видимому, признать папскую власть над Русскою церковью, лишь бы добиться своего личного удовлетворения. Хотя и отвлекаемый в то время важнейшими делами, Григорий VII не упустил удобного случая показать свое верховенство над земными владыками. Он прислал две грамоты, одну, милостивую, Изяславу, а другую, укорительную, Болеславу, которого упрекал за неправедно присвоенное имущество русского князя. В это именно время мы находим польского короля в союзе с братьями Изяслава, так в следующем 1076 году юные сыновья их, Олег Святославич и Владимир Всеволодович (Мономах), ходили с русскою дружиною на помощь Болеславу против чехов. Но в том же году великий князь Святослав скончался, и обстоятельства вновь изменились в пользу Изяслава. Польский король внял наконец его просьбам и дал ему вспомогательное войско, с которым тот пошел на Всеволода, занявшего Киев. Всеволод не упорствовал и поспешил помириться с старшим братом. Изяслав снова сел на Киевском столе (1077), а младшему брату отдал Черниговскую область. Но эта передача в свою очередь послужила источником больших междоусобий, потому что дети Святослава считали Чернигов своим наследственным уделом, своею отчиною.

Святослав оставил пять сыновей: Глеба, Олега, Давида, Романа и Ярослава. Одна любопытная рукопись сохранила нам изображение этих князей вместе с их родителями. Святослав, подобно отцу своему Ярославу, был книголюбец и заставлял переписывать для себя славяноболгарские рукописи. До нас дошел в подлиннике переписанный для него в 1073 году сборник разных статей, преимущественно религиозного содержания. К этому Святославову Сборнику [Изборнику ] приложен рисунок, который изображает князя и его семейство, состоящее из супруги и пяти упомянутых сыновей. Все они представлены в цветных кафтанах, спускающихся ниже колен и подпоясанных золотым кушаком. У кафтанов золотные воротники и узкие рукава с золотными поручами. На головах сыновей шапки, или клобуки, с меховой опушкой и синим закругленным верхом. Клобук самого Святослава имеет верх более низкий и, по-видимому, золотной. Кроме того, на нем наброшен верхний плащ (епанча, или корзно), зеленый с золотою каймою, застегнутый на правом плече пряжкою с дорогим камнем. Сапоги у всех из цветного сафьяна. Сыновья все безбородые; а отец, обладающий круглым красивым лицом, имеет густые усы и подстриженную бороду. У княгини вокруг головы обвернут платок, или фата, спускающаяся одним концом на правую сторону. На ней надето длинное верхнее платье с широким, отложным воротником, золотым поясом и широкими рукавами, под которыми заметны золотные поручи нижнего кафтана.

Старший из Святославичей Глеб, как мы видели, снискал себе известность своим управлением в Тмутаракани. Затем встречаем его князем Новгородским, победителем Всеслава Полоцкого и усмирителем народного мятежа. Уже 80 лет минуло с той поры, когда Добрыня с Путятой огнем и мечом сокрушили идолослужение в Новгороде Великом; но Северная Русь все еще помнила о своей старой религии, и здесь все еще была сильна языческая партия. В 1071 году, по словам летописи, там явился какой-то волхв, который начал смущать народ мнимыми чудесами и хулою на христианскую веру. Новгородская чернь подняла мятеж и хотела убить епископа. Епископ облекся в ризы, взял крест, вышел к народу и сказал: "Кто верует волхву, пусть идет за ним; а кто почитает крест – следует за мною". Князь Глеб Святославич с дружиною стал подле епископа; но около волхва собралась большая народная толпа. Глеб спрятал топор под скутом (т.е. под плащом), подошел к волхву и спросил: "Знаешь ли, что будет завтра"? – "Знаю", – отвечал он. – "А знаешь ли, что будет сегодня? " – "Я сотворю великие чудеса". Тогда Глеб ударил волхва топором, и тот упал мертвый. Мятеж после того утих, и толпа разошлась по домам.

Олег Святославич и другие князья-изгои

После смерти отца Глеб вскоре погиб в каком-то походе на Заволочье, т.е. в стране северной Чуди. Братья его Олег и Роман были посажены отцом, первый во Владимире Волынском, а второй в Тмутаракани. Но дядья вывели Олега из Владимира и, по-видимому, решили оставить за детьми Святослава только отдаленные Муромо-Рязанские земли и Тмутаракань. С таким решением не могли помириться предприимчивые Святославичи и особенно самый беспокойный из них, Олег. Он не поехал в свой Муромский удел, а отправился к Роману в Тмутаракань и там соединился еще с одним обделенным племянником Ярославичей, с Борисом Вячеславичем. Средства для борьбы с старшими князьями оказались под рукою; это были половецкие дружины, всегда готовые за плату или за добычу помогать кому угодно. Олег и Борис наняли половцев и пошли к Чернигову на Всеволода. Последний был разбит на реке Сожице; причем пали многие знатные бояре русские, между прочим, Иван Жирославич, Тукы, брат Чудинов, и Порей.

Изгнанный из Чернигова Всеволод обратился за помощью в Киев к старшему брату. Изяслав старался утешить его, напоминал о собственном двукратном изгнании из Киева и выражал готовность положить свою голову за обиду братнюю. Он собрал большое войско и двинулся со Всеволодом против мятежных племянников. Сын Всеволода Владимир Мономах, княживший в Смоленске, также поспешил на помощь отцу. Ярославичи осадили Чернигов, граждане которого, кажется, были преданы Святославову семейству: они мужественно оборонялись, хотя их молодые князья находились в отсутствии. Но Олег и Борис скоро явились с новыми наемными толпами половцев. Тогда Ярославичи оставили осаду города и пошли навстречу племянникам. В виду неравных сил Олег желал уклониться от битвы, но пылкий Борис хвалился выйти на бой с одною собственною дружиною. Где-то недалеко от Чернигова на месте, которое в летописи названо Нежатиной нивой, произошла жаркая битва. Борис пал в этой сече. Изяслав стоял посреди своих пеших полков, когда какой-то неприятельский всадник наскакал на него и поразил его копьем. Великий князь упал мертвым. Нежатинская битва окончилась победою Всеволода. Разбитый Олег опять ушел в Тмутаракань. Тело Изяслава отвезли в Киев и положили в мраморной гробнице в Десятинной церкви (1078 г.). Смерть за младшего брата в глазах народа искупила отчасти воспоминание о слабых сторонах Изяславова княжения. Это мы видим из тех теплых слов, которыми летописец сопровождает рассказ о его погребении: он особенно ставит современным князьям в пример братнюю любовь Изяслава.

Великий князь Всеволод Ярославич (1078–1093)

Великий князь Всеволод, сын Ярослава Мудрого. Портрет из Царского титулярника, 1672

Старшим князем на Руси оставался теперь последний из Ярославичей, Всеволод. Он занял Киевский стол, а Чернигов передал своему сыну Владимиру Мономаху. Сыновей своего старшего брата Изяслава он щедро наградил уделами: Ярополку Изяславичу отдал область Волынскую, а Святополка Изяславича посадил в Новгороде. Но Святославичи, Роман и Олег, а также Давид Игоревич и три сына умершего Ростислава Тмутараканского, Рюрик, Василько и Володарь, считали себя обделенными и продолжали оружием добиваться волостей; средства к тому доставляли Половцы, хазаро-черкесы и вольные русские дружины. Роман и Олег, из своей Тмутаракани, снова ходили с половецкою и черкесскою конницею добывать Чернигов; во время этого похода Роман был убит самими Половцами; а Олег, схваченный тмутараканскими хазарами, выдан грекам, которые заточили его на остров Родос.

Ростиславичи, такие же воинственные, беспокойные князья, как их отец, получили в удел Червенские города, которые хотя и были захвачены Болеславом Смелым, но вновь возвращены Русью, благодаря смутам, наступившим в Польше. Не довольствуясь этими городами, Ростиславичи старались отнять у Ярополка часть Волынской земли. Давид Игоревич добился некоторых волостей в той же земле. Между тем и неугомонный Всеслав Полоцкий также продолжал свои неприязненные действия. Тщетно Всеволод пытался смирять непокорных родственников и посылал на них своего сына Владимира Мономаха: междоусобия, потушенные в одном месте, с новою силою возникали в другом. Русь страдала при нем и от частых половецких набегов; а киевское население терпело еще обиды от княжеских тиунов. Удрученный старостию и болезнями, Всеволод сам мало занимался главными обязанностями князя, то есть судом и расправою, и предоставлял дела своим тиунам: народные жалобы на их грабительства и неправды проникли и в самую летопись, обыкновенно столь благосклонную к роду Мономаха. Сверх того княжение Всеволода ознаменовалось и другими бедствиями, каковы чрезвычайный мор, истребивший много народу, и страшная засуха, сопровождаемая лесными пожарами .

В 1093 году Всеволод умер и был погребен в великом Софийском храме, там же, где и отец его Ярослав, любивший его более других детей. Он оставил после себя двух сыновей, Владимира Мономаха и Ростислава, и нескольких дочерей. Из последних Анна, или Янка, как называет ее летописть, отличавшаяся приверженностью к церкви, девицей постриглась в монастырь и основала женский монастырь при храме св. Андрея. По смерти митрополита Иоанна, известного своею ученостию и своими сочинениями, Янка предпринимала путешествие в Царьград и оттуда привезла в Киев нового митрополита, именем также Иоанна, мужа неученого, притом еще скопца. Последний не понравился народу, который, смотря на его бледное лицо, называл его мертвецом (навье); впрочем, он и действительно скоро умер. Другая дочь Всеволода, Евпраксия, имела замечательную судьбу. Сначала она была выдана замуж за одного немецкого маркграфа. Оставшись вдовою, в 1089 году она вступила в новый брак с императором Генрихом IV, успевшим также овдоветь. Но этот брак был самый несчастный. Много пришлось ей вытерпеть насилий и всякого рода оскорблений от жестокого и развратного супруга. Она даже была лишена свободы, но успела бежать и нашла убежище у знаменитой Тосканской маркграфини Матильды, с помощью которой хлопотала о разводе перед папою Урбаном II. Потом она воротилась на родину, в Киев; здесь постриглась, скончалась в 1109 году и погребена в Печерском монастыре. Янка пережила ее четырьмя годами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!